КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В. МОТИВЫ ЧТЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ ПОКОЛЕНИЯ Z
Статья посвящена изучению мотивации чтения российских подростков поколения Z. Представлены результаты исследования мотивов чтения подростков, показаны гендерные отличия и возрастная динамика.
Ключевые слова: чтение подростков, мотивы чтения, гендерные особенности мотивации чтения, возрастная динамика мотивации чтения.
BEREZINA A. B.
MOTIVES FOR READING RUSSIAN TEENAGERS OF GENERATION Z
The article is devoted to the study of the motivation for reading of Russian teenagers of generation Z. In the article presented the results of the study of the motives of teenager's reading, described gender differences and age dynamics.
Keywords: teenager's reading, reading motives, gender characteristics of reading motivation, age dynamics of reading motivation.
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В. МОТИВЫ ЧТЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ ПОКОЛЕНИЯ Ъ
Подростки поколения Ъ - это второе цифровое поколение, но первое поколение, с раннего возраста тесно связанно с новыми технологиями: они проводят в сети Интернет значительно больше времени, чем взрослые люди. В чтении российских подростков поколения Ъ, родившиеся примерно после 2000 г., исследователями фиксируются следующие изменения: снижается общий интерес к чтению художественной литературы, уменьшается объем времени для чтения книг; утрачивается интерес к книгам, входивших в круг подросткового чтения в 20 веке, вызывают интерес современные книги [4; 10]; снижается уровень литературного развития подростков, способность распознавать стиль литературного произведения; проявляется явный разрыв между чтением по программе и самостоятельным чтением подростков. [7, 9]
В основе деятельности чтения лежат мотивы, побуждающие к чтению. Мотивация чтения - это те причины и механизмы, которые определяют направленность человека на общение с книгой, организованность и устойчивость читательской деятельности. [3]
Какой психологический смысл может иметь чтение для читателя? Во -первых, оно может отвечать потребности в получении эстетического, эмоционального и интеллектуального удовольствия от самого процесса чтения, и тогда мы можем говорить о внутреннем мотиве чтения. Во-вторых, чтение может служить средством достижения каких-либо других целей, и здесь мы говорим о внешних мотивах чтения.
Как классики психологии и педагогики, так и современные исследователи, говорят о важности внутренней мотивации чтения для
развития личности в подростковом возрасте: формирования эмоциональной сферы, личностной рефлексии, становления идентичности и самосознания, социального развития [2; 3; 5; 8]
С целью определения мотивов чтения российских подростков поколения 7, нами в 2019 году было проведено анкетирование 11-15-летних школьников (1430 респондентов) из более чем 10 регионов России. 57,5% из них были девочки, 42,5% - мальчики. По возрастам было примерно равное распределение. 90% респондентов - подростки, посещающие ту или иную библиотеку.
На вопрос «Читаешь ли ты книги? Как часто?» подростки ответили следующим образом: 31% читают каждый день; 25% читают 2-3 раза в неделю; 9% читают раз в неделю; 9% читают 2-3 раза в месяц; 18% читают только на каникулах; 3% читают очень редко; 5% не читают совсем.
Чтобы понять, каковы мотивы чтения подростков, мы предложили им продолжить утверждение «Я читаю /не читаю потому что...».
10 % из полученных ответов были продолжением фразы «Я не читаю, потому что...»: не интересно, скучно; нет времени; есть аудиокниги; лень; есть другие более интересные занятия; не хватает терпения, это утомительно; трудно достать книги, дорого; нет интересных книг.
Ответы подростков, которые продолжили утверждение «Я читаю, потому что.», были распределены нами с помощью метода семантического анализа на следующие группы мотивов:
Таблица 1. Мотивы чтения подростков [1]
Мотив Определение Примеры высказываний подростков
Мотив пользы читать нужно для того, чтобы что-то улучшить в себе чтение помогает развивать разные навыки и качества (любознательность, кругозор, грамотность, фантазию, словарный запас, ораторские способности); читать, чтобы познавать, получать знания, поступить в ВУЗ и т.д.
Мотив развлечения читать нужно для того, чтобы было весело, нескучно в книге интересный, занимательный сюжет, интересные приключения; читаю, чтобы развеять скуку; это приносит удовольствие; «это умный способ безделия»
Мотив принуждения читать нужно, потому что их заставляют взрослые надо по программе; делать домашнее задание; заставляют родители или учителя; «учитель по литературе не дремлет и ждет моих сочинений»
Социальный мотив чтению придается высокий статус, но само по себе чтение не интересно чтение - это круто, это модно; читать нужно; с детства приучили к этому родители; читаю, потому что читают мои друзья
Мотив эскапизма чтение помогает убежать в другую реальность, спрятаться от окружающей действительности «иногда хочется погрузиться в другой мир, отличающийся от нашего и забыть городскую суету»; забывать о проблемах; это помогает отвлечься; «это помогает мне дышать»; «потому что книги лучше людей, с ними можно провести время, и они не сделают больно»
Внутренний мотив чтение важно само по себе, осознается важность чтения для личностного развития, книга воспринимается как ценность, как собеседник, источник размышлений и самопознания «Я читаю, потому что книги помогают иначе взглянуть на возможности нашей жизни, понять, как просто сделать неповторимой каждую секунду бытия». «Ямогу олицетворить героя с собой». «Хочется перенестись в другой мир и прожить жизнь главного героя, я могу ощущать все чувства, эмоции и переживание каждого из героев этой книги». «Люблю проникать в мир книги, радоваться и плакать за героев, чувствовать то, что они чувствуют. Переживать за них. А также обдумывать книгу, когда ложусь спать и самой придумывать/предсказывать сюжет, который я прочитала/буду читать завтра».
Неопределенная читательская мотивация не осознают, почему читают, или не хотят задумываться над этим вопросом мне просто нравится; это мое хобби; это интересное занятие; хочу и читаю
Следует также отметить, что не было ни одного ответа подростков, в котором мы могли бы увидеть отношение к книге как к предмету искусства, вызывающего эстетические переживания.
Представленность данных мотивов чтения у подростков показана в Таблице 2.
Таблица 2. Представленность мотивов чтения у подростков*
11-15 лет (1430 чел)
чел %
Мотив пользы 312 22
Мотив развлечения 182 13
Мотив принуждения 145 11
Социальный мотив 83 6
Эскапизм 54 4
Внутренний мотив 77 6
Неопределенная читательская мотивация 506 35
Нет ответа 24 2
Не любят читать 138 10
*Один подросток мог давать варианты ответов, соответствующие разным мотивам чтения
Наиболее часто у подростков присутствуют такие внешние мотивы чтения как мотив пользы (22 %), мотив развлечения (13 %) и мотив принуждения (11 %).
В Таблице 3 представлена выраженность мотивов у девочек и у мальчиков.
Таблица 3. Гендерные особенности в мотивации чтения подростков
Общее Девочки Мальчик
% % %
Мотив пользы 22 24 18
Мотив развлечения 13 14 11
Мотив принуждения 11 6 16
Социальный мотив 6 4 8
Эскапизм 4 6 1
Внутренний мотив 6 8 4
Неопределенная читательская мотивация 35 31 39
Нет ответа 2 1 2
Не любят читать 10 7 13
Между девочками и мальчиками существуют различия в выраженности некоторых мотивов чтения.
У девочек в два раза чаще, чем у мальчиков, проявляется внутренний мотив чтения, а из внешних мотивов у девочек чаще более выражены мотивы пользы, развлечения и эскапизма. Девочки больше склонны размышлять над прочитанным, идентифицироваться с персонажем книги. Также чтение для девочек чаще является средством для развития когнитивных способностей и получения хорошего образования. Книги для девочек в большей степени являются источником развлечения или возможности «убежать» от реальности. У мальчиков, больше, чем у девочек, выражены мотивы принуждения и социальный мотив. И они почти в два раза чаще отвечали, что они не читают совсем.
Что касается динамики по возрастам (Таблица 4), уменьшается количество подростков с неопределенной читательской мотивацией и увеличивается количество подростков с внутренним мотивом чтения. Спады мотивов пользы и развлечения приходятся на 12-13 лет. Социальный мотив имеет небольшой пик в 13-14 лет. Эскапизм в целом увеличивается с возрастом. Мотив принуждения максимально выражен в 13-14 лет.
Таблица 4. Динамика мотивации чтения по возрастам
11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет
% % % % %
Мотив пользы 24 17 19 24 25
Мотив развлечения 10 15 15 13 12
Мотив принуждения 10 11 13 13 5
Социальный мотив 5 4 7 8 6
Эскапизм 2 3 5 3 6
Внутренний мотив 2 3 5 6 10
Неопределенная читательская мотивация 44 41 36 27 30
Нет ответа 2 2 2 2 1
Не любят читать 8 10 7 11 12
Приведенные результаты говорят о наибольшей выраженности у подростков поколения Ъ внешних мотивов чтения. Можно предположить, что взрослые - родители, педагоги, библиотекари - сами же создают ситуацию снижения интереса е подростков к чтению художественной литературы, настаивая на обязательном чтении одних произведений и не обращая внимания на важность для подростков чтения совершенно другой.
Воздействие художественных произведений на человека происходит во многом через идентификации с героем, персонажем: происходит построение собственной идентичности, что является основной задачей подросткового возраста. Как пишет Вадим Левин [5], опираясь на классиков психологии (Л.С. Выгодского, Б.М. Теплова) «Когда создается или воспринимается художественное произведение, наполняющий его духовный опыт удваивается: он, во-первых, живет во мне, в моем переживании, а, во-вторых, одновременно покоится вне меня, материализованный в произведении, в его неподвижной структуре, в его осязаемой форме. Благодаря физическому воплощению живого опыта в произведении искусства я могу действовать с «плотью» опыта как с физическим телом: я приобретаю возможность рассматривать освоенный и осваиваемый опыт взглядом со стороны; могу перестраивать художественный мир, несущий в себе опыт, и таким образом познавать его, то есть изучать себя, овладевать своими переживаниями, учиться владеть собой. Освоенный через искусство живой духовный опыт обогащает мою внутреннюю «картину мира» новыми и новыми человеческими ценностями, придает ей объемность, многослойность, стереоскопичность, открывает передо мной бесчисленные возможности выбора жизненного пути, возможности принимать самостоятельно ответственные решения».
Это положение можно проиллюстрировать с помощью следующей схемы (Рисунок 1):
Рисунок1.
Однако у современных подростков процесс идентификации с персонажами затруднен. Им сложно вставать на сторону другого, принимать его позицию. Эти проблемы во многом появляются благодаря особенностям воспитания. У современных детей и подростков практически отсутствуют реальные возможности сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решения, а также принятия ответственности за них. Уже вполне выросшим детям родители боятся разрешить автономию и самостоятельность: родители решают, что ребенок должен хотеть и как это делать. У ребенка формируется выученная беспомощность, непонимание, для чего он живет, нет переживаний, связанных с последствиями своего выбора и т.д. При этом взрослые не разговаривают с подростками «по душам» (не умеют, нет времени или просто привыкли к телеграфному, командному стилю общения, не проясняют смыслы поступков).
Однако бывает и так, что подросток, живет активной жизнью, совершает поступки, переживает за их последствия, но не встречается с соответствующей литературой: взрослые не предлагают подросткам современную литературу, настаивая на изучении классики, а как указывает Е.С.Романичева, читая художественные произведения подростковой литературы последних лет, школьник, во-первых, читает о самом себе, о тех проблемах, которые его волнуют здесь и сейчас; во-вторых, у подростка формируется представление о том, что литературный процесс не закончился, а продолжается и в настоящее время; и в третьих, школьник получает «точку входа» в мир литературы, совершая путь от современной литературы к классическим произведениям. При этом учителя часто выстраивают свои уроки отталкиваясь не от интересов ученика, которые для него непонятны и не всегда очевидны, а от текста, который учителю как профессиональному читателю показался значимым и, используя которые он может решить какие-то свои воспитательные задачи. [6] Однако, как показывает практика, такой подход оказывается абсолютно неработающим с детьми и подростками поколения Ъ. Учителям и родителям стоит обратить внимание на достаточно большую выраженность у подростков мотива принуждения, особенно у мальчиков. Взрослые хотят, чтобы подростки читали, но если уроки литературы проходят формально, не дают подросткам возможности для самовыражения, обсуждения и дискуссий, то
задача прочитать и «проанализировать произведение», конечно, будет восприниматься подростком именно как принуждение. Возможно, что это ощущение возникает из-за того, что увеличивается количество и объем текстов, которые подросткам приходится читать по программе, и не остается времени для свободного досугового чтения, а книги, которые вызывают у современных подростков интерес, не доходят до них по разным причинам: многие родители не разбираются в современной подростковой литературе и не покупают в домашние библиотеки такие книги, просто не зная о них; на уроках в школе педагоги ограничены рамками школьной программы, и, к сожалению, часто также не знают о существовании современной подростковой литературы, и в библиотеке, даже если подросток туда приходит, ему часто подбирают «проверенную временем классику», которую взрослые читали сами и поэтому настойчиво предлагают ее подростку. Возможно, что количество не читающих подростков с возрастом увеличивается именно из-за того, что они часто чувствуют принуждение и редко испытывают радость и удовольствие от процесса чтения.
Таким образом, трудности в формировании у подростков внутренней мотивации к чтению могут быть связаны с одной стороны, что у подростков просто нет тех переживаний, того жизненного опыта, который позволил бы подростку откликнуться на переживания героя, на то, что с ним происходит, поэтому и не задевает, не заинтересовывает подростка та литература, где нет динамичного и увлекательного сюжета. С другой стороны, эти проблемы могут быть связаны с тем, что до подростка не доходит та или иная литература, у него не происходит встречи с теми произведениями, которые откликались бы ему.
Получается замкнутый круг. И решение здесь не только в том, чтобы давать доступ подросткам к соответствующим книгам, но и в изменении жизни самих подростков. Важно задуматься о тех мерах, которые необходимо принимать для развития у подростков внутренней мотивации чтения, о необходимости изменения практик и методик приобщения детей и подростков к чтению.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Березина А.В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект // Психология обучения. - 2021 - № 3. - С. 101-109.
2. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. - Москва : Педагогика, 1987.
3. Иванова Г.А. Психология чтения школьников / Иванова Г.А., Тихомирова И.И. - Москва : РШБА, 2016.
4. Колосова Е. А. Трансформация читательских практик и предпочтений российских подростков (2010-2020 гг.) / Е. А. Колосова // Поколение Ъ в онлайн-пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность : Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным
участием, Уфа, 24-26 ноября 2020 года / Отв. редактор Р.Б. Шайхисламов. -Уфа : Башкирский государственный университет, 2020. - С. 354-358.
5. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - Москва : Лайда, 1994.
6. Романичева Е.С. Методы и приемы работы с произведениями современных авторов на школьном уроке // Читатель в школе : сборник статей / под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. - Москва : Библиомир, 2020. -С.17-30.
7. Собкин В. С. Опыт структурного анализа возрастных особенностей мотивации чтения подростками художественной литературы / В. С. Собкин, Е.
A. Калашникова // Социология образования. Труды по социологии образования / Под редакцией В. С. Собкина. - Москва : Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования, 2012. - С. 192-213.
8. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Влияние школьной академической успешности и социального статуса в классе на мотивацию чтения художественной литературы учащихся основной школы // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 13. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения РАО / Под общ. ред. акад. РАН и РАО В.А. Лекторского и д. пед. н., проф. Ю.П. Мелентьевой - Москва : Издательство «Канон+», 2016. - С. 85-93.
9. Собкин В. С. Социально-психологический анализ особенностей литературного развития подростков / В. С. Собкин, Д. А. Плоткин // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Российская акад. образования, Центр социологии образования; Под редакцией Собкина
B. С. - Москва : Федеральное государственное научное учреждение "Институт социологии образования" Российской академии образования, 2006. - С. 116138.
10. Чудинова В. П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Ъ: социокультурный контекст / В. П. Чудинова // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15. - № 6. - С. 668-681.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Березина Александра Викторовна, отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения, ФГБУК «Российская государственная детская библиотека».
E-mail: berezina.75 @mail .ru
Berezina Aleksandra, Russian State Children's Library