Н. Г. Левкоева*
МЕЖДУНАРОДНЫЕ БАЛЕТНЫЕ КОНКУРСЫ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Балетное искусство дало миру много ярких имен и событий. Международные конкурсы артистов балета существуют во многих странах мира. Они стали неотъемлемой частью мирового хореографического искусства, способствуя повышению художественного уровня балетных театров, развитию творческого эксперимента и росту новых поколений артистов балета и хореографов.
В статье прослеживается становление и развитие международного конкурсного движения в области балетного искусства ХХ — ХХ! веков, открывшего миру звезд первой величины и оказавшего большое влияние, как на исполнительское мастерство, так и на развитие современной хореографии, педагогики, критики и истории балетного искусства.
Ключевые слова: балетное искусство, классический балет, современный танец, международный конкурс, жюри, хореограф, танцовщик, конкурсант, вариация, па де де, тур, премия, награда.
N. Levkoeva. INTERNATIONAL BALLET COMPETITIONS: TENDENCES OF DEVELOPMENT
The art ofballet has given the world many star performers and memorable artistic events. International Ballet Competitions are held in many countries all over the world. They have become an integral part of the dance art, furthering the rise of artistic standards in theatre ballet, as well as supporting experimental works and new generations of young dancers and choreographers.
The article illustrates the inception and development of the International Competition Movement in the ballet of the 20th — 21st centuries which revealed future stars who elevated performance standards, and were of substantial influence on the development of contemporary dance, training, critique and ballet history
Key words: ballet art, classical ballet, contemporary dance, international competition, jury, choreographer, dancer, competitor, variation, pas de deux, round, prize, award.
* Левкоева Наталия Григорьевна — заслуженный работник культуры РФ, заместитель главного редактора журнала «Балет». E-mail: mail@russianballet.ru.
Конкурсное движение в искусстве хореографии возникло во второй половине ХХ века на волне творческого подъема мирового балетного искусства. Оно росло и развивалось в зависимости от государственных интересов, политических условий и финансовых возможностей. Расширяясь и видоизменяясь, это движение охватило сегодня весь мир. Однако, несмотря на почти полувековой опыт проведения конкурсных состязаний, история отечественной и мировой хореографии не имеет глубоких исследований данного феномена, обобщающих и анализирующих как отдельные факты, так и существующие тенденции в целом.
Международное конкурсное движение, сложившееся в прошлом веке, продолжает привлекать к себе интерес и в начале нынешнего тысячелетия. По некоторым оценкам сегодня в мире проводится около пятидесяти балетных конкурсов, которые позиционируют себя как международные. Эти состязания условно можно подразделить на три основных группы: регулярно проводимые конкурсы, конкурсы, существовавшие определенное время, и разовые мероприятия, не имевшие продолжения. Все они являются частью мировой конкурсной палитры и способствуют дальнейшему развитию искусства балета.
Данная работа ограничивается рассмотрением самых известных и авторитетных балетных состязаний, открывших миру имена звезд первой величины и оказавших значительное влияние как на исполнительское мастерство артистов балета, так и на развитие современной хореографии, педагогики, критики и балетоведения и таким образом изменивших лицо мирового балетного театра.
Говоря об исторических предпосылках возникновения конкурсного движения в искусстве хореографии в ХХ веке, следует отметить два важных фактора — это проведение балетных конгрессов, фестивалей и конкурсов в довоенной Европе в начале тридцатых годов прошлого столетия и организация всесоюзных смотров и конкурсов в Советском Союзе в послевоенный период.
Так, в довоенной Германии состоялись три крупных международных хореографических форума — танцевальные конгрессы в Магдебурге (1927), Эссене (1928) и Мюнхене (1930), а также два фестиваля в Берлине (1934, 1935), собиравшие немало артистов и поклонников балета.
В 1932 году в Париже был организован Международный конкурс хореографов, первую премию на котором получил немецкий артист и балетмейстер Курт Йосс за свой острополитический антивоенный балет «Зеленый стол» на музыку Фрица Коэна.
В 1933 году в Варшаве проходил Международный конкурс сольного танца.
В 1934 году в Вене состоялся Международный конкурс балета с участием более ста исполнителей из шестнадцати стран.
Особое место в ряду этих балетных состязаний занимает Международный конкурс классического балета имени выдающейся английской балерины и общественного деятеля Аделины Жене (Adeline Genee, 1878—1970), который с 1931 года регулярно проходил в Лондоне, а с 2002 года и в других города мира. Этот конкурс проводится Королевской академией танца, почетным покровителем которой является её величество королева Елизавета II.
Конкурс имеет свои особенности. До участия в нем допускаются только юные танцовщики, прошедшие обучение по программе Академии и с отличием сдавшие экзамены, что делает конкурс закрытым для представителей других балетных школ. Согласно регламенту, конкурсанты исполняют классические вариации в традиционной версии, редакции постановок XX и XXI века считаются неприемлемыми. Такое ограничение участия и консервативное отношение к классике является весьма спорным, отрицающим поступательное развитие балетного искусства. В связи с этим конкурс не приобрел широкой известности и, несмотря на солидный срок и стабильность его проведения, не имеет должного международного резонанса.
Вторая мировая война явилась трагедией для всей европейской цивилизации. Возрождение культуры на континенте потребовало длительного времени и большой концентрации сил. Поэтому самым ярким событием в послевоенном балетном мире стал Международный балетный конкурс, проведенный в столице Бразилии Рио-де-Жанейро, куда в августе 1961 года съехались двадцать четыре балерины из тринадцати стран мира. Победу на конкурсе одержала Марта Дроттнерова (Чехословакия), которая затем стажировалась в Большом театре, завоевала серебряную медаль на Первом Международном балетном конкурсе в Варне, золотую на Третьем Варнен-ском конкурсе и продолжила свое обучение в ГИТИСе.
После окончания войны Советское государство обратило пристальное внимание на поддержку искусства по всем направлениям, включая проведение всесоюзных фестивалей, смотров и конкурсов, декад и дней литературы и искусства народов нашей страны в Москве, совещаний и конференций, а также организацию зарубежных гастролей и ограниченное участие советских представителей в международных мероприятиях.
Обладая сильным эмоциональным воздействием, танцевальное искусство являлось мощным идеологическим орудием советской пропаганды в период «холодной войны» — идейного и политического противостояния двух политических систем, стоившего миру огромного напряжения сил и гигантских материальных и людских потерь.
Первыми послевоенными победами представителей нашей страны на международном уровне явилось участие молодых советских артистов в конкурсах классического балета, проходивших в рамках Всемирных фестивалей молодежи и студентов начиная с 1947 года. Среди золотых лауреатов этих творческих состязаний следует назвать имена Раисы Стручковой, Майи Плисецкой, Марины Кондратьевой, Аллы Осипенко, Аскольда Макарова, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева, Елены Рябинкиной, Мариса Лиепы, Ирины Колпаковой, Юрия Соловьева и других известных советских исполнителей.
Для целенаправленного развития балетного искусства в Советском Союзе существовала четкая система подготовки молодых артистов для дальнейшего их продвижения на национальном и международном уровне, что являлось частью внутренней и внешней культурной политики Советского государства. С этой целью были разработаны соответствующие приказы и рекомендации, которые тщательно выполнялись, при этом все организационные и финансовые расходы государство брало на себя.
Реализация данной программы проводилась в три основных этапа, первым из которых было проведение всесоюзных смотров хореографических училищ страны с целью выявления таланта на начальной стадии его формирования, и дальнейшая подготовка одаренных детей к сольной балетной карьере и участию в балетных конкурсах. Такие смотры во многом способствовали развитию балетной педагогики, совершенствованию методов обучения,
разработке новых программ и сыграли важную роль в формировании артистов балета нового поколения, стали ареной для творческих дискуссий и лабораторией для молодых хореографов.
Смотры выдвинули целую плеяду молодых исполнителей, определивших на многие годы лицо советского и мирового балета. Именно тогда впервые прозвучали имена Мариса Лиепы, Аллы Сизовой, Рудольфа Нуреева, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева, Наталии Бессмертновой, Михаила Лавровского, Надежды Павловой и других ныне известных артистов.
Вторым этапом программы стала подготовка талантливой молодежи для участия во всесоюзных конкурсах и фестивалях, выдвижение их на ведущие позиции в театральных коллективах страны.
Всесоюзные балетные конкурсы прошли три стадии формирования.
Первым опытом в этом направлении явилось проведение в Москве в 1956 году Всесоюзного конкурса вокалистов и артистов балета. Председателем жюри конкурса артистов балета была Галина Сергеевна Уланова, а его лауреатами названы Ирина Колпакова, Владилен Семенов, Наталия Касаткина и другие исполнители.
Следующий шаг — проведение в стране Всесоюзных конкурсов новых хореографических концертных номеров, которые состоялись в 1964, 1967 и 1969 годах и привлекли внимание специалистов и широкой публики к постановкам Леонида Якобсона, Владимира Варковицкого, Игоря Есаулова, Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, Максима Мартиросяна, Анатолия Шикеро и других талантливых балетмейстеров.
Новым этапом явилось проведение в 1972, 1976, 1980, 1984 и 1988 годах Всесоюзных конкурсов балетмейстеров и артистов балета. Это были крупномасштабные мероприятия, которые имели решающее значение для развития отечественного балетного искусства.
Конкурсы выдвинули на первый план талантливых молодых артистов, сделавших славу советскому балету и ставших ведущими солистами крупнейших балетных театров. Среди известных имен следует назвать Надежду Павлову, Людмилу Семеняку, Вячеслава Гордеева, Александра Годунова, Галину Степаненко, Владимира Малахова. Впоследствии эти исполнители защищали
честь своей державы на международных конкурсах, завоевывая высшие награды.
Всесоюзные конкурсы открыли целую плеяду ярких балетмейстеров-постановщиков, которые в дальнейшем возглавили балетные труппы страны. Высокими наградами были отмечены Валентин Елизарьев, Генрих Майоров, Борис Эйфман, Дмитрий Брянцев, Александр Дементьев, Борис Мягков, Георгий Ковтун и другие хореографы.
Смотры хореографических училищ и всесоюзные конкурсы в течение ряда лет предваряли проведение международных конкурсов и являлись своеобразной генеральной репетицией перед этими крупными творческими состязаниями. Такая практика всегда давала положительные результаты.
Третьим этапом государственной программы подготовки балетных кадров являлся тщательный отбор и участие молодых исполнителей в международных состязаниях и содействие их мировому признанию как представителей Советского Союза.
Почти полувековой путь международного конкурсного движения можно разделить на три основных периода: первый — начало новой балетной традиции, заложенное международными конкурсами в Варне и Москве; второй — развитие международного конкурсного движения, охватившего страны Азии, Америки и Европы; третий — резкое увеличение числа конкурсов в разных странах мира и развитие конкурсной индустрии нового века.
Первый, регулярно проводимый и открытый для участия представителей всех национальностей, всех стран и школ, международный конкурс артистов балета родился в Варне в романтической атмосфере увитого густой зеленью Летнего театра, расположенного на берегу Черного моря.
Это было смелое и дерзкое начинание. Так в 1964 году Варна положила начало новой балетной традиции.
Международный балетный конкурс в Варне (Varna International Ballet Competition) занимает особое место среди других конкурсов, возникших по его образу и подобию, потому что он не только первый, но и один из самых сложных.
Варненский конкурс возник не случайно. Его преддверие и основа — хореографические конгрессы и фестивали довоенной поры, всесоюзные смотры и конкурсы в нашей стране и конкурсы
классического танца в рамках Всемирных фестивалей молодежи и студентов, продемонстрировавшие всему миру профессиональный масштаб и зрелищность подобных балетных форумов.
Идея проведения Варненского конкурса принадлежит выпускнику ГИТИСа Стефану Йорданову (1924—1994), который в 1960 году окончил балетмейстерский факультет по классу Л.М. Лавровского. Назначенный художественным руководителем балета Варненской оперы, он всемерно содействовал проведению международного балетного конкурса в своей стране и неоднократно входил в состав его жюри.
Важная роль в продвижении и реализации конкурсного проекта принадлежала директору Болгарской концертной организации Йордану Киндалову, который на переговорах в Госконцерте первым поднял вопрос о проведении в Варне балетного конкурса. Представители советской стороны поддержали эту инициативу. Вскоре состоялась встреча с Галиной Сергеевной Улановой, которая дала согласие возглавить международное жюри.
Конкурс в Варне был проведен при поддержке и непосредственном участии Советского государства. Для работы в жюри в Болгарию были направлены крупнейшие советские деятели балетного театра, а в состав участников конкурса вошли лучшие молодые артисты, которые продемонстрировали миру достижения русской балетной школы и завоевали все первые премии. Таким образом, значение нашей страны и русской балетной культуры в становлении и развитии мирового конкурсного движения в области искусства хореографии неоспоримы, что совсем не умаляет роли Болгарии как страны инициатора и организатора данного глобального проекта.
Идея проведения первого международного балетного конкурса, поддержанная на правительственном уровне обеих стран, явилась решающей для мирового балетного сообщества, и спустя год в Варне был зажжен огонь первой балетной олимпиады.
Председателем международного жюри первых шести конкурсов в Варне была Галина Сергеевна Уланова, а затем на этом посту ее сменил Юрий Николаевич Григорович, возглавлявший жюри с перерывами одиннадцать раз. Четыре конкурса жюри работало под руководством болгарской прима-балерины Нины Кираджие-вой, два — профессора Петера Луканова, а в 2008 году междуна-
родное жюри возглавил первый и единственный обладатель Гран-при Варненского конкурса Владимир Викторович Васильев.
Членами жюри за годы существования конкурса были известные представители ведущих балетных держав мира. В разные годы судьбы молодых танцовщиков вершили деятели русской культуры Федор Лопухов, Татьяна Вечеслова, Людмила Черкасова, Алексей Ермолаев, Наталия Бессмертнова. В состав Варненского жюри входили такие признанные мастера зарубежного балета, как Серж Лифарь (Франция), Антон Долин (Великобритания), Джон Крэнко (Германия), Эрик Брун (Канада), Алисия Алонсо (Куба), Роберт Джоффри (США), Биргит Кульберг (Швеция), Александр Грант (Великобритания), Наталия Макарова (США), Валентин Елизарьев (Беларусь) и другие известные представители мирового балетного искусства. Состав жюри Варненского конкурса каждый раз на восемьдесят процентов состоит из иностранных специалистов, представляющих более десяти стран мира.
В отличие от других конкурсов, с 1992 года в Варне существует полная компьютеризация процедуры голосования: члены жюри выставляют баллы непосредственно после выступления каждого конкурсанта, их оценки кодируются и передаются в головной компьютер без вмешательства со стороны оператора или посредника, что исключает сговор или постороннее вторжение.
Варненский конкурс отличается жесткими условиями, которые приходится учитывать выступающим конкурсантам и их педагогам. Летний театр, где проводятся конкурсные показы, не имеет репетиционных помещений, участникам предоставляются специально оборудованные залы в разных частях города. Попробовать сцену можно только ночью, когда спадает жара, так как репетировать днем под палящими лучами южного солнца, тяжело и небезопасно. Поэтому в Варне требуется предельная концентрация энергии, сил и воли, строгая самодисциплина не только конкурсантов, но и их педагогов.
Высокопрофессиональная программа Варненского конкурса по сложности и объему зачастую превышает конкурсные требования других состязаний. Она состоит из трех номеров классической и двух номеров современной хореографии. Таким образом, сорок процентов программы — это новые хореографические произведения, что расширяет и усложняет конкурсный
репертуар, но дает исполнителям возможность более полно продемонстрировать все грани своего дарования.
Начиная с третьего конкурса, в Варне существует строгое разграничение исполнителей по возрастным категориям, благодаря чему участники старшей и младшей групп оцениваются отдельно и поощряются отдельными наградами.
За прошедшие десятилетия состоялось двадцать четыре конкурса, в которых приняло участие более двух с половиной тысяч танцовщиков из стран Европы, Азии и Америки. Почти четыреста из них получили различные премии и награды, и многие танцовщики шагнули с этой сцены в мир большого искусства.
Практически все самые яркие звезды мирового балета получили свое первое международное признание в Варне, что красноречиво свидетельствует о высоком престиже Варненского конкурса. Достаточно назвать такие имена, как Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Наталья Макарова, Ева Евдокимова, Михаил Барышников, Патрик Дюпон, Сильвия Гиллем, Агнес Летестю, Йоко Моришита, Эвелин Харт, Лойпа Араухо, Владимир Малахов, Фернандо Бухонес, Максимильян Гуэрра и многие другие.
Варненская медаль признается всем балетным сообществом и является гарантией высокого профессионального уровня исполнителя, признанием его таланта и творческой индивидуальности. Широко бытует мнение о том, что любому танцовщику, получившему премию в Варне, гарантируется достойное место в профессиональном балете. Даже те, кто не завоевал наград, по возвращении домой получают широкую известность в своей стране.
Во время конкурса проводятся сопутствующие акции, среди которых научно-теоретические конференции, летняя Международная балетная академия, творческие встречи, кино и видеопоказы, выставки, выпускаются пресс-бюллетени. В рамках Варненского конкурса дважды работало пресс-жюри, которое присуждало премии от имени балетоведов и критиков.
С 1979 года в течение ряда лет в перерыве между конкурсами в Варне проводился Международный педагогический балетный семинар. Его целью являлось изучение образцов классической хореографии, ее художественных принципов, сохранение и рас-
пространение творений хореографов прошлого, подготовка молодых артистов к балетным состязаниям. Эти творческие встречи были посвящены хореографии Мариуса Петипа, Августа Бур-нонвиля, Филиппо Тальони, Михаила Фокина, Джорджа Балан-чина и Николая Легата. Программа семинара включала ежедневный классический экзерсис, посещение лекций и семинаров, демонстрацию и изучение хореографических фрагментов под руководством ведущих педагогов, выдающихся представителей отечественного и зарубежного искусства Петра Гусева, Ирины Колпаковой, Никиты Долгушина, Кирстен Ралов (Дания), Пьера Лакотта (Франция), Барбары Грегори (Великобритания) и Бригиты Томас (Германия).
История Варненского конкурса разделяется на два периода: первый — с 1964 по 1990 год, когда конкурс являлся государственным мероприятием и получал со стороны правительства существенную финансовую и моральную поддержку, и второй, начиная с 1992 года, когда в связи с политическими переменами в Болгарии дирекция конкурса была распущена. Вместо нее был создан фонд «Международный балетный конкурс — Варна», что и позволило сохранить Варненскую балетную олимпиаду.
Тому, что конкурс выжил и продолжил свое существование, мировая балетная общественность обязана энергии, уму и таланту его директора профессора Эмила Димитрова (1929 — 2011), который стоял у истоков создания этого балетного состязания, организовывал и проводил все конкурсные соревнования.
Дирижер по профессии, Эмил Димитров обладал выдающимися организаторскими способностями и по праву может быть назван идеальным директором. Он умел объяснить, уговорить, убедить, настоять, аргументировать и при этом всегда оставался сдержанным и корректным. Он обеспечивал организационную сторону проведения мероприятий, четкую работу всех его служб и легко решал казавшиеся порой неразрешимыми задачи. Эмил Димитров имел непререкаемую международную репутацию и всеми признанный титул «рыцаря балетного искусства».
Авторитет Варненского балетного конкурса бесспорен. Именно здесь были заложены основы творческой и организационной структуры конкурсных испытаний, сформулированы принципы работы международного жюри, выбора конкурсного
репертуара, разработана программа проведения педагогических семинаров, летних академий, теоретических дискуссий, а также других мероприятий, составляющих суть балетного состязания. Варненский конкурс является родоначальником мирового конкурсного движения прошлого века и конкурсной индустрии начала нынешнего столетия.
В 1964 году Варна сделала первый шаг и заложила начало новой балетной традиции. Москве понадобилось пять лет, чтобы поддержать эту инициативу, хотя в стране имелся достаточный опыт проведения как национальных, так и международных культурных мероприятий.
Конкурс артистов балета в Москве родился в 1969 году и быстро приобрел высокий профессиональный авторитет, серьезную творческую репутацию, статус ответственного и блистательного форума молодых исполнителей. Неотразимая магия Большого театра всегда привлекала молодых артистов из разных стран мира, а удачное выступление на его прославленной сцене открывало им дорогу в будущее.
У истоков московского балетного состязания стояли такие легенды русского балетного искусства, как Игорь Моисеев, Ольга Лепешинская, Галина Уланова — первый председатель международного жюри — и Юрий Григорович, бессменный его председатель с 1973 года.
В состав международного жюри в разные годы входили Марина Семенова, Майя Плисецкая, Ирина Колпакова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский и другие известные деятели отечественного искусства. В московском жюри работали Иветт Шовире и Клод Бесси (Франция), Алисия Алонсо (Куба), Арнольд Хаскелл (Великобритания), Алан Фредеричиа (Дания), Биргит Кульберг (Швеция), Руди ван Данциг (Нидерланды), Роберт Джоффри и Наталия Макарова (США), Констанц Вернон и Дитмар Зейфферт (Германия), Дорис Лайне (Финляндия), Хулио Бокка (Аргентина) и другие представители мировой балетной элиты.
За всю историю существования Московского балетного состязания обладателями Гран-при стали четыре артиста: Надежда Павлова (СССР) в 1973 году, Ирек Мухамедов (СССР) в 1981 году, Андрей Баталов (Россия) в 1997 году и Денис Матвиенко (Украина) в 2005 году.
Московский конкурс открыл миру целую плеяду ярких исполнителей, среди которых Франческа Зюмбо и Патрис Барт, Михаил Барышников и Ева Евдокимова, Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев, Лойпа Араухо и Владимир Деревянко, Нина Ана-ниашвили и Андрис Лиепа, Хулио Бокка и Владимир Малахов, Мария Александрова и Николай Цискаридзе, Наталья Осипова и Иван Васильев и многие другие известные танцовщики.
Конкурс трижды отдавал дань глубокого уважения выдающимся деятелям русского и мирового балетного искусства: VII Международный конкурс артистов балета в 1993 году был посвящен хореографии Мариуса Петипа, IX Международный конкурс в 2001 году проводился в честь Галины Улановой, XI Международный конкурс в 2009 году — в честь Марины Семеновой.
Московский конкурс является хранителем традиций и эталоном высокого мастерства, он стал неотъемлемой и важной частью жизни всего мирового балетного сообщества.
Балетное состязание в Москве — это не только арена профессионального общения творческой молодежи, но и серьезная платформа обмена опытом между педагогами и хореографами, территория для дискуссий, основа для сближения различных национальных культур.
Феномен международного танцевального состязания, рожденный в Варне и Москве, был подхвачен Токио, Джексоном, Нью-Йорком, Хельсинки, Парижем, другими городами и быстро завоевал весь мир. Если взглянуть на эмблемы конкурсов, то можно убедиться, насколько широка сегодня география этих состязаний.
Третьим в мире международным балетным соревнованием стал Всемирный балетный конкурс мадам Масако Ойи (Masako Ohya World Ballet Competition) в Токио и Осаке, существовавший с 1976-го по 1995 год.
Он родился на пике популярности русского искусства в Японии в 70-х годах прошлого столетия, когда в лучших концертных залах страны звучала музыка П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, выступали советские дирижеры, певцы, музыканты, исполнялись песни советских композиторов, приезжали на гастроли балетные труппы.
Благодаря влиянию русской культуры развивалась и хореография страны, само возникновение которой связано с именами
наших балетмейстеров, педагогов и артистов. Распространению русского искусства во многом способствовала деятельность Общества любителей советского балета во главе с известным режиссером и музыкальным деятелем г-ном Сайто, Международного центра искусства Японии и Общества японо-советской дружбы.
В такой дружественной атмосфере возник Всемирный балетный конкурс, основателем и председателем Оргкомитета которого была мадам Масако Ойя (Masako Ohya, 1920—1999), личность неординарная и широко известная в мировых балетных кругах того времени. Она неоднократно была почетным гостем конкурсов в Москве, Варне, Париже и почетным председателем жюри Варненского конкурса в 1996 году. Мадам Ойя была не только страстным любителем и поклонником классического балета, она полностью финансировала свой конкурс.
Конкурс в Японии имел свои особенности — в нем принимали участие только дуэты, которые во всех трех турах должны были исполнить разные па-де-де.
Среди победителей этого состязания — Людмила Семеняка и Александр Богатырев, Галина Мезенцева и Владимир Петрунин, Татьяна Терехова и Константин Заклинский, Надежда Грачева и Андрей Уваров, Марьяна Рыжкина и Николай Цискаридзе, другие представители отечественного и мирового балетного искусства.
После кончины Масако Ойи ее конкурс прекратил свое существование, но вслед за ним в стране возникли другие балетные состязания, что значительно повлияло на развитие японского балета.
Затем конкурсное движение шагнуло на Американский континент, где в 1979 году был проведен Международный балетный конкурс в Джексоне (USA International Ballet Competition in Jackson). Его основателем является Талия Мара (Thalia Mara, 1911—2003), которая имела большой опыт исполнительской, педагогической и организаторской работы.
Международное жюри первого американского конкурса возглавляли Роберт Джоффри (США) и Софья Головкина (СССР), второго — Роберт Джоффри, третьего — Роберт Джоффри и Юрий Григорович (СССР), начиная с четвертого конкурса его возглавляет Брюс Маркс (США). От нашей страны в работе жюри принимали участие Аскольд Макаров, Владимир Васильев, Татьяна Терехова, Жанна Дубровская, Алексей Ратманский.
Гран-при на конкурсе вручалось трижды: Нине Ананиа-швили и Андрису Лиепе (СССР) в 1986 году, Хосе Мануэлю Кар-реньо (Куба) в 1990 году и Йохану Кобборгу (Дания) в 1994 году.
Конкурс в Джексоне известен своим гостеприимством и богатыми южными традициями. Отличительная черта организационной стороны этого мероприятия — участие большой группы добровольцев-волонтеров, которые обеспечивают транспорт, помогают в театре, оказывают медицинскую помощь, работают переводчиками, опекают членов жюри и конкурсантов, дежурят в общежитии, украшают город и аэропорт, курируют различные встречи.
Именно благодаря конкурсу Джексон стал признанным международным балетным центром, а медаль, полученная на этом состязании, гарантирует ее обладателю успешную профессиональную карьеру.
В 1984 году в США был проведен Международный балетный конкурс в Нью-Йорке (New York International Ballet Competition), который с тех пор зарекомендовал себя как одно из ведущих балетных состязаний в мире.
Конкурс в Нью-Йорке — это крупное образовательное мероприятие в форме конкурса-семинара, позволяющее молодым исполнителям в процессе обучения соприкоснуться с шедеврами мировой хореографии, овладеть новым репертуаром, работать под руководством известных педагогов и выступать перед нью-йоркской публикой.
Основателями конкурса являются Игорь Юшкевич (Igor Yo-uskevitch, 1912—1994) и Илона Копен (Ilona Copen, 1940—2010).
Председателями международного жюри конкурса были широко известные представители американского балетного искусства Бен Стивенсон и Виолетта Верди (1984), Артур Митчел (1987), Мария Толчиф (1990), Синтия Грегори (1993 и 2000), Мелисса Хейден (1996), Наталья Макарова (2003), Виктория Морган (2005), Эдвард Виллелла (2007), Нанетт Глушак (2009).
От нашей страны в работе жюри принимали участие Майя Плисецкая, Борис Эйфман, Азарий Плисецкий, Алексей Рат-манский.
Практически одновременно с Нью-Йорком в 1984 году в Европе был проведен Международный балетный конкурс в Хельсинки
(Helsinki International Ballet Competition). Он состоялся по инициативе профессора Дорис Лайне (Doris Laine), которая после окончания блистательной карьеры прима-балерины и директора Финского национального балета направила свою энергию и международную репутацию на развитие искусства танца в своей стране.
Председателем жюри первого балетного конкурса в Хельсинки был Юрий Григорович (СССР), последующих — представители финского балетного искусства Дорис Лайне (1991, 1995), Йорма Уотинен (2001), Дина Бьёрн (2005), Кеннет Грев (2009).
От нашей страны в состав жюри в разные годы входили Марина Кондратьева, Майя Плисецкая и Махарбек Вазиев.
Гран-при в Хельсинки было вручено четырем участникам: Барборе Кохутковой (Чехия) в 1995 году, Яо Вей (Китай) в 2001 году, Даниилу Симкину (Германия) в 2005 году и Сяо Ю Хе (Китай) в 2009 году.
Отдельно в списке крупнейших хореографических состязаний стоит Международный конкурс танца в Париже (Concours International de Danse de Paris), существовавший в 1984 — 2000 годах, основателем и генеральным директором которого был видный деятель французского танцевального искусства Сирил Лафари (Cyril Lafaurie).
Первоначально ориентированный на соревнование классических танцовщиков, с 1986 года конкурс расширил свои рамки и стал проводиться по двум отдельным направлениям — конкурс классического танца и конкурс современного танца, тем самым подчеркнув их автономность в современном искусстве. Это было сделано после тщательного анализа развития современного танца в странах Европы, особенно во Франции, лидера в этом направлении.
Проведение конкурса как двух отдельных состязаний дало возможность исполнителям современной хореографии, не отличающимся идеальными формами и имеющим иную систему профессиональной подготовки и тренинга, громко заявить о себе и продемонстрировать как свою технику, так и эмоционально-энергетические достоинства.
Председателями жюри Парижских конкурсов классического танца были выдающиеся представители французского балетного искусства: Иветт Шовире (1984), Клод Бесси (1986), Ролан Пети (1988),
Ноэлла Понтуа (1990), Гилен Тесмар (1992), Жан Бабиле (1994), Сирил Атанасов (1996), Элизабет Платель (1998), Пьер Лакотт (2000).
За шестнадцать лет своего существования Парижский конкурс открыл миру немало талантливых исполнителей, среди которых Мари-Клод Пьетрагалла (Франция), Лоран Илер (Франция), Карлос Акоста (Куба), Виктор Альварес (Испания), Ирма Моралес (Мексика), Раста Томас (США) и другие.
Среди представителей нашей страны лауреатами Парижского конкурса стали Фарух Рузиматов, Юлия Махалина, Дмитрий Симкин, Дмитрий Гуданов, Игорь Зеленский и другие.
В конце прошлого столетия Парижский конкурс считался одним из самых престижных в мире и его медаль ценилась очень высоко.
Довольно быстро в орбиту международного конкурсного движения стали вовлекаться новые балетные состязания, проводившиеся в Люксембурге, Германии, Франции, США, Канаде, Корее, Китае, Турции и других странах.
Среди них отдельно хочется отметить Международный балетный конкурс имени Рудольфа Нуреева (Rudolf Nureyev International Ballet Competition) в Будапеште, который был задуман великим танцовщиком, но состоялся уже после его смерти, и Международный конкурс балета имени Сержа Лифаря (Serge Lifar International Ballet Competition), бессменным председателем жюри которого является Юрий Григорович.
Наша страна также является местом проведения ряда крупных международных балетных конкурсов.
С 1990 года в Перми проводится Открытый конкурс артистов балета России «Арабеск», связанный с именами Е. С. Максимовой и В. В. Васильева.
В 1991 году в Душанбе состоялся Международный конкурс артистов балета имени Малики Сабировой, жюри которого возглавил В.М. Гордеев.
Первый независимый конкурс артистов балета имени С. П. Дягилева был проведен в Москве в 1992 году, его жюри работало под председательством О. В. Лепешинской.
В 1994—1998 годах в Санкт-Петербурге проводился Международный балетный конкурс «Майя» — единственный в мире «авторский» конкурс, задуманным и построенным в соответствии с
художественным видением его основателя и председателя жюри М. М. Плисецкой.
Международный конкурс молодых артистов балета в Казани
состоялся в 2001 году по инициативе и под председательством известной татарской балерины и педагога Н. Д. Юлтыевой.
С 2006 года в Сочи проходит Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира», жюри которого возглавляет сам балетмейстер.
Отдельным направлением в конкурсной политике является организация конкурсов для детей и юношества, старейшим из которых является упоминавшийся выше Международный конкурс классического балета им. Аделины Жене (Великобритания), затем возник «Prix de Lausanne» (Лозанна, Швейцария), за ним последовали Международный балетный конкурс «Vaganova-Prix» (Санкт-Петербург, Россия), Международный юношеский конкурс классического танца «Хрустальная туфелька» (Харьков, Украина), «Фуэте Артека» (Украина), Молодежный Гран-при Америки (Нью-Йорк, США), Международный хореографический фестиваль-конкурс «Танцолимп» (Берлин, Германия) и ряд других.
Сегодня мировое балетное сообщество уже не может существовать без множества конкурсных состязаний, проходящих в разных странах на разных континентах земного шара. Рост числа конкурсов привел к необходимости выработать форму общения и взаимодействия организаторов этих состязаний с целью дальнейшей координации их деятельности. Идея объединения принадлежала Эмилу Димитрову, но по ряду причин не могла быть реализована, и сотрудничество конкурсов в течение многих лет осуществлялось на базе личных контактов их руководителей.
Директора конкурсов — люди известные и уважаемые в балетных кругах. Их работа сложна, и не всегда оценивается по достоинству, а зритель практически ничего о ней не знает. Эти люди являются основной движущей силой конкурсной политики, и на их плечи ложится огромный груз ответственности, они одновременно и менеджеры, и финансисты, и дипломаты, и психологи, которые любят и профессионально разбираются в искусстве балета.
Объединение приобрело официальный статус в 2005 году, когда была создана Международная Федерация балетных конкурсов (International Federation of Ballet Competitions) со штаб-кварти-
рой в Москве. Президентом Федерации был избран Юрий Григорович, вице-президентом — Эмил Димитров, генеральным директором — Сергей Усанов.
Международная Федерация балетных конкурсов была создана для координации международной конкурсной деятельности, оказания помощи молодым артистам балета и хореографам, обмена опытом и популяризации конкурсного движения. В настоящее время членами Федерации являются девятнадцать балетных конкурсов.
Международная Федерация утвердила приз «За значительный вклад в конкурсную деятельность», первыми обладателями которого стали основатели конкурсного движения в искусстве хореографии Юрий Григорович (2009) и Эмил Димитров (2010).
Международные конкурсы — явление мировой танцевальной культуры XX — XXI столетий, их число постоянно растет, охватывая все новые города и страны. Конкурсное движение представляет собой отдельное направление балетного искусства, и его влияние на развитие балетного театра неоспоримо. Конкурсы способствуют росту новых поколений артистов балета и хореографов, влияют на исполнительское мастерство, репертуар балетных трупп и являются неотъемлемой частью современной танцевальной культуры.
Всем конкурсам присущи черты, свойственные балетному искусству в целом, но они обладают и своими характерными особенностями, что становится очевидным при анализе этих балетных состязаний.
Крайне важна коммуникативная функция международных балетных конкурсов, которая видоизменялась в зависимости от требования времени и политической ситуации в мире. Изначально именно она являлась главенствующей.
Проведение первых международных конкурсов относится к периоду «оттепели» и началу «эпохи застоя», когда эти профессиональные встречи были главным, если не единственным, источником информации о развитии мирового балетного искусства.
Развитие видеотехники и расширение культурных связей между Востоком и Западом в последующие годы изменило характер взаимоотношений внутри балетного сообщества. С открытием границ, многие артисты получили возможность шире
ознакомиться с достижениями западной хореографии, и международные конкурсы стали плацдармом для установления реальных творческих и партнерских контактов.
В период «перестройки» и распада Советского Союза конкурсы обрели продюсерскую функцию и стали своеобразной РЯ-акцией для молодых артистов. С этого времени наблюдается возрастающая тенденция приглашения молодых исполнителей, в частности, из нашей страны, для работы в европейских, американских и японских балетных труппах. В новом столетии эта практика получила дальнейшее развитие.
Международные конкурсы как плацдарм для творческих встреч и обмена опытом были особенно важны и плодотворны в период конфронтации, но они также необходимы в современной атмосфере национальной и политической нестабильности, так как искусство танца является здесь одним из действенных средств поддержания миролюбивых отношений и творческого сотрудничества в процессе современной глобализации.
При зарождении конкурсного движения международные балетные форумы являлись мощным стимулом для формирования национальных балетных школ в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.
Огромную конструктивную роль в этом направлении играли крупнейшие хореографические училища нашей страны и балетмейстерские факультеты ГИТИСа и Ленинградской консерватории, усилиями которых были подготовлены кадры зарубежных артистов балета, педагогов и хореографов. Велика роль ведущих мастеров советского искусства в послевоенном развитии балета в Болгарии, Венгрии, Чехословакии и других стран народной демократии, в Китае и Японии, Америке и Австралии.
В настоящее время происходит быстрый процесс взаимовлияния и взаимопроникновения различных балетных школ и направлений, чему немало способствует проведение междисциплинарных встреч в рамках международных конкурсов, организация гастрольных поездок, выступления приглашенных солистов, а также использование технических достижений и Интернет-ресурсов. Однако на этом пути существует определенная опасность стирания граней и потери самобытности, которая может привести к невозвратимым утратам.
Задача любого творческого состязания — это открытие новых имен. Практика показывает, что лауреаты первых наград, как правило, становятся широко известными в своих странах и за рубежом, так как конкурс — это один из важнейших этапов профессионального и творческого роста молодого артиста. Это в свою очередь влечет необходимость постоянного совершенствования образовательных стандартов и накладывает дополнительные обязательства на педагогов и балетмейстеров-репетиторов, выдвигая на первый план проблему развития творческой индивидуальности молодого исполнителя, которая сейчас актуальна для всех видов искусства.
Одной из основных задач балетных конкурсов является бережное сохранение классического наследия. Этому способствовали проводимые ранее в Варне педагогические балетные семинары, где изучались фрагменты хореографических шедевров прошлого, которые затем входили в программу конкурсов.
Бессмертные творения великих мастеров, отдаляясь от нас во времени, продолжают оставаться тем критерием, который определяет уровень владения молодым исполнителем школой классического танца, его понимание стилистики и эстетики балетного театра.
Жаркие споры об искажении классики, рожденные первыми конкурсными состязаниями, в настоящее время начали стихать. Одной из причин этого является широкое распространение видеозаписи и трансляция спектаклей крупнейших мировых балетных театров, что заставляет конкурсантов подражать известным образцам. Здесь также велика роль русских педагогов, работающих во многих странах мира.
Балет, как любой другой вид театрального искусства, является живым организмом, развивающимся в соответствии с требованиями времени, и каждое новое поколение артистов вносит свои особенности и свои краски в танцевальную ткань спектакля.
Соревновательный характер конкурсов отразился на росте технической оснащенности молодых исполнителей. В последние годы это наблюдается в усложненном вращении в мужском и женском танце, различных вариантах исполнения фуэте, пируэтов и диагоналей, длительном балансировании балерины на пальцах, силовых прыжковых комбинациях у мужчин, в насыщении танцевального текста трюковыми элементами и обязательном наличии большого
шага, который ранее вызывал жаркие споры и возражения сторонников высокой эстетики, а сегодня стал нормой.
Исполнительские критерии постоянно растут и ведут к поискам новых технических эффектов, которые открывают путь к победе на конкурсе. Этого требует динамика современной жизни и резко изменившийся за последние годы менталитет современного зрителя. Технические новшества делают новую версию классического фрагмента примером для подражания, который нередко копируется и переносится в балетный спектакль.
Но спортивный дух в балете несет в себе и отрицательные черты, нередко приводящие к нивелировке почерка хореографов, отсутствию стилевых тонкостей и нюансов, к потере женского обаяния, лирических и эмоциональных взаимоотношений в дуэте, музыкальности, образных и энергетических сторон исполнительского мастерства.
Конкурсы стимулируют поступательное движение современной хореографии, заставляя молодых хореографов искать новые формы и средства пластической выразительности.
На международных состязаниях не раз звучали имена таких признанных мастеров, как Юрий Григорович, Морис Бежар, Иржи Килиан и другие известные балетмейстеры. Громко заявили о себе представители следующего поколения — Валентин Ели-зарьев, Генрих Майоров, Дитмар Зейфферт, Бен Стивеннсон, Ван Юань Юань. В настоящее время стал широко известен обладатель собственного стиля и мироощущения Раду Поклитару и другие постановщики, но крупных имен среди них явно недостаточно.
Следует также отметить образовательную функцию конкурсов. Именно в Варне начали проводиться семинары по творческому наследию Петипа, Бурнонвиля, Фокина и Баланчина, что дало возможность расширить конкурсный репертуар. Сегодня в рамках международных конкурсов проводятся летние академии и мастер-классы по классическому и современному танцу, репертуару, технике танца модерн и джаз-танца, которые собирают большое количество студентов балетных школ, расширяя горизонт и возможности будущих артистов.
Балетные конкурсы очень важны для развития критики и балетоведения. В прошедшие годы этому служили теоретические конференции, проходившие в рамках различных балетных со-
стязаний. Приходится сожалеть о том, что эта практика прекратилась, и в наше время конкурсная пресса зачастую носит информативный характер.
Конкурсы имеют своих почитателей и служат воспитанию эстетического вкуса зрителей, заполняющих театральные залы. Конкурсная индустрия нового века подняла показ заключительных гала-концертов до уровня мировых премьер, что, несомненно, способствует популяризации искусства балета.
В заключение следует отметить, что балетные конкурсы, обладая определенной автономностью, являются неотъемлемой частью современного балетного искусства и оказывают существенное влияние на мировой балетный театр, во многом определяя пути его развития.
Список литературы
Балет. Энциклопедия. М., 1981.
Бахрушин Ю. А. История русского балета. М., 1977.
Ванслов В. В. Балет в ряду других искусств. М., 1980.
Ванслов В. В. В мире искусств. М., 2003.
Ванслов В. В. Статьи о балете. Л., 1980.
Волынский А. Л. Статьи о балете. М., 2002.
Деген А. Б., Ступников И. В. Петербургский Балет 1903—2003. СПб., 2003.
Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М., 1976.
Константинова М. Е. Екатерина Максимова. М., 1980.
Красовская В. М. История русского балета. Л., 1978.
Лиепа М. Э. Я хочу танцевать всю жизнь. М., 1996.
Лопухов Ф. В. Хореографические откровения. М., 1972.
Львов-Анохин Б. А. Галина Уланова. М., 1984.
Максимова Е. С. Мадам «Нет». М., 2003.
Музыкальная энциклопедия. М., 1973—1982.
Плисецкая М. М. Тринадцать лет спустя. М., 2007.
Русский балет. Энциклопедия. М., 1997.
Советские балеты: Справочник. М., 1985.
Соколов-Каминский А. А. Советская балетная школа. М., 1983.
Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л., 1973.