Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста'

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1780
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ / ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпекина Нина Ивановна

Изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающему. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению через мимику, пантомимику, жесты, позы. При этом ребенок, опираясь на внешнее проявление тех или иных эмоций, пытается угадать смысл поведенческих реакций, настроение и многое другое, а также изменять свое поведение в зависимости от другого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпекина Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

И§И

Н. И. Карпекина, педагог-психолог МДОУ «Центр развития ребенка Детский сад № 6», г. Троицк Московской области

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающему. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению - через мимику, пантомимику, жесты, позы. При этом ребенок, опираясь на внешнее проявление тех или иных эмоций, пытается угадать смысл поведенческих реакций, настроение и многое другое, а также изменять свое поведение в зависимости от другого человека.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Занятия по развитию эмоциональных процессов, помимо изучения самих эмоций, несут в себе и другие важные характеристики психологического здоровья ребенка: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, более тонкое чувствование внутреннего мира других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и т.д.

Конспекты занятий по ознакомлению с эмоциями

Цель:

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• познакомить детей с основными эмоциями: радость, грусть, удивление, горе, страх;

• развивать умения передавать данные эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, жесты, пантомимика, художественные средства);

• учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей; научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);

• помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, печаль и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию;

• способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, сплочению коллектива;

• формировать чувство ответственности, эмпатию, самоконтроль;

• обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

Организация занятий

Занятия проводятся с группой, состоящей из 10-12 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность одного занятия — от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей.

Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.

Правила проведения занятий

• главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей;

• не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа;

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

• создайте условия для равноправного общения детей на занятии;

• соблюдайте принципы психологической безопасности - упражнения и игры не должны пугать и настораживать детей;

• малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят;

• занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие;

• каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе);

• между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, закрепляя, таким образом, пройденный материал.

Методические приемы

• беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;

• рассматривание иллюстративного материала;

• чтение стихов, потешек, рассказывание сказок;

• использование музыкальных средств;

• словесные и подвижные игры;

• рисование эмоций;

• проигрывание этюдов.

Занятие № 1. «Радость»

Задачи занятия:

• познакомить детей с эмоцией радости;

• развивать умение проявлять это чувство, используя мимику, жесты, пантомимику;

• отражать эмоцию радости в рисунке, используя графические средства выразительности.

Материал к занятию: иллюстрации, отражающие разные эмоциональные состояния; Раздаточный материал:

• набор пиктограмм (радость, горе, страх, удивление и др.);

• зеркало;

• альбомный лист бумаги, набор карандашей;

• магнитофон, аудиозапись веселой мелодии.

Ход занятия

Предлагаю детям ответить на вопросы: «Что такое радость?» «Что вы делаете, когда радуетесь?»

Если вам смешинка в рот Вдруг случайно попадет, Не сердитесь, не ворчите, Хохочите, хохочите! (М. Дружинина) Воспитатель. Представьте, что смешинка попала вам в рот. Давайте похохочем и посмотрим на себя в зеркало. Понравились вы сами себе?

Прошу нескольких детей отобрать из предложенных иллюстраций те, на которых изображены эмоции радости.

Вспомнить с детьми художественные произведения - сказки, стихи, песенки, в которых отражено чувство радости.

Предлагаю послушать отрывки из произведений К. Чуковского:

1. Рады,рады,рады Светлые березы,

И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины. И на них от радости Растут апельсины.

2. Стали зайки на лужайке Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата, Как веселые котята, Прямо к дедушке мохнатому Толстопятые бегут: «Здравствуй, дедушка, мы тут!» Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

3. Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!!!»

4. И обрадовались блюдца:

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

И танцуют и смеются -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

• Краткая беседа по каждому прочитанному отрывку.

• Предложить детям нарисовать радость так, как они это себе представляют.

• Индивидуальная помощь детям в ходе занятия.

• По окончании работы рисунки рассматриваются. Отмечаются наиболее выразительные.

• Прошу детей из своих наборов пиктограмм выбрать ту, которая отражает настроение ребенка в данный момент.

• Если кому-то не очень весело, предложить всем детям встать в хоровод, спеть веселую песенку.

• Под веселую музыку дети танцуют радостный танец, кому как нравится.

Занятие № 2. «Горе»

Задачи занятия:

• познакомить детей с эмоцией горя, печали;

• учить различать эмоцию по пиктограммам и иллюстрациям;

• развивать умение проявлять это чувство, используя мимику, жесты, пантомимику;

• передавать заданное эмоциональное состояние в рисунке, используя графические средства выразительности;

• развивать у детей эмпатию.

Материал к занятию: пиктограммы и иллюстрации с изображением эмоции горя, страдания.

Раздаточный материал:

• набор пиктограмм (радость, горе, страх, удивление и др.);

• зеркало;

• альбомный лист бумаги, набор карандашей;

• магнитофон, аудиозапись печальной мелодии, музыки для релаксации.

Ход занятия

Предлагаю детям представить ситуацию, когда они потеряли свою любимую игрушку или животное, которое они очень любили. Что они будут чувствовать в этот момент? Дети показывают свое состояние, как они ищут свою любимую игрушку, животное, какое у них будет выражение лица. Рассматривание иллюстрации, на которой изображена плачущая девочка, потерявшая куклу.

Спрашиваю детей, были ли у них ситуации, когда они испытывали чувство огорчения, печали, глубокого горя.

После ответа дети находят пиктограмму с изображением эмоции горя, страдания.

Вместе с детьми вспоминаем сказки, рассказы, в которых отображается это эмоциональное состояние:

• «Заюшкина избушка»;

• «Федорино горе»;

• «Муха-цокотуха»;

• «Жалобы зайки беленького» (К. Ушинский);

• «Обвал» (Б. Житков).

Предлагаю детям нарисовать героя какого-нибудь произведения, который переживает горе, страдание. Рассматриваем и обсуждаем рисунки. Обыгрывание предлагаемых песенок, потешек:

1. Таракан дрова рубил,

Себе голову срубил.

Комар воду возил,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тине ногу увязил.

Муха парилась - приумаялась,

С полки упала - себе ноженьку сломала.

Блоха поднимала - живот надорвала.

Дети изображают героев потешки, используя все выразительные средства.

2. Уж ты, зимушка-зима,

Зима вьюжлива была.

Все крутила,

Все мела-примораживала.

Калинушку с малинушкой заламывала.

Всю травушку повызнобила.

С шелковой травы цветочки повысушила.

Дети делятся на две подгруппы: одна изображает зимушку-зиму - злую, холодную. Другая подгруппа - калинушку-малинушку, зеленую травку, цветы - изображает страдание, горе, используя позу, мимику, жесты, пантомимику.

3. Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

Дети показывают страдания мышек, у которых болят зубы.

4. Я скакала, я скакала,

Себе ноженьку сломала.

Стала ноженька болеть,

Стала маменька жалеть.

Пожалела, поругала,

И за доктором послала.

Доктор едет на быке

С балалаечкой в руке.

Подгруппа детей изображает скачущую девочку. Потом изображает боль, страдание (сломала ноженьку). Вторая подгруппа изображает маменьку (жалость, сострадание), используя средства выразительности.

Предлагаю детям потанцевать под печальную музыку, как им хочется.

Отдых под релаксационную музыку «Белые облака».

Занятие № 3. «Страх»

Задачи занятия:

• познакомить детей с эмоцией страха;

• учить различать и узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и в иллюстрациях;

• передавать эмоцию страха с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты, художественные средства выразительности).

Материал к занятию: иллюстрации, пиктограммы, изображающие эмоцию страха.

Раздаточный материал:

• набор пиктограмм (страх, горе, радость, удивление и др.);

• зеркало;

• альбомный лист бумаги, набор карандашей;

• магнитофон, аудиозапись (Э. Григ «Пер Понт» - «В пещере горного короля»), музыка для релаксации.

Ход занятия

Рассматривание иллюстраций, герои которых переживают чувство страха. Предложить детям (по желанию) вспомнить эпизоды, ситуации, когда им было страшно. Рассмотреть пиктограмму, изображающую эмоцию страха.

Слушание музыки «В пещере горного короля». Краткая беседа о характере музыки.

Что можно себе представить, слушая такую музыку?

Чтение детям стихотворения А. Фрой-денберга «Великан и мышь».

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он, что есть сил,

И мышь - живую! - проглотил!

Бедняга прибежал к врачу:

«Я мышку съел! Я не шучу!

Помилуйте, какие шутки?

Она пищит в моем желудке!»

Прошу детей найти пиктограмму, изображающую эмоциональное состояние великана, изобразить самим эту эмоцию перед зеркалом, используя средства эмоциональной выразительности.

Нарисовать испуганного великана, проглотившего живую мышь. По окончании работы - рассматривание и беседа по рисункам.

Обыгрывание этюдов на выражение эмоции страха:

• Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне (дети гуляют по залу).

• Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо на вас по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации?

• Вы пошли с родителями в лес за грибами и потерялись. А лес густой, дремучий. Что бы вы чувствовали? Покажите свой страх. Что бы стали делать?

Подвижная игра «У медведя во бору».

Выбирается водящий - медведь. Он «спит» (сидя на стульчике). Дети ходят по залу, «собирают грибы, ягоды». Медведь просыпается, рычит, догоняет детей, дети пугаются и убегают. Игра проводится со сменой «медведя»

2-3 раза. После игры читаю детям окончание стихотворения про великана:

Был врач умнейший человек,

Он строго глянул из-под век:

- Откройте рот, скажите: «А-а-а!»

Живую мышь? Зачем? Когда?

Сейчас? Так что же вы стоите?

Идите кошку проглотите!

Релаксационное упражнение «Отдых у лесного ручья» (под звуковой фон).

Занятие № 4. «Гнев»

Задачи занятия:

• познакомить детей с эмоцией гнева;

• развивать умение выражать это чувство, используя средства выразительности;

• определять эмоцию гнева по пиктограмме и в иллюстрациях;

• развивать интонационную выразительность речи.

Материал к занятию:

• иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Три медведя», Шарля Перро «Синяя борода», русской народной сказке «Гуси-лебеди» и др.;

• пиктограмма, изображающая эмоцию страха.

Раздаточный материал:

• набор пиктограмм (страх, горе, радость, удивление и др.);

• зеркало;

• альбомный лист бумаги, набор карандашей;

• магнитофон, аудиозапись для релаксации «Музыка звезд».

Ход занятия

Вспомнить с детьми эпизод из сказки «Три медведя», где описывается, как сердятся медведи, узнав, что кто-то пользовался их вещами. Рассмотреть иллюстрации к сказке, отражающие этот эпизод.

Попросить детей найти пиктограмму с эмоцией гнева, показать самим это эмоциональное состояние перед зеркалом, используя мимику, жесты, пантомимику. Вспомнить русские народные и авторские сказки, герои которых гневаются, злятся. Рассмотреть иллюстрации сказок. Предложить нарисовать соответствующий эпизод из сказки.

По окончании работы рисунки рассматриваются, обсуждаются.

Обыграть этюды на выражение эмоций гнева, злости:

1. Показать гнев Мойдодыра: Ах ты, гадкий! Ах ты, грязный... Гнев медведя:

Не стерпел медведь, заревел медведь, И на злого врага налетел медведь.

2. Злого таракана:

Он рычит и кричит, и усами шевелит: - Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу!

Игра «Бабка-ежка»

Дети дразнят Бабку-ежку: Бабка-ежка! Костяная ножка! С печки упала, ножку сломала. Пошла бабка на улицу, Испугала курицу, Пошла бабка на базар, Раздавила самовар.

Бабка-ежка злится и догоняет детей. Игра повторяется 2-3 раза со сменой «Бабки-ежки».

Релаксация под «Музыку звезд».

Занятие №5. «Удивление»

Задачи занятия:

• познакомить детей с эмоцией удивления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выражать это чувство под воздействием художественного произведения;

• уметь выражать эту эмоцию с помощью выразительных средств;

• отражать эмоцию удивления в рисунках, обыгрывании образных этюдов.

Материал к занятию: иллюстрации, фотографии, пиктограммы с эмоцией удивления. Раздаточный материал:

• набор пиктограмм (страх, горе, радость, удивление и др.);

• зеркало;

• альбомный лист бумаги, набор карандашей;

• магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации.

Ход занятия

Показываю детям фотографию с эмоцией удивления. Как вы думаете, что же такое увидела девочка, что так удивилась? Сейчас я вам прочитаю стихотворение, послушайте, пожалуйста. Читаю отрывки из стихотворения Яна Бжехвы «На Горизонтских островах». На веселых, на зеленых Горизонтских островах, По свидетельству ученых, Ходят все на головах!

Говорят, что там живет Трехголовый кашалот. Сам играет на рояле, Сам танцует, сам поет!

По горам на самокате Ездят там бычки в томате! А один ученый кот Даже водит вертолет! Там растут на вербе груши, Шоколад и мармелад. А по морю, как по суше, Скачут зайцы, говорят! Беседа по прочитанному:

• Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

• Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что люди все ходят на головах? если трехголовый кашалот играет на рояле, танцует и поет? если кот водит вертолет, а на вербе растут груши, шоколад и мармелад?

Предлагаю детям изобразить эмоцию удивления, используя разные средства выразительности, перед зеркалом. Дети выбирают из пиктограмм ту, которая отражает эмоцию удивления. Прошу детей нарисовать себя или героя какого-то произведения, символизирующего эту эмоцию. Рассказ-этюд.

Осень. В парке падают листья. Две девочки, Катя и Таня, решили после школы пойти в парк набрать букет красивых листьев. Была тихая солнечная погода. Под деревьями они увидели большую кучу листьев и хотели присесть на нее. И вдруг остановились как вкопанные! Листья зашевелились, как будто куча была живая!

Изобразите, пожалуйста, удивление девочек, увидевших «живую» кучу листьев.

И вдруг из-под листьев показался пушистый хвост какого-то зверя, а потом вылез и сам «зверь». Им оказался щенок.

Чтение отрывка из стихотворения Н. А. Екимовой «Облака»: И маленькое облако Над озером плывет. И удивленно облачко Приоткрывает рот: - Ой! Кто там в глади озера Пушистенький такой? Такой мохнатый, мягонький, Летим, летим со мной!

Изобразите, пожалуйста, удивленное плывущее над озером облачко. Кого же оно увидело в глади озера? (Свое отражение).

Обыгрывание мини-этюда: Представьте, что вы встретили существо с другой планеты, совсем не похожее на земных жителей. Как бы вы смотрели друг на друга? Дети попарно изображают эмоцию удивления - смотрят друг на друга, широко открыв глаза, приоткрыв рот, высоко подняв брови, руки бессильно опустить или прижать к щекам.

Релаксация под музыку П. И. Чайковского «Танец маленьких лебедей».

Занятие № 6

Задачи занятия:

• продолжать учить детей различать эмоции радости и грусти;

• активно проявлять заданное чувство мимически и пантомимически;

• передавать эмоциональное состояние в рисунке;

• различать его в словесной интонации и в музыке;

• снять психоэмоциональное напряжение;

• развивать внимание, воображение, эмпа-тию, коммуникативные навыки.

Материал к занятию: костюмы, маски для клоунов, зеркало, фотоаппарат, портрет Грустика, бумага, разноцветные маркеры, магнитофон, аудиозаписи: П. Чайковский, «Баркаролла»; Л. Христов «Золотые капельки».

Раздаточный материал: шапочки животных.

Ход занятия

В гости к детям приходят два клоуна -Смешинка и Грустик, одетые в одинаковые костюмы, но с разными масками на лице (радость и грусть). Выясняем с детьми, чем же похожи клоуны, а чем отличаются? По очереди спрашиваем клоунов, почему их так зовут?

Грустик. Я - Грустик, мне всегда грустно, я никак не могу найти себе друзей, потому и грущу.

Смешинка. Я - Смешинка, мне всегда смешно, я ужасно люблю веселиться, прыгать, скакать, у меня много друзей, и поэтому я радуюсь!

Предлагаю развеселить Грустика, потанцевать под веселую музыку. Дети надевают шапочки с изображениями животных и танцуют, используя различные средства выразительности, веселых зайца, мишку, волка и др. Грустик смотрит, вздыхает, машет руками, т. е. ему не нравится.

Грустик. Не развеселили меня ваши танцы, давайте лучше вместе со мой потанцуем грустный танец, мне так будет спокойнее.

Звучит грустная музыка, все танцуют с Грустиком, изображая грустных животных, используя все средства выразительности. По окончании танца педагог предлагает детям игру. Для игры надо разделиться на две команды - одна команда Грустика, а вторая - Смешинки.

Воспитатель. Я буду читать стихи веселые и грустные. Когда я прочитаю грустное стихотворение - поднимет руки вверх команда Смешинки, а когда радостное стихотворение - руки вверх поднимает команда Грустика. Выигрывает та команда, которая быстрее и дружнее поднимает руки. Начали!

1. Стоит коза - голосит коза: Разбежались кто куда семеро козлят.

2. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

3. Потеряли котятки По дороге перчатки

И в слезах прибежали домой: «Мама, мама, прости! Мы не можем найти, Мы не можем найти перчатки!

4. Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!

5. Несчастная кошка Порезала лапу.

Сидит и ни шагу не может ступить. Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапу, Воздушные шарики нужно купить!

6. Яблоки, веники! Весело мне! Весело мне! Я лечу на коне! Подведение итога игры. Грустик просит

детей нарисовать портреты его и Смешинки. Дети рисуют. Смешинка радуется своему портрету, а Грустик говорит: «Мне совсем не нравится мой портрет - глаза грустные, рот книзу опущен. Ну что это за портрет, даже никому показать нельзя».

Воспитатель. Но ты же на самом деле такой, посмотри на себя в зеркало;

Грустик смотрит на себя в зеркало, потом бросает портрет на пол и говорит: «Не хочу больше быть грустным, и не буду никогда грустить. Я буду вот таким (снимает маску, принимает радостную позу). Давайте, рисуйте мой портрет!

Воспитатель. Грустик, ребята не могут больше рисовать, им пора идти в группу. Давай лучше я тебя сфотографирую.

«Фотографирует» Грустика, отдает ему портрет. Грустик радуется, показывает всем свой портрет. Вместе со Смешинкой благодарят ребят, прощаются, уходят. Дети уходят в группу.

Занятие № 7

Задачи занятия:

• способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния;

• развивать эмоционально-выразительную моторику;

• помочь детям адекватно воспринимать и выражать эмоции с помощью музыки;

• развивать внимание, память, воображение, коммуникативные навыки;

• учить приемам релаксации, способствовать снятию эмоционального напряжения.

Материал к занятию:

• карточки со схематичным изображением позы человека с различным эмоциональным выражением лица;

• шапочки бусинок зеленого, красного и желтого цвета;

• мелкие предметы (матрешки) и коробки;

• 2 листа бумаги с изображением одинаковых простых фигур;

• 2 мольберта, маркеры;

• магнитофон, аудиозапись произведений Штрауса.

Ход занятия

Предварительная работа: ознакомление с эмоциями, средствами эмоциональной выразительности. Предлагаю детям немножко размяться и сделать зарядку.

Воспитатель. Сейчас вы превращаетесь в кошечек. Я буду говорить слова, а вы выполнять движения. На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка. Кошка, глазки открывай, день зарядкой начинай. Вытянула кошка задние лапки, потянулась, выгнула спинку и сказала: «Мур-мяу». А потом перекатилась с боку на бок. Вдруг кошка перевернулась на спину и «поехала» на велосипеде. (Делать ногами движение, имитирующее езду на велосипеде). Доехала

кошка до кухни, встала на лапки, подошла к мисочке и стала лакать молоко. (Движение головой, высунув язык (имитация лакания молока). Вкусное молочко! (Облизала мордочку и лапки (движение облизывания). Прогнуться и сказать «Мур-мяу»). Но тут прилетела муха и стала дразнить кошку. Летает то высоко, то низко, а кошка за ней прыгает. (Хватательные движения руками, затем подключить прыжки. Поймать муху и довольно сказать «Мяу!»). Ну, теперь можно потанцевать и попрыгать. Я и прямо, я и боком, с поворотом и прискоком, и с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе. (Во время прыжков повторять четверостишие. Постепенно переходить на танцевальные движения, напевая: «Мяу! Мяу! Мур, мур, мур! Мяу! Мяу! Мур, мур, мур!».)

Воспитатель. Я вам показываю карточку, на которой изображена поза человека с определенным выражением лица - радостным, грустным, злым, удивленным. Потом вы танцуете под музыку, по окончании музыки вы должны быстро принять позу, изображенную на карточке, выражение лица должно быть такое же, как у человечка на карточке. Кто принимает неправильную позу или мимику, долго думает, тот выбывает из игры.

Детям показывается 3-4 карточки.

Воспитатель. А теперь поиграем в другую игру.

Дети надевают на голову шапочки бусинок. Один ребенок водит. Он собирает бусинки в бусы, чередуя их по цвету. Под музыку бусинки рассыпаются - двигаются по залу. По окончании водящий должен собрать бусы.

Игра проводится 2-3 раза.

Для следующей игры предлагаю детям разделиться на тройки, которые берутся за руки. Объясняю правила игры:

Воспитатель. Я сейчас рассыплю по комнате мелкие предметы. По моей команде тройки свободными руками (не разжимая рук) должны собрать предметы с пола и сложить в коробки (показать заранее в какие). Выигрывает та тройка, которая больше соберет предметов. Сейчас мы соберемся в круг и будем по кругу передавать воображаемые предметы. Я буду называть предметы, а вы должны показать руками, мимикой, что передаете именно этот предмет.

Называются предметы:

• цветок;

• тяжелый чемодан;

• горячий пирожок;

• пух одуванчика;

• дождевые капельки;

• половинка яблока;

• пушистый котенок и т. д.

Предлагаю детям нарисовать рисунки в несколько рук. Обеим командам даются листы бумаги с изображением одинаковых простых фигур. Листы ставятся на мольберты так, чтобы рисунки не были видны противоположной команде. Каждый рисующий имеет право нарисовать только 2 детали. Дети по очереди рисуют в течение 5 минут. Затем рисунки сравниваются и обсуждаются.

Под музыку дети танцуют «радость», «страх», «удивление», «горе», «гнев».

По окончании танца предлагаю детям отдохнуть и расслабиться.

Дети садятся на стульчики в позу покоя (ближе к краю стульчика, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить). Слова произносятся медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

исчезает напряженье.

И становится понятно -

расслабление приятно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятие № 8

Задачи занятия:

• помочь детям мобилизовать реакцию эмоционального настроя;

• обеспечить тренировку психомоторных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики);

• развивать у детей элементы внешней эмоциональной выразительности (мимическое, пантомимическое и интонационное изображение основных эмоций - радости, гнева, удивления, страха, горя);

• помочь детям снять психоэмоциональное напряжение, закрепить положительное настроение.

Материал к занятию:

• пиктограммы основных эмоций (5 пиктограмм на каждого ребенка, одна пиктограмма нарисована красным цветом, остальные - синим);

• коробка;

• монетка для игры;

• магнитофон, аудиозапись «Лесной ручей».

Ход занятия

Дети входят в зал и оказываются на лесной полянке.

Ролевая зарядка «Три медведя»

Текст Движения

Жили-были три медведя, Три медведя во бору. Выходили на зарядку три медведя поутру. Дети хором произносят слова, двигаются в соответствии с текстом.

Малыш - веселый мишка, Ушастенький топтышка. Семенящий шаг на носочках.

Шла в розовой панамочке Купать Топтышку мамочка. Идет мягким шагом, кокетливо размахивая руками.

И важно - молодец! Шел сзади всех отец. Делать вращательные движения руками, показывая, что идет большой медведь.

Все дружно прыгнули в воду. Слегка наклонившись вперед, имитировать технику плавания кролем, потом брассом.

Вышли медведи из воды и стали стряхивать воду. Трясти головой, издавая звуки: «У-у-у!», грозно, ласково, пискляво.

Мама пританцовывает. Прыжки танцевального характера, выбрасывание ног вперед.

А мишутке стало весело, и он прыгает по полянке. Разнообразные прыжки.

А папа, хоть и очень тяжелый, но попрыгать тоже любит. Прыжки с ноги на ногу, тяжело переваливаясь.

Они так развеселились, что взялись за руки и запели веселую песенку. Всем взяться за руки, спеть веселую песенку.

Игра «Золото хороню»

По окончании зарядки дети остаются в кругу, садятся (на пятки) на ковер, сложив руки на коленях «ковшиком». Считалкой выбираются двое детей - выборный и водящий. Выборный незаметно от водящего кладет кому-нибудь в «ковшик» монетку, а водящий угадывает, кому положил. Все дети потряхивают «ковшиками» и поют:

По калину, по малину, По черную рябину. А рябина говорила: «У меня, у меня, Здесь - рубль, здесь - два, Здесь - полтина серебра!» Если водящий найдет монетку, то он садится в кружок, а тот, у кого она обнаружена, идет водить. Игра проводится 2-3 раза.

Игра «Хоровод зверей»

Дети, двигаясь по кругу, по команде педагога изображают веселую лисичку, удивленного ежика, печального медведя, испуганного зайца, злого волка.

Игра «Переселение лягушек» (из одного болота в другое)

Старая лягушка прыгает впереди, а молодые лягушата прыгают за ней, повторяя в точности все ее движения. Выберем считалкой старую лягушку, остальные будут молодые лягушата. Все приседают, опираясь руками о пол. Старая лягушка прыгает впереди, изменяя положение рук - на коленях, на поясе, к плечам, прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через препятствия. Все лягушата повторяют эти движения. Прискакав в другое болото, все кричат: «Ква-ква-ква!»

После игры дети садятся на стульчики. Предлагаю вытащить для себя из коробки карточки с изображением эмоций. Дети, у которых оказалась карточка, нарисованная красным фломастером, подходят к педагогу.

Прошу этих детей по очереди изобразить на лице эмоции, нарисованные на их карточках, а дети, у которых такие же пиктограммы, подходят к ребенку.

Дети делятся на 5 групп: радость, горе, страх, гнев, удивление.

Говорю детям, что они, наверно, устали, а вот как раз на лесной полянке, заросшей травой и цветами, ярко освещенной солнцем, можно полежать, позагорать и расслабиться.

Упражнение выполняется под звуковой фон «Лесной ручей».

Воспитатель. Ложитесь на ковер, закройте глазки.

Ваше личико загорает, подставьте подбородок солнышку, слегка разожмите губы и зубы.

Летит жучок, собирается сесть кому-то на язычок, закройте крепко рты.

Улетел жучок, можно опять приоткрыть рот.

Подвигайте губами, чтобы жучок не сел на них.

Подставьте солнцу носик - пусть загорает.

Лети бабочка, выбирает, на чей бы носик сесть?

Сморщите носик, поднимите верхнюю губу.

Бабочка полетала, полетала и села кому-то на лоб. Не будем прогонять ее.

Покачаем ее на качелях - подвигаем бровями вверх-вниз.

Солнышко зашло за тучку - пора домой. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.