Научная статья на тему 'Что такое мастер-класс'

Что такое мастер-класс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1378
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парадигма «инновационности» профессионального опыта / педагогпрофессионал / алгоритм педагогических действий / системно-целевая осмысленность опыта / личностный фактор в профессиональной деятельности учителя / научно-методическое описание опыта / четырехзвенная модель профессионального опыта учителя / формы работы мастер-класса

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губогло Зиновия Ивановна

Автор раскрывает сущность и рассматривает разные формы проведения мастер-класса, позволяющего осуществлять взаимообмен профессиональным опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что такое мастер-класс»

Образование в регионах

Автор раскрывает сущность и рассматривает разные формы проведения мастер-класса, позволяющего осуществлять взаимообмен профессиональным опытом.

Губогло Зиновия Ивановна,

заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ №2 г. Салехард

ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС

Ключевые слова: парадигма «инновационности» профессионального опыта; педагог-

профессионал; алгоритм педагогических действий; системно-целевая осмысленность опыта; личностный фактор в профессиональной деятельности учителя; научно-методическое описание опыта; четырехзвенная модель профессионального опыта учителя; формы работы мастер-класса

У' чителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом.

Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда учителя. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами свой профессиональной деятельности. Мастерство приходит с годами, либо, как утверждают злые языки, не приходит совсем. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать воспитательно-образовательные задачи, а если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно ставить воспитательнообразовательные задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их.

Становится ясным, что современный учитель-профессионал должен отличаться «лица необщим выраженьем». Достичь же этого результата сегодня крайне непросто. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели, спецификация организуемого воспитательно-образовательного пространства выдвигают на передний план приоритет индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Идея состязательности как бы уходит на второй план, но вовсе не исчезает. Просто парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Профессиональный путь учителя-инноватора не всегда триумфален, горечь временных поражений - неизменный спутник ищущего педагога-практика. Извлечь из этого достойные уроки - значит стать мастером своего дела, педагогом-профессионалом. Высокий класс мастерства учителя, а именно так, в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь при-

знаками инновационности. Но инновационности не спонтанно-эмпирической, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату. Это весьма важная и ответственная процедура высоко ценимая в работе любого мастер-класса.

Для успешного проведения мастер-класса учителю нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Ее теоретические основания мы как раз и разрабатываем в настоящее время на кафедре социализации личности и психологии воспитания НИПКиПРО. Для полноценного использования технологии нужна предваряющая системно-целевая осмысленность опыта, отрефлексированность на целостной научнометодической основе. Именно такая проработка опыта даст учителю-практику не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, наконец, аттестационной комиссии.

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор «взаимо» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Личностный фактор в профессиональной деятельности учителя сегодня как никогда ранее требует учета и внимания. Любые профессиональные успехи так или иначе «замешаны» на личностно-психологической основе. Следовательно, мастер-класс есть уникаль-

54

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Образование в регионах

ная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере «педагогического воспроизводства». Но как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом учителя, она требует беспрестанной «шлифовки» и совершенствования.

Бесконечно прав В.А. Сухомлинский утверждая, что «становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же. Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе проведения мастер-класса предъявляет весьма существенные требования и к стороне демонстрирующей свой опыт, и к стороне воспринимающей и оценивающей.

В этой связи возникает проблема научнометодической компетентности участников мастеркласса. Перед учителем-мастером стоит целый ряд проблем:

■ Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса?

■ Каким способом лучше сделать это?

■ Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм?

Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов района, города, области, региона и страны в целом. Учителям есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-классов на качественно высоком уровне. Велика роль в такого рода поисковоисследовательской работе районных информационнометодических центров, где, прежде всего, и должна быть сосредоточена информационная база данных об инновационном опыте. Но не только база данных. Информационно-методические центры должны стать самой первичной творческой лабораторией по аналитической обработке имеющейся информации, без чего в принципе не стоит заводить речь о мастерклассе. Результатом такой аналитической проработки опыта должно стать научно-методическое описание опыта, его схематизированная оценка по адекватному алгоритму проводимого анализа. В сущности, нужно развернутое представление о центральном звене педагогического опыта, его «ядерной» части, «стержне», действительном источнике достигаемых конкретным педагогом успехов. Именно поэтому подготовка и проведение мастер-классов есть кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже.

Теперь несколько замечаний методического порядка. В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательно-сти имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способности участников (а, прежде всего, самого педагога-мастера) «внутрь» своего

опыта, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий. Какие-либо крайности здесь недопустимы, нужна гармония теоретико-аналитического и описательнометодического начал. Сразу же возникает вопрос о наличии у педагога письменно оформленных теоретикоаналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Ведь их наличие позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в существо представляемого педагогического опыта. Иначе, спонтанное педагогически непоследовательное, а лучше сказать, методико-педагогически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Единственным результатом такого мастеркласса может стать лишь досада по поводу напрасно потерянного времени.

С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта. Еще один важный момент технологии подготовки и проведения мастеркласса касается предваряющего прояснения вопроса о том, на каком принципиально возможном структурном уровне профессионального опыта учителя реализуется та или иная авторская инновационная идея.

В качестве универсальной рабочей схемы можно предложить как минимум четырехзвенную модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе:

■ уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;

■ уровень общеметодического порядка. Он более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и на сферу других учебных предметов, предметных областей, реализуемых в данном образовательном учреждении;

■ уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных личностнопсихологических структур ребенка, в процесс создания мотивационно-потребностного поля организуемого учителем воспитательнообразовательного пространства;

■ уровень собственно педагогический, задающий свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое и многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.

Конечно, значительное число практических достижений учителей-инноваторов захватывают все перечисленные уровни. Тем не менее, поэлементный анализ представляемого опыта по данной универсальной схеме создает условия для последовательного разбо-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

55

Образование в регионах

ра опыта, не разрушая его цельности и, в то же время, позволяя проникнуть в его сущностное «ядро», в понимание индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога. Сказанное ставит перед готовящимися к мастер-классу реальную практическую задачу найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Здесь и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут познакомиться заранее, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов уроков, факультативов.

В завершении еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастеркласса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, взгляд родителей и учителей-коллег. Такое разнообразие создаст именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, многопро-фильности оценок, много ракурсности в рассмотрении и интерпретации представляемого инновационного опыта.

Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Представим проект, направленный на развитие профессионального мастерства педагогов, профессиональный рост, самосовершенствование.

Проект «Расширение педагогической

компетентности и совершенствование профессионального мастерства педагогов»

“Интерес к познанию - основа обучения”

Традиционно повышение квалификации учителей, как правило, идет по нескольким направлениям: курсы повышения квалификации, методическая работа через семинары, городские и школьные методические объединения.

Часто программы курсовых переподготовок составлены с учетом общих проблем и в целях удовлетворения общих потребностей педагогов.

Такой подход исключает адресность, а соответственно и качество курсовой переподготовки, кроме того, это требует больших финансовых затрат учитывая, что школа в ЯНАО - это большие суммы.

Система повышения квалификации в современных условиях школы требует проектирования, создания и внедрения необходимых условий для обучения педагога умению «оптимизировать профессиональную мобильность».

Основные цели и функции образования: удовлетворение потребностей личности, общества, экономики:

• личности - в самосовершенствовании;

• общества - в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности;

• экономики - в подготовке компетентного, эффективного работника.

Современное образование формирует личность активную, компетентную и эффективно участвующую в экономической, социальной и личной жизни.

Инновационный образовательный проект внутришкольной системы повышения квалификации педагогов на базе МОУ СОШ №2 г. Салехарда, разработана на основе результатов инновационной деятельности в рамках программы «Развитие муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Салехарда на период с 2006 по 2011 гг.» (далее Программа)

Данная образовательная программа рассчитана на школы, интересующиеся вопросами преподавания и использования эффективных методик, проблематикой саморазвития, саморефлексии, самоопределения.

Данное обстоятельство требует новой педагогической компетентности - умения учиться, организовывать свое обучение и создавать образовательные программы в рамках образовательного учреждения.

Предлагаемая образовательная программа консалтингового центра инновационна:

- новизна структуры и содержания образовательной программы,

- ориентация на обеспечение и поддержку инновационной деятельности в образовании,

- адресность и экономичность сочетается с массовым охватом.

Проблемы:

• между потребностью курсовой переподготовкой и возможностями организации;

• между удовлетворением общих педагогических потребностей в индивидуальном и интеллектуальном росте

• повышение профессионального мастерства и закрепление устойчивой мотивации к саморазвитию

• модернизация углубленного изучения вопросов психолого-педагогической теории и практики через реализацию программы консалтингового центра

56

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Образование в регионах

К нормативно-правовым основаниям разработки инновационного образовательного проекта относятся следующие документы -

федерального уровня:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 92 № 3266-I (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 96 № 12-Ф3, от 16.

11. 97 № 144-Ф3, от 20. 07. 2000 № 102-Ф3, от

07. 08. 2000 № 122-Ф3, от 13. 02. 2002 № 20-Ф3, от 21. 03. 2002 № 31-Ф3, от 25. 06. 2002 № 71-Ф3, от 25 . 07. 2002 № 112-Ф3, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24. 10. 2000 № 13-П, Федеральными законами от 27. 12. 2000 № 150-Ф3, от 30.

12. 2001 № 194-Ф3) по состоянию на 25 июня 2002 года.

2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22. 08. 96 № 125-Ф3.

3. Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р);

локального уровня:

1. Устав школы.

2. Положение об Консалтинговом Центре повышения квалификации педагогов (на базе образовательного учреждения).

3. Должностные инструкции педагогов.

4. Иные локальные акты, разрабатываемые по мере необходимости и способствующие повышению качества и эффективности образовательных услуг.

Количественный и качественный состав педагогических работников школы

В школе работает 103 педагога. Из них: 22,3% имеют высшую квалификационную категорию; 22,3% -первую квалификационную категорию; 32% - вторую квалификационную категорию; 1,8% - кандидата педагогических наук. У 84,4% работников - высшее педагогическое образование, у 13,6% - среднее специальное. Учителя, имеющие награды, почетные звания: 1,9% - заслуженный учитель; 6,8 % - отличник просвещения; 6,8% - почетный работник общего образования; 6,8 % - почетная грамота Мин образования; 6,8% - почетная грамота Губернатора ЯНАО. Средний возраст - 39 лет.

Положительные результаты учебных достижений учащихся связаны с характеристиками педагогического коллектива. Последние годы школа не испытывает дефицита в педагогических кадрах. Ведется преподавание всех предметов, предусмотренных учебным планом. Возросла активность учителей в повышении квалификации и аттестации. Всегда востребованы курсы повышения квалификации по вопросам профильного обучения, а также в области информационных технологий.

В соответствии с задачами Программы развития школы, участники образовательного процесса уделяли большое внимание развитию материально технического оснащения школы для повышения качества

образования и реализации профильного обучения. В период с 2002 по 2006 гг. существенно улучшена материальная база. Учебные кабинеты оснащены современными техническими средствами обучения, имеется актовый и спортивный залы, школьный стадион, столовая. Административные кабинеты и три компьютерных класса (два открыты в 2002 году) объединены в локальную сеть с кабинетами школы. Есть постоянный выход в сеть Internet по выделенной линии. Такое оснащение школы дает возможность использовать на уроках новейшие технологии обучения. Внедряются информационные технологии на уроках в школах. С 2004/2005 учебного года введено предпрофильное обучение в 9 классах. Внутришкольная социокультурная среда имеет потенциал который обеспечивает целенаправленное формированием педагогической культуры взаимоотношений и взаимообучения всех участников образовательно-воспитательного процесса с минимальными экономическими затратами, центральное место занимают профессиональная компетентность, эффективность деятельности, коммуникативная культура педагога.

Цель инновационного образовательного проекта внутришкольной системы повышения квалификации педагогов - расширить педагогические компетенции педагогов за счет внутреннего резерва с минимальными экономическими затратами.

Задачи данного проекта:

- выявление тенденции обучения и воспитания школьников в образовательных пространствах России и зарубежья;

- выявить сущность, состав и уровни развития «ориентированной компетенции» учителя адаптивной школы как непрерывного профессионального педагогического самообразования;

- организация информационной поддержки методического сопровождения образовательного процесса педагогами;

- создание условий самоутверждения и самореализации учителя в профессиональной деятельности;

-поиск оптимальных условий адаптации учителя в социокультурном образовательном поле.

Качество компетенций педагога и повышение его профессионального мастерства будут эффективными и обеспечены условия перехода на «субъект - субъектные» отношения, если:

- внутришкольная система повышения квалификации осуществляется на основе системного, дифференциально-интегрального и компетентностно-го подходов к анализу образовательного процесса;

-обеспечена детерминированная взаимосвязь компонентов: диагностика личностных качеств педагога; целееполагание - адекватно уровням его компетенций; проектирование, регулирование и коррекция самообразования; овладение качеством самоанализа своей деятельности;

- основным принципом моделирования программы будет принцип максимального соответствия потребностям российского образования в единстве с потребностями муниципального образовательного пространства.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

57

Образование в регионах

Критерии успешности учителя Предполагаемый результат

Педагогическая деятельность - уровень обученности ЗУН; - уровень сформированности ОУУН; - инновационная работа; - самообразование, исследовательская работа; - образование, квалификация; - самоанализ, самодиагностика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолого- педагогическое общение - интерес, мотивация; - сознательное обучение; - отношение учитель-ученик; - учет индивидуальных особенностей учеников

Личность учителя - эмоциональность; - выразительность речи; - творческое начало личности; - организаторские способности; - чувство юмора; - настойчивость, дисциплинированность

Предложенное нами концептуально - программное обеспечение внутришкольной системы повышения квалификации учителей позволит:

- создать в ОУ оптимальные условия для профессионального роста учителей;

- сформировать необходимые предпосылки для модернизации школьного процесса на основе субъектсубъектных отношений;

- обеспечить с позиции оптимального подхода профессиональный уровень культуры учителей, их конкурентноспособность на рынке труда;

- развить позитивную устойчивую мотивации в повышении профессионального мастерства на уровне рефлексии;

- разработать механизмы методического сопровождения обеспечивающий уровни развития педагогического мастерства

- сконструировать модель консалтингового центра развития компетентностного подхода учителя к своей деятельности.

Основы технологических подходов:

1. Развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов (В. Байденко, В.Г. Веселова, И.В. Гришина, А.И. Жук, А.П. Крючатов, Б.И. Любимов, Н.Ю. Таирова и др.).

2. Адаптация системного подхода (интегрированный подход) В.В.Гузеева к обучению взрослых.

3. Системно - структурный подход(А.Н.Аверьяно в, Б.Г.Афанасьев, В.Н.Садовский - целостная и саморегулирующая систему, имеющую сложную структуру, взаимодействующую с другими образовательными системами).

4. Функциональный подход (М.М.Поташник, П.И.Третьяков и др. - приспособление системы повышения квалификации к школьной среде). С помощью данного подхода исследуем зависимость между: формой обучения учителя и уровнем его квалификации, администратором школы и коллективом учителей.

Используемые подходы взаимосвязаны друг с другом, и каждый из них позволяет увидеть воздействие какого - либо конкретного фактора на процесс профес-

сиональной подготовки учителей в системе внутришкольного повышения квалификации.

Предлагаемый инновационный образователь-

ный проект строится как проект свободного («открытого») образования на основе таких принципов как: субъектность; поддержка; преодоление негативных аспектов; использование разнообразных форм взаимодействия.

Далее, данный образовательный проект строится как проект непрерывного образования на основе идеи о том, что педагогу и руководителю - предоставляется возможность расширения профессиональных компетенций на основе внутренних потребностей.

Содержание направленно на достижение результатов в решении проблем: связь с практикой, развитие рефлексии педагогов, освоение методологических основ обучения взрослых.

В качестве детерминант структуры и содержания инновационного образовательного проекта нами избраны основополагающие посылки андрагогики и ан-драгогические принципы обучения:

- стремление к самореализации, самостоятельности и самоуправлению;

- обладание жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;

- обучение педагога решению важных жизненных проблем и достижение конкретной цели;

- применение в практике УВП полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний;

-детерминация образовательной деятельности с временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами;

Андрагогическая модель обучения в организации процесса обучения принадлежит самому педагогу. При этом атмосфера обучения дружеская, неформальная, основанная на взаимном уважении и базируется на основополагающих принципах:

Принцип Содержание

приоритета самостоятельного обучения -самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения

совместной деятельности - совместная деятельность по планированию и реализации процесса обучения, а также по оцениванию и коррекции его результатов

опоры на опыт обучающегося - источник обучения жизненный опыт педагога (бытовой, социальный , профессиональный и др .)

индивидуализации обучения - образовательные потребности и цели обучения и учитывают опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности педагога

Системности обучения соблюдение соответствия целей, содержание, методы, формы, средства и оценивание результатов обучения

58

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Образование в регионах

контекстности обучения (термин А.А.Вербицкого) - совершенствование личности, - учет профессиональной, социальной, бытовой деятельности педагога и его пространственные, временные, профессиональные, бытовые факторы (условий)

актуализации результатов обучения - применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств

осознанности обучения - осмысление педагогом параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения

Реализация направлений осуществляется в различных формах повышения квалификации:

1. Теоретические и методические занятия и семинары.

2. Тренинги, направленные на социально - психологическую коррекцию школьной образовательной системы,

3. Работа научно - методического совета, методического объединения.

4. Школа молодого учителя.

5. Работа во временных научно - исследовательских коллективах (экспертных группах), проблемно -творческих группах.

6. Трансляция опыта на семинарах, педсоветах, научно - практических конференциях разного уровня.

7. Индивидуальные и групповые консультации.

8. Работа с группой «резерва» руководящего состава.

Приложение

Научно-методический совет школы рекомендует Десять советов учителю

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть достоинство. И это достоинство - дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Так что сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более что хороший учитель лучше посредственного поэта или актера. Впрочем,

наверное, не следует сравнивать профессии. Дело ведь не в том, какая профессия, а в том, насколько она тебе подходит. А вот в этом следует разобраться. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно. Разобраться - это значит понять, по душе ли тебе труд учителя. Здесь я хочу немного поспорить с классиком. Помнишь, у Горького: «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша. Ког-

да труд - обязанность, жизнь - рабство!» (Понимаю, что нельзя приводить чужие слова вне контекста, литературного и исторического. Но ведь любая цитата - вне контекста.) Труд - не только удовольствие, но и мучение. Не зря говорят: муки творчества. Труд - обязанность: перед самим собой, перед семьей, перед обществом. И разве иногда (а впрочем, и довольно часто) не заставляешь себя заниматься любимым трудом? Лев Толстой говорил, что писатель ремнями должен привязать себя к письменному столу. Это так. Но и вместе с тем действительно если труд - твой, если ты его любишь, то он и в процессе, и в результате приносит тебе удовлетворение. Вот ты и постарайся понять, твой это труд или дядин.

ВТОРОЙ СОВЕТ. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Вспомним Л.С. Выготского, который писал, что творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Как же распознать, что в тебе твое, а что - чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. Но если у тебя не будет внутреннего чувства истины, ты будешь не учитель, а «чего изволите?» Это другая крайность, в противовес самомнению.

И потом, кто сказал, что учитель создает свой образ раз и навсегда? Маяковский писал о художнике Келине: «Лучший учитель. Твердый Меняющийся». Образ - не схема, а живое лицо. Оно может быть веселым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.

СОВЕТ ТРЕТИЙ. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель - только учитель, то это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь, сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

И опять же надо помнить о том, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусственно

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

59

Образование в регионах

культивировать в себе качества, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на гитаре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что-нибудь другое, тебе свойственное. А самое главное - и тут уже особые способности не нужны, - тебя должны интересовать люди. Ты можешь быть другом, знакомым, собеседником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветвь.

Творческий человек, как правило, многогранен. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он - эрудит, или: он - хороший методист, или: он - энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши.

ЧЕТВЕРТЫЙ СОВЕТ. Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это чисто условно. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

Ты можешь возразить, что тебе известны учителя, которые хорошо знают свой предмет, но не владеют методикой, или такие, которые только дают уроки, а после звонка их как ветром сдувает, или такие, у которых дети стоят на головах, а они орут и оскорбляют детей. Да, я тоже таких знаю. И советую тебе не быть таким, они несчастны так же, как и их ученики.

ПЯТЫЙ СОВЕТ. Будь счастливым. Правда, это больше похоже на пожелание, чем на совет. Тогда я скажу так: будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы») пишется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз.

Я отнюдь не хочу выглядеть в твоих глазах этаким бодрячком. В жизни каждому бывает тяжело и горько, у каждого случается несчастье и горе. И у меня иногда просто опускаются руки. И утром, бывает, не хочется вставать и идти в школу. И даже дети порой так надоедают... Но надо все это преодолевать. Жизнь - это преодоление трудных и даже критических ситуаций. И у тебя это будет. Собери свою волю. Не опускай крылышки. Не будь лапшой. Бо-

рись. Сопротивляйся. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего.

Да, мы иногда идем на «разного рода» компромиссы, и это не противоречит тому, что я только что сказал. Это апелляция к разуму. Бескомпромиссность -это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть. И не только цель урока, и не столько цель урока, сколько цель всего твоего учительства.

Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет получаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще. Хотя, впрочем, недотепа - это тоже образ, и иногда довольно симпатичный, пусть даже смешной. И, конечно, образ чисто внешний. Внутри у тебя, дорогой мой, должно быть все четко и уверенно.

ШЕСТОЙ СОВЕТ. Будь честным и правдивым. «Подумаешь, - скажешь ты, - я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно. Каждый день это говорить не надо. Сказал один раз - и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» - это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать.

СОВЕТ СЕДЬМОЙ: Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон - это все!..

Детский юмор, скажем откровенно, не так уж глубок и тонок. Чаще всего смеются над оговорками. Или ты называешь какую-нибудь фамилию, а они смеются, потому что в классе есть однофамилец.

Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.

СОВЕТ ВОСЬМОЙ. Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят.

60

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Образование в регионах

Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя , чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться.

Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

Больше всего я не люблю, когда учитель на уроке не говорит, а декламирует или выступает. Он как будто уже и не он, а кто-то другой, по его понятиям, лучше того, каким он является на самом деле, а на самом деле - хуже, потому что искусственнее. Он притворяется, и это всем понятно.

Самое главное в том, что такой учитель как бы приучает детей к этой ложной патетике, и некоторые доверчивые дети думают, что так и должно быть. Формируется безвкусица. Находятся ученики, которые через какое-то время сами становятся учителями, причем такими же. Вот какие основы мы закладываем, и как прочно.

Между тем романтики, увлеченные учителя, не обязательно говорят с пафосом. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети. Гайдар, рассказывают, разговаривал с ребятами так, что они не замечали разницы в возрасте. А вот известный педагог В.А. Караковский. Как-то мы вместе с ним смотрели по телевизору «Утреннюю почту». Я удивился его знанию эстрадных групп. А, наблюдая клоунов, он хохотал, как третьеклассник. Такому ребята скорей поверят, чем надутому пузырю, человеку без эмоций, лицо которого ничего не выражает. Однажды мы с В.А. Караковским летели в одном самолете в Ташкент. Там был грудной ребенок, а мать почему-то отсутствовала. Молодой отец безуспешно пытался успокоить плачущего ребенка. Кое-кто из пассажиров брал ребенка на руки и укачивал - безуспешно. Малыш замолчал только тогда, когда его взял Владимир Абрамович. Случайность?

СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ проистекает из восьмого. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. И если в годы застоя мы только и делали, что производили впечатление, словно все сговорились играть в какую-то общую лживую игру, то теперь это не нужно, потому что всем и так ясно, если король голый. И без мальчи-

ка. В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торжестве. Это опасно.

Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное - дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хотя не всегда нам ясно до конца и значение дела, его результат. Как сказал поэт: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать».

Он же в этом стихотворении сказал еще и то, что тебе, учителю, надо помнить всегда, но не вообще, а в применении к себе:

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха и успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех. Это твое кредо, запомни! Ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи. Они, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья.

Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская позиция.

ДЕСЯТЫЙ СОВЕТ. Обрети гражданскую позицию. Я говорю «обрети», но, может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Может быть... Но она формируется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети, и эта позиция нужна им.

Гражданская позиция прежде всего - нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи - ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.

Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами. Используй одиннадцатый совет. И, наконец, самое последнее: не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложных истин. Я не оракул. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам!

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.