Научная статья на тему '"БЕРЕГИТЕ ШКОЛУ, ДРУЗЬЯ!". 2-Я ВОЕННАЯ ШКОЛА ЛЁТЧИКОВ КРАСНОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (1922-1925 ГГ.)'

"БЕРЕГИТЕ ШКОЛУ, ДРУЗЬЯ!". 2-Я ВОЕННАЯ ШКОЛА ЛЁТЧИКОВ КРАСНОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (1922-1925 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / ПОДГОТОВКА ЛЁТНОГО СОСТАВА / 2-Я ВОЕННАЯ ШКОЛА ЛЁТЧИКОВ КРАСНОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА / КУРСАНТ (УЧЛЁТ) / САМОЛЁТЫ / В.П. ЧКАЛОВ / AVIATION / PILOT TRAINING / MILITARY FLIGHT SCHOOL 2 OF THE RED AIR FLEET / CADET (TRAINEE PILOT) / AIRCRAFT / V.P. CHKALOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Купач Тамара Юрьевна, Маркин Вадим Владимирович, Чвир Роман Викторович

В статье раскрывается история становления и развития 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота (1922-1925 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"LOOK AFTER THE SCHOOL, MY FRIENDS!" MILITARY PILOT SCHOOL 2 OF THE RED AIR FLEET: ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT (1922-1925)

The paper traces the history of the establishment and development of Military Flight School 2 of the Red Air Fleet (1922-1925).

Текст научной работы на тему «"БЕРЕГИТЕ ШКОЛУ, ДРУЗЬЯ!". 2-Я ВОЕННАЯ ШКОЛА ЛЁТЧИКОВ КРАСНОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (1922-1925 ГГ.)»

ГЦ

*i ы

Т.Ю. КУПАЧ, В.В. МАРКИН, Р.В. ЧВИР

T.Yu. KU РАС H, V.V. MARKIN, R.V. CHVIR

«БЕРЕГИТЕ ШКОЛУ ДРУЗЬЯ!»

2-я военная школа лётчиков Красного Воздушного флота: становление и развитие (1922—1925 гг.)

«LOOK AFTER THE SCHOOL, MY FRIENDS!»

Military pilot school 2 of the Red Air Fleet: establishment and development (1922—1925)

Сведения об авторах. Купач Тамара Юрьевна — старший преподаватель 31 кафедры тактики 3 авиационного факультета (бомбардировочной и штурмовой авиации) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, доктор педагогических наук (г. Борисоглебск. E-mail: solo-vadim17@yandex.ru);

Маркин Вадим Владимирович — преподаватель 32 кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники 3 авиационного факультета (бомбардировочной и штурмовой авиации) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, подполковник (г. Борисоглебск. E-mail: soio-vadim17@yandex.ru);

Чвир Роман Викторович — курсант 3 курса 3 авиационного факультета ( бомбардировочной и штурмовой авиации) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (г. Борисоглебск. E-mail: solo-vadim 17@yandex. ru).

Аннотация. В статье раскрывается история становления и развития 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота ( 1922—1925 гг.).

Ключевые слова: авиация; подготовка лётного состава; 2-я военная школа лётчиков Красного Воздушного флота; курсант (учлёт); самолёты; В. П. Чкалов.

Information about authors. Tamara Kupach — Senior Lecturer at Tactics Department 31 of Aviation Faculty 3 ( Bomber and Assault Aircraft) of the Krasnodar Higher Military Flight School, D. Sc. (Educ.) (city of Borisoglebsk. E-mail: solo-vadim17@ yandex.ru);

Vadim Markin — Lecturer at Aviation Equipment Construction and Exploitation Department 32 of Aviation Faculty 3 (Bomber and Assault Aircraft) of the Krasnodar Higher Military Flight School, Lieutenant-Colonel (city of Borisoglebsk. E-mail: solo-vadim17@ yandex.ru);

Roman Chvir — third-year cadet at Aviation Faculty 3 (Bomber and Assault Aircraft) of the Krasnodar Higher Military Flight School (city of Borisoglebsk. E-mail: solo-vadim17@yandex.ru).

Summary. The paper traces the history of the establishment and development of Military Flight School 2 of the Red Air Fleet (1922-1925).

Keywords: aviation; pilot training; Military Flight School 2 of the Red Air Fleet; cadet ( trainee pilot); aircraft; V. P. Chkalov.

апреле 2018 года в Бо-рисоглебске отметили 95-летие с момента основания легендарного военного лётного училища. Его история началась в 1923 году, с момента появления в городе 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота.

Первые документы об организации лётной школы датируются декабрём 1922 года (приказ начальника Главного управления Красного Воздушного флота (КВФ) № 174 о формировании авиашколы), но непосредственно формирование школы началось 5 января 1923 года в Москве (приказ Реввоенсовета № 53), когда ей было присвоено название «Вторая военная школа лётчиков Красного Воздушного Флота». Первым начальником школы был назначен красный военлёт

В.М. Ремезюк, военным комиссаром — Ф.И. Шатов, кадровый политработник, работавший ранее в учебном отделе Главвоздухофлота.

Основой для организации школы послужили кадры, выделенные из отдела устройства и службы Главного управления КВФ и дивизиона авиационных специалистов. Постоянным местом базирования был избран город Борисоглебск Тамбовской губернии (ныне — Воронежская обл.), где были благоприятные для лётной работы климатические условия и рельеф местности.

29 марта начальник военных учебных заведения (ВУЗ) КВФ отдал приказ о переводе формировавшейся 2 ВШЛ к постоянному месту дислокации. С 6 по 13 апреля школа двумя эшелонами прибыла в Борисоглебск.

Лётная школа начала свою работу буквально на пустом месте — в нескольких полуразрушенных казармах и служебных помещениях бывшего 6-го запасного кавалерийского полка, оставшихся с дореволюционных времён, а самолёты размещались в непосредственной близости от кавалерийских манежей. Условия проживания были по-настоящему спартанскими: отсутствовали нормальные спальные места, поэтому курсанты (учлёты) размещались прямо на полу казарм. Вместо кроватей были охапки соломы, постельными принадлежностями служили шинели. Спальных помещений не хватало: лётчики делили казарменные площади с красноармейцами 19-й стрелковой дивизии. Для полётов был оборудован аэродром на плацу, а

Курсанты П.И. Пумпур и В.П.Чкалов

г. Борисоглебск, 1923 г.

кавалерийские манежи и конюшни, которые сохранились до настоящего времени, были перестроены в ангары.

Место дислокации школы — г. Борисоглебск, расположенный в живописнейшей равнинной местности с благоприятным климатом, — позволяло организовать эффективную подготовку лётных кадров для растущего военного флота страны.

Становление школы пришлось на трудное для молодой республики и г. Борисоглебска время. В тот период промыш-

ленность, сельское хозяйство, пришедшие в упадок за годы империалистической и Гражданской войн, только начали восстанавливаться. Уезд сильно пострадал от засухи 1920— 1921 гг. Но особенно трудной была весна 1922 года. Борисоглебск был признан голодающим районом,как и Поволжье. Советское правительство оказывало жителям посильную помощь: в город из сельских районов начали поступать продукты питания, товары первой необходимости, семена для посева и многое другое.

В Борисоглебске было несколько крупных и множество мелких предприятий, железнодорожные мастерские и депо. Однако большинство из них не работали или работали не на полную мощность. Таким был Борисоглебск в начале 1920-х годов, к моменту прибытия в город первых эшелонов вновь формировавшейся школы авиаторов1. Первый набор учлётов в количестве 47 человек прибыл из Егорьевской теоретической школы КВФ.

Перед учебным заведением были поставлены задачи: научить курсантов летать на учебных самолётах; готовить кадры для высших учебных лётных школ, в которых авиаторы совершенствовали бы своё мастерство.

Согласно программе от 22 апреля в школе были созданы 3 лётных отряда (первоначально их называли отделениями), каждый имел по 2 группы обучаемых. В первом отряде: 1-я группа — рулёжная, 2-я — вывозки (взлёт, посадка); во втором отряде: 3-я, 4-я группы вывозки (простой пилотаж); в третьем отряде: 5-я, 6-я — группы высшего пилотажа. Командирами отрядов назначили Эмилия Кирша, Ивана Серёгина, Арсения Модестова. В 1-ю рулёжную группу вошли курсанты А. Воронов, К. Дадо-нов, С. Демехин, В. Кузнецов, Г. Макарский, Л. Максимов, Я. Нусберг, П. Пумпур, Н. Романовский, Ф. Уваров. Лётчиками-инструкторами к ним назначили В. Очева и И. Скороходова, они первыми приступили к обучению курсантов и 25 апреля начали рулёжку на самолётах «Моран-Парасоль». В тот же день начались и первые полёты постоянного состава по вводу в строй инструкторов2.

10 июня из курсантов, окончивших группу рулёжки, была образована вторая группа — вывозки, и инструкторы Ф. Граб и Н. Попов приступили к полётам с курсантами. День начала курсантских полётов командование решило отметить как праздник открытия школы.

В последующие годы торжественную дату стали отмечать не 10 июня, а в один из дней с 22 по 25 апреля, когда приказом Реввоенсовета № 65 от 22 апреля 1923 года в школе было оформлено распределение личного состава по должностям и создана рулёжная группа, а 25 апреля были выполнены первые «рулёжки», положившие начало лётному обучению курсантов во 2ВШЛ.

30 июля 1923 года курсант Ф. Уваров первым вылетел самостоятельно на самолёте «Авро». 31 июля вылетели ещё 2 курсанта: С. Демехин и П. Пумпур. 8 августа во 2-й группе все курсанты закончили программу и были переведены во 2-й отряд, в 3-ю группу для отработки простого пилотажа; курсан-

Учлёты перед полётами. Четвёртый слева — В.П. Чкалов

1923 г.

50

№ 10 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Т.Ю. КУПАЧ, В.В. МАРКИН, Р.В. ЧВИР. «Берегите школу, друзья!» •

I

Футбольная команда 2 ВШЛ

1923 г.

ком Советов и горкомхоз передали школе строения бывшего винного склада. Там разместились склады горюче-смазоч-ных материалов (ГСМ), гараж и другие службы. Была также проделана большая работа по подготовке другого аэродрома в нескольких километрах от города.

В 1924 году в Красной армии было введено единоначалие — на начальников-коммунистов возлагались функции командира и комиссара одновременно. В ноябре 1924 года 2 ВШЛ возглавил первый единоначаль-

Воскресник в авиашколе

1923 г.

ты 1-й группы, в которой был В. Чкалов, закончили «рулёжку» и перешли во 2-ю группу вывозки. Таким образом, курсанты переходили из группы в группу по мере прохождения лётной программы, а общее их число продолжало увеличиваться. В сентябре в школе уже были 92 курсанта.

Валерий Чкалов был среди первых курсантов, прибывших в Борисоглебск из Егорьевской теоретической школы. Успеваемость по дисциплинам в то время оценивалась по 12-балльной системе; Чкалов по большинству предметов имел 10 баллов. Прибыв в Борисоглебск, он активно включился в работу. Его можно было увидеть на перестройке ангаров и на аэродроме, в мастерских и в библиотеке, а в свободное время он увлекался футболом, участвовал в самодеятельности. Кстати, после его выступлений на сцене зрители утверждали, что у него талант артиста, на что он отвечал: «Нет, я рождён летать!» История полностью это подтвердила. Если на теоретических занятиях Чкалов зарекомендовал себя хорошо, то во время практического обучения всем стали очевидны его незаурядные лётные способности. Приступив к обучению во втором потоке, Чкалов настолько опередил одногруппников, что его досрочно перевели в лидерную группу. Так он попал в первый поток.

26 октября 1923 года состоялся первый выпуск курсантов в количестве 10 человек. Это были К. Дадонов, С. Демехин, В. Кузнецов, Г. Макарский, Л. Максимов, А. Маркович, Н. Новиков, П. Пумпур, Ф. Уваров, В. Чкалов.

На митинге, посвящённом выпуску, В.П. Чкалов сказал: «Я счастлив, что окончил школу и уезжаю с первым выпуском, но мне всё-таки жаль покидать её, ведь всё здесь сделано нашими руками. Берегите школу, друзья!»

Борисоглебская школа продолжала напряжённую работу. С сентября 1923 года начали поступать самолёты «Анрио» и

«Ньюпор». Обучение курсантов в первом и втором отрядах стали осуществлять на самолётах «Анрио», в третьем — на самолётах «Авро».

Численность переменного состава всё время увеличивалась. На 1 ноября 1923 года в школе были уже 129 курсантов. 7 декабря состоялся второй выпуск — 9 человек. Но полностью 2 ВШЛ была укомплектована только к концу 1924 года. К тому времени значительно расширилась и материально-техническая база. По просьбе командования уездный испол-

Перестройка конюшен в ангары силами учлётов

1923 г.

ник В.В. Ягушевский, его помощником по политчасти был назначен бывший комиссар Н.Г. Молев.

Осенью 1924 года в школу стали поступать новые самолёты «Фоккер С-2» и ДН-9, что позволило с ноября 1924 года изменить структуру обучения курсантов. На 2 ВШЛ было возложено 50 проц. нагрузки высшей школы лётчиков. Однако в школьной программе не было боевого применения, и выпускникам не присваивалось звание военного лётчика. После окончания Борисоглебской лётной школы одна часть выпускников направлялась в Московскую первую высшую школу крас-военлётов, другая часть — в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.

Таким образом, до 1925 года 2 ВШЛ была переходной и законченного образования военного лётчика не давала.

В те первые годы школа выпустила много пилотов, ставших впоследствии выдающимися авиаторами, генералами, Героями Советского Союза. В их числе С.К. Горюнов, П.И. Пум-пур, Е.С. Птухин, А.Б. Юмашев, Э.Г. Шахт. Крупными авиационными специалистами стали Ф. Арженухин, М. Вахрушев, П. Гроховский, Н. Момот, П. Фе-дрови, а также лётчики-испытатели Н. Кастанаев, В. Степан-

чонок, А. Торговкин, Ф. Уваров и др.3

С марта 1925 года по новому штату в школе был образован учебно-лётный отдел (УЛО). В.В. Ягушевский приказал передать УЛО одно из зданий бывшего склада — лучшее двухэтажное каменное здание, где стали проводить теоретические занятия с курсантами.

В августе 1925 года был решён вопрос о завершении на месте лётного образования. Для прохождения боевого применения в школе был создан 4-й отряд, в котором начали готовить лётчиков для разведывательной авиации. С этого времени курсанты стали выпускаться из школы боевыми лётчиками с присвоением звания «военный лётчик РККА» и «красный командир РККА».

В 1925 году материальная часть школы пополнялась всё ещё самолётами иностранных марок типа «Фоккер С-1», ДН-4, но одновременно с этим начался переход на авиатехнику отечественного производства — У-1, Р-1.

В том же году школа приступила к выполнению особого задания — обучению лётчиков-иностранцев из Афганистана, затем из Китая. Иностранцы обучались по единой программе с советскими курсантами.

Таким образом, во 2-й военной школе лётчиков были заложены основы практических знаний,традиции и методики для последующей подготовки будущих лётчиков.

Представленная история является далеко не полной. Более подробные материалы этого периода отражены в экспозициях музея Боевой славы и истории Борисоглебского авиационного гарнизона.

Всего же с 1923 года по настоящее время Борисоглебск подготовил тысячи военных лётчиков, многие из которых выросли в выдающихся военачальников. 279 выпускников стали Героями Советского Союза и России, 12 удостоены этого звания дважды, а 4 выпускника стали космонавтами (В.М. Комаров, C.B. Залётин, О.В. Новицкий,

A.Н. Овчинин). Они прославили нашу Родину своими подвигами. По всей стране известны имена дважды Героев Советского Союза A.B. Алелюхина,

B.К. Коккинаки, А.К. Рязанова, Героев Советского Союза В.В. Талалихина, В.П. Чкалова и др. Это они героически защищали страну, прокладывали новые воздушные трассы, устанавливали мировые рекорды.

Сегодня в Борисоглебске функционируют два структурных подразделения Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени А.К. Серова: учебно-авиационная база и 3-й авиационный факультет бомбардировочной и штурмовой авиации. Таким образом, история 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота продолжается.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Их позвало небо. М.: Воениздат, 1984. С. 7.

2 Борисоглебские соколы / Авт.-сост. С.И. Косинов, C.B. Аверченко. Воронеж: ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина, 2017. С. 11.

3 Там же. С. 12,13. ■

Фотоматериал предоставлен заведующей музеем Боевой славы и истории Борисоглебского авиационного гарнизона Ириной Алексеевной Поповой

5Z

№ 10 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.