Научная статья на тему '«Что за прелесть эти сказки!»'

«Что за прелесть эти сказки!» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1343
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бокша Г. Н., Пантелеева Наталья Георгиевна

Сказка это устный эпический рассказ с соединением реальных и сказочных событий, отражающий отношение народа к действительности. Черты национального характера, быта, культуры, своеобразие природы, поэзии, традиций наиболее ярко отразились в сказках. Не всякая выдумка становилась сказкой, из поколения в поколение передавалось только самое важное, поэтому воспитательное значение сказок незаменимое средство развития нравственных качеств личности ребенка. Сказки влияют, прежде всего, на эмоциональное развитие ребенка, являются для него неисчерпаемым источником развития фантазии, учат добру, воспитывают человеческие добродетели, приобщают к духовному богатству народа. Из сказки, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, ребенок познает окружающее не только умом, но и сердцем. Сказка пробуждает сочувствие: герои сказок всегда оказываются в сложных ситуациях, ребенок сопереживает и пытается помочь им, т. е. откликается на события, выражает свое отношение к добру и злу. Образен язык сказок: сравнения, пословицы, поговорки, загадки. К. Д. Ушинский считал, что повторяемость элементов сюжета, словесных оборотов, образность языка способствуют быстрому запоминанию сказок, оставляют надолго яркие впечатления в сердце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Что за прелесть эти сказки!»»

1 Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. - М.: АСТ, 2004.

2 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

3 Ушинский К.Д. Родное слово. - М.: Педагогика, 1991.

4 Гербова В.В. Приобщение детей к художественной ли-

тературе. - М., 2005.

Н. Г. Пантелеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области «Педагогическая академия последипломного образования» Г. Н. Бокша, воспитатель высшей категории МДОУ - ЦРР № 5, Москва

«Что за прелесть эти сказки!»

Сказка1 - это устный эпический рассказ с соединением реальных и сказочных событий, отражающий отношение народа к действительности. Черты национального характера, быта, культуры, своеобразие природы, поэзии, традиций наиболее ярко отразились в сказках. Не всякая выдумка становилась сказкой, из поколения в поколение передавалось только самое важное, поэтому воспитательное значение сказок - незаменимое средство развития нравственных качеств личности ребенка. Сказки влияют, прежде всего, на эмоциональное развитие ребенка2, являются для него неисчерпаемым источником развития фантазии, учат добру, воспитывают человеческие добродетели, приобщают к духовному богатству народа. Из сказки, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, ребенок познает окружающее не только умом, но и сердцем. Сказка пробуждает сочувствие: герои сказок всегда оказываются в сложных ситуациях, ребенок сопереживает и пытается помочь им, т. е. откликается на события, выражает свое отношение к добру и злу. Образен язык сказок: сравнения, пословицы, поговорки, загадки. К. Д. Ушинский3 считал, что повторяемость элементов сюжета, словесных оборотов, образность языка способствуют быстрому запоминанию сказок, оставляют надолго яркие впечатления в сердце.

Работа со сказкой4 может быть разнообразной: чтение, драматизация, прослушивание аудиозаписей, театральная постановка, просмотр диафильмов, игры-беседы с персонажами сказок, сочинение детьми продолжений знакомой сказки, диалоги сказочных героев, конкурсы на лучшего знатока сказок, лучший рисунок, выставки, путешествия в сказку и др. Сказка относится к устному народному творчеству, поэтому в работе со сказкой мы используем взаимосвязь различных форм поэтического творчества: объединяем сказки с песней, танцами, зазывалками (герои поют, пляшут),

с пословицами и поговорками. Организовывая развивающую речевую среду, мы включаем пословицы, прибаутки в повседневную речь, учим применять их к месту, это помогает осмысливать содержание сказки и обогащает речь. Прочитав сказку, обращаем внимание на образные выражения (небо хмурится, солнце играет), старые слова. Иллюстрации помогают дополнить впечатления детей. В сказках природа соответствует характерам героев. Лес - неотъемлемая часть всех сказок, сколько захватывающих чудес происходит в лесу и добрых, и злых! Все зависит, какой сказочный герой живет в лесу Белоснежка или Баба-яга. Главное - не количество рассказанных сказок, а наличие системы работы по формированию нравственных качеств личности ребенка.

Сказка - это воспитание доброты и любви к окружающему, людям. В современных условиях наблюдается недостаток общения детей и родителей, что не позволяет детям накопить опыт уважения к старшим. Большое внимание уделяем взаимодействию детского сада и семьи, привлекаем родителей к подготовке мероприятий: они готовят костюмы, разучивают тексты с детьми, помогают в оформлении помещения.

Использование народных сказок - это бесценная помощь в работе с детьми, имеющие нарушения в речевом развитии5. Устное народное творчество - неотъемлемая часть русской национальной культуры, а детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. У нас в детском саду создан музей «Русская изба»:

Гордимся русскою избою.

Она как памятник для нас,

5 Соколов Д.Ю. Сказка и сказкотерапия. - М., 2001.

О жизни прадедов и дедов,

Которых с нами нет сейчас.

Интерьер музея составляют предметы, собранные сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников.

Планируя работу, учитываем региональные традиции края, основой являются общие и групповые праздники сказок в сочетании с народным календарем, играми, пословицами, общением детей и взрослых. В музее проводим музыкальные развлечения, посиделки: «Именины» - празднование дней рождения детей по русскому обычаю с величальными песнями; «Весна, весна, на чем пришла» - знакомим детей с русскими обрядами. Приобщая детей к творчеству народа, знакомим со старинными народными песнями, заучиваем частушки, за-клички, хороводные песни: «Мак - маковичок», «Как по лесу по лесочку», «Во поле березонька стояла» и др. Провели такие занятия: «Русские потешки», «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут», «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «В гости к хозяюшке» и др., на которых познакомили детей с русскими традициями (гостеприимство, чаепитие, радушие и др.).

В конце года проводим в музее итоговые занятия, конспект одного из них предлагаем вашему вниманию.

Интегрированное занятие «Сказка - душа русского народа»

Программное содержание: продолжать приобщать детей к истокам народной культуры и русскому быту, воспитывать любовь к народным сказкам, передавать свое отношение к поступкам героев. Обогащать словарь детей, развивать мелкую моторику, творчество детей.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, разучивание народных

потешек, пословиц, игр, драматизация сказок, оформление альбома «Любимые сказки», подбор книг о предметах народного быта, иллюстраций к сказкам, развлечения в музее «Деревенская изба».

Материал: русские народные костюмы, шапочки лисы, зайца, жихарки; предметы быта: коромысло, ухват, ложки деревянные, сундук, лапти, кувшин, веретено, материал для бус.

Ход занятия: дети под русскую народную песню входят в музей. Воспитатель: дети, мы снова собрались в русской избе, сколько раз мы уже здесь гостили! И сказки слушали, и играли, и именины отмечали. И вновь собрались поиграть, да потешиться, но и о деле забывать не надо, как говориться в русской пословице: «Делу время, а потехе час».

(Кто-то чихает за печкой).

Воспитатель. Ой, кто это там у нас? А! Это Кузя - домовенок, на печке греется

(Кузя выглядывает).

Дети (кричат). Кузя! Кузя!

Проводится игра «Аюшки».

Воспитатель. Экий, Кузя, ты неловкий да неумелый. Оставайся с нами, да поучись уму-разуму у детей. А мы, ребята, вспомним русские народные сказки. Не зря люди говорят: «Сказка - душа русского народа». Послушайте присказку про ловкого солдата. Царь проверял однажды караул, увидел, что один солдат-то вроде спит. «Спишь?» - спрашивает царь. -«Никак нет», - отвечает солдат. - «А что же ты делаешь?» - «Звезды считаю». - «Ну и много насчитал?» - «Много, тьма-тьмой, да я и не успел сосчитать, вы помешали». Вот как выпутался солдат. А если бы он на самом деле стал считать, смог бы он звезды сосчитать?

Дети. Нет, их видимо-невидимо.

Воспитатель. А сколько русские люди сложили сказок, их тоже невозможно сосчитать, как и звезды на небе. Вспомним знакомые сказки и героев.

(Чтение присказки детьми «Из-за леса, из-за гор»).

Воспитатель. А вот и загадка про героя первой сказки:

Не барашек, и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета.

Для зимы - другого цвета (зайчик)

Воспитатель (достает шапочку зайца). Шапочка достанется тому, кто вспомнит загадки про зайца. Какие вы знаете сказки про зайца?

Дети. «Зая ц-хваста».

Воспитатель. Правильно (обращаясь к ребенку в шапочке зайца). Как ты думаешь, твой зайчишка храбрый или трусливый? (к детям) Почему сказка называется «Заяц-хваста»?

Как называют человека, который много говорит о своей храбрости, на деле трусом оказывается, всего боится? Люди придумали меткие выражения: пословицы и поговорки о трусости и храбрости, какие? (у страха глаза велики; страх силу отнимает; у страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки). К героям, какой сказки подходят эти пословицы? (к героям сказки «Бабушка, внучка и курочка»). Кто померещился со страху бабушке, внучке и курочке? А кто это был на самом деле? (ответы).

Воспитатель. Ребята, а какой предмет нашей избы, которым раньше пользовались люди, есть в сказке? Послушайте загадку: ни свет, ни заря, пошел, согнувшись, со двора (коромысло). Дети, вы очень внимательны, быстро узнали героев сказок, а теперь поиграем на полянке (Физкультминутка). Представьте, что мы с вами пришли в лес на полянку поиграть, но день пасмурный, грустно нам без солнышко, давайте его покличем (на полу по кругу лежит веревка, дети берут ее в правую руку и идут по часовой стрелке):

Солнышко-ведрышко, Выгляни - высвети, Любят тебя детки, Детки малолетки.

Воспитатель. Но солнышко выглянуло и снова спряталось за тучку (дети перекладывают веревку в левую руку и идут против часовой стрелки):

Солнышко, солнышко, Выгляни на бревнышко, Дам тебе меду - целую колоду. Воспитатель. Солнышко выглянуло и покатилось по лесам и по лугам (дети, держась за веревку, бегут по кругу). Воспитатель: солнышко припекает, стало жарко, давайте покличем дождик (дети кладут веревку в одну линию и становятся вдоль нее, выполняя наклоны с хлопками говорят):

Дождик лей, дождик лей, На меня и на людей, На девкин лен, Поливай ведром.

Воспитатель. А вот и радуга появилась (Веревка кладется полукольцом, дети перепрыгивают через нее вперед-назад, приговаривая:

Радуга - семицветка, Принеси ты радость деткам,

I ^

Они будут по лужам скакать, Песни звонкие распевать. Воспитатель: Вот мы пели и плясали, Ножки прыгать так устали. Мы немножко отдохнем, Снова в избу к нам пойдем). А нас тут сундучок ждет, что же в нем? Сейчас посмотрим. Пригласим лисичку (Ребенок надевает маску, лисичка достает из сундучка предметы, дети называют их -хвост, лапоточки, кувшин, рыба). Из какой сказки эти предметы? («Лисичка-сестричка и серый волк»).

Воспитатель. Что это такое? (прялка). Для чего нужна прялка? (с ее помощью можно прясть из шерсти нить, вязать вещи). В какой сказке девочка умела прясть и все у нее ладно получалось? (Рукодельница, сказка «Морозко»). А кто в сказке заметил, что девочка очень трудолюбивая, оценил ее умения? («Морозко). Кто вспомнит загадку о морозе? Он вошел - никто не видел, Он сказал - никто не слышал, Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес.

Воспитатель. Девочка из сказки «Мороз-ко» - трудолюбивая мастерица, все у нее ловко получается: и убирать, и готовить, и шить и украшения делать. Вот и вы попробуйте сделать украшение - бусы из соломинок. Такие бусы раньше носили русские женщины, украшая свой костюм (Дети делают бусы). Молодцы, ребята, красивые у вас получились бусы, девочки оденут их на развлечение. Послушайте загадку: «Мать толста, дочь красна, сын - сокол, под небеса улетел» (печка, огонь, дым). А кто знает загадку об этой посуде (показ ложек с блюдцем)? Дети. Все голубки возле одной прорубки. Воспитатель. Да, ложечки точеные, ручки золоченые. И в какой же сказке эти предметы живут? («Жихарка»). Кто знает, что означает слово Жихарка? (удалец). Да, удалой и ловкий. (Драматизация отрывка из сказки «Жихарка»). ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.