Научная статья на тему 'Cпектакли режиссёра г. Нажидовой в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана'

Cпектакли режиссёра г. Нажидовой в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕКТАКЛЬ / ТЕАТР / КОНЦЕРТ / МУЗЫКА / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / РЕЖИССЁР / ТАНЕЦ / ПЬЕСА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганиева Лола Мухсинджановна

Статья посвящена раскрытию творческой деятельности режиссёра-постановщика спектаклей в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Гульрух Нажидовой. Раскрывается её умение на основе использования исторических фактов и современных подходов красочно и зрелищно сделать постановку к спектаклям. Показан оригинальный творческий подход, позволяющий мастеру-профессионалу добиться значительных успехов в любимом деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cпектакли режиссёра г. Нажидовой в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана»

Для закрепления событий, происходящих в сказке или рассказе, в свободное время стоит привлекать детей к рисованию эпизодов из них, лепке героев. После проведения предварительной работы детям предлагаются условные заменители персонажей сказки: кружочки, полоски, квадратики и тому подобное. Их нужно рассмотреть, определить, в чем они похожи между собой и чем отличаются (цветом, размером) [3].

Пространственное моделирование сказок - это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. При этом сначала используются готовые пространственные модели. Важно, чтобы дети сначала запомнили внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), условие, которое была для них отправной точкой для общения, чтобы строить сюжет сказки с помощью заменителей. Далее детям предлагается уже более сложный признак - не наглядный, а связанный с характером персонажа. Внимание детей обращается на характеристику персонажей: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым, а если злой - черным и тому подобное [7].

Во время изучения наизусть стихотворных произведений целесообразно также использовать мнемические схемы-модели. Метод наглядного моделирования облегчает процесс изучения стихов, загадок детьми, поскольку они сами их могут «читать».

Следовательно, учитывая исследования педагогов, психологов по применению метода моделирования в работе с дошкольниками, можно сделать вывод, что применение моделей является эффективным методом обучения, который обеспечивает взаимосвязь речевого и умственного развития детей дошкольного возраста. Необходимость владения методикой моделирования обусловлена практической значимостью моделирования как общего метода научного познания, так и психолого-педагогическими аспектами такой познавательной деятельности.

Список литературы

1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 2006. 224 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2011. 640 с.

3. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду / Л.Е. Журова. М.: Педагогика, 2008. 216 с.

4. Ланникова А.Б. Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: А.Б. Ланникова. Режим доступа: // http://ЫЫюfond.raMew.aspx?id=5589/ (дата обращения: 05.05.2017).

5. Логинова В.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвешение, 2004. 223 с.

6. НовикИ.Б. Философские вопросы моделирования психики / И.Б. Новик. М.: Наука, 2009. 176 с.

7. ФридманЛ.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. М.: Знание, 2014. 80 с.

СПЕКТАКЛИ РЕЖИССЁРА Г. НАЖИДОВОЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕАТРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (ОПЕРЕТТЫ) УЗБЕКИСТАНА

Ганиева Л.М.

Ганиева Лола Мухсинджановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра эстрадно-инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена раскрытию творческой деятельности режиссёра-постановщика спектаклей в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Гульрух Нажидовой. Раскрывается её умение на основе использования исторических фактов и современных подходов красочно и зрелищно сделать постановку к спектаклям. Показан оригинальный творческий подход, позволяющий мастеру-профессионалу добиться значительных успехов в любимом деле. Ключевые слова: спектакль, театр, концерт, музыка, искусство, культура, режиссёр, танец, пьеса.

В Узбекистане повысился интерес к культурному наследию, духовным ценностям и выше потребности к национальным традициям. В театральном искусстве поднялись тенденции возрождения исторического наследия, в том числе традиций «устоз-шогирд» (учитель-ученик), которые тесно переплетены с происходящими в республике интеграционными изменениями во всех сферах деятельности. Особенно это сказывается в сценическом искусстве. Потому как театр и

52

кинематография как никакой другой вид культуры может оказывать влияние на мышление людей посредством синтеза искусств: слова, речи, литературы, музыки, актёрского мастерства. А также влиять на эстетический вкус молодого поколения, воспитывать человека, призвать к труду, любви к Родине, уважения к старшим, возрождению нашей истории и традиций.

Важнейшая причина столь быстрого развития театрального искусства заключается в его глубокой демократичности. Именно театр обращается к наследию писателей Чулпана, Фитрата, А.Кадыри, анализирует события и факты отечественной истории в контексте новой социальной реальности. Вместе с тем, в сценическом искусстве ведутся поиски, восходящие к народным истокам и традициям узбекской художественной культуры: искусство аскиячи, маскарабозов, в передаче сценической зрелищной площадке кукловодов. Ярко и образно данные поиски обнаружились в спекаклях, проходящих в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. Он создан в 1972 году и является единственным театром данного жанра в Среднеазиатском регионе [1, с. 29], с творчеством которого знакомы зрители большинства стран СНГ. Заметно то, что за последнее время возрос больший интерес к театру музыкальной комедии, увеличился контингент зрителей. Такой возрастающий интерес публики вызван и тем, что репертуар театра обогащён не только авторами мировой классики, но и произведениями современных узбекских композиторов и драматургов, лучшими пьесами стран СНГ, а также пополнен интересным детским репертуаром. В частности, содержательные музыкальные сказки на русском и узбекском языках являются прямым подтверждением этого. Текущий репертуар на 2017 год насчитывает 59 спектаклей. Ярким событием 10 марта 2017 года в этом театре явилась премьера спектакля-концерта «Очарован тобой» по произведению Т. Тулы, М. Мелкумова. Автор инсценировки режиссёр-постановщик Г. Нажидова. Она обратилась к одноименному фильму, сюжет которого сохранён в спектакле. Режиссёр-постановщик провела плодотворную работу в концерт-спектакле, продолжив традиции сценического искусства и мастерства таких творческих деятелей, как А.Бакиров и Н.Рахимов. Г.Нажидова также искала новые пути, методы передачи музыкального материала, осуществление ярких персонажей современной действительности XXI века и передала расцвет музыкальной культуры прошлого века новыми средствами выразительности. В воплощении некоторых сторон реальной действительности это отражение художественных картин Бухары, Андижана, Ферганы, Хорезма, Каракалпакстана, Сурхандарьи. В концерт-спектакле Г. Нажидовой «Очарован тобой» использованы танцы разных регионов республики. В конце спектакля ярко и колоритно представлены хорезмские танцы: «Варсак» (танец мужчин), лазги, таджикский лирический танец девушек «Румолим», сурхандарьинские танцы в использовании этно-джаз (синтеза эстрады с фольклором), который звучит колоритно и ритмично.

Красочные картины жизни, игра светотени в спектаклях, колоритные национальные костюмы танцовщиц показывают пьесы Г. Нажидовой ещё более жизнерадостными, яркими, интересными и своевременными.

Список литературы

1. Современное искусство Узбекистана // Санъат. Ташкент, 2009. № 2.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ Зотова И.В.1, Мааль А.М.2

'Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Мааль Алена Михайловна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Проанализирована литература по проблеме развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Описаны понятия коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: коммуникативные умения, педагогические условия, дошкольный возраст.

УДК 372.139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.