ЧТЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
УДК 028-053.6
https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-342-133-141
Елена Андреевна КОЛОСОВА,
кандидат социологических наук, доцент, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, Москва, Россия, SPIN: 7869-0324, ID: 57202980926, ORCID: 0000-0003-1183-0766, e-mail: [email protected]
Александра Викторовна БЕРЕЗИНА,
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, Москва, Россия, SPIN 1965-2068, ID 273794; ORCID 0000-0002-2923-8966, e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье представлены результаты всероссийских и межрегиональных социологических, психологических и комплексных исследований гендерных различий в чтении детей и подростков, проведённых специалистами Российской государственной детской библиотеки за последние десять лет. Данные исследования показали отличия в предпочтении практик чтения девочек, которые больше включены в процесс воспроизводства управляемых практик, и мальчиков, проявляющих активность в осуществлении свободных практик чтения. Особый акцент в проведённых исследованиях был сделан на изучении мотивов чтения подростков (выявлены гендерные различия в отношении к чтению в целом, в структуре мотивации чтения подростков-девочек и подростков-мальчиков), в определении гендерных различий в репертуаре чтения подростков разного пола и предпочтений в выборе персонажа и его качеств (представлены сами предпочитаемые качества и проанализированы возможные причины появления гендерно неспецифичных качеств в предпочтениях девочек и мальчиков). Приведённые данные в целом говорят о том, что девочки читают больше и разнообразнее, однако на данный момент остаётся открытым вопрос, чем обусловлены данные различия, возможны ли изменения, если взрослыми будут транслироваться другие стереотипы, другое отношение к чтению и применяться другие практики приобщения к чтению, основанные на понимании гендерных особенностей подростков-читателей.
Ключевые слова: чтение, подростки-читатели, практики чтения, мотивация чтения, мотивы чтения девочек-подростков, мотивы чтения мальчиков-подростков, репертуар чтения.
Для цитирования: Колосова Е. А., Березина А. В. Чтение современных российских детей и подростков: гендерный аспект // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 3 (42). С. 133-141. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-342-133-141
READING OF MODERN RUSSIAN CHILDREN AND ADOLESCENTS: GENDER ASPECT
Elena A. Kolosova, PhD in Social Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Sociology, Psychology and Pedagogy of Children's Reading, the Russian State Children's Library, Moscow, Russia, SPIN: 7869-0324, ID: 57202980926, ORCID: 0000-0003-1183-0766, e-mail: [email protected]
Alexandra V. Berezrn8, PhD in Psychology, Associate Professor, Leading Researcher of the Department of Sociology, Psychology and Pedagogy of Children's Reading, the Russian State Children's Library, Moscow, Russia, SPIN 1965-2068, ID 273794; ORCID 0000-0002-2923-8966, e-mail: [email protected]
Abstract: Article presents the results of all-Russian and interregional sociological, psychological and complex studies of gender differences in the reading of children and adolescents, carried out by specialists of the Russian State Children's Library over the past ten years. The studies have shown differences in the preference of reading practices for girls that are more involved in the process of reproduction of guided practices and boys that are active in the implementation of free reading practices. A special emphasis in the studies was placed on the study of the reading motives of adolescents (gender differences in attitudes towards reading in general, the structure of reading motivation for adolescent girls and adolescent boys were revealed), determining gender differences in the reading repertoire of adolescents of different gender and preferences in choosing a character, and its qualities (the preferred qualities themselves are presented and possible reasons for the appearance of gender-nonspecific qualities in the preferences of girls and boys are analyzed). The above data generally indicate that girls read more and more diversely, however, at the moment, the question remains, what causes these differences, whether changes are possible if adults broadcast other stereotypes, different attitude to reading and other practices of introducing reading, based on an understanding of the gender characteristics of adolescent readers.
Keywords: reading, adolescent readers, reading practices, reading motivation, reading motives for adolescent girls, reading motives for adolescent boys, reading repertoire.
For citation: Kolosova E. A., Berezina A. V. Reading of modern Russian children and adolescents: gender aspect. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 3 (42), pp. 133-141. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-342-133-141
Последние несколько десятилетий социологи и психологи много внимания уделяют изучению тех причин, факторов, которые лежат в основе различий в поведении мужчин и женщин, мальчиков и девочек. В настоящее время большинство учёных склоняется к тому, что тендерные различия обусловлены в большей степени культурой и социализацией, чем врождёнными различиями между мужчинами и женщинами [3]. Многочисленные исследования по тендеру показывают, что уже в раннем детстве родительские ожидания формируют значительную разницу в поведении детей, поскольку от мальчиков ждут совсем других установок и поведения, нежели от девочек [9].
В исследованиях детского и подросткового чтения в России, как правило, присутствует тематика гендерных особенностей чтения. Так, гендерные различия в воспроизводстве читательских практик современными младшими школьниками были зафиксированы ещё в 2011 году [6], и обнаруженные тенденции сохраняются и сегодня. Чтение книг в детской среде остаётся «женским» занятием, так же как и во взрослом сообществе. Данные исследований 2011 и 2013 годов свидетельствуют, что мальчики читают меньше книг в месяц, чем девочки, и в два раза реже читают на каникулах [5].
Мальчики младшего школьного возраста предпочитают самообразовательное чтение, выбирая книги не по школьной программе, а те, что приносят удовольствие. Девочки больше включены в процесс воспроизводства образовательных управляемых практик: это - чтение книг по школьной программе, обсуждение книг с преподавателями, следование советам учителей, фиксация собственных мыслей о прочитанном по просьбе учителя.
Соответствующие гендерные различия зафиксированы нами и в чтении подростков. Так, данные исследования, проведённого А. В. Березиной в 2019 году [2], в котором приняли участие подростки из более чем 10 регионов России (Архангельска, Волгограда, Калининграда, Республики Крым, Махачкалы, Москвы, Орла, Томска, Хабаровска, Челябинска, Чебоксар, Ярославля и некоторых других), позволили сравнить мотивацию чтения подростков разного пола. Опрос проводился среди подростков 11-15 лет. В нём приняли участие 1 430 респондентов, в основном посетители библиотек - 90%.
Мотивация чтения объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели. Под мотивом чтения понимается то, что побуждает человека обращаться к книге, к чтению. При этом чтение может иметь различный психологический смысл для читателя:
- отвечать потребности в получении эстетического, эмоционального и интеллектуального удовольствия от самого процесса чтения;
- служить средством достижения других целей (мотивом, заставляющим читать, является другая цель).
Первую группу можно назвать внутренними мотивами чтения, вторую - внешними.
Одним из вопросов анкеты, на который должны были ответить подростки, был «Я читаю (не читаю), потому что...»). Все ответы подростков были разделены на группы с использованием метода семантического анализа. Результаты представлены в таблице 1.
Мы можем видеть некоторые гендерные различия в мотивации чтения девочек и мальчиков.
Таблица 1. Мотивы чтения у подростков, в % от ответивших
Продолжи предложение: Я читаю, потому что Общее % Девочки % Мальчики %
Мотив пользы 22 24 18
Мотив развлечения 13 14 11
Мотив принуждения 11 6 16
Социальный мотив (модно, нужно) 6 4 8
Личностный (внутренний) мотив 6 8 4
Эскапизм 4 6 1
Неcформированная читательская мотивация 33 31 35
Нет ответа 2 1 2
Не любят читать 10 7 13
Внутренний, личностный мотив чтения у девочек проявляется в два раза чаще, чем у мальчиков (8% против 4%). По крайней мере, в этом возрасте они больше склонны размышлять над прочитанным, больше стремятся к идентификации с героем, и, возможно, у них это лучше получается. Однако, возможно, это связано с тем, что в этом возрасте девочки лучше, чем мальчики умеют выражать свои мысли, формулировать их. С другой стороны, девочки могли быть более заинтересованы в том, чтобы отвечать на вопросы анкеты, а мальчики отнеслись к ней более формально.
Если говорить о внешних мотивах чтения, у девочек больше выражен мотив пользы (24% против 18%): чтение для девочек чаще, чем для мальчиков, является средством развития кругозора, мышления, получения хороших отметок, поступления в вуз и т.д. Возможно, девочки действительно более утилитарно смотрят на процесс чтения, чем мальчики, но такое отношение может быть связано и с тем, что таким образом к чтению относятся взрослые [7], а девочки более послушны и внушаемы, больше принимают то, что им говорят родители и учителя. Соответственно, часто слыша от родителей о пользе чтения для развития каких-либо когнитивных навыков, способностей, они с этим соглашаются и транслируют в своих ответах. Также девочкам более свойственен мотив развлечения (14% против 11% у мальчиков): книги для них в большей степени являются источником для отдыха, радости, игры. Мальчики меньше видят возможности развлекаться, читая книги. Отвечая на во-
просы анкеты, мальчики чаще говорили о том, что не читают, потому что есть другие возможности для проведения досуга: компьютерные игры, спорт и т.д. Девочки чаще стремятся убежать в книги, для мальчиков это почти не характерно. Таким образом, мотив эскапизма также больше характерен для девочек (6% против 1%).
В ответах мальчиков чаще звучал мотив принуждения (16% против 6%). Возможно, они его более остро переживают или родителям и учителям действительно чаще приходится заставлять мальчиков читать. Но что интересно, у мальчиков оказался также более выражен и социальный мотив (8% против 4%). Мальчикам, более чем девочкам, важно понимать, что, читая, они занимаются какой-то признаваемой сверстниками или взрослыми деятельностью, отвечают социальным требованиям, моде и т.д. Также мальчики почти в два раза чаще, чем девочки, отвечали, что они не любят читать (13% против 7%). Возможно, это действительно так, но мы не исключаем и той вероятности, что мальчики просто были более честны в ответах на вопросы или скрывали свой интерес к чтению, так как в среде мальчиков-подростков чтение не является гендерно одобряемым поведением. В некоторой степени это подтверждается исследованиями, результаты которых приводятся ниже.
Новые практики детского чтения в образовании в большей степени пользуются популярностью среди читающих девочек, тогда как мальчики больше ориентированы на новые досуговые практики (онлайн-игры). Девочки чаще используют Интернет и электронные средства для чтения и образования, тогда как мальчики предпочитают «развлекательный» Интернет [4].
Гендерные различия также прослеживаются в выбираемом репертуаре чтения книг. Фантастику и фэнтези предпочитают и мальчики, и девочки. Девочки немного больше, чем мальчики, любят «весёлые» книги, приключения и «ужастики». Они в целом читают больше, чем мальчики, поэтому неудивительно, что они выбирают больше книг разных жанров. В сравнении с мальчиками, девочки, скорее, ориентированы на чтение художественной литературы. Они читают и зарубежную, и русскую классику. Девочек почти в три раза больше, чем мальчиков, интересуют книги о сверстниках и о дружбе (32% против 9%). Так, они уже в раннем подростковом возрасте интересуются взаимоотношениями людей и читают книги по психологии. И уже в этом возрасте их интересуют «книги о любви» (38% ответивших), тогда как мальчиков они не интересуют (6%). «Модные романы» предпочитают 18% девочек и лишь 1% мальчиков. Однако «книги о войне» понравились 39% мальчиков и лишь 9% девочек [8].
Что больше привлекает подростков в книге: сюжет или герой? Какие персонажи художественных произведений интересны подросткам? И существуют ли здесь гендерные различия?
Результаты исследования 2018 года, проведённого на выборке из 115 подростков в возрасте от 11 до 14 лет из трёх городов (Москва, Самара и Липецк), показывают, что некоторые гендерные различия есть и здесь [1].
Как показал опрос, для девочек больше важен герой, его качества, а для мальчиков - сюжет (динамичность, насыщенность и т.д.).
Девочки выбирают книги, где героями могут быть и мальчики (45%), и девочки (45%), и животные (10%). Мальчики в своих ответах на вопросы анкеты чаще указывали те книги, в которых фигурируют мужские персонажи (80%).
Какие же качества героя важны для подростков? Большинство девочек называет такие качества, как доброта, смелость и целеустремлённость. Как видим, наряду с традиционно определяемым как «женское» качеством (добротой), девочкам важны и качества, которые традиционно приписываются мужчинам (смелость и целеустремлённость).
Для мальчиков оказались важны такие качества, как бесстрашие, целеустремлённость, дружелюбность, изобретательность, смекалка и ум. Достаточно неожиданно выделение мальчиками-подростками такого качества, как «дружелюбность», которое привычно ожидать от девочек. Возможно, это связано с тем, что современное общество не так сильно требует от мальчиков активности и агрессивности в достижении своих целей, а больше ориентирует их на умение договариваться, сотрудничать и т.д.
Отметим, что во многом репертуар чтения детей и подростков формируется издателями, которые уже опубликовали много серий «книг для девочек» и «книг для мальчиков». Количество этой литературы постепенно возрастает. Специалисты библиотек отмечают, что издатели в некоторой степени спекулируют на половозрастных особенностях подростков и далеко не всегда в таких сериях предлагают новые, высокохудожественные книги [5].
В целом общие тенденции относительно гендерных особенностей чтения детей и подростков, отмеченные нами на основе социологических, психологических и комплексных исследований детского чтения, проведённых в Российской государственной детской библиотеке за период с 2011 по 2019 год, остаются неизменными. Увеличивается доля «электронного чтения» детей и подростков, но различия между чтением девочек и мальчиков во многом сохраняются.
Интересными нам показались различия, обнаруженными в ходе нового исследования, проведённого социологами Российской государственной детской библиотеки в 2021 году, в котором приняли участие 2 472 подростка от 12 до 14 лет из более 70 регионов. В анкете задавался вопрос относительно выбора формата чтения. Полученные результаты свидетельствуют о разнице в выборе формата чтения. Так, девочки, тради-
ционно являясь более активными читателями, показывают стабильно высокие результаты и в выборе бумажных книг, и в выборе аудиокниг. При этом сильных различий при выборе электронных книг не наблюдается, однако именно в этом формате чуть больше положительных ответов дали мальчики.
Вариант ответа «никакие книги не читаю, не люблю читать» выбрали в два раза больше мальчики-респонденты, чем девочки. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Форматы чтения у подростков, в % от ответивших
Какие книги вы предпочитаете? женский мужской
бумажные 64,6 35,4
электронные 47,7 52,2
аудиокниги 62,3 37,7
читаю в разных форматах 60,9 39
никакие, не люблю читать 33,3 66,7
Некоторые отличия можно отметить и при выборе жанров литературы. Так, мальчики гораздо активнее выбирают фантастику (43,9% против 34%), детективы (34,2% против 23,9%) и ужасы, хоррор, триллер (30% против 15,2%), тогда как девочки выбирают русскую классику (30% против 22,8%), современную отечественную прозу (28,3% против 21,5%). При этом книги жанра фэнтези, комиксы и графические романы, современную зарубежную прозу, научно-популярную литературу, зарубежную классику выбирают примерно равные доли мальчиков и девочек. Полностью результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Жанрово-тематические предпочтения подростков,
в % от ответивших
Жанр Мальчики Девочки
фантастику 43,9 34
фэнтези 39 37,4
детективы 34,2 23,9
ужасы, хоррор, триллеры 30 15,2
комиксы (манга), графические новеллы 23,2 19,4
Жанр Мальчики Девочки
русскую классику 22,8 30
современную отечественную прозу 21,5 28,3
энциклопедическую литературу 19,5 16
журналы, газеты 15,2 15
современную зарубежную прозу 15,1 18,3
научно-популярную литературу 14,1 11,1
зарубежную классику 12,6 14,7
поэзию 7,8 10,5
историческую беллетристику 5,4 3,7
биографии известных людей, мемуары 4,2 3,6
любовные романы 1,6 10,3
Таким образом, наши исследования показывают, что в частоте, репертуаре, форматах и мотивации чтения детей и подростков существуют некоторые гендерные особенности. Девочки в целом читают больше, разнообразнее, глубже погружаясь в чтение, больше видят в чтении для себя как пользы, так и внутренней необходимости.
Однако не исключено, что данные различия обусловлены культурными стереотипами и отношением к чтению взрослых, которые и транслируют их детям. И при большем внимании со стороны взрослых к гендерным особенностям детей и подростков, изменении практик чтения и адекватном подборе репертуара книг существует вероятность того, что и мальчики смогут стать более заинтересованы в чтении.
Список литературы
1. Березина А. В. К проблеме подросткового чтения // Библиотечные социологи, психологи и педагоги представляют: программы, методики, исследования. Вып. 6 / Российская государственная детская библиотека. Москва, 2020. С. 16-28.
2. Березина А. В. Чтение современных российских подростков: мотивационный
аспект // Психология обучения. 2021. № 3. С. 101-109.
3. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / [пер.: С. Рысев и др.]. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. 318 с. : ил.
4. Губанова А. Ю. Интернет для детей: специфика аудитории и требования
к контенту : монография / ред. Е. А. Колосова, Е. Н. Тимошкина. Москва, 2018. 95 с.
5. Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека ; авт.-сост. М. А. Веденяпина, О. П. Мезенцева, Е. А. Колосова и др. ; ред. Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко, М. В. Карданова. Москва, 2014. 115 с.
6. Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследо-
вания / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека». Москва, 2011. 117 с. : ил.
7. Малахова Н. Г. Родители как руководители детского чтения // Психолог в дет-
ской библиотеке. Выпуск 4. Ребёнок и чтение. Москва, 2004. С. 15-36.
8. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы
социологического исследования / сост. В. П. Чудинова. Москва, 2012.
9. Чудинова В. П. Чтение детей и подростков в зеркале гендерной социологии / Российская государственная детская библиотека ; ред. Е. А. Колосова. Москва, 2015. 93 с.