Научная статья на тему 'Творческие принципы балетмейстеров советской хореодрамы (на примере спектаклей хореографов поколения 1960 80-х годов)'

Творческие принципы балетмейстеров советской хореодрамы (на примере спектаклей хореографов поколения 1960 80-х годов) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3179
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОДРАМА / БАЛЕТМЕЙСТЕР / РЕЖИССУРА / ОБРАЗ / ПАНТОМИМА / CHOREODRAMA / CHOREOGRAPHER / STAGE DIRECTION / IMAGE / MIME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Володченков Роман Геннадиевич

В данной статье исследуются творческие принципы балетмейстеров советской хореодрамы, оказавшие влияние на спектакли хореографов поколения 1960 80-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PRINCIPLES OF CHOREOGRAPHERS OF SOVIET CHOREODRAMA (EXEMPLIFIED BY 1960 80-S CHOREOGRAPHERS'' PERFORMANCES)

The article tells about the influence of the Soviet choreodramа on choreographers of 1960 80s.

Текст научной работы на тему «Творческие принципы балетмейстеров советской хореодрамы (на примере спектаклей хореографов поколения 1960 80-х годов)»

УДК 792.8

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ СОВЕТСКОЙ ХОРЕОДРАМЫ (НА ПРИМЕРЕ СПЕКТАКЛЕЙ ХОРЕОГРАФОВ ПОКОЛЕНИЯ 1960 - 80-Х ГОДОВ)

© 2015 Р.Г.Володченков

Московская государственная академия хореографии

Статья поступила в редакцию 30.10.2014

В данной статье исследуются творческие принципы балетмейстеров советской хореодрамы, оказавшие влияние на спектакли хореографов поколения 1960 - 80-х годов. Ключевые слова: хореодрама, балетмейстер, режиссура, образ, пантомима.

°«Драмбалет» или по-другому советская хореодрама - главенствующее, поддержанное государством, основанное на принципах социалистического реализма направление в искусстве балета. Его расцвет пришёлся на период начала 1930-х -конец 1950-х гг. По форме и содержанию спектакли советской хореодрамы представляли собой многоактные балеты-пьесы, где главным выразительным средством являлся танец и пантомима. Название «драмбалет» и «хореодрама» даёт объяснение принадлежности этого направления к драме и сближения балета с драматическим театром.

К основным лидерам направления «драмба-лет» история отечественного хореографического искусства относит В.И.Вайнонена, Л.М.Лавровского, Р.В.Захарова и В.М.Чабукиани. Каждый из них являлся творческой индивидуальностью, отличался оригинальным талантом и по-своему смог выразить себя в качестве балетмейстера.

«Драмбалет» - эпоха не только по принадлежности к определённому времени, но и по масштабу творческих сил, задействованных в процессе формирования нового реалистического советского балета. В этот процесс были основательно вовлечены не только хореографы и артисты балета, но и художники, музыканты, либреттисты, критики, режиссёры. Последние сыграли значительную роль в становлении направления «драмба-лет», основные постановки которого осуществлены при активном содействии режиссёра, являвшегося соавтором хореографа. Практика содружества режиссёра и хореографа, находивших единое идейно-художественное решение того или иного спектакля, способствовала созданию значительных произведений балетного театра.

Среди режиссёров «драмбалета» выделяется имя С.Э.Радлова, при его непосредственном со-

о

Володченков Роман Геннадиевич, балетовед, балетный критик. Аспирант Московской государственной академии хореографии. E-mail: romul-vol@yandex. ru

действии осуществлены постановки таких знаковых спектаклей, как «Пламя Парижа» (1932, Ленинградский театр оперы и балета, балетм. В.И.Вайнонен), «Бахчисарайский фонтан» (1934, Ленинградский театр оперы и балета, балетм. Р.В.Захаров), «Ромео и Джульетта» (1940, Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова, балетм. Л.М.Лавровский; С.Э.Радлов участвовал в постановке этого балета в качестве сценариста в соавторстве с А.И.Пиотровским). Над созданием балета «Фадетта» (1934, премьера на сцене Ленинградского театра оперы и балета) для Ленинградского хореографического училища балетмейстер Л.М.Лавровский работал с режиссёром В.Н.Соловьёвым. Над постановкой трёхактного балета «Лауренсия» по драме Лопе де Вега «Фуэнте Ове-хуна» (1939, Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова) вместе работали балетмейстер В.М.Чабукиани и режиссёр Э.И.Каплан. В Москве в 1933 году балетмейстер «Московского художественного балета» Н.С.Холфин совместно с режиссёрами МХАТа Б.А.Мордвиновым и П.А.Марковым осуществил постановку «комедийного, почти водевильного спектакля»1 П.Гертеля «Соперницы». Не мало и других примеров тесного взаимодействия балетмейстеров с режиссёрами драматического театра при создании балетных спектаклей в 1930 - 50-е гг.

Появлению такого направления в балете первой половины ХХ столетия как советская хореод-рама способствовал целый ряд причин. Самая значительная из них связана с новым этапом развития русского драматического театра, главным ориентиром которого на большую часть ХХ столетия стала система одного из основателей Московского Художественного театра, великого русского режиссёра К.С.Станиславского (лидеры «драмба-

1 Марков, П.А. Викторина Кригер / П.А.Марков // О те-

атре. Театральные портреты. В 4-х т. - М.: Искусст-

во,1974. - Т. 2. - С. 462.

лета» испытали на себе воздействие и других режиссёров, в том числе В.Э.Мейерхольда, чьим учеником был С.Э.Радлов). Методы и принципы системы, «задуманные как практическое руководство для актёра и режиссёра»2, легли в основу практики «драмбалета».

Система Станиславского стала фундаментом для развития не только «драмбалета». Её влияния не избежал и балетный театр времени шестидесятников. Один из основополагающих принципов хореографов «драмбалета» связан с непрерывным развитием действия балетного спектакля. Он берёт своё начало из системы Станиславского, который отмечал: «На сцене нужно действовать. Действие, активность - вот на чём зиждется драматическое искусство актёра <...> На сцене надо действовать - внутренне и внешне»3. Такое видение выдающегося режиссёра было близко и хореографам-шестидесятникам. Однако принцип действенности реализовывался «наследниками» без активного участия пантомимы как выразительного, контрастного «чистому» танцу средства, что, во многом, и послужило поводом к возникновению принципиального спора между двумя поколениями. Мнение шестидесятников в этом споре ясно выражено в словах хореографа Ю.Н.Григоровича: «Нельзя переносить законы драматического театра на театр балетный»4. Впрочем, эти слова, служащие явным предостережением постановщикам советской хореодра-мы, требуют разъяснения.

Балет, однажды вышедший из под опеки других искусств, стал самостоятельным театральным видом искусства. И посему законы его действенности также стали самостоятельными. Но балет и его творческие принципы оказывали и продолжают оказывать практическое воздействие на другие виды искусства, в чём (пускай и не всегда) видится польза в обогащении и обновлении выразительных средств. Такую пользу из связи с драматическим театром извлекли и балетмейстеры советской хореодрамы, создавшие истинные шедевры балетного театра. Так в чём же здесь спор? Вероятно в том, что постановщики «драм-балета» перешли нейтральную черту взаимоотношений между театральными жанрами, углубившись в освоение законов драматического те-

2 Театральная энциклопедия: ст. Станиславского система / Г.В.Кристи, В.П.Прокофьев. В 5-и т. - Т. IV. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - С. 1072.

3 Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - С. 58.

4 Григорович, Ю. Слово о Юрии Слонимском / Ю.Григорович // Чудесное было рядом с нами. - Л.: Советский композитор, 1984. - С. 6.

атра на балетной сцене. Примерами тому стали такие не совсем удачные спектакли советской хо-реодрамы, как «Сказ о каменном цветке» в постановке Л.М.Лавровского на сцене Большого театра (1954) и «В порт вошла "Россия"» Р.В.Захарова на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова (1964). Однако от ошибок и просчётов не застрахован ни один художник. А крайность, как известно, в любой области и любом жанре может увести от истины. Так и хореографы-шестидесятники, отстаивая права чисто танцевальной выразительности и содержательности, в некотором роде рисковали уйти в противоположную крайность, о которой Р.В.Захаров предупреждал в своей книге «Искусство балетмейстера» ещё в 1954 году: «Выступая против пантомимы, критики формалисты отрицали и необходимость творческих связей балета с драматическим теат-ром»5.

Сегодня же, находясь на значительном временном расстоянии от событий споров и прений, происходивших между лидерами двух направлений, важно отметить, что «драмбалет» оказал своё воздействие на балетный театр 1960-х гг. и последующих десятилетий. По-другому не могло и быть, поскольку связь поколений была гораздо крепче, чем отдельные разногласия противоположных сторон, да и государственное устройство театров оставалось неизменным, верным принципам социалистического реализма.

Образ или образность6 - одно из важных художественных и эстетических понятий в балетном театре. Здесь оно находило разное отражение. Советская хореодрама привнесла в балет своё понимание «образности» и, как писал один из хореографов этого направления - Л.М. Лавровский - именно система Станиславского «указала новые методы воплощения образа»7. Данные методы были связаны с утверждением «глубокой правды чувств человека, человека мыслящего, чувствующего, переживающего»8. Такое понимание образности выявляло иную поэзию чувств героев, иное идейное решение хореографического спектакля. Решение это тяготело к реалистическому отображению сюжета произведения, герои

5 Захаров, Р.В. Искусство балетмейстера / Р.В.Захаров. - М. Искусство, 1954. - С. 23.

6 «Образность» - это понятие синонимично метафоре, метафоричности в книге - Карп П.М. Балет и драма. - Л.: Искусство, 1980. - С. 227.

7 Леонид Михайлович Лавровский. Документы. Статьи. Воспоминания: сб. / сост. М.И.Березкина, Н.В.Чидсон, В.И.Уральская. - М.: Всерос. театральное об-во, 1983. - С. 96.

8 Леонид Михайлович Лавровский. Документы. Ста-

тьи. Воспоминания: .... - С. 96.

которого должны были быть достоверными в любой партии.

Наивысшее, близкое к идеалу воплощение роли на сцене в советской хореодраме было связано не просто с хорошей игрой, а с желанием создать яркий, достоверный образ героя или персонажа. Об этом Р.В.Захаров писал: «Если композитор создаёт музыкальные образы и этим, обращаясь к слушателю, будит и направляет его воображение, то балетмейстер, для достижения той же цели создаёт образы зримые, пластические. Эта способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссёра драматического или оперного театра»9. Образность в том, как её себе представляли балетмейстеры советской хореодрамы, нашла своё развитие в лучших спектаклях хореографов-шестидесятников. О ярком и, что наиболее важно, понятном зрителям образном мышлении стоит говорить, прежде всего, касательно творчества балетмейстера Ю.Н.Григоровича (р. 1927), чьи спектакли до сих пор идут, и время от времени возобновляются на балетных сценах России и зарубежья.

Творчество Григоровича с первыми же постановками на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова, выявило талант хореографа масштабного, образного мышления. Это проявилось как в создании отдельных танцевальных ролей-образов, - таких, как Хозяйка Медной горы, Данила, Катерина и Северьян в «Каменном цветке», Мехменэ Бану, Ширин, Ферхад и Визирь в «Легенде о любви», так и целых образных хореографических картин: таких, к примеру, как царство Хозяйки Медной горы (танцы драгоценных камней) или танец-шествие, предваряющий встречу Мехменэ Бану и Ширин с Ферхадом. В последующих своих работах балетмейстер по-прежнему тяготел к образной содержательности, ставшей одной из отличительных черт «Театра Григоровича». Так отдельная и одна из самых ярких линий драматургии балета «Спартак» (1968, Большой театр) Ю.Н.Григоровича выстраивается на противопоставлении двух танцевальных образов Спартака и Красса. От того как решён каждый из этих образов в отдельности и во взаимодействии друг с другом, зависит действие спектакля, его основные составляющие - экспозиция, завязка, нарастание, кульминация и развязка. Танцевально-образное соперничество Спартака и Крас-са обретает иной масштаб и иную, более высокую степень выразительности за счёт массовых эпизодов, которые также подчинены образному мышлению хореографа. Таковы, к примеру, рит-

9 Захаров, Р.В. Записки балетмейстера / Р.В.Захаров. -М.: Искусство, 1976. - С. 119.

мичный прыжковой эпизод для мужского кордебалета из второго акта, исполняемый под ударные - он воплощает собой объединение вокруг Спартака, общее ликование и предвкушение побед, а также танцевальный эпизод оргии, в которой, по словам В.В.Ванслова, «нет самодовлеющей эротики, ибо даётся танцевальный образ, рисующий оргию как выражение измены, раскола. Уродство оргии противостоит благородству, человечности, героизму спартаковцев, оставшихся с их вождём»10.

Образное хореографическое мышление О.М.Виноградова (р. 1937) имеет свою особенность - каждый его балет сначала должен «вырисоваться», то есть отразиться в зарисованных на бумаге графических и пластических образах. Именно в рисунках появляются зримые контуры будущего хореографического произведения Виноградова. Один из них ярко очерчен и выведен хореографом на сцену в первом дагестанском балете «Горянка» (1968) - это образ нарушившей жестокие законы адата девушки Асият из поэмы Р.Г.Гамзатова «Горянка» (1958).

Размышляя над образом Асият, хореограф писал: «У Асият нет узконаправленного стремления. Это сложный, богатый образ. Асият обнаруживает различные стороны своего характера. И для каждой его грани можно найти различные пластические мотивы, рисунки»11. Слова Виноградова находят своё отражение в хореографии балета, где образ Асият раскрывается постепенно, по ходу действия спектакля. Так с начала балета перед зрителями предстаёт искренняя, чистая в помыслах, находящаяся в гармонии с природой дагестанская девушка Асият. Её обручают с Османом. Воле отца - женится на Османе - Асият не может не подчинится, но и выйти замуж за нелюбимого она не в силах. По замыслу хореографа взаимоотношения Асият и Османа в балете лишены дуэтных танцев, поскольку между ними нет близости. Сойтись с жестоким и гордым женихом девушка не хочет. Асият, проявляя решительность характера, отказывает Осману и убегает со свадьбы. Дуэт же, призванный установить гармонию отношений между двумя любящими молодыми людьми, возникает у Асият с Юношей, с которым она знакомится в городе уже после побега.

Яркими образными характеристиками Виноградов наделяет в своём балете молодого дагестанского юношу Османа, танец которого отража-

10 Ванслов, В.В. Хореограф Юрий Григорович / В.В.Ванслов. - М.: Театралис, 2009. - С. 137.

11 Цит. по: Ступников, И. Асият / И.Ступников // Бук-

лет к премьере в Ленинградском театре оперы и ба-

лета им. С.М.Кирова. - Л.: Музыка, 1986. - С. 2.

ет его стихийный и деспотичный характер. Великолепный дивертисмент национальных дагестанских танцев в «Горянке» раскрывает образ богатого традициями горского народа, образ непримиримого, враждебного Асият клана. Он призван показать не только красоту дагестанских танцев, но и «подогреть» действие балета, создать фон развернувшейся пластической трагедии. Поставленный Виноградовым дивертисмент горских танцев по сути продолжает традицию советской хоре-одрамы, в которой, по словам Р.В. Захарова, «дивертисментные танцы характеризуют среду и место, где происходит действие»12(курсив мой - Р.В.).

Сильный, если не сказать мощный танцевальный образ египетской царицы Клеопатры выведен хореографом И.А.Чернышёвым (1937 - 2007) в его трёхактном балете «Антоний и Клеопатра» Э.Л.Лазарева (1968, Ленинградский Малый театр оперы и балета) по произведению У.Шекспира. Его описанию уделил значительное место в своей рецензии шекспировед и театровед И.В.Ступ-ников. Он писал: «Удивительно цельный образ египетской царицы создаёт В.Муханова, тонко понявшая и воплотившая на сцене замысел балетмейстера. В её Клеопатре нет "восточной красивости", упоительной неги и самолюбования. Напротив, царица Мухановой полна силы, энергии, ума. Дуэты с Антонием - это диалоги равных, где женщина ни в чём не уступает мужчине. В сцене триумфа Клеопатра возникает откуда-то из глубины, словно тень Антония, его второе "я", крепко обвивает его шею руками, замирает рядом с ним, чуть склоняя голову - сильная натура, страстная женщина, друг, советчик. И в сцене смерти Антония она смелая, сильная, поддерживающая слабеющее тело Антония почти в тех же позах, в каких он, окрылённый победой и счастьем, когда-то поднимал её вверх, к солнцу»13. Очевидно, что запоминающимся образ Клеопатры сделал почти равноценный труд мыслящего хореографа и думающей, пластически одарённой актрисы (В.С.Мухановой). Это приводит к аналогии с работой режиссёра и актрисы в драматическом театре.

Выбор же Чернышёвым темы балета, основой которого явился серьёзный литературный источник («Антоний и Клеопатра» У.Шекспира), а также решение его в форме полноформатного трёхактного спектакля - факторы, говорящие о родстве произведения хореографа-шестидесятника с хо-реодрамой (что, безусловно, можно отнести и к

12 Захаров, Р.В. Искусство балетмейстера / Р.В.Захаров. - М.: Искусство, 1954. - С. 218.

13 Ступников, И.В. ...И снова Шекспир // Ж. Смена. 1968, 14 июля.

трёхактной «Горянке» Виноградова). Правда, успех «Антония и Клеопатры» Чернышёва был в меньшей степени связан с достижениями «драм-балета». Исто-рические события римских завоеваний, борьбы за власть между триумвирами здесь отражены не в развёрнутых, реалистически достоверных картинах или эпизодах, а как фоновые события, как декорации страстному, любовному роману двух героев (Клеопатры и Антония).

«Ангара» (1977, Куйбышевский театр оперы и балета) А.Я.Эшпая - И.А.Чернышёва - пример образного представления темы любви в советском балете. Решённый на материале пьесы

A.Н.Арбузова «Иркутская история» о жизни и взаимоотношениях простых советских рабочих (кассирша в продмаге, мастер-машинист, электрик и др.), этот балетный спектакль встал в один ряд с лучшими романтическими произведениями хореографии ХХ века. Красота и мощь реки Ангары, силы сибирской природы отражены в порывах и чувствах главной героини - любящей и переживающей личную трагедию девушки Валентины. Её образ в спектакле Чернышёва впервые создала талантливая куйбышевская балерина

B.Н.Пономаренко. Она «заставила поверить, <...> что сможет выполнить завет великого Станиславского - показать "жизнь человеческого духа" в его борениях и противоречиях»14.

Дуэт Валентины и её возлюбленного Сергея («Колыбельная» в партитуре у А.Я.Эшпая) чутко откликается на плавную лирическую музыкальную тему, в которой живёт стихия полноводной реки. Нежный и необыкновенно романтичный танец двоих молодых людей отражает трепет любовного чувства, его оттенки. Этот и другие дуэты, а также монологи и трио героев (Валентины, Сергея и Виктора) - главные звенья драматургии «Ангары»: спектакля, в котором режиссура и хореография взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. В этом балете уже не осталось следов реалистической досказанности «драмбалета», но, тем не менее, заметны результаты воздействия системы Станиславского. И это видно, прежде всего, по тому, какие яркие жизненные образы (Валентины, Виктора, Сергея) были созданы хореографом и его артистами.

Пантомима, которая, по словам Дидро, «есть часть драмы»15, являлась одним из важных выразительных средств советской хореодрамы. Именно она стала краеугольным камнем в споре между постановщиками «драмбалета» и хореографами

14 Чернова, Н. «Ангара» // Волжская коммуна. - Куйбышев: 1977, 10 декабря.

15 Цит. по: Пави, П. Словарь театра / П.Пави. - М.: Прогресс, 1991. - С. 215.

поколения 1960-х гг. Исходя из мнения последних - тандем пантомимы и танца, как основных выразительных средств балета, тормозил его развитие. Танец, и только танец должен был стать главенствующим выразительным средством хореографического спектакля.

Пантомиму шестидесятники не отвергали совсем. Ей они отводили своё место в спектакле. Об этом писал Ю.Н.Григорович: «Говоря о приоритете танца, я вовсе не отрицаю иных средств пластической выразительности, в частности - пантомимы. В спектаклях, поставленных мною, пантомима используется достаточно широко, и в раскрытии отдельных сюжетных перипетий ей принадлежит важное место. <...> Пантомима не является, как считали хореографы 1930 - 40-х гг., "проводником содержания". Не является она и двигателем действия. У пантомимы - сюжетно-пластические задачи, её роль в балетном спектакле близка роли речитатива в "большой опере". Пантомима оттеняет крупные танцевальные пласты, порой подготавливает их, подводя действие к его хореографической кульминации»16.

На примерах отдельных спектаклей хореографов-шестидесятников обратим внимание на то, какие функции в них выполняла пантомима и каково было её место в режиссуре того или иного хореографического произведения. Это поможет установить степень влияния пантомимы, прошедшей опыт внедрения в «драмбалет», на искусство хореографов поколения 1960-х гг.

Пантомима представляет собой немые актёрские сцены. Цель пантомимы - создать художественный образ. Актерский жест играет ключевую роль в пантомиме. Розыгрыш, комическое копирование, гиперболизация образа - все эти понятия связаны с пантомимой и, в той или иной степени, являются проявлением ее сущности. Так, подсмотренный в природе, скопированный и затем преувеличенный жест определил пластику движений приказчика Северьяна в балете Ю.Н.Григоровича «Каменный цветок». Северьян, как отрицательный персонаж, характеризуется опущенными до пола руками-плетями, которые тянутся к чужому добру, руками-щупальцами, готовыми стянуть удавку на шее провинившегося работника. Благодаря характерным, словно у человекоподобной обезьяны, жестам свисающих рук, образ Северьяна становится отталкивающим, негативным. Не только руки, но и вся согбенная фигура, искажённое в гримасе лицо - ярко характеризуют Северьяна как «злого», противопостав-

16 Григорович, Ю. В поисках гармонии / Ю.Григорович // Театр. - 1976. - № 3. - С. 36.

ленного танцующим, благородным в помыслах главным героям классического балета.

В балете «Иван Грозный» на музыку С.С.Прокофьева Ю.Н.Григорович находит очень яркие, не танцевальные, полупантомимные характеристики боярам-злоумышленникам, объединившимся в заговоре против царя. Накал заговора бояр, решивших отравить Анастасию, Григорович передает акцентированными соскоками полусогнутых ног. На сильную долю ритмичной музыки, один из бояр со страхом передаёт чарку с ядом своему ближнему товарищу - и так далее по кругу. В этом почти магическом действе передачи чаши боярами не перестают двигаться в такт музыке и руки исполнителей. Благодаря такой пантомимной сцене хореограф реализует замысел тайного, «тёмного» процесса, приведшего к гибели царицы.

Трудно представить без элементов игровой пантомимы сцену сбора на бал Мачехи и её дочерей в балете «Золушка» С.С.Прокофьева. К этому словно обязывает яркая характеристичная музыка, её выразительные, гротесковые краски. Было бы ошибкой утверждать, что данную сцену невозможно решить только танцевально. Но тем не менее почти каждый хореограф, обращавшийся к постановке знаменитой сказки, в этой сцене не упускал возможности за счёт средств пантомимы выявить актёрское дарование исполнителя. Именно пантомима, а не танец позволяет сделать партии Мачехи, Злюки и Кривляки столь выразительными, понятными зрителям.

Свою «Золушку» хореограф О.М.Виноградов впервые поставил в Новосибирском театре оперы и балета в 1964 году. В этой оригинальной версии сказки сцена, связанная с многочисленными домашними хлопотами и сбором на бал мачехиного семейства не единственная, где используется пантомима. Уже после отъезда Мачехи Золушка на кухне танцует с чайником и другой посудой. В этой сцене хореограф использовал большие бутафорские костюмы в виде чайников и кофейников. Одевавшие их ученики хореографического училища, изображали танцующую вместе с Золушкой посуду. В данном случае изображать или представлять «живую» посуду приходилось при помощи пантомимной игры в специальных бутафорских костюмах. Таким способом хореограф решал задачу отображения сказочной ситуации, связанной с домом Золушки.

Одним из активных выразительных средств балета О.М.Виноградова «Ревизор» (1980, Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова, музыка А.В.Чайковского) стала пантомима. Этот спектакль, как писал его постановщик, «был абсолютно "актёрским", с ярчайшими характерами персонажей, требующими от исполнителей вла-

дения танцевальной техником, пантомимои и актёрским мастерством»17. Физически сложный по динамике, технике и резким переменам пластических задач «Ревизор» стал серьёзным испытанием для труппы театра. Здесь пантомима вышла на передний план и практически стала управлять танцем, подчинив его активному и беспрерывному развитию актёрского действа. Начиная с пролога и первой картины «Драка чиновников» до самого финала спектакля пантомима, а не танец (хотя сложнейшие элементы лексики классического танца здесь активно использовались Виноградовым) определяла и разъясняла гоголевский сюжет и его подтексты. Буквально все персонажи (Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Хлестаков, Марья Антоновна, Анна Андреевна и другие) имели свои пантомимные характеристики, свои особые жесты, свою пластику, что способствовало узнаваемости и воплощению известных образов комедии Гоголя18.

По-разному пантомима, как одно из выразительных средств балетного спектакля, использовалась и И.А.Чернышёвым. Его «Щелкунчик» начинается с появления на просцениуме Дроссель-мейера, который поднимает лежащую на полу тряпичную Куклу-Щелкунчика и с помощью пантомимных жестов объявляет о начале представления.

В первом действии балета на сцене участвуют чисто пантомимные персонажи - родители, которые приходят в игральную комнату и забирают у детей понравившихся им кукол (в их числе и Щелкунчик). Во многом пантомимными жестами решается сцена отчаяния Маши, просящей Дрос-сельмейера вернуть ей Щелкунчика. На фоне сольных танцев кукол (Щелкунчика, Арлекина и Коломбины) активно действуют (бегают в разные стороны, с помощью жестов обмениваются впечатлениями) родители, наблюдающие за необычными движениями заводных игрушек.

Гросфатер целиком решается Чернышёвым как игровая пантомимно-гротесковая картина. Именно с помощью пантомимы и пластических жестов хореограф раскрывает в известном торжественном «танце дедушек» характеры хвастливых и

17 Виноградов, О.М. Исповедь балетмейстера / О.М.Виноградов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - С. 237.

18 Характеристики спектакля по: «Ревизор». Балет в двух действиях. Хореографическая транскрипция

комедии Н.В.Гоголя. Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова. Архивная запись (1984). -М.: 2010 - 2012, ООО «Де Агостини» [журнал «Балет. Лучшее»] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http :///www.deagostini.ru: ФГУ Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

чванливых родителей. Здесь нет танцевальных па. Весь гросфатер представляет собой одну большую, массовую жанровую сценку, в которой участвуют родители, рассказывающие друг другу о своих привилегиях и заслугах немыми и уморительными жестами. Этот эпизод явно напоминает традиционную пантомимную сцену из драмбале-та. Однако «Щелкунчик» Чернышёва - не хореод-рама. И пантомима тут используется не как равноценное танцу выразительное средство, а как средство для достижения комического эффекта. Благодаря комической, на гране гротеска, пантомиме хореограф убеждает зрителей в том, что родители - мелочные, глупые и ограниченные человеческие создания. Но пантомима гросфатера выполняет и более трудную задачу, становясь средством для усиления драматизма ситуации -ситуации, когда скреплённые романтической мечтой о чистой любви и верной дружбе Маша и Щелкунчик сталкиваются с миром взрослых (родителей) и не находят в нём себе места. Выразительная пантомима гросфатера очень ярко выявляет противопоставление реального мира (мира взрослых) и чудесного мира детей, которые в других эпизодах балета играют и общаются с ожившими куклами19.

В балете И.А.Чернышёва «Спартак» (1972, Одесский театр оперы и балета; 1984, Куйбышевский театр оперы и балета) есть сцена раскаяния Гармодия, поддавшегося соблазну Эгины и осознавшего ужас своего предательства. Она требует от исполнителя роли особого эмоционального состояния. В раскрытии подобного состояния артисту помогает музыка, в которой звучит (в оркестре ударный инструмент издаёт и равномерно повторяет глухой звук) приговор (А.И.Хачатурян, похоже, использует музыкальный приём из балета «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева, который с помощью равномерных, повторяющихся звуков барабана раскрывал трагичность смерти Тибаль-да). Для сценического решения этой сцены Чернышёв использовал и особую пластику, и пантомиму. Терзаемый свершённым предательством, Гармодий, в такт ударам, звучащим в оркестре, наносит себе удары кулаками по лицу, а затем падает на колени и, уже резко поворачивая голову в разные стороны, совершает удары о землю. Подобным образом хореограф передаёт бессилие падшего героя перед уготованной ему судьбой. Использование пантомимных и пластических

19 Описание пантомимных сцен балета по видеозаписи «Щелкунчика» в исполнении Самарского театра оперы и балета, на сцене которого Чернышёв осуществил постановку своего балета в 1978 году. Видеоархив В.Н.Пономаренко.

средств здесь абсолютно оправдано, поскольку в данном случае постановщику был необходим потенциал иных, нежели имеющихся у танца, выразительных и эмоциональных возможностей.

Данное исследование подтверждает, что связь между двумя поколениями (балетмейстеров «драмбалета» и хореографов-шестидесятников) была непрерывной и тесной. Двухсторонний конфликт лишь укрепил её (шестидесятники вы-

росли на спектаклях советской хореодрамы). Сюжетный балетный спектакль хореографов волны 1960-х гг. не мог обойтись без наработок и фундаментальных основ предшествовавшего ему направления. «Драмбалет» же, отстаивавший права пантомимы, как важного действенного средства выразительности хореографического спектакля, тем не менее, не отвергал главенства танца в балете.

CREATIVE PRINCIPLES OF CHOREOGRAPHERS OF SOVIET CHOREODRAMA (EXEMPLIFIED BY 1960 - 80-S CHOREOGRAPHERS' PERFORMANCES)

© 2015 R.G.Volodchenkov°

Moscow State Academy of Choreography

The article tells about the influence of the Soviet choreodrama on choreographers of 1960 - 80- s. Key words: choreodrama, choreographer, stage direction, image, mime.

о

Roman Gennadievich Volodchenkov, Ballet critic, Postgraduate. E-mail: romul-vol@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.