Чтение в Республике Беларусь в начале XXI в.
А.И. Козловская,
аспирантка кафедры издательского дела и редактирования МГУП им. Ивана Федорова
В Республике Беларусь, как и во многих других государствах мирового сообщества, важной стратегической целью является скорейшее построение информационного общества, так как это в свою очередь приведет к новому витку экономического, инновационного, социального, культурного развития страны. Но возникновение полноценного информационного общества во многом невозможно при сохранении современного уровня читательской грамотности и информационной культуры.
Одним из факторов, который может положительно повлиять на противоречивую ситуацию с переходом к обществу нового типа, характерную не только для Беларуси, является чтение. Но при этом рассматривать чтение нужно не только как способ или процесс получения необходимой информации, но и как одну из самых сильных самообразовательных, культурных, эстетических составляющих формирования личности. От того, какие книги выходят и, следовательно, читаются, по-прежнему зависит духовный климат в стране, культурный облик ее населения.
В настоящее время в сфере чтения наблюдается много негативных тенденций. Некоторые из них связаны именно с информатизацией общества, развитием медиасреды. Причем эти тенденции характерны как для чтения взрослых, так и для чтения детей и юношества (снижение объема и качества чтения, упрощение вкусов, сокращение библиотечной аудитории, разрушение традиций семейного чтения и т. д.) [1].
Изучая чтение и читателя в современной Беларуси, нужно учитывать общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в стране в конце XX - начале XXI в.
В начале 1990-х в связи с провозглашением суверенитета Беларуси кардинальным образом поменялась политическая ситуация. Это повлияло и на процесс изучения чтения в стране, активизировавшийся лишь в начале 2000-х гг. Среди наиболее значимых исследований в этой области можно назвать следующие: исследования Национальной библиотеки Беларуси «Роль и место публичной библиотеки в социокультурной среде региона» (2003), «Информационные потребности агро-городков» (2006-2007), исследования Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАН Беларуси «Исследование интенсивности читательских потоков и анализ категорий пользователей ЦНБ НАН Беларуси» (1998), «Информационное обеспечение ученых и специалистов Республики Беларусь в области природоохранной деятельности и экологии: анализ и пути совершенствования» (2004). На данный момент Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАН Беларуси совместно с Центром исследований истории книжной культуры Российской академии наук проводится научно-исследовательская работа «Книжная культура Беларуси и России. Комплексное исследование в контексте историко-культурного взаимодействия» (с 2010 г.) [2].
Современную ситуацию с чтением в Беларуси анализировать сложно, так как в стране не проводилось комплексное исследование чтения, и вследствие этого нет релевантных социологических данных для анализа. В Беларуси также не изучались такие важные вопросы, как чтение в молодежной среде, не затрагивались вопросы чтения газет и журналов, чтения с использованием электронных устройств и чтения в Интернете, не проводились исследования по выявлению читательских интересов по видам и жанрам литературы, не изучались виды чтения (инструментальное, образовательное развивающее, рекреационное), особенности чтения в разных областях страны. Эти вопросы все еще остаются открытыми.
Во многом из-за отсутствия фактических данных вопрос поддержания и развития чтения в Беларуси на государственном уровне не рассматривался, нет продуманной стратегии, хотя в последнее время все чаще в прессе поднимаются вопросы актуальности национальной программы по поддержке чтения в республике. Государственная политика пока направлена только на поддержание выпуска социально значимой литературы, в том числе книг на белорусском языке.
Необходимость усиления внимания к чтению, грамотности разных групп населения уже давно осознается во многих странах мира. Так, кампании по привлечению к чтению успешно проводятся в США, Канаде, Австралии, во многих западноевропейских странах (Франции, Германии, Австрии, Великобритании). Например, во Франции программы, посвященные продвижению чтения, организуются на протяжении уже двадцати лет. В Германии в 2003 г. была осуществлена программа
«Германия читает вслух», которая была направлена на организацию чтения вслух для детей дошкольного и раннего школьного возраста. В Австрии серьезную поддержку чтению оказывают с октября 2006 г. [3]. В России в конце 2006 г. была принята Национальная программа поддержки и развития чтения, разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом [4].
На данный момент есть лишь фактические данные локальных исследований чтения на базе некоторых университетов и библиотек Беларуси.
В рамках доклада на Международной конференции издателей и распространителей книг и печатных СМИ «Печатный рынок Беларуси в контексте стран СНГ и Балтии. Экспертные оценки и стратегия успеха» (22-23 марта 2007 г.) директором Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета Д. Г. Ротманом был сделан доклад на тему «Рынок печатной продукции Республики Беларусь: социологический анализ» [5]. В рамках этого доклада были приведены интересные сведения по характеристике чтения в стране (в презентации доклада не содержалась информация о количестве респондентов, участвовавших в исследовании):
• частота обращения к чтению: не читают вообще 15,5% респондентов; очень редко - 23,1%; 1-3 раза в месяц - 21,7%; почти ежедневно - 39,7%;
• читатели по половому признаку: женщины - 57,2%; мужчины - 42,8%;
• читатели по возрасту: 18-29 лет - 39%; 30-44 лет - 21,2%; 45-59 лет - 27,5%; 60 лет и старше - 12,3%;
• читатели по уровню образования: начальное, неполное среднее - 2,3%; среднее общее - 31, 2%; средне специальное - 37,8%; высшее - 25,7%;
• по типу поселения: в городе читает 82,1% жителей, в селе -17,9%;
• где респонденты берут книги: в Интернете - 8,6%; в публичной и специальной библиотеке - 29,1%; покупают -31,5%; в личной библиотеке - 31,7%; у знакомых, родственников, коллег - 50,9%.
Исследования, проведенные в разных странах, отражают похожую картину в распределении читателей по демографическим и социальным признакам (возрасту, половому признаку, уровню образования, месту проживания). Женщины читают больше, чем мужчины. Читательская активность характерна для людей от 20 до 50 лет со средним, законченным и незаконченным высшим образованием. В городах читают значительно больше, чем в сельской местности [1].
Обратимся к другому исследованию, проведенному на базе Брестской областной библиотеки им. М. Горького, результаты которого во многом перекликаются с данными доклада Д.Г. Ротмана [6].
В исследовании с помощью анкетирования участвовал 231 человек. Эта цифра равнозначна количеству новых читателей, записавшихся в библиотеку со 2 по 9 мая 2007 г. Обратимся к некоторым интересным результатам:
• из всего количества анкетируемых респондентов 62,3% составляют женщины, 22,3% - мужчины, 15,4% - не ответили на этот вопрос;
• по образовательному цензу респонденты распределились следующим образом: с незаконченным средним образованием - 0,9%, со средним образованием - 18,2%, средним специальным - 19,0%, незаконченным высшим - 20,5%, высшим - 41,4%;
• по возрасту состав участников выглядит так: до 20 лет -10,9%, от 20 до 30 лет - 37,3%, от 30 до 40 - 14,6%, от 40 до 50 лет - 13,6%, от 50 до 60 лет - 3,2%, от 60 и выше -6,8%, не ответили на этот вопрос - 13,6% респондентов;
• проведение свободного времени: чтение книг - 45% опрошенных, чтение журналов, газет - 17,8%, общение с компьютером - 10%, просмотр телепрограмм и фильмов -14,4%, посещение театра, кино - 5,1%, в графе «другое» -7,7%;
• предпочтения в художественной литературе: «серьезную» литературу, классику, поэзию, исторические романы читают 50,7%, а «легкое чтение» (детективы, женские романы, приключения и т. д.) предпочитают 42,3% и 7% не определились в своем выборе.
Результаты последних двух пунктов нельзя считать полностью объективными, так как в исследовании участвовали только активные читатели библиотеки, то есть те люди, для которых важность чтения неоспорима.
Представляют интерес некоторые итоги исследования о роли книги в жизни современной молодежи, проведенного в 2007/2008 учебном году на базе Гродненского университета им. Я. Купалы среди студентов 2-5 курсов специальностей «Социальная педагогика», «Английский язык», «Начальное образование» педагогического факультета (к сожалению, в публикации также не приводится информация, какое общее количество студентов было задействовано в исследовании) [7].
• часто и очень часто читают книги 62,72% опрошенных, редко и довольно редко - 30,90%, не читают совсем - 3,63%;
• предпочитаемые жанры: романы (романтические новеллы)
- 23,63%; научная литература - 17,27%, научно-популярная литература - 15,45%, детективы - 13,63%, исторические повести и рассказы - 12,72%, фантастика - 11,81%, приключенческие книги разных жанров - 9,09%, психологическая и классическая литература - 5,45%, сказки и стихи - 4,54%, произведения военной тематики (про войну, с боевыми действиями) - 2,72%, книги о «криминальном мире» - 1,81% студентов. Около 3,63% молодых людей не смогли выбрать предпочитаемый жанр;
• библиотеку студенты посещают чаще (63,38%), чем книжный магазин (56,33%);
• помощь при выборе книги оказывают: работники библиотеки - 23,63%, друзья - 10,90%, продавцы книжных магазинов - 10%, родители - 3,63%, сокурсники - 2,72%, преподаватели - 1,81%, рейтинг, реклама, «фильм по роману», коллеги по работе, знакомые - 0,90%;
• семейное чтение: с семьей не читают - 33,67% студентов, редко читают - 27,72%, никогда - 14,54%. Положительный ответ дали только 10% опрошенных, из которых читают совместно с семьей иногда - 8,18%, читают совместно часто - 1,81%;
• наличие семейных библиотек: много и очень много книг у 88,73% опрошенных, а мало и очень мало у 23,94%, нет книг в доме только у 4,22 % респондентов.
Полученные данные соответствуют негативным тенденциям (снижение объема чтения, предпочтение развлекательной литературы, разрушение традиций семейного чтения), характерных не только для Беларуси. Но, несмотря на все выше сказанное, в жизни современной молодежи книги играют важную роль, в первую очередь в процессе обучения. Важно сохранить и приумножить положительное отношение к книжной культуре как к необходимому элементу жизни современного общества [8].
В заключение обратимся к результатам анализа особенностей детского чтения в Брестской области, проведенного на базе 59 библиотек этого региона [9]. В исследовании приняли участие 3476 детей в возрасте 11-14 лет, из них 1762 из сельской местности.
Наиболее предпочтительный вариант проведения свободного времени для детей в городе является «чтение» (48%), а на селе «общение с друзьями» (43%). Второе место на селе занимает чтение (38%), а в городе «общение с друзьями» (46%). Замыкает тройку лидеров «отдых на улице» (средний показатель для города и села 28,5%). Высокое место чтения в структуре свободного времени детей может радовать, если не углубляться в мотивы обращения к чтению и в тематику
чтения. «Просмотр ТВ, видео» (средний показатель 22%) занял четвертое место и в городе, и на селе, а «компьютерные игры» (средний показатель 17,5%) - пятое место.
Причин для такого распределения приоритетов можно назвать несколько: важность в этом возрасте личного общения, отсутствие многих возможностей в конкретной местности, отставание медиасреды Беларуси по уровню развития, например, от медиасреды России: есть определенные проблемы с выбором телеканалов, качественным Интернетом, имеющимся выбором газет и журналов.
В республике существует потребность в новых детских библиотеках. Об этом можно судить по следующим цифрам: доля в библиотечной сети Министерства культуры Республики Беларусь детских библиотек равна 6,5%, вместе с тем, количество пользователей-детей до 15 лет составляет 19,3% от общей численности читателей публичных библиотек республики. За последние годы произошло некоторое снижение детской библиотечной аудитории, но это связано с естественными демографическими процессами, которые характерны для Беларуси в последние пятнадцать лет. Если говорить про сельскую местность, то 2/3 респондентов-детей среди всех источников информации лидером считают именно сельскую библиотеку [10].
72% участников исследования читают от 1 книги в месяц и больше, при этом в городе таких ребят 77% , а на селе 67% от общего числа респондентов. Не читают книги или читают мало - 23% в городе и 33% - на селе. Неравномерность развития информационной среды, книг и периодики как ее главного компонента, лишает возможности детей читать тогда, когда это им необходимо для развития.
51,5% ребят в основном читают только в рамках школьной программы и их трудно назвать любителями чтения (в городе это 48%, в селе - 55%). 4% ребят признались, что «не читают», а в вопросе «Что для тебя чтение?» 6% сказали, что это «неприятная необходимость».
Как и в случае со студентами Гродненского университета, дети отдают предпочтение развлекательной литературе (фантастика - 32%, детективы - 31%, книги о любви - 29%, ужасы и мистика - 23,5%, комиксы - 16%, волшебные истории - 22,5%). Для своего личного чтения подростки редко выбирают научно-популярные книги. Поэтому ухудшение качества чтения - сегодня самая главная проблема в сфере детского чтения.
Отдельного рассмотрения требует вопрос взаимодействия чтения и современных электронных информационных технологий. В условиях бурного развития виртуальной среды миллионы читателей постепенно «уходят» в Интернет, который во многом может удовлетворить их интересы и предпочтения [11]. При этом необходимо помнить, что Интернет сам по себе текстовая среда, где мы пишем и читаем. Один
из современных методов решения проблем чтения некоторые ученые видят в широком использовании потенциала электронных информационных технологий (создание виртуальных библиотек, электронных версий книг, журналов и газет, книжных интернет-магазинов, виртуальных читательских клубов и форумов, проектов самиздата). С появлением виртуального пространства появляются и новые формы читательской активности, которые позволяют установить связи между читателями и авторами, читателями и критиками, библиотекарями (например, общение через ЖЖ-сообщество) [12]. В условиях жесткой нехватки времени вновь становится популярным формат аудиокниги. Это возвращение к самому простому и естественному способу получения информации, это новая и в то же время «хорошо забытая» возможность развития своих интеллектуальных способностей. Но при этом нельзя допустить, чтобы новые электронные технологии, увеличивая скорость распространения информации, упрощая добывание знания, окончательно отодвинули книгу на задний план.
Но на данный момент белорусы больше привязаны к бумажным носителям информации и предпочитают электронным версиям книг - печатные. Это подтверждает и статистика опроса, проведенного в книжных магазинах Могилева в мае 2009 г. На вопрос: «В какой форме вы предпочитаете получать ту или иную информацию?» 95% респондентов от 15 лет и старше ответили, что покупают книги [13]. Это можно объяснить высокой стоимостью ридеров в Беларуси, неудобством чтения с экрана, низкой компьютерной грамотностью населения страны.
В современном обществе наблюдается явное снижение интереса к книге и чтению, и Беларусь в этом отношении не исключение. Поддержка и развитие чтения - это важнейшая общенациональная задача, которая должна стать новым ответственным направлением национальной политики страны не только в области культуры, но и в сфере образования и массовых коммуникаций. Чтобы остановить негативные тенденции снижения интереса к чтению у подрастающего поколения, необходимы совместные целенаправленные усилия родителей, педагогов, библиотекарей, издателей. Ведь книга, чтение - мощное средство социокультурной модернизации страны, развития гражданского общества, средство для формирования системы ценностных ориентиров и морально нравственных норм людей, а следовательно, это один из важнейших векторов инновационного развития.
Библиографический список
1. Мелентьева Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире / Ю.П. Мелентьева. - М. : Наука, 2007. - 355 с.
2. Авгуль Л.А. Изучение чтения в Беларуси в XX - начале XXI в. // Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности. К 90-летию Научно-исследовательского института книговедения в
Петрограде : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 ноября 2010 г.). - М. : Наука, 2010. - С. 5-13.
3. Кратц Г «Германия читает» (кампания по продвижению чтения в Германии) / Г. Кратц // Наука о книге. Традиции и инновации. К 50-летию сборника «Книга. Исследования и материалы» : материалы XII Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 2830 апреля 2009 г. - М. : Наука, 2009. - Ч. 2. - С. 114-115.
4. Тихомирова И.И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышение уровня грамотности? / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2006. - № 10. - С. 11-20.
5. Ротман Д.Г. Рынок печатной продукции Республики Беларусь : социологическй анализ (презентация) [Электронный ресурс] / Д.Г. Ротман // Междунар. конф. издателей и распространителей книг и печатных СМИ «Печатный рынок Беларуси в контексте стран СНГ и Балтии. Экспертные оценки и стратегия успеха» (22- 23 марта 2007 г.): [сайт]. [2007]. URL: http://www.sirp.by/?id=19 (дата обращения: 23.02.2011).
6. Глазкова Т.В. «Кто ты наш читатель» : итоги локального исследования в Брестской областной библиотеке им. М. Горького / Т.В. Глазкова // Б1бл1япанарама. 2007. - Вып. 12 (1). - С. 15-24.
7. Куровская С.Н. Роль книги в жизни современной молодежи: исследование на базе Гродненского университета им. Я. Купалы / С.Н. Куровская // Книга - источник культуры: проблемы и методы исследования : материалы Междунар. науч. конф. (Минск, 25-27 ноября 2008 г.). - М., Наука. - С. 167-170.
8. Резонова В.М. Процессы трансформации чтения детей и подростков в пространстве современного общества / В.М. Резонова // Наука о книге. Традиции и инновации. К 50-летию сборника «Книга. Исследования и материалы» : материалы XII Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 28-30 апреля 2009 г. - М.: Наука, 2009. - Ч. 2. - С. 146-147.
9. ВеремчукЛ.Э. Чтение детей как национальная ценность : результаты исследования чтения детей среднего школьного возраста в публичных библиотеках Брестской области / Л.Э. Веремчук // Б1бл1япа-нарама. 2009. Вып. 14 (1). - С. 25-32.
10. Рынкевич О.А. Детские библиотеки Беларуси на пути формирования информационного общества // О.А. Рынкевич / Б1бл1япана-рама. 2009. - Вып. 14 (1). - С. 17-23.
11. Агеева Г.М. Проблемы чтения в информационном обществе / Г.М. Агеева, А.В. Никольская. // Наука о книге. Традиции и инновации. К 50-летию сборника «Книга. Исследования и материалы» : материалы XII Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 28-30 апреля 2009 г. - М. : Наука, 2009. - Ч. 2. - С. 74-75.
12. Самохина М.М. Молодые читатели в Интернете (Наблюдения социолога) / М.М. Самохина // Новое литературное обозрение. 2010. - № 102. - С. 300-307.
13. Стуков И Что делать, чтобы белорусы не разучились читать? [Электронный ресурс] / И. Стуков // Завтра твоей страны: [сайт]. [2008]. URL: http://www.zautra.by/cont/cmt_see.php?sn_nid =7138&sn_cat=12&cmt_art_id=7138&cmt_art_cat=12 (дата обращения: 22.09.2010).
14. Безрогов В. Детское чтение: от начала к концу XX века / В. Безрогов, Г. Иванченко // Новое литературное обозрение. 2010. -№ 102. - С. 45-68.
15. Булгакова Е.В. Развитие детской книжной культуры в информационном пространстве / Е.В. Булгакова // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы Междунар. науч. конф. (Минск, 25-26 мая 2011 г.). - М. : Наука, 2011.