Научная статья на тему 'К проблеме взаимодействия драматического и балетного искусства (на примере творческих контактов Е. И. Тиме и Г. С. Улановой)'

К проблеме взаимодействия драматического и балетного искусства (на примере творческих контактов Е. И. Тиме и Г. С. Улановой) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БАЛЕТНЫЙ / ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / СИНТЕТИЧЕСКИЙ АКТЁР / МАСТЕРСТВО АКТЁРА / ПЛАСТИКА / SYNTHESIS / INTERACTION SYSTEM / SYNTHETIC ACTOR / BALLET / DRAMA ART / ARTISTIC SKILLS / PLASTIQUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Золотарёва Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается проблема взаимодействия двух видов искусства: драматического и балетного, на примере жизненного и творческого пути актрисы Александринского театра Елизаветы Ивановны Тиме. В статье использованы материалы личного архива Е.И. Тиме, посвящённые балетному искусству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essay is dedicated to the problem of interaction between two forms of art: drama and ballet. This problem deals with the biography of drama actress Elizaveta Time. Her private archive materials are used in this essay

Текст научной работы на тему «К проблеме взаимодействия драматического и балетного искусства (на примере творческих контактов Е. И. Тиме и Г. С. Улановой)»

А.С. Золотарёва

К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО И БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА (на примере творческих контактов Е.И. Тиме и Г.С. Улановой)

В статье рассматривается проблема взаимодействия двух видов искусства: драматического и балетного, на примере жизненного и творческого пути актрисы Александринского театра Елизаветы Ивановны Тиме. В статье использованы материалы личного архива Е.И. Тиме, посвящённые балетному искусству.

Ключевые слова: синтез, взаимодействие, балетный, драматический театр, синтетический актёр, мастерство актёра, пластика.

Процесс взаимопроникновения и взаимодействия различных видов искусства особенно чётко проявляется в культуре ХХ в. Уже в первые его десятилетия появилось немало примеров плодотворного сотрудничества крупных художников, принадлежавших к разным эстетическим сферам: Л. Бакста (изобразительное искусство) с организаторами «Русских сезонов» (балетное искусство), Вс. Мейерхольда (драматический театр) с С. Эйзенштейном (кинематограф), Марка Шагала с руководителями ГОСЕТа, Владимира Татлина с представителями левого крыла в театральном искусстве и т. д. Подобные эксперименты можно оценивать по-разному, но очевидным для нас является стремление художников к обогащению своего искусства, к максимальному расширению его границ. В качестве доказательства этого утверждения невозможно не привести и ещё один замечательный пример творческого взаимодействия в искусстве - драматической актрисы Елизаветы Ивановны Тиме и актрисы балетного театра Галины Сергеевны Улановой. Их совместная работа и дружба длилась многие годы.

Елизавета Тиме - выдающаяся актриса из поколения Ю.М. Юрьева, В.А. Мичуриной-Самойловой и других корифеев Александринского театра. Историкам балетного искусства ХХ в. ее имя непременно должно указать на целую эпоху в

балете, прошедшую под знаком единого стилистического направления - «драмбалета». Стоит обратить внимание, что уже сам термин «драмбалет» заключает в себе проблему синтеза искусств, в данном случае драматического и балетного. Действительно, многовековой опыт создания целостного художественного произведения - драматического спектакля, а также теоретические знания, накопленные в этой области, оказались в 1930-1940-е гг. на службе у балетного искусства. В это время к балетным постановкам активно привлекались режиссёры драматического театра, драматические актёры. В процессе создания балетного спектакля поощрялось использование принципов системы, разработанной реформатором сценического искусства Константином Сергеевичем Станиславским.

Образцами такого подхода к художественному процессу могут быть постановки, каждая из которых стала подлинным событием в театральной жизни эпохи: созданные балетмейстером Р. Захаровым «Бахчисарайский фонтан» - хореографическая поэма (1934 г.) и «Утраченные иллюзии» - хореографический роман (1936 г.), а также «Ромео и Джульетта» (1940 г.) в постановке балетмейстера Л. Лавровского. Рождение балетных шедевров было обусловлено рядом причин, и о каждой из них стоит вести отдельный разговор. Но в ряду этих причин особенно хотелось бы выделить мастерство актёра балетного театра, достигшего в тот период значительных высот. Так сложилось, что все три спектакля были связаны с творческой судьбой балерины Галины Сергеевны Улановой, исполнившей в них заглавные партии - Марии, Корали, Джульетты. Как балерине-актрисе, ей удалось, казалось бы, невозможное - пластически выразить «неизреченное слово».

Ключ к творческой мастерской Г. Улановой хранится не только в природе её уникального дарования, не только в условиях, сформировавших её личность, но и в людях, окружавших актрису - в её ближнем круге. К числу таких людей, сыгравших значительную роль в творческой судьбе Галины Улановой, можно смело отнести Елизавету Ивановну Тиме. Вот

что вспоминает Галина Сергеевна о первых встречах с Тиме и её мужем Николаем Николаевичем Качаловым: «.. .в доме Тиме и Качалова, громко говоря, открывались новые для меня горизонты. <...> Там расширялся мой кругозор».1 Далее Уланова признается: «Драма всегда была мне близка, и тут я услышала вещи, о которых впервые узнала в доме Елизаветы Ивановны Тиме: «сквозное действие», «зерно роли».».2

Е.И. Тиме, опираясь не только на свой сценический опыт, но и на достижения сценического искусства предыдущих поколений, передавала молодой балерине накопленные знания, секреты профессии, знакомила с азами системы К.С. Станиславского. Надо сказать, что она всегда особенно отмечала необходимость глубинного освоения ее законов актёрами. Вот - дословно - точка зрения большой актрисы, которая содержится в рукописи ее лекции, посвящённой «Системе»: «Актёрская масса ещё не осознала учения Станиславского. Актёр - это не только исполнитель <режиссерского> замысла, это - философ, мыслитель. Актёр должен постигать свой опыт, создавать, открывать в себе какие-то законы, помогающие жить».3 Представления о системе входили в жизнь и творчество балетной актрисы Галины Улановой благодаря беседам с Елизаветой Ивановной, длившимся иногда долгими часами, а также - и это главное - в процессе совместной работы по подготовке балетных партий.

Первая встреча Тиме и Улановой произошла в 1934 г. в Ессентуках, в «Доме Ученых», где творческая интеллигенция традиционно проводила летнее время. Заочное знакомство уже к тому времени состоялось, как вспоминала Елизавета Ивановна Тиме, на выпускных спектаклях Ленинградского хореографического училища. В этих спектаклях принимали участие будущие балерины - Галина Уланова и её однокурсница Татьяна Вечеслова. Описание этого эпизода содержится в рукописном варианте выступления Е.И. Тиме на встрече с молодыми артистами Ленинградского Малого оперного театра, состоявшейся в 1956 г. Воспоминания о первых шагах Галины Улановой на пути

к балетному искусству органично вплетены здесь в повествование о направлениях развития и о расцвете отечественного хореографического искусства. Приведем небольшой фрагмент рукописи: «Влияние Фокина сказывалось и в постановках, и в стиле исполнения. Появились новые балеты; старые подверглись видоизменениям и поправкам. Способности балетмейстера проявил Борис Романов, потом Вайнонен, который впоследствии, в балете «Щелкунчик», открыто представил формалистические решения. Во втором действии знаменитый вальс танцевали без декораций среди ширм в виде положенных разноцветных огромных щитов, которые передвигали сами артистки, одетые в спортивные одежды физкультурниц. Среди них мелькали фигуры будущих балерин Улановой, Вечесловой.

Еще два года - и в выпускных спектаклях училища танцуют две юные девушки - разные индивидуальности, но обе одинаково прелестные: это Вечеслова и Уланова. Исключительная красота линий и поз, мягкость движений - это поэтичная Уланова; живая резвость, внутренняя насыщенность, жизнерадостность танцев - это эмоциональная Вечеслова. Любители балета взволнованы - появились две новые балерины. А впереди Бала-бина и Дудинская, Сергеев и Чабукиани. И вот четыре прекрасные балерины и два замечательных танцовщика сделались украшением нашего балета. Новые балетмейстерские таланты Захарова, Лавровского, Чабукиани создают ряд крупных спектаклей: «Ромео и Джульетта», «Лауренсия», «Бахчисарайский фонтан», «Эсмеральда», «Красный цветок», «Медный всадник». Балет делается самым мощным и посещаемым видом искусства, и мы чувствуем гордость за нашу стойкую неизменную любовь к нему».4

Надо отметить, что мысли, высказанные актрисой драматического театра о становлении хореографического искусства, нельзя отнести к разряду праздных рассуждений дилетанта. В автобиографической книге «Дороги искусства»5 Е. Тиме посвящает балету целую главу, и первые же ее страницы свидетельствуют о неизменном интересе автора к хореографическому искусству. Здесь

можно найти точные и меткие характеристики выдающихся балерин Императорского театра: Пьерины Леньяни, Матильды Кше-синской, Анны Павловой. Спектакли с участием этих исполнительниц смотрела ещё совсем юная Е.И. Тиме, но ценны не только её впечатления от увиденного на сцене, но и впечатления актрисы от совместной работы с таким балетмейстером, как Михаил Фокин, с балетными артистами - её современниками.

В 1908 г. Е. Тиме поступило предложение - исполнить в балетном театре роль Клеопатры в спектакле «Египетские ночи». Чем был обусловлен выбор Михаила Фокина на партию Клеопатры актрисы драмы, певицы (Е. Тиме успешно училась на вокальном факультете Петербургской консерватории)? Во-первых, нельзя не упомянуть следующее обстоятельство: Е. Тиме с ранних лет увлекалась балетом, вместе с сестрой они выступали на любительских сценах с небольшими характерными танцевальными номерами и даже имели успех у публики, о чём не без иронии вспоминает Тиме в автобиографии. Обучаясь искусству драмы, вокальному мастерству, она не оставляла и занятий в танцевальном классе. Как подлинный мастер, Тиме совершенно верно осознавала, насколько точное пластическое решение, найденное для создания образа, обогащает актёрскую палитру; насколько необходимо драматическому актёру владеть своим телом как инструментом. В подтверждение приведем следующую цитату из рукописи Е.И. Тиме: «Когда я репетировала у себя в театре «Антония и Клеопатру» Шекспира, я проходила весь пластический рисунок у Ал. Ив. Чекрыгина, характерного танцовщика. Его брат И.И. Чекрыгин, тоже педагог, открыл занятия (танцами) хореографией для молодых артистов драмы -мы образовали группу и работали у палки, в соответствующем репетиционном костюме и туфлях. Все были очень увлечены, чувствовали у себя на репетициях результаты работы - телесную раскрепощённость, большую свободу и выразительность движений».6 Символично, что в спектакле «Антоний и Клеопатра», поставленном в Ленинградском Академическом театре драмы имени А.С. Пушкина в 1923 г. В. Раппопортом, у Е. Тиме

вновь произошла встреча с героиней античной истории Клеопатрой. И вполне вероятно, что именно воспоминания о первой работе над балетом «Египетские ночи», о встрече с Михаилом Фокиным, Анной Павловой7 послужили для неё источником вдохновения при создании образа Клеопатры на драматической сцене.

Стоит заметить, что роль Клеопатры в постановке Михаила Фокина «Египетские ночи» в действительности не требовала от актрисы профессионального владения танцевальной лексикой. В спектакле явно угадывалась характерная тенденция эпохи рубежа веков - эксперименты в области формы; в некотором смысле, это был путь вперед через отрицание традиционного, привычного, прежде найденного. Михаил Фокин, стремясь к обновлению балетного искусства, следовал и ещё одной тенденции времени -соединению и взаимообогащению различных видов искусства. В этом случае мысль о приглашении драматической актрисы в постановку балетного театра кажется вполне органичной и закономерной. В биографии Е.И. Тиме видна одна существенная черта: творческая природа актрисы с самого начала заключала в себе идею синтетического актёра. Тиме с успехом выступала в опереточном и водевильном репертуаре. Ею были созданы образы Эр-нестины в «Званом вечере с итальянцами» Ж. Оффенбаха, Елены в оперетте «Прекрасная Елена», постановка Мариинского театра, Лизы в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского,8 в спектаклях классической драматургии. Актриса поражала зрителей свободным владением вокальным, танцевальным мастерством, глубиной и точностью найденных образов как комедийного, так и драматического плана.

Елизавета Тиме, вспоминая о времени работы над «Египетскими ночами», отмечала, что Фокин, увидев её на выпускном спектакле, нашел её данные подходящими и предложил выступать в его спектакле. Начинающей актрисе предстояло попробовать себя в роли, задуманной Михаилом Фокиным как пантомимическая. Жанр пантомимы оказался в то время привлекательным и для режиссёров драматического театра, и для балетмейстеров.

И это не случайно, поскольку жанр этот также в своей природе является синтетическим. Кроме того, пантомима требует от исполнителя не столько танцевальных способностей, сколько умения пользоваться пластикой как основным выразительным средством, самодостаточным языком.

Обратимся к воспоминаниям актрисы о своём дебюте: Михаил Фокин пригласил на роль Клеопатры, «которая не требовала танца, а только внешней выразительности и сценических данных, драматическую артистку, чтобы получить новые, свежие представления вместо устарелых штампов».9 Оказался ли этот опыт общения с балетным искусством успешным для актрисы, судить сложно. Оценку своей работе Е.И. Тиме не даёт, она упоминает лишь неприятный эпизод с разыгравшимся перед премьерой флюсом, который никто из зрителей так и не заметил. Актриса пишет также об удивительной атмосфере подлинного творчества, созданной балетмейстером, о высоком исполнительском мастерстве Анны Павловой. Все это, безусловно, явилось для Тиме не сухими страницами биографии, а живым материалом для всей последующей деятельности в драматическом и балетном театре. В театре драматическом она стала выдающейся актрисой, в балетном - помощником, наставником. Навыки работы в хореографическом искусстве позволили Е.И. Тиме более глубоко и точно понять процесс создания балетного спектакля, задачи, поставленные перед балетным артистом. И, возможно, именно эта сторона творчества актрисы впоследствии определила ее успешное и плодотворное сотрудничество с Галиной Улановой. Результатом этого сотрудничества, как известно, стало выдающееся исполнение балериной партии Марии в постановке Р. Захарова «Бахчисарайский фонтан». Образ, созданный Улановой, был отмечен драматизмом, духовной глубиной и красотой. Чувствовалось настоящее погружение балетной актрисы в мир пушкинской поэмы. Все это было следствием непрерывного внутреннего актёрского проживания художественного образа и свидетельствовало об успешном применении системы

К.С. Станиславского в области балета, к которому призывала и которому учила Е.И. Тиме. Так художественные поиски и творческие контакты двух актрис, представительниц разных видов искусства, способствовали расширению духовных и эстетических возможностей отечественного балета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Богданов-Березовский В.М. Г.Уланова. - М., 1961. - С. 90.

2 Там же. - С. 86.

3 Тиме Е.И. Станиславский и его система // ЦГАЛИ СПб. - Ф. 235. -Оп. 1. - Ед. хр. 46. - С. 1.

4 Мастерство актёра в хореографии. Выступление на встрече с молодыми артистами Ленинградского оперного театра в 1956 г. // ЦГАЛИ СПб. -Ф. 235. - Оп.1. - Ед. хр. 116. - С. 2 - 4

5 Тиме Е. Дороги искусства. - М., 1967. - С. 65.

6 Тиме Е. Мастерство актёра в хореографии. Выступление на встрече с молодыми артистами Ленинградского малого оперного театра в 1956 г. // ЦГАЛИ СПб. - Ф. 235. - Оп. 1. - Ед. хр. 116. - С. 4 - 5.

7 Анна Павлова исполняла роль египтянки Вероники в балете «Египетские ночи».

8 Верховский Н.Ю. Заслуженный деятель искусств РСФСР Елизавета Ивановна Тиме. - Л., 1951. - С. 17.

9 Тиме Е. Мое участие в балете «Египетские ночи» в постановке Михаила Фокина. Воспоминания // ЦГАЛИ СПб. - Ф. 235. - Оп. 1. - Ед. хр. 85. - С.1.

Abstract

The essay is dedicated to the problem of interaction between two forms of art: drama and ballet. This problem deals with the biography of drama actress Elizaveta Time. Her private archive materials are used in this essay.

Key words: synthesis, interaction system, synthetic actor, ballet, drama art, artistic skills, plastique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.