Научная статья на тему 'Влияние медиасреды на формирование читательской грамотности подростков'

Влияние медиасреды на формирование читательской грамотности подростков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1580
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковалевская Наталья Ивановна, Петрова Людмила Ивановна

В сегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Социокультурная ситуация и окружающая подростков среда, в которой много различных каналов массовой коммуникации, различных печатных и иных материалов, оказывают сильное влияние на отношение их к источникам информации, меняют читательские привычки и пристрастия. Информация стремительно уходит из формата книги в другие электронные медиаформаты. Увеличение объема информации требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать ее. Поиск, критическая оценка информации, ее обработка, восприятие, понимание и использование информации в практических целях это и есть читательская грамотность, читательская культура. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры. В статье проводится анализ современных источников информации медиаформата, определены условия формирования читательской грамотности. Особое внимание обращается на определяющую роль медиасреды в формировании ценностных приоритетов и личностных качеств молодого поколения. Указаны тенденции развития детского чтения на современном этапе в условиях конвергенции медиасреды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MEDIA ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF THE READING LITERACY OF ADOLESCENTS

In today's situation, the process of socialization of the individual becomes particularly difficult. The sociocultural situation and the environment of adolescents, in which there are many different channels of mass communication, various printed and other materials, have a strong influence on their attitude to sources of information, changing reading habits and addictions. Information is rapidly leaving the format of the book in other electronic media formats. Increasing the amount of information requires the ability to quickly and efficiently perceive and process it. Search, critical assessment of information, its processing, perception, understanding and use of information for practical purposes this is reader literacy, reading culture. Media literacy helps a person to actively use the capabilities of the information field of television, radio, video, cinema, press, Internet, helps him to better understand the language of media culture. The article analyzes the current sources of information media format, defines the conditions for the formation of reader literacy. Particular attention is paid to the determining role of the media environment in shaping the value priorities and personal qualities of the young generation. The tendencies of the development of children's reading at the present stage in the conditions of convergence of the media environment are determined.

Текст научной работы на тему «Влияние медиасреды на формирование читательской грамотности подростков»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И МЕДИАТЕХНОЛОГИИ

УДК 655.512.3-053.4/.6:028.5

Н. И. Ковалевская, Л. И. Петрова

Белорусский государственный технологический университет

ВЛИЯНИЕ МЕДИАСРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

В сегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Социокультурная ситуация и окружающая подростков среда, в которой много различных каналов массовой коммуникации, различных печатных и иных материалов, оказывают сильное влияние на отношение их к источникам информации, меняют читательские привычки и пристрастия. Информация стремительно уходит из формата книги в другие электронные медиаформаты.

Увеличение объема информации требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать ее. Поиск, критическая оценка информации, ее обработка, восприятие, понимание и использование информации в практических целях — это и есть читательская грамотность, читательская культура.

Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры.

В статье проводится анализ современных источников информации медиаформата, определены условия формирования читательской грамотности. Особое внимание обращается на определяющую роль медиасреды в формировании ценностных приоритетов и личностных качеств молодого поколения. Указаны тенденции развития детского чтения на современном этапе в условиях конвергенции медиасреды.

Ключевые слова: медиаобразование, чтение, медиатексты, подростки, медиаграмотность, медиакультура, книга.

N. I. Kovalevskaya, L. I. Petrova

Belarusian State Technological University

THE INFLUENCE OF MEDIA ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF THE READING LITERACY OF ADOLESCENTS

In today's situation, the process of socialization of the individual becomes particularly difficult. The sociocultural situation and the environment of adolescents, in which there are many different channels of mass communication, various printed and other materials, have a strong influence on their attitude to sources of information, changing reading habits and addictions. Information is rapidly leaving the format of the book in other electronic media formats.

Increasing the amount of information requires the ability to quickly and efficiently perceive and process it. Search, critical assessment of information, its processing, perception, understanding and use of information for practical purposes — this is reader literacy, reading culture.

Media literacy helps a person to actively use the capabilities of the information field of television, radio, video, cinema, press, Internet, helps him to better understand the language of media culture.

The article analyzes the current sources of information media format, defines the conditions for the formation of reader literacy. Particular attention is paid to the determining role of the media environment in shaping the value priorities and personal qualities of the young generation. The tendencies of the development of children's reading at the present stage in the conditions of convergence of the media environment are determined.

Key words: media education, reading, media texts, adolescents, media literacy, media culture, book, gender, reading, publishing, teenagers, literature, periodicals, the book.

Введение. Альтернативой книге выступают новые медиа. Это различные средства массовой коммуникации и электронные массмедиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня — самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации.

Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые предоставляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. Современная молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. Активное чтение постоянно теряет свою популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении подростков, их способности понимать прочитанное и размышлять над его сутью. И эта проблема остро стоит не только в Беларуси. Спад интереса населения к чтению книг и, особенно, серьезной литературы наблюдается в разных странах.

Основная часть. Чтение и читательская грамотность в настоящее время высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно отмечалась важность и поддержка ме-диаобразования.

Чтение — это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоении языка классической литературы, развитии речи, построении своей индивидуальной модели культуры огромна [1, 2].

Начиная с 60-х годов XX века в педагогической науке ведущих стран мира сформировалось специфическое направление «медиаобра-зование» (media education), призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты и т. д. Так, в 90-х годах XX века медиаобразование стало обязательным компонентом обучения во всех средних школах Канады и Австралии (с 1-го по 12-й класс). Ме-диаобразование интегрировано в уроки родного языка в школах Великобритании. Многие европейские медиапедагоги развивают «критиче-

ское мышление» учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию некачественной массовой культуры [2].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры [2, 3, 4].

Основное противоречие системы образования — противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения детьми в период обучения. Этот разрыв, несмотря на использование новых информационных технологий, увеличивается. Современная медиасреда ставит перед подростками следующие задачи: умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности.

Увеличение объема информации требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать ее. Поиск, критическая оценка информации, ее обработка, восприятие, понимание и использование в практических целях — это и есть читательская грамотность, читательская культура.

«Новая грамотность» становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Приоритетной целью в современном мире является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств.

Грамотность как определенная степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения [2, 5, 6].

Сегодня процесс социализации личности становится особенно сложным. Неравномерность развития информационной среды лишает детей возможности читать именно тогда, когда это им особенно необходимо для развития.

Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания — семьей и школой — в нем все большую роль играют «электронные воспитатели».

Одной из крайне сложных проблем, отразившихся на досуговом чтении детей и подростков, стала реформа школы. В начальной школе многие дети любят рассматривать книги и читать их. От младшего к старшему возрасту растет учебная нагрузка, все больше времени требует выполнение школьной программы, и, начиная с подросткового возраста, а иногда и еще раньше, свободного времени на чтение остается все меньше. Чем старше становится ребенок, тем больше он читает так называемую «деловую литературу». Главным является вовремя получить информацию.

Все больше детей будет читать иначе, чем раньше, ориентируясь на множество источников информации и различные виды текстов, не только печатных, но и электронных. Именно экран становится самым привычным оптическим фокусом приема какой бы то ни было медийной информации, а не книга, хотя и книжная страница, собственно, является не более чем специфическим форматом экрана. «По статистике, — замечает Л. Маргулис, — читать стали меньше, однако читающих людей стало больше, только читают они по-другому. Ведь кроме книг, они читают и SMS, вывески, рекламные плакаты, активно используют Интернет» [4, 7-9].

Информация стремительно уходит из формата книги в другие электронные медиаформаты.

Социокультурная ситуация и окружающая подростков среда, в которой много различных каналов массовой коммуникации, различных печатных и иных материалов, оказывают сильное влияние на отношение их к книге, меняют читательские привычки и пристрастия. Меняется не только процесс чтения детьми печатной продукции, меняются все характеристики чтения в целом. И, самое главное, меняется характер и отношение детей и подростков ко всему комплексу медиа — книгам, периодике, телевидению, радио, а также к мультимедиа и интернету.

«Экранная» культура продолжает интенсивно развиваться, и количество «экранов»,

окружающих современного подростка, постоянно растет.

Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. В числе обычных, ежедневных занятий оно остается наиболее распространенным видом проведения досуга.

Кинофильмы, сериалы и рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание. Поэтому все больше героев — образцов для подражания — подростки находят среди «звезд» кинофильмов, эстрадных певцов и певиц, часто пребывающих на телеэкранах и киноэкранах.

И репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, поэтому не удивительно, что в чтении детей и, особенно, подростков доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов. Под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате — детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам».

Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности, по эффекту присутствия. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем несравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией.

Всемирная сеть дает большие возможности. С одной стороны, интернет открывает ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу. Интернет может быть полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. И это не удивительно: ведь в интернете можно найти информацию для реферата, послушать любимую мелодию или обсудить горячую тему. Но сеть в то же время может быть и опасной. В последнее время в интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания, которые могут причинить вред детям [10, 11, 12].

С другой стороны, компьютер может быть использован и используется во вред ребенку, который часы способен просиживать за компьютерными играми.

Стремление поиграть на компьютере — это новая черта современных подростков.

Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающее возможность для виртуальных обсуждений

книг и диспутов на литературные темы, для самовыражения, связанного с книгой. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать и самим создавать информацию.

Заметно, чем старше становится ребенок, тем больше захватывает его интернет, открывает больше возможностей и предоставляет больше информации. Хотя информация бывает разной. Много нареканий появляется у взрослых в адрес интернета именно по причине информационной засоренности. Родители обеспокоены тем, что их дети наталкиваются в интернете на безобразную информацию, которая на них дурно влияет. Ведь интернет является не только источником полезной информации, но и источником низшего слоя массовой культуры. Только от самого пользователя интернета зависит, какой информацией он захочет воспользоваться.

Излишнее увлечение аудио- и видеоматериалами при отсутствии основ информационной культуры в целом и культуры чтения в частности во многом снижает интеллектуальный уровень развития личности, отторгает ее от серьезной работы ума и души, от чтения как творческого процесса, формирует «клиповое» мышление, ослабляет возможность формирования критического отношения к действительности и факту культуры.

Электронные средства, заполняющие играми значительную часть свободного времени детей, пока еще не стали их помощниками в поиске информации.

Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла большую часть чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

Несомненно, электронная культура воздействует на чтение детей и подростков. Это влияние проявляется в следующем:

- меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно — повестях и романах);

- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений;

- предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

- происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи [11, 13, 14, 15].

Медиасреда дает детям и подросткам широкий выбор, который, как правило, делается в сторону наименее «затратных» способов чтения медиатекстов.

Такого рода тенденция в ближайшее время (с расширением доступа к интернету) будет только усиливаться.

В большинстве своем дети сегодня с большим запаздыванием подключаются к ресурсам фундаментальной культуры, зафиксированной, в частности, в книгах, и используют эти ресурсы недостаточно эффективно. Сегодня значительно вырос и даже стал превалировать слой вялочитающих детей. Вялое чтение — это не просто чтение со слабой интенсивностью. Оно отличается отсутствием личностной мотивации, аморфным восприятием, слабой выраженностью следовых реакций чтения. В ситуации вялого чтения процесс восприятия практически отсутствует, личность и книга остаются параллельными между собой.

Основным побуждением к чтению становится стремление к «информационной загрузке»: «добыть информацию», «найти информацию», «вынести информацию», «получить информацию» — таковы доминирующие у подростков обоснования ценности и значимости чтения.

Визуалозависимость усиливается и формирует в итоге новые качества восприятия — сег-ментарность, «скользящий взгляд», суетливость и несосредоточенность.

Вот почему весьма актуальными представляются следующие действия для улучшения процесса медийной социализации подрастающего поколения:

- активизация воспроизводства и производства отечественной экранной и печатной культуры, продукции мультимедиа, основанной на идеях мира и ненасилия, толерантности;

- усиление механизмов социального контроля над экранными средствами массовой коммуникации (ТВ, видео, кино, компьютерная продукция, интернет);

- решение проблемы разработки критериев и механизмов проведения экспертизы продукции для детей (печатной, видеопродукции, а также теле- и компьютерных программ и др.).

Эксперты в области медиаобразования из разных стран мира выделили приоритетность следующих целей медиаобразования:

- развивать способности к критическому мышлению;

- развивать способности к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

- готовить людей к жизни в демократическом обществе;

- развивать знания социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов;

- обучать декодированию медиатекстов (сообщений);

- развивать коммуникативные способности личности;

- развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов;

- обучать человека самовыражаться с помощью медиа;

- обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродук-ты (тексты);

- давать знания по теории медиа и медиа-культуры [16, 17].

Вывод. Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. В информационном обществе чте-

ние и «человек читающий» все больше осознаются как национальная ценность. Читающие нации создаются из детей, которые любят читать.

Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, где будет текст — на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста, какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности. Задача формирования в ребенке устойчивости к негативным информационным воздействиям СМИ ложится на все социальные институты, в том числе и на родителей.

Требуется анализ всего комплекса проблем и процессов, которые возникают в связи с радикальной сменой медийных приоритетов подрастающего поколения. Сегодня подростки все больше тяготеют к медиатекстам в электронном формате (телевизионном, компьютерном, интернетном и пр.). Нужно переосмысление новой ситуации, в которой общение с печатными текстами заменяется на широкий спектр контактов с медиатекстами, преимущественно аудиовизуальными, экранными и т. д.

Литература

1. Стефановская Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика. М.: Литера, 2013. 143 с.

2. Чудинова В. П., Кабачек О. Л. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. М.: Школ. б-ка, 2004. 336 с.

3. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние видеокультуры на читательские предпочтения детей и подростков // Труды БГТУ. 2017. № 2: Принт- и медиатехнологии. С. 108-116.

4. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность — проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 98-102.

5. Дунн Дж. Детское чтение в Великобритании: обзор существующих тенденций // Детское чтение: Феномен и традиция в конце ХХ столетия: материалы Междунар. конф. СПб., 1999. Ч. 1. С. 146-151.

6. Чтение и время: материалы VI науч.-практ. конф. / Брян. обл. науч. унив. б-ка им. Ф. И. Тютчева. Брянск, 2014. иКЬ: http://libryansk.rU/files/project/chtenie_i_vremya/2.html (дата обращения: 12.02.2017).

7. Куликова Е. В. Продвижение детского чтения // Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов / Фонд «Пушкинская библиотека», Центр книги Б-ки Конгресса США, Британский совет. М., 2006. С. 24-29.

8. Сушко Н. И. Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции // Труды БГТУ. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. 2009. Вып. XVII. С. 97-101.

9. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию. М.: Книга, 2006. 264 с.

10. Трубников С. А. Типология читателей художественной литературы. М.: МГИК, 1978. 58 с.

11. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Читательские интересы детей и подростков: проблемы чтения // Чтение на евразийском перекрестке: материалы Междунар. форума, Челябинск, 27-28 мая 2010 г. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2010. С. 219-221.

12. Добрынина Н. Е. Изучение читателей — детей и подростков в России Х1Х-ХХ вв. М.: Школ. б-ка, 2006. 144 с.

13. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М.: Наука, 2010. 180 с.

14. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Европ. ун-т. в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

15. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: социологический аспект. М.: Наука, 1997. 140 с.

16. Сушко Н. И. Проблемы и тенденции в чтении детей в условиях развития новых информационных технологий // Детская литература и воспитание: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / Тверской гос. ун-т. Тверь, 2009. С. 158-162.

17. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Тенденции развития чтения детской периодики // Медиа-постранство Беларуси: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию выхода газеты «Звязда» и 90-летию газеты «СБ Беларусь сегодня» / Бел. гос. ун-т. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 102-107.

References

1. Stefanovskayya N. A. Sotsiologicheskiye issledovaniya chteniya: teoriya, metodika, praktika [Sociological reading research: theory, methodology , practice]. Мoscow, Litera Publ., 2013. 143 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Chudinova V. P., Kabachek O. L. Deti i biblioteki v menyayushcheysya mediasrede [Children and library in a changing media environment ]. Мoscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2004. 336 p.

3. Kovalevskaya N. I., Petrowa L. I. The influence of media mediation on the formation of the reading literacy of adolescents. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2017, no. 2: Print- and Mediatechnologies, pp. 108-116 (In Russian).

4. Chudinova V. P. Functional illiteracy — the developed countries the problem. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies], 1994, no. 3, pp. 98-102 (In Russian).

5. Dunn Dzh. Children's Reading in the UK: a review of current trends. Materialy Mezhdunarodnoy konferentsii "Detskoye chteniye: fenomen i traditsiya v kontseХХstoletiya" [Materials of the International Conference "Children's reading: a phenomenon and tradition at the end of the XX century"]. St. Petersburg, 1999, part 1, pp. 146-151 (In Russian).

6. Materialy VI nauchno-prakticheskoy konferentsii "Chteniye i vremya" [Materials of the scientific VI and Practical Conference "Reading and time"]. Bryansk, 2014. Available: http://libryansk.ru/files/ project/chtenie_i_vremya/2.html (accessed 20.02.2017).

7. Kulikova Ye. V. Promoting Children's Reading. Sbornik materialov "Kak sozdayutsya chitayu-shchiye natsii: opyt, idei, obraztsy" [Collection of materials "As the reading nations are created: experience, ideas, samples"]. Мoscow, 2006, pp. 24-29 (In Russian).

8. Sushko N. I. Analysis of reading interests of children and adolescents: reading problems, publication and availability of printed materials. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series IX, Printing and Publishing, 2009, issue XVII, pp. 97-101 (In Russian).

9. Rubakin N. A. Psikhologiya chitatelya i knigi: kratkoye vvedeniye v bibliologicheskuyu psikho-logiyu [Psychology of the reader and books: A short introduction to bibliographic psychology]. Мoscow, Kniga Publ., 2006. 264 p.

10. Trubnikov S. A. Tipologiya chitateley khudozhestvennoy literatury [Typology of readers of fiction]. Мoscow, МОЖ Publ., 1978. 264 p.

11. Kovalevskaya N. I., Petrova L. I. Reader's interests of children and adolescents: reading problems. Materialy Mezhdunarodnogo foruma "Chteniye na yevraziyskom perekrestke" [Proceedings of the international forum "The reading on the Eurasian crossroads"]. Chelyabinsk, 2010, p. 219-221 (In Russian).

12. Dobrynina N. Ye. Izucheniye chitateley — detey i podrostkov v Rossii Х1Х-ХХ vv. [The study of readers — children and adolescents in Russia XIX-XX centuries]. Мoscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2006, 144 p.

13. Melent'yeva Yu. P. Chteniye: yavleniye, protsess, deyatel'nost' [Reading: the phenomenon, process, activity]. Мoscow, Nauka Publ., 2010. 180 p.

14. Volkov V. V., Kharkhordin O. V. Teoriya praktik [Theory of Practices]. St. Petersburg, Yevro-peyskiy universitet v Sankt-Peterburge Publ., 2008. 298 p.

15. Butenko I. A. Chitateli i chteniye na iskhode XX veka: sotsiologicheskiy aspekt [Readers and reading at the end of the twentieth century: the sociological aspect]. Мoscow, Nauka Publ., 1997. 140 p.

16. Sushko N. I. Problems and tendencies in reading children in the conditions of development of new information technologies. Sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Detskaya literatura i vospitaniye " [Proceedings of the International scientific-practical conference "Children's Literature and Education"]. Tver, 2009, pp. 158-162 (In Russian).

17. Kovalevskaya N. I., Petrowa L. I. Trends in the development of reading children's periodicals. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Mediaprostranstvo Belarusi: istoriya i sovremennost'", posvyashchennoy 100-letiyu vykhoda gazety "Zvyazda" i 90-letiyu gazety "SB Belarus' segodnya" [Materials of International scientific and practical conference "Media space of Belarus: history and modernity" dedicated to the 100th anniversary of the publication of the newspaper "Zvyazda" and the 90th anniversary of the newspaper "SB Belarus Today" ]. Minsk, 2017, pp. 102-107 (In Russian).

Информация об авторах

Ковалевская Наталья Ивановна — ассистент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naivs@tut.by

Петрова Людмила Ивановна — кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: lyuda47@bk.ru

Information about the authors

Kovalevskaya Natal'ya Ivanovna — assistant lecturer, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: naivs@tut.by

Petrova Lyudmila Ivanovna — PhD (Philology), Professor, Professor, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: lyuda47@bk.ru

Поступила 29.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.