М. Б. Зацепина
Скоро праздник осени
С давних времен у всех народов мира существуют праздники, связанные со сбором урожая, посвященные щедрой природе, которая дарит людям урожай зерна, овощей и фруктов. Природа благодарит тружеников земли за их труд и заботу. Праздничный отдых, связанный с окончанием полевых работ, как бы завершает годовой цикл календарно-обрядовых праздников.
Народные праздники, связанные с урожаем, стали не так популярны в последнее время в дошкольных учреждениях. В основном они получили направленность прощания с летним или осенним периодами года, то есть приобрели характер сезонности. Такой подход может иметь место в практике, многие опубликованные сценарии именно так и называются: «Здравствуй, Осень!», «Осенний бал», «Осенний праздник». Все подобные сценарии построены традиционно - воспевается красота осеннего сезона.
Но еще совсем недавно в практике работы детских садов присутствовали праздники, где тема урожая, крестьянского труда были обязательной составляющей. Сегодня, когда вопросы нравственного воспитания и приобщения детей к народным традициям стоят особенно остро, целесообразно обратиться к опыту прошлых лет и показать ребятам, что люди в разных странах по-разному относятся к окончанию полевых работ, но есть и то, что всех людей объединяет - это радость за выращенный урожай, которая выражается в танцах, хороводах, песнях, играх, в возрождении народных традиций и обрядов.
Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Знакомство детей с тем, как отмечают праздник урожая в разных субъектах Российской Федерации, и на этой основе знакомство с людьми разных национальностей, народными костюмами, песнями, танцами имеет огромное воспитательное и познавательное значение. Усвоение тех или иных компонентов народной культуры оказывает эффективное влияние на воспитание у ребенка толерантности по отношению к детям другой национальности. Это особенно важно, если дошкольное учреждение многонациональное.
При организации праздника, посвященного урожаю, следует помнить, что:
• народные праздники - это парад итогов труда, музыки, песен, игр, состязаний;
• воспитательная ценность праздника определяется источником его происхождения; в данном случае сельскохозяйственной, сезонной деятельностью человека;
• проведение праздника предполагает нравственную, эстетическую, развивающую цели, а также цель формирования праздничной культуры - приобретение знаний о традициях, обычаях (одежда, танцы, песни и т. д.);
• праздник урожая проводится коллективом; при его организации следует учитывать взаимосвязь отдельно взятого ребенка и коллектива в целом (особенно, если праздник построен на основе ознакомления детей с традициями и обычаями народов России).
Прежде чем начать подготовку к осеннему празднику, следует продумать, на что он будет направлен: на воспевание красоты, пропаганду экологии или возрождение народной традиции - праздновать праздник урожая. Если решено проводить праздник урожая, то можно придерживаться следующих направлений работы:
• выявить национальный состав группы,
• изучить особенности праздничной культуры детей разных национальностей, посещающих детский сад;
• познакомить ребят с географическим положением субъекта Федерации или страны, костюмами, танцами, песнями, играми и хороводами;
• со старшими детьми обсудить и выбрать, какой именно будет проведен праздник - «Осенняя ярмарка» или «Праздничное гуляние», посвященное окончанию полевых работ, «Праздник урожая».
В зависимости от всего вышеперечисленного составляют сценарий праздника. Немаловажное значение имеет оформление зала, в котором дети должны принять активное участие.
Предлагаем вашему вниманию два сценария: праздник «Осень в Простоквашино» для детей 4-5 лет (из опыта работы музыкального руководителя И. И. Жуковой (г. Са-ров)) и «Праздник урожая» для детей 5-7 лет (из опыта работы музыкального руководителя Т. Б. Халезовой (г. Москва)).
Праздник «Осень в Простоквашино» (для детей 4-5 лет)
Ведущий.
Вот художник, так художник.
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим.
Кто художник этот?
Дети. Осень!
Дети исполняют песню «Художник» (инсценировка) (муз., сл. С. Караваевой).
Звучит музыка Г. Свиридова, входит Осень и исполняет «Танец Осени».
Осень. Вы обо мне, а вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенние сады и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь Крепко подружиться. Но сначала мы все вместе Споем про царицу-Осень песню. Исполняется песня «Осень», муз. Вересокиной. Осень.
Принесла я вам загадки, Все они росли на грядке. На полях, в лесу, в саду. Вы готовы ли к труду? Чтоб на праздник урожая Нам даров земли набрать. Все готовы отвечать? Значит, можно начинать. Загадки:
Круглое, румяное, я расту на ветке Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)
В лесу на тонкой ветке Вдруг выросли конфетки. Для мальчиков и девочек, И для рыжих белочек.
(Орехи)
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает?
(Дождь)
Исполняется песня «Дождик», муз. Слонова (оркестр музыкальных инструментов). 1-й ребенок. Осень, для тебя у нас Небольшой подарок есть. Все сюда! Веселый танец Танцевать мы будем здесь! Исполняется танец «Нам весело», муз. Бранора. Осень.
Я на праздник без подарков никогда не прихожу.
За старанье и смекалку письмо вот это вам прочту.
Письмо: «Дорогие ребята! В этом году в Простоквашино вырос небывалый урожай овощей. Очень прошу приехать в Простоквашино и помочь Матроскину и Шарику собрать урожай! А я учусь в школе, в первом классе. Уроков задают много. Приехать в Простоквашино не могу. Заранее вам благодарен, ваш друг Дядя Федор!»
Ребята! Надо выручать друзей Дяди Федора! Поедем в Простоквашино помогать собирать урожай! На чем можно отправиться в Простоквашино? (Ответы детей.)
Осень. Я предлагаю отправиться в Простоквашино на автобусе.
Исполняется песня «Голубой автобус», муз. и сл. А. Филиппенко, затем песня «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан.
Осень. Приехали! Вот и Простоквашино. Какая деревня красивая, кругом лес, поле и речка рядом! А вот и кот Матроскин с Шариком нас встречают!
Звучит музыка. Вбегают кот Матроскин и Шарик.
Матроскин. Здравствуйте, ребята! Дети. Здравствуй!
Матроскин. А вы зачем к нам в Простоквашино пожаловали? (Ответы детей, Осени.)
Матроскин. Шарик, ты посмотри, как много у нас помощников. Помощников много, а овощей еще больше. Сейчас загадки загадаю, что у нас выросло на грядке. Вы готовы отвечать? Значит, можно начинать! Загадки:
Красная девица сидит в темнице, А коса на улице.
(Морковь) Над землей трава, Под землей алая голова.
(Свекла) Кругла, а не шар, С хвостом, а не мышь, Желта, а не мед И вкус не тот.
(Репа)
Матроскин. Последняя загадка: Сидит матрешка на одной ножке, Закутана, запутана.
(Капуста) Есть срочное задание -Доставить урожай! Начнем соревнование. Машину загружай!
Проводится аттракцион: «Собери овощи». В нем участвуют две команды: команда Матроскина и команда Шарика. Матроскин. Ой! Беда! Беда! Осень. Что случилось, Матроскин? Матроскин. Пока урожай собирали, корова Мурка заблудилась.
Осень. Не переживай, Матроскин! Мы сейчас ее песенкой позовем!
Исполняется песня «Далеко на лугу», обр. А. Пахмутовой, затем песня «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской.
Входит корова и исполняет «Танец коровы». Матроскин. А вот и Мурка моя нашлась. Спасибо вам, ребята, за то, что корову мою помогли найти. Крепче за руки держитесь, в хоровод все становитесь.
Дети, Матроскин, Шарик и Корова исполняют танец под русскую народную мелодию.
Матроскин. Спасибо, ребята, что помогли нам собрать большой урожай и Мурку мне помогли отыскать. Пора мне с вами прощаться. Приезжайте к нам еще в гости. Такие помощники, как вы, нам всегда нужны. До свидания, ребята!
Матроскин и корова уходят под музыку.
Осень.
Я на праздник без подарков
никогда не прихожу.
За старанье и смекалку
всех вас щедро награжу.
Осень раздает подарки - угощенья и говорит: «А теперь и мне пора, до свидания детвора!»
Сценарий «Праздник урожая» (для детей 5-7 лет)
Зал празднично украшен. На центральной стене висит панно «Осень» (фотообои). На окнах и пианино стоят вазы с осенними листьями и цветами. Под звуки «Сентиментального
вальса» П. И. Чайковского в зал вбегают дети с осенними листьями в руках и танцуют (движения свободные).
По окончании танца дети стоят врассыпную. Ведущий. Вот и осень половину Срока своего прошла. Скоро птицы нас покинут, Их умолкнут голоса.
1-й ребенок. Солнышко неярко светит Сразу вслед за сентябрем Заглянул в окошко месяц Что зовем мы октябрем.
2-й ребенок.
Это листьев увяданье Рощ, полей, лесов, лугов Это с летом расставанье, Ожиданье холодов.
Дети исполняют песню «Осень», муз. А. Александрова, сл. Н. Пожаровой.
3-й ребенок.
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах. Это платье золотое У березы на плечах,
4-й ребенок.
У калины, у рябины Вьются стаями дрозды. Под окошком георгины Красотой своей горды.
5-й ребенок. Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
6-й ребенок. Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли.
Дети исполняют песню «Улетают журавли», муз, В. Кикты, сл. В. Татаринова. Ведущий.
Все летит - должно быть, это Улетает наше лето.
(Е. Трутмева) Звучит «Сентиментальный вальс», и дети, положив осенние листья на ковер, садятся на места. Ребятам предлагают почитать стихи об осени (2-3 четверостишия). Ведущий.
Под тихий шелест листопада, Под крик печальный журавлей С корзиной яблок, груш и винограда Шагает осень мягкой поступью своей. В зал входит Осень. Осень.
Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья. Не виделись мы целый год, За летом следом мой черед. Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я - осень золотая Спешу на праздник к детям. Богатым урожаем Мы этот день отметим. Ой, какой у вас здесь был листопад. Сколько красивых листьев на ковре. Давайте сплетем из них веночки.
Проводится игра «Сплети венок» - 2-3 ребенка выкладывают на ковре венки из листьев. Все остальные ребята решают, у кого венок больше и красивее.
Далее проводится игра «Кто соберет больше листьев».
Осень. Дети, посмотрите на мою красивую корзинку с фруктами и овощами. А если я загадаю вам о них загадки, вы сможете отгадать? Вот послушайте. Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да круглые, Вот какие крупные. Летом зеленеют, Осенью краснеют.
А на этой грядке Горькие загадки.
Тридцать три одежки, Все без застежки. Кто их раздевает, Тот слезы проливает.
А на этой грядке Длинные загадки. В этой грядке Дед Мороз Прячет летом красный нос.
А на этой грядке Толстые загадки. Сам алый сахаристый, Кафтан зеленый бархатистый.
И на горке и под горкой Под березкой и под елкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. Ведущий.
Осень, а теперь тебе загадку Ты позволь нам загадать. Отгадаешь - будут дети Тебе песни исполнять. Что за время: будто в сказке Водит осень листья в пляске
И качаются, летят, Под ногами шелестят. Осень. Это листопад. Дети исполняют песню «Закружила осень», муз и сл. М. Быстровой.
Осень. А вот вам еще одна загадка: Ночью по крыше стучит, Барабанит и шумит. Дети. Это дождь. Выбегает девочка с зонтиком.
1-й ребенок.
Нам совсем не страшно Бегать под дождем. Если дождик сильный, Зонтики возьмем.
Дети исполняют танец с зонтиками.
2-й ребенок. Дождик, дождик, Ты длиннющий,
Ты от неба до земли. Дождик, дождик, Пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли. Дети исполняют песню «Грибы», муз. Т. Попатенко, сл. А. Кузнецовой.
Осень. Вот как раз в моей корзине есть разные грибы. Давайте-ка соберем урожай грибов.
Проводится игра «Кто соберет больше грибов».
Осень. Дети, а что еще собирают в лесу осенью?
Дети. Ягоды.
Ведущий. Осень, послушай стихотворение об очень красивой и полезной ягоде - калине.
Ребенок читает стихотворение Е. Поз-нанской «Калинка».
Затем исполняется хоровод под песню «У калинушки», муз. и сл. Ю. Михайленко. На вступление выходят девочки в красных юбочках с красными платочками в руках и исполняют хоровод (вместо платочков можно сделать веночки из калины).
Ведущий. Сейчас собирают урожай на полях, огородах, в садах и лесах. А у нас в огороде урожай хорош.
Выбегают дети в костюмах овощей: лук, капуста, салат, морковка и садятся рядами - получаются грядки.
Ведущий. У нас в огороде есть сторож. Сторожит он свои грядки Очень любит он порядки. Вот он, кажется, идет В свой любимый огород.
В зал входит Ваня-сторож. Проводится инсценировка «Гости ходят в огород», муз. Д. Кабалевского, В. Викторова. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Хор — хоровод.
Солисты: Ваня, Петух Петрович, Гусак Гаврилыч, Коза Козловна, Баран Бараныч, Бычок Богданыч. Хоровод (хор) 1. Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот: Грядки полет нынче Ваня, Поливает огород. Ваня
Ох, трудна моя работа, Ох, болят спина и бок. Ох, устал я отчего-то, Эх, пойду вздремну часок.
Ваня и хоровод Ох, устал я (он) отчего-то, Эх, пойду (пойдет) вздремну (вздремнет) часок. (Ваня уходит.) Хоровод
2. Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот. На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород. (В ворота входит петух.) Петух
Вот и я, Петух Петрович, Ко-ко-ко, хозяев нет. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед. Петух и хоровод. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед.
Хоровод
3. Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот.
На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород. (Входит гусак.) Гусак
Вот и я, Гусак Гаврилыч, Га-га-га, хозяев нет. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед. Гусак и хоровод. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед. Хоровод
4. Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот.
На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород. (Входит коза.) Коза.
Вот и я, Коза Козловна, Мэ-мэ-мэ, хозяев нет. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед. Коза и хоровод. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед. Хоровод.
5. Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот.
На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород. (Входит баран.) Баран.
Вот и я, Баран Бараныч, Бэ-бэ-бэ, хозяев нет. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед. Баран и хоровод. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед. Хоровод.
6. Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот.
На лежанке дремлет Ваня, Гости ходят в огород. (Входит бычок.) Бычок
Вот и я, Бычок Богданыч, Му-му-му, хозяев нет. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед.
Бычок и хоровод. Хорошо, когда на грядке Для тебя готов обед. Хоровод.
7. Нынче Ваня очень занят, У него не счесть забот. Только встал с лежанки Ваня, Гости мигом из ворот.
(Ваня входит. Гости разбегаются, Ваня ловит их, все останавливаются.) Ваня.
Где морковь и где капуста? Лук исчез, пропал салат. Ой, беда, на грядках пусто, Не поймешь, кто виноват. Хоровод и Ваня. Ой, беда, на грядках пусто, Ты (Я) один тут виноват! После инсценировки в зал вбегают Петух и Коза. Петух.
Не тужи, голубчик Ваня! Ни к чему так горевать! Мы пришли к тебе сегодня Праздник радостный встречать. Коза.
Но ты все же Должен знать. Если взялся охранять, Так не надо засыпать! Ваня.
Ну, спасибо! Буду знать.
А сейчас пошли плясать. Исполняется хоровод под песню «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Осень. Праздник урожая празднуют во всех странах. На праздниках люди играют в свои национальные игры, танцуют танцы. Вот и к нам сегодня приехали гости из...
В зал входят трое детей - два мальчика и девочка с ярким платком в руке, в национальных костюмах.
Осень. Здравствуйте, дорогие гости. Вы собрали хороший урожай? Покажите нам какую-нибудь игру, в которую вы играете на празднике урожая.
Проводится игра «Кто скорей возьмет платок». Мальчики «садятся» на лошадок (палочка с головой лошадки) и скачут вокруг по залу, а девочка держит высоко платок. Мальчик должен взять этот платок у девочки. Кто первый это сделает, тот и победил.
Игра несколько раз повторяется (с другими участниками).
Осень. А еще к нам еще приехали гости из Белоруссии. У них в этом году очень хороший урожай бульбы. Вы знаете, что такое бульба? Так белорусы называют картошку. Значит, они собрали хороший урожай картошки. Входите, гости дорогие. Здравствуйте.
В зал входят двое детей - девочка и мальчик в национальных костюмах - с корзинками, наполненными картошкой.
Осень. Скажите, какие национальные танцы и игры у вас бывают на празднике урожая.
Мальчик. Мы очень любим бульбу, вот и вам мы привезли ее. На празднике мы танцуем под нашу белорусскую мелодию «Бульба». Этот танец мы сейчас для вас и спляшем.
Дети исполняют танец «Бульба», национальная белорусская мелодия.
Осень. А с картошкой что будем делать? Наверное, играть в игру «Кто соберет больше бульбы»?
Проводится игра: «Кто больше соберет бульбы».
Ведущий. К нам приехали еще гости из солнечной Молдовы, где собирают большой
урожай винограда, абрикосов, яблок, черешни и овощей.
В зал входят двое ребят с подносами, полными нарезанных овощей и фруктов.
Мальчик. Здравствуйте, дорогие дети. Мы привезли вам овощи и фрукты. Сначала мы с вами поиграем в игру «Узнай по вкусу», а потом мы вас всех угостим ими.
Проводится игра «Узнай по вкусу». Дети с закрытыми глазами должны узнать, чем их угостили. В игре могут принять участие и взрослые, и родители.
Затем всех участников праздника обносят лежащими на подносах фруктами и овощами, и каждый берет то, что он хочет.
Ведущий. Ну вот, дети, и пришла пора прощаться с Осенью.
Осень.
Пора мне уходить, ребята,
Но в том не осень виновата.
За мною вслед зима идет
И Новый год с собой ведет.
А к вам я вновь, друзья, приду,
Но только в следующем году.
Осень кланяется всем и убегает из зала. Дети покидают зал. ■