Научная статья на тему 'Музыка в детском саду'

Музыка в детском саду Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1545
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ПРАЗДНИК / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДНИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна

Помимо различных дат, которые принято праздновать в нашей стране, есть ряд замечательных международных дней, которые отмечаются во многих странах мира. Некоторые праздники уже вошли в жизнь детского сада, другие еще нет. С ними можно постепенно знакомить детей, организуя тематические дни или праздники-экспромты. Они будут иметь большую воспитательную ценность, так как дошкольники не только получат дополнительные знания об окружающем мире, но и приобщатся к общечеловеческим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыка в детском саду»



М. Б.Зацепина

Музыка в детском саду

Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Помимо различных дат, которые принято праздновать в нашей стране, есть ряд замечательных международных дней, которые отмечаются во многих странах мира. Таких праздников много, например:

• Международный день Земли - 22 апреля,

• Международный день птиц - 1 апреля,

• Международный день театра - 27 марта,

• Международный день музеев - 18 мая и др.

Некоторые праздники уже вошли в жизнь детского сада, другие еще нет. С ними можно постепенно знакомить детей, организуя тематические дни или праздники-экспромты. Они будут иметь большую воспитательную ценность, так как дошкольники не только получат дополнительные знания об окружающем мире, но и приобщатся к общечеловеческим ценностям.

Одним из праздников, который заинтересует детей, является Международный день музыки. Праздновать его начали с 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов его учреждения был композитор Дмитрий Шостакович. День музыки ежегодно отмечается во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат музыкальные произведения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Мероприятия, организованные в детском саду ко Дню музыки, позволяют «погрузить» детей в мир прекрасного, способствуют формированию эстетического отношения к музыке, которое Н. А. Ветлугина определяла как отражение музыки в сознании дошкольника, установление взаимодействий между ними. Эстетическое отношение выражает личный опыт дошкольника и определяет его действия и переживания, связанные с музыкой. Поэтому значение эстетического отношения к музыке в развитии личности велико. Если ребенок увлечен искусством, восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки.

Организация праздника требует от педагогов творческого подхода, эрудиции и любви к музыке. При этом главное - помнить, что дети являются активными участниками. Материал, на основе которого строится работа, должен быть доступен, знаком, интересен детям. Не нужно перегружать дошкольников, важно внести в атмосферу радость, удовольствие и создать хорошее настроение у детей. Предлагаем ознакомиться с опытом работы Г. Е. Жуковой, музыкального руководителя ГОУ «Детский сад № 2278» Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы.

«День музыки» в младшей группе

Воспитатель говорит детям: «Сегодня к нам в гости пришла кукла Таня. Эта куколка очень веселая - она любит петь и танцевать, слушать музыку. Кукла Таня принесла с собой платочки и предлагает нам с вами поиграть с ними».

Проводится игра «Веселые платочки» (развитие реакции на смену динамики), авторы И. Г. Галиченко, М. А. Михайлова. Под веселую громкую плясовую музыку дети с платочками в руках танцуют, придумывая свои движения. Со сменой динамики (плясовая звучит тихо) дети присаживаются и прячутся за платочки.

Затем воспитатель говорит, что кукла Таня очень любит играть с погремушками - уж очень весело они звенят, и предлагает детям выполнить аппликацию «Разноцветные погремушки». Дети наклеивают готовые формы.

Воспитатель говорит ребятам, что им надо немного отдохнуть, и предлагает вместе с куклой Таней отправиться на «прогулку».

Проводится игра «Прогулка», автор Н. Г. Кононова. Детям раздаются музыкальные молоточки. Воспитатель говорит: «Наша прогулка

будет необычная, вы будете гулять, а помогать вам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так, частыми ударами передается бег. Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстро ударяют молоточками. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, потом начался сильный ливень», - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети быстро и ритмично ударяют молоточками. «Наша необычная прогулка закончилась, давайте уберем молоточки на место», - говорит воспитатель.

На занятии по ознакомлению с художественной литературой можно прочитать стихотворение Г. Виеру «Ежик и барабан» и предложить озвучить его.

С барабаном ходит ежик,

Целый день играет ежик.

С барабаном за плечами Ежик в сад забрел случайно. Очень яблоки любил он, Барабан в саду забыл он. Ночью яблоки срывались, И удары раздавались. Зайцы здорово струхнули, Глаз до зорьки не сомкнули! Можно сравнить размеры барабанов: большой и маленький барабаны, количество колокольчиков - один и много т. д.

Во второй половине дня воспитатель говорит детям, что вместе с куклой Таней в гости к ребятам пришли ее друзья.

Проводится игра «К нам гости пришли», автор Н. Г. Кононова. Воспитатель незаметно надевает на руку игрушку бибабо мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Сыграйте мне на бубне, я попляшу». Выбранный ребенок медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек: зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Можно провести и другую дидактическую игру - «Учим куклу танцевать», автор игры М. А. Давыдова (музыкальное сопровождение русская народная песня «Во саду ли, в огороде»). В ходе игры дети выполняют действия с настоящей или воображаемой куклой. Воспитатель или музыкальный руководитель предлагают детям научить куклу танцевать. Кукла вместе с детьми делает шаги и танцевальные движения под пение взрослого.

1. В гости кукла Дети поднима-

к нам пришла. ют куклы вверх

Мы танцуем с ней. на вытянутых

Хороши у нас дела, руках.

Мы танцуем с ней.

2. В руки куклу мы возьмем, Дети наклоня-Радуются все. ются, ведут куклу В хороводе поведем, перед собой - прос-Радуются все. то впереди себя

или в хороводе, держа ее за руки.

3. Кукла пляшет вместе Держат кук-с нами - лу впереди на вы-Тра-та-та, тра-та-та, тянутых руках и Кукла пляшет вместе пританцовывают. с нами -

Красота, красота.

Затем кукла Таня и звери просят детей показать им концерт. Воспитатель спрашивает у детей, кто хочет спеть песенку, потанцевать. Желающие исполняют номера.

«День музыки» в средней группе

Воспитатель говорит детям: «Сегодня будет необычный день - повсюду вас будет сопровождать музыка. Вас ждет очень много интересного. Но сначала нужно отгадать загадку, только загадка это непростая - она музыкальная».

Дети слушают пьесу «Воробей», муз. А. Руббах или «Воробушки» М. Красева. Воспитатель спрашивает у детей, как называется эта музыка. Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает им наводящие вопросы или читает стихотворение:

- Чик-чирик! - сказала мама.

- Чик-чирик! - сказал отец.

Но сыночек был упрямым:

- Чики-рик! - сказал птенец.

- Чики-рик! - сказала мама.

- Чики-рик! - сказал отец.

Но сыночек был упрямым:

- Чик-чирик! - сказал птенец.

(В. Левановский)

После того, как дети отгадают название пьесы, воспитатель говорит, что день сегодня необычный, даже немного волшебный, и поэтому она может их превратить в птичек-воробышков. Проводится игра «Птички и ворона» (А. И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмопластике для детей. - СПб., 2000). Роль ведущего в игре исполняет воспитатель.

На занятии по изобразительной деятельности воспитатель предлагает детям-воробышкам создать свои портреты. Раздает готовые формы разных размеров - большие птицы и птенчики - и предлагает заполнить их тычковым способом.

Перед началом работы нужно подготовить руки - провести пальчиковую гимнастику.

В гнезде.

В гнезде спит ночью птичка (кулак правой руки лежит на ладони левой). Лисичка спит в норе (руки переворачиваются, левая рука сжимается, пряча правый кулачок).

Жучок спит под листочком (левая ладошка выпрямляется над правым кулачком),

Собачка в конуре (руки сложены «домиком» над головой, шея вытянута).

(Е. Железнова) После разминки воспитатель предлагает детям рассадить (приклеить) птичек на дерево (оно заранее нарисовано на большом листе ватмана). Больших птиц надо посадить низко, на большие (широкие, длинные) ветки, а маленьких - высоко, на маленькие (узкие, короткие) ветки (закрепление математических навыков).

Затем воспитатель предлагает детям спеть попевку Е. Тиличеевой «Птенчики», подыгрывая на металлофоне. Далее проводится игра «Птицы и птенчики», по принципу игры, предложенной Н. Г. Кононовой. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки (до 1 и до 2) и предлагает детям показать на аппликации, которую они сделали, кто поет эту песенку: мама-птица или птенчик, и спеть вместо птички песенку высоким или низким голосом.

На музыкальном занятии можно начать разучивание или повторить ранее выученную песню о воробьях или любую песню о птицах, например, «Воробей», музыка и слова И. Конвенан; провести игру «Воробушки и автомобиль», автор Л. Михайлова («Музыка в детском саду», сост. Ветлугина Н. А., «Музыка», 1989).

Во второй половине дня можно провести игру «Наш оркестр», автор Н. Г. Кононова. Воспитатель говорит детям, что им пришла посылка. Показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает детям (предварительно нужно на занятиях познакомить детей с музыкальными инструментами). Все играют на инструментах так, как им хочется. После «творческой» игры воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы или кто-то из родителей.

«День музыки» в старшей группе («Есть волшебная страна, где сказка с музыкой дружна»)

Воспитатели заранее готовят книгу сказок. На каждой странице изображены герои сказки. Можно предложить детям нарисовать своих любимых сказочных героев, а затем собрать все иллюстрации в книгу сказок. Но это уже будет сюрпризом для ребят.

Воспитатель сообщает детям, что они совершат интересное, увлекательное путешествие в страну сказок, где обязательно звучит музыка. А поможет им путешествовать «Книга сказок». Открывается первая страница.

Воспитатель.

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына

Шалунишку...

(Буратино )

Молодцы, ребята. Быстро вспомнили имя главного героя сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Для него написано немало музыкальных произведений. Но давайте вспомним, звучала ли музыка на страницах этой книги.

Если дети затрудняются ответить, педагог задает им наводящие вопросы: «Кем работал папа Карло? (Шарманщиком.) Что такое шарманка? (Музыкальный инструмент, который выводил одну и туже мелодию.)

Воспитатель. Сейчас давайте послушаем пьесу Д. Шостаковича, которая так и называется - «Шарманка».

После прослушивания дети делятся своими мнениями о пьесе. Если дети уже знакомы с данным произведением, можно предложить оркестру детских музыкальных инструментов исполнить эту пьесу («Музыкальный руководитель», № 65, 2006).

Открывается следующая страница книги.

Воспитатель.

Маленькая девочка к бабушке идет,

И в подарок бабушке корзиночку несет.

А в корзинке - пирожки, до чего же хороши!

Узнали эту сказку? Правильно, это сказка Ш. Перро «Красная Шапочка». А сейчас мы с вами поиграем.

Проводится игра «Узнай сказку», авторы Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. Детям

раздают по две квадратные карточки с изображением Красной шапочки и Серого волка. Дети слушают трехчастную пьесу Г. Левкодимова «Красная Шапочка и Серый волк», в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. (Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 1986, с. 89-91). После прослушивания пьесы дети выкладывают карточки с изображением героев в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, то есть менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Открывается следующая страница книги.

Воспитатель.

«Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел!»

Отгадайте без подсказки,

Из какой же это сказки?

( «Колобок» )

Да, ребята, - это русская народная сказка «Колобок». А я вам сейчас предлагаю спеть песенку, которая так и называется.

Дети исполняют песню Г. Струве «Колобок» («Музыкальный руководитель», № 5, 2004). Можно предложить одному ребенку исполнить роль Колобка и солировать во втором и третьем куплете. Дети образуют круг, в центре - Колобок. В конце песни дети пытаются поймать Колобка.

Открывается следующая страница книги.

Воспитатель.

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят» ).

Все сказки вы, ребята, знаете. Козлята в этой сказке были очень веселые, озорные. Они очень любили играть. Вот и мы сейчас поиграем. Посмотрим, какие вы внимательные и ловкие.

Проводится игра «Построй фигуру», авторы И. Г. Галиченко, М. А. Михайлова. Дети двигаются врассыпную по залу под музыку. С окончанием музыки они должны построиться так, как показано на карточке (карточки с изображением круга, змейки, два концентрических круга, полукруга, прямой линии, треугольника и т. д.). Дети слушают музыкальное произведение.

Открывается страница книги, на которой изображены лес, птицы, солнышко, тучка с дождиком, шмели, цветы-колокольчики, ручеек.

Воспитатель.

Страница открывается,

Сказка начинается!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А какая же это сказка? Вы, ребята, не знаете? Я предлагаю самим сочинить сказку, только сказку не простую, а музыкальную. Вы поможете мне ее спеть.

В тех местах, где стоят точки, воспитатель делает паузу, а дети голосом исполняют вокальные импровизации. Методика предложена М. А. Давыдовой.

Воспитатель. Настало утро. Выглянуло солнышко. Сначала оно своим первым лучом

разбудило птиц. -......, застучал дятел -......,

запела кукушка -......, послышалось пение

иволги -....... Затем солнышко ласково дотронулось до ручейка, и он весело зажурчал -

.......Разбудило солнышко теплый ветерок, и он

тут же зашумел в зеленых листьях деревьев -....... Потом ветерок качнул маленькие лиловые колокольчики, и они запели свою песенку -

....... Ну вот, ветер пригнал тучку и пошел

дождик -....... Потом тучка ушла, вновь выглянуло солнышко, застрекотали кузнечики -

......, загудели шмели -......, запели птицы -

......, весь лес запел -.......

Замечательная у нас получилась сказка. А сейчас я предлагаю вам послушать произведение Э. Грига «Утро».

По окончании прослушивания педагог просит детей рассказать, о чем оно. Раздает ребятам краски, листы бумаги, кисточки.

Воспитатель.

А что услышал ты, дружок?

Бери-ка краски, кисть, листок.

Рисуй, что представлял, мечтая,

От звуков нежных замирая.

Дети в своих работах передают впечатления, полученные после прослушивания произведения. Во время выполнения задания можно прослушать произведение еще раз. Затем устраивается выставка работ «О чем рассказала музыка».

Воспитатель. А эту сказку вы еще не слышали. На этой странице изображен городок «Динь-динь». Сказка называется «Городок в табакерке», а написал ее В. Одоевский. Хотите послушать?

Читает детям сказку В. Одоевского «Городок в табакерке».

Во второй половине дня проводится досуг для детей старшей и подготовительной групп «Волшебные звуки музыки».

«День музыки» в подготовительной группе («Задания принцессы Домисольки»)

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от принцессы Домисольки. Она живет в королевстве Волшебных звуков, где правит король Скрипичный ключ. А еще в этом королевстве живет сама Фея музыки. Сегодня они обещали прибыть к нам в гости, но для того, чтобы мы могли с ними встретиться, необходимо выполнить задания, которые нам приготовила принцесса Домисолька. Вы готовы? Тогда начнем! Задание первое - отгадать загадки.

1.

У какого инструмента есть и струны, и педаль?

Угадать его не сложно: это старый наш...

( Рояль )

2.

Голос трепетный, высокий узнаем мы без ошибки,

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный.

(Скрипка ).

3.

Веселая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где-то струйка звенела.

А может, в траве колокольчик звенел?

А может, не птичка, а ветер свистел?

Веселую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка.

( Флейта )

4.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Сам пустой.

Голос густой.

Дробь отбивает.

Шагать помогает.

(Барабан)

5.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны

Но она - любовь страны!

(Балалайка)

6.

Ну-ка, кнопки нажимай и тихонько подпевай.

Растяни меха немножко и сыграй нам на.

(Гармошке )

7.

Ее голос басовит,

Всех она перекричит.

Бу-бу-бу, ба-ба-ба,

Заиграла вдруг.

(Труба)

А сейчас берите инструменты и давайте исполним песню «Лесные музыканты».

Дети исполняют песню «Лесные музыканты», сл. Ал. Дмитриева, Т. Собакина, муз. А. Цимбалюка. На сильные доли припева дети играют на музыкальных инструментах.

Воспитатель.Второезадание - запомнить цифру.

Проводится игра «Запомни цифру», автор Г. И. Анисимова. Дети должны запомнить цифру, названную ведущим. Под музыку дети свободно двигаются по залу. Ведущий называет цифры в любом порядке. Услышав цифру, которую надо было запомнить, игроки должны остановиться и хлопнуть в ладоши над головой. Рекомендуется между повторением заданной цифры использовать длительные отрезки, таким образом обостряется слух и развивается внимание. (Музыкальное сопровождение по выбору педагога.)

Воспитатель. А теперь - третье задание. Выполняя его, нужно быть очень внимательным: спеть песню, но только тогда, когда придет очередь каждого участника.

Проводится игра «Эстафета», автор М. А. Давыдова. В ходе игры выученную песню поют не все дети хором, а каждый ребенок (по очереди) исполняет лишь кусочек куплета или припева. Обычно текст исполняется по фразам, по строчкам. Песня может быть использована любая, главное, чтобы дети хорошо ее знали.

Воспитатель. А вот и четвертое задание. Все дети сейчас превратятся в сказочных героев, но движения этих героев будут не простые, а музыкальные.

Проводится игра «Сказочные герои», авторская разработка М. А. Давыдовой. Во время игры звучит нужная музыкальная пьеса, и все ребята должны будут, превращаясь поочередно в героев разных сказок, двигаться в ритме звучащей музыки. Например:

1. Иван-царевич скачет на Сивке-Бурке (музыкальное сопровождение: «Игра в лошадки» П. И. Чайковского) - руки вытянуты вперед, дети «держат за уздечку коня», исполняют подскоки, переходящие в шаг с подскоком.

2. Летит Жар-птица (музыкальное сопровождение: «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица») - легкий бег на носочках.

3. Шагает в кукольный театр Буратино (музыкальное сопровождение: «Тарантелла» С. С. Прокофьева) - руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, ходьба утрированная, с высоким подниманием колена и зафиксированной стопой.

4. Летят Гуси-лебеди (музыкальное сопровождение: «Как пошли наши подружки», рус. нар. песня) - легкий бег на носочках, руки вытянуты в стороны, плавные взмахи руками, шея вперед.

5. Гномы идут мелкими шажками (музыкальное сопровождение: «Халлинг» Э. Грига) - корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу.

Воспитатель. Вот пятое задание - принцесса Домисолька хочет проверить, хорошо ли вы знаете композиторов и их произведения.

Проводится игра «Угадай-ка». Воспитатель раскладывает на столе портреты композиторов. Включает отрывок из какого-либо произведения. Дети должны назвать произведение и его автора (выбрать на столе портрет композитора, который написал данное произведение).

Например:

1. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

2. Д. Б. Кабалевский « Клоуны».

3. Э. Григ «Утро».

4. С. С. Прокофьев, тема Пети из симфонической сказки «Петя и волк».

5. М. И. Глинка «Полька». Воспитатель. Задание шестое. Дети, наверное, немного устали и принцесса Доми-солька предлагает сделать зарядку.

Проводится гимнастика «Теремок», автор М. Ю. Гоголева. Музыкальное сопровождение - русская народная песня.

Стоит в поле теремок, Делают «крышу»

теремок. надголовойПриседают

Он не низок, не высок, на слове «низок», вста-

не высок. ют на слове «высок».

На двери висит замок, Сцепляют пальцы рук

да замок. в «замок» так силь-

Кто бы тот замок нам но, чтобы пальцы пок-

открыть помог? раснели. Кивают го-

Слева зайка, справа мишка ловой влево, вправо. - Отодвиньте-ка задвижку! Тянут руки в разные Слева ежик, справа волк. стороны, но пальцы Нажимайте на замок! остаются в замке.

Зайка, мишка, ежик, волк Кивают головой влево, Открывают теремок. вправо. Сильнее сжи-

мают пальцы. «Открывают замок» -разводят руки в стороны.

Воспитатель. Задание седьмое - принцесса Домисолька спрашивает, какая песня нравится каждому из вас и почему. Просит рассказать об этом, а потом нарисовать свою любимую песню. (Все рисунки детей можно сложить в один альбом «Мир поющий так чудесен, много в нем прекрасных песен!».)

Во второй половине дня проводится досуг «Волшебные звуки музыки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развлечение

для старших дошкольников «Волшебные звуки музыки»

Музыкальный зал украшен различными музыкальными знаками, воздушными шарами. На центральной стене расположен нотный стан. На столе лежат ноты. Ведущий.

Тихо, тихо сядем рядом.

Входит музыка в наш дом, В удивительном наряде,

разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены,

вся земля видна вокруг: Плещут волны речки пенной,

чутко дремлют лес и луг, Вдаль бегут степные тропки,

тают в дымке голубой...

Это музыка торопит и зовет нас за собой!

(К. Ибряев)

Звучит фрагмент произведения Ф. Шуберта «Аве Мария». Входит Фея музыки. Фея музыки. Я рада встречи с вами, дети Сегодня я у вас в гостях. Пусть семь веселых нот сегодня Зазвучат во всех краях. Наша встреча сегодня будет очень необычной. Будет звучать музыка, мы будем с вами петь танцевать, играть на музыкальных инструментах - нас повсюду будет сопровождать музыка. Сегодня к вам в гости придут король Скрипичный ключ и принцесса Домисолька. По моему, они уже близко.

Входят принцесса Домисолька и король Скрипичный ключ.

Принцесса Домисолька. Вот нотный стан перед тобой, Он удивительный такой! На нем найдете вы семь нот, Он нас в мир музыки ведет!

(Т. Соболева)

Король.

Скорее ноту выбирай

И задание выполняй! (Предлагает кому-нибудь из детей выбрать одну из нот). Есть у каждой ноты дом. Где живешь ты, нота До? Здесь, на маленькой скамейке, На добавочной линейке. (Ставит ноту на нотный стан).

Ноту следующую возьмете, Если песню нам споете! Дети исполняют песню «Музыка», слова и музыка О. Романовой. Фея музыки. Нота Ре, где ты живешь? Где ты песенки поешь? Отгадать сумей-ка: Под первою линейкой! Ребенок.

Льется музыка рекой. Вьется нотною строкой. Снова звуков половодье Захлестнуло все вокруг, И кораблики мелодий Выплывают из-под рук!

(К. Ибряев).

Ребенок.

Выступление оркестра Вы увидите сейчас.

Любят музыку ребята, Постараются для вас!

Оркестр детских музыкальных инструментов исполняет любое произведение по выбору музыкального руководителя. Принцесса Домисолька. Смотри, запомни и пойми На первой - нота Ми. (Ребенок берет ноту и ставит ее на место.) Ребенок.

Вот мелодия звучала, Вдруг куда-то убежала! Но потом опять явилась, В кружева принарядилась! Отдохнув, пошла плясать, Каблуками ударять, И кружась, подмигивать. И в басах подпрыгивать! Дети исполняют пляску по выбору музыкального руководителя. Фея Музыки. Между первой и второй Фа глядит в окошко: Между первой и второй Тесно ей немножко. А сейчас прошу внимания, Есть у нас для вас задание! (Ребенок ставит ноту на место.)

Нужно отгадать название песни. Итак, будьте внимательны.

1. В какой песенке есть насекомое, «совсем как огуречик»? («В траве сидел кузнечик»)

2. Как звали мальчика, который не любил копать картошку? (Антошка).

3. В какой песне прилетает волшебник в голубом вертолете? («Песенка Крокодила Гены»).

4. На каком острове можно есть кокосы и бананы? («Чунга-чанга»).

5. В какой песне герои лежали на солнышке и пели об этом песню? («Песенка Львенка и Черепахи»).

Король.

На второй линейке Соль С нотой Фа встречается. Вместе их произнесем -Слово получается. (Ребенок ставит ноту на место).

Ребенок.

Все вокруг звучит, поет, Музыка во всем живет. Сочинять мы любим песни И попробуем все вместе!

(Л. Красс).

Дети сочиняют песни на заданный текст.

1. Светит солнышко с утра Нам гулять идти пора.

2. Дождь стучит к нам в окна, Все вокруг промокло.

3. Расцвели в саду цветы

4. Небывалой красоты.

(Можно использовать стихи А. Барто «Игрушки» или любые другие по выбору музыкального руководителя).

Принцесса Домисолька. «А вы меня заметили?» -Спросила нота Ля. «Пою я детям песенки

Тра-ля-ля-ля-ля-ля!» (Ребенок ставит ноту на место).

Ребенок.

Мы споем для вас, друзья. Просто так на слоге Ля. Дети исполняют «Вальс», музыка Е. Тели-чеевой (сборник «Учите детей петь» (6-7 лет), составители Бекина С. И., Орлова Т. М.). Фея Музыки. На линейке третьей «СИ», На самой серединке: «Спою, когда ни попроси, Я звонко без запинки». (Ребенок ставит ноту на место). Ребенок.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си -Спеть ребят попросим мы. И об этом всем нам с вами Скажет «Песенка о гамме». Дети исполняют песню Г. Струве «Песенка о гамме». Король.

Птица-Музыка крыльями машет, Не кому-нибудь машет, а мне. Словно солнышки рыжих ромашек Расцветают на нашем окне. Принцесса Домисолька. Дождь и снег будут сыпаться с веток, Будут люди опять и опять Из роялей, как будто из клеток, Птицу-Музыку в мир выпускать! Фея Музыки. Ровно семь цветов у радуги, А у музыки семь нот, На земле для нашей радости Вечно музыка живет!

(Е. Зитта).

Фея Музыки хвалит детей за выполненные задания, награждает «орденом Скрипичного ключа».

Под музыку дети выходят из зала. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.