Научная статья на тему 'Воспитательная роль ценностно-смысловых категорий казачества'

Воспитательная роль ценностно-смысловых категорий казачества Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
педагогика / казачество / культура / воспитание / традиции / семья / pedagogy / Cossacks / culture / education / traditions / family

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Щупленков Н.О., Щупленков О.В.

Целью исследования является выявление культурно-исторических особенностей народной педагогики казачества в воспитании подрастающего поколения и определить духовно-идейные, социально-значимые ценности и идеалы казачьей культуры, определяющие аксиологические основы системно-деятельностного подхода к воспитанию. В работе раскрыт педагогический потенциал культурного казачьего сообщества как значимого условия реализации ценностей казачьего образа жизни, который является условием эффективности осуществления системно-деятельностного подхода к воспитанию подрастающего поколения на основе казачьей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational role of the value-semantic categories of the Cossacks

The purpose of the study is to identify the cultural and historical features of the folk pedagogy of the Cossacks in the upbringing of the younger generation and to determine the spiritual and ideological, socially significant values and ideals of the Cossack culture that determine the axiological foundations of a system-activity approach to education. The paper reveals the pedagogical potential of the cultural Cossack community as a significant condition for the realization of the values of the Cossack way of life, which is a condition for the effectiveness of the implementation of a system-activity approach to the upbringing of the younger on the basis of Cossack pedagogy.

Текст научной работы на тему «Воспитательная роль ценностно-смысловых категорий казачества»

Щупленков Н.О.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Щупленков О.В.

Доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт.

Воспитательная роль ценностно-смысловых категорий казачества

Основными направлениями в развитии системы образования и воспитания подрастающего поколения казаков являются: разработка ценностной системы образования и воспитания с учетом регионального национального фольклора казачества, расширение сети образовательных учреждений, отвечающих интересам казачьего населения региона, утверждение в образовательной системе подлинных нравственных и патриотических ценностей казачества, восстановление в семье традиций народной педагогики казачества.

Процесс формирования и становления самосознания российского казачества проходит в период формирования новой государственности в России, поэтому он сложен и противоречив. Идут научные теоретические поиски, проверяются первичные практические опыты. Традиционные казачьи ценности становятся духовной основой неформальной идеологии большей части социума.

Одним из основных вопросов в контексте современных процессов, связанных с движением за возрождение казачества, всё чаще становилась дилемма: «казаки - это народ или сословие?». Во многом политизированная проблема была не раз использована различными политическими силами для достижения своих целей. У государственной власти в то время тоже не было однозначного ответа на этот вопрос. В этой связи в научной среде актуализировалась тема этносоциального и государственно-политического статуса казачества.

Наличие исторических условий формирования собственной идеи у казачества приобретают важное значение в определении общенациональной идеи. Свобода и вера, традиционные устои педагогики казачества в современных российских реалиях могут стать идеологическими элементами системы воспитания подрастающего поко-_

ления. Православная вера, казачья вольница, семейные традиции воспитания и государево служение выступали на протяжении всей истории казачества в тесном единстве, основными маркерами казачьей идентичности, не противоречащим друг другу, а находящимися в единстве. Это единство соответствовало казачьему укладу и духовно-нравственным ценностям казаков. Поддерживается такое единство и в наши дни.

Необходимо отдельно остановиться на ментальной сущности казачьего рода. Основными принципами организации жизни казачества является святость, вера в Бога, только он может распоряжаться жизнью казака. Нахождение на ратной службе подразумевает сохранение незыблемых скреп с прошлым. Семья для казака означает духовное пристанище, в котором после ратных дел отдыхает душа. Семья формирует восприятие мира, себя в нем. Все свое время казак посвящает служению государству и вере православной. Государева служба не только для казака форма работы, но гораздо больше, символ личного удовлетворения жизнью, познание себя в возможности реализовать имеющийся интеллектуальный и физический потенциал. Находясь на службе, казак обретает смысл жизни, понимания себя в Боге, проявлении своих возможностей в проявлениях удали и дерзкой отваги, самоотверженности и верность присяги.

«Вольность» и «Свобода» помноженные на «Правду» создают необходимый минимум душевного равновесия, казак самоидентифицируется в самом себе, казак растворялся в семье, станице и в войске, проявляя свою самобытность через осознание своей предназначенности, создавая системный образ личностного самодостижения через религиозность и соборность, подчинении себя станице, войску, семье. В силу перечисленных выше обстоятельств казачьи войска крепко и всеми силами, корнями держались родной почвы, отличались покорностью воле Божьей и глубокой системой, удерживающей их на вершине русского самосознания и государственной дисциплины. Опора на духовные скрепы помогает казачеству выдерживать цивилизационное давление со стороны других народов. Основой традиционной казачьей педагогики является вера в святость духовного и материального предназначения, воспитание подрастающего поколения в гармонии с природой и самим собой. Стан для казака является важным мерилом собственной идентичности, критерием нравственности и честолюбия. Любовь к Отечеству измеряется уважением к своим родителям, семье, старшим, почитание традиций и обрядов, трудолюбие, желание помочь ближнему.

Данные качества не возникают из ничего. Они формируются столетиями в сознании казака, когда уже с детства он впитывает в себя лучшие традиции прошлого, «отшлифованные» временем.

Значительное место на страницах журнала уделяется историческим военным событиям, подчеркивающим стремление Российской империи закрепить свое геополитическое пространство. Казачество с оружием в руках активно содействовало данному процессу.

Истоки казачества связывались с воинством, защищавшим рубежи Русского государства еще во времена первых Рюриковичей. Отличительные особенности казаков как военно-корпоративного братства наследовались ими и от русских дружинников, и от княжеских федератов - торков, берендеев, черных клобуков, черкасов.

Тяга к вольнице передалась казакам от бродников. Она причудливо уживалась с традициями воинской солидарности, с соборными ценностями и, в конечном счете, уступила им: главным стратегическим приоритетом казачества стало служение интересам Российского государства.

Говоря о боевых качествах казачьего воинского сословия, достаточно сказать, что ни в одном источнике не зафиксировано ни одного казака-дезертира. Зато сколько примеров личной доблести, героизма, основанных, прежде всего, на силе Духа воинов-казаков. Хотя, конечно, и по части воинского искусства (владение оружием, умению управляться с конем) у них было чему поучиться.

Пешие казаки (пластуны) не так известны, как казаки-кавалеристы, однако и такие подразделения были в казачьих войсках Российской империи. Были они и в терском казачьем войске, хотя казаки этого войска не очень любили служить пешими. В период гражданской войны в войске было сформировано несколько пластунских бригад.

Духовно-нравственные ценности казачества функционируют исключительно по добровольному решению субъекта воспитания, акцентируются в ходе проявления героизма и силы воли, что закреплено в социокультурном опыте, ментальной сущности казачества. Педагогическое воздействие в этом случае носит исключительно добровольный характер и происходит косвенно через фольклор и уклад жизни.

В советский период истории казачество было лишено возможности проявлять индивидуальные социокультурные качества, поэтому на продолжительное время сохранялись в виде исторической памяти, которая несла в себе фрагменты этнокультурной идентичности.

В настоящее время в период возрождения казачества, молодое поколение казаков демонстрирует приверженность прежним традициям, в период проявления патриотических чувств казаки самоотверженно выполняют свой священный долг по охране своего Отечества. Тяготы и лишения, выпавшие на Россию, мобилизовали общество, выделили тех, кто готов защищать Родину честно и добросовестно, в рядах которых немало и казаков.

Духовно-нравственное воспитание казаков происходит в естественной для него среде, природная составляющая важный элемент психологической устойчивости, сдержанности в проявлениях чувств и эмоций. Долг и честь для казака необходимые атрибуты ответственности перед товарищами, которые в трудную минуты могут его защитить. Трансляция знаний и манер поведения старших вызывают уважение и порядочность. На уровне казачьей общины, семьи происходит внутреннее усвоение норм и ценностей устоев станичного образа жизни.

Система ценностей и социокультурных норм, которая формируется в военизированных обществах вольных казаков, представления о социально-этническом идеале отразились в «различных жанрах устного народного творчества: пословицах и поговорках, былинах, исторических и военно-бытовых песнях, в любовной лирике».

Песенные напевы российского казачества насыщены яркими красками прошлых походов, потери друзей, военной дружбы и солидарности, природных невзгод при освоении безлюдных территорий, тоски по родному куреню, детям. В военных песнях нашли отражение особенности самосознания казаков: отношение к службе, жизни и смерти, царской власти, родной и чужой стороне. В песнях и былинах отразились важнейшие события и этно-сословной истории, и истории России в целом.

Кодекс чести казаков включает в себя глубокие нравственные ценности многих поколений, верой и правдой служивших своему Отечеству. Верность Родине, преданность Отечеству не пустые слова для казака. Психологический контент в проявлении патриотизма закладывался с детства через отцовские наставления, материнскую ласку и доброту. Привыкший с детства трудиться казак стремиться реализовать себя на службе как исполнительный и добросовестный воин. Нахождение в среде, где честность и справедливость важные качества проявления личностных особенностей проявляются в уважении к старшим, к женщине, к любому человеку, который не препятствует проявлениям чувств свободы и благородства.

■ Понятие мужественность для казака - это стремление выполнить

свой долг честно, не подвести товарищей, не запятнать свой род позором. Статусность понятия храбрости ассоциируется с возможностью продемонстрировать свою удаль и физическую силу. Находясь долгое время вне своей семьи, казак вынужден терпеть, данное качество, воспитываемое ему с детства. Естественные человеческие слабости не присущи казаку в силу утери авторитета среди товарищей. Нахождение в естественной среде воспитывает в казаке чувство простоты и душевной гармонии, стремления себя реализовать как честного и порядочного человека. Поэтому казак всегда правдив и честен, стремиться продемонстрировать свое глубокое уважение к тому человеку, который отвечает ему взаимностью. Верность слову, чувство долга приобретают особое значение в военной обстановки, когда все воины находятся в экстремальной ситуации, и проявление малодушия может негативно отразиться на других.

Оставаться всегда человеком, не теряться в сложной ситуации, качества оцениваемыми казаками как обязательным условием проявления храбрости. Непрерывное нахождение в седле, работа с оружием выработали у казака физическую силу, ловкость, умение в совершенстве владеть оружием - все это не раз помогало воину-казаку в сражении, способствовавших защите своей чести и чести товарищей, нуждающихся в его защите и покровительстве.

Казакам с детства прививались чувства благородства и уважения к слабым, верность слову, умения в сложной ситуации проявить организованность, сохранять чувство собственного достоинства, проявлять в бою храбрость, содержать в образцовом порядке амуницию, уважать и любить коня.

Важными преимуществами обладает традиционная казачья педагогика которая накопила огромный опыт воспитания воина мужчину и хозяйку женщину, что вырабатывало в сознании казачества разнообразные адаптационные возможности к изменяющимся условиям жизни, создала гармоничное сочетание физической выносливости и силы, терпения. Казачье воспитание в семье базируется на четком гендерном различии, будущий казак готовится к службе, казачку ценят за ум и хозяйственность, опирающейся на стремлении сохранять традиционные форм религиозного воспитания, приучения с детских лет к труду.

Традиционные семейные подходы к обучению и воспитанию будущего казака и казачки являются важным этапом приобщения

подростков к взрослой жизни, поэтому роль отца и матери были _

непререкаемы. Именно они прививали детям навыки жизненного устройства, воспитывали чувство коллективной солидарности и ответственности перед обществом.

Содержание обучения и воспитания детей определялось жизненным укладом существования казачьего сообщества. Поэтому важными в жизни подростков были игры и развлечения, в ходе которых прививались важные качества выносливости и трудолюбия, чувства коллективизма, порядочности и честности. Но главным качеством воспитания являлось осознание ими своего главного назначения - служение и защита Отечества и своего рода. Воспитание носило коллективный характер, но при этом ценились и индивидуальные качества подростков, рассудительность, расторопность, общительность и жизнерадостность. Воинским мастерством владели и женщины, которые в отсутствии мужчин с оружием в руках могли защищать свой дом. Казачий воинский кодекс позволяет вычленить определяющие принципы нравственного поведения, ответственного отношении к своей миссии, знания казачьих традиций и обычаев.

Музыка способна мобилизовать самые глубинные чувства человека в сложные минуты, объединить людей в едином порыве. Издревле эту роль играла военная музыка, главным жанром которой выступали марши. Они известны были уже в античный период. И с давнего времени эта музыка сохранила свои функции, в число которых входила задача поднимать людей в бой. Казачество, которое было в гуще Отечественной истории, своей доблестью и кровью укрепляло Российскую державу, может гордиться собственной маршевой традицией. В песне казачество реализует свое духовное отражение мира. Находясь в постоянных военных походах, казаки реализуют свое отношение к жизни через песенный репертуар. В частности, в основе поэмы Павла Васильева «Песня о гибели казачьего войска», заложены художественные, идейные и исторические контенты духовной составляющей личности казака. Текст поэмы соотносится с реальными событиями Гражданской войны и социальными антагонизмами казачьего Семиречья в начале ХХ века.

Таким образом, можно выделить два направления воспитания детей в казачьих семьях: военно-патриотическое и этнокультурное. Первое направлено на воспитание воина-защитника и патриота, второе - на формирование этических национальных черт. В процессе прохождения инициальных обрядов, казачьих игр, участия общинной и семейной жизни молодое поколение подготавливалось к вы-

■ полнению двух главных социальных ролей: отслужить регулярную

службу и создать семью.

В процессе такого воспитания семья с рождения прививала мальчикам необходимый для жизни казака уклад, стремилась к развитию гармонично развитой личности как в роли воина-защитника, так и в роли семьянина, почитающего православную веру.

В казачьих местных сообществах поддерживаются традиции воспитания в духе здорового образа жизни. Эти практики, складывавшиеся на протяжении веков, обладают уникальными характеристиками.

По мере усложнения социально-экономических задач, стоящих перед любым государством, повышается значение управления человеческими ресурсами, возрастают требования к кадровой политике. Ее эффективность определяется не только использованием современным методов, но и применением традиционных практик, имеющихся как у государственного аппарата, так и у отдельных региональных, национальных, профессиональных групп

В Российской Федерации имеется уникальный управленческий опыт казачества, который может быть назван кадровым менеджментом. В настоящее время этот опыт востребован и казачьими объединениями, и Российским государством.

Итак, анализ архивных документов и источников личного происхождения позволил нам представить собирательный образ казака-воина. Независимо от войсковой принадлежности это были отважные, хорошо подготовленные и организованные воины, умеющие переносить экстремальность походных условий, они славились честностью и верностью воинскому долгу.

Библиографический список

1. Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX века. Тверь: Золотая буква, 2004. 250 с.

2. Бредихин А.В. Роль Тюрско-татарского компонента золотоордынских государств в этносоциальном развитии Донских казаков // Альманах «Казачество». 2017. № 29. С. 7-14.

3. Вишнякова Н.А., Курмышкина О.Н., Мотькин В.Н. Современное состояние казачества в Республике Мордовия: взгляд населения и казаков // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 55-60.

4. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Казачество: опыт кадрового менеджмента // Альманах «Казачество». 2017. № 27. С. 7-15.

5. Галаганова С.Г. Поэма Павла Васильева «Песня о гибели казачьего войска»: художественная и историческая основы // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 60-70.

6. Емельянов О.Б. Казаки Терского левобережья в составе «Александропольского отряда» на полях сражений в Малой Азии с весны по август 1854 года // Альманах «Казачество». 2017. № 30. С. 36-46.

Жь -

7. Емельянов О.Б. Строевые чины Гребенского и Моздокского казачьих полков в составе «Александропольского отряда» в военных действиях на русско-турецкой границе с августа 1854 года по июнь 1855 года // Альманах «Казачество». 2017. № 30. С. 71-80.

8. Иванцов И.Г., Дубинин И.В. Атаман Кубанского казачьего войска Н.С. Завадов-ский: переписка с князем А.С. Голицыным, начальником портового города Ейска // Альманах «Казачество». 2019. № 39. С. 48-57.

9. Летуновский П.В., Панов А.И. К вопросу о формировании и становлении самосознания российского казачества в современных условиях // Альманах «Казачество». 2017. № 25. С. 7-15.

10. Летуновский П.В., Уваров И.А. Казачьи учебные заведения в системе военного образования Российской империи // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 9-16.

11. Лысенко Л.М. Наместник из казацкого рода Ивана Паськи (Генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич) // Альманах «Казачество». 2019. № 39. С. 9-14.

12. Мирзоев А.С. Уэркъхабзе - кодекс чести черкесского дворянства // Эльбрус. Вып. по этнологии народов Северного Кавказа и Закавказья. Нальчик, 1999. № 2. С. 225-254.

13. Пыльцын Ю.С. Терские пластунские подразделения в армии генерала А.И. Деникина // Альманах «Казачество». 2017. № 28. С. 77-85.

14. Рыбаков С.В. Из предыстории казачества // Альманах «Казачество». 2018. № 31. С. 36-47.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Альманах «Казачество». 2019. № 38. С. 35-45.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Казаки - дипломаты // Альманах «Казачество». 2015. № 11. С. 15-26.

17. Солодкин Я.Г. Родоначальники «династий» Березовских казаков XVII века // Альманах «Казачество». 2017. №17. С. 66-76.

18. Терновая Л.О. Вклад казачества в культуру и этику здорового образа жизни // Альманах «Казачество». 2017. № 29. С. 63-73.

19. Терновая Л.О. Энергия казачьих маршей // Альманах «Казачество». 2018. № 32. С. 20-30.

20. Терновая Л.О., Рябова Е.Л. Казачество в установлении связей Российской империи с Африкой // Альманах «Казачество». 2019. № 42. С. 16-24.

21. Терновая Л.О. Казачество и геополитика цивилизационного пограничья: вопросы пространственной терминологии // Альманах «Казачество». 2017. № 27. С. 25-36.

22. Хроленок Е.В. Формирование казачьего сословия в Стародубе-Северском (XVI - первая половина XVII вв.) // Альманах «Казачество». 2019. № 39. С. 42-48.

23. Щупленков Н.О., Щупленков О.В. Возрождение казачества в новых социальных условиях: многообразие подходов // Альманах «Казачество». 2018. № 32. С. 8-20.

24. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Казачья идея в контексте национального самосознания - пути становления // Альманах «Казачество». 2019. № 39. С. 14-25.

References

1. Beletskaya E.M. Cossacks in folk art and in Russian literature of the nineteenth century. Tver: Golden Letter, 2004. 250 p.

2. Bredikhin A.V. The role of the Turkic-Tatar component of the Golden Horde states in the ethno-social development of the Don Cossacks // Almanac "Cossacks". 2017. № 29. P. 7-14.

3. Vishnyakova N.A., Kurmyshkina O.N., Motkin V.N. The current state of the Cossacks in the Republic of Mordovia: the view of the population and the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2019. № 42. Р. 55-60.

4. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Cossacks: the experience of personnel management // Almanac "Cossacks". 2017. № 27. Р. 7-15.

5. Galaganova S.G. Pavel Vasiliev's poem "Song of the death of the Cossack army": artistic

and historical foundations // Almanac "Cossacks". 2019. № 42. P. 60-70.

6. Emelyanov O.B. Cossacks of the Terek left bank as part of the "Alexandopol Detachment" on the battlefields in Asia Minor from spring to August 1854 // Almanac "Cossacks". 2017. № 30. P. 36-46.

7. Emelyanov O.B. Combat ranks of the Grebensky and Mozdok Cossack regiments as part of the "Alexandopol Detachment" in hostilities on the Russian-Turkish border from August 1854 to June 1855 // Almanac "Cossacks". 2017. № 30. P. 71-80.

8. Ivantsov I.G., Dubinin I.V. Ataman of the Kuban Cossack army N.S. Zavadovsky: correspondence with Prince A.S. Golitsyn, head of the port city of Yeysk // Almanac "Cossacks". 2019. № 39. P. 48-57.

9. Letunovsky P.V., Panov A.I. To the question of the formation and development of the self-consciousness of the Russian Cossacks in modern conditions // Almanac "Cossacks". 2017. № 25. P. 7-15.

10. Letunovsky P.V., Uvarov I.A. Cossack educational institutions in the system of military education of the Russian Empire // Almanac "Cossacks". 2019. № 42. P. 9-16.

11. Lysenko L.M. Viceroy from the Cossack family of Ivan Paska (Field Marshal Ivan Fedoro-vich Paskevich) // Almanac "Cossacks". 2019. № 39. P. 9-14.

12. Mirzoev A.S. Uerkhabze - the code of honor of the Circassian nobility // Elbrus. Issue. on the ethnology of the peoples of the North Caucasus and Transcaucasia. Nalchik, 1999. № 2. P. 225-254.

13. Pyltsyn Yu.S. Terek plastun units in the army of General A.I. Denikin // Almanac "Cossacks". 2017. № 28. P. 77-85.

14. Rybakov S.V. From the prehistory of the Cossacks // Almanac "Cossacks". 2018. № 31. P. 36-47.

15. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Almanac "Cossacks". 2019. № 38. P. 35-45.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Cossacks - diplomats // Almanac "Cossacks". 2015. № 11. P. 15-26.

17. Solodkin Ya.G. Ancestors of the "dynasties" of the Berezovsky Cossacks of the 17th century // Almanac "Cossacks". 2017. № 17. P. 66-76.

18. Ternovaya L.O. The contribution of the Cossacks to the culture and ethics of a healthy lifestyle // Almanac "Cossacks". 2017. № 29. P. 63-73.

19. Ternovaya L.O. Energy of the Cossack marches // Almanac "Cossacks". 2018. № 32. P. 20-30.

20. Ternovaya L.O., Ryabova E.L. Cossacks in establishing ties between the Russian Empire and Africa // Almanac "Cossacks". 2019. № 42. P. 16-24.

21. Ternovaya L.O. Cossacks and geopolitics of the civilizational frontier: questions of spatial terminology // Almanac "Cossacks". 2017. № 27. P. 25-36.

22. Khrolenok E.V. Formation of the Cossack estate in Starodub-Seversky (XVI - first half of the XVII centuries) // Almanac "Cossacks". 2019. № 39. P. 42-48.

23. Shchuplenkov N.O., Shchuplenkov O.V. The revival of the Cossacks in the new social conditions: a variety of approaches // Almanac "Cossacks". 2018. № 32. P. 8-20.

24. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. The Cossack idea in the context of national identity - the way of formation // Almanac "Cossacks". 2019. № 39. P. 14-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.