1 Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. - М.: АСТ, 2004.
2 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.
3 Ушинский К.Д. Родное слово. - М.: Педагогика, 1991.
4 Гербова В.В. Приобщение детей к художественной ли-
тературе. - М., 2005.
Н. Г. Пантелеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области «Педагогическая академия последипломного образования» Г. Н. Бокша, воспитатель высшей категории МДОУ - ЦРР № 5, Москва
«Что за прелесть эти сказки!»
Сказка1 - это устный эпический рассказ с соединением реальных и сказочных событий, отражающий отношение народа к действительности. Черты национального характера, быта, культуры, своеобразие природы, поэзии, традиций наиболее ярко отразились в сказках. Не всякая выдумка становилась сказкой, из поколения в поколение передавалось только самое важное, поэтому воспитательное значение сказок - незаменимое средство развития нравственных качеств личности ребенка. Сказки влияют, прежде всего, на эмоциональное развитие ребенка2, являются для него неисчерпаемым источником развития фантазии, учат добру, воспитывают человеческие добродетели, приобщают к духовному богатству народа. Из сказки, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, ребенок познает окружающее не только умом, но и сердцем. Сказка пробуждает сочувствие: герои сказок всегда оказываются в сложных ситуациях, ребенок сопереживает и пытается помочь им, т. е. откликается на события, выражает свое отношение к добру и злу. Образен язык сказок: сравнения, пословицы, поговорки, загадки. К. Д. Ушинский3 считал, что повторяемость элементов сюжета, словесных оборотов, образность языка способствуют быстрому запоминанию сказок, оставляют надолго яркие впечатления в сердце.
Работа со сказкой4 может быть разнообразной: чтение, драматизация, прослушивание аудиозаписей, театральная постановка, просмотр диафильмов, игры-беседы с персонажами сказок, сочинение детьми продолжений знакомой сказки, диалоги сказочных героев, конкурсы на лучшего знатока сказок, лучший рисунок, выставки, путешествия в сказку и др. Сказка относится к устному народному творчеству, поэтому в работе со сказкой мы используем взаимосвязь различных форм поэтического творчества: объединяем сказки с песней, танцами, зазывалками (герои поют, пляшут),
с пословицами и поговорками. Организовывая развивающую речевую среду, мы включаем пословицы, прибаутки в повседневную речь, учим применять их к месту, это помогает осмысливать содержание сказки и обогащает речь. Прочитав сказку, обращаем внимание на образные выражения (небо хмурится, солнце играет), старые слова. Иллюстрации помогают дополнить впечатления детей. В сказках природа соответствует характерам героев. Лес - неотъемлемая часть всех сказок, сколько захватывающих чудес происходит в лесу и добрых, и злых! Все зависит, какой сказочный герой живет в лесу Белоснежка или Баба-яга. Главное - не количество рассказанных сказок, а наличие системы работы по формированию нравственных качеств личности ребенка.
Сказка - это воспитание доброты и любви к окружающему, людям. В современных условиях наблюдается недостаток общения детей и родителей, что не позволяет детям накопить опыт уважения к старшим. Большое внимание уделяем взаимодействию детского сада и семьи, привлекаем родителей к подготовке мероприятий: они готовят костюмы, разучивают тексты с детьми, помогают в оформлении помещения.
Использование народных сказок - это бесценная помощь в работе с детьми, имеющие нарушения в речевом развитии5. Устное народное творчество - неотъемлемая часть русской национальной культуры, а детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. У нас в детском саду создан музей «Русская изба»:
Гордимся русскою избою.
Она как памятник для нас,
5 Соколов Д.Ю. Сказка и сказкотерапия. - М., 2001.
О жизни прадедов и дедов,
Которых с нами нет сейчас.
Интерьер музея составляют предметы, собранные сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников.
Планируя работу, учитываем региональные традиции края, основой являются общие и групповые праздники сказок в сочетании с народным календарем, играми, пословицами, общением детей и взрослых. В музее проводим музыкальные развлечения, посиделки: «Именины» - празднование дней рождения детей по русскому обычаю с величальными песнями; «Весна, весна, на чем пришла» - знакомим детей с русскими обрядами. Приобщая детей к творчеству народа, знакомим со старинными народными песнями, заучиваем частушки, за-клички, хороводные песни: «Мак - маковичок», «Как по лесу по лесочку», «Во поле березонька стояла» и др. Провели такие занятия: «Русские потешки», «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут», «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «В гости к хозяюшке» и др., на которых познакомили детей с русскими традициями (гостеприимство, чаепитие, радушие и др.).
В конце года проводим в музее итоговые занятия, конспект одного из них предлагаем вашему вниманию.
Интегрированное занятие «Сказка - душа русского народа»
Программное содержание: продолжать приобщать детей к истокам народной культуры и русскому быту, воспитывать любовь к народным сказкам, передавать свое отношение к поступкам героев. Обогащать словарь детей, развивать мелкую моторику, творчество детей.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, разучивание народных
потешек, пословиц, игр, драматизация сказок, оформление альбома «Любимые сказки», подбор книг о предметах народного быта, иллюстраций к сказкам, развлечения в музее «Деревенская изба».
Материал: русские народные костюмы, шапочки лисы, зайца, жихарки; предметы быта: коромысло, ухват, ложки деревянные, сундук, лапти, кувшин, веретено, материал для бус.
Ход занятия: дети под русскую народную песню входят в музей. Воспитатель: дети, мы снова собрались в русской избе, сколько раз мы уже здесь гостили! И сказки слушали, и играли, и именины отмечали. И вновь собрались поиграть, да потешиться, но и о деле забывать не надо, как говориться в русской пословице: «Делу время, а потехе час».
(Кто-то чихает за печкой).
Воспитатель. Ой, кто это там у нас? А! Это Кузя - домовенок, на печке греется
(Кузя выглядывает).
Дети (кричат). Кузя! Кузя!
Проводится игра «Аюшки».
Воспитатель. Экий, Кузя, ты неловкий да неумелый. Оставайся с нами, да поучись уму-разуму у детей. А мы, ребята, вспомним русские народные сказки. Не зря люди говорят: «Сказка - душа русского народа». Послушайте присказку про ловкого солдата. Царь проверял однажды караул, увидел, что один солдат-то вроде спит. «Спишь?» - спрашивает царь. -«Никак нет», - отвечает солдат. - «А что же ты делаешь?» - «Звезды считаю». - «Ну и много насчитал?» - «Много, тьма-тьмой, да я и не успел сосчитать, вы помешали». Вот как выпутался солдат. А если бы он на самом деле стал считать, смог бы он звезды сосчитать?
Дети. Нет, их видимо-невидимо.
Воспитатель. А сколько русские люди сложили сказок, их тоже невозможно сосчитать, как и звезды на небе. Вспомним знакомые сказки и героев.
(Чтение присказки детьми «Из-за леса, из-за гор»).
Воспитатель. А вот и загадка про героя первой сказки:
Не барашек, и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета.
Для зимы - другого цвета (зайчик)
Воспитатель (достает шапочку зайца). Шапочка достанется тому, кто вспомнит загадки про зайца. Какие вы знаете сказки про зайца?
Дети. «Зая ц-хваста».
Воспитатель. Правильно (обращаясь к ребенку в шапочке зайца). Как ты думаешь, твой зайчишка храбрый или трусливый? (к детям) Почему сказка называется «Заяц-хваста»?
Как называют человека, который много говорит о своей храбрости, на деле трусом оказывается, всего боится? Люди придумали меткие выражения: пословицы и поговорки о трусости и храбрости, какие? (у страха глаза велики; страх силу отнимает; у страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки). К героям, какой сказки подходят эти пословицы? (к героям сказки «Бабушка, внучка и курочка»). Кто померещился со страху бабушке, внучке и курочке? А кто это был на самом деле? (ответы).
Воспитатель. Ребята, а какой предмет нашей избы, которым раньше пользовались люди, есть в сказке? Послушайте загадку: ни свет, ни заря, пошел, согнувшись, со двора (коромысло). Дети, вы очень внимательны, быстро узнали героев сказок, а теперь поиграем на полянке (Физкультминутка). Представьте, что мы с вами пришли в лес на полянку поиграть, но день пасмурный, грустно нам без солнышко, давайте его покличем (на полу по кругу лежит веревка, дети берут ее в правую руку и идут по часовой стрелке):
Солнышко-ведрышко, Выгляни - высвети, Любят тебя детки, Детки малолетки.
Воспитатель. Но солнышко выглянуло и снова спряталось за тучку (дети перекладывают веревку в левую руку и идут против часовой стрелки):
Солнышко, солнышко, Выгляни на бревнышко, Дам тебе меду - целую колоду. Воспитатель. Солнышко выглянуло и покатилось по лесам и по лугам (дети, держась за веревку, бегут по кругу). Воспитатель: солнышко припекает, стало жарко, давайте покличем дождик (дети кладут веревку в одну линию и становятся вдоль нее, выполняя наклоны с хлопками говорят):
Дождик лей, дождик лей, На меня и на людей, На девкин лен, Поливай ведром.
Воспитатель. А вот и радуга появилась (Веревка кладется полукольцом, дети перепрыгивают через нее вперед-назад, приговаривая:
Радуга - семицветка, Принеси ты радость деткам,
I ^
-г
Они будут по лужам скакать, Песни звонкие распевать. Воспитатель: Вот мы пели и плясали, Ножки прыгать так устали. Мы немножко отдохнем, Снова в избу к нам пойдем). А нас тут сундучок ждет, что же в нем? Сейчас посмотрим. Пригласим лисичку (Ребенок надевает маску, лисичка достает из сундучка предметы, дети называют их -хвост, лапоточки, кувшин, рыба). Из какой сказки эти предметы? («Лисичка-сестричка и серый волк»).
Воспитатель. Что это такое? (прялка). Для чего нужна прялка? (с ее помощью можно прясть из шерсти нить, вязать вещи). В какой сказке девочка умела прясть и все у нее ладно получалось? (Рукодельница, сказка «Морозко»). А кто в сказке заметил, что девочка очень трудолюбивая, оценил ее умения? («Морозко). Кто вспомнит загадку о морозе? Он вошел - никто не видел, Он сказал - никто не слышал, Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес.
Воспитатель. Девочка из сказки «Мороз-ко» - трудолюбивая мастерица, все у нее ловко получается: и убирать, и готовить, и шить и украшения делать. Вот и вы попробуйте сделать украшение - бусы из соломинок. Такие бусы раньше носили русские женщины, украшая свой костюм (Дети делают бусы). Молодцы, ребята, красивые у вас получились бусы, девочки оденут их на развлечение. Послушайте загадку: «Мать толста, дочь красна, сын - сокол, под небеса улетел» (печка, огонь, дым). А кто знает загадку об этой посуде (показ ложек с блюдцем)? Дети. Все голубки возле одной прорубки. Воспитатель. Да, ложечки точеные, ручки золоченые. И в какой же сказке эти предметы живут? («Жихарка»). Кто знает, что означает слово Жихарка? (удалец). Да, удалой и ловкий. (Драматизация отрывка из сказки «Жихарка»). ■