текстологические исследования
^ецифика употребления эллипсиса в свободных ритмах
(на материале стихотворных произведений Ф. Г. Клопштока и И. В. Гете)
Берта Альбертовна БИДжЕЛОВА,
аспирант кафедры немецкого языка факультета иностранных языков Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, е-mail: [email protected]
В настоящей статье, посвященной проблеме структурной организации поэтической формы речи, предпринимается попытка рассмотреть эллиптические конструкции, являющиеся специфическим средством поэтического синтаксиса, способным имплицитно передавать информацию в свободном стихе немецкого типа. На примере анализа поэтических произведений Ф. Г. Клопштока и И. В. Гете, написанных свободными ритмами, рассматривается лингвопоэтическая функция эллипсиса, способствующего концентрации поэтической информации в стихотворном тексте. Приводятся данные частотности употребления эллипсиса в рассматриваемых текстах. В результате проведенного исследования делается вывод об эллипсисе как характерной черте поэтического синтаксиса, в том числе и свободноритмического; о функциональном потенциале эллиптических конструкций, выражающемся в экономии языкового материала в поэтическом тексте, создании его лаконичности, формировании особого ритма свободного стиха и, как следствие, об обязательном статусе данного синтаксического приема в стихах, лишенных рифмы и метрической схемы.
Ключевые слова: поэтический текст, структурная организация, поэтический синтаксис, свободные ритмы, эллипсис, лингвопоэтическая функция, лаконичность.
SPECIFICITY OF THE USE OF ELLIPSIS IN FREE RHYTHMS (оп the Material of Poetic works by F. G. Klopstock and J. w. Goethe)
Berta A. BIDzHELOVA,
graduate student of the German language department of foreign languages of North Ossetian State University named after
K. L. Khetagurova, е-mail: [email protected]
In the article, devoted to the problem of the structural organization of the poetic form of speech, it is made an attempt to consider the elliptical structures, which are a specific mean of the poetic syntax, capable to transmit the information implicitly, in the free verse of the German type. Through the analysis of the poetic works by F.G. Klopstock and J.W. Goethe, written in free rhythms, the linguistic and poetic functions of the ellipsis, which promotes concentration of the poetic information in the poetic text, are considered. The data of the frequency of the use of ellipsis in the studied texts are given. As a result, it is concluded that ellipsis is a characteristic feature of the poetic syntax, including the syntax of free rhythms, that the functional potential of the elliptical structures is expressed in the economy of the language material in a compressed poetic text, in facilitating of its pithiness, in the creation of a special rhythmic design of the free rhythms. Moreover, consequently, there is a conclusion about the compulsory membership of this compositional device in the devoid of rhyme and metrical scheme poetry.
Keywords: poetic text, structural organization, poetic syntax, free rhythms, ellipsis, the linguistic and poetic functions, pithiness.
Исследование эллиптических конструкций продолжается на протяжении всей истории развития науки о языке, начиная с античного периода, однако до сих пор многие их аспекты либо вовсе не изучены, либо изучены недостаточно.
Из античной риторики эллипсис известен как фигура, производящая эффект «интеллектуальной неожиданности», основанный на контрасте синтаксиса и семантики, который возникает из структурной неполноты конструкции, ее открытости к домысливанию [5: 49]. Структурная неполнота проявляется как в выпадении чаще всего строевых (семантически пустых) элементов конструкции, например, вспомогательного глагола, так и в опущении полнозначных лексических элементов.
В поэтическом произведении автор выражает свои личные эмоции и переживания, в которых всегда остается некоторая недосказанность вследствие ограниченного объема произведения. В сжатом тексте стихотворного произведения эллипсис служит «компрессии» поэтического выражения, оставляя простор для интерпретации авторских интенций и выполняя таким образом особую лингвопоэтическую функцию в стихе.
В настоящей статье рассматривается вопрос об особенностях употребления эллипсиса в свободных ритмах как особом типе стиха, отличительной чертой которого является отсутствие четкого ритмического рисунка текста.
В свободных ритмах, лишенных твердо фиксированной, определенной правилами стиховой конвенции, метрической схемы, а также рифменных созвучий в конце стихотворных строк и представляющих собой свободный стих немецкого типа [3: 42-43], отчетливо проявляется противоречие между синтаксисом и метром: «естественное и «вольное» движение синтаксиса в свободных ритмах сдерживается членением на строки, которые не дают дисметрическому верлибру превратиться в прозу» [2: 381]. Оставаясь стихом, но вбирая в себя синтаксическое богатство прозы, свободные ритмы являются «наиболее динамичной и выразительной формой, фокусом, в котором сходятся общие поэтические закономерности стиха и прозы» [1: 4].
В свободных ритмах особо важную роль приобретает лаконичность поэтической речи, вытекающая из требований языковой точности и чистоты, умения подбирать и сочетать слова, придавать значение каждому отдельному слову, отказываться от всего лишнего с целью создания языковой компрессии. С нашей точки зрения, под лаконичностью следует подразумевать предельную отточенность поэтической мысли, что, в свою очередь, означает максимально возможную концентрацию языковых средств, необходимую для достижения краткости высказывания без потери в его выразительности [3: 110-111].
В качестве одного из таких синтаксических средств, способствующих концентрации поэтической информации в стихотворном тексте, выступают эллиптические конструкции, которые, являясь средством создания экспрессивности синтаксиса, находят в свободных ритмах благодатную почву для реализации своей особой лингвопоэтической функции - экономии языкового материала, с одной стороны, и выделения наиболее важного, по мнению автора, момента текста, с другой.
И действительно, из анализа эмпирического материала, в качестве которого использовались стихотворные произведения двух величайших представителей немецкой поэзии XVIII века Ф. Г. Клопштока и И. В. Гете, явствует, что синтаксис в свободных ритмах рассматриваемых авторов изобилует эллиптическими конструкциями, что подтверждает исходное для предпринятого исследования положение о предельной концентрации поэтической мысли в свободных ритмах и указывает, на наш взгляд, на обязательный статус данного приема в условиях рассматриваемой художественной системы.
Таблица 1
Употребление эллиптических конструкций
Автор всего стихотворных строк количество эллипсисов коэффициент частотности (эллипсисы/строки)
Ф. Г. Клопшток 185 12 1/15
И. В. Гете 319 26 1/12
Б. А. БИДЖЕЛОВА
Что касается качественной характеристики эллиптических конструкций, то эллипсис как результат преобразования синтаксической структуры можно рассматривать в качестве маркера перераспределения информации в рамках поэтического высказывания.
Рассмотрим в качестве примера следующий отрывок из стихотворения И. В. Гете «Wanderers Sturmlied» («Песнь странника») (1772):
Soll der zurückkehren, Der kleine, schwarze, feurige Bauer? Soll der zurückkehren, erwartend Nur deine Gaben, Vater Bromius, Und helleuchtend umwärmend Feuer? Der kehren mutig? [6: 54]
Как видим, первая и последняя строка приведенного отрывка представляют собой конструкцию из двух параллельных структур, образующих неполный дистантный синтаксический параллелизм с распространением [см. об этом: 4: 54]. При этом во второй параллельной структуре, вследствие ввода в ее состав обстоятельства образа действия, выраженного прилагательным mutig и не имеющего соответствия в первой параллельной структуре, опускается модальный глагол sollen, и она являет собой таким образом эллиптическую конструкцию, то есть категория долженствования, выражающаяся, как правило, модальными глаголами и представленная в тексте в первой строке рассматриваемого отрывка модальным глаголом sollen, эллиптируется в последней строке.
Эллиптические конструкции используются авторами и для того, чтобы наиболее реалистично изобразить на письме свою речь и передать тем самым свое эмоциональное состояние. Создаваемый тем самым подчеркнуто разговорный характер свободных ритмов устанавливает тесный контакт с читателем и создает доверительную атмосферу повествования, как в нижеследующем пассаже из эпической поэмы Ф. Г. Клопштока «Der Messias» (« Мессиада») (1773), обнаруживающем неполный параллелизм синтаксического построения предложений в смежных стиховых рядах, во втором предложении, занимающем часть второй и третью строки, опускаются подлежащее ich и глагольный компонент устойчивого глагольно-именного сочетания teil haben, выраженный глаголом haben (в тексте: habe kein Theil -не участвую), и - тем самым - выделяется наиболее важный фрагмент стихового высказывания:
Ich habe kein Theil an dir, ewiger Sünder, Gottesleugner! kein Theil, an deiner finstern Entschließung, Gott den Messias zu tödten. <... > [7]
Такого рода эллипсисы, которые систематически встречаются в свободных ритмах исследуемых авторов, играют важную организующую роль - они создают в подобных стихотворных произведениях особого вида ритм - часто смысловой, способствуя посредством экономии языковых средств не только достижению лаконичности, но и созданию живого доверительного диалога с читателем.
Итак, эллипсисы являются характерной чертой поэтического синтаксиса, в том числе и свободно-ритмического, в котором благодаря структурной неполноте эллиптических конструкций, экономящих место в сжатом поэтическом тексте и способствующих формированию его лаконичности, создается особое ритмическое оформление данного вида стиха. Эллипсисы, выражая эмоции и личные переживания автора, побуждая читателя к домысливанию и интерпретации авторских интенций, подчеркивают экспрессивный смысл всего высказывания, то есть участвуют в формировании эмоционально-смысловой доминанты поэтического текста.
литература
1. Гончарова М. В. Синтаксис свободных ритмов Р. М. Рильке как наследника классической традиции Ф. Клопштока - И. В. Гете - Ф. Гельдерлина (на материале «Дуинских элегий» P. M. Рильке): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2011. 22 с.
2. Гучинская Н. О. Хрестоматия по немецкой литературе XIX века: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностранный язык». М.: Просвещение, 1984. 335 с.
3. Дреева Дж. М. Феномен свободных ритмов в немецкоязычной поэзии XVIII-XXI вв.: генезис, становление, языковые особенности / под ред. О. В. Александровой. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. 215 с.
4. Дреева Дж. М. Синтаксический параллелизм в немецких свободных ритмах XIX-XX веков (к вопросу об изосинтаксизме верлибра) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. Вып. 4. С. 51-59.
5. Кострова О. А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка: учебное пособие для вузов по специальности 033200 «Иностранный язык» / Рос. акад. образования (РАО), Моск. психоло-го-соц. ин-т (МПСИ). М.: Флинта, 2004. 240 с.
6. Goethe J. W. Gedichte. M.: Progress, 1980. 502 S.
7. KlopstockF. G. Der Messias // http: // www.versalia.de/archiv/klopstock/Messias 1 - Erster Gesang.1343. html