Научная статья на тему 'Социальные факторы готовности к профессиональному выбору старшеклассников'

Социальные факторы готовности к профессиональному выбору старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / PROFESSIONAL CHOICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / СТАРШЕКЛАССНИК / SENIOR / ШКОЛА / SCHOOL / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тажина Гайния Оразбековна, Горбунова Лариса Дмитриевна, Едыгенова Лейла Нуриевна

Проблема выбора профессии подростками имеет теоретическое и практическое значение для Казахстана в связи с планами модернизации образования и общества и недостаточностью или отсутствием профконсультационной и профориентационной работы в системе среднего образования РК. В связи с актуальностью данной проблемы было проведено исследование в рамках проекта «Будущее мой выбор» при администрировании Образовательного центра «Билим Центральная Азия» и поддержке компании «Шеврон Мунайгаз Инк». Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения в школьную программу учебного курса по профориентации в РК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы готовности к профессиональному выбору старшеклассников»

2.Тренировка произнесения доклада с презентационным сопровождением для шлифовки фраз, интонации, мимики.

3 .Применение на практике навыков релаксации.

Публичные выступления - это то, чему надо обязательно учиться. Природный талант оратора встречается редко, но с помощью труда и постоянной практики можно добиться высокого уровня презентации. Разработанные принципы, методика и рекомендации могут быть использованы преподавателями и студентами для повышения качества подготовки публичных выступлений.

Литература

1. Черникова О. П. Организационно-экономический механизм мотивации работников угольных предприятий // Science Time, 2014. № 12. С. 621-640.

2. Шуст А. В. Методические рекомендации по написанию докладов и рефератов. Новосибирск, 2012. 41 с.

3. Холодов А. И. Новый метод подготовки архитекторов к публичным выступлениям // Региональные архитектурно-художественные школы, 2011. № 1. С. 323.

Социальные факторы готовности к профессиональному выбору

старшеклассников

12 3

Тажина Г. О. , Горбунова Л. Д. , Едыгенова Л. Н.

1Тажина Гайния Оразбековна / Tazhina Gainiya Orazbekovna - кандидат биологических наук,

доцент,

кафедра журналистики и международных отношений, факультет экономики и учета, Университет международного бизнеса;

2Горбунова Лариса Дмитриевна / Gorbunova Larisa Dmitrievna - исполнительный директор;

3Едыгенова Лейла Нуриевна / Yedygenova Leila Nurievna - руководитель программ, Общественный фонд «Образовательный Центр Билим - Центральная Азия», г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: проблема выбора профессии подростками имеет теоретическое и практическое значение для Казахстана в связи с планами модернизации образования и общества и недостаточностью или отсутствием профконсультационной и профориентационной работы в системе среднего образования РК. В связи с актуальностью данной проблемы было проведено исследование в рамках проекта «Будущее - мой выбор» при администрировании Образовательного центра «Билим - Центральная Азия» и поддержке компании «Шеврон Мунайгаз Инк». Полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения в школьную программу учебного курса по профориентации в РК.

Abstract: the problem of choosing a profession by adolescents has theoretical and practical importance for Kazakhstan in connection with the plans of education and society modernization and the failure or absence of professional counseling and career guidance in secondary education system of RK. Due to the urgency of this problem, a study was conducted in the framework of the project "The Future - my choice" administered by the Educational Center "Bilim - Central Asia" and supported by "Chevron Munaigas Inc.". The results suggest the need to implement a program in the school curriculum for vocational guidance in Kazakhstan.

Ключевые слова: профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, профессия, старшеклассник, школа, Казахстан.

Keywords: professional choice, professional self-determination, profession, senior, school, Kazakhstan.

Проблемы профессионального выбора и профессионального самоопределения старшеклассников актуальны в современном Казахстане в связи с планами модернизации образования и недостаточностью или отсутствием профориентационной работы в учреждениях среднего образования РК. Эти проблемы позже отражаются на этапах профессиональной деятельности, как неудовлетворенность выбранной профессией, и среднего специального и высшего вузовского образования, как неудовлетворенность изучаемой специальностью [7, 12].

Очевидно, что изучение социальных и психологических факторов готовности к профессиональному выбору старшеклассников на этапе обучения в средней школе имеет важное значение. Известно, что своевременное определение этих факторов, информационное и психологическое сопровождение в профессиональном самоопределении значительно помогают в формировании социально зрелой личности с осознанным целеполаганием, ответственной за свою деятельность и поведение в профессиональной и гражданской самореализации.

Вопросы готовности к выбору профессии изучаются многими исследователями [2, 3, 4, 6, 8, 14]. Однако к настоящему времени существуют разные подходы к определению понятия «готовность».

Готовность к профессиональному выбору в современных условиях и социальных ситуациях изучена рядом исследователей. Так, И. А. Ревина [9] рассматривает готовность к выбору направления обучения как определенный уровень развития мотивации, ориентирования, использования, оценки и самооценки, контроля результатов у школьника. А. С. Миронова-Тихомирова [5] анализирует психологическую структуру карьерной готовности выпускника современного вуза; Ф. М. Рекешева [10] исследует условия развития готовности к профессиональной деятельности студентов -психологов; Д. К. Войтюк [1] изучает феномены «свобода» и «детерминизм» в процессе психологической готовности к профессиональному выбору.

Большинство исследований посвящено вопросам выбора профессии как субъективного феномена, связанного с формированием и развитием личности. При этом в Казахстане недостаточно изучены социальные факторы, в частности, возможности среднего образования в активном воздействии на процесс развития готовности к профессиональному выбору.

Таким образом, анализ проблемы готовности к профессиональному выбору старшеклассников в РК является актуальным и своевременным. Исследование данной проблемы определяется ее практической значимостью.

В связи с выше изложенным, цель проведенного исследования заключалась в изучении состояния профессионального самоопределения подростков, повышении их информированности и осознанности в вопросах профессионального выбора, в развитии их жизненных навыков, в подготовке их к взрослой жизни, к ответственной гражданственности.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: в современном Казахстане готовность к профессиональному выбору определяется как психологическими качествами личности, так и социальными факторами. Среди социальных факторов выбора профессии решающую роль играют специальные тренинги, обучение и информирование старшеклассников.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования в период с декабря 2015 по май 2016 г. проведен психолого -педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), включавший следующие этапы:

1. социологический опрос учеников 9 -х и 10-х классов общеобразовательных школ г. Алматы, декабрь 2015 г.

2. формирующий эксперимент участников, включающий интерактивные лекции, коучинг, посещение профессиональных ассоциаций и больницы, тренинги по написанию писем-обоснований и резюме, январь-март 2016 г.

3. послетренинговый опрос участников для выявления эффекта проведенного обучения по видам занятий, апрель 2016 г.

Для эмпирического исследования профессиональных выборов старшеклассников были использованы 1. Анкета по выбору профессии и 2. Опросник профессиональных выборов [11].

Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ из каждого района г. Алматы: школы-гимназии № 21, 25, 30, 35, 118; лицей № 166; школа -лицей № 48; школы № 6 и 20. На 1 -м этапе исследования участвовали старшеклассники из 9-и школ. После обработки данных, исходя из численного состава испытуемых (наибольшей представленности), уровня вариативности и разнообразия ответов, степени готовности к выбору профессий, на второй этап формирующего эксперимента были отобраны старшеклассники 2-х школ.

Общее число испытуемых составило 553 человека: из них учеников 9 классов -358 человек, в т.ч. 192 юноши и 166 девушек; учеников 10-х классов - 277 человек, в т.ч. 129 юношей и 148 девушек. В обучении и послетренинговом опросе участвовали старшеклассники школ № 48 и 21 в количестве 66 человек, в т.ч. - 27 юношей и 39 девушек. Возраст испытуемых - от 15 до 17 лет.

В данной статье обсуждаются социальные факторы готовности к профессиональному выбору старшеклассников. Результаты, представляющие психологические факторы готовности к выбору профессии, выносятся на обсуждение в следующей статье.

Центральным вопросом исследования является вопрос о выборе профессии. Данные констатирующего и формирующего эксперимента в виде ответов на вопрос «Выбрал ли ты для себя профессию?» приводятся в таблице 1. До обучения, из числа ответивших утвердительно на данный вопрос 42% 9-классников и 21% 10-классников - выбрали профессию. Соответственно 58% 9-классников и 79% 10-классников не выбрали профессию. После обучения подавляющее большинство участников определилось с выбором профессии: 86% 9-классников и 78% 10-классников выбрали профессию.

Этап констатирующего эксперимента

Школы, участвовавшие в эксперименте 9-е классы 10-е классы

из числа ответивших «да» 42% учащихся из числа ответивших «нет» 58% учащихся из числа ответивших «да» 21% учащихся из числа ответивших «нет» 79% учащихся

Школа-гимназия №118 15,6 17 5,1 8,7

Школа-лицей 48 8 4,5 1,1 4,7

Школа-гимназия 30 7,4 7,6 - -

Школа-гимназия 21 4,4 6,8 2,2 9,7

Лицей 166 3,8 8,8 0,7 10,1

Школа 20 1,7 6,8 1,4 4,3

Школа 6 1,1 6,5 3,3 4,7

Школа-гимназия 35 - - 5,8 27,4

Школа-гимназия 25 - - 1,4 9,4

Всего 42 58 21 79

Этап формирующего эксперимента

Школы, участвовавшие в эксперименте 9-е классы 10-е классы

из числа ответивших «да» 86% учащихся из числа ответивших «нет» 14% учащихся из числа ответивших «да» 42% учащихся из числа ответивших «нет» 58% учащихся

Школа-лицей 48 58 4 40 11

Школа-гимназия 21 28 10 38 11

Всего 86 14 78 22

Данные результаты показывают очевидное положительное влияние внешнего социального фактора в виде целенаправленного обучения на выбор профессий старшеклассниками. Далее будут рассмотрены, какие профессии и виды обучения были более значимыми для старшеклассников в профессиональных выборах.

При этом по группам профессий (табл. 2), наиболее выбираемыми 9 -классниками являются творческие - 18,9% (журналист, актер, дизайнер, фотограф и т.д.), экономические и управленческие - 14,6% (банкир, финансист, менеджер, бухгалтер и др.). Для 10-классников наибольший интерес представляют медицинские профессии - 34,4% (врач, фельдшер и др.) и экономические и управленческие - 16,7%. Эти данные отражают структуру выбираемых профессий у старшеклассников на 1-м этапе исследования. Как показал анализ результатов 2 -го этапа, после обучения и тренингов, в структуре выбираемых профессий существенных изменений не произошло. Т.е. с небольшими вариациями, для 9-10-х

классов г. Алматы тенденции в приоритетности тех или иных групп профессий являются стабильными. Мотивы и другие вероятностные социально -психологические факторы этих выборов обсуждаются в отдельной статье.

Таблица 2. Группы профессий, выбираемые учениками г. Алматы (%)

Группы профессий 9-е классы 10-е классы

творческие 18,9 8,3

экономические и управленческие 14,6 16,7

технические 13,2 13

медицинские 11,1 34,4

информатика и связь 10,2 4,7

юридические 8,4 7,8

педагогические 7,2 3,6

научные, транспортные сервис и обслуживание, спортивные, военные 16,4 11,5

Несколько вопросов анкеты касались наличия/отсутствия учебных предметов, которым школьники уделяют повышенное внимание, и причины, по которым старшеклассники объясняют свой интерес именно к этим предметам (табл. 3). Как видно из таблицы, подавляющее большинство, 86,1%, учеников 10-х классов проявляют повышенную заинтересованность в изучении определенных предметов, 4,2% не проявляют интереса и 9,7% затрудняются ответить на вопрос. В структуре учебных предметов, которым старшеклассники уделяют повышенное внимание, преобладают естественнонаучные дисциплины (физика, математика, химия, биология): суммарный эффект составляет 51,4%. Учебные предметы гуманитарного цикла (литература, история, иностранный язык), которым старшеклассники уделяют повышенное внимание, составляют в сумме 30,5%. Лишь незначительная часть старшеклассников, 1,9%, уделяет повышенное внимание предмету «физкультура»: анализ профессиональных выборов этих учеников показал, что они выбирают профессиональную деятельность тренера, спортсмена. Анализ причин, почему 10-классники уделяют повышенное внимание именно этим предметам, выявил: нужны для будущей профессии - 37,1%, нужны для поступления в вуз - 22,0%, более требовательные учителя - 14,7%.

Таблица 3. Учебные предметы, которым старшеклассники уделяют повышенное внимание, %

Вопрос: Есть ли у тебя учебные предметы, которым ты уделяешь повышенное внимание?

да нет затрудняюсь ответить

86,1 4,2 9,7

Вопрос: Каким учебным предметам ты уделяешь повышенное внимание?

физика, математика химия, биология литература история иностранный язык физкультура другое

34,4 17,0 9,7 13,5 7,3 1,9 16,2

Вопрос: Почему именно этим предметам ты уделяешь повышенное внимание?

нужны для будущей профессии нужны для поступления в вуз нужны для развития общей культуры заставляют родители более требовательны е учителя другое

37,1 22,0 10,8 0,4 14,7 15,1

Также были проанализированы связи между выбираемой профессией и предметами, которым школьники уделяют повышенное внимание (табл. 4). Установлены достоверные связи и сопряженности между этими параметрами. Так, при выборе творческих профессий школьники уделяют большее внимание и занимаются дополнительно по таким предметам, как русский язык и литература (31,1%), история (26,7%), иностранный язык (21,5%), физкультура (15%). При выборе экономических и управленческих профессий старшеклассники, в основном, сосредоточены на физике и математике (29%), а также на русском языке и литературе (32,3%). Также проведенный 2-й этап исследования с обучением и тренингами не оказал значительного влияния на эту взаимосвязь.

В констатирующем эксперименте, т.е. до обучения и тренингов, 48 - 49% участников, 9- и 10-классников соответственно, показали, что на пробуждение интереса к выбранной профессии повлияли родители. После обучения фактор «родители» увеличился у 9-классников до 58%, у 10-классников - снизился до 36%. После обучения, в этот вопрос была введена дополнительная опция: «проект БИЛИМ по профессиональной ориентации»: 14-15% участников указали проект «БИЛИМ», как фактор пробуждения интереса к выбранной профессии.

Таблица 4. Сопряженность выбранной профессии с учебными предметами, которым 10-классники уделяют повышенное внимание, %

Группы профессий физика, информатика химия, биология русский язык, литература история, обществоведение физкультура иностранный язык другое

творческие - - 31,1 26,7 15 21,5 5,7

экономические и управленческие 29 4,2 32,3 15,5 4,8 14,2

технические 47,9 17,7 17,9 16,5 - -

медицинские - 36,9 25,8 19,7 - - 17,6

информатика и связь 20,6 44,4 12,1 - 9,5 13,4

транспортные 57,1 14,3 14,3 - - 14,3

юридические - - 29,6 50,4 - 8 12

научные, педагогические, транспортные, сервис и обслуживание, спортивные, военные 21,4 13,4 23,2 14,2 7,1 6,5 14,2

Известно, что внешние социальные факторы влияют значительно на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор подростка. Поэтому ряд вопросов анкеты касался социальных ситуаций, влияющих на выбор профессии старшеклассником (рис. 1). Как показывают диаграммы, родители оказывают решающее влияние на выбор профессии подростками, в 48-49% случаев в начале исследования. Эти показатели снизились у 10-классников до 36% после проведенных мероприятий по обучению, после тренингов и информирования старшеклассников в области профессионального самоопределения. Однако, у 9-классников, после

обучения и тренингов влияние родителей усилилось, и 59% подростков указали, что на пробуждение интереса к данной профессии повлияли родители. Данный опрос старшеклассников показал, что вопреки распространенному мнению о влиянии социальных сетей на юношество, в вопросе выбора профессии роль социальных сетей - минимальна - 2-5% на начальном этапе исследования и 3-0% после обучения и тренингов. В исследовании обнаружено, что роль школьных учителей также несущественна в выборе профессий - 2-4% в начале эксперимента и эти минимальные показатели влияния учителей на «пробуждение интереса к данной профессии» полностью исчезли - 0%, после обучения и тренингов старшеклассников.

Рис.1. Социальные ситуации, влияющие на выбор профессии старшеклассниками

В связи с исследуемой проблемой выбора профессий старшеклассниками был изучен блок вопросов о предварительном анализе на востребованность профессий на ближайшие годы, проведенный учеником (табл. 5). На первом этапе исследования, до обучения, количество старшеклассников, проведших анализ рейтинга профессий, составляло 39% 10-классников и 53% 9-классников. Те, кто провели такой анализ, в основном получили информацию из интернета (31%) или от родителей (15%). Относительно географии поиска такой информации: 16% учеников провели поиск информации по Казахстану и 9-10% по отдельным странам (Россия, США, Канада) или по миру. После обучения 78-86% участников собираются провести предварительный анализ рейтинга профессий. При этом старшеклассники хотят использовать информационные ресурсы БИЛИМ (22-24%), информацию от профессиональных ассоциаций (13-17%), интернет (43-45%).

Таблица 5. Предварительный анализ на востребованность выбираемых профессий на ближайшие годы, проведенный старшеклассником, %

Этап констатирующего эксперимента

Вопрос: При выборе профессии провел(а) ли ты предварительный анализ (рейтинг, востребованность) профессий? 9-е классы 10-е классы

да нет да нет

53 47 39 61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос: Анализ о прогнозе профессий ты из числа ответивших «да» 53 % учащихся 9-х классов из числа ответивших «да» 39% учащихся 10-х классов

интернету 31 Казахстану 16

книгам 3 отдельным странам 9

через родителей 15 странам СНГ 4

через учителей 4 миру 10

Этап формирующего эксперимента

Вопрос: При выборе профессии, собираешься ли ты провести предварительный анализ о востребованности профессий на ближайшие 5-10 лет? 9-е классы 10-е классы

да нет да нет

86 14 78 22

Вопрос: Если да, то какими источниками информации воспользуешься? Варианты ответа из числа ответивших «да» 86 % учащихся 9-х классов из числа ответивших «да» 78 % учащихся 10-х классов

ОЦБИЛИМ 24 22

Профессиона льные Ассоциации 17 13

Интернет 45 43

Исходя из поставленной цели исследования, мы также изучали проблемы необходимости проведения в школе занятий по профессиональному консультированию и профориентации. Результаты анализа блока этих вопросов приводятся в таблице 6. На вопрос «Нужно ли в школе проводить занятия, чтобы помочь старшеклассникам в выборе профессий?» - 84-88% старшеклассников считают, в школе необходимо проводить занятия по профессиональному выбору. При этом 42% 9-классников и 31% 10-классников полагают, что такие занятия должны быть в расписании и проводиться как один из учебных предметов. Большая часть подростков, 58 % 9-классников и 69% 10-классников, полагают, что такие занятия должны проходить в виде факультативных занятий, по желанию старшеклассников. У 10-классников в анкете присутствовали два дополнительных вопроса: «Нужно ли включать в такие занятия темы о профессиональной склонности старшеклассника» и «Хотел(а) бы получить знания о мире профессий»? На первый вопрос утвердительно ответили 88% 10 -классников. И по

38

второму вопросу 62% 10-классников предпочитают получить знания о мире профессий в тренингах по профессиональному выбору. Но доля старшеклассников, желающих получить такие знания в онлайн-курсах или на вебинарах также значительна - 39%. Возможно, последний показатель связан с некоторыми ограничениями в доступе к интернету среди старшеклассников.

Таблица 6. О необходимости проведения в школе занятий по профессиональному консультированию и профориентации: этап констатирующего эксперимента, %

Вопрос/ответ 9-е классы 10-е классы

да нет да нет

Нужно ли в школе проводить занятия, чтобы помочь школьникам в выборе профессий? 84 16 88 12

Занятия о мире профессий должны быть: Варианты ответа 9-е классы 10-е классы

в расписании, как один из предметов 42 31

факультативом, по желанию старшеклассников 58 69

10-е классы

Нужно ли включать в такие занятия темы о профессиональной склонности старшеклассника? Хотел(а) бы получить знания о мире профессий?

да нет в тренингах по профессиональному выбору в онлайн-курсе (вебинар)

88 12 62 38

По завершении формирующего эксперимента, старшеклассники, которые прошли обучающие программы БИЛИМ, отвечали на вопрос «Какие части проекта БИЛИМ помогли тебе в выборе профессии»? Анализ результатов представлен в таблице 7. Участники обучающих программ Образовательного Центра БИЛИМ считают, что в выборе профессии им помогли интерактивные лекции (22%), коучинг (34%), посещение профессиональных ассоциаций и больницы (27%), тренинги по написанию писем-обоснований и резюме (17%).

Таблица 7. Предпочтения старшеклассников по обучающим программам Образовательного Центра БИЛИМ, %

Вопрос: Какие части проекта БИЛИМ помогли тебе в выборе профессии?

интерактивные лекции 22 22 коучинг 34 34

посещение про фессиональных ассоциаций и больницы 27 27 тренинги по написанию писем-обоснований и резюме 17 17

Таким образом, проведенное исследование в части социальных факторов готовности к профессиональному выбору старшеклассников г. Алматы показал следующее:

1. Подавляющее большинство 9- и 10-классников не определились с выбором профессии в изученных школах г. Алматы до начала мероприятий по расширению и углублению информированности подростков о профессиях.

2. Контингент старшеклассников, определившихся с выбором профессии, возрос значительно, в 2-3,3 раза, после осуществления специальной программы обучения ОЦ БИЛИМ, включавшей интерактивные лекции, специализированные тренинги, сессии коучинга, посещение профессиональных ассоциаций и больниц. При этом 15 -17% всех старшеклассников выбирают экономические и управленческие профессии; 20%

9-классников предпочитают творческие профессии и 34% 10-классников выбирают медицинские профессии. В связи с выбираемыми профессиями старшеклассники уделяют повышенное внимание в изучении тех учебных предметов в школе, которые соотносятся с этой профессиональной деятельностью.

3. Обучающие программы профконсультирования способствовали росту числа старшеклассников в изучении рейтинга и востребованности профессий, с использованием разных источников информации, на 33-40%.

4. Старшеклассники г. Алматы в подавляющем большинстве заинтересованы в занятиях по профессиональному консультированию, которые могли бы проводиться факультативно, в тренингах, в школе по расписанию, или в онлайн режиме. При этом

10-классники хотели бы получить знания о своих профессиональных склонностях, что является свидетельством их осознанного подхода в выборе профессии.

5. Независимо от видов обучающих программ по профвыбору и профориентации старшеклассников, все они имеют положительный эффект на выбор профессии подростками.

Суммируя вышесказанное и результаты проведенного исследования, необходимо рекомендовать регулярное профессиональное консультирование старшеклассников в виде сочетания разных видов обучения.

Литература

1. Войтюк Д. К. Влияние рефлексии на формирование психологической готовности личности к профессиональной деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2004. 224 с.

2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

3. Климов Е. А. Профессиональное самоопределение личности // Интеллект и творчество: сб. научн. трудов. М.: ИП РАН, 1999. С. 239-254.

4. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. Ф. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57-66.

5. Миронова-Тихомирова А. С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза: Дисс. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2006. 161 с.

6. Плешаков О. В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника // Вестник Башкирского университета, 2007. Т 12. № 3. С. 200-203.

7. Поваренков Ю. П. Индивидуально-психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда // Вестник ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2006. № 1. С. 50-54.

8. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.

9. Ревина И. А. Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008, с. 236.

10. Рекешева Ф. М. Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов: Дисс. канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 156 с.

11. Сунцова Я. С. Диагностика профессионального самоопределения: уч.-метод. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 142 с.

12. Тажина Г. О. Предпочтения вида профессиональной деятельности в связи с специальностью обучения студентов // Педагогика и психология, 2016. № 2. С. 78-86.

13. Шамионов Р. М.Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции). Саратов: Саратовский университет, 2003. 15 с.

Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий

1 2 3

Фаргиева З. С. , Даурбекова А. М. , Ваделова З. , Мурзабекова М. И.4, Шаухалова Р. А.5

1 Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель;

2Даурбекова Асет Мухтаровна /Daurbekova AsetMuhtarovna - преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет;

3Ваделова Залина / Vadelova Zalina - магистрант, технолого-педагогический факультет;

Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem Ismailovna - преподаватель;

5Шаухалова Разия Алаудиновна / Shauhalova Raziya Alaudinovna - преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в современном обществе быстрыми темпами набирает обороты информатизация, и существенное значение приобретает использование информационных технологий в образовании. В связи с этим необходимо преподавателям постоянно повышать квалификацию. Как мы знаем, в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, а этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Abstract: in today's society rapidly gaining momentum informatization and significance of utilizing information technology in education. In this regard, teachers need to constantly improve their qualifications. As we know, now is the emergence of a new system of education, based on the entry into the world of information and educational space in Russia, and this process is accompanied by substantial changes in the pedagogical theory and practice of the educational process related to making adjustments to the content of learning technologies which should be adequate to modern technical possibilities, and to promote harmonious integration of the child into the information society.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, студенты, преподаватель, образование, компьютер.

Keywords: informatization, information technologies, students, teacher, education, computer.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.