Научная статья на тему 'ЧТО ЖЕ МЫ ОЦЕНИВАЕМ?'

ЧТО ЖЕ МЫ ОЦЕНИВАЕМ? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧТО ЖЕ МЫ ОЦЕНИВАЕМ?»

УДК 572.61-053.2

Г. Л. Апанасенко (Киев) ЧТО ЖЕ МЫ ОЦЕНИВАЕМ?

В статье акад. АМН СССР Г. Н. Сердюковской1 сделана попытка подвести итоги затянувшейся дискуссии об оценке физического развития детей и подростков. Вместе с тем основной тезис статьи, заключающийся в том, что «соотношение ... размеров (особенно длины и массы тела) является настолько очевидным показателем морфофункцио-нального (физического) состояния детского организма, что нет необходимости на этом останавливаться», при ближайшем рассмотрении оказывается не столь очевидным. Таким же образом нельзя согласиться с утверждением автора о том, что в качестве объективной нормы можно считать норму «статистическую» (от М—1а до М+2сг).

Если бы статья ограничивалась только этими неверными, на наш взгляд, положениями, не следовало бы браться за перо хотя бы по той причине, что в нашей работе, опубликованной в этом же номере журнала, приведено достаточно доказательств обратного. Суть в другом. Автор пытается убедить в том, что оценка физического развития детей и подростков ставит своей основной задачей выделение из общей массы обследуемых лиц с аномалией

■Сердюковская Г. Н. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможности метода. Гигиена и санитария, 1981, № 12, с. 50—

53.

УДК 572.51-053.2

Г. Л. Апанасенко, высказываясь по поводу статьи Г. Н. Сердюковской «Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможности метода», утверждает, что антропометрические (структурные) особенности организма человека менее информативны для определения его физической дееспособности, чем физиологические характеристики. Это более чем странно, так как еще 50 лет назад, было установлено, что телосложение выражает основные наиболее общие свойства организма человека и потому в характеристике его дееспособности играет ведущую роль (кстати, это же доказывает почти вековой опыт военной антропометрии). Возможно, по какой-то причине из поля зрения Г. Л. Апанасенко выпали фундаментальные работы наших соотечественников В. В. Бунака и П. Н. Башкнрова, сформулировавших основные положения о физическом развитии человека. В настоящее время эти положения не требуют доказательства, разделяются всеми

развития — дефицитом или избытком массы тела и общей задержкой физического развития. Высокой диагностической ценностью именно в отношении этих видов патологии автор и обосновывает правомерность своих теоретических и практических положений.

Возникает вопрос, стоило ли ради этого проводить многотысячные исследования, строить оценочные таблицы физического развития, если указанные отклонения в состоянии здоровья могут быть определены при одном осмотре педиатра? По нашему глубокому убеждению, оценка физического развития призвана дать информацию о динамике здоровья здорового ребенка, его физической дееспособности, состоянии механизмов неспецифической резистентности. Объект деятельности клиницистов — больные дети, задача же профилактической медицины — сохранение здоровья здоровых детей. Именно поэтому в центре внимания гигиенистов должны находиться дети с нормальным физическим развитием, именно по отношению к ним планируются и осуществляются профилактические мероприятия.

Вопрос же о том, можно ли на основании антропометрических показателей судить о норме процесса онтогенеза, нуждается в особом рассмотрении. Мы это попытались сделать в другой статье.

Поступила 15.04.82

отечественными и зарубежными специалистами по физическому развитию и находят подтверждение в установлении роли антропометрических показателей в оценке биохимической индивидуальности, в их связи с углеводным, белковым, липидным обменом и др.

В настоящее время дискуссия может вестись не о том, что оценивается, а о том, как это делается. И здесь нет да и не может быть единства мнений, поскольку идет поиск наиболее адекватных моделей оценочных таблиц, «статистических норм» и с помощью методов численного сочетания тотальных размерных признаков, выбора главной компоненты, регрессионного и непараметрического анализа и т. д.

В нашей стране широкое распространение получил метод регрессионного анализа. Именно традиционные шкалы регрессии легли в основу разработанных для практического здравоохранения в Институте гигиены детей и подростков Минздрава

Ю. А. Ямпольская (Москва) К ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.