Научная статья на тему 'Книжная культура Беларуси и России: исследованияв контексте историко-культурного взаимодействия'

Книжная культура Беларуси и России: исследованияв контексте историко-культурного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
276
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Авгуль Людмила, Ермолаева Мария

В период активного внедрения информационных технологий во многие сферы общественной, социальной и культурной жизни особое значение приобретает необходимость осмысления исторического опыта создания, передачи и хранения информации в традиционной книжной форме. Эта задача представляется актуальной для многих государств, в том числе для Беларуси и России, одним из направлений сотрудничества которых является формирование единого информационного и культурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Book culture in Belarus and Russia: research in the context of historical and cultural cooperation

The article deals with the hot issue problem of data setup, transfer and storage in the form of a book. The experience of Belarus and Russia cooperation, the main direction of which is formation of information and cultural space is considered.

Текст научной работы на тему «Книжная культура Беларуси и России: исследованияв контексте историко-культурного взаимодействия»

Книжная культура Беларуси и России:

исследования

в контексте историко-культурного взаимодействия

Людмила Авгуль,

заведующая

научно-исследовательским отделом

библиотековедения центральной научной библиотеки им. Якуба Коласа нАн Беларуси

Мария Ермолаева,

заместитель директора по научной работе научного центра исследований истории книжной культуры РАн, кандидат

филологических наук

В период активного внедрения информационных технологий во многие сферы общественной, социальной и культурной жизни особое значение приобретает необходимость осмысления исторического опыта создания, передачи и хранения информации в традиционной книжной форме. Эта задача представляется актуальной для многих государств, в том числе для Беларуси и России, одним из направлений сотрудничества которых является формирование единого информационного и культурного пространства.

В связи с этим крайне важной, на наш взгляд, является организация совместных исследований в различных сферах гуманитарного знания, в том числе в области книжной культуры, междисциплинарного научного направления, возникшего на стыке истории, культурологии, книговедения, социологии. Связующим звеном, сохраняющим интеллектуальные и духовные традиции прошлого и обеспечивающим их адаптацию в системе современных коммуникаций, становится книжная культура. Представляя собой совокупность материальных и духовных достижений социума в ходе его исторического развития, она оказывает определенное влияние на экономические, социальные и культурные процессы, происходящие сегодня на постсоветском пространстве.

Анализ специальной печати, а также материалов региональных, националь-

ных и международных научных форумов свидетельствует о том, что проблемы книжной культуры находятся в поле зрения специалистов исследовательских и информационных учреждений, научных библиотек, преподавателей высших учебных заведений. Изучение этого направления осуществляется ими в теоретико-методологическом, историческом и прикладном аспектах. В ходе теоретических исследований предпринимаются попытки дать сущностное определение данного понятия, уточнить его состав и структуру, выявить и проанализировать составляющие. Работы прикладного характера посвящены изучению взаимосвязи книжной культуры с отраслями книжного дела: книгоизданием, книгораспространением, библиотечным делом, библиографией. В исторических исследованиях рассматриваются особенности формирования

основ книжной культуры на отдельных территориях и государствах, ее влияние на развитие национально-государственных образований, а также на ход исторического процесса в целом.

Сложность и многоаспектность данного феномена обусловливает необходимость разработки различных подходов к его изучению, способствует формированию разнообразных авторских концепций к определению понятия «книжная культура» [1, 2].

На наш взгляд, повышению эффективности данных изысканий содействовала бы координация исследовательских программ в этой сфере, предполагающая планирование и осуществление совместной деятельности.

Одним из первых шагов по организации работы в этом направлении представляется реализация совместного проекта «Книжная культура России и Беларуси. Комплексные исследования в контексте историко-культурного взаимодействия». Проект получил финансовую поддержку БРФФИ (№ гос. регистрации 20101399) и РГНФ (грант № 10-01-00540 а/Б). Его основными исполнителями являются Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа НАН Беларуси (ЦНБ НАН Беларуси) и научный центр исследований истории книжной культуры РАН.

Следует отметить, что для участников вышеназванного проекта актуально изучение различных аспектов книжной культуры. Так, в ЦНБ НАН Беларуси - это исторические аспекты книжной культуры Беларуси в контексте становления наци-

ональной культуры, науки и просвещения [3, 4]. Другим важным направлением исследований является реконструкция и изучение частных книжных собраний, сыгравших значительную роль в распространении просвещения, в частности библиотеки Несвижской ординации Радзи-виллов [5]. Значительное место в научной деятельности ЦНБ НАН Беларуси занимает изучение читательской аудитории и формирования ее культуры чтения [б].

В Научном центре исследований истории книжной культуры ведется разработка теоретических и исторических проблем книжной культуры, установление ее составляющих и структурных элементов, определение влияния на социальные и культурные процессы, происходящие в обществе [7-9].

Осуществляемый в центре коллективный проект по формированию биобиблиографической базы данных «История отечественной книжной культуры» предполагает комплексное изучение этого феномена в процессе его исторического развития [10].

Подходы, выработанные в результате вышеназванной деятельности, были использованы при осуществлении проекта «Книжная культура Беларуси и России. Комплексные исследования в контексте историко-культурного взаимодействия». Их предварительная апробация была осуществлена в ходе научных конференций в 2008-2011 гг.: «Книга - источник культуры. Проблемы и методы исследования (Минск, 25-27 ноября 2008 г.), «Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы со-

временности: к 280-летию академического книгоиздательства в России» (Москва, 18-19 декабря 2008 г.), «Наука о книге. Традиции и инновации. XII Международная научная конференция по проблемам книговедения» (Москва, 28-29 апреля 2009 г.), «Славянское книгопечатание и культура книги» (Минск, 16-18 сентября 2009 г.), «Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности: к 90-летию Научно-исследовательского института книговедения в Петрограде (Москва, 24-25 ноября 2010 г.), «Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов» (Минск, 25-26 мая 2011), «Историко-культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге» (Киев, 4-6 октября 2011), а также в публикациях в специальной печати за указанный период.

В ходе разработки общей концепции проекта было установлено, что комплексные исследования книжной культуры на постсоветском пространстве представлены крайне редко, поэтому данная работа будет включать различные направления изучения этого феномена. Целью исследования явилось установление его влияния на историческое, социальное, культурное развитие Беларуси и России, в рассмотрении на основе сопоставительного анализа ее составляющих, в выявлении важных тенденций и особенностей.

Задача проекта заключается в определении особенностей становления и развития книжной культуры России и Беларуси на протяжении различных исторических эпох, в частности Нового и Новейшего времени (XVIII - XXI вв.), в реконструкции модели книжной культуры как многоуровневой сложноструктурируемой системы, в изучении ее основных подсистем и структурных элементов.

Участниками проекта были использованы общенаучные, междисциплинарные и специальные методы исследования. Междисциплинарный характер книжной культуры, ее связь с книговедением, культурологией, источниковедением и другими вспомогательными дисциплинами обусловил применение в данной работе как универсальных, так и специализированных подходов. Поэтому в основу исследования

положено сочетание общеисторических, книговедческих, библиографических методов - в частности, типологического, а также статистического, эвристического, аналитико-библиографического и др.

В ходе разработки концепции исследования был выбран подход, определяющий книжную культуру как одну из важнейших составляющих социокультурного потенциала общества. Существующее многообразие подходов к определению понятия «книжная культура», установление трех ее комплексных системообразующих составляющих - культура книги, культура чтения, культура книгораспространения -обусловили необходимость формирования концепции как многоуровневой сложностук-турируемой системы. В ходе исследования была разработана теоретическая модель книжной культуры, позволяющая выйти на новый уровень осмысления книги, ее искусства издательского и типографского, книгораспространения и сформулировать определение понятия «книжная культура». Одна из основных ее составляющих - культура книги - характеризуется издательской культурой, искусством книги и культурой полиграфического исполнения, связанного с выбором репертуара, редакционно-изда-тельских процессов, особенностями художественно-технического конструирования издания, соответствия его аппарата целевому назначению и читательскому адресу, особенностям оформления.

В исследовании рассмотрен комплекс проблем, связанных с культурой распространения книги в обществе, а именно

новые подходы в организации книжнои торговли. Особое внимание уделено проблемам сохранности и использования книг в библиотеках, инновациям в области библиотечной деятельности. В условиях информатизации особое значение приобретает разработка различных аспектов библиографической культуры, обеспечивающей сохранение и идентификацию документов в современной системе документальных коммуникаций.

Особую актуальность приобретает изучение такой составляющей книжной культуры, как культура чтения. Это обусловлено снижением его значимости в современный период как социализирующего фактора. В ходе обращения к историческому опыту изучения чтения в России и Беларуси в XX в. и анализу современных исследований в этой области были получены статистические и фактографические сведения, позволяющие разработать соответствующие рекомендации и предложения по данной проблеме и определить место культуры чтения в системе «книжная культура». В рамках НИР проводилось анкетирование в вузах Минска среди аспирантов и магистрантов НАН Беларуси, обучающихся по профилям гуманитарной, естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной направленности и военному делу. Было определено, что чтение, культура чтения, читательская культура белорусской учащейся молодежи во многом идентичны российской. Среди наиболее значимых характеристик, определяющих чтение

учащейся молодежи республики, можно назвать: включенность в электронную культуру, сохраняющуюся роль чтения, книги, библиотек, необходимость повышения уровня информационной культуры. Так, ежедневно компьютером/Интернетом пользуются 73,6 и 51,3% респондентов; к электронным библиотекам с различной периодичностью обращается 75,8%. Очевидны усиление инструментально-прагматической роли компьютера и Интернета, их рабочей функции и популярность полнотекстовой информации в Интернете, к которой обращается 62,5%. Для повторного углубленного чтения (детальной работы с информацией) на печать информацию выводит 51% опрошенных. Прослеживается взаимосвязь между электронными ресурсами и печатными источниками. Так, при наличии печатной версии 7,9% респондентов публикуют свои труды в интернет-изданиях. Это обстоятельство может быть связано также с соблюдением (или, если точнее, несоблюдением) авторских прав. В частности, поровну распределились ответы на вопрос, соблюдают ли они авторские права: всегда помнят об этом 45,5%, помнят, но не всегда их соблюдают - 46,3%.

Однако роль библиотек как информационного ресурса для студенческой молодежи на данном этапе сохраняется: при поиске информации в Интернет обращаются 94,8% респондентов, в библиотеки -78,3%. Критериями для посещения последних являются наличие в них хорошо укомплектованных фондов, в том числе

Награждение Н.Ю. Березкиной дипломом лауреата за вклад в комплексное изучение истории книги и книжной культуры Беларуси. Диплом вручает Президент НАН Украины Б. Патон

16-18 сентября 2009 г. Международная научная конференция «Славянское книгопечатание и культура книги» в рамках 3-й сессии Совета по книгоизданию

электронных информационных ресурсов, удобная система поиска информации, широкий спектр услуг и современное оборудование.

Чтение в структуре досуга учащейся молодежи занимает 2-е место (на первом - общение с друзьями). Исследование детского чтения, проведенное в Беларуси [11], показало, что чтение лидирует в структуре свободного времени детей и подростков, но имеет тенденцию к снижению роли по мере взросления. Однако в этом исследовании рассмотрено чтение студентов, аспирантов, магистрантов, и относительно данной категории роль чтения не ослабевает, сохраняя лидирующие позиции. Более того, по мере роста образовательного уровня эти показатели меняются местами. Так, у аспирантов и магистрантов чтение в структуре досуга занимает лидирующую позицию, а компьютер и общение с друзьями делят второе-третье места. Преобладание чтения с образовательной (учебной), научной целями также вполне объяснимо для этой категории.

Анализ предпочтений молодежи говорит о том, что несколько снижен интерес к национальной литературе, которая хоть и входит в рейтинг наиболее читаемых произведений, но на первых позициях - зарубежная литература, что характерно и для российской молодежи. Это в значительной мере связано с расширением информационных границ, желанием познания, приобщения к мировым источникам.

Всестороннее изучение книжной культуры невозможно без исследования ее исторических истоков, особенностей развития, влияния на экономические, социальные, культурные процессы, происходящие в обществе. В результате изучения истории книжной культуры Беларуси и России были выявлены тенденции ее развития на протяжении значительного хронологического периода - с XVIII по XX в. На основе изучения обширного круга российских и белорусских источников было установлено, что книжная культура характеризует развитие общества в целом, его духовности, интеллектуального потенциала, социальных условий. Ее уровень в конкретный исторический период, как правило, обусловлен состо-

янием науки и культуры, особенностями развития различных отраслей книжного дела - книгоиздания, книгораспростране-ния, библиотечного дела, библиографии, а также организацией изучения книги как важнейшего социокультурного феномена.

значительное влияние на развитие книжных традиций двух стран оказали историко-книжные взаимосвязи, существовавшие на протяжении длительного времени. Так, например, издания Франциска Скорины в определенной степени содействовали развитию российской культуры и просвещения.

Было осуществлено исследование взаимодействия деятелей книжной культуры Беларуси и России. На основе привлечения широкого круга архивных источников изучено и актуализировано научное наследие члена-корреспондента АН СССР, известного литературоведа, книговеда и библиографа П.Н. Беркова, внесшего значительный вклад в изучение российско-белорусских книжных взаимосвязей. Полученные данные свидетельствуют об актуальности книжного собрания П.Н. Беркова и его популярности в научном мире. Несомненно, что книж-

ная коллекция, сохраняя свою первоначальную целостность, является важным информационным источником для белорусских исследователей в области книжной культуры, к ней возрастает международный интерес. Собрание предоставляет ученым возможность для работы с ценными печатными документами, часто являющимися библиографической редкостью, и на основании критериев, предъявляемых к книжным памятникам, может рассматриваться в качестве такового.

Комплексное исследование книжной культуры двух стран позволяет существенно расширить возможности и обозначить важнейшие направления изучения этого явления, которое оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие общества. На практике полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе, при подготовке пособий по истории книжной культуры, а также учебных программ по этим дисциплинам, могут стать полезными в деятельности издательств и библиотек, при подготовке методических рекомендаций по формированию культуры чтения различных категорий читателей. ■

Литература

1. Васильев В.И. Книжная культура как система и составная часть культурно-исторического процесса: исследовательские тенденции и новые оценки // Книга - источник культуры: проблемы и методы исследования: материалы Междунар. науч. конф. (Минск, 25-27 ноября 2008 г.) / Междунар. ассоц. акад. наук [и др.]; ред. кол.: Н.Ю. Березкина [и др.]. - М.; Мн., 2008. С. 381-399.

2. Васильев В.И. Расширение географии и развитие исследований по проблемам книжной культуры // Наука о книге. Традиции и инновации: к 50-летию сб. «Книга. Исследования и материалы»: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения, Москва, 28-30 апр. 2009 г.: в 4 ч. Ч. 1 / Рос. акад. наук [и др.]. - М., 2009. С. 451-454.

3. Березкина Н.Ю. Вклад представителей Беларуси в развитие восточнославянского книгопечатания // Книга - источник культуры: проблемы и методы исследования: материалы Междунар. науч. конф. (Минск, 25-27 ноября 2008 г.) / Междунар. ассоц. акад. наук [и др.]; ред. кол.: Н.Ю.Берёзкина [и др.]. - М.; Мн., 2008. С. 54-60.

4. Березкина Н.Ю. Из славного Полоцка родом: из истории славянской книжной культуры // Славянское книгопечатание и культура книги. - М.; Мн., 2009. С. 9-23.

5. Стефанович А.В. Исследование частных книжных коллекций: их роль и значение для национальной культуры // Наука о книге. Традиции и инновации: к 50-летию сб. «Книга. Исследования и материалы»: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения, Москва, 28-30 апр. 2009 г.: в 4 ч. Ч. 2 / Рос. акад. наук [и др.] - М., 2008. С. 424-427.

6. АвгульЛ.А. Сотрудничество ЦНБ НАН Беларуси с российскими учеными и культурными центрами // Славянское книгопечатание и культура книги: материалы Междунар. науч. конф. (Минск, 16-18 сентября 2009 г.) / Междунар. ассоц. акад. наук [и др.]; ред. кол.: Авгуль Л.А. [и др.]. - М.; Мн., 2009. С. 7-11.

7. Васильев В.И. История книжной культуры. Теоретико-методологические аспекты. - М., 2004.

8. Васильев В.И. Книга и книжная культура на переломных этапах истории России. Теория. История. Современность. - М., 2005.

9. Васильев В.И. Книжная культура как система (генезис понятия, проблемы терминологии). - М., 2006.

10. Васильев В.И. Новый проект Научного центра исследований истории книжной культуры РАН при НПО «Издательство Наука» - биобиблиографическая база данных «История отечественной книжной культуры» / Васильев В.И., Бакун Д.Н., Ермолаева М.А. // Книга. Исследования и материалы, 2009. Сб. 91. Вып.1-2.

11. Современное состояние и тенденции развития детского чтения в Республике Беларусь: по результатам республиканского исследования / Нац. б-ка Беларуси; сост.: М.Г. Пшибытко, О.В. Гаврилович; ред.: Л.Г. Кирюхина [и др.]. - Мн., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.