Автор делится опытом организации театрально-игровой деятельности в ДОУ, позволяющей через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Дельгас Галина Валентиновна,
заведующий высшей категории МДОУ № 8 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического, физического и познавательного направления развития воспитанников «Тундровичок»
г. Норильск
СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА
Как можно организовать театрально-игровую деятельность детей в ДОУ?
Ключевые слова: мир детства, внутренний мир ребенка, потребности детей, театр, игры - драматизации, музыкальные игры, программа «Истоки»
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути н ет.
Но почему-то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнуться детским восторгом, хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой - Детство.
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И, если ребенок начинает доверять нам, верить, значит, можно творить, фантазировать, воображать. И этому поможет - театр.
Театральное искусство близко и понятно детям уже потому, что в основе театра (любого) лежит игра. Дети - прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театральноигровой деятельности. Потребность в игре у детей появляется рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек маленьких козлят и т.д. Действия их подражательны и имитационно, всегда одноплановы, но чрезвычайно внутренне на-
сыщены, и поэтому несут в себе большой положительный эмоциональный и душевный заряд. Игры -драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображение.
Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Театрализованная деятельность является богатым источником развития эмоционального мира ребенка ( чувств, переживаний и эмоциональных открытий ), приобщает его к духовному богатству. Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыка, декорационного оформления) выступает как активный индивидуальный процесс, создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей.
Организация театрально-игровой деятельности в нашем дошкольном учреждении имеет цель - через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Наш детский сад уже несколько лет работает в этом направлении.
Работа начинается с привлечения детей раннего возраста для обыгрывания малых литературных форм. Несмотря на то, что парциональная программа «Театр, творчество, дети» предлагает начинать работу с детьми четвертого года жизни - 2 младшая группа, мы с нашими малышами уже делаем первые шаги в этом направлении. И это позволяет нам программа «Истоки».
С чего же начать? С включения в повседневную работу музыкальных игр с элементами драматизации. Игры под наше пение «Сорока-сорока», «идет коза рогатая». Это жемчужины народной педагогики. В начале года проводятся несложные игры «Прятки», «Догонялки» - их цель активизировать детей, заинтересовать, порадовать. Постепенно переходим к более сложным «Аленка», «Веселые гуси». И уже в конце года привлекаем малышей для обыгрывания малых литературных форм.
Подготовка музыкальной сказки с элементами драматизации обычно строится по следующей примерной схеме:
• При проведении музыкальных сказок соблюдается главное и необходимое условие - используются хорошо знакомые детям произведения. Для этого отбираются небольшие произведения: потешки, песенки, сказки. « Колобок», «Репка», « Веселые гуси».
• Следующий этап - это работа над единой сюжетной линией. Так как все произведения небольшие по объему, приходится расширять сюжет сказки, вводя новых персонажей. Это позволяет привлечь к участию всех детей группы. Так в сказке «Колобок» появляется танец «Цветов» и пляска «Зайчиков». В сказке «Репка» - внучке помогают тянуть репку ее «подружки». А в сказке «Курочка Ряба» воображаемое яичко разбивает не одна мышка, а целых пять. В сказке «Сорока - белобока» появился необычный персонаж «гусеница».
• Важным этапом является подбор музыки. Музыку подбираем вместе с музыкальным руководителем. В основном народную, классическую или мелодии, соответствующие характеру героев. Если это «зайчики» - то музыка звучит быстрая, веселая. Медведь - добродушный увалень - медленная. Всю музыку записываем на фонограмму и слушаем вместе с детьми.
• Следующий этап - работа над произведением. Сначала читаем знакомую сказку, потешку два-три раза, рассматриваем иллюстрации. Затем лепим по сказке, рисуем,
наблюдаем за живым объектом. Например, «Сказка Серенькая кошечка». Лепим «мисочку для кошечки». Рисуем «клубочки для кошечки». Наблюдаем за живым объектом. Это все делается для лучшего запоминания образа.
В начале показываем сказку в виде настольного театра. Я на глазах у детей разыгрываю действие, а малыши перемещают фигурки. Когда пьеса разыграна, тогда детки перемещаются на ковер и группкой изображают персонажи сказки. Очень интересно детям действовать с куклами конусами. Можно также использовать фланелеграф, куклы би-ба-бо.
• Следующий этап - подбор костюмов - для курочки Рябы юбочку, для бабки косынку, для мышек шапочки с ушками и т.д. Наряжая детей, проговариваю отрывки из сказок, реплики персонажей: предлагаю кому-то пропищать «как мышка», помахать «крылышками» «как сорочата», поклевать зернышки «как цыплятки». Детям очень нравится наряжаться в костюмы.
• Хочется особо остановится на работе с родителями. Оказывается большая помощь с их стороны: в пошиве костюмов, в изготовлении атрибутов, игрушек для театра (куклы - конусы). Но и мы стараемся их порадовать. Создаем для них настоящий праздник с участием их детей. Приглашаем на премьеру сказки. Кроме этого оформили альбом с фотографиями. Они очень довольны.
Участие в музыкальных играх - драматизациях - дает детям очень многое. Малыши производят несложные действия, очень хорошо чувствуют музыку, с удовольствием танцуют. Многие ещё плохо разговаривают, но характер героев передают правильно. А сколько радости доставляют эти спектакли - не передать словами! Однако радость - не все, что получают ребята: активизируется речь, развиваются фантазии, эмоции, дети становятся общительнее. Малыши просто не любят сказки, они в них живут!
Я была бы безмерно счастлива, если бы мой опыт в организации и проведении музыкальных игр с элементами драматизации на раннем возрасте оказался полезным всем тем, кто занимается театральной деятельностью с детьми.
КАК У НАШИХ У ВОРОТ
Выходят Дед и Бабка. Бабка играет на балалайке, Дед - приплясывает..
БАБА: Здравствуйте, гости дорогие!
ДЕД: Я, дед Федот.
БАБА: А я, баба Федора! Живем, поживаем, да добра наживаем, чего и вам желаем!
ДЕД: А еще у нас есть внучка Рита, но дома не сидит, она скоро придет, на лугу гусей пасет.
БАБА: А мы с дедом ее поджидаем, да за ворота поглядаем!
Садятся на лавочку, бабушка играет на балалайке и поет:
Мы с дедулечкой вдвоем очень весело живем! Очень весело живем, дружно песенки поем!
Как у наших у ворот собирается народ,
Хлопцы дожидаются, девки - наряжаются!
БАБА: Ну-ка дедушка Федот, посмотри за ворота, не спешит ли кто сюда?
ДЕД: Вижу Ванятко идет, да подружек ведет.
Приходи честной народ, не пыли дорожка. Красны девицы идут погулять немножко! Приходят наряженные дети: в сарафанах с атласными лентами, мальчики в рубашках - косоворотках, с ложками, трещотками.
ДЕД: Сколько гостей пришло к нашей внучке, а ее и дома нет.
БАБА: Давай-ка, дед Федот, покатай наших детей на своей карусельке.
Дети встают по кругу, берутся за ленточки. Звучит музыка «Трава моя трава». Дети идут по кругу.
БАБА: Ну, молодец дед Федот. ( Дети садятся на пеночки)
Слушайте, мой ребятки, расскажу вам сказку про сороку-белобоку, что жила далеко С малыми ребятами, ребятами - сорочатами!
ДЕД: Бабка, смотри, а вот и сорока на забор прилетела и стрекочет, и стрекочет.
СОРОКА: Я весела сорока, мое имя Белобока.
Я люблю пострекотать , обо всем все рассказать. На блины и пироги, и, конечно, кашу с нетерпеньем ждем гостей в домике мы нашем. БАБА: Детки, давайте, поможем сороке-белобоке кашку сварить.
Песня « Варись, варись, кашка»
Варись, варись кашка, в голубой чашке.
Варись поскорее, булькай веселее!
Варись, кашка сладка из густого молока,
Из густого молока, да из мелкой крупки
У того, кто кашку съест - вырастут все зубки!
(Сорока варит кашку, мешает в горшочке. Звучит музыка. Выходят сорочата.)
СОРОКА: Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
Этому дала, этому дала, а этому не дала -
Ты дров не рубил, воды не носил, печь не топил,
Кашу не варил, тебе и нет ничего!
БАБА: Ребятки-сорочатки, маме помогали,
Только пятый сорочонок, ой, ленивый был ребенок,
Маме он не помогал, лишь игрушками играл.
СОРОКА: Вот тебе горшок пустой, иди в угол и постой.
БАБА: Что же делать? Как тут быть? Надо малыша учить!
И пол подметать, и платочки стирать, и цветы поливать,
Мамочке любимой помогать!
Танец с платочками
БАБА: Дед, а дед. Сорока своих сорочат накормила, а наши цыплятки на лужайке, уже, наверное, проголодались. Позови их.
ДЕД: Цып, цып, цып, цып, цып.
Танец цыплят
ДЕД: Наелись? Кыш, полетели на улицу.
БАБА: А вот и наша внучка идет, гусей ведет.
Заходит внучка, прутиком гонит двоих гусей.
ВНУЧКА: Это- гусь Гога, а это- гусь Гага. Они друг без друга ну просто никуда!
ДЕД: Внученька, ну-ка повесели нас, спой нам песенку.
Внучка поет песенку «Жили у бабуси два веселых гуся». Гуси танцуют.
БАБА: Так ты внученька хорошо пела, что нам с дедом спеть захотелось!
Дед поет, бабка играет на балалайке.
Мне купили сапоги и сказали: «Береги»
Ну а как их сбережешь, если праздник так хорош!
На проигрыше пляшут.
Разрешите поплясать, разрешите топнуть, Неужели в этом доме половицы лопнут!
БАБА: Что-то мы, дед, расплясались, а ребята -засиделись.
Выходи, Ванятко, в круг, да покажите, как выпляшите!
Под музыку «Ванечка мой» исполняется пляска всех детей.
БАБА: Ай да, молодцы! Ну, дедушка Федот, за такое выступление полагается и угощение. Полезай - да на печи, доставай - ка, калачи!
КОЛОБОК
Звучит музыка «Перепевки»
Из домика выходит кот потягивается.
ДЕД: Эх, хорошо - то как! Птички поют. Эй, баба, хватит спать!
Утро - то какое! Так и плясать хочется!
Начинает пританцовывать. Из-за домика появляется бабка.
БАБА: А ты чего тут пляшешь?
ДЕД: А у меня настроение хорошее!
БАБА: (начинает пританцовывать) Ишь, разошелся! И мне не устоять на месте.
Исполняется пляска Деда и Бабы.
ДЕД: Бабка, а ты чего это тут расплясалась? Ты же обещала мне колобок испечь?
БАБА: У-у, я совсем забыла... я еще с вечера тесто поставила, пойду, посмотрю, что у меня там. А пока я буду стряпать Колобок, ты тут по хозяйству присмотри! (Уходит)
ДЕД: (ворчит) За хозяйством, за хозяйством.. .(Чешет затылок).
С чего начинать? В первую очередь надо накормить мою любимую Пеструшечку с цыплятами. Цып, цып, цып! Пеструшечка, иди - я тебе зернышек принес.
Звучит «Петушиная ламбада». Исполняется танец курочки с цыплятами.
ДЕД: Ах, вы мои хорошие! Ну, а теперь, кыш! Кыш! Идите на травке побегайте! (цыплята с курочкой убегают). Бабка! Ну, что готов мой колобок? Уж больно вкусно пахнет!
Баба выносит на блюде колобок.
БАБА: Посмотри, какой румяный, поджаристый, а уж горячий... руки жжет. Положу-ка я его на окошко, пусть остывает. А я пока полью цветочки, а то у них головки совсем завяли. А ты, Дед, иди полей морковку на грядке.
Баба поливает цветы - дети, а Дед поливает морковь.
БАБА: Ах, вы мои бедные, совсем завяли, сейчас я вас водичкой полью.
Звучит «Сибирская - лирическая». Баба пляшет с «цветами».
БАБА: Давайте я вас на клумбу пересажу, там и земля получше и солнышко поярче... Ну, что Дед, морковку полил?
ДЕД: Полил, полил, а когда колобок есть будем?
БАБА: Подожди, он еще не остыл. Давай я его положу на полянку, возле цветочков. Там он быстрее остынет.
Баба перекладывает колобок, машет на него фартуком.
ДЕД: Ой, как пахнет. У меня уже живот свело.
Звучит музыка «Ванюшка мой».
ДЕД: Бабка, смотри, к нам кажется, гости пожаловали!
Появляются зайцы, пляшут с ложками.
ЗАЯЦ: (подходит к колобку) Колобок, колобок, я тебя съем!
БАБА: Не ешь его, зайка, это дедушкин колобок. Дед, угости зайчишек своей морковкой!
Дед угощает с грядки зайцев морковкой, те скачут дальше.
ДЕД: Далеко только не скачите! Сейчас Бабушка самовар поставит, мы с вами будем чай пить! Побегайте пока с цыплятами на лужайке!
Звучат частушки.
БАБА: Ой, Дед, смотри! К нам кажется, еще кто-то идет!
Появляется Волк с сачком. Пляшет.
ВОЛК: Колобок, колобок, я тебя съем!
БАБА: Не ешь его, Волк, это дедушкин колобок. А вот чаем мы тебя угостим. А пока самовар греется, иди на луг - бабочек полови!
Волк бегает за бабочкой, затем убегает за ней из зала. Звучит музыка «Выйду на улицу». Появляется Медведь - пляшет.
ДЕД: Ой, бабка, а вот и Мишка к нам пожаловал.
МЕДВЕДЬ: Колобок, колобок, я тебя съем!
ДЕД: Не ешь его Медведь, это бабка для меня испекла. Я смотрю, гармошка у тебя хорошая, может ты нам песню споешь?
Медведь играет на гармошке, поет.
ДЕД: Бабка, смотри, сколько у нас гостей! Лисички только не хватает.
Звучит музыка «Ой, рябина кудрявая». В зале появляется Лиса.
БАБА: Да вот и она идет, красавица!
ЛИСА: Колобок, колобок, я тебя съем!
БАБА: Не ешь его Лисичка. Ты у нас красавица, модница. Мы с дедом тебе подарки приготовили!
Звучит музыка «Коробейники». Дед выходит из домика с колобком. Дед и Баба наряжают Лисичку.
ДЕД: Ну, что, баба, самовар уже закипел?
БАБА: Давно закипел!
ДЕД: А теперь приглашаем всех наших гостей на чай!
Под музыку «Барыня» все уходят из зала в группу на чаепитие.