Научная статья на тему 'Методология изучения детского чтения'

Методология изучения детского чтения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1939
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ЧИТАТЕЛЯ / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕДИАСРЕДА / ГРАМОТНОСТЬ / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковалевская Наталья Ивановна, Петрова Людмила Ивановна

В статье сделан обзор и анализ основных теоретических подходов к изучению детского чтения. Дано общее представление относительно современных точек зрения на процессы и механизмы чтения, социальные и социально-психологические особенности этого процесса. Рассмотрены основные современные концепции типологии читателя. Отражены исторические этапы становления методологии изучения детского чтения. Знание теоретических, технологических и организационных основ читательского развития будет способствовать более конструктивному, продуктивному и эффективному решению сложных задач сохранения и приумножения культуры чтения личности на основе взаимодействия социальных институтов. Выявлены объективные причины сложности и необходимости разработки современных подходов и новых методик к изучению детского чтения. Осознание проблем чтения как всемирных важнейшее условие его изучения, осмысления его масштаба в разные периоды развития человечества, особенностей проявления в различных регионах и странах, понимания новых тенденций его развития. Следовательно, и изучать это явление необходимо в его единстве и многообразии. Необходимы глубокие сравнительные исследования, выявление национальных особенностей чтения, читательской деятельности и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF THE STUDY OF CHILDREN''S READING

The article reviews and analyses the main theoretical approaches to the study of children's reading. The concepton contemporary perspectives on the processes and mechanisms of reading, social and so-cio-psychological characteristics of the process are under consideration. The article deals with the basic modern concepts of typology of the reader. The historical stages of the development of the methodology for the study of children's reading are denoted. Knowledge of the theoretical, technological and organizational foundations of reading development will contribute to the development constructive, productive and effective solution of complex problems of preserving and increasing the reading culture of personality based on interaction of social institutions. The objective reasons of complexity and necessity of development of modern approaches and new techniques to studying of children's reading are revealed. Awareness of reading problems as the world ones is the most important for its study, comprehension of its significance in different periods of human development, its peculiarities in different regions and countries, realising the new trends of its development. Therefore, it is necessary to study this phenomenon in its unity and diversity. Extensive comparative research is required as well as identifying national characteristics of reading, reading activities, etc.

Текст научной работы на тему «Методология изучения детского чтения»

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

УДК 655.512.3-053.4/.6:028.5

Н. И. Ковалевская, Л. И. Петрова

Белорусский государственный технологический университет

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

В статье сделан обзор и анализ основных теоретических подходов к изучению детского чтения. Дано общее представление относительно современных точек зрения на процессы и механизмы чтения, социальные и социально-психологические особенности этого процесса. Рассмотрены основные современные концепции типологии читателя.

Отражены исторические этапы становления методологии изучения детского чтения. Знание теоретических, технологических и организационных основ читательского развития будет способствовать более конструктивному, продуктивному и эффективному решению сложных задач сохранения и приумножения культуры чтения личности на основе взаимодействия социальных институтов.

Выявлены объективные причины сложности и необходимости разработки современных подходов и новых методик к изучению детского чтения. Осознание проблем чтения как всемирных — важнейшее условие его изучения, осмысления его масштаба в разные периоды развития человечества, особенностей проявления в различных регионах и странах, понимания новых тенденций его развития. Следовательно, и изучать это явление необходимо в его единстве и многообразии. Необходимы глубокие сравнительные исследования, выявление национальных особенностей чтения, читательской деятельности и пр.

Ключевые слова: типология читателя, культура чтения, социологический подход, издание, медиасреда, интернет, книга, грамотность.

N. I. Kovalevskaya, L. I. Petrova

Belarusian State Technological University

THE METHODOLOGY OF THE STUDY OF CHILDREN'S READING

The article reviews and analyses the main theoretical approaches to the study of children's reading. The concepton contemporary perspectives on the processes and mechanisms of reading, social and so-cio-psychological characteristics of the process are under consideration. The article deals with the basic modern concepts of typology of the reader.

The historical stages of the development of the methodology for the study of children's reading are denoted. Knowledge of the theoretical, technological and organizational foundations of reading development will contribute to the development constructive, productive and effective solution of complex problems of preserving and increasing the reading culture of personality based on interaction of social institutions.

The objective reasons of complexity and necessity of development of modern approaches and new techniques to studying of children's reading are revealed. Awareness of reading problems as the world ones is the most important for its study, comprehension of its significance in different periods of human development, its peculiarities in different regions and countries, realising the new trends of its development. Therefore, it is necessary to study this phenomenon in its unity and diversity. Extensive comparative research is required as well as identifying national characteristics of reading, reading activities, etc.

Key words: the typology of the reader, the culture of reading, sociological approach, publishing, social media, Internet, book, literacy.

Введение. Детское чтение — область, традиционно изучаемая психологами, педагогами, библиотекарями, а также издателями.

Сегодня изучение чтения — общемировая профессиональная проблема. Цель изучения чтения — прежде всего глубокое понимание интересов и потребностей читателя, пользователя библиотеки, покупателя изда-

тельской продукции, члена информационного общества.

Пристальное внимание к проблемам чтения, целенаправленное изучение интересов читателей, организация исследований, их методика и т. п. — все это тесно связано с oбщей ситуацией и традициями в культуре, образовании, экономике, политике каждой из стран.

Основная часть. Изучение читателя (чтения) началось в середине XIX в. Наибольший вклад в изучение читателей в XIX в. внес Н. А. Ру-бакин (1862-1946). Видный библиограф, библиотековед, книговед, социолог, публицист, популяризатор научных знаний, организатор и теоретик самообразования осуществил централизованное изучение читателей по специально разработанной программе [1].

В 30-е гг. ХХ в. начали разрабатываться теоретические и методические основы изучения читателей: вопросы психологии чтения и читателя, библиотечной психологии, а также вопросы эффективности применения тех или иных методов изучения читателей (работы Д. А. Балика, С. А. Вальдгардта, А. Виленкина,

A. А. Гайворовского, И. Гурова, А. А. Покровского, Я. М. Шафира и других исследователей).

Одной из первых, оказавших значительное влияние на дальнейшие исследования в развитии феномена и процессов чтения, была школа социолога Плотникова С. Н., разработавшего на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. методологию и методику комплексного изучения чтения и читательской культуры.

Методологические проблемы эмпирических социологических исследований чтения и литературы были развиты Б. В. Дубиным, Л. Д. Гудковым, А. И. Рейтблатом, Н. А. Стефановской,

B. Д. Стельмах, чьи позиции могут быть применены при изучении читателя-ребенка.

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В. П., Голубевой Е. И., Малаховой Н. Г., Кабачек О. Л. Важными являются работы Н. Н. Сметанниковой, М. М. Самохиной, О. И. Харитоновой, Л. И. Беленькой, в которых исследуются социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте [1].

Проблема взаимодействия современных школьников с расширяющимся информационным пространством, в том числе изменения роли и статуса чтения в структуре их досуга, наиболее полно были изучены в исследовании

C. Б. Цымбаленко, А. В. Шарикова, С. Н. Майоровой-Щегловой.

В последнее время большое внимание стало уделяться анализу связи между чтением и книгоиздательской и книготорговой деятельностью. Появились интересные исследования нового «электронного» читателя, обращающегося не только и не столько к книге, периодике, сколько к текстам интернета. Именно в отношении этого читателя стал возможным сравнительный анализ результатов исследований других стран, который впервые четко выявил общность многих характеристик чтения.

Сегодня исследование чтения ведут такие авторитетнейшие службы, как Исследовательская группа книжной индустрии (Book Industry Study Group), Институт Гэллапа, исследовательский центр Reading Watch Observatory.

В таких многоаспектных исследованиях, как America Online, где нашли отражение все стороны американской жизни, были представлены и сведения о чтении американцев.

Наиболее актуальными направлениями изучения чтения в американской практике можно назвать следующие: изучение чтения детей; маргинальных групп; изучение места чтения в жизни семьи и общины и т. д. Наиболее значительными аналитическими исследованиями последних лет американские специалисты считают работы Д. Дэвида «Читатели и чтение в Америке: исторические и переломные перспективы» (1994) и К. Дэвидсон «Чтение в Америке: литература и история общества» (1989) [2].

На современном этапе существуют два подхода к изучению чтения: социологический и психологический. В социологическом подходе дифференцирующим признаком становятся социальные и демографические характеристики читателя (социальное положение в обществе, возраст, пол и др.).

Социологический подход к исследованию различных категорий читателей широко применяется на всех уровнях изучения читателя. Использование социологического подхода к изучению чтения дает достоверные знания о количественных характеристиках чтения, однако он не может дать представление о качестве чтения, особенностях восприятия, переработки и понимания текста. Поэтому наряду с социологическим подходом к изучению чтения одновременно формировался и другой — психологический — подход к проблеме дифференциации читателей, в основу которого были положены особенности восприятия текстов, отношения к чтению, книге, мотивов чтения, уровень культуры чтения и т. д.

Важнейшей целью изучения чтения является создание типологии читателей.

Первая попытка провести научную дифференциацию читателей была предпринята еще Н. А. Рубакиным. Он рассматривал дифференциацию читателей как процесс объективного расслоения читающей публики, в котором проявляется диалектическое единство общего, особенного и единичного в читательской деятельности. Общее связано с интегрированностью читательских характеристик, с известной стереотипностью поведения читателей. Особенное характеризует читательскую группу с присущими ей характерными признаками — социальная среда, образование и др. Единичное,

индивидуальное отражает особенности конкретного человека, индивида.

Н. А. Рубакин использовал социологический подход, при котором дифференцирующим признаком становятся социальные и демографические характеристики читателя (социальное положение в обществе, возраст, пол и др.) [8].

Так, на основании возрастного признака выделялись такие читательские группы, как «дети» и «юношество»; на основании пола — «читатели-мужчины» и «читатели-женщины»; на основании профессиональной принадлежности — «читатели-рабочие», «крестьянский читатель» и «читатель-специалист».

Основы психологического подхода были заложены также в исследованиях Н. А. Рубаки-на, особенно в его основной работе «Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию», где ученый попытался выделить читательские типы на основании восприятия текста и решить проблему соответствия — «каждому читателю — его книгу» [8].

В настоящее время психологический подход к дифференциации читателей основывается в основном на таких факторах, как мотив чтения, читательская направленность, уровень культуры чтения и др.

Мотивы чтения — деловые, самообразовательные, рекреационные — отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типические особенности и психологические характеристики. Знание мотива чтения позволяет библиотекарю, педагогу, издателю более эффективно оказывать помощь читателю.

Читательская направленность — более широкое понятие, охватывающее все сферы читательской деятельности и психики — от читательских потребностей до интересов и целей чтения.

Уровень культуры чтения является еще более интегральным понятием, куда входит не только мотив и цели чтения, но и умение личностью оценивать прочитанное, глубоко воспринимать текст.

Проблема дифференциации, выделения читательских типов оказалась чрезвычайно сложной и до сих пор не нашла своего полного решения. Наиболее подробно описаны типы читателей художественной литературы.

В соответствии с уровнем культуры чтения выделяются 3 группы читателей:

1-я группа — читатели, которых в произведении больше всего интересует сюжетно-фабуль-ная сторона. Они ищут в книге изображения сильных чувств, предпочитают книги, которые вызывают ответные эмоции. У читателей явно преобладает установка на развлекательный тип чтения, они неразборчивы в выборе литературы,

не имеют способности к анализу произведения, к самостоятельным оценкам и суждениям.

2-я группа — читатели, для которых характерна познавательная направленность эстетического восприятия и способность обдумывать, анализировать прочитанное произведение.

3-я группа — читатели, отличающиеся от предыдущих высокой эстетической культурой, пониманием художественных достоинств произведения, умением анализировать прочитанное [1].

Авторы современных типологий Трубников С. И., Беляева Л. И. и другие анализируют читательскую деятельность в более широком диапазоне многообразных проявлений.

Например, С. И. Трубников выделяет следующие типы читателей художественной литературы:

первый тип — читатели с неопределившимся вкусом. Их характеризует случайность и хаотичность выбора книг, неопределенность литературно-художественных интересов. Типичный запрос таких читателей: «Дайте что-нибудь интересное»;

второй тип — читатели с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса. У этих читателей ярко выражена односторонность выбора литературно-художественных произведений (только про шпионов, только про любовь, только про войну);

третий тип — читатели с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса. Читателей этого типа также характеризует односторонность (тематическая, жанровая и т. д.) выбора литературно-художественных произведений для чтения, но при этом они обладают относительно развитой способностью оценивать произведения, извлекать уроки из ошибок выбора.

Если для читателей первых двух типов характерно пассивно-потребительское отношение к художественной литературе, то в третьей группе довольно часто наблюдаются читатели с активно-деятельным отношением (стремление к общению на материале прочитанных произведений, участие в литературных конференциях, диспутах);

четвертый тип — читатели с разносторонними интересами и относительно неразвитыми другими сторонами литературно-художественного вкуса («эклектичный вкус»). Для этого типа характерна большая активность в выборе литературно-художественных произведений.

В отличие от читателей первого типа, которых также может характеризовать частое и разностороннее общение с произведениями художественной литературы, читатели четвертой группы интересуются определенными авторами, темами, жанрами;

пятый тип — читатели с негармонически развитыми сторонами литературно-художественного вкуса («негармонически развитый вкус»). Эти читатели отличаются активностью выбора произведений, широтой и разносторонностью интересов к литературе. Для их чтения в целом характерна хаотичность, неустойчивость интересов, но даже в их интересах можно наблюдать отсутствие должного единства и согласованности;

шестой тип — читатели с относительно гармоничным развитием всех существующих сторон литературно-художественного вкуса. Эту группу характеризуют широта, разносторонность и целенаправленность выбора [9].

В качестве ведущего признака типологии читателей известный психолог Беляева Л. И. выдвинула психологию восприятия литературно-художественного произведения. Каждый читательский тип обусловливается характерными для выделенной группы мотивами, установками, стимуляторами чтения, при этом учитываются особенности восприятия текста и критерии его оценок, последействие произведения. Автором выделено пять типов читателей:

— первый тип — характеризуется оптимальным эстетическим восприятием;

— второй тип — воспринимает слой фактов;

— третий тип — характеризуется рассудочным, познавательным восприятием;

— четвертый тип — характеризуется эмоциональным восприятием, основанным на субъективных ассоциациях;

— пятый тип — характеризуется поверхностным восприятием всех компонентов произведения.

Анализ типологий ясно показывает их условность. Очевидно, что читательская аудитория весьма сложна, как сложен и отдельный человек со своими индивидуальными читательскими интересами, потребностями и мотивами чтения. Пока очевидно, что единой универсальной классификации, быть, видимо, не может, однако некоторые читательские характеристики являются общими для определенных читательских групп [12].

Современная ситуация заставляет издателей обратить внимание на такие читательские группы, как лица с особыми читательскими потребностями (инвалиды), маргиналы, мигранты и т. д.

В любом исследовании, в том числе и в процессе определения типологии читателей большое внимание придается методике исследования.

Анализ проведенных исследований позволяет говорить о том, что сложилась определен-

ная методика изучения чтения, которая, конечно, варьируется в зависимости от того, какую цель ставит перед собой исследователь. В исследованиях часто стали использоваться методы исследования, принятые в сопредельных науках: социологии, психологии, педагогике.

Основной метод — опрос читателей, как письменный (анкета), так и устный (интервью).

Наиболее распространенным инструментом получения информации о читателе является анкета, дающая возможность быстро получить большой объем сведений. Анкета является весьма сложным инструментом, ее применение требует знаний и опыта. Исследование такого объекта как дети, механизмов их социализации, их поведения требует от исследователя не только социологических знаний, но и знания и понимания детской психологии, умения создавать методики, соответствующие особенностям детей разного возраста. Для того чтобы дети смогли ответить на вопросы исследователя, анкета должна быть сделана так, чтобы им было легко понять, что их спрашивают, выбрать свой вариант ответа либо сформулировать свой собственный ответ. Сейчас анкетные опросы проводятся, как правило, с помощью компьютерных технологий.

Интервью в исследованиях встречается реже, хотя сведения, полученные таким методом, весьма ценны.

При исследованиях чтения сейчас все чаще используются такие методы, как «фокус-группа», или метод глубинного интервьюирования. Этот метод является тщательно спланированной дискуссией, нацеленной на сбор мнений в непринужденной обстановке.

Как альтернатива анкетному опросу может быть рассмотрен метод «репертуарных решеток»: испытуемый строит шкалу объектов по определенным измерениям. Возможности метода очень широки. Например, его можно применять при изучении читательского спроса, для выявления степени удовлетворенности запроса и др.

Часто методы опроса сочетаются с наблюдением и экспериментом. Эти методы дают объективную информацию в отличие от субъективной, получаемой при использовании анкеты, поэтому их необходимо сочетать [12].

Сегодня среди специалистов явно ощущается потребность в сравнительном анализе ситуации в области чтения, что толкает к проведению совместных международных исследований. Пока их было немного.

Осознание проблем чтения как всемирных — важнейшее условие его изучения, осмысления его масштаба в разные периоды развития человечества, особенностей проявления в различных

регионах и странах, понимания новых тенденций его развития и т. п. Следовательно, и изучать это явление необходимо в его единстве и многообразии. Нужны глубокие сравнительные исследования, выявление национальных особенностей чтения, читательской деятельности и пр.

Кардинально меняющаяся социокультурная и образовательная среда в условиях информатизации общества существенно повлияла на важнейший ее ресурс — культуру чтения, уровень которой определяет личностный и профессиональный рост человека. Современное состояние в читательской культуре характеризуется снижением качества чтения, что подтверждается данными ВЦИОМ, PISA (Programme for International Student Assessment) и другими исследованиями. Изменение ситуации возможно на основе стратегий системного типа в обучении, воспитании и развитии читателя. Для этого необходим целостный подход в осмыслении данной проблемы на междисциплинарном уровне, однако вопросы чтения находятся в сфере интересов разных наук, обособленных друг от друга и направленных на достижение собственных целей. Острая необходимость осмысления и обобщения разнородного междисциплинарного знания о чтении требует синтеза научных представлений о разных его аспектах на иной теоретико-методологической основе, что обусловлено рядом факторов. Усиливается противоречие между интенсивным развитием информационных технологий, способных обеспечить оперативный доступ к любой информации в неограниченных объемах, и психофизиологическими возможностями ее восприятия, осмысления,

понимания и оценки читателем. Психические механизмы процесса чтения остаются практически без изменений по скорости и качеству усвоения и переработки информации. Мало меняется стратегия психолого-педагогического сопровождения читательского развития. В общественном сознании изменился ценностный статус чтения из-за экспансии экранной и компьютерной культур. Уменьшается количество взрослых, обладающих высокой читательской культурой и способных передавать ее.

Вызывает озабоченность деформация культуры чтения — основы развития личности, ее интеллектуально-эмоционального, эстетического и духовного потенциала.

Многие проблемы чтения обсуждаются на международных конференциях, семинарах ИФЛА, ЮНЕСКО.

Вывод. Читатель должен стать предметом познания как целостное структурное образование, включающее в себя разные грани развития (генетическое, биологическое, социальное, культурно-историческое, психологическое и сугубо личностное, приобретенное в процессе жизни), так как развивающийся читатель находится в постоянном взаимодействии со сложной информационной средой. Осваивая ее, он испытывает значительные трудности в формировании личностного мира чтения. Знание теоретических, технологических и организационных основ читательского развития будет способствовать более конструктивному, продуктивному и эффективному решению сложных задач сохранения и приумножения культуры чтения личности на основе взаимодействия социальных институтов.

Литература

1. Стефановская Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика. М.: Литера, 2013. 143 с.

2. Чтение и время: материалы VI науч.-практ. конференции 2014 г. / Брян. обл. науч. универс. б-ка им. Ф. И. Тютчева. Брянск: БОНУБ, 2014. Режим доступа: http://libryansk.ru/files/project/ сЫ;еше^_угетуа/2.Йт1 (дата доступа: 12.02.2017).

3. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность — проблема развитых стран // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 98-102.

4. Дунн Дж. Детское чтение в Великобритании: обзор существующих тенденций // Детское чтение: Феномен и традиция в конце ХХ столетия: материалы Междунар. конф. Ч. 1. СПб., 1999. С.146-151.

5. Чудинова В. П., Кабачек О. Л. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. М.: Школьная библиотека, 2004. 336 с.

6. Куликова Е. В. Продвижение детского чтения // Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов // Фонд «Пушкинская библиотека, Центр книги Биб-ки Конгресса США», Британский Совет. М., 2006. С. 24-29.

7. Сушко Н. И. Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции // Труды БГТУ. 2009. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. Вып. XVII. С. 97-101.

8. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. М.: Книга, 1977. 264 с.

9. Трубников С. А. Типология читателей художественной литературы. М.: МГИК, 1978. С. 36-38.

10. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Читательские интересы детей и подростков: проблемы чтения // Чтение на евразийском перекрестке: материалы Междунар. форума, Челябинск, 27—28 мая 2010 г. Челябинск: ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», 2010. С. 219-221.

11. Добрынина Н. Е. Изучение читателей — детей и подростков в России Х1Х-ХХ вв. М.: Школьная Библиотека, 2006. 144 с.

12. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М.: Наука, 2010. 180 с.

13. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

14. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: социологический аспект. М.: Наука, 1997. 140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сушко Н. И. Проблемы и тенденции в чтении детей в условиях развития новых информационных технологий // Детская литература и воспитание: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / Тверской гос. ун. Тверь, 2009. С. 158-162.

References

1. Stefanovskaya N. A. Sotsiologicheskiye issledovaniya chteniya: teoriya, metodika, praktika [Sociological reading research: theory , methodology , practice]. Мoscow, Litera Publ., 2013. 143 p.

2. Chtenie i vremya: materialy VI nauch.-prakt. konferentsii, 2014 g. [Reading and time of the VI nauch.-pract. conference, 2014]. Available: http://libryansk.ru/files/project/chtenie_i_vremya72.html (accesed 20.02.2017).

3. Chudinova V. P. Functional illiteracy — the developed countries the problem. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies], 1994, no. 3, pp. 98-102 (In Russian).

4. Dunn Dzh. [Children's Reading in the UK: a review of current trends]. Materialy Mezhdunar. konf. Ch. 1 (Detskoye chteniye «Fenomen i traditsiya v kontse XX stoletiya») [Materials of the Intern. conf. Part 1 (Children's reading "A phenomenon and tradition at the end of the XX century")]. St. Petersburg, 1999, pp. 146-151 (In Russian).

5. Chudinova V. P., Kabachek O. L. Deti i biblioteki v menyayushcheysya mediasrede [Children and library in a changing media environment ]. Мoscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2004. 336 p.

6. Kulikova E. V. [Promoting Children's Reading]. Sb. Materialov («Kak sozdayutsya chitayushchiye natsii: opyt, idei, obraztsy») [Materials ("As the reading nations are created: experience, ideas, samples")]. Мoscow, 2006, pp. 24-29 (In Russian).

7. Sushko N. I. Analysis of reading interests of children and adolescents: reading problems , publication and availability of printed materials. Trudy BGTU [Proceedings BSTU], 2009, series IX, Izdat. and Printing, issue XVII, pp. 97-101 (In Russian).

8. Rubakin N. A. Psikhologiya chitatelya i knigi: Kratkoye vvedeniye v bibliologicheskuyu psikhologiyu [Psychology of the reader and books: A short introduction to bibliographic psychology]. Мoscow, Kniga Publ., 2006, pp. 264.

9. Trubnikov S. A. Tipologiya chitateley khudozhestvennoy literatury [Typology of readers of fiction]. Мoscow, MGIK Publ., 1978, pp. 36-38.

10. Kovalevskaya, N. I., Petrova L. I. [Reader's interests of children and adolescents: reading problems]. Materialy Mezhdunarodnogo foruma («Chteniye na evraziyskom perekrestke») [Materials of the Internationals forum ("Reading at the Euroasian intersection")], Chelyabinsk, 2010, pp. 219-221 (In Russian).

11. Dobrynina N. E. Izucheniye chitateley — detey i podrostkov v Rossii XIX-XX vv. [The study of readers — children and adolescents in Russia XIX-XX centuries]. Мoscow, Shkol'naya biblioteka Publ., 2006, p.144.

12. Melent 'yeva Ju. P. Chteniye: yavleniye, protsess, deyatel'nost' [Reading: the phenomenon, process, activity]. Мoscow, Nauka Publ., 2010, p. 180.

13. Volkov V. V., Kharkhordin O. V. Teoriya praktik [Theory of Practices]. St. Petersburg, Evropey-skiy universitet v Sankt-Peterburge Publ., 2008, p. 298.

14. Butenko I. A. Chitateli i chteniye na iskhode XX veka: sotsiologicheskiy aspekt [Readers and reading at the end of the twentieth century: the sociological aspect]. Мoscow, Nauka Publ., 1997. 140 p.

15. Sushko N. I. [Problems and tendencies in reading children in the conditions of development of new information technologies]. Sb. trudovMezhdunar. nauch.-prakt. konf. («Detskaya literatura i vospitaniye») [Collection of works of the International scientific practical conference ("Children's Literature and Education")]. Tver', 2009, pp. 158-162 (In Russian).

Информация об авторах

Ковалевская Наталья Ивановна — ассистент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: naivs@tut.by

Петрова Людмила Ивановна — кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: lyuda47@bk.ru

Information about authors

Kovalevskaya Natal'ya Ivanovna — assistant lecturer, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: naivs@tut.by

Petrova Lyudmila Ivanovna — PhD (Philological), Professor, Professor, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: lyuda47@bk.ru

Поступила 10.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.