Научная статья на тему '"ПОД БРЕЙД-ВЫМПЕЛОМ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА...". ДРЕВНИЙ РОД НЕБОЛЬСИНЫХ НА СЛУЖБЕ РОССИИ'

"ПОД БРЕЙД-ВЫМПЕЛОМ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА...". ДРЕВНИЙ РОД НЕБОЛЬСИНЫХ НА СЛУЖБЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ НЕБОЛЬСИН / ГВАРДЕЙСКИЙ ФЛОТСКИЙ ЭКИПАЖ / ИМПЕРАТОРСКИЕ ЯХТЫ "НЕВА" / "КОРОЛЕВА ВИКТОРИЯ" / "ШТАНДАРТ" И "ОЛАФ" / ПАРОХОДЫ "ОНЕГА" / "БУГ" / "НАРЕВ" / "ЭРИКЛИК" И "ЭЛЬБРУС" / КЛИПЕР "ИЗУМРУД" / КАНОНЕРСКИЕ ВИНТОВЫЕ ЛОДКИ "ВИХРЬ" И "ТЮЛЕНЬ" / ОБОРОНА КРОНШТАДТА 1854-1856 ГГ. / РУССКАЯ ФЛОТИЛИЯ НА ВИСЛЕ 1863 Г / ОБЩЕСТВО СПАСАНИЯ НА ВОДАХ / ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ И ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / KONSTANTIN NEBOLSINE / NAVY CREW OF THE GUARDS / THE IMPERIAL YACHTS NEVA / QUEEN VICTORIA / STANDART AND OLAF / THE STEAMERS ONEGA / BUG / NAREV / ERIKLIK / AND ELBRUS / THE CLIPPER IZUMRUD / THE PROPELLER GUNBOATS VIKHR AND TULEN / DEFENSE OF KRONSTADT IN 1854-1856 / RUSSIAN FLOTILLA ON THE VISTULA IN 1863 / RESCUE ON THE WATER SOCIETY / RED CROSS SOCIETY / EMPRESS MARIA INSTITUTIONS DEPARTMENT / PATRIOTIC AND ELIZABETH INSTITUTES IN ST. PETERSBURG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочарова Наталья Вячеславовна

В цикле статей на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. В четвёртой статье цикла рассказывается о видном военном и общественном деятеле генерал-лейтенанте по Адмиралтейству Константине Васильевиче Небольсине (1825-1895).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"UNDER THE BROAD PENNANT OF HIS IMPERIAL MAJESTY...". THE ANCIENT NEBOLSINE FAMILY IN THE SERVICE OF RUSSIA

In the series of articles based on previously unpublished documents in Russian, foreign and private archives the author pioneered recreation of the history of the old aristocratic family of the Nebolsines whose members held top officer posts in the Russian Imperial Navy for four generations. The fourth article of the cycle tells the story of a prominent military and public figure, Lieutenant-General of the Admiralty Konstantin Nebolsine (1825-1895).

Текст научной работы на тему «"ПОД БРЕЙД-ВЫМПЕЛОМ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА...". ДРЕВНИЙ РОД НЕБОЛЬСИНЫХ НА СЛУЖБЕ РОССИИ»

Н.В. КОМАРОВА N.V. KOCHAROVA

«ПОД БРЕЙД-ВЫМПЕЛОМ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА...»

Древний род Небольсиных на службе России

«UNDER THE BROAD PENNANT OF HIS IMPERIAL MAJESTY...»

The ancient Nebolsine family in the service of Russia

Сведения об авторе. Кочарова Наталья Вячеславовна — прямой потомок адмирала и генерал-лейтенанта по Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина (1825—1895), кандидат физико-математических наук, доктор философии в химических науках (г. Оулу, Финляндия. E-mail: natalia.kocharova@gmail.com).

Аннотация. В цикле статей на основе ранее не публиковавшихся документов российских, зарубежных и частных архивов впервые воссоздана история древнего дворянского рода Небольсиных, представители четырёх поколений которого занимали высшие офицерские посты на Русском Императорском флоте. В четвёртой статье цикла рассказывается о видном военном и общественном деятеле генерал-лейтенанте по Адмиралтейству Константине Васильевиче Небольсине (1825-1895).

Ключевые слова: Константин Васильевич Небольсин; Гвардейский флотский экипаж; императорские яхты «Нева», «Королева Виктория», «Штандарт» и «Олаф»; пароходы «Онега», «Буг», «Нарев», «Эриклик» и «Эльбрус»; клипер «Изумруд», канонерские винтовые лодки «Вихрь» и «Тюлень»; оборона Кронштадта 1854—1856 гг.; Русская флотилия на Висле 1863 г.; Общество Спасания на водах; общество Красного Креста; Ведомство учреждений императрицы Марии; Патриотический и Елизаветинский институты в Санкт-Петербурге.

Information about author. Natalia Kocharova — holds Russian PhD degree in Physics and Mathematics as well as European PhD degree in Chemistry; she is the direct descendant of Admiral and Lieutenant General of the Admiralty Konstantin Vasilyevich Nebolsine (1825—1895) (cityofOulu, Finland. E-mail: natalia.kocharova@gmail.com).

Summary. In the series of articles based on previously unpublished documents in Russian, foreign and private archives the author pioneered recreation of the history of the old aristocratic family of the Nebolsines whose members held top officer posts in the Russian Imperial Navy for four generations. The fourth article of the cycle tells the story of a prominent military and public figure, Lieutenant-General of the Admiralty Konstantin Nebolsine (1825—1895).

Keywords: Konstantin Nebolsine; Guards Marine Equipage; the Imperial yachts Neva, Queen Victoria, Standart and Olaf; the steamers Onega, Bug, Narev, Eriklik, and Elbrus; the clipper Izumrud, the propeller gunboats Vikhr and Tulen; defense of Kronstadt in 1854—1856; Russian flotilla on the Vistula in 1863; Rescue on the Water Society; Red Cross Society; Empress Maria Institutions Department; Patriotic and Elizabeth Institutes in St. Petersburg.

Калужская ветвь древнего рода столбовых дворян Небольсиных, насчитывающая 17 поколений, дала России 4 поколения офицеров Русского Императорского флота высших рангов. Это капитан-командор Павел Александрович Небольсин и его потомки: сын — капитан 1 ранга Василий Павлович, внуки — генерал-лейтенант по Адмиралтейству Константин Васильевич и капитан 1 ранга Иосиф Константинович, а также правнуки: вице-адмирал Евгений, контр-адмирал Аркадий и капитан 1 ранга Вячеслав Константиновичи Небольсины. В первых трёх статьях этого цикла мы рассказали о возникновении и истории рода с конца XV до середины XIX века, в частности о полковнике от кавалерии, Московском гражданском губернаторе Николае Андреевиче Небольсине (1785—1846), а также о службе двух братьев-офицеров — капитан-лейтенанта Павла Васильевича (1822—1861) и капитана

1 ранга Иосифа Васильевича (1836—1892) Небольсиных. Блестящая флотская карьера

и дальнейшая общественная деятельность их среднего брата — генерал-лейтенанта по

Адмиралтейству Константина Васильевича Небольсина1 заслуживают отдельного по-

вествования.

ОНСТАНТИН Василь- моряка капитана 1 ранга Ва- кадетском корпусе4. В 1841 —

евич Небольсин родился силия Павловича Небольсина 1843 гг. гардемарин Констан-

19 апреля2 1825 года в и шведской лютеранки Марии, тин Небольсин крейсировал в

г. Або/Турку (шв./фин.: Abo/ перед венчанием перешедшей Балтийском море на фрегатах

Turku), Великое Княжество в православие с именем Алек- «Екатерина», «Александр Не-

Финляндское, в семье русского сандра Ивановна3. Согласно се- вский» и «Диана» (в офицерском

дворянина и потомственного мейной традиции в 1832 году чине с 30 декабря 1842 г.). 9 ав-

__отец семилетнего Константина густа 1844 года произведён в

Продолжение. Начало см.: Во- подал прошение о его зачис- мичманы с назначением в 1-й

ен.-истор. журнал. 2019. № 4—6. лении для обучения в Морском флотский экипаж (которым в то

H.B. КОЧАРОВА. «Под брейд-вымпелом его императорского величества...» •

fj

л

время командовал его отец), и в его составе курсировал на фрегате «Надежда» между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. В 1845 году К.В. Небольсин был прикомандирован, а в 1846 году переведён в Гвардейский флотский экипаж. Произведён лейтенантом 3 апреля 1849 года, капитан-лейтенантом — 8 сентября 1859 года, капитаном 2 ранга — 1 января 1866 года, капитаном 1 ранга — 20 апреля 1869 года, контр-адмиралом — 1 января 1880 года, генерал-лейтенантом по Адмиралтейству — 1 января 1886 года.

Гвардейский экипаж был основан по указу императора Александра I в 1810 году и сразу стал элитой Российского Императорского флота. Служба в нём была большой честью и для офицеров, и для нижних чинов. Доминирующими чертами русского офицера помимо высокой воинской компетенции были понятия служебной чести, гуманности, порядочности, справедливости и взаимоуважения5. В Гвардейском экипаже требования были ещё жёстче: туда назначались лучшие офицеры флота личным повелением императора, а при отборе нижних чинов придерживались критерия, чтобы матросы были «рослые» и «чистые лицом»6.

Уже в первые годы своей флотской карьеры Константин Васильевич стал активным участником зарождения парового флота России. Первый русский пароход Карла Николаевича Берда (1766—1843) появился на Неве в сентябре 1815 года и произвёл настоящий фурор среди петербургской публики, окрестившей его «судном с печкой»7. В 1836 году в Петербурге был построен первый русский военный па-роходо-фрегат «Богатырь»8. В составе Гвардейского экипажа Константин Небольсин плавал в 1845 году на парусном корабле «Россия» до Ревеля, а уже в 1846 году на паровой яхте «Александрия» и в 1848 году — на пароходе «Невка» между Санкт-Петербургом, Петергофом, Кронштадтом и Ораниенбаумом9.

В 1847 году с 7 июня по ^августа Константин Васильевич на 20-пушечном корвете «Оливуца» под командой капитан-лейтенанта Сахарова был в длительном плавании из Кронштадта в Копенгаген, до английского порта Портсмунд и обратно10. В июне—июле 1850 года на 44-пушечном фрегате «Цесаревич» под командой капитана 1 ранга С.И. Мофета лейтенант Константин Небольсин был в крейсерстве по Балтийскому морю между Кронштадтом, Ревелем (датск. Reval, шв. Rävel, эст. Tallinn — «датская крепость») и Свеаборгом (шв. Sveaborg — «шведская крепость», фин. Suomenlinna — «финская крепость»)11. В том же 1850 году с 25 июля по 9 сентября на 52-пушечном фрегате «Паллада» под командой капитан-лейтенанта Сахарова он совершил 45-дневное плавание от Кронштадта до герцогства Шлезвиг-Гольштейн-Зондер-бург (Германия) и обратно12.

В 1851 году Константин Васильевич заведовал катерами императора Николая I, а в кампанию 1852 года с 8 мая по 27 сентября на 12-пушечной трёхмачтовой императорской яхте «Нева» под командой капитан-лейтенанта Риона плавал с членами царской семьи по Финскому заливу и Балтийскому морю13. В кампанию 1853 года с 16 мая по 31 июля лейтенант К.В. Небольсин на94-пушечном корабле «Эмгейтен» под командой капитана 1 ранга С.И. Мофета был в двухмесячном плавании по Балтийскому морю до Ревеля, Дагерорда и о. Сескар. Тогда же, 19 мая 1853 года, он был назначен экипажным адъютантом, а 15 июля у о. Готланд «Эмгейтен» участвовал в манёврах, проведённых императором Николаем I14.

С 25 сентября 1856 года К.В. Небольсин старшим офицером на 52-пушечном фрегате «Кастор» под командованием капитан-лейтенанта Павла Ивановича Панафидина (1784— 1869)плавал по Балтийскому морю, а со 2 октября 1856 по 25 августа 1857 года на этом же фрегате в той же должно-

Константин Васильевич Небольсин. На обороте: «Фотография художника Г. Штейнберга на Васильевском Острове по 11 линии № 26 в С. Петербурге» Фото 1860-х гг. Семейный архив автора, публикуется впервые

сти в составе эскадры контр-

адмирала Евгения Андреевича

Беренса (1809—1878) был в дли-

тельном походе в Средиземное

море15. В конце этого плавания,

21 августа 1857 года, Константин Васильевич был назначен

командиром 3-й роты Гвардей-

ского экипажа.

9 июня 1857 года на верфи инженера Армана во Франции была заложена двухмачтовая паровая колёсная императорская яхта-корвет «Александра», в ходе строительства переименованная в честь первого петровского фрегата в «Штандарт»16. Яхта строилась под надзором капитана 1 ранга Платона Юрьевича Лисянского (1820—1900, адмирал с 1892 г.) — командира винтового фрегата «Светлана», также заложенного на верфи Армана17. «Штандарт» прослужил царской семье

21 год и был главной и самой крупной императорской яхтой вплоть до постройки в 1871 году яхты «Держава».

26 апреля 1858 года приказом генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича18 лейтенант К.В. Небольсин был назначен старшим офицером на яхту «Штандарт». Ожидая плавания до Бордо, он с 22 мая по 11 июля 1858 года заведовал 2-м промерным отрядом на Невской губе.

Церковная улица в Або

Художник Г. Сергеев, 1814 г. Музейное ведомство Финляндии (МигеомгаБЮ)

28 июня 1858 года «Штандарт» был спущен на воду, а 15 июля капитан-лейтенант К.В. Небольсин на пароходо-фрегате «Камчатка»19 под командованием капитан-лейтенанта барона В.М. фон Гейкена20 вышел из Кронштадта и, сделав остановки в Копенгагене и Бресте, 2 августа прибыл в Бордо, где до 27 сентября участвовал в приёмке «Штандарта». 9 октября 1858 года «Штандарт» со старшим офицером К.В. Небольсиным под командованием капитана 2 ранга И.П. Панафидина (1817— 1906, вице-адмирал с 1879 г.) вместе с фрегатом «Светлана» вышел в Кронштадт и пришёл туда 29 октября 1858 года, по пути зайдя в Шербур (13—16 октября), Дувр (17—19 октября) и Киль, где 22—26 октября был осмотрен генерал-адмиралом Константином Николаевичем21. Сразу после прибытия в

Герб Гвардейского экипажа

Кронштадт «Штандарт» с тем же офицерским составом до 4 ноября 1858 года проходил испытания в Балтийском море «и заграницею»22.

Очевидно, командир 3-й роты Гвардейского экипажа К.В. Небольсин отличился на приёмке «Штандарта» и на смотре в Киле, т.к. 22 ноября того же года он был назначен командиром роты цесаревича наследника российского престола Николая Александровича. В кампаниях 1859 и 1860 гг. с мая по октябрь старший офицер яхты «Штандарт» Констанин Небольсин под командованием капитана 1 ранга Всеволожского плавал «с Императорскою фа-милиею под брейд-вымпелом его Императорского величества Государя Императора» по Балтийскому морю в финские шхеры, Роченсальм (швед. Зуепзкэипс!, фин. Рио18тза1пт, с 1878 г. — фин. г. Котка), Гельсингфорс (Хельсинки), Ревель, Либау (нем. ЫЬаи, рус. Либава, латыш. Ыер^а), Ригу и Або23. В июне 1861 года К.В. Небольсин командовал пароходом «Онега»24, на котором с членами царской семьи плавал между Петербургом и Кронштадтом; затем с 6 июля по 22 октября командиром винтовой канонерской лодки «Тюлень» участвовал в промере Финского залива. В кампании 1862 года с 25 апреля по 12 июля Константин Васильевич командиром лодки «Тюлень» совершил переход по внутренним водным системам из Санкт-Петербурга в Астрахань, о чём написал статью в «Морском сборнике»25. За этот переход он был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени.

5 апреля 1862 года капитан 2 ранга К.В. Небольсин был назначен командиром императорской яхты «Королева Виктория»26. Эта двухмачтовая яхта-шхуна была заложена в 1844 году на верфи Джозефа Уайта в Англии для королевского двора, но в процессе постройки подарена императору Николаю I королевой Викторией и потому была названа в её честь. В 1846 году яхта пришла в Кронштадт и тогда же

была включена в состав Балтийского флота и Гвардейского экипажа. В сентябре 1846 года Николай I, имевший чин генерал-адмирала, основал первый в России Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, и 8 июля 1847 года состоялась первая российская регата, в которой участвовала и «Королева Виктория». Отличаясь богатой внутренней отделкой, она прослужила царской семье 29 лет, до конца 1884 года. Командуя этой яхтой в 1864—1866 гг., К.В. Небольсин ежегодно плавал с членами царской семьи по Балтийскому морю в Финляндию, Швецию и Данию.

Одновременно с командованием яхтой «Королева Виктория» в 1864 году Константин Васильевич заведовал Школой кантонистов и 1 января 1865 года был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени27. 1 июня 1865 года он был избран председателем хозяйственного комитета Гвардейского экипажа, а в 1868 году, также будучи командиром яхты «Королева Виктория», заведовал всеми загородными императорскими судами. За усердный труд приказами генерал-адмирала капитану 2 ранга К.В. Небольсину в 1867 и в 1868 гг. дополнительно было выплачено по половине годового жалованья, а в сентябре 1868 года он был награждён годовым окладом жалованья.

31 марта 1869 года Константин Васильевич был назначен командиром парусно-винто-вого клипера «Изумруд»28 и 20 апреля того же года произведён в капитаны 1 ранга. В летнюю кампанию 1869 года он командовал парусно-винтовым корветом «Варяг»29 и 1 января 1870 года был награждён орденом Св. Станислава 2-й степени с императорской короной30.

В1870—1871 гг. капитан 1 ранга Небольсин командовал императорским пароходо-фрега-том «Олаф»31. Это был мощный двухколёсный боевой корабль нового поколения,построенный в Гельсингфорсе и названный в честь первого короля Норвегии Олафа II (995-1030). В 1870 году

на «Олафе» К.В. Небольсин плавал «по Финскому заливу, Балтийскому морю и заграницу в Копенгаген с Его Высочеством Наследником Цесаревичем (Александром Александровичем. — Прим. авт.) и всею его фамилиею», а в 1871 году — «в Ревель и Балтийский порт с Его Императорским Высочеством Наследником Цесаревичем и Государынею Цесаревною (Марией Фёдоровной. — Прим. авт.)»32.

Может показаться, что служба К.В. Небольсина в Гвардейском экипаже ограничивалась лишь обслуживанием царской семьи, что, конечно, не так. В военное время из личного состава Гвардейского экипажа формировались боевые подразделения Балтийского флота, офицеры экипажа направлялись на самые ответственные участки морских сражений, а в ходе сухопутных операций обеспечивали безопасность переправ через водные преграды. Константин Васильевич Небольсин принимал самое активное участие во всех военных кампаниях своего времени.

В 1848 году в Венгрии произошла демократическая революция, в ходе которой страна провозгласила свою независимость от Австрийской империи. Николай I вступил в контрреволюционную войну на стороне австрийского императора, и в июне 1849 года на территорию Венгрии вошла 150-тысячная русская армия под командованием генерал-фельдмаршала И.Ф. Паске-вича (1782—1856)33. В рамках Венгерской кампании мичман Константин Небольсин в составе Гвардейского экипажа участвовал в сухопутном походе от Петербурга до Белостока к западным границам Российской империи. 13 августа 1849 года венгерская армия капитулировала.

В июне 1853 года началась Крымская война 1853—1856 гг. Весной 1854 года передовой англо-французский флот пришёл на Балтику и в конце июля подошёл к Кронштадту. Русский флот, отставший в строительстве паровых кораблей,

не имел возможности открыто противостоять быстроходным винтовым судам противника, которые к тому же обладали новейшей дальнобойной артиллерией34. В этой ситуации с целью защиты Санкт-Петербурга и Гельсингфорса большое внимание было уделено обороне морских крепостей Кронштадта и Свеаборга, в частности тогда впервые в истории войн использовались подводные минные заграждения.

В Крымских кампаниях на Балтике 1854—1856 гг. три брата Небольсины — Павел, Константин и Иосиф — защищали подступы к Кронштадту. В 1854 году с 6 апреля по 18 ноября гардемарин Иосиф Васильевич (10 августа 1836 — 7 декабря 1892)35 и с 27 апреля по 24 октября лейтенант Константин Васильевич Небольсины защищали вход в Кронштадтскую гавань на 94-пушечном линейном корабле «Лефорт» под командой контр-адмирала С. Мофета36. На этом же судне в то время служил и сын командира корабля — мичман Роман Самуилович Мофет (1836—1859)37. Весной 1855 года К.В. Небольсины принял в своё командование только что построенную винтовую канонерскую лодку «Вихрь»38, которой командовал до августа 1857 года. В кампаниях 1855 и 1856 гг. «Вихрь» крейсировал между Санкт-Петербургом и Кронштадтом; тогда же, в 1855 году, под командой Константина Васильевича на «Вихре» служил его младший брат Иосиф Небольсин39.

18 февраля 1855 года скончался император Николай I, и на российский престол взошёл Александр II. 18 марта 1856 года Крымская война окончилась подписанием Парижского мирного трактата, в котором, в частности, пункт договора о нейтральности Чёрного моря для России означал запрет иметь свой Черноморский флот, арсеналы и крепости. 23 июля 1856 года Александр II устроил на Кронштадтском рейде смотр судам Балтийского флота, по

Гвардейский экипажу пристани в Петергофе

Художник А. И. Ладюрнер, 1854 г. Центральный военно-морской музей

результатам которого командиру винтовой лодки «Вихрь» К.В. Небольсину было объявлено «Высочайшее благоволение»40. 26 августа 1856 года Константин Васильевич был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени и бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 годов». 30 августа 1857 года он был «всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3-й степени»41.

В январе 1863 года в Варшаве началось очередное восстание с целью восстановления независимости Польши. В отличие от Польского мятежа 1831 года на сей раз действия восставших носили партизанский характер с совершением диверсий, нападений на русские гарнизоны, захватом транспорта и т.п. Отношение к военным действиям России в 1849 году в Венгрии и в 1863 году в Польше как в рус-

Генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич

а

Пароходо-фрегат «Камчатка»

Художник Н. К. Арцеулов

Из кн.: Морская слава России. М.:

Белый город, 2003

Императорская яхта «Штандарт» (1858-1879)

Художник А. К. Беггров Центральный военно-морской музей

Императорская яхта «Королева Виктория»

Реконструкция А. Доманова

ском обществе, так и в семье Небольсиных было разным. Венгерской революции все сочувствовали, и Небольсины не любили вспоминать об участии Константина Васильевича в операциях против венгров42. Поляков же, по исторической памяти о событиях Смуты начала XVII века, считали нелояльными и опасными. Поэтому усмирительные действия России в Польше находили понимание в русском обществе и в среде русского офицерства43.

Срочное назначение в Варшаву 4-й роты Гвардейского экипажа её командир капитан-лейтенант К.В. Небольсин получил в ночь с 4 на 5 февраля 1863 года44. Рота собралась в поход за 24 часа и 6 февраля в полной боевой готовности отправилась по железной дороге на двух поездах. В личный состав роты входили 5 лейтенантов, 20 унтер-офицеров, 6 музыкантов, 157 матросов, 2 конюха ластовой полуроты45.

В пути до Варшавы с 6 по 8 февраля рота К.В. Небольсина охраняла конную артиллерию Гвардейского экипажа — это было вызвано тем, что во время

Форт Императора Александра I в Кронштадте со стороны рейда

Художник Л. О. Премацци Центральный военно-морской музей

остановок на поезда, следовавшие из России, нападали польские террористы46. В Варшаве, познакомившись с городом и осмотрев Вислу на предмет размещения брандвахтенных постов, К.В. Небольсин в короткий срок разработал план полицейского и таможенного надзора и тут же приступил к его реализации. Уже 12 февраля 1863 года он с лейтенантом На-ваховичем и 39 нижними чинами отправился в Новогеоргиевск за двумя канонерскими гребными лодками для флотилии. 15 февраля 4-я рота приняла на вооружение 2 железные канонерские лодки, а 24 февраля К.В. Небольсин доложил генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу свой «Проэкт устройства флотилии для надзора на реке Висла под г. Варшавою». Генерал-адмирал «приказал ныне же приступить к организации флотилии» для транспортировки войск, снабжения армии, защиты грузов, мостов и переправ47.

26 февраля по железной дороге из Санкт-Петербурга доставили в Варшаву 4 вооружённых пушками железных катера с восемью ракетными станками. 15 марта суда флотилии заняли свои брандвахтенные места, а 18 марта наместник Царства Польского великий князь Константин Николаевич своим приказом утвердил К.В. Небольсина начальником флотилии с подчинением генерал-адъютанту барону Корфу.

В марте 1863 года для флотилии Небольсина был куплен в Пруссии и 17 апреля прибыл в Варшаву пароход «Висла»,

который затем использовали для транспортировки военных грузов. В летнюю кампанию 1864 года на «Висле» служил младший брат К.В. Небольсина лейтенант Иосиф Небольсин. Командуя флотилией на Висле, К.В. Небольсин с 31 мая 1863 года надзирал за сборкой построенных в Санкт-Петербурге и прибывших по железной дороге в Варшаву пароходов «Буг» и «Нарев». В конечном итоге флотилия была образована из 3 пароходов, 2 канонерских лодок, 4 железных катеров, 1 баржи и 6 мелкосидящих шлюпок48.

В апреле 1863 года в предместьях Праги активизировались отряды повстанцев. 26 апреля под командой капитан-лейтенанта К.В. Небольсина ракетная батарея и канонерские лодки флотилии оставили свои брандвахтенные посты и перешли к Праге, где поступили в распоряжение генерал-майора князя Зейн-Витгенштейна с задачей охранять «правый фланг предместья Праги». 22 июня канонерские лодки вернулись на свои брандвахты.

Помимо службы на судах флотилии 4-я рота Гвардейского экипажа под командованием Небольсина участвовала в шести сухопутных экспедициях против польских повстанцев на суше. С 23 июля по 5 августа 1863 года Константин Васильевич командовал подразделением Гвардейского экипажа сухопутной экспедиции отряда генерал-майора Криднера49. За 12 дней похода отряд, преследуя «шайку Янковского» и ночуя в открытом поле, прошёл

около 400 вёрст; за это время отряд Гвардейского экипажа подкомандой К.В. Небольсина в составе 50 нижних чинов, лейтенантов Наваховича, Мартьянова и кондуктора ракетных станков Гудкова построил две переправы через Пилицу и Вислу50. 15 августа 1863 года флотилия К.В. Небольсина перешла к мосту через Вислу, где ей поручалась его охрана от возможных диверсий. И вовремя: уже на следующий день состоялась попытка подрыва моста. 16 октября 1863 года К.В. Небольсин сдал командование флотилией командиру 3-й роты Гвардейского экипажа капитан-лейтенанту Осетрову и 21 октября с 4-й ротой вернулся в Санкт-Петербург51. За участие в усмирении Польского мятежа 1863—1864 гг. Константин Васильевич был награждён бронзовой медалью.

Со службой К.В. Небольсина в Варшаве связан такой эпизод52. Константин Васильевич был женат (7 августа 1851 г.) на Марии Васильевне (14 августа 1832 — 13 апреля 1909) — дочери титулярного советника Василия Гавриловича Ефремова53. Из-за замужества она была вынуждена прервать учёбу в Смольном институте благородных девиц. Жёны русских офицеров традиционно следовали за своими мужьями в их командировках, и Мария Васильевна также прибыла в Варшаву. 16 августа 1863 года она, тогда беременная сыном Эспером, стала свидетельницей подрыва польскими повстанцами моста через Вислу. Зная, что её муж в то время находился в районе моста, Мария Васильевна весь день не имела о нём известий. Позже оказалось, что пережитое нервное потрясение беременной Марии Васильевны не прошло бесследно для сына Эспера. Согласно семейной традиции, по прошению его отца Эспер Константинович Небольсин (19 января 1864— 1910) поступил в Морской кадетский корпус (носивший тогда название Морское училище), однако затем был отчислен по причине слабого здоровья54. В дальнейшем высокий,

худой, болезненный Эспер с трудом окончил гимназию, занимал на гражданской службе низшие должности, не был женат, жил с родителями и умер в 46-летнем возрасте55.

Указом Правительствующего сената от 19 октября 1861 года за № 8385 Константин Васильевич, его жена Мария Васильевна и дети Ипполит (род. 30 декабря 1851 г.), Поликсения (род. 20 сентября 1853 г.) и Евгений (28 сентября 1859 — 18 января 1920) были признаны в древнем дворянском достоинстве и причислены к роду Небольсиных с занесением их в VI часть Дворянской родословной книги по Калужской губернии, выдачей копий дворянского герба Небольсиных и дипломов на дворянство56. Позднее родившиеся дети К.В. Небольсина также были внесены в эту книгу: 9 марта 1867 года — сыновья Эспер и Аркадий (14 октября 1865 — 3 марта 1917), 29 декабря 1871 года —дочь Нина (род. 12 сентября 1867 г.) и сын Вячеслав (4 марта 1870 — 7 декабря 1933). На 3 февраля 1861 года родовых или приобретённых имений у К.В. Небольсина и членов его семьи не имелось57.

В 1869 году К.В. Небольсин был назначен членом Комиссии по составлению сборника для военных судов под председательством вице-адмирала Беренга. В 1871 году на Московской политехнической выставке Константин Васильевич организовал Морской отдел, за что получил большую серебряную медаль58.

В 1870 году канцлер Российской империи князь Александр Михайлович Горчаков (1798—1883), воспользовав-

Укрепления северной стороны Кронштадта

Художник Л. О. Премацци Центральный военно-морской музей

шись Франко-германской войной, аннулировал унизительную статью Парижского договора 1856 года, запрещавшую России иметь Черноморский флот. Встала задача создания нового флота на современной технической основе, решение которой возглавил генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич. Весной 1873 года капитан 1 ранга К.В. Небольсин был переведён в г. Николаев и 9 апреля назначен командиром 1-го Черноморского флотского генерал-адмирала экипажа. Тогда же, заботясь об улучшении питания нижних чинов, Константин Васильевич подал докладную записку главному командиру Черноморского флота с просьбой разрешить выделить участок земли в Николаеве для устройства ротных хуторов59. В навигацию 1873 года К.В. Небольсин командиром шхуны «Пицунда» совершил переход из г. Николаева в Очаков. 31 марта 1874 года он был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени.

Поскольку за время, прошедшее после Крымской войны, Россия не построила ни одного боевого корабля для Черноморского

Железные канонерские лодки флотилии Гвардейского экипажа на Висле: слева — 20-вёсельная лодка № 1 с осадкой 0,305—0,381 м, с 24-фунтовым орудием; справа — 16-вёсельная лодка № 2 с осадкой 0,254—0,305 м, вооружённая 1/4-пудовым единорогом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реконструкция И. И. Черникова

I Inm.Tl

.—^ ' 'ъЩ-т-гШ-, ,

Пароходы «Буг» (вверху) и «Нарев»

Схемы К. Кулагина

флота, была выдвинута идея на первых порах использовать пароходы «активной обороны», т.е. торговые суда, вооружавшиеся артиллерией. Командуя такими пароходами «Эриклик» и «Эль-борус» в кампанию 1874 года, К.В. Небольсин совершил испытательные переходы из Николаева в Ялту и из Ялты в Сухум60. 1 января 1880 года он был произведён в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом Черноморского флота.

В 1997 году в издательстве «ЭГО» вышел альбом «Русские

императорские яхты»61, где помещена фотография команды паровой яхты «Штандарт» на Чёрном море. Фото ориентировочно датировано 1870-ми годами. Согласно Полному послужному списку контрадмирала К.В. Небольсина на 1 января 1881 года он «в 1880 году на Императорской яхте "Штандарт" с 19-го по 31-е августа (был) в плавании по Чёрному морю»62. Анализ и сравнение внешности стоящего на этом фото в профиль рыжеволосого офицера в контр-адмиральских

погонах и с бакенбардами с портретом Константина Васильевича показывают, что на «Штандарте» мы видим младшего флагмана Черноморского флота К.В. Небольсина. Следовательно, этот снимок сделан между 19 и 31 августа 1880 года. В 1884 году К.В. Небольсин возвратился на Балтику в связи с его назначением начальником штаба главного командира Кронштадтского порта63. 1 января 1886 года он вышёл в отставку в ранге генерал-лейтенанта по Адмиралтейству.

Исключительные доброта и внимание клюдям проявилисьу Константина Васильевича в его активной общественной и благотворительной деятельности. Он был инициатором создания первой в России службы спасания на водах64. А начиналось всё так. 15 сентября 1854 года в высочайшем приказе по флоту № 1312 лейтенанту Константину Небольсину было объявлено «Монаршее благоволение за человеколюбивый поступок, оказанный им при спасении крестьянина с погибавшего вольного судна»65. 4 декабря 1870 года К.В. Небольсин был назначен «членом Комитета, учреждённого под председательством Вице-адмирала По-сьета для разработки устава Центрального Общества для подаяния пособия погибающим на наших морях»66.

В 1872 году Константин Васильевич для ознакомления с опытом организации спасательных станций был командирован на 4 месяца в Европу67 с посещением Швеции, Дании, Германии, Бельгии, Франции и Англии, о чём затем подробно написал в своей статье68. По возвращении из этой поездки он был награждён орденом Св. Анны 2-й степени. По предложению К.В. Небольсина под председательством вице-адмирала К.Н. Посьета 17 мая 1872 года была создана первая служба спасания в России — Общество подаяния помощи при кораблекрушениях, с 1890 года — Общество спасания на водах, а сам Константин Васильевич был утверждён инспектором

На палубе императорской яхты «Штандарт»

Чёрное море, конец августа 1880 г.

Из альбома «Русские императорские яхты». СПб.: ЭГО, 1997

этой организации. Очевидно, этой общественной работе он уделял много внимания, поскольку 25 апреля 1874 года был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени и золотым знаком с пожизненным правом ношения за «безвозмездное и усердное» исправление должности инспектора общества.

В Николаеве К.В. Небольсин наряду со своей основной службой был председателем окружного правления Общества спасания на водах, а во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. руководил деятельностью Николаевского отделения Красного Креста, за что 17 ноября 1879 года «по повелению Государя Императора пожалован Знаком Красного Креста», а 20 апреля 1880 года ему был «всемилостивейше пожалован подарок по чину с вензелевым изображением имени Его Величества»69.

К.В. Небольсин ярко проявил себя не только на военном и общественном, но и на научном поприще. Большой популярностью в профессиональной среде пользовались его публикации в «Морском сборнике», а также отдельно вышедшая брошюра «Об императорском народном музе-уме», что само по себе говорит о высоком культурном уровне этого русского офицера70.

В личном плане Константин Васильевич всегда оставался неудержимым трудягой, оптимистом и жизнелюбом. В г. Николаеве, где прослужил 11 лет, он проживал с семьёй в большом доме № 24 с огромным садом, выходившим к берегу Буга71. Там нашлось место лошадям, собакам, кроликам, кунице, обезьяне, а также медведице Машке, которую Небольсины приютили и вырастили из маленького медвежонка72. Любовь К.В. Небольсина к природе и склонность к научной работе проявились и в его увлечении садоводством. Он активно и плодотворно занимался селекционной работой и даже вывел уникальный сорт персика с гладкой кожицей, который почти 100 лет спустя получил название нектарин73.

Последние годы своей жизни Константин Васильевич посвятил широкой благотворительной деятельности. Как человек образованный, скромный, добрый и честный, он пользовался не только авторитетом у своих коллег-офицеров, но и уважением и доверием царской семьи. Сразу по выходе в отставку в 1886 году К.В. Небольсин был назначен членом Опекунского совета и почётным опекуном Петербургского присутствия ведомства учреждений императрицы Марии74; вошёл на общественных началах в Советы Патриотического и Елизаветинского институтов в Петербурге — женских учебных заведений ведомства 1-го разряда, где, в частности, организовал лазареты для лечения заразных болезней75. Его жена Мария Васильевна была членом Комитета Николаевского училища для дочерей нижних чинов морского ведомства76.

Ведомство учреждений императрицы Марии, или 4-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, было государственным органом Российской империи, через который осуществлялась широкая благотворительная деятельность в основном за счёт средств царской семьи. Ведомство было основано в 1796 году императрицей Марией Фёдоровной и управляло системой из 459 учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных заведений. Оно занималось призрением, воспитанием и обучением сотен тысяч сирот в яслях, приютах и воспитательных домах; девушек всех сословий в институтах, на специальных женских курсах и в трёх Мариинских училищах; мальчиков в двух коммерческих училищах и Николаевском Гатчинском училище; юношей в Императорском Александровском лицее, а также осуществляло медицинскую помощь в 40 больницах и призрение стариков в 36 богадельнях77. Во главе ведомства под покровительством императора и императрицы был Опекунский совет под председательством Ивана Николаевича Дурново (1834—1903).

Эмблема Ведомства учреждений императрицы Марии: пеликан, кормящий птенцов своей кровью и защищающий их распростёртыми крыльями

Поскольку К.В. Небольсину доверялись огромные денеж-

ные средства и судьбы тысяч людей, его назначения на высокие посты свидетельствуют о безупречной репутации и безграничном доверии со сто-

роны царской семьи. И это неудивительно, поскольку служба

Константина Васильевича проходила при трёх российских им-

ператорах: Николае I, Александре II и Александре III, близко знавших его долгое время. Свидетельством большого уважения Романовых к К.В. Небольсину является тот факт, что у шестерых его детей из семи

(кроме первенца Ипполита),

крещённых в Морском Богоявленском Никольском соборе в Санкт-Петербурге, официаль-

ным восприемником, т.е. крёстным отцом, был великий князь цесаревич Александр Николаевич (впоследствии император Александр II)78.

В семье потомков К.В. Небольсина из поколения в поколение передаются истории, связанные с тёплым отношением царственной четы императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны к

Константину Васильевичу79. Он был знаком с ними ещё с

1859 года, когда служил старшим офицером на яхте «Штандарт», а затем командиром яхты «Королева Виктория» плавал с членами венценосной фамилии в Данию. Сохранилась семейная реликвия, связанная с его плаваниями в 1870 и 1871 гг. командиром императорской яхты «Олаф» с будущими импе-

ратором и императрицей. Это две фотографии цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Фёдоровны с их автографами «Александръ» и «Мария», подаренные ими К.В. Небольсину. В туже раму под стекло вставлен кусок деревянной обшивки с «Олафа» с надписью на нём рукой Марии Фёдоровны и её подписью: «Прощай милый Олафъ! 11-го июля 1871 Мария», а ниже — автограф цесаревича Александра: «Александръ 1871 г. 18-го июля».

Константин Васильевич, несмотря на свои заслуги и близость к царственным особам, неизменно оставался скромным, деликатным, отзывчивым человеком, обладавшим повышенным чувством долга и справедливости, способностью поддерживать дисциплину без неоправданной строгости, а также желанием помочь каждому нуждающемуся. Своим детям он любил повторять: «Редкая удача, если человек, которому ты помог в тяжкую минуту, останется твоим другом. Но ты всё равно должен помогать»80. Константин Васильевич Небольсин скончался 12 февраля 1895 года на 70-м году жизни; похоронен на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Формулярный список о службе и достоинстве Гвардейского экипажа капитан-лейтенанта Константина Небольсина за 1860 г. // Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2. Л. 387-402; Формулярный список о службе и достоинстве Гвардейского Экипажа капитан-лейтенанта Константина Небольсина 3 февраля 1861 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 257-260 об.; Полный послужной список Контр-адмирала К.В. Небольсина на 1 января 1881 г. // РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об.—595 об.; Дело о дворянстве рода Небольсиных// РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 233, 254, 254 об., 255.

2 Все даты даны по старому стилю.

3 Дело о дворянстве рода Небольсиных// РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 233, 254, 254 об., 255; Alla J. Grasjean Emerson. What I remember about my family

and relatives. 1974. Семейный архив автора; Алла Юльевна Грожан-Эмерсон (30 сентября 1901 — 1978) — дочь Нины Константиновны Грожан (в дев. Небольсиной, род. 12 сентября 1867 г.), внучка генерал-лейтенанта по Адмиралтейству К.В. Небольсина. Эмигрировала в Великобританию в конце 1920-х гг.

4 РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 3438.

5 Шадская М.В. Нравственный облик русского офицера второй половины XIX века // Воен.-истор. журнал. 2008. № 8. С.З.

6 Бочаров A.A. Гвардейский флотский экипаж и его корабли // Гангут: сборник. Вып. 20. СПб.: Гангут, 1999. С. 107.

7 Черников КИ. Флот на реках. СПб.: Полигон, 2003. С. 111, 112.

8 Головкина Ю.И. Первый русский паро-ходофрегат «Богатырь» // Судостроение. 1994. № 7. С. 60-63.

9 Корабль «Россия» построен в 1839 г. в Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе; размер 63,4 х 16,9 м, осадка 6,42 м, вооружение 128 пушек; участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг.; Колёсная яхта «Александрия» построена в 1832 г. на Охтенской верфи Санкт-Петербурга; размер 35,66 х 6,1 м, осадка 3,9 м, мощность машины 90 л.с., вооружение 6 пушек; Железный пароход «Невка» построен в 1838 г. в Англии, тогда же приведён в Кронштадт; размер 43,57 х 5,48 м, осадка 2,75 м, водоизмещение 225 т, мощность машины 70 л.с., скорость 8—10 узлов, вооружение — 24-фунтовые пушки.

10 Корвет «Оливуца» построен в 1846 г. в Севастополе; использовался царской семьёй, отдыхавшей в июле 1846 г. в Оливуце на Сицилии, откуда пришёл на Балтику и вошёл в состав Балтийского флота; размер 39,3 х 10,8 м, осадка 3,3 м, вооружение 20 пушек.

11 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2. Л. 387—402; Фрегат «Цесаревич» построен в 1841 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург); размер 52,72 х 13,2 м; осадка 4,27 м; вооружение — 44 пушки; 28 июля 1855 г. участвовал в отражении штурма Свеаборга английской эскадрой; Самуил Иоаннович Мофет (англ. Samuel Moffat, 1797-1882) - русский адмирал с 1880 г. См.: Гродзицкий A.A. Отец и сын Мофеты // Встреча. 2004. № 5. С. 25, 26.

12 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2; Фрегат «Паллада» построен в 1832 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге; размер 52,72 х 13,2 м, осадка 4,27 м, вооружение — 52 пушки.

13 Императорская яхта «Нева» построена в 1849 г. на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге; размер 19,8 х 6,4 м, осадка 3,05 м, вооружение — 12 пушек; приписана к Гвардейскому экипажу, служила до 1869 г. См.: Ларионов АЛ. Из истории императорских яхт Российского флота // Гангут: сборник. Вып. 22. СПб.: Гангут, 2000. С. 48, 49.

14 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2. Л. 387—402; Линейный корабль «Эмгейтен» построен в 1828 г. в Санкт-

Петербургском Новом Адмиралтействе; размер 59,74 х 15,24 м; осадка 7,18 м; вооружение 94 пушки.

15 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. — 595 об.; Фрегат «Кастор» построен в 1831 г. на Соломбальской верфи в Архангельске; размер 48,53 х 12,65 м, осадка 3,68 м; вооружение 44—52 пушки; в 1855 г. участвовал в обороне Кронштадта.

16 Колёсный корвет-яхта «Штандарт» построен в 1857 г. на верфи «Kredit Maritaime & Arscan» (Бордо, Франция); размер 70,4 х 10,3 м, осадка 3,35 м; водоизмещение 895 т, мощность 400 л.с.; скорость хода 13 узлов; вооружение — 4 салютные пушки; корпус из французского дуба, красного дерева и др. См.: Ларионов АЛ. Из истории императорских яхт // Гангут: сборник. Вып. 23. СПб.: Гангут, 2000. С. 27.

17 Ларионов АЛ. Из истории императорских яхт // Гангут: сборник. Вып. 23. СПб.: Гангут, 2000. С. 27.

18 Великий князь Константин Николаевич Романов (1827—1892) — второй сын императора Николая I, младший брат императора Александра II, генерал-адмирал (1831). Воспитывался под руководством адмирала Ф.П. Литке, с 1850 г. — член Государственного совета и председатель Комитета по пересмотру морских уставов, в 1852 г. — товарищ начальника Главного морского штаба, в 1855—1881 гг. — управляющий Морским министерством. В1862—1863 гг. — наместник в Царстве Польском, в 1865—1881 гг. — председатель Государственного совета.

19 Пароходо-фрегат «Камчатка» построен в 1840 г. в Нью-Йорке, на верфи Вильяма Брауна; в сентябре 1841 г. введён в строй, 1 ноября 1841 г. прибыл в Кронштадт; размер 60 х 11 м, осадка 7,45 м, водоизмещение 2124 т, скорость 10 узлов, мощность 540 л.с.; вооружение 16 пушек; с 1845 по 1857 гг. использовался царской семьёй на Средиземном море.

20 Барон Вильгельм Морицевич фон Гейкен (Гейкинг) (30 октября 1821 — 23 сентября 1897) — вице-адмирал с 1885 г.

21 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 540. Ч. 2. Л. 387—402; Ларионов АЛ. Из истории императорских яхт // Гангут: сборник. Вып. 23. С. 27.

22 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. - 595 об.

23 Там же; РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 257-260 об.

24 Железный пароход «Онега» построен в 1852 г. в Ливерпуле; куплен Морским министерством у англичанина Варда; размер 51,8 х 6,1 м, осадка 1,22 м, водоизмещение 336 т, мощность машины 100 л.с., скорость 11 узлов, вооружение две 4-фунтовые пушки.

25 Небольсин К. Переход из Петербурга в Астрахань винтовой канонирской лодки Тюлень весной 1862 года // Морской сборник. 1863. № 1. С. 25; Канонерка «Тюлень» построена в 1860 г. на верфи «Chantiers & Ateliers Augustin Normand» в Гавре (Франция) по заказу морского

ведомства; размер 36,5 х 5,79 м, водоизмещение 215 т, вооружение 1 орудие; 4 августа 1862 г. причислена к Каспийской военной флотилии.

26 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. — 595 об.; Яхта «Королева Виктория» построена в 1846 г. на верфи «White» в Англии; размер 31,8 х 7,4 х 3,4 м; осадка

3.4 м, водоизмещение 257 т. См.: Чернышёв А.А. Российский парусный флот: справочник в 2 т. T. II. М.: Воениздат, 2002. С. 193.

27 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. — 595 об.; Школы кантонистов — в 1860-х гг. военизированные учебные заведения для мальчиков 10—14 лет, где воспитывались солдатские дети, сироты, дети цыган, жителей Финляндии, Польши и беспризорные дети.

28 Клипер «Изумруд» — быстроходное военное судно, построено в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге; размер

76.2 х 9,4 м, осадка 4/4,7 м (нос/корма), водоизмещение 1585 т; машина мощностью 350/1254 л.с. изготовлена на заводе «Коккериль» в Бельгии; движитель — 1 винт, скорость 13 узлов; вооружение в 1860-х гг. — три 60-фунтовые пушки и четыре 8-фунтовые нарезные пушки. Использовался для охраны прибрежных вод.

29 Корвет «Варяг» построен в 1861 г. на верфи «Bergbom & Candelin» в г. Оулу (fin. Oulu, шв. Uleâborg), Финляндия; размер 68 х 15,54 м, водоизмещение 2156 т; машина мощностью 360 л.с.; скорость под парусами 6—7 узлов, под парами

9.5 узла; вооружение 17 пушек.

30 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. - 595 об.

31 Пароходо-фрегат «Олаф» построен в 1853 г. в Гельсингфорсе; размер 60,35 х

11.3 м, осадка 4,67 м; водоизмещение 1796 т; мощность английской паровой машины 400 л.с.; скорость до 11 узлов; вооружение 17 пушек.

32 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. - 595 об.

33 Светлейший князь Варшавский граф Иван Фёдорович Паскевич-Ериванский (1782—1856) — русский полководец, государственный деятель и дипломат, наместник Царства Польского (1832—1856), главнокомандующий действующей армией, генерал-инспектор всей пехоты, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант; участник Русско-турецкой войны 1806—1812 гг., Отечественной войны 1812 г., Заграничного похода русской армии 1813—1814 гг. и взятия Парижа, Русско-персидской войны 1826—1828 гг., Русско-турецкой войны 1828—1829 гг., подавления Польского восстания 1831 г., подавления Венгерского восстания 1848— 1849 гг.; единственный в истории России полный кавалер двух орденов Св. Георгия и Св. Владимира, один из четырёх полных кавалеров ордена Св. Георгия.

34 К началу Крымской войны Балтийский флот имел 9 колёсных паро-ходо-фрегатов, один винтовой фрегат «Полкан» (1854 г.) и ни одного винтового корабля; англо-французский флот — 25 винтовых кораблей и десятки пароходо-

фрегатов. См.: Кондратенко Р.В. О модернизации Российского флота в середине XIX века. Ч. 2 // Гангут: сборник. Вып. 55. СПб.: Гангут, 2009. С. 59-81.

35 РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 3792. Л. 10; Петербургский некрополь в 4 т. Изд. великого князя Николая Михайловича. Т. 2. СПб., 1912-1913. С. 220; РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 840. Л. 161-168.

36 Линейный корабль «Лефорт» построен в 1835 г. в Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе; размер 59 х 15,24 м, осадка 4,93 м; назван в честь первого русского адмирала Ф.Я. Лефорта (1656-1699); 9 сентября 1857 г. погиб в шторм со всем экипажем.

37 Гродзицкий А.А. Указ. соч. С. 25, 26.

38 Канонерская лодка «Вихрь» серии «Молния» построена в апреле 1855 г. на верфи «Галерный Островок» в Санкт-Петербурге; размер 33,9 х 6,1 м, осадка 1,88 м, водоизмещение 173 т, мощность машины 70—80 л.с., скорость 7—9 узлов, вооружение — три 108-фунтовые бомбические пушки. См.: Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1869 год. СПб.: Типография Военного министерства, 1872. С. 418.

39 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 840. Л. 161-168.

40 Там же. Д. 540. Ч. 2. Л. 387-402.

41 Там же. Д. 835. Л. 587 об. - 595 об.

42 Alla J. Grasjean Emerson. What I remember about my family and relatives. 1974. Семейный архив автора.

43 Там же.

44 РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 257-260 об.; РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. - 595 об.; Небольсин К Гвардейский экипаж и флотилия на Висле в 1863 г. // Морской сборник. 1864. № 3. С. 53-78.

45 Небольсин К. Гвардейский экипаж и флотилия на Висле в 1863 г. С. 53—78.

46 Там же.

47 Там же.

48 Там же.

49 Там же.

50 Там же.

51 Там же.

52 Alla J. Grasjean Emerson. Op. cit.

53 РГИА. Ф. 1343. On. 25, Д. 672. Л. 229, 262, 262 об.

54 РГА ВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 6449. Л. 1; Оп. 1.Д. 5781.

55 Alla J. Grasjean Emerson. Op. cit.

56 РГИА. Ф. 1343. On. 25. Д. 672. Л. 241, 275.

57 Там же. Оп. 26. Д. 672. Л. 257-260 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58 Некролог К.В. Небольсину // Новое Время. 1895. N° 6812; Московские Ведомости. 1895. № 48.

59 РГА ВМФ. Ф. 243. On. 1. Д. 2461.

60 Колёсный железный пароход «Эри-клик» построен в Англии фирмой «Мит-чел» в 1866 г., куплен морским ведомством 11 ноября 1872 г.; размер 66,1 х 8,8 м, осадка 3 м, водоизмещение 1145 т, мощность машины 250/890 (номинальных/индикаторных) л.с., скорость 10,5 узла; вооружение 6 пушек. Железный пароход «Эльборус» построен в Лондоне в 1848 г., прибыл из Англии в Одессу 26

ноября 1848 г., в 1853 г. причислен к флоту из Транспортной флотилии военного ведомства; размер 54,9 х 8,5 м, осадка 3,3 м, водоизмещение 764 т; две 2-цилиндровые машины общей мощностью 260/960 (номинальных/индикаторных) л.с.; скорость 11,5 узлов; вооружение — 2 нарезные и 2 гладкие пушки.

61 Знаменов В.В., Ларионов А.Л., Носович Т.Н. Русские императорские яхты. СПб.: Эго, 1997. С. 262.

62 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. - 595 об.

63 Общий морской список. Ч. XI. Царствование Николая II. СПб., 1900. С. 20-24.

64 Там же.

65 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. - 595 об.

66 Там же.

67 Там же; Ф. 283. Оп. 3-1. Д. 2482.

68 Капитан 1 ранга Небольсин. О состоянии спасательных станций в разных государствах Европы: отчёт инспектора Общества подаяния помощи при кораблекрушениях // Морской сборник. 1873. № 2. С. 9-75.

69 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 835. Л. 587 об. — 595 об.; Некролог К.В. Небольсину.

70 Небольсин К. Гвардейский экипаж и флотилия на Висле в 1863 г. С. 53—78; Капитан-лейтенант Небольсин. Плашкоут со стойками для работ у судов в портах // Морской сборник. 1864. № 10. С. 2; Небольсин К. Способ заделки пробоин в подводной части железного судна, не вытаскивая его на эллинг или док // Морской сборник. 1870; Капитан 1 ранга Небольсин. О состоянии спасательных станций в разных государствах Европы... С. 9—75; Небольсин К.В. Об императорском народном музеуме. СПб.: изд. Гогенфельдена, 1870. С. 9.

71 Alla J. Grasjean Emerson. Op. cit.; Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1888 год. СПб.: Тип. Прав. Сената, 1888. С. 676, 688, 696.

72 Alla J. Grasjean Emerson. Op. cit.

73 Там же.

74 Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1888 год. С. 676, 688, 696; Благотворительность и милосердие Санкт-Петербурга: рубеж XIX—XX вв. / Авт.-сост. В.Н. Занозина, Е.А. Адаменко. СПб., 2000; Некролог К.В. Небольсину.

75 Некролог К.В. Небольсину.

76 Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1888 год. С. 676, 688, 696.

77 Благотворительность и милосердие Санкт-Петербурга: рубеж XIX—XX вв.

78 РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 3-2. Д. 4934, 4955,4993, 5015; РГИА. Ф. 1343. Оп. 26. Д. 672. Л. 264, 264 об, 265. 265 об.

79 Alla J. Grasjean Emerson. Op. cit.

80 Ibid. ■

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.