БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 4, с. 3-6
Книговедение
УДК 002.2(470+476) ББК 76.100(2Рос+4Бен)
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ И БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
© В. И. Васильев*, Н. Ю. Берёзкина**, Л. А. Авгуль**, М. А. Ермолаева*, 2013
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научно-издательский центр «Наука» Российской академии наук 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, 90
Центральная научная библиотека им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси 220072, г. Минск, ул. Сурганова, 15
Рассмотрены основные направления деятельности Научного центра (НЦ) исследований истории книжной культуры Российской академии наук (РАН) и Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа Национальной академии наук (ЦНБ НАН) Беларуси в сфере изучения книжной культуры. Представлены итоги совместного научно-исследовательского проекта «Книжная культура России и Беларуси. Комплексные исследования в контексте историко-культурного взаимодействия».
Ключевые слова: книжная культура, российско-белорусский проект, культура чтения, культура книго-распространения, деятели книжной культуры.
The article describes the main activities of the Scientific Research Centre of the History of Book Culture, RAS and the Ya. Kolas Central Scientific Library of the National Academy of Sciences in the study of book culture. It also presents the results of a joint research project «Book culture of Russia and Belarus. The comprehensive researches in the context of historical and cultural interaction».
Key words: book culture, the Russian-Belarusian project, reading culture, culture of book distribution, figures of book culture.
В современных условиях инновационного развития общества, активного внедрения информационных технологий во многие области общественной, социальной и культурной жизни особое значение приобретает необходимость совместных исследований в различных сферах гуманитарного знания. Эта задача актуальна для многих государств, в том числе для Беларуси и России, одним из направлений сотрудничества которых является формирование единого информационного и культурного пространства.
С учетом сказанного организация совместных исследований в области книжной культуры, междисциплинарного научного направления, возникшего на стыке истории, культурологии, книговедения, социологии, на наш взгляд, имеет особое значение. В современных условиях книжная культура сохраняет интеллектуальные и духовные традиции прошлого и обеспечивает их адаптацию в системе современных коммуникаций. Представляя собой совокупность материальных и духовных достижений социума в ходе его исторического развития, книжная культура оказывает определен-
ное влияние на экономические, социальные и культурные процессы, происходящие сегодня на постсоветском пространстве.
Анализ специальной печати, а также материалов региональных, национальных и международных научных форумов свидетельствует о том, что проблемы книжной культуры находятся в поле зрения специалистов исследовательских и информационных учреждений, научных библиотек, преподавателей высших учебных заведений.
Ее изучение осуществляется в теоретико-методологическом, историческом и прикладном аспектах. В ходе теоретических исследований предпринимаются попытки дать сущностное определение понятию «книжная культура», уточнить его состав и структуру, детально проанализировать. Работы прикладного характера посвящены изучению взаимосвязи книжной культуры с отраслями книжного дела: книгоизданием, книгораспространением, библиотечным делом, библиографией. В исторических исследованиях рассматриваются особенности формирования основ книжной культуры на отдельных территориях и государствах, ее влияние на развитие
национально-государственных образований, а также на ход исторического процесса в целом.
На наш взгляд, повысить эффективность данных исследований сможет координация исследовательских программ в сфере книжной культуры, предполагающая планирование и осуществление совместных исследований.
Одним из первых шагов по организации деятельности в этом направлении стал совместный исследовательский проект «Книжная культура России и Беларуси. Комплексные исследования в контексте историко-культурного взаимодействия», осуществляемый в НЦ исследований истории книжной культуры РАН (с ноября 2012 г. - Центр исследования книжной культуры) и ЦНБ НАН Беларуси при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)1 и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ)2 с 2010 по 2012 г. Его итогом стала коллективная монография «Книжная культура России и Беларуси в контексте историко-культурного взаимодействия», работа над которой была завершена в 2012 г.
Следует отметить, что для участников вышеназванного проекта актуальны исследования различных аспектов книжной культуры. Так, в ЦНБ НАН Беларуси изучаются исторические аспекты книжной культуры Беларуси за период XVIII-XIX вв. в контексте становления и развития национальной культуры, науки и просвещения [1].
Другое важное направление исследований, осуществляемых в ЦНБ НАН Беларуси, - реконструкция частных книжных собраний, сыгравших значительную роль в распространении просвещения, в частности библиотеки Несвижской ординации Радзивиллов. В ходе этой работы разрабатываются прикладные проблемы книжной культуры, связанные с формированием методики изучения редких и ценных изданий, подготовкой их библиографического описания, определением способа систематизации [2].
Значительное место в научной деятельности ЦНБ НАН Беларуси занимает изучение различных категорий читателей, подготовка соответствующих рекомендаций по формированию их культуры чтения [3].
В НЦ исследований истории книжной культуры РАН ведется изучение теоретических и исторических проблем книжной культуры, установление ее составляющих и структурных элементов, определение ее влияния на социальные и культурные процессы, происходящие в обществе [4].
1 Грант № 10-01-00540а/Б.
2 В Беларуси «Книжная культура Беларуси и России. Комплексные исследования в контексте историко-культурного взаимодействия» (договор Г10Р-015, № гос. регистрации 20101399).
С 2010 г. по настоящее время реализуется коллективный проект по формированию биобиблиографической базы данных «История отечественной книжной культуры». Проект предполагает комплексное изучение этого социокультурного феномена в процессе его исторического развития [5].
Подходы, выработанные в результате вышеназванных исследований, использованы при осуществлении проекта «Книжная культура России и Беларуси. Комплексные исследования в контексте историко-культурного взаимодействия». Их предварительная апробация прошла в ходе научных конференций в Москве и Минске в 2008-2011 гг.: «Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности: к 280-летию академического книгоиздательства в России (Москва, 18-19 дек. 2008 г.), «Наука о книге. Традиции и инновации. XII Международная научная конференция по проблемам книговедения» (Москва, 28-29 апр. 2009 г.), «Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности: К 90-летию Научно-исследовательского института книговедения в Петрограде» (Москва, 24-25 нояб. 2010 г.), VI и VII Международные книговедческие чтения (Минск, 2010, 2011 г.).
В ходе разработки общей концепции проекта установлено, что комплексные исследования книжной культуры на постсоветском пространстве не получили достаточно широкого распространения, поэтому было решено включить в работу различные направления изучения этого феномена.
Цель исследования - установить влияние книжной культуры на историческое, социальное, культурное развитие Беларуси и России, рассмотреть на основе сопоставительного анализа ее составляющие, выявить основные тенденции и особенности. Задача проекта - определить специфику становления и развития книжной культуры России и Беларуси на протяжении различных исторических эпох, в частности Нового и Новейшего времени (XVIII-XXI вв.), реконструировать модель книжной культуры как многоуровневую сложно-структурируемую систему, изучить ее основные подсистемы и структурные элементы.
Остановимся на исследовательских направлениях, заявленных в проекте. В ходе разработки концепции исследования был выбран подход, определяющий книжную культуру как одну из важнейших составляющих социокультурного потенциала общества. Существующее многообразие подходов к определению понятия «книжная культура», отраженное в исследованиях и выступлениях на научных форумах, его взаимосвязь с такими понятиями, как «культура книги», «культура чтения», «культура книгораспространения» обусловили необходимость формирования концепции книжной культуры как многоуровневой сложностуктури-руемой системы.
В. И. Васильев, Н. Ю. Берёзкина, Л. А. Авгуль, М. А. Ермолаева, 2013, № 4, с. 3-6
Согласно разработанной теоретической модели книжная культура включает три комплексных системообразующих составляющих: культуру книги, культуру чтения, культуру книгораспространения. В исследовании представлены все основные составляющие книжной культуры. Установлено, что важнейшей из них является культура книги. Она характеризуется издательской культурой, искусством книги и культурой полиграфического исполнения, связанного с выбором репертуара, редакци-онно-издательских процессов, особенностями художественно-технического конструирования издания, соответствия его аппарата целевому назначению и читательскому адресу, особенностям оформления.
Далее, в исследовании рассмотрен комплекс проблем, касающихся культуры распространения книги в обществе, а именно проанализированы новые подходы в организации книжной торговли на протяжении XVШ-XX столетий, связанные с формированием книготорговой библиографии, разработкой форм и методов пропаганды и рекламы книги.
В настоящее время особую актуальность приобретает изучение такой составляющей книжной культуры, как культура чтения. Это обусловлено снижением значимости чтения в современный период как социализирующего фактора. В ходе обращения к историческому опыту изучения чтения в России и Беларуси в XX в. и анализу современных исследований чтения учащейся молодежи в этих странах были получены статистические и фактографические сведения, позволяющие установить идентичность чтения этой группы респондентов в России и Беларуси. Среди наиболее значимых характеристик, определяющих чтение учащейся молодежи, можно назвать включенность в «электронную культуру». Полученные в рамках исследования результаты позволили разработать соответствующие рекомендации и предложения по данной проблеме и определить место культуры чтения в системе «книжной культуры».
Всестороннее изучение книжной культуры невозможно без исследования ее исторических истоков, особенностей развития, влияния на экономические, социальные, культурные процессы, происходящие в обществе. В результате изучения истории книжной культуры Беларуси и России были выявлены тенденции ее развития на протяжении значительного хронологического периода (с XVIII по XX в.). Изучение обширного круга российских и белорусских источников позволило установить, что книжная культура характеризует уровень развития общества в целом, его духовность, интеллектуальный потенциал, социальные условия. Ее уровень в конкретный исторический период, как правило, обусловлен состоянием науки и культуры, особенностями развития различных отраслей
книжного дела - книгоиздания, книгораспростра-нения, библиотечного дела, библиографии, а также организацией изучения книги как важнейшего социокультурного феномена.
В ходе исследования были предприняты попытки изучения взаимодействия деятелей книжной культуры России и Беларуси. На основе привлечения широкого круга архивных источников изучено и актуализировано научное наследие члена-корреспондента АН СССР, известного литературоведа, книговеда и библиографа П. Н. Беркова, внесшего значительный вклад в изучение российско-белорусских книжных взаимосвязей. Изучена хранящаяся в отделе редких книг и рукописей ЦНБ НАН Беларуси личная библиотека ученого. Полученные данные свидетельствуют о том, что эта книжная коллекция, сохраняя свою первоначальную целостность, является важным информационным источником для белорусских исследователей, работающих в области литературоведения, истории литературы, источниковедения, книговедения, книжной культуры. Книжное собрание позволяет ученым изучить ценные печатные документы, многие из которых можно отнести к книжным памятникам.
Предварительные результаты исследования апробированы на международных научных конференциях «Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов» (Минск, 25-26 мая 2011 г.) [6], «Историко-культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге» (Киев, 4-6 окт. 2011 г.) [7], «Гуманитарное сотрудничество - основа углубления интеграции и инновационного развития Союзного государства» (Брест, 20 апреля 2012 г.) [8].
Предварительные итоги исследования отражены в 53 статьях, опубликованных в российских и белорусских источниках. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе, при подготовке пособий по истории книги и по истории книжной культуры, а также учебных программ по этим дисциплинам. Они будут полезны и в деятельности библиотек, занимающихся подготовкой методических рекомендаций по формированию культуры чтения различных категорий читателей
Литература
1. Берёзкина Н. Ю. Вклад представителей Беларуси в развитие восточнославянского книгопечатания // Книга - источник культуры. Проблемы и методы исследования : материалы Междунар. науч. конф. (Минск, 25-27 нояб. 2008 г.). - М. ; Минск, 2008. -С. 54-60.
2. Стефанович А. В. Исследование частных книжных коллекций: их роль и значение для национальной культуры // Наука о книге. Традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. по проблемам
книговедения (Москва, 28-30 апр. 2009 г.). - М., 2008. - Ч. 2. - С. 424-427.
3. Авгуль Л. А. Чтение молодежи: по материалам исследования «Книжная культура Беларуси и России: комплексные исследования в контексте историко-культурного взаимодействия» // Девятые Макушинс-кие чтения: материалы науч. конф. (15-16 мая 2012 г., Барнаул). - Новосибирск, 2012. - С. 205-208.
4. Васильев В. И. История книжной культуры: теоретико-методологические аспекты. - М. : Наука, 2005. -112 с.
5. Васильев В. И., Бакун Д. Н., Ермолаева М. А. Новый проект Научного центра исследований истории книжной культуры РАН при НПО «Издательство «Наука» - биобиблиографическая база данных «Ис-
тория отечественной книжной культуры» // Книга. Исследования и материалы. - 2009. - Сб. 91, ч. 1-2. -С. 63-79.
6. Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы Междунар. науч. конф. (Минск, 25-26 мая 2011 г.). - Минск, 2011. - 423 с.
7. Историко-культурное взаимодействие на пространстве СНГ в контексте развития книгоиздания, книгообмена и науки о книге : материалы Междунар. науч. конф. (Киев, 4-6 окт. 2001 г.). - Киев : М., 2011. - 199 с.
8. Гуманитарное сотрудничество - основа углубления интеграции и инновационного развития Союзного государства. - Минск, 2012. - Вып. 4. - 300 с.
Материал поступил в редакцию 26.02.2013 г.
Сведения об авторах: Васильев Владимир Иванович - член-корреспондент РАН, Генеральный директор Академиздатцентра «Наука» РАН, директор ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН, руководитель Центра исследований книжной культуры, тел.: (495) 334-71-51, e-mail: [email protected],
Берёзкина Наталья Юрьевна - кандидат исторических наук, директор ЦНБ НАН Беларуси,
тел.: (8-10-375-17) 284-08-83, e-mail: [email protected],
Авгуль Людмила Анатольевна - заведующий отделом ЦНБ НАН Беларуси,
тел.: (8-10-375-17) 284-14-47, e-mail: [email protected],
Ермолаева Мария Алексеевна - кандидат филологических наук,
заместитель директора по научной работе ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН,
заместитель руководителя Центра исследований книжной культуры,
тел.: (495) 336-10-00, e-mail: [email protected]