ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Вывод: чтобы определить правильное написание суффиксов -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-) в глаголах, надо поставить глагол в форме I лица единственного числа, и если суффикс сохранится, то мы напишем суффикс -ыва-(-ива-), а если не сохранится, то -ова-(-ева-).
(Шулякова Ольга.)
Таким образом, мы видим, что лабораторная работа как форма проведения урока русского языка способствует:
- усвоению теоретического материала, умению анализировать языковые факты, самостоятельно истолковывать явления языка (языковая компетенция);
- совершенствованию навыков научно-исследовательской деятельности (лингвистическая компетенция);
- овладению навыками грамотного письма (правописная компетенция);
- умению связно излагать свои мысли в письменной речи (коммуникативная компетенция).
Кроме того, развитие интеллектуального потенциала России - важнейшая задача, стоящая перед системой образования. Значит, особая роль в решении этой проблемы отводится именно организации и проведению обучающих работ научноисследовательского характера. Такая форма подготовки позволяет наиболее полно выявить и развить потенциальные способности, индивидуальные для каждого ребенка. Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка как раз и является таким видом работы.
Автор обращает внимание на инновационный творческий подход к организации театрализовано-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста и предлагает схему подготовки музыкальной сказки на основе фольклора.
Гаврилина Г.С.,
Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 8 «Центр развития ребенка -Детский сад «Тундровичок» г. Норильск
(ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Каковы особенности организации театрализовано-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста на основе фольклора?
Инновации, театрализовано-игровая деятельность, фольклор, ранний дошкольный возраст, театрализованная сказка.
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.
Но почему-то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой - Детство.
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И, если ребенок начинает доверять нам, верить, значит, можно творить, фантазировать, воображать. И этому поможет - театр.
Театральное искусство близко и понятно детям уже потому, что в основе театра (любого) лежит игра.
Дети - прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театральноигровой деятельности. Потребность в игре у детей появляется рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек маленьких козлят и т.д. Действия их подражательны и имитационно, всегда одноплановы, но чрезвычайно внутренне насыщены, и поэтому несут в себе большой положительный эмоциональный и душевный заряд. Игры - драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображение.
Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
71
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
его все поняли. Театрализованная деятельность является богатым источником развития эмоционального мира ребенка ( чувств, переживаний и эмоциональных открытий ), приобщает его к духовному богатству. Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыка, декорационного оформления) выступает как активный индивидуальный процесс, создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей.
Организация театрально-игровой деятельности в нашем дошкольном учреждении имеет цель - через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Наш детский сад уже несколько лет работает в этом направлении.
Работа начинается с привлечения детей раннего возраста для обыгрывания малых литературных форм. Несмотря на то, что парциональная программа «Театр, творчество, дети» предлагает начинать работу с детьми четвертого года жизни - 2 младшая группа, мы с нашими малышами уже делаем первые шаги в этом направлении. И это позволяет нам программа «Истоки».
С чего же начать? С включения в повседневную работу музыкальных игр с элементами драматизации. Игры под наше пение «Сорока-сорока», «идет коза рогатая». Это жемчужины народной педагогики. В начале года проводятся несложные игры «Прятки», «Догонялки» - их цель активизировать детей, заинтересовать, порадовать. Постепенно переходим к более сложным «Аленка», «Веселые гуси». И уже в конце года привлекаем малышей для обыгрывания малых литературных форм.
Подготовка музыкальной сказки с элементами драматизации обычно строится по следующей примерной схеме:
• При проведении музыкальных сказок соблюдается главное и необходимое условие - используются хорошо знакомые детям произведения. Для этого отбираются небольшие произведения: потешки, песенки, сказки. « Колобок», «Репка», « Веселые гуси».
• Следующий этап - это работа над единой сюжетной линией. Так как все произведения небольшие по объему, приходится расширять сюжет сказки, вводя новых персонажей. Это позволяет привлечь к участию всех детей группы. Так в сказке «Колобок» появляется танец «Цветов» и пляска «Зайчиков». В сказке «Репка» - внучке помогают тянуть репку ее «подружки». А в сказке «Курочка Ряба» воображаемое яичко разбивает не одна мышка, а целых пять. В сказке «Сорока - белобока» появился необычный персонаж «гусеница».
• Важным этапом является подбор музыки. Музыку подбираем вместе с музыкальным руководителем. В основном народную, классическую или мелодии, соответствующие характеру героев. Если это «зайчики» - то музыка звучит быстрая, веселая. Медведь - добродушный увалень - медленная. Всю музыку записываем на фонограмму и слушаем вместе с детьми.
• Следующий этап - работа над произведением. Сначала читаем знакомую сказку, потешку два-три раза, рассматриваем иллюстрации. Затем лепим по сказке, рисуем, наблюдаем за живым объектом. Например, «Сказка Серенькая кошечка». Лепим «мисочку для кошечки». Рисуем « клубочки для кошечки ». Наблюдаем за живым объектом. Это все делается для лучшего запоминания образа.
В начале показываем сказку в виде настольного театра. Я на глазах у детей разыгрываю действие, а малыши перемещают фигурки. Когда пьеса разыграна, тогда детки перемещаются на ковер и группкой изображают персонажи сказки. Очень интересно детям действовать с куклами конусами. Можно также использовать фланелеграф, куклы би-ба-бо.
• Следующий этап - подбор костюмов - для курочки Рябы юбочку, для бабки косынку, для мышек шапочки с ушками и т.д. Наряжая детей, проговариваю отрывки из сказок, реплики персонажей: предлагаю кому-то пропищать «как мышка», помахать «крылышками» «как сорочата», поклевать зернышки «как цыплятки». Детям очень нравится наряжаться в костюмы.
• Хочется особо остановиться на работе с родителями. Оказывается большая помощь с их стороны: в пошиве костюмов, в изготовлении атрибутов, игрушек для театра (куклы - конусы). Но и мы стараемся их порадовать. Создаем для них настоящий праздник с участием их детей. Приглашаем на премьеру сказки. Кроме этого оформили альбом с фотографиями. Они очень довольны.
Участие в музыкальных играх - драматизациях -дает детям очень многое. Малыши производят несложные действия, очень хорошо чувствуют музыку, с удовольствием танцуют. Многие ещё плохо разговаривают, но характер героев передают правильно. А сколько радости доставляют эти спектакли - не передать словами! Однако радость - не все, что получают ребята: активизируется речь, развиваются фантазии, эмоции, дети становятся общительнее. Малыши просто не любят сказки, они в них живут!
Я была бы безмерно счастлива, если бы мой опыт в организации и проведении музыкальных игр с элементами драматизации на раннем возрасте оказался полезным всем тем, кто занимается театральной деятельностью с детьми.
КАК У НАШИХ У ВОРОТ.
Выходят Дед и Бабка. Бабка играет на балалайке, Дед - приплясывает..
БАБА: Здравствуйте, гости дорогие!
ДЕД: Я, дед Федот.
БАБА: А я, баба Федора! Живем, поживаем, да добра наживаем, чего и вам желаем! ДЕД: А еще у нас есть внучка Рита, но дома не сидит, она скоро придет, на лугу гусей пасет.
БАБА: А мы с дедом ее поджидаем, да за ворота поглядаем!
Садятся на лавочку, бабушка играет на балалайке и поет:
72
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Мы с дедулечкой вдвоем очень весело живем! Очень весело живем, дружно песенки поем!
Как у наших у ворот собирается народ,
Хлопцы дожидаются, девки - наряжаются!
БАБА: Ну-ка дедушка Федот, посмотри за ворота, не спешит ли кто сюда?
ДЕД: Вижу Ванятко идет, да подружек ведет.
Приходи честной народ, не пыли дорожка.
Красны девицы идут погулять немножко! Приходят наряженные дети: в сарафанах с атласными лентами, мальчики в рубашках - косоворотках, с ложками, трещотками.
ДЕД: Сколько гостей пришло к нашей внучке, а ее и дома нет. БАБА: Давай-ка, дед Федот, покатай наших детей на своей карусельке.
Дети встают по кругу, берутся за ленточки. Звучит музыка «Трава моя трава». Дети идут по кругу.
БАБА: Ну, молодец дед Федот. ( Дети садятся на пеночки )
Слушайте, мой ребятки, расскажу вам сказку про сороку - белобоку, что жила далеко С малыми ребятами, ребятами - сорочатами! ДЕД: Бабка, смотри, а вот и сорока на забор прилетела и стрекочет, и стрекочет.
СОРОКА: Я весела сорока, мое имя Белобока.
Я люблю пострекотать , обо всем все рассказать. На блины и пироги, и, конечно, кашу с нетерпеньем ждем гостей в домике мы нашем. БАБА: Детки, давайте, поможем сороке-белобоке кашку сварить.
Песня « Варись, варись, кашка»
Варись, варись кашка, в голубой чашке.
Варись поскорее, булькай веселее!
Варись, кашка сладка из густого молока,
Из густого молока, да из мелкой крупки У того, кто кашку съест - вырастут все зубки! (Сорока варит кашку, мешает в горшочке. Звучит музыка. Выходят сорочата.)
СОРОКА: Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
Этому дала, этому дала, а этому не дала -Ты дров не рубил, воды не носил, печь не топил, Кашу не варил, тебе и нет ничего!
БАБА: Ребятки-сорочатки, маме помогали,
Только пятый сорочонок, ой, ленивый был ребенок, Маме он не помогал, лишь игрушками играл. СОРОКА: Вот тебе горшок пустой, иди в угол и постой.
БАБА: Что же делать? Как тут быть? Надо малыша учить!
И пол подметать, и платочки стирать, и цветы поливать,
Мамочке любимой помогать!
Танец с платочками
БАБА: Дед, а дед. Сорока своих сорочат накормила, а наши цыплятки на лужайке, уже, наверное, проголодались. Позови их.
ДЕД: Цып, цып, цып, цып, цып.
Танец цыплят
ДЕД: Наелись? Кыш, полетели на улицу.
БАБА: А вот и наша внучка идет, гусей ведет.
Заходит внучка, прутиком гонит двоих гусей.
ВНУЧКА: Это- гусь Гога, а это- гусь
Гага. Они друг без друга ну просто никуда! ДЕД: Внученька, ну-ка повесели нас, спой нам песенку.
Внучка поет песенку «Жили у бабуси два веселых гуся». Гуси танцуют.
БАБА: Так ты внученька хорошо пела, что нам с дедом спеть захотелось!
Дед поет, бабка играет на балалайке.
Мне купили сапоги и сказали: «Береги»
Ну а как их сбережешь, если праздник так хорош!
На проигрыше пляшут.
Разрешите поплясать, разрешите топнуть, Неужели в этом доме половицы лопнут!
БАБА: Что-то мы, дед, расплясались, а ребята -
засиделись.
Выходи, Ванятко, в круг, да покажите, как выпляшите!
Под музыку «Ванечка мой» исполняется пляска всех детей.
БАБА: Ай да, молодцы! Ну, дедушка Федот, за такое выступление полагается и угощение. Полезай - да на печи, доставай - ка, калачи!
КОЛОБОК
Звучит музыка «Перепевки». Из домика выходит кот потягивается.
ДЕД: Эх, хорошо - то как! Птички поют. Эй, баба, хватит спать!
Утро - то какое! Так и плясать хочется!
Начинает пританцовывать. Из-за домика появляется бабка.
БАБА: А ты чего тут пляшешь?
ДЕД: А у меня настроение хорошее!
БАБА: (начинает пританцовывать) Ишь, разошелся! И мне не устоять на месте.
Исполняется пляска Деда и Бабы.
ДЕД: Бабка, а ты чего это тут расплясалась? Ты же обещала мне колобок испечь?
БАБА: У-у, я совсем забыла... я еще с вечера тесто поставила, пойду, посмотрю, что у меня там. А пока я буду стряпать Колобок, ты тут по хозяйству присмотри! (Уходит)
ДЕД: (ворчит) За хозяйством, за хозяйством.. .(Чешет затылок).
С чего начинать? В первую очередь надо накормить мою любимую Пеструшечку с цыплятами. Цып, цып, цып! Пеструшечка, иди - я тебе зернышек принес.
Звучит «Петушиная ламбада». Исполняется танец курочки с цыплятами.
ДЕД: Ах, вы мои хорошие! Ну, а теперь, кыш! Кыш! Идите на
травке побегайте! (цыплята с курочкой убегают). Бабка! Ну, что готов мой колобок? Уж больно вкусно пахнет!
Баба выносит на блюде колобок.
БАБА: Посмотри, какой румяный, поджаристый, а уж горячий... руки жжет. Положу-ка я его на окошко, пусть остывает. А я пока полью цветочки, а то у них головки совсем завяли. А ты, Дед, иди полей морковку на грядке.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
73
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Баба поливает цветы - дети, а Дед поливает морковь.
БАБА: Ах, вы мои бедные, совсем завяли, сейчас я вас водичкой полью.
Звучит «Сибирская - лирическая». Баба пляшет с «цветами».
БАБА: Давайте я вас на клумбу пересажу, там и земля получше и
солнышко поярче... Ну, что Дед, морковку полил?
ДЕД: Полил, полил, а когда колобок есть будем?
БАБА: Подожди, он еще не остыл. Давай я его положу на полянку, возле цветочков. Там он быстрее остынет.
Баба перекладывает колобок, машет на него фартуком.
ДЕД: Ой, как пахнет. У меня уже живот свело.
Звучит музыка «Ванюшка мой».
ДЕД: Бабка, смотри, к нам кажется, гости пожаловали!
Появляются зайцы, пляшут с ложками.
ЗАЯЦ: (подходит к колобку) Колобок, колобок, я тебя съем!
БАБА: Не ешь его, зайка, это дедушкин колобок. Дед, угости зайчишек своей морковкой!
Дед угощает с грядки зайцев морковкой, те скачут дальше.
ДЕД: Далеко только не скачите! Сейчас Бабушка самовар поставит, мы с вами будем чай пить! Побегайте пока с цыплятами на лужайке!
Звучат частушки.
БАБА: Ой, Дед, смотри! К нам кажется, еще кто-то идет!
Появляется Волк с сачком. Пляшет.
ВОЛК: Колобок, колобок, я тебя съем!
БАБА: Не ешь его, Волк, это дедушкин колобок. А вот чаем мы тебя угостим. А пока самовар греется, иди на луг - бабочек полови!
Волк бегает за бабочкой, затем убегает за ней из зала. Звучит музыка «Выйду на улицу». Появляется Медведь - пляшет.
ДЕД: Ой, бабка, а вот и Мишка к нам пожаловал.
МЕДВЕДЬ: Колобок, колобок, я тебя съем!
ДЕД: Не ешь его Медведь, это бабка для меня испекла. Я смотрю, гармошка у тебя хорошая, может ты нам песню споешь?
Медведь играет на гармошке, поет.
ДЕД: Бабка, смотри, сколько у нас гостей! Лисички только не
хватает.
Звучит музыка «Ой, рябина кудрявая». В зале появляется Лиса.
БАБА: Да вот и она идет, красавица!
ЛИСА: Колобок, колобок, я тебя съем!
БАБА: Не ешь его Лисичка. Ты у нас красавица, модница. Мы с
дедом тебе подарки приготовили!
Звучит музыка «Коробейники». Дед выходит из домика с колобком. Дед и Баба наряжают Лисичку.
ДЕД: Ну, что, баба, самовар уже закипел?
БАБА: Давно закипел!
ДЕД: А теперь приглашаем всех наших гостей на чай!
Под музыку «Барыня» все уходят из зала в группу на чаепитие.
Клепиков В.Н.,
заместитель директора по инновационной работе МОУ «Лицей» г. Обнинск mou.06@mail.ru
1нЕЯВНАЯ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
ОВ
«Мы только с голоса поймём, Что там царапалось, боролось, И чёрствый грифель поведём Туда, куда укажет голос» (О. Мандельштам)
Когда мы задаёмся вопросом, все ли дети одарённые, то всё зависит от того, что понимать под одаренностью и специфику того материала, на котором эта одарённость проявляется.
В течение нескольких лет мы побывали на трёх конференциях, посвящённых одарённым детям. Однако на них говорилось по сути одно и то же. Более того, в докладах выступавших не чувствовалась специфика их предмета и того материала, на котором эта одарённость проявляется.
Наш взгляд, каждый предмет имеет свои особенности, свои уникальные механизмы по развитию внутреннего мира школьника.А нас,учителей математики, смеем надеяться, в первую очередь волнуют не результаты ЕГЭ, а духовно-интеллектуальное развитие юного человека.
Выскажем свою позицию по вопросу одарённости школьников.
Условно одарённых детей можно поделить на три группы:
• ученики-прагматики, которые одарены видением наиболее эффективных и нестандартных путей решения задач и примеров;
• ученики-романтики, которые имеют неординарное видение математических понятий и моделей;
74
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009