Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ'

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СССР / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / ПОДГОТОВКА ЛЁТНЫХ КАДРОВ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕНЕЗИС / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / RUSSIA / USSR / AIR FORCE / PREPARATION OF FLIGHT PERSONNEL / MILITARY EDUCATION / GENESIS / PERIODISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошев Роман Викторович

В статье рассматриваются периоды генезиса системы военного образования Военно-воздушных сил (ВВС), анализируются критерии периодизации и основные тенденции исторических периодов.The article considers the genesis periods of the Air Force’s military education system, as well as analyses the periodization criteria and the main historical tendencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ»

• ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Р.В. ГРОШЕВ R.V. GROSHEV

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

PERIODISATION OF RUSSIAN AIR FORCE'S MILITARY

EDUCATION

Сведения об авторе. Грошев Роман Викторович — преподаватель Военной академии Ракетных войск стратегического назначения, подполковник запаса, кандидат исторических наук (г. Балашиха. E-mail: pilot75@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются периоды генезиса системы военного образования Военно-воздушных сил (ВВС), анализируются критерии периодизации и основные тенденции исторических периодов.

Ключевые слова: Россия; СССР; Военно-воздушные силы; подготовка лётных кадров; военное образование; генезис; периодизация.

Information about author. Roman Groshev- Lecturer of the Military Academy of the Strategic Missile Forces, lieutenant-colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.) (city of Balashikha. E-mail: pilot75@mail.ru).

Summary. The article considers the genesis periods of the Air Force's military education system, as well as analyses the periodization criteria and the main historical tendencies.

Keywords: Russia; USSR; Air Force; preparation of flight personnel; military education; genesis; periodisation.

Создание в соответствии с указом Президента РФ 1 августа 2015 года Воздушно-космических сил Российской Федерации (ВКС РФ) подвело черту под славным историческим путём Военно-воздушных сил России как самостоятельного вида Вооружённых сил РФ (ВС РФ) и открыло страницы летописи уже нового вида ВС РФ. Подверглись изменениям взгляды на предназначение и организационную структуру ВВС в составе ВКС РФ, способы ведения военных действий и, соответственно, требования по подготовке лётных кадров, что неизбежно способствует исследованию исторического опыта становления и развития системы военного образования лётных кадров (СВОЯК) с целью определения преемственности исторического опыта. В данной статье рассматривается генезис отечественной СВОЯК с 1910 по 2015 год и приводятся её характеристики по каждому периоду.

Ретроспективному анализу отечественного опыта подготовки лётных кадров в системе военного образования русского и советского периодов посвящено значительное количество работ специалистов и учёных в области истории развития авиации и подготовки лётных кадров. Среди них в первую очередь необходимо отметить в.м. Зарецкого, а.г. Пер-вова, и.н. Найденова, а.и. Безруких, В.Н. Набокова, О.Ю. Симакова, A.B. Карташева. Можно отметить единство взглядов историков военного образования на временные границы периодов и определение критериев периодизации развития СВОЛК с момента создания по 1992 год. Боевое применение авиации выступало наиболее объективным индикатором состояния ВВС и качества подготовки лётных кадров. В силу этого критериями для исторической периодизации являлись войны, революционные изменения военных организационных структур, а также значимые технические

перевооружения ВВС. Принятые в исторических исследованиях в соответствии с данными критериями периоды развития военной авиации1 до 1992 года учитывают изменение взглядов на характер войн и роль в них военной авиации, развитие боевых возможностей авиационной техники и оружия и представляют собой три основных периода.

Первый период (1910—1920 гг.) включает в себя зарождение и становление отечественной СВОЛК в мирное время, в ходе Первой мировой войны, Гражданской войны и отражения иностранной военной интервенции.

Второй период (1921—1945 гг.) объединяет три этапа развития авиации межвоенных лет (1921 — 1928 гг.; 1929—1937 гг.; 1938 — июнь 1941 г.) и годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).

Третий период (1946—1991 гг.) характеризует развитие СВОЛК на фоне послевоенных лет и объединяет четыре исторических этапа

развития авиации: 1946—1953 гг.; 1954—1960 гг.; 1961—1979 гг.; 1980-1991 гг.

Периодизация постсоветского периода предлагается автором данной статьи. Четвёртый период (1992—2015 гг.) характеризует становление и развитие российской СВОЛК и содержит четыре исторических этапа: 1992—1998 гг.; 1999—2008 гг.; 2008—2012 гг.; 2012-2015 гг.

Следует отметить, что данный период является пока малоизученным в силу закрытости документов и разрозненности текущих архивов как органов управления СВОЛК, так и сети военных образовательных организаций, что затрудняет проведение комплексных исторических исследований СВОЛК в данном периоде. Немаловажным фактом является выявление новых критериев периодизации, в качестве которых дополнительно выступают введение очередных поколений государственных образовательных стандартов (ГОС),

ГО Ш

Первые лётчики-инструкторы Российского воздушного флота.

В центре: Л. Мациевич, С. Ульянин, М. Ефимов

изменения организационно-правовой формы военных образовательных организаций, а также статус и подчинённость органов управления СВОЛК.

Рассмотрим основные характеристики периодов развития отечественной СВОЛК.

Создание в первом периоде (1910—1920 гг.) военной авиации обусловило необходимость подготовки авиационных, прежде всего лётных, кадров. В 1910 году в России при Офицерской воздухоплавательной школе в целях удовлетворения нужды молодого военного воздушного флота в лётных кадрах был создан авиационный отдел, структура и функции которого были изложены в предписании 26 марта 1911 года. На авиационный отдел возлагались задачи подготовки военных лётных кадров из офицерского состава различных родов войск русской армии. Сеть учебных заведений по подготовке военных лётчиков стремительно разрасталась. Так, 8 ноября 1910 года была открыта Офицерская школа авиации в Севастополе. Она была создана на средства от добровольных пожертвований российской общественности, собранных отделом Воздушного флота, работавшим под руководством Великого князя Александра Михайловича при Особом комитете по усилению Военно-морского флота. За две недели до начала Первой мировой войны, 19 июня 1914 года, авиационный отдел в Гатчине был выведен из состава Офицерской воздухоплавательной школы и переформирован в самостоятельную Гатчинскую военную авиационную школу.

Довоенный период 1910—1914 гг. характеризуется:

зарождением основных элементов и структуры системы военного образования (СВО) лётных кадров: определены субъекты обучения (главным образом, кадровые офицеры), созданы учебные заведения теоретической и практической подготовки (офицерские школы авиации, аэроклубы, теоретические курсы), определены органы управления (отдел воздушного флота), изданы нормативные документы, регламентирующие функционирование и обеспечение всех элементов СВОЛК;

становлением и упорядочением основного и обеспечивающих процессов военного образования лётных кадров (отбор кандидатов, их теоретическая и поэтапная практическая подготовка, выходной контроль, обеспечение, управление);

формированием общих принципов обучения и разработкой программ подготовки лётчиков;

целенаправленным изучением и использованием передового отечественного и зарубежного опыта лётного обучения.

Боевые действия, суровые реалии войны, как строгие экзаменаторы эффективности СВОЛК, безапелляционно вскрывали дефекты военной лётной школы, конкретизировали их «стоимость» для армии и государства, подсказывали направления дальнейшего развития.

Чтобы удовлетворить возросшие потребности Воздушного флота в ходе Первой мировой войны, выросло количество военных авиационных школ по подготовке лётных кадров. Если накануне войны их было две, то в ходе неё, 28 июля 1915 года, в целях обучения морских лётчиков в Петрограде была создана 1-я офицерская школа морской авиации. В октябре водоёмы на севере страны замёрзли. Поэтому часть этой школы — инструкторы, механики и материальная часть (гидросамолёты) — в виде её филиала была переведена в более благоприятный по погодным условиям район, в Баку. С 25 февраля 1917 года этот филиал стал самостоятельной Бакинской школой военной морской авиации. В августе 1916 года были созданы ещё две авиашколы — в Тбилиси и в Севастополе. Таким образом, всего было создано целых три школы морской авиации. В 1917 году в дополнение к этим школам была открыта ещё одна — Петроградская морская школа высшего

пилотажа (в Красном селе), предназначенная для совершенствования боевого мастерства морских лётчиков.

Одновременно увеличивалась до 15—20 проц. ёмкость авиационных школ, для подготовки лётных кадров дополнительно открывались частные авиашколы, в которых готовили военных лётчиков на средства частных спонсоров. К концу войны частные школы стали казёнными и перешли в штат военного ведомства. К концу 1917 года в СВОЛК функционировали сеть теоретических курсов при высших учебных заведениях, 13 лётных авиашкол, в т.ч. 3 частные школы авиации военного времени. К февралю 1917 года в русской армии служили свыше 700 лётчиков и 300 лётчиков-наблюдателей2.

Период Первой мировой войны (1914—1917 гг.) характеризуется:

ускорением развития всех элементов и структуры СВОЛК, совершенствованием образовательного процесса с учётом боевого опыта;

увеличением количества и ёмкости авиационных школ, созданием частных школ авиации военного времени;

созданием специализированных лётных учебных заведений: морского флота, сухопутных войск, совершенствования боевого мастерства, лётчиков-наблюдателей;

введением в учебный процесс этапа подготовки на боевых самолётах, что сокращало период ввода в строй лётных кадров;

расширением базы комплектования лётных школ за счёт гражданских добровольцев, выпускников

• ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

теоретических курсов при гражданских вузах;

централизацией управления СВОЯК, учреждением должности начальника военно-авиационных школ.

В ходе Гражданской войны и отражения военной интервенции (1918—1920 гг.) СВОЯК, функционирующая в нестабильных условиях войны и разрушенного хозяйства, развития не получила. Немногочисленные лётные школы являлись стабильным, но не основным источником пополнения лётных кадров, обеспечив около четверти потребностей Воздушного флота страны. Данный период характеризуется: разрушением старой системы управления и обеспечения лётных школ и, как следствие, снижением качества подготовки лётных кадров, обесцениванием лётного профессионализма;

классовым подходом к комплектованию лётных школ постоянным и особенно переменным составом, некомпетентным вмешательством органов революционного управления в деятельность лётных школ;

попыткой революционного правительства сохранить не столько систему военного образования лётных кадров, сколько учебно-материальную базу лётных школ;

самоликвидацией части лётных школ, расположенных на территориях, неподконтрольных революционному правительству.

Исследователи (В.М. Зарецкий, А.Г. Первов, В.Г. Ефремов) разделяют второй период (1921—1945 гг.) на четыре исторических этапа: 1921—1928 гг.; 1929—1937 гг.; 1938—1941 гг. и 1941—1945 гг. Рас-

смотрим особенности развития СВОЯК на каждом из этих этапов.

Суровые уроки войны с особой остротой подняли проблему качественно-количественного соответствия возможностей СВОЯК потребностям интенсивно развивающейся военной авиации. В связи с этим в 1921—1928 гг. осуществлялся комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание ориентированной по классовому признаку стройной системы непрерывного военного образования лётных кадров:

создан единый орган управления (учебный отдел управления ВВС), способный влиять на все элементы системы и процесса в зависимости от достигнутого результата, а также обеспечивать её интеграцию с системой боевой подготовки;

создана сеть взаимосвязанных учебных заведений, реализующих по единому замыслу нормативно установленный процесс непрерывной подготовки лётных кадров;

в авиашколах введена единая методика обучения курсантов, упорядочено содержание обучения, повышено качество обучения субъектов;

СВОЯК была координирована с системой боевой подготовки;

объединены и укрупнены родственные вузы по специализациям, значительно улучшены их материальная база и обеспечение;

значительно улучшена система комплектования лётных учебных заведений переменным составом, в т.ч. с 1926 года через Осоавиахим;

созданы условия для гибкого взаимодействия элементов системы военного образования

лётных кадров, обобщения и обмена передовым педагогическим опытом.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал: «Создание отечественной авиации... удалось с самого начала превратить во всенародное дело. В итоге уже в 1925 году были полностью прекращены закупки самолётов за рубежом»3.

К решению задачи подготовки кадров были привлечены значительные силы и средства. «На 1 октября 1925 года вузы ВВС составляли 42,6% штатной численности ВВС»4. Общее руководство подготовкой лётных кадров было возложено на учебный отдел Главного управления Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота (с 1924 г. Управление Военно-воздушных сил)5.

В авиашколах была введена единая методика обучения курсантов. Согласованный со строевыми частями учебный план стал основным руководящим документом для всех авиашкол. Практикуемые конференции руководящего состава авиационных школ способствовали обобщению и распространению передового опыта обучения и воспитания. Самолётный парк авиашкол постепенно обновлялся боевыми самолётами отечественного производства. Налёт курсантов был увеличен с 20 до 50 часов. В программу подготовки были включены полёты на новейших типах боевых самолётов, в т.ч. на сложный пилотаж6.

К1928 году сложилась трёхэтап-ная система последовательной подготовки лётных кадров с разделением теоретической, начальной и базовой лётной подготовки в различных школах: военно-теоретических, лётных, школах высшего пилотажа и боевого применения.

Система подготовки лётных кадров к 1928 году позволяла в полном объёме удовлетворять кадровую потребность в лётчиках отечественной военной авиации, имеющей в своём составе 1394 военных самолёта7.

Таким образом, в период 1921 — 1928 гг. был заложен фундамент системы непрерывного военного образования, обеспечивающий подготовку различных категорий лётных кадров.

Второй исторический этап 1929— 1937 гг. начался в июле 1929 года Постановлением ЦК партии «О состоянии обороны СССР», направленным на коренную техническую реконструкцию авиации. В начале 1930 года Реввоенсове-

том СССР была утверждена программа создания различных видов летательных аппаратов, особенно для бомбардировочной и истребительной авиации. В соответствии с планом строительства РККА на 1931—1933 гг. создаются крупные авиационные соединения, в т.ч. дальней бомбардировочной авиации, способные самостоятельно решать оперативные задачи. В действие был введён Боевой устав ВВС РККА8.

СВОЛК вполне обеспечивала потребность ВВС в военных лётчиках. «Всего за две предвоенные пятилетки учебные заведения ВВС подготовили 50 тысяч лётчиков и штурманов»9.

Главным фактором, обусловившим дальнейшее развитие СВОЛК на этапе с 1938 по июнь 1941 года, явилось нарастание военной угрозы. Развитие всех элементов авиационной системы носило экстенсивный характер и происходило в условиях жёсткого противоречия между экономическими возможностями государства и необходимостью увеличения количества самолётов и повышения качества подготовки военных лётчиков.

Значительно увеличилось количество лётных учебных заведений с 18 в 1937 году до 83 лётных школ и училищ в середине 1941 года10.

Развитие СВОЛК в ходе Великой Отечественной войны (исторический этап 1941—1945 гг.) определялось нуждами фронта и происходило в чрезвычайно сложных экономических и военных условиях. Вместе с тем оно обогатило отечественный опыт рядом новых положений. С приобретённым боевым опытом возрастающая потребность в подготовленном лётном составе в ходе войны решалась следующим образом:

1. Досрочные выпуски курсантов лётных школ, их ускоренная подготовка по учебным планам военного времени.

К сожалению, эти меры требуемого качества обучения не обеспечили и впоследствии привели к значительным и неоправданным людским и материальным потерям.

В 1943—1944 гг. нормальные сроки обучения лётных кадров в авиашколах были восстановлены11.

2. Укрупнение учебных заведений и сокращение количества вузов. Наличие большого количества вузов со слабой материальной базой негативно сказывалось на качестве подготовки лётного состава (1941 г. — 83 лётных вуза, 1942 г. — 49, 1943—1944 гг.—41).

Укрупнение учебных заведений позволило более эффективно использовать их обучающий потенциал. В условиях жёсткого ресурсного обеспечения авиашкол в практику обучения была введена поточная система подготовки лётчиков12.

3. Взаимодействие в мирное время СВОЛК и системы боевой подготовки лётных кадров.

Однако это взаимодействие было недостаточным ввиду децентрализации их управления. В связи с этим вместо Управления военно-учебными заведениями, осуществлявшего только учебно-методическое руководство авиашколами, было создано Управление формирования, комплектования и боевой подготовки ВВС с более широким спектром задач по подготовке боевых лётчиков. Был создан единый орган управления, имеющий властные полномочия по отношению к обеим системам и отвечающий в целом за подготовку лётчика. Практика выявила ущербность включения органа управления СВОЛК «в различные главные управления по внешним, но далеко не основным признакам»13.

4. Внедрение в учебный процесс боевого опыта.

Это способствовало улучшению качества подготовки лётных кадров. «Авиационные командиры всех степеней, естественно, учитывали этот опыт для организации подготовки лётчиков как на стадии первичного обучения в училищах, так и на более поздних стадиях их совершенствования в специальных, предназначенных для обучения запасных авиаполках... Произошли

большие изменения и в методике подготовки лётного состава... В обучение войск закладывался принцип: учить войска только тому, что нужно на войне, и только так, как делается на войне»14.

Суровые уроки войны способствовали ускорению развития СВОЛК в начале третьего периода (1946—1991 гг.).

Данный период характеризовался стремительной гонкой вооружений в связи с новыми военными угрозами, ускорением технического развития авиационной техники в реактивную эру авиации и, как следствие, следующими глубокими преобразованиями СВОЛК:

было сокращено количество учебных заведений и увеличен до трёх лет срок обучения в лётных школах и до трёх—четырёх лет в Военно-воздушной академии (ВВА);

внесены существенные изменения в структуру управления СВОЛК. Высшие офицерские школы и академии были подчинены Главнокомандующему ВВС, а средние военно-учебные заведения — командующим ВВС округов, общее руководство СВО было возложено на Управление вузами ВВС;

с учётом опыта Великой Отечественной войны, боевой подготовки войск, техническим совершенствованием авиационной техники и вооружения оптимизированы учебные планы, программы, курсы учебно-лётной подготовки. На преподавательскую и инструкторскую работу назначались лучшие, наиболее подготовленные офицеры. Особое внимание об-

Построение курсантов Московской авиационной школы РККА

• ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Подготовка к полётам на учебном аэродроме в годы Великой Отечественной войны

Предполётные указания на аэродроме Тамбовского ВВАУЛ

1970-е гг.

ращалось на усвоение лётным составом физической сущности явлений и процессов, происходящих в полёте, принципов работы авиационной техники;

существенно улучшены общенаучная и техническая подготовка лётных кадров различных категорий, усовершенствованы и приведены в соответствие между собой программы теоретической и практической подготовки15.

Главными факторами, определяющими развитие СВОЛК в период с 1954 по 1960 год, стали изменение взглядов на характер будущей войны и переоценка роли авиации в ней, связанные с появлением на вооружении ВВС реактивной авиационной техники и ядерного оружия. Указанный период явился периодом эффективного и стабильного качественного развития СВОЛК. Характер преобразований соответствовал новому облику интенсивно развивавшейся в техническом отношении авиации.

С 1956 года был установлен новый единый порядок подготовки лётных кадров, в соответствии с которым обучение военных лётчиков осуществлялось последовательно в течение трёх лет в военных училищах первоначального обучения на учебных самолётах, а затем в военных авиационных училищах на боевых самолётах. С 1959 года был осуществлён переход авиационных училищ лётчиков и штурманов на четырёхлетний срок обучения по программам высших учебных заведений. В учебный процесс внедрено новое поколение учебных планов и программ с возрастанием удельного веса технических дисциплин. Повышение исходных требований к постоянному и переменному составу лётных училищ и ВВА обусловило значительное

улучшение системы их комплектования. Более чем в два раза был увеличен налёт курсантов, их подготовка осуществлялась на новых реактивных типах самолётов МиГ-15 бис и Ил-2816.

Периоде 1961 по 1979 год характеризовался нестабильностью развития СВОЛК. Субъективистские и непрофессиональные взгляды руководства страны на характер будущей войны и роль авиации в ней на рубеже 1950—1960-х годов инициировали необоснованное решение о сокращении ВВС. Сокращение боевого состава и вывод из эксплуатации современных на то время боевых самолётов Миг-17, Ил-28 и др. привели к ликвидации значительного количества лётных училищ. «Через 4—5 лет (к 1963— 1964 гг.) руководство страны, осознав допущенную ошибку, вынуждено было предпринять колоссальные усилия для восстановления положения. Однако многие позиции были утрачены»17.

Изменение к концу 1960-х годов взглядов на характер будущей войны, допускающих ведение боевых действий с применением только обычных вооружений, обусловило переосмысление руководством страны роли авиации, что незамедлительно отразилось на развитии СВОЛК. Расширение боевых задач ВВС инициировало увеличение ёмкости действующих и создание новых лётных училищ, их дальнейшую специализацию. Так, были созданы Барнаульское, Балашовское и Тамбовское ВВАУЛ, Ворошиловградское ВВАУШ, Сыз-ранское и Саратовское высшие вертолётные училища.

К началу 1970-х годов количество лётных учебных заведений стабилизировалось и включало Военно-воздушную академию, 11 лётных и

2 штурманских училища. 18 июля 1971 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 535 «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», а 18 октября 1974 года — «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров». Эти постановления инициировали оживление работы по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации для лётных училищ18.

В период 1980—1991 гг. развитие СВОЛК характеризовалось позитивными изменениями, направленными на повышение качества подготовки лётных кадров. Значительное внимание было уделено улучшению учебно-материальной базы лётных училищ и ВВА. В учебный процесс широко внедрялись авиационные тренажёры, другие технические средства обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с распадом СССР и образованием Российской Федерации начался четвёртый период (1992—2015 гг.), характеризовавшийся динамичными изменениями всех элементов СВОЛК, порой драматичными и противоречивыми. В стабильных условиях позднего советского времени отечественная СВОЛК позволяла готовить высокопрофессиональный лётный состав, удовлетворяющий требованиям времени. Анализ последующих преобразований СВОЛК Российской Федерации с 1992 по 1998 год показал, что инертная, ориентированная на работу в стабильных условиях, она оказалась на начальном этапе её строительства неспособной к оперативным и динамичным преобразованиям в новых условиях. Вывод войск из стран ближнего и дальнего зарубежья, масштабное сокращение числен-

ности ВС РФ при исключительно неблагоприятных экономических условиях привели к резкому снижению потребности в лётных кадрах и обусловили доминирование на этапе 1992—1998 гг. следующих тенденций в развитии СВОЛК:

значительное сокращение количества лётных вузов;

финансирование военного образования по «остаточному принципу», что привело к крайне неудовлетворительному состоянию учебно-материальной базы;

отставание учебного процесса от требований войск, что привело к длительному вводу лётного состава в строй в системе боевой подготовки;

резкое снижение статуса органов управления СВОЛК;

«огражданивание» учебного процесса в связи с введением государственных образовательных стандартов в ущерб подготовке военного специалиста вследствие сокращения бюджета учебного времени на освоение военно-профессиональных и специальных дисциплин.

К распаду СССР в составе ВВС имелось 12 учебных заведений, осуществлявших обучение лётчиков19. Три из них(Черниговское и Харьковское ВВАУЛ и Вороши-ловградское ВВАУШ) остались за пределами России, т.е. количество высших военно-учебных заведений по подготовке лётного состава на территории России составляло 78 проц.20 Возникало противоречие между переизбытком лётных кадров, дополнительно усугублявшимся перетеканием лётных кадров с территорий республик бывшего СССР, желающих продолжать службу в ВВС РФ, и количеством и возможностями лётных вузов, оставшихся на территории РФ. Это привело к расформированию уже в 1992 году Борисоглебского, Ейского и Оренбургского ВВАУЛ, в 1995 году Тамбовского ВВАУЛ. В авиации Сухопутных войск были расформированы Саратовское и Уфимское ВВАУЛ. Вместе с сокращением численности лётных вузов менялись и сроки обучения в них. Так, с 1994 года училища, осуществлявшие подготовку лётчиков, штурманов и офицеров боевого управления, перешли на новые учебные планы и программы с 5-летним сроком обучения (приказ МО РФ № 151 от 1992 г., директива ГШ ВВС от 19 ноября 1992 г. № 126/1200)21, что было вызвано переходом к подготовке военных кадров по государственному обра-

зовательному стандарту. Помимо сокращения численности вузов резко уменьшилась ёмкость вузов ВВС. Так, набор в ВВАУЛ был снижен в среднем с 240—250 до 120—130 человек22. К 1998 году из лётных вузов остались одна академия (ВВА), три лётных училища (Ба-лашовское, Барнаульское и Качин-ское ВВАУЛ) и одно штурманское — Челябинское ВВАУШ. Статус органа управления СВОЛК к концу этапа также резко снизился — после попытки преобразовать самостоятельное Управление вузов ВВС в Командование резерва и подготовки кадров, в котором были сосредоточены все вопросы деятельности СВОЛК, после расформирования данного командования в 1998 году функции управления СВОЛК были поделены между Направлением военного образования ВВС, вошедшего в Управление кадров и командующими военными округами, отвечавшими за материально-техническое обеспечение лётных вузов. Помимо этого росло количество невостребованных выпускников, что привело к тому, что в 1998 году 495 выпускников-лётчиков оказались невостребованными и после выпуска были уволены в запас.

В 1998 году произошло объединение в единый вид ВС РФ войск ПВО и ВВС, что привело к реорганизации системы военного образования и началу нового этапа развития СВОЛК (1999—2008 гг.). В соответствии с приказом министра обороны РФ № 417 «О реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования

Министерства обороны Российской Федерации» высшие училища были преобразованы в институты (Балашовский, Армавирский, Краснодарский и Сызранский ВАИ) и было реорганизовано в филиал Балашовского ВАИ Челябинское ВВАУШ. В 2002 году во исполнение решений, принятых на Коллегии Министерства обороны РФ 27 февраля 2001 года, на базе Краснодарского ВАИ был создан единый вуз для подготовки лётного состава ВВС с присоединением учебных авиационных центров (УАЦ) — Армавирского (783 УАЦ), Балашовского (785 УАЦ) и Борисоглебского (786 УАЦ); Челябинский филиал Балашовского ВАИ был вновь выделен в Челябинский военный авиационный институт штурманов (ВАИШ).

При этом, несмотря на структурные преобразования сети лётных вузов, следует обозначить наметившиеся тенденции к положительному развитию СВОЛК:

полученная в результате реформирования вузов система подготовки лётчиков позволяла начиная с 2002 года готовить в необходимом количестве лётный состав для авиации ВС РФ и других министерств и ведомств;

в условиях реорганизации всех военных авиационных институтов ВВС в один Главному командованию Военно-воздушных сил удалось сохранить лётные школы истребительной, штурмовой, транспортной и дальней авиации;

в обучении широко использовался боевой опыт первой и второй чеченских кампаний, локальных войн и вооружённых конфликтов;

Проход учебных самолётов Л-39 над аэродромом

Начало 1990-х гг.

• ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

повысились налёт и уровень лётной подготовки выпускников, из-за увеличения финансирования повысились показатели учебно-материальной базы вузов и состояния учебной авиационной техники.

В 2008 году начался наиболее противоречивый исторический этап (2008—2012 гг.) в истории СВОЛК, связанный с приведением ВС РФ к новому облику. Военно-воздушные силы России на этом этапе подверглись наиболее глубоким и масштабным преобразованиям из всех видов ВС РФ, коренным образом изменив организационную структуру и качественное состояние. При этом СВОЛК подверглась действию разновекторных и противоречивых факторов. С одной стороны, тенденции к контролю качества образования, качественное улучшение материально-технической базы, оперативное реагирование на изменения в военном искусстве и интенсивное внедрение современных образовательных технологий дали возможность в кратчайшие сроки повысить качество образовательной деятельности. С другой стороны, чрезмерное увлечение некоторыми должностными лицами, отвечавшими в то время за управление военным образованием, общемировыми тенденциями (Болонский процесс), переносом (иногда копированием) зарубежных подходов к построению систем военного образования, непонимание ведущей роли военно-специальной подготовки в структуре подготовки военного специалиста, волюнтаризм и радикализм в принятии решения привели в том числе и к негативным тенденциям. Это проявилось в провале среднесрочной кадровой политики, выразившемся в приостановлении набора в лётные вузы, невыделении средств на мероприятия боевой подготовки, чрезмерной гуманитаризации военного образования и потере старейших научно-образовательных школ при ликвидации ряда вузов. Поэтому при исследовании данного этапа существует значительное количество субъективных и эмоциональных публикаций. Именно на этом этапе произошёл ряд изменений в структуре СВОЛК, которые были частично отменены в последующем, частично привели к негативным последствиям, такие как необоснованная ликвидация ряда военных академий, научно-исследовательских институтов (НИИ), их объединение или непро-

думанная и поспешная передислокация, переподчинение вузов от главнокомандующих Департаменту образования МО РФ. Наиболее негативным последствием данного этапа явился кадровый «разрыв», вызвавший значительную нехватку офицерского состава в последующем.

Изменения в руководстве МО РФ дали начало заключительному историческому этапу (2012— 2015 гг.) четвёртого периода. На этом этапе были приняты кардинальные меры, позволившие не только стабилизировать процесс подготовки лётных кадров, но и заложить условия для поступательного развития СВОЛК, вывода её на лидирующие позиции:

в результате переподчинения вузов из Департамента образования руководителям органов военного управления, они получили возможность непосредственно влиять на организацию и содержание обучения слушателей и курсантов, обеспечивать требуемый уровень и нести ответственность за качество подготовки выпускников и деятельность военно-учебных заведений;

были сохранены предполагавшиеся ранее к реорганизации военные академии и институты;

был восстановлен в полном объёме набор слушателей и курсантов в военно-учебные заведения;

были скорректированы организация и содержание подготовки, подготовка офицеров с высшей военной оперативно-стратегической и оперативно-тактической подготовкой была переведена на двухлетние магистерские программы, вузы перешли на новые федеральные госстандарты;

были определены главные критерии оценки каждого слушателя и курсанта — это умение эффективно применять вооружение и военную технику, грамотно руководить воинскими коллективами в повседневной деятельности и в ходе ведения боевых действий23.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что генезис отечественной СВОЛК несёт в себе значимый исторический опыт, который неоценим как для строительства и развития современной системы военного образования лётных кадров ВКС РФ, так и для всего отечественного военного искусства. Умение объективно оценивать просчёты и недостатки, своевременно и адекватно применять положительные примеры позволит России постоянно подтверждать статус великой авиационной державы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зарецкий В.М., Короткое А.И., Первое А.Г. и др. Развитие системы подготовки лётных кадров в отечественных Военно-воздушных силах / Под ред. Г.И. Захарова. Монино: ВВА имени Гагарина, 1996. 75 е.; Авиация: энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. С. 28-32, 145-147.

2 См.: Зарецкий В.М., Короткое А.И., Первое А.Г. и др. Указ. соч. С. 12—14, 63; Келдыш М.В., Свищев Т.П., Христианович С.А. и др. Авиация в России: справочник. 2-е изд., доп., перераб. М.: Машиностроение, 1988. С. 295.

3 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 1. М.: Новости, 1978. С. 105.

4 Зарецкий В.М., Короткое А.И., Первое А.Г. и др. Указ. соч. С. 65.

5 См.: Безруких А.И. Система подготовки лётных кадров в российской политике военного образования: история и современность. Ч. 1. Балашов: Балаш. ВАИ, 2000. С. 12.

6 См.: Зарецкий В.М., Короткое А.И., Первое А.Г. и др. Указ. соч. С. 25—28, 65; Безруких А.И. Указ. соч. С. 12, 13; Авиация. С.146.

'ЖуковГ.К. Указ. соч. С. 107.

8 См.: Там же. С. 115, 116; Яковлев А.С. Цель жизни: записки авиаконструктора. М.: Политиздат, 1967. С. 167.

9 Зарецкий В.М., Короткое А.И., Первое А.Г. и др. Указ. соч. С. 28—31.

10 Там же. С. 32.

11 См.: Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной Войне 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1968. С. 120.

12 Зарецкий В.М., Короткое А.И., Первое А.Г. и др. Указ. соч. С. 37.

13 Безруких А.И. Указ. соч. С. 9.

14 Масленников Ю.И. Подготовка лётного состава в боевых условиях: по опыту Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1987. С. 3—6.

15 Зарецкий В.М., Короткое А.И., Первое А.Г. и др. Указ. соч. С. 43—46.

16 См.: Там же. С. 46—49; Безруких А.И. Указ. соч. С. 25; Ефимов А.Н. Советские Военно-Воздушные Силы: библиотечка 70 лет Вооружённых Сил СССР. М.: Знание, 1987. С. 32.

17 Янаков Я.И. Военная авиация России и перипетии её жизни // Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике (МАПЧАК). 1998. № 2. С. 32.

18 См.: Ермолъчик М.В. В небе Алтая. Барнаульское лётное: очерки 20-летней истории Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина. Барнаул, 1987. С. 55.

19 Безруких А.И. Указ. соч. С. 27.

20 Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 35. Оп. 931548. Д. 18. Л. 175-177.

21 Там же. Ф. 60396. Оп. 1. Д. 1. Л. 262-264.

22 Там же. Оп. 1/12522. Д. 2. Л. 36-54.

23 Из материалов доклада начальника Главного управления кадров МО РФ генерал-полковника В.П. Горемыкина на Сборах руководящего состава МО РФ в декабре 2014 г. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.