Научная статья на тему 'ЧЁТОК СТРОЙ РАЗВЕДЧИКОВ-ГВАРДЕЙЦЕВ В НЕБЕ НАД КРАСАВИЦЕЙ-МОСКВОЙ. 47-Й ОТДЕЛЬНЫЙ ГВАРДЕЙСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК В ВОЗДУШНОМ ПАРАДЕ В ЧЕСТЬ ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР'

ЧЁТОК СТРОЙ РАЗВЕДЧИКОВ-ГВАРДЕЙЦЕВ В НЕБЕ НАД КРАСАВИЦЕЙ-МОСКВОЙ. 47-Й ОТДЕЛЬНЫЙ ГВАРДЕЙСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК В ВОЗДУШНОМ ПАРАДЕ В ЧЕСТЬ ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЙ ПАРАД / 47 ОГРАП / ПАРАДНЫЙ РАСЧЁТ / ПОЛКОВАЯ КОЛОННА ЗВЕНЬЕВ / БОЕВОЙ СТРОЙ / САМОЛЁТ ЯК-27Р / ЛЁТНЫЙ СОСТАВ / ЛЁТНЫЙ ЭКИПАЖ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крылов Семён Владимирович

В статье рассказывается об участии 47-го отдельного гвардейского разведывательного авиационного Борисовского Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени полка, базировавшегося на аэродроме Шаталово Смоленской области, в воздушном параде в честь Дня воздушного флота СССР, состоявшемся 9 июля 1961 года в небе над Москвой (Тушино).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF GUARDS SCOUTS IN THE SKY OVER BEAUTIFUL MOSCOW IS IMMACULATE. THE 47TH DETACHED RECONNAISSANCE AIRCRAFT PLATOON OF THE GUARDS ON THE AIR PARADE IN HONOR OF U.S.S.R. AIR FORCE DAY

The paper tells of the part taken by the 47th Detached Reconnaissance Aviation Borisov Regiment of the Guards and Red Banner decorated with the Order of Suvorov 3rd Class that was based on the Shatalovo Airfield, Smolensk Region, in the air parade in honor of Soviet Air Force Day on July 9, 1961, in the sky over Moscow (Tushino).

Текст научной работы на тему «ЧЁТОК СТРОЙ РАЗВЕДЧИКОВ-ГВАРДЕЙЦЕВ В НЕБЕ НАД КРАСАВИЦЕЙ-МОСКВОЙ. 47-Й ОТДЕЛЬНЫЙ ГВАРДЕЙСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК В ВОЗДУШНОМ ПАРАДЕ В ЧЕСТЬ ДНЯ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР»

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

С.В. Крылов

ЧЕТОК СТРОЙ РАЗВЕДЧИКОВ-ГВАРДЕЙЦЕВ В НЕБЕ НАД КРАСАВИЦЕЙ-МОСКВОЙ

47-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк в воздушном параде в честь Дня воздушного флота СССР

Сведения об авторе. Крылов Семён Владимирович — полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (г. п. Монино Московской области. E-mail: makar2466@mail.ru).

Аннотация. В статье рассказывается об участии 47-го отдельного гвардейского разведывательного авиационного Борисовского Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени полка, базировавшегося на аэродроме Шаталово Смоленской области, в воздушном параде в честь Дня воздушного флота СССР, состоявшемся 9 июля 1961 года в небе над Москвой (Тушино).

Ключевые слова: воздушный парад; 47 ограп; парадный расчёт; полковая колонна звеньев; боевой строй; самолёт Як-27Р; лётный состав; лётный экипаж.

Традиция проведения воздушных парадов в небе Москвы зародилась в конце 1920-х годов. А в 1930-е годы воздушные праздники, проводившиеся над Тушинским аэродромом, стали поистине народными и собирали сотни тысяч зрителей.

После окончания Великой Отечественной войны сложилась практика ежегодного проведения в московском небе трёх воздушных парадов: 1 мая, в День международной солидарности трудящихся, — над Красной площадью; 18 августа, в День воздушного флота СССР1, — в Тушино и 7 ноября, в День Великой Октябрьской социалистической революции, — вновь над Красной площадью. Чаще всего погодные условия благоприятствовали проведению воздушных парадов 1 мая и 18 августа. 1956 год оказался

последним, когда над Москвой были проведены три воздушных парада.

В период с 1957 по 1960 год в СССР был проведён только один воздушный парад2. Руководство Советского Союза в лице Н.С. Хрущёва пришло к выводу, что ракеты должны заменить Военно-воздушные силы (ВВС) СССР, которые были значительно сокращены, а многие современные самолёты были пущены под нож.

Однако в 1961 году политическое руководство страны приняло решение в День воздушного флота провести воздушный парад, который наметили на 9 июля. До сих пор доподлинно неизвестно, что стало основанием для этого. Скорее всего, такое решение было обусловлено желанием продемонстрировать «империалистам всех мастей» не ослабевшую мощь

советских ВВС, а простым советским людям — тот факт, что, несмотря на сокращения и увлечение ракетами, наша военная авиация не просто «держит порох сухим», но и оснащается самой современной авиационной техникой. Возможно, этому решению способствовали эпохальные события, произошедшие в 1961 году в СССР: всемирно-исторический первый полёт человека — военного лётчика Юрия Гагарина3 в космос и принятие программы построения коммунизма.

9 июля 1961 года в Тушино состоялся грандиозный почти двухчасовой воздушный парад, шестидесятилетие которого в этом году не останется без внимания отечественного, да, пожалуй, и международного авиационного сообщества4.

Главным руководителем парада был назначен главный

маршал авиации К.А. Вершинин, а командующим — маршал авиации С.И. Руденко.

Проведению парада, как всегда, предшествовала серьёзная предварительная подготовка на земле и в воздухе. Он состоял из двух отделений: гражданского и военного, в ходе которых многочисленные зрители, собравшиеся на Тушинском аэродроме, увидели в небе более сотни новейших и экспериментальных летательных аппаратов.

В военном отделении парада наряду с экспериментальной авиационной техникой участвовали и строевые части, освоившие новые сверхзвуковые самолёты и новейшее ракетно-

ядерное вооружение. Одной из них стал 47-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный Борисовский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени полк (47 ограп), базировавшийся на аэродроме Шаталово Смоленской области.

Полк был сформирован на основании директивы начальника Генерального штаба Красной армии (КА) от 21 июля 1941 года на базе эскадрильи самолётов ДБ-3Ф учебного авиационного полка Военной академии командного и штурманского состава ВВС КА как 2-й авиационный полк дальних разведчиков Главного командования КА на

самолётах Пе-2 с дислокацией на аэродроме в подмосковном Монино. В ходе Великой Отечественной войны, имея на вооружении самолёты Пе-2, Пе-3, ДБ-3Ф (Ил-45), Ту-2, Ли-2, американский лендли-зовский North American B-25 Mitchell и даже трофейные немецкие Dornier Do.215 и Siebel Si.204D, полк прославился своей успешной боевой деятельностью.

Приказом народного комиссара обороны № 64 от 8 февраля 1943 года полк был преобразован в 47-й гвардейский авиационный полк дальних разведчиков ВГК.

За образцовое выполнение заданий командования в боях

Руководящий и лётный состав 47 ограп, участвовавший в подготовке и самом воздушном параде

9 июля 1961 г. в московском небе: 1-й ряд (слева направо): Найдён (старший штурман полка), Малов, Юдин (1-й заместитель командира полка), Махнов (штурман полка), Зорцев, Афанасьев (старший инженер полка), Кравцов (командир полка), Сусов (заместитель командира полка по лётной подготовке), Касаткин (заместитель командира полка по политической части), Крылов, Скарлыкин, Яшин, Самаркин (начальник связи полка), Буланов;

2-й ряд (слева направо): Денисов, Коваленко, Чудин, Яговкин, Супрун, Лысенко, Евсеев, Кандеев,

Шатило, Данилов, Шевченко, Болотов, Студителев;

3-й ряд (слева направо): Рубцов, Луконичев, Каравашкин, Соловьёв, Неклюдов, Рогов, Онищенко,

Савичев, Сирик, Белкин, Солодкий, Моисеев, Омиадзе, Гурьянов, Балденков; 4-й ряд (слева направо): Головко, Анифер, Коперчак, Пучков, Воробьёв, Стрелков, Лютиченко, Гущин (врач полка), Алексеенко, Чегринец, Скидан, Мочалов, Яковлев, Суховерхов, Коннов

при форсировании реки Березина и овладении городом Борисов приказом ВГК от 10 июля 1944 года полку было присвоено почётное наименование «Борисовский». За доблесть и мужество при овладении городом Вильнюс полк был награждён орденом Красного Знамени, а при овладении городом Торунь — орденом Суворова 3-й степени. Девять его лётчиков и штурманов стали Героями Советского Союза. Список боевых потерь полка включает 292 человека, погибших в воздушных боях, авиакатастрофах и пропавших без вести.

После Великой Отечественной войны 47 ограп приумножил свою славу успехами в боевой подготовке, находясь в составе ВВС Московского военного округа (МВО). В 1948 и 1949 гг. экипажи полка участвовали в воздушных парадах на самолётах Пе-2 и Ту-2, после готовили лётные кадры для ВВС Венгрии, выполняли специальные задания правительства в районе Северного полюса, проводили испытания новой авиационной техники, радиотехнических систем и оборудования, а также разведку и бомбардировку ледяных заторов на реках Ока и Волга.

Как лидерный, полк первым среди разведывательных авиационных частей освоил реактивные самолёты Ил-28, Як-25Р, а также сверхзвуковой Як-27 Р. Одновременно он провёл и его войсковые испытания. Во взаимодействии с войсками МВО им впервые были проведены лётно-тактические учения применительно к операциям войск фронта в условиях применения атомного оружия6.

Таким образом, личный состав полка как в годы войны, так и в послевоенное время доказал, что способен выполнять сложные задачи командования. Одной из таких задач стало уча-

В.С. Крылов

стие в грандиозном воздушном параде 9 июля 1961 года.

Многие участники того воздушного парада уже, к сожалению, ушли из жизни, так и не оставив своих воспоминаний. Но некоторые из них, как, например, полковник в отставке Владимир Семёнович Крылов, в ту пору гвардии капитан, штурман, к счастью, успели это сделать. А у тех, кто жив, постепенно стираются из памяти детали, связанные с подготовкой к параду и с его прохождением. Поэтому с исторической точки зрения очень важна информация от участников тех событий, одним из которых является ныне здравствующий и проживающий в подмосковном

Монино полковник в отставке Владимир Иванович Савичев, в 1961 году гвардии лейтенант, штурман.

Как вспоминал В.С. Крылов, в апреле 1961 года в 47 ограп (аэродром Шаталово) прибыл командующий ВВС МВО генерал-лейтенант авиации

Е.М. Горбатюк и поставил задачу: в течение мая—июня подготовить полк к участию в воздушном параде в честь Дня воздушного флота СССР.

Полк сразу же приступил к решению этой необычной и сложной для него задачи. Необычность состояла в том, что специфика лётной работы на реактивных самолётах-разведчиках не подразумевала полёты строем даже в составе звена.

В начале мая были отобраны лучшие экипажи для тренировок на групповую слётанность. Лётчики-инструкторы (командир полка Е.И. Кравцов, его заместители Ф.С. Юдин и А .И. Сусов, командиры эскадрилий П.А. Алексеенко, Ю.В. Коваленко и Н.А. Сухо-верхов) приступили к вывозке строем лётчиков. Летали сначала в составе звеньев. И уже 25 мая ведущие звеньев начали отрабатывать полёты в составе полковой колонны без ведомых.

Чтобы в полёте выдерживать заданную дистанцию 600 м между ведущими в колонне, на лобовом стекле кабины каждого из них были нанесены специальные метки. Для этого самолёты выкатывали попарно на взлётно-посадоч-

ную полосу (ВПП) и размещали их там на дистанции 600 м.

В полёте, если силуэт шедшего впереди самолёта выходил за пределы этих меток, лётчик следовавшей за ним машины должен был увеличить дистанцию и, наоборот, сократить её, если расстояние между метка-

Полк сразу же приступил к решению

и ^ и и

этой необычной и сложной задачи. Необычность состояла в том, что специфика лётной работы на реактивных самолётах-разведчиках не подразумевала полёты строем даже в составе звена

ми было большим, чем силуэт самолёта. Такой способ выдерживания дистанции между звеньями оказался простым и надёжным.

Вот лётный состав 47 ограп, которому было доверено продемонстрировать своё лётное мастерство на параде:

1-е звено: ведущий колонны — лётчик Кравцов, штурман Найдён. Слева — лётчик Скарлыкин, штурман Данилов. Справа — лётчик Яшин, штурман Тимченко.

2-е звено: заместитель ведущего колонны — лётчик Юдин, штурман Махнов. Слева — лётчик Зорцев, штурман Крылов (Владимир Семёнович Крылов.

— Прим. авт.). Справа — лётчик Малов, штурман Анифер.

3-е звено: ведущий — лётчик Лысенко, штурман Онищен-ко. Слева — лётчик Евсеев, штурман Савичев (Владимир Иванович Савичев. — Прим. авт.). Справа — лётчик Супрун, штурман Рогов.

4-е звено: ведущий — лётчик Кандеев, штурман Белкин. Слева — лётчик Шатило, штурман Жданович. Справа — лётчик Болотов, штурман Моисеев.

5-е звено: ведущий — лётчик Коваленко, штурман Яковлев. Слева — лётчик Сирик, штурман Чегринец. Справа — лётчик Чудин, штурман Яговкин.

6-е звено: ведущий — лётчик Крылов, штурман Касаткин. Слева — лётчик Воробьёв, штурман Коперчак. Справа — лётчик Лютиченко, штурман Стрелков.

7- е звено: ведущий — лётчик Омиадзе, штурман Буланов. Слева — лётчик Каравашкин, штурман Солодкий. Справа

— лётчик Соловьёв, штурман Неклюдов.

8-е (запасное) звено: ведущий — лётчик Суховерхов, штурман Коннов. Слева — лётчик Луконичев, штурман Рубцов. Справа — лётчик Мо-чалов, штурман Пучков.

В.И.Савичев

В.И. Савичев вспоминает: «Для непосредственной подготовки к параду и участия в нём полк перелетел на аэродром Мигалово под Калинином. Взлетели рано утром. Летели на малой высоте при плохой видимости из-за утренней дымки. Для нашего экипажа это был первый полёт на Як-27 Р по маршруту на малой высоте. Конечно, предварительно экипажи изучили правила полётов на этом аэродроме.

Тренировки там начались с полётов на малой высоте по маршруту Мигалово — Волока-ламск — Тушино — Мигалово в составе парадной колонны. В первом полёте в неё включили ведущее звено и ведущих звеньев без ведомых. Сбор колонны полка решили осуществить над аэродромом классическим способом "на петле". Но на практике он оказался довольно сложным для сбора большого числа само-

лётов разворотом на 180 градусов по выдержке времени. Наблюдавшим с земли было видно, как экипажи в колонне оказались на разных дистанциях и исправляли ошибки за счёт изменения скорости полёта. В результате на разборе полёта было решено взлетать звеньями с интервалом 18 секунд (по отрыву от земли впереди идущего звена) и занимать дистанцию догоном, при необходимости подрезая маршрут полёта на развороте. Благо что полёты выполнялись в простых метеоусловиях при наличии визуальной видимости. Звено за звеном шли, практически лёжа на спут-ной струе от впереди идущего Як-27 Р. Она нащупывалась по дрожи обшивки самолёта. Иногда, особенно при развороте, самолёт зарывался в струю и его очень сильно бросало из стороны в сторону.

Тренировочные полёты производились по графику подготовки к параду. В конце лётного дня — обязательный разбор каждого вылета с де-

монстрацией киносъёмки качества прохождения колонны над аэродромом Тушино.

В дни, свободные от тренировок, в полку проводились полёты по плану боевой подготовки. Не всегда всё шло гладко. В один из дней мы узнали о гибели лётчика 234-го истребительного авиационного полка (подмосковная Кубинка) майора Фитина — левого ведомого пилотажного "ромба" на МиГ-19.

В августе 1961 года командующий ВВС МВО генерал-лейтенант авиации Е.М. Горбатюк вручил участникам парада из 47 ограп 24 ордена Красной Звезды, 10 орденов «Знак Почёта» и 10 медалей «За боевые заслуги»

В другой раз произошло чрезвычайное происшествие с участием моего самолёта. Взлетели рано утром на задание по плану боевой подготовки и пошли на воздушную разведку по маршруту на высоте 300 м. Через 10 минут полёта мой лётчик — командир экипажа Г.Д. Евсеев сообщает: "Пожар на правом двигателе". Двигатель был выключен, а от него работала гидросистема управления закрылками и шасси. Отключилась и она. Тяги одного двигателя для разворота в сторону аэродрома было недостаточно. Стали разворачиваться "блинчиком" со снижением.

После доклада руководителю полётами А.И. Сусову о случившемся получаем команду: "Выпустить шасси и закрылки аварийно, подходить к аэродрому и произвести посадку с ходу с противоположным курсом". Выполняем команду и идём на восток к аэродрому. Взошедшее солнце бьёт в глаза, видимость в условиях утренней дымки близка к нулю. Повторный заход на посадку при выпущенных шасси и закрылках невозможен, убрать их тоже невозможно. Взлётно-посадочную полосу увидели справа под углом 30 градусов. При довороте на неё подошли к торцу на высоте 15 м на повышенной скорости. Лётчик "притёр" самолёт к середине ВПП на скорости 400 км/ч. Выпустил тормозной парашют, а он оборвался. Самолёт вы-

катился за полосу, пропахав грунт увязшими по брюхо шасси, и остановился около ближнего привода.

Вылезли из кабины молча. Я мысленно поблагодарил Всевышнего и создателей самолёта за то, что не сломалась увязшая в грунте передняя стойка шасси и машина не уткнулась носом, т.е. кабиной штурмана, в землю.

От руководителя полётами на командно-диспетчерском пункте мы получили по полной. А вообще-то всё могло быть гораздо хуже. Наш Як-27 Р несколькими тракторами с трудом вытащили из грунта. На нём заменили двигатель, и он продолжил служить Родине.

На аэродроме Мигалово, кроме 47 ограп, находились и другие участники парада: полк морских ракетоносцев Ту-16 и эскадрилья Бе-10. У них тоже случались неприятности. Нередко на наших глазах при посадке на пробеге с колёс шасси Ту-16 кусками слетала резина, и он оказывался "разутым", на одних дисках.

В процессе парада, когда колонна 47 ограп заняла своё место на генеральной прямой, неожиданно над нами с небольшим превышением появилась шестёрка экспериментальных Ту-22 с чёрными шлейфами из сопел двигателей. Оказывается, она опоздала стать в строй сводной колонны и теперь на максимальном режиме работы двигателей стремилась занять

в ней своё место до выхода на аэродром в Тушино.

9 июля 1961 года в 9 ч 30 мин начался взлёт участников парада и их сбор в полковую колонну на главную парадную петлю. 7 звеньев из двадцати одного самолёта Як-27 Р 47 ограп, ведомые командиром полка гвардии полковником Е.И. Кравцовым, в чётком монолитном боевом строю секунда в секунду прошли над тушинским аэродромом на высоте 25 м со скоростью 850 км/ч, открыв для усиления звукового эффекта люки перспективных аэрофотоаппаратов.

Разворот на Мигалово и ощущение облегчения. Колонной прошлись над аэродромом, произвели роспуск и посадку. Будучи ещё в воздухе, по радио получили благодарность от министра обороны СССР за успешно выполненное задание.

На следующий день все участники парада были приглашены на большой приём в Грановитой палате Кремля, который открыл секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Ф.Р. Козлов. На приёме присутствовали руководители ЦК партии и Советского правительства во главе с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневым, министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, главнокомандующий ВВС Главный маршал авиации

К.А. Вершинин, представители командования Вооружённых сил СССР, генеральные конструкторы советской авиационной техники.

В августе 1961 года командующий ВВС МВО генерал-лейтенант авиации Е.М. Горбатюк в гарнизонном клубе в торжественной обстановке зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1961 года и вручил участникам парада из 47 ограп 24 ордена Красной Звезды, 10 орденов "Знак Почёта" и 10 медалей "За боевые заслуги"»7.

Воздушный парад в Тушино 9 июля 1961 года был первым и последним «массированным» применением Як-27Р, потребовавшим выучки лётного состава полётам строем, не свойственным разведчикам. После воздушного парада НАТО присвоило самолёту кодовое обозначение «Мэн-гроув», что в переводе означает «Мангровое дерево»8.

Один из самолётов Як-27Р 47 ограп с бортовым номером «14 красный», участвовавший в том параде, находится в экспозиции Центрального музея ВВС в Мо-

нино. Научный сотрудник этого замечательного музея кандидат военных наук, доцент Владимир Иванович Савичев говорит: «Когда, проводя экскурсию и проходя мимо него, я рассказываю посетителям музея об этом самолёте, о воздушном параде, состоявшемся 9 июля 1961 года, и вообще о той службе Родине, которой мы, ветераны полка, отдали все силы, которой гордимся и по сей день, я вижу в их глазах неподдельную теплоту и искреннее восхищение героическими свершениями советских военных авиаторов».

И\

П

РИМЕЧАНИЯ

1 28 апреля 1933 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 859 «О праздновании "Дня Воздушного Флота Союза ССР"». Таким образом, с 1933 года возникла традиция ежегодно 18 августа проводить празднование Дня воздушного флота СССР. Этот праздник был установлен для военных и гражданских авиаторов, а также для создателей авиационной техники. Так продолжалось вплоть до 1972 г., с которого День воздушного флота СССР стал отмечаться в третье воскресенье августа на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1971 г. № 2367-\ЛМ «О праздновании "Дня Воздушного Флота СССР"». Позже Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» это положение было закреплено. Фактически День воздушного флота СССР отмечался в нашей стране строго 18 августа только в период с 1933 по 1940 г., когда в СССР существовал рабочий календарь «шестидневок», в котором каждое 18-е число любого месяца было выходным днём. С 1947 по 1958 г. День воздушного флота СССР ни разу не праздновался 18 августа (переносился не воздушный парад, а именно сам День воздушного флота СССР). В те годы дата праздника устанавливалась постановлением Совета министров СССР, о чём примерно за месяц до события население извещалось центральными газетами. Причиной перемещения по времени праздника в эти и другие годы являлся, конечно же, не переход на пятидневную рабочую неделю, а условия проведения воздушного парада. Главным доводом в пользу переноса Дня воздушного флота СССР

являлась метеорологическая обстановка. Колебание дат проведения авиационного праздника было связано и с планами боевой подготовки (учения, манёвры и т.п.) ВВС — основного действующего лица воздушных парадов. Нельзя исключать и субъективный фактор — пожелания руководителей СССР.

2 20 июля 1958 г. воздушный парад в Тушино состоялся, но безучастия ВВС.

3 Первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин наблюдал за воздушным парадом в Тушино 9 июля 1961 г., находясь на главной трибуне среди почётных гостей праздника — руководителей КПСС и Советского правительства во главе с Н.С. Хрущёвым.

4 С1961 г. воздушные парады в Тушино больше не проводились. 9 июля 1967 г. в Домодедово состоялась крупная авиационная выставка в честь 50-летия Великого Октября. Это событие стало завершающим в цепи крупных воздушных парадов СССР. В последующее время в Советском Союзе централизованные авиационные демонстрации не проводились.

5 С 26 марта 1942 г.

6Лопарёв В.И., Уткин Е.Б., Непляхович H.H. Под знаменем гвардии. Смоленск-Шаталово: Смоленская городская типография, 2009. 392 с.

7 Библиотека обучающей и информационной литературы www.uhlib.ru (дата обращения: 30 января 2021 г.).

8 Авиаархив 1. Интернет-ресурс: booksonline.com.ua (дата обращения: 30 января 2021 г.).

S.V. Krylov

THE FORMATION OF GUARDS SCOUTS IN THE SKY OVER BEAUTIFUL MOSCOW

IS IMMACULATE

The 47th Detached Reconnaissance Aircraft Platoon of the Guards on the air parade in honor of U.S.S.R. Air Force Day

Information about author. Semyon Krylov — Colonel (Res.), Cand. Sc. (Hist.), Associate Professor (Moscow Region, city of Monino. E-mail: makar2466@mail.ru).

Summary. The paper tells of the part taken by the 47th Detached Reconnaissance Aviation Borisov Regiment of the Guards and Red Banner decorated with the Order of Suvorov 3rd Class that was based on the Shatalovo Airfield, Smolensk Region, in the air parade in honor of Soviet Air Force Day on July 9,1961, in the sky over Moscow (Tushino).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: air parade; 47th Detached Reconnaissance Aircraft Regiment of the Guards; parade formation; regimental column of units; combat formation; Yak-27R aircraft; aircrew; flight crew.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.