Научная статья на тему 'Что выбирают подростки: тематическое содержание проблемы выбора'

Что выбирают подростки: тематическое содержание проблемы выбора Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
911
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / PERSONAL CHOICE / ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР / LIFE CHOICE / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ВЫБОРА / SUBSTANTIAL PART OF THE CHOICE / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / TEEN AGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Николаева В.И.

Исследуется тематика выбора у подростков. Для этой цели участникам исследования была предложена методика, в ходе выполнения которой необходимо было привести примеры: важного выбора; выбора, который совершается самостоятельно; выбора, который совершается под влиянием обстоятельств; выбора, который совершается под влиянием других людей; выбора, который произошел в прошлом; выбора, который будет происходить в будущем. Показано, что тематика выборов так или иначе связана для подростка со сферой их будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What teenagers are choosing: thematic content of the choice problem

This is the study of choice theme in teen age. In our research respondents were asked to give examples of: important choice; choice that is made without assistance; choice that is made under the influence of the circumstances; choice that is made under the influence of other people; choice that has already been made in the past; choice that will be made in the future. It is shown that choice theme for a teenager one way or another is linked to his sphere of future.

Текст научной работы на тему «Что выбирают подростки: тематическое содержание проблемы выбора»

В.И. Николаева

ЧТО ВЫБИРАЮТ ПОДРОСТКИ: ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА

Исследуется тематика выбора у подростков. Для этой цели участникам исследования была предложена методика, в ходе выполнения которой необходимо было привести примеры: важного выбора; выбора, который совершается самостоятельно; выбора, который совершается под влиянием обстоятельств; выбора, который совершается под влиянием других людей; выбора, который произошел в прошлом; выбора, который будет происходить в будущем. Показано, что тематика выборов так или иначе связана для подростка со сферой их будущего.

Ключевые слова: личностный выбор, жизненный выбор, содержательная сторона выбора, подростковый возраст.

Процесс и проблема выбора, пожалуй, являются одними из основополагающих в человеческой жизни, и современные условия жизни выводят на первый план проблемы принятия ответственности за свою жизнь, будущее, принятия решения относительно своего «я». В нашем повседневном опыте бесчисленное число раз мы оказываемся перед выбором большей или меньшей степени важности. Кем быть? С кем дружить? Куда отправиться в свободное время? Какое направление жизни избрать? Проблема выбора никогда не потеряет своей актуальности.

Исследования проблем выбора в ситуации риска и неопределенности, в моменты принятия жизненно важных решений позволили выделить следующие понятия: «личностный выбор»1, «жизненный выбор»2, «экзистенциальный выбор»3 и т. д. Однако проблеме выбора не хватает единства как в плане исследовательских парадигм, так и в терминологическом основании.

© Николаева В.И., 2010

Наиболее разработанными являются теории мышления (именно в этой области была поставлена проблема принятия решения), исследования осуществления выбора в ситуации неопределенности4. Здесь выбор рассматривается как рациональное предпочтение одной альтернативы из набора возможных. Исследователи фокусируют свое внимание на выработке единых схем принятия решений, способов оптимизации деятельности выбора в условиях риска5, выясняют, какие факторы оказывают влияние на процессы принятия решения. Исследуются интуитивные компоненты принятия решения (Степаносова, Савина, Ванг), выделяют зависимость выбора от социального контекста ситуации, «личностные характеристики принятия решения» (П.К. Анохин).

В «Человеке многомерном» Ю. Козелецкий предлагает рассматривать «кривую свободы» - континуум от недостатка к избытку свободы, определяя оптимальные «уровни свободы» для различных людей. Логичным продолжением данной концепции являются исследования Б. Шварца, социолога и психолога, который полагает, что необходимо переосмыслить былое преклонение перед понятием «свобода выбора». По мнению Шварца, в настоящее время речь скорее идет о «проклятии» выбора: в современном мире огромных возможностей столь же высока тревога поступить неверно, совершить ошибку. Шварц выделяет два типа поведения в ситуации выбора: люди первого типа - «умеренные» («зайзйеег») -убеждены в том, что «лучшее - враг хорошего», тогда как люди второго типа, или максимизаторы («шах1ш17ег»), из всего спектра возможностей стараются выбрать лучший вариант, в наибольшей степени отвечающий их запросам. Оборотная сторона такого стремления заключается в том, что процесс принятия решения растягивается во времени. Данные Шварца свидетельствуют о том, что хотя максимизаторы чаще умеренных находят именно то, что ищут, они в меньшей степени удовлетворены результатом и реже получают радость и удовольствие от решения, принятого с большими эмоциональными затратами. «Цена выбора» для максимизатора слишком высока, ведь это - упущенные возможности, альтернативные варианты, которые могли оказаться более выгодными. В этом смысле люди, придерживающиеся умеренной стратегии, облегчают свой выбор тем, что анализируют меньшее количество возможных вариантов6.

Понятие «цена выбора» возникает и в исследованиях мотива-ционной сферы. К. Левин рассматривает ситуацию выбора как ситуацию борьбы побудительных сил. В рамках теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер отмечает конфликтность ситуации выбора. Диссонанс является той самой ценой выбора, которую мы пла-

тим, принимая решение. В то же время А.Н. Леонтьев утверждает, что человек никогда не оказывается в ситуации «буриданова осла», в реальности не существует ситуации полной неопределенности7.

А. Маслоу рассматривает жизнь как процесс последовательных выборов, и если человек движется по «прогрессивному» пути, придерживается бытийных ценностей, а значит, совершает «хороший» и «качественный» выбор, то он движется по пути личностного роста и самоактуализации. Б.С. Братусь отмечает, что совершение личностного выбора означает утверждение жизненной позиции, основанной на личностных ценностях. А.Г. Асмолов ставит проблему личностного выбора в плане творческого преобразования ситуации, когда необходимо преодолевать внешние и внутренние преграды. Здесь мы можем вспомнить слова Л.С. Выготского о том, что «самым характерным для овладения собственным поведением является выбор»8.

Представители экзистенциального направления идут несколько дальше, утверждая тотальность понятия «выбор». Психологи-экзистенциалисты (Р. Мэй, С. Мадди) вслед за философами экзистенциального направления (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю) полагают, что независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить свое отношение к собственной судьбе. Сила человека заключается именно в этом - в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, каким бы незначительным оно ни было. Согласно П. Тиллиху, «человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». Именно поэтому человек в конечном итоге свободен и не может довериться случаю. Р. Мэй утверждает, что процесс принятия решения присутствует в любом акте сознания. Так, принятие решения не зависит целиком и полностью от внешней ситуации и не определяется ею в полной мере. Решение включает в себе фактор случайности, элемент «скачка», движения в новом направлении, которое, возможно, и не было доступно предсказанию9.

Данная концепция находит свое подтверждение и продолжение в работах С. Мадди, который вводит понятия «выбор неизвестности» и «выбор неизменности»; в последнем случае подчеркивается тот факт, что, отказываясь от выбора и активных действий, человек тем самым все же совершает свой выбор.

Какие же факторы влияют на процесс совершения выбора? Мы можем выделить три основных подхода к данной проблеме.

1. Пандетерминизм: все предопределено извне, человеком управляют внешние силы, например судьба, а также внутренние

силы - инстинкты, прошлый опыт и т. д. (концепция инстинктивной регуляции поведения, бихевиоризм).

2. Индетерминизм: нет ничего предопределенного, человек изначально свободен, он независим и самостоятелен в осуществлении своего выбора. Мы можем процитировать У. Джеймса: «Человек расставляет акценты и определяет приоритеты в каждом акте сознания»10.

3. Интердетерминизм: на выбор человека оказывают влияние несколько факторов, и степень их соотношения различна. Это может быть как влияние внешних факторов - социального окружения, особенностей ситуации выбора, так и внутренних особенностей, присущих данному человеку, - его личностные диспозиции, его опыт, система ценностей, жизненные цели и планы. Иными словами, выбор является объективно и субъективно обусловленным.

Таким образом, при всем разнообразии подходов и парадигм исследования мы можем выделить несколько ключевых понятий, или несколько видов выбора:

- повседневный (В.А. Петровский), простой выбор заключается в нахождении оптимального пути осуществления деятель-ности11;

- смысловой выбор - решение «задачи на смысл»;

- личностный выбор - рациональное предпочтение одной альтернативы из некоторого набора возможных действий12. В данном случае личностный выбор отождествляется с экзистенциальным выбором. Его критерием является осознанное отстаивание определенных нравственных позиций13, личностный выбор является способом расширения возможностей человека в процессе целепо-лагания, создания новых возможностей и новых целей в ситуации, когда старых недостаточно (Н.Ф. Наумова). Личность, осуществляя такой выбор, полагается на интуицию и веру в себя, действует вопреки сложившимся стандартам, исходит из собственных целей и намерений, фактически выбирая себя в различных жизненных ситуациях (В.А. Петровский);

- экзистенциальный выбор актуализируется в критических, «поворотных» ситуациях, представляет собой интуитивное, неосознанное ценностное предпочтение. А.А. Комлев рассматривает экзистенциальный выбор как подвид жизненного выбора14;

- жизненный выбор в психобиографических исследованиях понимается как поворотное событие на жизненном пути, после которого жизнь меняется15.

На наш взгляд, в предложенной типологии прослеживаются следующие исследовательские проблемы:

- отсутствие четких критериев, которые позволили бы разграничить виды выбора. К примеру, вызывает сомнения мера рациональности личностного выбора: обсуждая данное понятие, справедливо ли указывать лишь на его рациональную сторону, если речь идет о расширении границ собственного «я» и построении своей личности через прохождение ситуации выбора;

- место выбора на временной транспективе: если экзистенциальный и жизненный выбор рассматриваются как поворотные, переломные события на жизненном пути, то можно ли говорить о важном выборе, который будет маркировать значимые жизненные ситуации, не имевшие переломного характера, исходя из логики концепции автобиографической памяти В.В. Нурковой16. Рассматривая соотношение понятий о выборе и концепции временной транспективы, необходимо отметить их тесную взаимосвязь: жизненный путь личности обусловливает совершаемые ею выборы (А. Бергсон), а образ будущего является мотивационным образованием, способствующим продвижению к цели и принятию необходимых решений;

- отсутствие исследований, в которых бы фиксировались возрастной аспект проблемы выбора, а также его содержательная сторона, обусловленная задачами развития и спецификой социальной ситуации развития.

Последняя из обозначенных выше тем представляется наиболее интересной с исследовательской точки зрения. В каких же ситуациях мы сталкиваемся с проблемой выбора? Е.Ю. Мандри-кова описывает ситуацию выбора через социально обусловленные обстоятельства его совершения, выделяя несколько предметных областей, или социотипических ситуаций: выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор места жительства. Однако исследователи данной проблемы не уделяют должного внимания выявлению его содержательных аспектов, хотя именно через понимание значимого содержания возможна конкретизация сущности истинного, аутентичного выбора17. На наш взгляд, анализ проблемы выбора связан и с представлениями об автобиографической памяти, и в связи с этим ответ на вопрос о содержательной стороне выбора следует искать в исследованиях данного направления. В особенности это касается исследований воспоминаний о переломных жизненных событиях. Одна из классификаций, важная в связи с рассматриваемым нами вопросом, предполагает выделение пяти типов воспоминаний о переломных событиях. Это темы, связанные с межличностными отношениями, опытом завоевания автономии, столкновения со смертью, воспоминания, связанные с достижениями, а также темы отдыха и досуга18.

В каком возрасте человек с наибольшей вероятностью сталкивается с проблемами выбора? Мы предполагаем, что в подростковом и юношеском возрастах, когда на первый план выходят проблемы свободы и ответственности, происходит поиск и строительство собственного «я»; вопреки значимым взрослым, в противопоставлении и отождествлении с группой сверстников проблемы выбора будут наиболее актуальны, что находит свое отражение и в исследованиях автобиографической памяти. Так, J. Gluck и S. Bluck отмечают, что «события, связанные с жизненным выбором, которые происходят при переходе к ранней взрослости, с большой вероятностью станут неотъемлемой частью жизненной истории, что связано с тем, как человек объясняет окружающим и самому себе развертывание собственной жизни»19.

В связи с этим анализ содержательной стороны проблемы выбора и того, как она представлена в подростковом и раннем юношеском возрасте, особенно актуален.

Методика

Целью данного исследования было выявление того, каково тематическое наполнение проблемы выбора в подростковом возрасте.

В исследовании приняли участие 83 подростка, из них 19 человек - учащиеся 7 класса в возрасте 12-13 лет; 53 человека -учащиеся 8-х классов в возрасте 14-15 лет; 11 человек - учащиеся 11 класса в возрасте 16-17 лет.

Участникам была предложена методика, в ходе выполнения которой необходимо было привести примеры:

1) важного выбора;

2) выбора, который совершается самостоятельно;

3) выбора, который совершается под влиянием обстоятельств;

4) выбора, который совершается под влиянием других людей;

5) выбора, который произошел в прошлом;

6) выбора, который будет происходить в будущем.

Первый пункт был нацелен на выявление наиболее актуальных и значимых тем, связанных с проблемой выбора. Пункты со второго по четвертый позволяли выявить степень личной включенности в проблему выбора, а также представлений о том, в какой мере подросток является «субъектом выбора», а сам выбор обусловлен внутренними условиями (самостоятельный выбор), или же, наоборот, в какой мере решение подвержено влиянию внешних факторов (как «обезличенных» обстоятельств, так и в виде влияния конкретных людей). Последние два пункта помещают пробле-

му выбора на временную транспективу, позволяя выявить то, каковы были выборы в прошлом и какими подростки видят свои будущие выборы.

Результаты были проанализированы методом контент-анализа. Один балл приписывался упоминанию той или иной темы в ответах испытуемых по каждому пункту методики в отдельности. Затем баллы были переведены в процентное соотношение, которое отражает то, какое количество участников исследования используют данное тематическое содержание в своих ответах.

Для определения значимости различий нами была использована модификация ^критерия Стьюдента для качественных признаков.

Таким образом, были выделены 64 различных ответа, которые затем были подразделены на 12 основных тематических категорий.

1. Профессия: к данной категории относятся такие ответы испытуемых, как выбор профессии и выбор вуза, института.

2. Школьные темы: выбор школы; выбор класса, выбор формы обучения; выполнение уроков, школьных заданий, решение учиться, поведение на экзаменах и контрольных («списывать или нет?»), идти ли в школу (или прогулять по разным причинам); выбор между учебой и спортом.

3. Работа: выбор работы и карьеры, выбор между семьей и карьерой.

4. Экзистенциальные темы: выбор жизненного пути, дальнейшей жизни, упоминание таких тем, как судьба, смысл жизни, выбор между жизнью и смертью; «кем я буду в следующей жизни?». Кроме того, к данной категории были отнесены такие макротемы, как будущее страны (в том числе политическое); будущее планеты и жизни на Земле.

5. Межличностные отношения: выбор друзей; семейные сюжеты («с кем из родителей остаться после развода?», «хочу ли я младшую сестру/брата?»); забота о своей семье; выбор спутника жизни, создание семьи, рождение ребенка; разрыв отношений.

6. Хобби, интересы, развлечения: выбор интересов и хобби; отдых («идти ли гулять», поездки на дачу, в лагерь, за границу); компьютер и Интернет; различные покупки; ситуативные простые выборы («съесть или не съесть мороженое?»).

7. «Я»-концепция: выбор образа «я» («быть хорошей или плохой»); выбор одежды и стиля; выбор образа жизни, вредные привычки и/или отказ от них; выбор места проживания.

8. Факторы, влияющие на выбор: влияния значимых других людей (друзей, родителей, учителей), поддержка со стороны значимого другого; влияние обстоятельств (обстоятельства заставляют

бросить какое-либо занятие, «когда обстоятельства заставили задуматься», «что-то мешает выбрать» и т. д.); влияние собственного настроения, прошлого опыта.

9. Абстрактное описание проблемы выбора: поступки (продуманные и необдуманные действия; действие, которое совершается ради некоей выгоды); выбор различного «качества» («любой», «незначимый», «важный», «сложный»).

10. Автономия: выбор самостоятельности и самостоятельной жизни, уход из дома.

11. Моральные дилеммы: выбор между «хочу» и «надо»; «ждать или не ждать опоздавшего человека?»; «выбор, который идет нечестным путем, но цель - добро».

12. Другое: к данной категории были отнесены ответы, которые невозможно было однозначно классифицировать (например, «убежать от медведя или ждать на земле, пока он сам уйдет?»).

Категории были выбраны по аналогии с существующими исследовательскими схемами20, а также с учетом основных требований, которые предъявляются к категориям в рамках контент-ана-лиза21, а именно:

1. Нами выбраны исчерпывающие категории. В рамках поставленных задач исследования они охватывают все интересующее нас содержание.

2. Категории являются взаимоисключающими, для каждой из них существуют специфические маркеры в тексте.

3. Категории соответствуют целям и задачам данного исследования, а также исследуемому содержанию, т. е. являются уместными.

Анализ результатов

Рассмотрим, каково соотношение различных тематических категорий в ответах испытуемых. В данном случае за 100% было принято общее число ответов всех испытуемых, что позволило выявить распределение ответов по различным тематическим категориям. Данные представлены в диаграмме 1.

Мы видим, что около четверти ответов приходится на тематическую категорию выбора профессии, что отражает особенности возраста, а также несомненное знание подростков о том, что выбор профессии является довольно важным этапом в их жизни. Из диаграммы явно следует, что на данную тематическую категорию, которая включает два варианта ответа - «выбор профессии» и «выбор вуза», приходится большее число ответов. Однако нам кажется

Диаграмма 1

Абстрактное 6%

Моральные дилеммы 1 % Автономия 1%

Факторы влияния 7%

Профессия 20%

Экзистенциальное 8%

Отношения 17%

Интересы 11%

Школьные темы -13%

целесообразным рассмотреть последовательно и другие тематические категории, поскольку в данном исследовании наибольшую ценность для нас представляет именно содержательная сторона проблемы выбора.

На втором по процентному соотношению месте (17%) оказывается категория межличностных взаимоотношений, причем большую часть составляют такие ответы, как выбор друзей и создание собственной семьи.

На третьем месте (13%) - различные выборы, связанные со школьной деятельностью. Прежде всего это выполнение типичных школьных заданий, уроков, выбор стратегии поведения во время контрольной работы или даже экзамена (например, принятие решения о том, списывать или нет), кроме того, это выбор того, следовать ли школьному распорядку и дисциплине, посещать ли школу или пропустить занятия по разным причинам (например, в силу плохого самочувствия).

11% ответов приходится на тематическую категорию, включающую в себя сферу досуга, свободного времени и способов его заполнения. В данном случае большинство ответов относятся к субкатегории «отдых», и здесь наиболее типичным был выбор «идти ли гулять», а также субкатегория, описывающая совершение покупок.

9% ответов касаются таких тем, как выбор работы (как общего направления, так и конкретного места работы), тем, связанных с построением карьеры, созданием своего дела, бизнеса. Отдельно хотелось бы отметить, что несколько испытуемых упоминали следующий важный аспект, связанный с проблемами работы, - «выбор между семьей и карьерой».

8% ответов были отнесены к области экзистенциальных тем. Здесь наибольший «вес» имеет субкатегория, связанная с пробле-

мами выбора жизненного пути, своей дальнейшей жизни, построения собственного будущего. Здесь же подростками затрагивались такие категории, как судьба, проблема смысла жизни и даже «выбор между жизнью и смертью». К категории экзистенциальных были отнесены ответы, затрагивающие тематику будущего страны и будущее планеты в целом (экологическое, экономическое, политическое).

7% ответов были объединены в категорию под общим названием «Факторы влияния». Необходимо ответить, что ее появление в ответах испытуемых можно связать с формулировкой показателей методики. Два из них были посвящены выборам, которые совершаются под влиянием обстоятельств или других людей. В этой связи интересно привести комментарий одного из участников данного исследования. Вот что пишет этот семиклассник: «Нет выбора, который совершается не под влиянием обстоятельств, какие-нибудь обстоятельства всегда есть, например, всегда есть такое обстоятельство, как то, что было в прошлом». Наибольшую долю таких обстоятельств, или факторов влияния, составляет влияние родителей. И, как показывают результаты, влияние значимых других людей (родителей, друзей, учителей), факт поддержки или одобрения близким человеком совершаемых действий рассматривается как более значимый, нежели влияние обезличенных «обстоятельств» и даже собственного настроения или прошлого опыта.

6% ответов относятся к категории «я»-концепции». Данная группа ответов была выделена, прежде всего, с учетом специфики возраста, в связи с тем, что именно в подростковом возрасте происходит формирование истинного образа «я». Большинство ответов данной группы относится к субкатегории «выбор одежды», что еще раз свидетельствует о значимости внешней стороны формирующегося образа «я», которая находится в центре внимания подростков.

Такой же процент ответов приходится на категорию абстрактных описаний момента выбора. К ней были отнесены ответы, характеризующие выбор как любой, ответы, в которых отмечается сложность и важность выбора или, наоборот, его незначимый характер. В ответах подростков спонтанно возникла категория поступка, обдуманного или необдуманного действия, которое может повлиять на последующую жизнь. Интересно отметить следующие два аспекта: во-первых, критерием важности выбора один из участников исследования называет воспитание и мировоззрение того человека, который совершает выбор; во-вторых, затрагивается такая тема, как совершение неких действий, поступков, которые вызовут уважение окружающих людей.

Наконец, по одному проценту приходится на три оставшиеся категории. Несмотря на низкий процент, обратим внимание на содержание двух из них - это «автономия» и «моральные дилеммы». Проблема завоевания автономии является существенной для подросткового и юношеского возрастов, поэтому появление ее в качестве темы, связанной с выбором, не случайно. Здесь подростками затрагиваются такие аспекты завоевания автономии, как самостоятельность и выбор самостоятельной жизни, а также «уход из дома». К категории же, которая была названа «моральные дилеммы», были отнесены проблемы, требующие выбора и конкретизации своих целей и ценностей, установок, к примеру «выбор между "хочу" и "надо"», «выбор, который идет нечестным путем, но цель - добро».

Итак, мы видим, что участники исследования в целом приводят достаточно разные примеры выбора, которые, пожалуй, охватывают все стороны жизни, от проблем самоопределения, как профессионального, так и личностного, до проблем взаимоотношений с окружающими и глобальных тем, касающихся будущего планеты в целом.

Необходимо отметить, что некоторые тематические категории оказываются более частотными. Процент их употребления варьирует в зависимости от того, какой именно аспект выбора описывают подростки. Так, рассматривая общие данные по всем трем подгруппам, для каждого «вида» выбора мы можем выделить три наиболее типичных примера.

1. Важный выбор: профессия (43,4%), межличностные отношения (30%), экзистенциальные темы (27,7%).

Трудно не согласиться с ответами участников исследования: наиболее частотными, а значит, наиболее часто употребляемыми являются три глобальные темы, каждая из которых затрагивает различные аспекты жизненного пути человека. Выбор профессии в той или иной степени задает жизненную траекторию, влияет на формирование круга общения, выбор друзей, в той или иной степени определяет будущее и дальнейшее направление жизни.

2. Самостоятельный выбор: межличностные отношения (22,9%), хобби, интересы, развлечения (20,5%), школьные темы (17%).

В данном случае среди ответов преобладают наиболее «частные» темы, ситуативные простые решения, касающиеся школьных тем (сделать уроки или не сделать), занятий в свободное время (пойти гулять или нет), что действительно является решением, которое человек способен принять самостоятельно. Сложнее и менее однозначно дело обстоит с межличностными отношениями. Здесь в силу вступает множество факторов, и вряд ли можно гово-

рить о полной самостоятельности такого выбора, учитывая, что в ответах участников исследования наиболее частыми примерами внутри данной категории являются выбор друзей и проблемы взаимоотношений с родителями, принятие решения о том, с кем остаться после развода.

3. Выбор, который зависит от обстоятельств: хобби, интересы, развлечения (19,3%), межличностные отношения (9,4%), работа (9,4%).

В данном случае обстоятельства трактуются, скорее всего, как общие, глобальные обстоятельства жизни в целом, и в этом смысле понятно, что и в отношениях с друзьями, в выборе спутников жизни, в устройстве на работу может «повезти» или нет.

4. Выбор, который зависит от других: факторы влияния (18%), школьные темы (12%), хобби, интересы, развлечения (10,84%).

Мы видим, что в своих ответах участники исследования в большей мере концентрировались на описании того, какие именно другие люди могут повлиять на их выбор - это родители, друзья и учителя. Кроме того, такие вопросы, как выбор школы и класса (обычного или гимназического, гуманитарного или математического профиля), чаще всего решает не сам ребенок, а его родители (исходя из тех интересов, которые они наблюдают у ребенка, а также собственного «сценария» его будущей жизни) или учителя (исходя из успеваемости по различным предметам).

5. Выбор в прошлом: школьные темы (26,5%), межличностные отношения (21,7%).

Подростковый возраст хоть и является «временем перемен», однако большинство значимых жизненных выборов для учащихся 7-х и 8-х классов еще впереди. Поэтому неудивительно, что выбор друзей, решения относительно семейных и школьных дел - практически единственные значимые выборы, которые были в их опыте.

6. Выбор в будущем: профессия (57,8%), работа (21,7%), межличностные отношения (12%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы видим, что в качестве примера более половины участников исследования называют выбор вуза и профессии, что, несомненно, является для них наиболее актуальным и значимым выбором. Это в полной мере верно как для проблем выбора работы, так и для решений, которые принимаются во взаимоотношениях с другими людьми.

Рассмотрим различия между тремя возрастными подгруппами. Данные представлены в таблице 1 (значимость различий по ^критерию Стьюдента: * - уровень значимости различий р<0,05, ** -уровень значимости различий р<0,01).

Таблица 1

Важный выбор

7 и 8 классы 7 и 11 класс 8 и 11 классы

Профессия Экзистенциальные темы Межличностные отношения 2,87** 2,87** 3,30** 2,24**

Самостоятельный выбор

Школьные темы 3,05** 4,47*** 13,14***

Выбор в прошлом

Школьные темы Межличностные отношения 2,36* 2,82**

Мы видим, что значимость различий по ряду показателей подтверждается статистически, в основном в сравнении показателей учащихся 8 классов с 7 и 11 классами.

Необходимо отметить, что внутри пункта методики «Важный выбор» различия являются статистически значимыми по всем трем наиболее частотным темам. Так, 11-классники значительно чаще 8-классников называют выбор профессии в качестве важного, что отражает социальную ситуацию их развития. Что касается экзистенциальных тем, то в ответах 7-классников они присутствуют значительно чаще, чем в двух других подгруппах.

По пункту методики «Самостоятельный выбор», наиболее частотной категории ответов «Школьные темы», результаты значительно отличаются по всем трем возрастным подгруппам. И если почти половина семиклассников (47%) в качестве примера самостоятельного выбора приводит такие ответы, как выполнение школьных заданий и уроков, проблемы выбора школы, то среди ответов 8-классников данная тематическая категория представлена в 9% ответах, а среди ответов 11-классников отсутствует полностью. Для последних лучшим примером самостоятельного выбора являются темы, связанные с межличностными отношениями, а именно выбор спутника жизни, решение о создании семьи.

Кроме того, если для 7-классников типичным выбором (47% ответов), который совершался в прошлом, являются школьные сюжеты (выбор школы, выбор класса и формы обучения), то 8-классники чаще всего отвечают, что в прошлом они сталкивались с проблемой выбора друзей (категория межличностных отношений).

По пункту «Выбор в прошлом» различия являются статистически значимыми по двум наиболее частотным темам. И если 7-классники чаще называют здесь школьные сюжеты, то 8-класс-ники значительно чаще приводят в пример межличностные отношения, а именно выбор друзей.

Таким образом, мы видим, что результаты первой подгруппы отличаются меньшим количеством и «распространенностью», насыщенностью категорий. В ответах прослеживается и следующая тенденция: 12-13-летние подростки чаще других возрастных подгрупп описывают глобальные экзистенциальные темы, тогда как две другие подгруппы концентрируются на описании различных аспектов межличностных отношений, а в ответах 11-классников на первое место выходит тема выбора профессии.

Результаты нашего исследования отвечают закономерностям автобиографической памяти. Так, все исследователи отмечают, что социальная и культурная среда, в которой происходит развитие человека, задает критерии значимости эпизодов жизни, определяет стандартное, типическое «расписание жизни» для членов данного общества. Кросскультурное исследование американских и китайских детей-дошкольников позволяет сделать вывод о том, что в воспоминаниях детей дошкольного возраста уже присутствуют культурно обусловленные нормы, а культурно-специфичные правила и представления оказывают влияние на построение образа «я» и особенности самоописаний22. Исследования Strube, Gehringer, Ernst, Knill показывают, что девятнадцатилетние испытуемые способны организовать события в наиболее типичную линию жизни, тогда как ответы младших подростков (11 лет) и взрослых (35-40 лет) менее согласованы, подразумевают большее число возможных вариаций23. В старшей возрастной группе эти отличия не нарушают устойчивых культурных норм и скорее объясняются личным опытом участников исследования. K.T. Strogman и S. Kemp свидетельствуют, что люди лучше всего запоминают социальное измерение своей жизни, преломленное через призму личностной значимости, а все автобиографические воспоминания тем или иным образом включают в себя жизненные перемены24. D.C. Rubin и D. Berntsen, исследуя «культурные сценарии», установили, что у абсолютного большинства испытуемых совпадают упоминания 90% событий25.

И действительно, в большинстве примеров выбора фиксируется именно социальное измерение жизни, отражается социальная ситуация развития подростков. Появление тем автономии, формирования образа «я», моральных дилемм связано с основными задачами развития. Может быть, именно через более глубокое исследование данных вопросов возможно и более точное понимание проблемы выбора как таковой.

В заключение хотелось бы привести слова В.Н. Дружинина, который в своей работе «Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии» справедливо отмечает: «Кто может поручиться, что был свидетелем жизненного выбора другого человека во время проведения исследования?..»26 В этих словах, как нам кажется, заключена основная задача, которая стоит перед исследователями проблемы выбора, а именно: поиск таких тем и содержаний, которые бы позволили исследовать истинный и аутентичный выбор27; поиск «экологически валидной» модели, которая позволит определить сущность проблемы и процесса выбора.

Примечания

1 Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97110; Мандрикова ЕЮ. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

2 Кравченко Л.С. Биографическое интервью «жизненный выбор» // Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути. М.: Прогресс; Культура, 1993; Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001.

3 Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Указ. соч.

4 Tversky A., Kahneman D. The framing of decisions and the psychology of choice // Science. 1981. Vol. 211. No. 4481. P. 453-458; Козелецкий Ю. Человек многомерный. Киев: Лыбидь, 1991.

5 Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003.

6 Schwartz B., Ward A., Monterosso J., Lyubomirsky S., White K., Lehman D.R. Maximizing Versus Satisficing: Happiness Is a Matter of Choice // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 83. No. 5. P. 1178-1197. Мандрикова Е.Ю. Указ. соч.

8 Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

9 Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мэя. М.: Апрель-Пресс, 2001.

7

10 Комлев А.А. Психологические факторы значимого жизненного выбора: Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2003.

11 Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Указ. соч.

12 Мандрикова Е.Ю. Указ. соч.

13 Корнилова Т.В. Указ. соч.

14 Комлев А.А. Указ. соч.

15 Логинова Н.А. Указ. соч.

16 Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М.: УРАО, 2000.

17 RoeserR.W. On the study of educational and occupational life-paths in psychology: commentary on the special issue // Educational research and evaluation. 2006. Vol. 12. No. 4. P. 409-421.

18 McLean K.C., Pratt M.W. Life's little (and big) lessons: Identity statuses and meaning-making in the turning point narratives of emerging adults // Developmental psychology. 2006. Vol. 42. No. 4. P. 714-722; Roeser R.W. Op. cit.

19 Gluck J., Bluck S. Looking back across the life span: a life story account of the reminiscence bump // Memory & Gognition. 2007. 35 (8). P. 1928-1939.

20 McLean K.C., Pratt M.W. Op. cit.; Roeser R.W. Op. cit.

21 Федотова Л.Н. Анализ содержания: социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001.

22 Wang Q. The emergence of cultural self-constructs: Autobiographical memory and self-description in European American and Chinese children // Developmental Psychology. 2004. Vol. 40. No. 13-15.

23 Habermas T., Bluck S. Getting a life: The emergence of the life story in adolescence // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126. No. 5. P. 748-769.

24 Strogman K.T., Kemp S. Autobiographical memory for emotion // Bulletin of Psychonomic Society. 1991. Vol. 29.

25 Rubin D.C., Berntsen D. Cultural life scripts structure recall from autobiographical memory // Memory & Cognition. 2004. Vol. 32. No. 3. Р. 427-442.

26 Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии // Психология способностей: Избранные труды. М.: Ин-т психологии РАН, 2007.

27 Roeser R.W. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.