Щупленков Н.О.
Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Щупленков О.В.
Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.
Воспитательная роль ценностно-смысловых категорий казачества
Основными направлениями в развитии системы образования и воспитания подрастающего поколения казаков являются: разработка ценностной системы образования и воспитания с учетом регионального национального фольклора казачества, расширение сети образовательных учреждений, отвечающих интересам казачьего населения региона, утверждение в образовательной системе подлинных нравственных и патриотических ценностей казачества, восстановление в семье традиций народной педагогики казачества.
Процесс формирования и становления самосознания российского казачества проходит в период формирования новой государственности в России, поэтому он сложен и противоречив. Идут научные теоретические поиски, проверяются первичные практические опыты. Традиционные казачьи ценности становятся духовной основой неформальной идеологии большей части социума.
Одним из основных вопросов в контексте современных процессов, связанных с движением за возрождение казачества, всё чаще становилась дилемма: «казаки - это народ или сословие?». Во многом политизированная проблема была не раз использована различными политическими силами для достижения своих целей. У государственной власти в то время тоже не было однозначного ответа на этот вопрос. В этой связи в научной среде актуализировалась тема этносоциального и государственно-политического статуса казачества.
Наличие исторических условий формирования собственной идеи у казачества приобретают важное значение в определении общенациональной идеи. Свобода и вера, традиционные устои педагогики казачества в современных российских реалиях могут стать идеологическими элементами системы воспитания подрастающего поко-_
ления. Православная вера, казачья вольница, семейные традиции воспитания и государево служение выступали на протяжении всей истории казачества в тесном единстве, основными маркерами казачьей идентичности, не противоречащим друг другу, а находящимися в единстве. Это единство соответствовало казачьему укладу и духовно-нравственным ценностям казаков. Поддерживается такое единство и в наши дни.
Необходимо отдельно остановиться на ментальной сущности казачьего рода. Основными принципами организации жизни казачества является святость, вера в Бога, только он может распоряжаться жизнью казака. Нахождение на ратной службе подразумевает сохранение незыблемых скреп с прошлым. Семья для казака означает духовное пристанище, в котором после ратных дел отдыхает душа. Семья формирует восприятие мира, себя в нем. Все свое время казак посвящает служению государству и вере православной. Государева служба не только для казака форма работы, но гораздо больше, символ личного удовлетворения жизнью, познание себя в возможности реализовать имеющийся интеллектуальный и физический потенциал. Находясь на службе, казак обретает смысл жизни, понимания себя в Боге, проявлении своих возможностей в проявлениях удали и дерзкой отваги, самоотверженности и верность присяги.
«Вольность» и «Свобода» помноженные на «Правду» создают необходимый минимум душевного равновесия, казак самоидентифицируется в самом себе, казак растворялся в семье, станице и в войске, проявляя свою самобытность через осознание своей предназначенности, создавая системный образ личностного самодостижения через религиозность и соборность, подчинении себя станице, войску, семье. В силу перечисленных выше обстоятельств казачьи войска крепко и всеми силами, корнями держались родной почвы, отличались покорностью воле Божьей и глубокой системой, удерживающей их на вершине русского самосознания и государственной дисциплины. Опора на духовные скрепы помогает казачеству выдерживать цивилизационное давление со стороны других народов. Основой традиционной казачьей педагогики является вера в святость духовного и материального предназначения, воспитание подрастающего поколения в гармонии с природой и самим собой. Стан для казака является важным мерилом собственной идентичности, критерием нравственности и честолюбия. Любовь к Отечеству измеряется уважением к своим родителям, семье, старшим, почитание традиций и обрядов, трудолюбие, желание помочь ближнему.
Данные качества не возникают из ничего. Они формируются столетиями в сознании казака, когда уже с детства он впитывает в себя лучшие традиции прошлого, «отшлифованные» временем.
Значительное место на страницах журнала уделяется историческим военным событиям, подчеркивающим стремление Российской империи закрепить свое геополитическое пространство. Казачество с оружием в руках активно содействовало данному процессу.
Истоки казачества связывались с воинством, защищавшим рубежи Русского государства еще во времена первых Рюриковичей. Отличительные особенности казаков как военно-корпоративного братства наследовались ими и от русских дружинников, и от княжеских федератов - торков, берендеев, черных клобуков, черкасов.
Тяга к вольнице передалась казакам от бродников. Она причудливо уживалась с традициями воинской солидарности, с соборными ценностями и, в конечном счете, уступила им: главным стратегическим приоритетом казачества стало служение интересам Российского государства.
Говоря о боевых качествах казачьего воинского сословия, достаточно сказать, что ни в одном источнике не зафиксировано ни одного казака-дезертира. Зато сколько примеров личной доблести, героизма, основанных, прежде всего, на силе Духа воинов-казаков. Хотя, конечно, и по части воинского искусства (владение оружием, умению управляться с конем) у них было чему поучиться.
Пешие казаки (пластуны) не так известны, как казаки-кавалеристы, однако и такие подразделения были в казачьих войсках Российской империи. Были они и в терском казачьем войске, хотя казаки этого войска не очень любили служить пешими. В период гражданской войны в войске было сформировано несколько пластунских бригад.
Духовно-нравственные ценности казачества функционируют исключительно по добровольному решению субъекта воспитания, акцентируются в ходе проявления героизма и силы воли, что закреплено в социокультурном опыте, ментальной сущности казачества. Педагогическое воздействие в этом случае носит исключительно добровольный характер и происходит косвенно через фольклор и уклад жизни.
В советский период истории казачество было лишено возможности проявлять индивидуальные социокультурные качества, поэтому на продолжительное время сохранялись в виде исторической памяти, которая несла в себе фрагменты этнокультурной идентичности.
В настоящее время в период возрождения казачества, молодое поколение казаков демонстрирует приверженность прежним традициям, в период проявления патриотических чувств казаки самоотверженно выполняют свой священный долг по охране своего Отечества. Тяготы и лишения, выпавшие на Россию, мобилизовали общество, выделили тех, кто готов защищать Родину честно и добросовестно, в рядах которых немало и казаков.
Духовно-нравственное воспитание казаков происходит в естественной для него среде, природная составляющая важный элемент психологической устойчивости, сдержанности в проявлениях чувств и эмоций. Долг и честь для казака необходимые атрибуты ответственности перед товарищами, которые в трудную минуты могут его защитить. Трансляция знаний и манер поведения старших вызывают уважение и порядочность. На уровне казачьей общины, семьи происходит внутреннее усвоение норм и ценностей устоев станичного образа жизни.
Система ценностей и социокультурных норм, которая формируется в военизированных обществах вольных казаков, представления о социально-этническом идеале отразились в «различных жанрах устного народного творчества: пословицах и поговорках, былинах, исторических и военно-бытовых песнях, в любовной лирике».
Песенные напевы российского казачества насыщены яркими красками прошлых походов, потери друзей, военной дружбы и солидарности, природных невзгод при освоении безлюдных территорий, тоски по родному куреню, детям. В военных песнях нашли отражение особенности самосознания казаков: отношение к службе, жизни и смерти, царской власти, родной и чужой стороне. В песнях и былинах отразились важнейшие события и этно-сословной истории, и истории России в целом.
Кодекс чести казаков включает в себя глубокие нравственные ценности многих поколений, верой и правдой служивших своему Отечеству. Верность Родине, преданность Отечеству не пустые слова для казака. Психологический контент в проявлении патриотизма закладывался с детства через отцовские наставления, материнскую ласку и доброту. Привыкший с детства трудиться казак стремиться реализовать себя на службе как исполнительный и добросовестный воин. Нахождение в среде, где честность и справедливость важные качества проявления личностных особенностей проявляются в уважении к старшим, к женщине, к любому человеку, который не препятствует проявлениям чувств свободы и благородства.
■ Понятие мужественность для казака - это стремление выполнить
свой долг честно, не подвести товарищей, не запятнать свой род позором. Статусность понятия храбрости ассоциируется с возможностью продемонстрировать свою удаль и физическую силу. Находясь долгое время вне своей семьи, казак вынужден терпеть, данное качество, воспитываемое ему с детства. Естественные человеческие слабости не присущи казаку в силу утери авторитета среди товарищей. Нахождение в естественной среде воспитывает в казаке чувство простоты и душевной гармонии, стремления себя реализовать как честного и порядочного человека. Поэтому казак всегда правдив и честен, стремиться продемонстрировать свое глубокое уважение к тому человеку, который отвечает ему взаимностью. Верность слову, чувство долга приобретают особое значение в военной обстановки, когда все воины находятся в экстремальной ситуации, и проявление малодушия может негативно отразиться на других.
Оставаться всегда человеком, не теряться в сложной ситуации, качества оцениваемыми казаками как обязательным условием проявления храбрости. Непрерывное нахождение в седле, работа с оружием выработали у казака физическую силу, ловкость, умение в совершенстве владеть оружием - все это не раз помогало воину-казаку в сражении, способствовавших защите своей чести и чести товарищей, нуждающихся в его защите и покровительстве.
Казакам с детства прививались чувства благородства и уважения к слабым, верность слову, умения в сложной ситуации проявить организованность, сохранять чувство собственного достоинства, проявлять в бою храбрость, содержать в образцовом порядке амуницию, уважать и любить коня.
Важными преимуществами обладает традиционная казачья педагогика которая накопила огромный опыт воспитания воина мужчину и хозяйку женщину, что вырабатывало в сознании казачества разнообразные адаптационные возможности к изменяющимся условиям жизни, создала гармоничное сочетание физической выносливости и силы, терпения. Казачье воспитание в семье базируется на четком гендерном различии, будущий казак готовится к службе, казачку ценят за ум и хозяйственность, опирающейся на стремлении сохранять традиционные форм религиозного воспитания, приучения с детских лет к труду.
Традиционные семейные подходы к обучению и воспитанию будущего казака и казачки являются важным этапом приобщения
подростков к взрослой жизни, поэтому роль отца и матери были _
непререкаемы. Именно они прививали детям навыки жизненного устройства, воспитывали чувство коллективной солидарности и ответственности перед обществом.
Содержание обучения и воспитания детей определялось жизненным укладом существования казачьего сообщества. Поэтому важными в жизни подростков были игры и развлечения, в ходе которых прививались важные качества выносливости и трудолюбия, чувства коллективизма, порядочности и честности. Но главным качеством воспитания являлось осознание ими своего главного назначения - служение и защита Отечества и своего рода. Воспитание носило коллективный характер, но при этом ценились и индивидуальные качества подростков, рассудительность, расторопность, общительность и жизнерадостность. Воинским мастерством владели и женщины, которые в отсутствии мужчин с оружием в руках могли защищать свой дом. Казачий воинский кодекс позволяет вычленить определяющие принципы нравственного поведения, ответственного отношении к своей миссии, знания казачьих традиций и обычаев.
Музыка способна мобилизовать самые глубинные чувства человека в сложные минуты, объединить людей в едином порыве. Издревле эту роль играла военная музыка, главным жанром которой выступали марши. Они известны были уже в античный период. И с давнего времени эта музыка сохранила свои функции, в число которых входила задача поднимать людей в бой. Казачество, которое было в гуще Отечественной истории, своей доблестью и кровью укрепляло Российскую державу, может гордиться собственной маршевой традицией. В песне казачество реализует свое духовное отражение мира. Находясь в постоянных военных походах, казаки реализуют свое отношение к жизни через песенный репертуар. В частности, в основе поэмы Павла Васильева «Песня о гибели казачьего войска», заложены художественные, идейные и исторические контенты духовной составляющей личности казака. Текст поэмы соотносится с реальными событиями Гражданской войны и социальными антагонизмами казачьего Семиречья в начале ХХ века.
Таким образом, можно выделить два направления воспитания детей в казачьих семьях: военно-патриотическое и этнокультурное. Первое направлено на воспитание воина-защитника и патриота, второе - на формирование этических национальных черт. В процессе прохождения инициальных обрядов, казачьих игр, участия общинной и семейной жизни молодое поколение подготавливалось к вы-
■ полнению двух главных социальных ролей: отслужить регулярную
службу и создать семью.
В процессе такого воспитания семья с рождения прививала мальчикам необходимый для жизни казака уклад, стремилась к развитию гармонично развитой личности как в роли воина-защитника, так и в роли семьянина, почитающего православную веру.
В казачьих местных сообществах поддерживаются традиции воспитания в духе здорового образа жизни. Эти практики, складывавшиеся на протяжении веков, обладают уникальными характеристиками.
По мере усложнения социально-экономических задач, стоящих перед любым государством, повышается значение управления человеческими ресурсами, возрастают требования к кадровой политике. Ее эффективность определяется не только использованием современным методов, но и применением традиционных практик, имеющихся как у государственного аппарата, так и у отдельных региональных, национальных, профессиональных групп
В Российской Федерации имеется уникальный управленческий опыт казачества, который может быть назван кадровым менеджментом. В настоящее время этот опыт востребован и казачьими объединениями, и Российским государством.
Итак, анализ архивных документов и источников личного происхождения позволил нам представить собирательный образ казака-воина. Независимо от войсковой принадлежности это были отважные, хорошо подготовленные и организованные воины, умеющие переносить экстремальность походных условий, они славились честностью и верностью воинскому долгу.
Библиографический список
1. Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX века. Тверь: Золотая буква, 2004. 250 с.
2. Бредихин А.В. Роль Тюрско-татарского компонента золотоордынских государств в этносоциальном развитии Донских казаков // Альманах «Казачество». 2017. № 29. С. 7-14.
3. Вишнякова Н.А., Курмышкина О.Н., Мотькин В.Н. Современное состояние казачества в Республике Мордовия: взгляд населения и казаков // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 55-60.
4. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Казачество: опыт кадрового менеджмента // Альманах «Казачество». 2017. № 27. С. 7-15.
5. Галаганова С.Г. Поэма Павла Васильева «Песня о гибели казачьего войска»: художественная и историческая основы // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 60-70.
6. Емельянов О.Б. Казаки Терского левобережья в составе «Александропольского отряда» на полях сражений в Малой Азии с весны по август 1854 года // Альманах «Казачество». 2017. № 30. С. 36-46.
Жь -
7. Емельянов О.Б. Строевые чины Гребенского и Моздокского казачьих полков в составе «Александропольского отряда» в военных действиях на русско-турецкой границе с августа 1854 года по июнь 1855 года // Альманах «Казачество». 2017. № 30. С. 71-80.
8. Иванцов И.Г., Дубинин И.В. Атаман Кубанского казачьего войска Н.С. Завадов-ский: переписка с князем А.С. Голицыным, начальником портового города Ейска // Альманах «Казачество». 2019. № 39. С. 48-57.
9. Летуновский П.В., Панов А.И. К вопросу о формировании и становлении самосознания российского казачества в современных условиях // Альманах «Казачество». 2017. № 25. С. 7-15.
10. Летуновский П.В., Уваров И.А. Казачьи учебные заведения в системе военного образования Российской империи // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 9-16.
11. Лысенко Л.М. Наместник из казацкого рода Ивана Паськи (Генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич) // Альманах «Казачество». 2019. № 39. С. 9-14.
12. Мирзоев А.С. Уэркъхабзе - кодекс чести черкесского дворянства // Эльбрус. Вып. по этнологии народов Северного Кавказа и Закавказья. Нальчик, 1999. № 2. С. 225-254.
13. Пыльцын Ю.С. Терские пластунские подразделения в армии генерала А.И. Деникина // Альманах «Казачество». 2017. № 28. С. 77-85.
14. Рыбаков С.В. Из предыстории казачества // Альманах «Казачество». 2018. № 31. С. 36-47.
15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Альманах «Казачество». 2019. № 38. С. 35-45.
16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Казаки - дипломаты // Альманах «Казачество». 2015. № 11. С. 15-26.
17. Солодкин Я.Г. Родоначальники «династий» Березовских казаков XVII века // Альманах «Казачество». 2017. №17. С. 66-76.
18. Терновая Л.О. Вклад казачества в культуру и этику здорового образа жизни // Альманах «Казачество». 2017. № 29. С. 63-73.
19. Терновая Л.О. Энергия казачьих маршей // Альманах «Казачество». 2018. № 32. С. 20-30.
20. Терновая Л.О., Рябова Е.Л. Казачество в установлении связей Российской империи с Африкой // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 16-24.
21. Терновая Л.О. Казачество и геополитика цивилизационного пограничья: вопросы пространственной терминологии // Альманах «Казачество». 2017. № 27. С. 25-36.
22. Хроленок Е.В. Формирование казачьего сословия в Стародубе-Северском (XVI - первая половина XVII вв.) // Альманах «Казачество». 2019. № 39. С. 42-48.
23. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Возрождение казачества в новых социальных условиях: многообразие подходов // Альманах «Казачество». 2018. № 32. С. 8-20.
24. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Казачья идея в контексте национального самосознания - пути становления // Альманах «Казачество». 2019. № 39. С. 14-25.
References
1. Beletskaya E.M. Cossacks in folk art and in Russian literature of the nineteenth century. Tver: Golden Letter, 2004. 250 p.
2. Bredikhin A.V. The role of the Turkic-Tatar component of the Golden Horde states in the ethno-social development of the Don Cossacks // Almanac "Cossacks". 2017. № 29. P. 7-14.
3. Vishnyakova N.A., Kurmyshkina O.N., Motkin V.N. The current state of the Cossacks in the Republic of Mordovia: the view of the population and the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2019. № 42. Р. 55-60.
4. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Cossacks: the experience of personnel management // Almanac "Cossacks". 2017. № 27. Р. 7-15.
5. Galaganova S.G. Pavel Vasiliev's poem "Song of the death of the Cossack army": artistic
and historical foundations // Almanac "Cossacks". 2019. № 42. P. 60-70.
6. Emelyanov O.B. Cossacks of the Terek left bank as part of the "Alexandopol Detachment" on the battlefields in Asia Minor from spring to August 1854 // Almanac "Cossacks". 2017. № 30. P. 36-46.
7. Emelyanov O.B. Combat ranks of the Grebensky and Mozdok Cossack regiments as part of the "Alexandopol Detachment" in hostilities on the Russian-Turkish border from August 1854 to June 1855 // Almanac "Cossacks". 2017. № 30. P. 71-80.
8. Ivantsov I.G., Dubinin I.V. Ataman of the Kuban Cossack army N.S. Zavadovsky: correspondence with Prince A.S. Golitsyn, head of the port city of Yeysk // Almanac "Cossacks". 2019. № 39. P. 48-57.
9. Letunovsky P.V., Panov A.I. To the question of the formation and development of the self-consciousness of the Russian Cossacks in modern conditions // Almanac "Cossacks". 2017. № 25. P. 7-15.
10. Letunovsky P.V., Uvarov I.A. Cossack educational institutions in the system of military education of the Russian Empire // Almanac "Cossacks". 2019. № 42. P. 9-16.
11. Lysenko L.M. Viceroy from the Cossack family of Ivan Paska (Field Marshal Ivan Fedoro-vich Paskevich) // Almanac "Cossacks". 2019. № 39. P. 9-14.
12. Mirzoev A.S. Uerkhabze - the code of honor of the Circassian nobility // Elbrus. Issue. on the ethnology of the peoples of the North Caucasus and Transcaucasia. Nalchik, 1999. № 2. P. 225-254.
13. Pyltsyn Yu.S. Terek plastun units in the army of General A.I. Denikin // Almanac "Cossacks". 2017. № 28. P. 77-85.
14. Rybakov S.V. From the prehistory of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2018. № 31. P. 36-47.
15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Almanac "Cossacks". 2019. № 38. P. 35-45.
16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Cossacks - diplomats // Almanac "Cossacks". 2015. № 11. P. 15-26.
17. Solodkin Ya.G. Ancestors of the "dynasties" of the Berezovsky Cossacks of the 17th century // Almanac "Cossacks". 2017. № 17. P. 66-76.
18. Ternovaya L.O. The contribution of the Cossacks to the culture and ethics of a healthy lifestyle // Almanac "Cossacks". 2017. № 29. P. 63-73.
19. Ternovaya L.O. Energy of the Cossack marches // Almanac "Cossacks". 2018. № 32. P. 20-30.
20. Ternovaya L.O., Ryabova E.L. Cossacks in establishing ties between the Russian Empire and Africa // Almanac "Cossacks". 2019. № 42. P. 16-24.
21. Ternovaya L.O. Cossacks and geopolitics of the civilizational frontier: questions of spatial terminology // Almanac "Cossacks". 2017. № 27. P. 25-36.
22. Khrolenok E.V. Formation of the Cossack estate in Starodub-Seversky (XVI - first half of the XVII centuries) // Almanac "Cossacks". 2019. № 39. P. 42-48.
23. Shchuplenkov N.O., Shchuplenkov O.V. The revival of the Cossacks in the new social conditions: a variety of approaches // Almanac "Cossacks". 2018. № 32. P. 8-20.
24. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. The Cossack idea in the context of national identity - the way of formation // Almanac "Cossacks". 2019. № 39. P. 14-25.