МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
© 2011 Магомедова Ф.А., Квимсадзе Е.В.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
В статъерассмотрена проблемареализации методическойработы в образовательном учреждении. Выявлены ключевые компетенции (создание условий, организация, координация, формирование компетентности, создание условий для развития педагогического мастерства и совершенствования уровня готовности учителей к инновационной деятельности).
The author of the article considers the problem of implementation of the methodological work in the educational institution. She identifies the key competences (the creation of the conditions, organization, coordination, competence formation, the creation of the conditions for the development of the pedagogical skills and the improvement of the level of teachers’ readiness for the innovation activities).
Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодой учитель, методическая работа, педагогическое мастерство, педагогический опыт.
Keywords: professional adaptation, young teacher, methodological work, pedagogical skill, pedagogical experience.
Целью методической работы в
образовательном учреждении выступает создание условий для профессионального становления личности педагога,
направленные на повышение качество подготовки и включающие организацию и координацию методического обеспечения воспитательного процесса, формирование компетентности, создание условий для развития педагогического мастерства и совершенствования уровня готовности учителей к инновационной деятельности.
С этих позиций задачами по отношению к конкретному учителю выступают: развитие профессиональной компетентности; помощь в освоении нового содержании и технологий; привитие интереса и умения заниматься творческой деятельностью; создание условий и привитие интересов к самообразованию. При этом актуальное значение приобретает готовность к
аналитической (анализ состояния УВР, анализ программ воспитания,
дополнительного образования, анализ методической работы, анализ
послекурсовой подготовки и т.д.); поисковой (обзор методической литературы, современных документов, изучение методических рекомендаций и т.д.); диагностической (диагностика проблем, потребностей,
профессиональной компетентности,
диагностика эффективности работы классного руководителя, диагностика эффективности воспитательной работы); прогностической (планирование
методической работы, планирование курсовой подготовки и т.д.); обучающей (обучение современным педтехнологиям, новым УМК и программам, новым формам и методам работы); адаптивной (помощь в адаптации к постоянно изменяющимся требованиям в образовании, новым методикам, новому
содержанию); компенсаторной
(преодоление пробелов в воспитательной деятельности, восполнение пробелов в знаниях педагогов); обобщающей (изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, пополнение банка педагогической информации); инновационной (внедрение
экспериментальной, научно-
исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий,
нетрадиционных форм воспитания)
составляющим профессионально-
педагогической деятельности.
Кроме того, задачами,
адаптированными к современным реалиям функционирования
образовательной системы, служат:
готовность к информационному сопровождению педагога как показатель успешности вхождения в
образовательное пространство; наличие механизма включения педагогов в инновационную деятельность; создание информационно-аналитический системы диагностики и прогнозирования развития молодых учителей; разработанность программы повышения квалификации, основанной на личностно-
деятельностном и компетентностном подходах.
С учетом сказанного основными направлениями методической работы с точки зрения обеспечения
профессиональной компетентности
выступают:
работа над методическими аспектами (организация работы профессиональных объединений, разработка программнодидактических средств и методического инструментария, теоретическое и
практическое освоение нового содержания и технологий, разработка методических рекомендаций, курсовая подготовка); изучение нормативноправовой базы (анализ нормативных документов, разработка и утверждение локальных документов); диагностическая деятельность (анкетирование, проведение собеседования); обобщение
педагогического опыта (творческие отчеты аттестующихся педагогов, открытые уроки, мастер-классы);
индивидуальная работа (консультации, анализ занятий); информационнометодическая деятельность (издательская деятельность, обеспечение электронными образовательными ресурсами,
организация выставки, оформление фотоотчета); методическое
сопровождение инновационной
деятельности (внедрение инновационных педагогических технологий и систем, апробация программ курсов и УМК, внедрение программ экспериментальной деятельности); организация массовых методических мероприятий (конкурсы дидактических и методических материалов, конкурс «Учитель года», «Классный руководитель», Фестиваль педагогических идей, конкурс классных часов); работа с начинающими классными руководителями
(консультации по оформлению плана воспитательной работы, консультации по педагогическим проблемам, прохождение курсов).
В качестве основных форм организации методической работы в образовательном учреждении выступают: индивидуальная (собеседования,
посещение и анализ внеклассных мероприятий, консультации, организация педагогической мастерской, мастер-класса при одном педагоге, выставка достижений и т.д.), групповая (консультации, открытые занятия, педчтения,
практикумы, семинары, мозговой штурм и т.д.), коллективная (учебные, проблемные, проектировочные семинары;
конференции; деловые игры; дни открытых занятий; методические оперативки; лектории; конкурсы, тренинги; круглый стол и т.д.).
Следует отметить, что эффективность методической работы во многом предопределяется использованием
активных форм, среди которых выделяем:
- методический фестиваль, в рамках
которого проводятся творческие отчеты молодых педагогов, выставка
методических идей и находок, стендовые доклады и т.д.;
- педагогический КВН, направленный на решение педагогических проблем через формирование команд и жюри,
предварительное знакомство с темой для разработки домашнего задания, проведение конкурсов по решению нестандартных педагогических задач по избранной теме и т.д.;
- методический ринг, в рамках
которого проводится обсуждение противоположных взглядов на
педагогическую ситуацию, где представлены оппоненты, которые имеют группу поддержки т.д.;
- дискуссия по узловым вопросам
педагогики и методики, чему
предшествует подготовительная работа, где предполагается строгая
регламентация, логическое подведение итогов и т.д.;
- решение педагогических задач, в
ходе которого молодые педагоги анализируют и исследуют
педагогический опыт, связанное с преодолением трудностей, обоснованием позиций современной школы и т.д.
Таким образом, в методической работе важно обеспечить непрерывность профессионального становления
(повышение квалификации) молодого педагога через создание условий для проявления внутренних возможностей каждого учителя в деятельности. Если в методической работе представлены возможности для возникновения диалога, проявления критического отношения, проблемности, концептуальности,
рефлексии и т.д., то можно утверждать, что молодой учитель начинает работать на личностном уровне, с позиций заинтересованной, одушевленной,
сознательной активности, которая влияет на саморазвитие и самоорганизацию. Для этого молодой педагог изучает состояние преподавания, а также уровень знаний, умений и навыков учащихся посредством посещения уроков и внеклассных мероприятий; проведения срезов знаний по узловым темам программы; диагностики устных вычислительных навыков и т.д.
Важным направлением повышения уровня профессионального и
педагогического мастерства молодых учителей выступает освоение передового педагогического опыта, инициирование педагогического творчества, освоение
современных образовательных
технологий, для чего проводятся открытые уроки в рамках декад в течение года (по плану). При этом молодые учителя посещают уроки коллег, обмениваются опытом работы,
обсуждают способы повышения эффективности педагогического
взаимодействия.
Следовательно, в качестве отправных точек путей изменения в организации методической работы в школе, содержание которой предопределяется новыми требованиями, выступают:
- традиционная методическая работа, предполагающая повышение качества профессионального уровня молодого учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях; обучения и внедрения адаптивных моделей обучения слабоуспевающих, средних и сильных учащихся с учетом их знаний и способностей, дополнительных занятий по коррекции пробелов в знаниях учеников и т.д.;
- инновационная предметная
деятельность, характеризующаяся
умениями общения, владением
информационно-компьютерными технологиями, способностью к совместному принятию решений, урегулированию конфликтов
ненасильственным путем; уважительного отношения друг к другу;
- инновационная надпредметная
деятельность, характеризующаяся
умениями, необходимыми для
самореализации личности в любой сфере жизнедеятельности, извлечения пользы из опыта; организации взаимосвязи знаний и т.д. Поэтому молодой педагог должен владеть компетенцией организации взаимосвязи прошлых и настоящих событий; по формированию позиции в дискуссии; проявлению собственного мнения; опросу разных баз данных; консультированию; получению
информации в работе с документами; должен включаться в проект; нести ответственность; войти в группу и внести свой вклад; доказать солидарность; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
организовывать свою работу; уметь
сотрудничать и работать в группе; принимать решения, переживать
разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять контракты; проявить гибкость при быстрых изменениях, стойкость перед трудностями; находить новые решения.
От педагога требуется глубокое понимание того, что происходит с обучаемым в педагогическом процессе, как формируется его личность, природные и социальные свойства, культурное, ценностно-смысловое
содержание.
Изучение и использование личностно ориентированных технологий
эффективно, когда у педагога
достаточный уровень грамотности,
поскольку внедряются далеко не все новые технологии, а только те, которые действительно воплощают новые смыслы управления. Иными словами, готовность выбирать на основе понимания смысла психолого-педагогических концепций и теорий предполагает владение
основными педагогическими
категориями (цель, принципы,
содержание, технологии и т.д.), умение подставлять их в ту или иную ячейку педагогического процесса.
Следовательно, деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для саморазвития, так и для последующего развития личностных образований
учеников обеспечивает качество
образования, которое состоит в
понимании содержательной, внутренней, смысловой составляющих, где следует выделить: полноту, глубину,
систематичность, оперативность,
гибкость, конкретность, обобщенность
знаний, а также коммуникативные, конструктивные, перцептивные,
экспрессивные умения и способности. Профессиональное же объединение
педагогов помогает молодому учителю осваивать новое, решать возникающие проблемы и т.д.
Примечания
1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982. 2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / под ред. Т. И. Шамовой. М., 1991. 3. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984. 4. Терре С. И. Методическая работа как средство повышения эффективности и качества образовательного процесса. Иркутск : Дрофа, 2010. С. 3.
Статья поступила вредакцию 16.08.2011 г.