Научная статья на тему 'Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования'

Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
история / социально-экономическое лицо региона / развитие торговли / дорожная сеть / социальная общность / чумаки / казаки / history / socio-economic face of the region / development of trade / road network / social community / Chumaks / Cossacks

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рябова Е.Л., Терновая Л.О.

Особый интерес к истории чумаков, как к той социально-профессиональной группе, которая во многом определила не только социально-экономическое, но и поэтическое лицо региона Приазовья и Северного Причерноморья, диктуется драматическими событиями, вызванными национальной политикой большевиков, а также последующим развитием этих территорий в составе Украины. Для понимания сути этно-культурной истории этих мест следует обратиться к фактам предыдущего периода, когда их жизнь определялась не политико-идеологической конъюнктурой, а социально-экономическими запросами населения. Именно на них стремились отвечать чумаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chumaks and Cossacks: the experience of a comparative study

Particular interest in the history of the Chumaks, as in that socio-professional group that largely determined not only the socio-economic, but also the poetic face of the Azov region and the Northern Black Sea region, is dictated by the dramatic events caused by the national policy of the Bolsheviks, as well as the subsequent development of these territories within Ukraine. To understand the essence of the ethno-cultural history of these places, one should turn to the facts of the previous period, when their life was determined not by the political and ideological conjuncture, but by the socio-economic needs of the population. It was to them that the Chumaks sought to answer.

Текст научной работы на тему «Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования»

Рябова Е.Л.

Доктор политических наук, главный редактор МИЦ «Этносоциум».

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования

Чем дальше от нас располагается какой-либо исторический период, тем сложнее находить достоверные источники, позволяющие понять, что происходило в то время, как жили люди, что было ценным для них и т.д. Вместе с тем один из таких практически непререкаемых источников находится над нами. Это — звездное небо, которое в названиях самых разных своих объектов сохранило память о прошлых эпохах. Набор астронимов следует воспринимать как небесную проекцию земной карты. В именах собственных планет, звезд, астероидов и даже целых галактик люди в далеком прошлом запечатлевали и закрепляли не только нравственные координаты, передаваемые с помощью образов мифологических героев, но и особенности своей среды обитания.

Наша галактика, в которой находятся Земля и Солнечная система, получила название «Млечный путь» на основе древнегреческой мифологии. Во многих других культурах с происхождением имени этой галактики связаны иные представления, но всегда исключительно точно отражающие основу выживания этноса. Где-то они указывают на пути пролетающих птиц, где-то — на рассыпанную солому, огненную реку, дорогу воинов... В украинском языке это звездное скопление имеет название «Чумацький шлях».

Данный астроним вполне оправдан. Такое наименование можно считать свидетельством значимости торгово-извозного маршрута, по которому с XVI по XIX столетие перевозились необходимые людям соль, зерно, иные сельхозпродукты и товары между черноморским побережьем Крыма, Приазовья, а позже прикаспийскими озерами Эльтон и Баскунчак и центральными регионами Малороссии. Все эти места отличались характеристиками ничейной земли с ее непредсказуемостью и опасностью, о чем говорил такой топоним,

как «Дикое поле»1, указывающий на обширную и небезопасную для путников местность в центре которой протекал Днепр.

Основными перевозчиками по этому пути были чумаки. Особый интерес к истории чумаков, как к той социально-профессиональной группе, которая во многом определила не только социально-экономическое, но и поэтическое лицо региона Приазовья и Северного Причерноморья, диктуется драматическими событиями, вызванными национальной политикой большевиков, а также последующим развитием этих территорий в составе Украины. Для понимания сути этно-культурной истории этих мест следует обратиться к фактам предыдущего периода, когда их жизнь определялась не политико-идеологической конъюнктурой, а социально-экономическими запросами населения. Именно на них стремились отвечать чумаки.

Этимология понятия «чумак» предлагает несколько вариантов, в каждом из которых есть частичная характеристика этой весьма опасной профессии. В народной этимологии ее возникновение связывается со свирепствующей в тот период чумой, от которой самой простой и надежной защитой было смазывание одежды дег-тем2. Специалисты видят в этом слове тюркские истоки, отмечая его близость к термину «4omaq», имевшему значение «деревянная подпорка» и обозначавшему дубинку, оснащенную металлическим или каменным набалдашником3. Понятно, что дороге данный предмет мог служить и опорой, и защитой от нападения. Также есть версия происхождения слова «чумак» от крымско-татарского понятия «чюм», которым называли ковш для питья. Поскольку таковой утварью часто пользовались извозчики, то дефиниция перешла и на них самих4. Во всех перечисленных предположениях есть основания, касающиеся специфики промысла чумаков. Они были возчиками, совершающими опасный путь как с точки зрения возможности заразиться, так и с позиций частых встреч с лихими людьми. Поэтому им приходилось защищаться всем доступными в те времена способами.

1 Солодкин Я.Г. О происхождении топонима «Дикое поле» // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья и Запада России: Сборник тезисов межвузовской конференции. Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1996. С. 23-25.

2 Багаева А.В., Терновая Л.О. Центральноевропейские религиозно-этические и социально-политические смыслы памяти о чуме // Социология. 2022. № 2. С.5-13.

3 Иманов К. Об этимологии слова «Чов^н» // Бакинский рабочий. 2013. 17 декабря. С. 8.

4 Супруненко В.П. Чумацким шляхом // Вокруг Света. 1996. № 3. С. 19.

Весьма обширное степное пространство Северного Причерноморья и Приазовья было прочерчено чумацкими шляхами. Главный шел по левому берегу Днепра через запорожские степи к Перекопскому перешейку и далее на Крымский полуостров. Черный шлях связывал Крым с Правобережьем Днепра. К наиболее известным среди чумацких шляхов также относились: Бакаев, Волошский (Покутский или Золотой), Изюмский, Кальмиусский, Муравский5. По ним чумаки передвигались на запряженных волами вместительных деревянных возах (мажах). Развитию данного промысла способствовало присоединение к Российской империи Крыма и причерноморских земель, в результате чего стало формироваться новое хозяйственное пространство. Эти территории начали активно осваиваться, а потому их население нуждалось и в стройматериалах, и в продовольствии, и в вооружении. Для удовлетворения разнообразных запросов мало было сухопутной торговли. Поэтому чумаки содействовали расцвету морской торговли, а также азовских и черноморских портов: Мариуполя, Херсона, Николаева, Одессы.

Из-за множества вероятных опасностей чумаки почти не совершали поездки по одиночке. Они собирались группами и часто нанимали специальную охрану. Такой обоз именовался валкой. Во время стоянок из возов устраивали хорошо защищенный лагерь. У каждой валки был свой руководитель — выборный атаман, который назначал сторожей, распределял время маршрута, разрешал внутренние конфликты. Также для удобства во время пути при валке состоял кашевар, имевший в своем распоряжении и припасы, и утварь. Позже, в XIX столетии, практика избрания атамана отпала. На это место заступал наиболее опытный чумак. Также отказались они от повара и сторожей, начав готовить еду и охранять грузы по очереди. хорошо продуманная модель передвижения и организации торговли делали чумацкий извоз надежным, хотя он и не был быстрым. При этом сама профессия чумака пользовалась уважением среди сородичей и деловых людей.

Этому способствовала и номенклатура поставляемых ими товаров, начиная с соли, без которой невозможно было организовать быт людей и за места добычи которой шло постоянное соперниче-ство6. Чумаки были готовы выполнить не только частный заказ, но и взять государственный подряд. Известно, что во время Крымской

5 Юсь Я.П. Татарсью шляхи на УкраШ в XVI - XVII ст. // Жовтень. 1986. № 4. С. 134-136.

6 Терновая Л.О. Гастрономическая геополитика. Монография. М.: ИН-ФРА-М, 2020.

войны (1853 - 1856) на их возах в русскую армию в Крыму доставлялось оружие. Более того, по свидетельствам очевидцев, даже во время военных действий в Крыму в непосредственной близости от неприятеля чумаки считали своей обязанностью грузить соль, чтобы вести ее вглубь страны. И невероятно огорчались, как писал в своем очерке Григорий Данилевский, из-за невозможности вывозить соль с полуострова7.

Также чумаки привлекали своей обстоятельностью, рассудительностью и необходимыми для ведения дел знаниями. Все это позволяло чумакам постоянно расширять пространство предпринимательской активности. Они взаимодействовали с казачьими поселениями, а позже стали вести международную торговлю с польскими и турецкими землями.

Как и казаки, чумаки были легки на подъем8. Им также было присуще чувство азарта, которое они испытывали не в ратном деле, а в торговом начинании. Ареал их активности постоянно расширялся на восток, куда их побуждала двигаться открывающаяся там свобода предпринимательства. Хотя также можно отметить и такую побудительную причину этого движения, которая была связана с усиливающейся перенаселенностью Малороссии. Чумаки ценили простор и пространство.

Чумаки были своеобразным барометром региональной торговли. Они чутко чувствовали спрос и подстраивали под потребности покупателя свои маршруты. На протяжении всей истории этого типа извоза соль оставалась одним из основных товаров. Но места ее добычи постепенно менялись. Одним из наиболее насыщенных соляных путей в начале второй половины XVIII столетия становится дорога от Эльтона до Саратова и Камышина, а далее к Воронежу и Тамбову. Даже в Сенате этот тракт, берущий начало от Эльтонского озера, называли «великим чумацьким шляхом». На этом маршруте чумаки не только вели торговлю, но и обустраивали слободы и хутора, в который и сейчас проживают их потомки. Когда же приступили к промышленной добычи соли на озере Баскунчак, упоминаемом еще в 1627 г. в «Книге Большому чертежу», что был подробным описанием карты всей территории России и соседних государств, как

7 Данилевский Г.П. Чумаки. Из путевых заметок 1856 года о нравах и обычаях украинских чумаков / Русские очерки / Сост. и подготовка текста Б.О. Костелян-ца и П.А. Сидорова; Вступ. статья Б.О. Костелянца. Т. 1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. [Электронный документ] // URL: http:// mrxxi.narod.ru/budogosch/LIB/Danilevsky.html.

8 Терновая Л.О. Исторические основы геополитического потенциала российского казачества. Монография. М.: Инфра-М, 2018.

■ место добычи соли, чумаки проложили дорогу и туда.

В отличие от компактно проживающих казаков, имевший собственные станицы с особым укладом, чумаки не стремились обособиться. Во многих поселениях юга России можно было встретить дома, заселенные семьями чумаков. Обычно их отличали не только добротность (если речь шла о домах зажиточных чумаков), но и наличие качественных плодовых деревьев, иногда не свойственных данной местности, которых хозяева привозили из поездок. Подобно казачеству, чумаки были подвержены достаточно быстрому социальному расслоению. Это было связано с тем, что и одна, и другая общности проявляли внешний динамизм, в результате предпринимаемых усилий кто-то богател, а кто-то, наоборот, терял имеющееся. Среди чумаков очень быстро стала выделяться зажиточная часть. Есть версия, что одна из самых загадочных купеческих династий России — династия сахарных магнатов Харитоненко — ведет свой род от промысла чумаков. Безусловно, Харитоненко — не единственная купеческая династия из южных российских губерний, которая возникла на таких чумацких корнях. Профессия чумака при всей ее сложности и периодически опасности была и престижной, и доходной.

С казаками чумаки были схожи и той основательностью, с которой первые собирались в военные походы, а вторые — в торговый путь. Обязателен был напутственный ритуал, который был призван обеспечить успех предприятия. Каждая из этих этно-профессиональ-ных групп жила по собственному календарю. Если у казаков он определялся временем воинской выучки, то у чумаков диктовался наиболее выгодными периодами закупок и заготовок. Например, ломщики начинали заготавливать соль на крымских соленых озерах после Ни-колина дня, который приходился на 9 мая. К тому же времени чумаки планировали закупать их продукцию. Естественно, особая нагрузка на чумаков приходилась на плодородную осень, что объяснялось и наличием урожая, и стремлением людей сделать зимние запасы. Если в этом календаре исходить из возможностей разработки и перевозки соли, то становится понятным, почему уже с Покрова (14 октября) движение прекращалось. Становилось холодно, дороги были размыты осенними дождями, рано темнело. Все это требовало соблюдения специальной безопасности, в частности, защиты волов.

Постепенно маршруты, по которым передвигались обозы чумаков, благоустраивались. С торговцев уже не просто брали деньги за проезд, пользование колодцем или пастбищем, а местные жители

старались обеспечить их необходимым ночлегом, едой, стойлами | _

для волов. Появлялась характерная для тех земель инфраструктура: постоялый двор, шинок, воловня, колодец. Так, чумаки сначала способствовали созданию цивилизованной дорожной сети, а во второй половине XIX в. по этим же линиям стали прокладывать железнодорожные пути. Они и оказались конкурентоспособнее чумацкого извоза, которые был вытеснен более прогрессивной системой перевозок грузов.

Труд чумаков был тяжелым. А потому они, с одной стороны, стремились больше выучиться, чтобы благодаря знаниям облегчать решения многих задач, в частности, учета товаров, подсчета прибыли или убытков. Но, с другой стороны, жизнь, полная неожиданностей, делала их суеверными. У чумаков существовало множество обычаев и поверий. Так, они старались избегать встречи в дороге с женщиной. Детей, живущих в селениях, через которые пролегал их маршрут, обычно одаривали гостинцами. Не обходили вниманием и бедные семьи, давая им бесплатно соль и рыбу. Возможно, именно такое поведение чумаков позволило украинскому и русскому историку, этнографу, публицисту, писателю, общественному деятелю XIX в. Николаю Ивановичу Костомарову, который в своем труде «Славянская мифология» пытался провести сравнение образа жизни казаков и чумаков, называть чумака «отображением угасшего рыцарства», а также сделать вывод, что эти качества чумаков «породили общественные нужды и народный дух»9. Неудивительно, что обычаи и уклад жизни чумаков вдохновлял поэтов, писателей, художников. Можно отметить поэму Максима Рыльского, так и названную «Чумаки»10.

Поскольку труд чумаков требовал высокой социальной сплоченности, то для ее поддержания формировались специальные правила. Отметим, что такой же неписанный устав существовал в среде казачества. Правила чумаков, как и у казаков, были краткими и простыми11. Это говорило о том, что чумаки представляли собой людей дела, которым важно было четко сформулировать рамки того, что сейчас бы назвали корпоративным поведением.

9 Костомаров М.1. Слов'янська ]шфолопя. Вибраш пращ з фольклористики й л^ературознавства / Редактор О.О. Вербило. К.: Либвдь, 1994 [Электронный документ] // URL: http://litopys.org.ua/kostomar/kos08.htm.

10 Рыльский М.Ф. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. С.А. Крыжановского, с. 5 - 36. Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1988.

11 Багаева А.В., Терновая Л.О. Военно-этнические группы — акторы международных отношений // Казачество. Альманах. 2017. Выпуск 25. С. 24-34; Терновая Л.О. Быть пластуном - уметь особо воевать // Казачество. Альманах. 2014. № 9. С.15-26.

Логично на первом месте в таких правилах стояла обязанность соблюдать дисциплину. Строгость распространялась и за пределы непосредственной работы, касалась досуга. Чумакам запрещались азартные игры из-за опасений, что они могли, увлекшись, проиграть имущество. Но в то же время поощрялись настольные игры, музицирование и пение, резьба по дереву. Далее следовало правило, которое можно отнести к основам экологического сознания. Поскольку успех торговых чумаков предприятий во многом зависел от транспорта, то их воспитывали в уважении к тягловым животным, коими были волы. В отличие от казаков, которые были прекрасными наездниками и жизнь которых часто зависела от качества коня, чумаки, даже вне своей основной деятельности, предпочитали ездить на волах. Из-за того, что промысел чумаков был исключительно мужским по своему характеру, у них формировались исключительно мужские качества. Высокие требования предъявлялись и к здоровью чумаков. Это объяснялось тяжестью и крайне неблагоприятными условиями труда, когда движение возов происходило вне зависимости от погоды или эпидемий той же холеры. готовность противостоять любым невзгодам и непогодам не просто закаливала чумаков, а делала их щедрыми. Одновременно со щедростью у чумаков укреплялось чувство ответственности, поэтому они не только не одобряли халтуру и безделье, но и был беспощадны к ворам.

Главный смысл сравнительного анализа быта, наличия особого внутреннего общинного этического кодекса, отношения к соплеменникам, которыми в прошлом отличались близко живущие казаки и чумаки, состоит не только в значимости исторической памяти примеров развития достаточно сплоченных этно-профессиональных групп, во многом лежавших у истоков социально-экономической модели регионов Приазовья и Северного Причерноморья, но и в том, что они продемонстрировали разные типы социального продвижения. Чумаки с изменением экономической ситуации, появлением железных дорог, созданием новых торговых компаний более широкого профиля влились в ряды купечества и, таким образом, перестали существовать как обособленная социально-профессиональная общность. Казачество, несмотря на все трагические повороты истории, обнаружило более сильные основы социальной сплоченности.

В связи с тем, что в настоящее время эти территории, где исторически разворачивалась активная жизнедеятельность как чумаков, так и казаков, находятся в центре бурных геополитических процессов, то для стабилизации социально-экономической обстановки в

них после завершения Специальной военной операции России по ■

помощи жителям Донбасса существенной будет не только реальная экономическая помощь в восстановлении этих территорий, но и понимание их специфики, которая во многом отразилась в традициях, которые были сформированы чумаками и казаками.

Библиографический список

1. Багаева А.В., Терновая Л.О. Военно-этнические группы — акторы международных отношений // Казачество. Альманах. 2017. Выпуск 25. С. 24-34.

2. Багаева А.В., Терновая Л.О. Центральноевропейские религиозно-этические и социально-политические смыслы памяти о чуме // Социология. 2022. № 2. С. 5-13.

3. Данилевский Г.П. Чумаки. Из путевых заметок 1856 года о нравах и обычаях украинских чумаков / Русские очерки / Сост. и подготовка текста Б.О. Костелянца и П.А. Сидорова; Вступ. статья Б.О. Костелянца. Т. 1. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. // URL: http://mrxxi.narod.ru/budogosch/LIB/ Danilevsky.html.

4. Иманов К. Об этимологии слова «Човкан» // Бакинский рабочий. 2013, 17 декабря. С. 8.

5. Юсь Я.П. Татарськ шляхи на Укра!ш в XVI - XVII ст. // Жовтень. 1986. № 4. С.134-136.

6. Костомаров М.1. Слов'янська мiфологiя. Вибраш пращ з фольклористики й лгге-ратурознавства / Редактор О.О. Вербило. К.: Либвдь, 1994. 384 с. // URL: http://litopys. org.ua/kostomar/kos08.htm.

7. Рыльский М.Ф. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. С.А. Крыжановского, С. 5-36. Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1988. 559 с.

8. Солодкин Я.Г. О происхождении топонима «Дикое поле» // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья и Запада России: Сборник тезисов межвузовской конференции. Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1996. С. 23-25.

9. Супруненко В.П. Чумацким шляхом // Вокруг Света. 1996. № 3. С. 16-22.

10. Терновая Л.О. Быть пластуном - уметь особо воевать // Казачество. Альманах. 2014. № 9. С. 15-26.

11. Терновая Л.О. Гастрономическая геополитика. Монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 243 с.

12. Терновая Л.О. Исторические основы геополитического потенциала российского казачества. Монография. М.: Инфра-М, 2018. 195 с.

13. Бормотова Т.М., Мазаев Ю.Н. Коммуникация пожилых людей в социальных сетях Интернета // Межконфессиональная миссия. 2021. Том 10. Часть 3. № 52. С. 309-319.

14. Байханов И.Б. Трансформация профессиональных компетенций специалистов государственного управления в условиях цифровых трендов // Межконфессиональная миссия. 2021. Том 10. Часть 3. № 52. С. 320-327.

15. Рахимов К.Х. История создания основных этапов становления и развития ШОС // Альманах Казачество. 2021. № 51. С. 52-70.

16. Бирюков Н.Г., Сафонова А.И., Толмачева Е.И. Влияние научно-технического прогресса на эволюцию японского общества // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 54-63.

17. Борисов А.Н. Влияние целей устойчивого развития тысячелетия ООН на развитие регионов России // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 64-80.

18. Вознесенский И.С. Ускользающее восприятие духа времени: от мифа к реальности // Власть истории - История власти. 2020. Том 6. Часть 5. № 23. С. 763-773. _

19. Никашина Н.В., Мурашко С.Ф. Исследование в русской и китайской культуре языка в межкультурной коммуникации // Власть истории - История власти. 2020. Том 6. Часть 8. № 26. С. 1166-1169.

20. Данакин Н.С., Замараева М.В. Концептуализация понятия «социальная компетентность» // Межконфессиональная миссия. 2020. Том 9. Часть 2. № 43. С. 241-245.

References

1. Bagaeva A.V., Ternovaya L.O. Military-ethnic groups - actors of international relations // Cossacks. Almanac. 2017. Issue 25. P. 24-34.

2. Bagaeva A.V., Ternovaya L.O. Central European Religious-Ethical and Socio-Political Meanings of the Memory of the Plague // Sociology. 2022. № 2. P. 5-13.

3. Danilevsky G.P. Chumaki. From travel notes of 1856 about the manners and customs of the Ukrainian Chumaks / Russian essays / Comp. and preparation of the text by B.O. Koste-lyanets and P.A. Sidorov; Intro. article by B.O. Kostelyanets. T. 1. M.: State publishing house of fiction, 1956. // URL: http://mrxxi.narod.ru/budogosch/LIB/Danilevsky.html.

4. Imanov K. On the etymology of the word "Chovkan" // Baku worker. December 17, 2013 P. 8.

5. Kis Ya.P. Tatar Ways in Ukraine in the 16th - 17th centuries. // Zhovten. 1986. № 4. P. 134-136.

6. Kostomarov M.I. Slovyansk mythology. Selections of practices from folklore and literary studies / Editor O.O. Verbilo. K.: Libid, 1994. 384 p. // URL: http://litopys.org.ua/kostomar/ kos08.htm.

7. Rylsky M.F. Poems and poems / Entry. Art. S.A. Kryzhanovsky, P. 5-36. L.: Sov. writer: Leningrad. department, 1988. 559 p.

8. Solodkin Ya.G. On the origin of the toponym "Wild Field" // Problems of historical demography and historical geography of the Central Chernozem region and the West of Russia: Collection of abstracts of the interuniversity conference. Bryansk: Publishing House of the Bryansk State. ped. un-ta, 1996. P. 23-25.

9. Suprunenko V.P. Chumatsky Way // Around the World. 1996. № 3. P. 16-22.

10. Ternovaya L.O. To be a plastun is to be able to fight especially // Cossacks. Almanac. 2014. № 9. P. 15-26.

11. Ternovaya L.O. Gastronomic geopolitics. Monograph. M.: INFRA-M, 2020. 243 p.

12. Ternovaya L.O. Historical foundations of the geopolitical potential of the Russian Cossacks. Monograph. M.: Infra-M, 2018. 195 p.

13. Bormotova T.M., Mazaev Y.N. Communication of elderly people in social networks of the Internet // Mission confessions. 2021. Volume 10. Issue 3. № 52. P. 309-319.

14. Baykhanov I.B. Transformation of professional competencies of public administration specialists in the context of digital trends // Mission confessions. 2021. Volume 10. Issue 3. № 52. P. 320-327.

15. Rakhimov K.Kh. The history of the creation of the main stages of the formation and development of the SCO // Almanac Cossacks. 2021. № 51. P. 52-70.

16. Biryukov N.G., Safonova A.I., Tolmacheva E.I. The influence of scientific and technical progress on the evolution of Japanese society // Etnosotsium and international culture. 2021. № 4 (154). P. 54-63.

17. Borisov A.N. Impact of the UN millennium development goals on the development of Russian regions // Etnosotsium and international culture. 2021. № 4 (154). P. 64-80.

18. Voznesenckiy I.S. Elusive perception of the spirit of the times: from myth to reality // The Power Of History - The History Of Power. 2020. Volume 6. Issue 5. № 23. P. 763-773.

19. Nikashina N.V., Murashko S.F. Research in Russian and Chinese language culture in intercultural communication // The Power Of History - The History Of Power. 2020. Volume 6. Issue 8. № 26. P. 1166-1169.

20. Danakin N.S., Karamazov M.V. Conceptualization of the concept of "social competence" // Mission confessions. 2019. Volume 9. Issue 2. № 43. P. 241-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.