Научная статья на тему 'Экзистенциальный выбор современного подростка'

Экзистенциальный выбор современного подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
702
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / СВОБОДА ВЫБОРА / ОТВЕТСТВЕННЫЙ ВЫБОР / ЖИЗНЕН­НЫЙ ПУТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / БЕССМЫСЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА / СТРАХ СМЕРТИ / ТРЕВОГА / ОТЧАЯНИЕ / SENSELESS­NESS OF EXISTENCE / EXISTENTIAL CHOICE / EXISTENTIAL PROBLEM / CHOICE FREEDOM / RESPONSIBLE CHOICE / ROAD OF LIFE / HEALTHY LIFESTYLE / DEPENDENCE / FEAR OF LONELINESS / FEAR OF DEATH / ANXIETY / DESPAIR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стефаненко Наталия Алексеевна

В статье представлены результаты исследования отношения современных подростков к проблеме выбора. С помощью специально разработанного опросника было выявлено, задумываются ли подростки об экзистенциальных проблемах (каких именно) и на основе чего (каких ценностей) они делают экзистенциальный выбор, на чьё авторитетное мнение опираются. Представленные результаты позволяют сделать вывод об актуальности и необходимости изучения проблемы формирования готовности современных подростков к решению экзистенциальных проблем и, в частности, готовности к экзистенциально­му выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of the research into modern teenagers' attitude towards the issue of choice. With the help of a spe­cially invented questionnaire it was found out whether teenagers think about existential problems (what problems exactly) and what (what values) lies in the basis of this choice or whose opinion they take into account. The results given in the article enable to come to a conclusion of how actual and necessary it is to study issues of the formation of modern teenagers' readiness to solve existential problems such as readiness to make an existential choice.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальный выбор современного подростка»

Н.А. Стефаненко

Экзистенциальный выбор современного подростка

В статье представлены результаты исследования отношения современных подростков к проблеме выбора. С помощью специально разработанного опросника было выявлено, задумываются ли подростки об экзистенциальных проблемах (каких именно) и на основе чего (каких ценностей) они делают экзистенциальный выбор, на чьё авторитетное мнение опираются. Представленные результаты позволяют сделать вывод об актуальности и необходимости изучения проблемы формирования готовности современных подростков к решению экзистенциальных проблем и, в частности, готовности к экзистенциальному выбору.

Ключевые слова: экзистенциальный выбор, экзистенциальная проблема, свобода выбора, ответственный выбор, жизненный путь, здоровый образ жизни, бессмысленность существования, зависимость, страх одиночества, страх смерти, тревога, отчаяние.

N.A. Stefanenko

Ех181еп11а1 choice of modern teenager

The article presents results of the research into modern teenagers' attitude towards the issue of choice. With the help of a specially invented questionnaire it was found out whether teenagers think about existential problems (what problems exactly) and what (what values) lies in the basis of this choice or whose opinion they take into account. The results given in the article enable to come to a conclusion of how actual and necessary it is to study issues of the formation of modern teenagers' readiness to solve existential problems such as readiness to make an existential choice.

Key words: existential choice, existential problem, choice freedom, responsible choice, road of life, healthy lifestyle, senselessness of existence, dependence, fear of loneliness, fear of death, anxiety, despair.

Современное общество, основанное на демократических принципах, одним из которых является принцип «свободы выбора», ставит перед педагогической наукой новые исследовательские задачи. Данные задачи сопряжены с развитием способности человека действовать в условиях большого количества неопределённостей, сопровождающих его в повседневной жизни, а также в условиях часто возникающих кризисов различного уровня: от государственного до глубоко личностного. В связи с этим современный человек вынужден часто обращаться к вопросам экзистенциального характера, ответом на которые зачастую является сама жизнь современного человека, её уникальный ход, который напрямую зависит от вектора направления экзистенциальных решений (выборов) индивида. Поставленный в ситуацию решения экзистенциальных проблем человек в сложнейших обстоятельствах вынужден выбирать, а значит, принимать решения, причём так, чтобы качество его жизни не ухудшалось, а улучшалось.

Наиболее «потерянным» перед жизненными трудностями, а значит, и неготовым к решению экзистенциальных проблем оказывается подросток со своей хрупкой психикой, малым жизненным опытом и ограниченным кругом представ-

© Стефаненко Н.А., 2010

лений о значимости экзистенциальных решений для самосозидания и построения своего жизненного пути. Поэтому проблема выбора, причём выбора свободного, ответственного, на сегодняшний день в педагогической науке стоит остро и является актуальной.

Мы в нашем исследовании попытались выявить, задумываются ли подростки об экзистенциальных проблемах (каких именно) и на основе чего (каких ценностей) они делают экзистенциальный выбор, на чьё авторитетное мнение опираются.

В исследовании участвовали подростки 11-16 лет, всего 131 школьник. Для достоверности результатов были опрошены подростки как городских (Москва, Звенигород, Дзержинск, Кострома, Галич), так и сельских школ Костромской и Московской области.

Среди экзистенциальных проблем в первую очередь мы выделили проблему здоровья, так как она напрямую связана с существованием индивида и его отношением к жизни/смерти. Поэтому то, как школьники относятся к своему здоровью, характеризует их уровень зрелости, уровень отношения к себе и близким людям.

При опросе ответы подростков естественным образом разделились на две группы: одна группа подростков выбирает здоровье, то есть ответов, поясняющих выбор в пользу здорового образа

жизни, в среднем 54,8% - чуть больше половины; другая группа выбирает нездоровье, при этом подростки поясняют, почему они по сути выбирают нездоровый образ жизни - их в среднем 43,8% - чуть меньше половины.

В целом радует, что всё больше и больше подростков склоняются к здоровому образу жизни. Но посмотрим, кто или что влияет на этот выбор, является ли он личностным выбором самого подростка.

Например, подростки выбирают здоровый образ жизни потому что:

- Буду дольше жить (67,2%) - (страх смерти).

- Буду красивой (красивым) (63,4%) - (страх невостребованности, ненужности, бессмысленности существования).

- Есть пример родителей (62,6%) - (влияние воспитания).

- Все в компании ведут такой образ жизни (54,2%) - (влияние друзей).

- Не хочу наносить вред своему организму (41,9%) - (страх смерти).

- Реклама (37,4%) - (внешнее внушение).

- Не красиво, уже не модно (34,4%) - (влияние различных факторов, в том числе государственной политики).

- Не хочу болеть (29,0%) - (страх смерти).

- Здоровье - это моё будущее (26,7%) - (страх уйти рано из жизни, не пожить, не успеть что-то сделать, то есть страх смерти).

Все эти ответы о причинах необходимости ведения здорового образа жизни можно разделить на 2 группы: с одной стороны, на подростков действует подсознательный мотив страха смерти (рано уйти из жизни, не успеть сделать что-то важное и пр.). Этот мотив повторяется в ответах детей 4 раза, большой процент (63,4%) ответов основан на подсознательном мотиве бессмысленности существования, если тебя не будут признавать, считаться с тобой - и тогда страшно жить; с другой стороны, подростки подвержены внешним влияниям формирования мотивов здорового образа жизни: пример родителей, пример друзей, реклама, государственная политика. Это говорит о том, что пока своих собственных внутренних установок у подростков не сформировано.

Ни один человек не сказал: я хочу быть здоровым, потому что я хочу улучшить качество своей жизни уже сегодня. Да, все мы смертны, но проживать каждую секунду жизни необходимо на высоком качественном уровне, всё делая для того, чтобы быть довольным своей жизнью и собой в победе над трудностями.

Нездоровый образ жизни подростки выбирают, потому что:

- Уже сформировалась зависимость, поэтому вынужден продолжать вести нездоровый образ жизни (49,6%) - (вынужденная позиция).

- Влияние друзей (46,6%) - (пример).

- Собственно желание, тяга (40,5%) - (неосознанность причин, почему хочется).

- Интерес (38,9%) - (влечение к запретному, неизвестному).

- Учёба (37,4%) - (трудности в освоении программного материала, несложившиеся отношения с педагогами).

- Проблемы (22,9%) - (трудности в жизни, которые не известно, как преодолевать).

- Масса свободного, незанятого времени (17,6%) - (неумение планировать время, занять себя чем-либо полезным для себя же).

- Разрешают родители (13,7%) - (попустительский стиль воспитания, негативный пример,

наплевательское отношение к своему ребёнку).

Данные ответы также можно разделить на 2 группы: с одной стороны, влияние внешних негативных факторов и неумение им противостоять (зависимость, влияние друзей, учёба, объективные проблемы, сложившиеся в жизни, незанятость, попустительство родителей); с другой стороны, собственное желание и интерес.

Кажется, что это - характеристики состоявшейся личности, но здесь можно увидеть подмену понятий. В данном исследовании очевидно, что интерес - это желание попробовать что-то неизвестное, не задумываясь о последствиях. Но когда возникает желание что-то пробовать, чаще всего свои желания подростки объяснить не могут. На вопрос «Почему так хочется этого?», зачастую пожимают плечами. То есть желание неосознанно, а значит, не ведёт к ответственности за его осуществление.

Таким образом, у подростков, выбирающих нездоровье, гораздо больше экзистенциальных проблем, чем у тех, кто выбирает здоровье. Но и у последних эти проблемы существуют, хотя и не осознаются ими полностью. В связи с тем, что проблемы экзистенциального характера остаются на подсознательном уровне, не проясняются в сознании подростка, его личностная позиция нестабильна, а установки на здоровый образ жизни чаще формируются под влиянием внешних воздействий.

Следующий вопрос, который нас интересовал, связан с выявлением страха одиночества. Что же подростки выбирают чаще: шумную

компанию или пребывание в уединении? Оказалось, что шумную компанию и общение современные подростки выбирают чаще, и это закономерно, поскольку ведущим видом деятельности для подростка является именно общение в кругу друзей. Но всегда ли безудержное стремление к шумной компании есть проявление стремления к подлинному общению, не кроется ли за этим страх одиночества?

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать анкетные данные. Результаты показали, что основным стимулом к общению в шумной компании является интерес (70,2%) -это вполне объективный и закономерный ответ, связанный с особенностью подросткового возраста. Но не маленький процент дают ответы иного характера. Например, другими мотивами к общению в компании названы:

- Веселье (63,4%) - (ни к чему не обязывающее времяпрепровождение).

- Поддержка со стороны друзей (52,7%) -(трудно найти опору в самом себе, необходима внешняя поддержка).

- Новые знакомства (42,7%) - (стремление не завязывать глубоких отношений, ведущих к боли и разочарованию).

- Люблю быть в центре внимания (38,9%) -(нет самодостаточности, есть стремление поощрения со стороны, как правило, от неуверенности в себе).

- Скучно одному (32,1%) - (не умеет организовать свой досуг).

- Получение новых впечатлений (24,4%) - (необходимы значимые события, ищет их в компаниях).

- Боязнь одиночества (22,9%) - (прямой ответ на вопрос).

- Желание быть понятым (11,5%) - (трудно разобраться в себе самому, необходимо, чтобы кто-то понял и принял такого, как есть).

- Забыть о проблемах (7,6%) - (уйти от решения жизненных трудностей - стратегия избегания).

Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, подросток нуждается в понимании других, поддержке, и в то же время не пытается разобраться сам, рефлексировать над своими проблемами, так как боится одиночества, потому что это страшно. Легче вытеснить проблему, уйти от неё, не решать, повеселиться и забыть, что она существует. Но, к сожалению, проблемы остаются нерешёнными и накапливаются в юной душе, не находят своего разрешения, что приводит к невротизации и соматическим заболеваниям.

Теперь скажем о тех, кто выбирает одиночество. Как правило, это аутсайдеры, - те, кто не принимается обществом подростков, или склонные к одиночеству (автономии) люди, которых часто относят к тем, кто «не от мира сего». Они больше склонны рефлексировать, но в подростковом возрасте не знают, что делать с тем материалом, который они получили в ходе рефлексии. Ответы от них получены такие: нет подходящей компании (15%), надо разобраться с мыслями (11%), легче быть одному (10%), некомфортное душевное состояние (8%), хочется отдохнуть (5%).

Все эти ответы говорят о том, что подростки стремятся к автономии. Если нет подходящей компании, то никакая не нужна. Радует, что подростки стремятся разобраться в себе, своих мыслях, душевном состоянии и отдохнуть наедине с самим собой. Это важные предпосылки формирования зрелой личности. Но вот ответ «легче быть одному» настораживает, так как в нём чувствуется стремление отгородиться от мира вследствие каких-т обид. Человек отстраняется от других, поскольку, видимо, вместо поддержки при общении с другими получает только боль.

Далее перед нами стояла задача разобраться в том, какие чувства подростки испытывают чаще при взаимоотношениях с другими людьми -вражду или любовь, что движет ими, когда они любят или ненавидят.

Оказалось, что в среднем 54,6% подростков выбирают любовь, и только 1% выбирает ненависть, так как любовь часто приносит обиду, боль, огорчения, теряется вера в любовь. Остальные затруднились ответить на данный вопрос.

Те, кто во взаимоотношениях с другими чаще выбирает любовь, в качестве основных причин называют: стремление уважать другого партнёра - 67,9%, желание выражать чувство симпатии друг к другу - 63,4%, испытываемое чувство жалости к объекту любви - 55,7%, привычка (привязанность) - 53,4%, стремление оказывать и принимать поддержку от другого - 40,5%, желание испытывать позитивные эмоции - 33,6%, стремление к спокойствию - 33,6%, ответственность за другого - 30,5%, нежелание иметь врагов - 9,9%.

Данные ответы можно разделить на две группы: с одной стороны, выбирая любовь, подростки базируются на позитивных чувствах (стремление уважать другого, выражать чувство симпатии, оказывать и принимать поддержку, испытывать позитивные эмоции, обретать спо-

койствие). Но, с другой стороны, среди ведущих причин на 3-ем месте стоит жалость, а не подлинная любовь, а на 4-ом месте - привычка к объекту любви, то есть налицо зависимые отношения. Даже если отношения не устраивают, их необходимо продолжать, потому что привык, привязался или жаль этого человека. Конформность, стремление приспосабливаться можно увидеть и в ответе «нежелание иметь врагов» (страх перед сильным). Всё это подтверждает гипотезу о том, что подростку не хватает умений быть личностью, отстаивать свои интересы, жить в соответствии со своими чувствами и своим внутренним миром и испытывать от этого удовлетворение, а не оглядываться всё время на кого-то.

Далее мы были озадачены следующими вопросами: задумываются ли подростки о таких экзистенциальных данностях, как жизнь и смерть, волнуют ли они их, приходилось ли им делать выбор между жизнью и смертью?

Из всех опрошенных респондентов 100% ответили, что предпочитают жизнь. Что же их побуждает к жизни? Что помогает сохранять жизнь? Наиболее часто встречаемые ответы на данные вопросы распределились следующим образом: на первом месте - любовь к близким, уважение к родителям, жизнь ради других -62,6%; на втором месте - жизнь как самореализация, достижение целей, самосовершенствование («надо реализовать себя», «понимаю, что много ещё не сделал/а», «жить надо ради будущего») - 61,1%; на третьем месте - жизнь как ценность («жизнь - это самое дорогое/главное», «жизнь одна», «не имею права отказываться от жизни») - 41,1%; на четвёртом месте - страх

смерти («боюсь смерти», «смерть - это нечто страшное», «смерть - это пустота, неизвестность») - 31,7%; на пятом месте - жизнь ради себя («люблю себя») - 14,5%; на шестом месте -легкомысленное отношение к жизни («умереть успеем») - 8,4%.

Таким образом, проблема жизни и смерти как экзистенциальная проблема присутствует в сознании подростков, но осознаётся не всеми. Отрадно то, что жизнь ради самореализации, ради самого себя и жизнь как ценность превалируют над другими мотивами. Но нельзя не учитывать тот факт, что 1/3 подростков боится смерти, а такие страхи, как правило, повышают уровень тревожности, ухудшают качество его жизни.

Таким образом, исследование показало, что такие экзистенциальные проблемы, как здоровье, любовь, жизнь и смерть, одиночество, волнуют юношей и девушек уже в подростковом возрасте. Некоторые из них вполне адекватно оценивают наличие данных проблем в жизни. Но достаточно большое количество подростков (чуть больше 1/3 опрошенных) не задумывается над их существованием. Опрос показал, что подростки делают выбор либо со ссылкой на авторитеты, либо в основании выбора лежит страх, зависимые отношения, инфантилизм. Этой части подростков достаточно трудно выбирать свой «вариант жизни», так как, только изучая самого себя, зная свои слабости и достоинства, причины своих страхов, зависимостей и инфантильного поведения, можно осознанно планировать будущее, что возможно сделать лишь на основе согласия с самим собой без чувства вины, тревоги, отчаяния, страха перед жизнью и/или смертью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.