КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В., БЕЛОУС Ю.Ю. ПОЭЗИЯ - ПРОЗА ЖИЗНИ (ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ПОДРОСТКАМИ)
Статья посвящена проблемам подросткового чтения. В ней описываются тенденции в изменении характера чтения подростков, формулируются условия эффективности проведения литературных занятий на основе поэтической литературы со старшими подростками в библиотеке. Приводится программа литературных занятий с подростками «Поэзия -проза жизни», направленная на приобщение подростков к чтению классической и современной поэзии.
Ключевые слова: подросток, подростковое чтение, поэзия, занятия с подростками в библиотеке
Berezina A. V., Belous Yu. Yu.
Poetry-prose of life (about the experience of conducting literary and poetic classes with teenagers)
The article is devoted to the problems of adolescent reading. It describes the trends in changing the nature of adolescent reading, formulates the conditions for the effectiveness of literary classes based on poetic literature with older teenagers in the library. The program of literary classes with teenagers "Poetry -prose of life" is given, aimed at introducing teenagers to reading classical and modern poetry.
Keywords: adolescent, adolescent reading, poetry, classes with adolescents in the library
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕРЕЗИНА А.В., БЕЛОУС Ю.Ю. ПОЭЗИЯ - ПРОЗА ЖИЗНИ (ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ПОДРОСТКАМИ)_
Подростковый возраст - важнейший период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Этот возраст закладывает основу дальнейшего становления личности, ее ценностных ориентаций, мотивов и устремлений. Отмечается сложность и противоречивость данного возраста: подросткам присущи эмоциональность, драматизм, эгоцентризм. Это период интенсивной самоидентификации и поиска личностных смыслов. Можно говорить и об особой важности этого возраста в плане формирования любви к чтению, к книге, а также отметить все возрастающую с годами трудность этой работы: читательский интерес, как правило, начинает формироваться с детства, задолго до наступления подросткового возраста, но примерно годам к 10-13 начинает складываться (или не складываться) уже осознанный круг чтения, но в современном мире мы часто видим, что многие дети, которые в дошкольном и младшем школьном возрасте чтением интересовались и получали от него удовольствие, в подростковом возрасте
уходят от него, начинают видеть в нем что-то тяжелое, требующее неимоверного напряжения.
Проведенные в последнее время исследования читательской активности и интересов российских подростков говорят о том, что объем чтения подростков-девочек больше, чем у подростков-мальчиков [1], [16]; среди учеников 9 классов, можно отметить некоторый рост личного интереса к чтению на фоне его регрессии для младшего подросткового возраста; среди книжных предпочтений лидирует фантастика, приключения и книги, включенные в список по школьной программе [1], [10]; библиотека в целом сохраняет свою значимость как канал получения книг; подростки отдают предпочтение бумажной книге, хотя, с другой стороны, наблюдается также тенденция переноса читательской активности в интернет и именно интернет помогает развивать «свободное» чтение «по интересам». [10]. К чтению книг подростков в большей степени привлекает динамичный и интересный сюжет, в меньшей степени - привлекательный герой произведения. [1] Исследование особенностей чтения подростков, посещающих библиотеки, выявило еще одну интересную особенность: есть категория подростков, которые ходят в библиотеку, но при этом не читают: приходят не для чтения, ищут в библиотеке удовлетворения иных потребностей. Переключить на чтение -задача библиотекаря. [1]
Таким образом, можно говорить о следующих тенденциях в изменении характера чтения подростков:
- равнодушие или даже негативное отношение к чтению;
- снижение тяги к чтению как к удовлетворению потребности получения эстетического удовольствия;
- отсутствие иерархии в чтении: подростки стихийно выбирают жанры, любят приключения, триллеры, фантастику, фэнтэзи, журналы;
- наличие привычки получать удовольствие без усилий, не тратить на это много времени и сил: достаточно прочитать краткое содержание произведения, не углубляясь в его сюжет и красоту языка, чтобы вынести о нем свое поверхностное оценочное суждение;
- преобладание «делового» чтения, из списка программы школьной литературы (при этом, произведения, которые рекомендуются педагогом и обсуждаются на уроках, кажутся подросткам навязанными, ненужными, что влечет за собой нежелание читать «непрограммные» произведения «программных» авторов);
- отсутствие навыка смыслового, вдумчивого чтения;
- отсутствие навыка выбора литературы;
- преобладание развлекательного или принудительного мотивов чтения: подростки в основном читают для получения удовольствия, отдавая предпочтение фантастическому и приключенческому жанру, литературе необходимой для учебы, развития навыков будущей профессии, или под давлением взрослых;
- выбор для чтения литературы более близкой и понятной для своих жизненных реалий и личного опыта, соответствующей возрасту: отдается предпочтение именно подростковой литературе.
Одной из основных целей формирования читателя является развитие способности к восприятию художественных произведений. Важным компонентом здесь является чувство литературного стиля (особенно при чтении поэтических произведений). Ряд педагогов и психологов подчеркивают благотворное влияние поэзии на гармоничное развитие личности, ее эмоционально-нравственных качеств, а также на развитие художественно-эстетического вкуса. Но как показали эксперименты В.С. Собкина, проведенные им в 1976 и повторенные в 2005 году, если в первом эксперименте среди учащихся 9-х классов (обучающихся по учебной программе, соответствующей нынешнему 10-му классу) успешно справлялись с тестовым заданием «Поэзия» 35% юношей и 46% девушек, при повторении в 2005 году тест «Поэзия» смогли успешно выполнить лишь 6,2% юношей и 11 % девушек соответствующей возрастной параллели. То есть чувствовать стиль поэтического произведения стали примерно в пять раз меньше подростков. [14] Каковы здесь причинно-следственные связи можно будет определить только с помощью дополнительных экспериментов, но скорее всего общее снижение интереса к чтению, его объемов (в том числе чтения хорошей поэзии) приводит к несформированности поэтического слуха и невозможности услышать поэтику, красоту литературного слова. Что, в свою очередь, начинает также влиять на нежелание подростков читать, особенно читать поэтические произведения, не имеющие динамического сюжета. Со временем одно начинает подкреплять другое.
Для улучшения ситуации в этой области, необходимо проведение кропотливой работы по приобщению ребенка / подростка к чтению (особенно поэзии), которую лучше начинать уже с младшего возраста. В подростковом возрасте эта работа должна модернизироваться, подстраиваясь под его особенности, «шагать в ногу» с информационными технологиями. Одной из важнейших задач, стоящих перед библиотеками, становится работа по привитию любви к книге и чтению среди детей и подростков, развитию литературного вкуса и навыков осмысленного, вдумчивого чтения. При этом целью библиотечного занятия является не обучение, а привлечение им интереса к поэтическому слову и повышение читательской компетентности. Так Даниэль Пеннак в своей книге «Как роман: педагогическое эссе», характеризует библиотеку как место, где прививают любовь к чтению, учат любить читать. [11]
Литературные занятия на основе поэтической литературы, при условии грамотного и тщательного подбора материала, соответственно возрастным характеристикам, наряду с выбором интересных современных и инновационных методов и форм его подачи, могут служить успешному решению поставленной перед библиотекой цели по приобщению к книге и чтению. Успех жанра поэзии, в этой работе, обеспечивается за счет его субъективных особенностей, которые способны вызывать глубокий
эмоциональный отклик у читателя, и выразительности, демонстрирующей красоту слова.
Литературные занятия также необходимы в работе с подростками, как и с дошкольниками и младшими школьниками. Например, Инна Шолпо в своей книге «Как научить подростка читать: практические советы учителю литературы 5-7-х классов» утверждает, что обучение работы со словом должно происходить не позднее 5-8 классов, объясняя это особенностью возраста и растущими трудностями по аналогичной работе с каждым последующим годом. В подростковом возрасте очень важно строить урок «от ученика», ориентироваться на его личность. [19] Отсюда проистекает и следующая особенность занятий с подростками: постоянный поиск новых интересных форм подачи и анализа материала. Для тинэйджеров привлекательны современные формы работы, использование в них технических достижений. Согласно исследованиям, чтение занимает лишь пятое место среди любимых занятий современного подростка, на первом месте стоит общение с друзьями, музыка фотография компьютерные игры и только потом чтение книг. [5] При этом две трети из них проводят в социальных сетях более часа в день: это время занимает не только виртуальное общение с друзьями, но и «серфинг» по новостной ленте. Поэтому использование современных технологий, возможностей интернет-пространства и инноваций в работе с подростками повышают престиж библиотеки и книги, делая ее интересной и неотъемлемой частью современной действительности. Однако подчеркнем, что в основе занятия, безусловно, должна лежать книга.
Также при организации и проведении библиотечных занятий с подростками нужно учитывать их стремление к познанию себя и окружающих, преодолению трудностей, склонность к конкуренции, риску и нестандартным ситуациям, потребность в общении, самовыражении, творчестве, расширению кругозора. Во время проведения занятий особое внимание стоит уделить созданию психологически комфортной и безопасной обстановки. Так, по мнению Богдановой О.Ю., психологическая безопасность среды в социальном аспекте — обязательное условие, позволяющее придать ей развивающий характер. Несмотря на всю «ершистость», ввиду своей психологической ранимости подросток осуществляет подсознательный поиск места - среды, где почувствует себя комфортно и сможет само реализоваться, быть принятым, а деятельность, осуществляемая личностью в подобной среде, приобретает для нее статус значимой [4].
Подросткам интересно общение в группе сверстников, имеющих схожие интересы, возможность проявить себя и узнавать что-то новое. Поэтому, еще одной особенностью организации литературного занятия в библиотеке, можно назвать выбор способа взаимодействия во время занятия, в ходе которого подростки не пассивные слушатели, а активные участники процесса. Занятие должно строиться с возможностью диалога, когда каждый имеет право высказать свое мнение, и это мнение будет услышано другими. Беседа как один из обязательных компонентов литературного занятия с подростками помогает развивать рефлексию, что является
предпосылкой для развития вдумчивого осознанного смыслового чтения. Обсуждение материала, которое завязывается в ходе беседы, побуждает к самостоятельному поиску ответов сначала на поставленные в ходе беседы вопросы, а при должном развитии обсуждения, подталкивает подростка уже самому задавать вопросы. Один из ведущих принципов организации беседы можно сформулировать так: не навязывать мнение и выводы участникам беседы, а предлагать сделать подростку их самому. Не учить, а подталкивать к осмыслению материала. [2], [3], [19]
Большое значение имеет и то, что, подача материала осуществляется заинтересованным взрослым, которому самому хочется все больше и больше узнавать что-то новое, который с удовольствием делится своими знаниями и опытом, а самое главное увлечен тематикой занятия. Важно отсутствие негативных оценочных суждений со стороны взрослого и поощрение каждого участника занятия. [3], [4]
Тихомирова И. И. также отмечает эффективность педагогического поощрения, в работе с подростками. [15].
Хотя в подростковом возрасте роль игры отходит на второй план, в методических рекомендациях для библиотекарей авторы часто предлагают использовать игровые формы проведения литературных занятий. Согласно работам Л.С. Выготского, в подростковом возрасте игра приобретает форму мечты, которая недоступна наблюдению. Однако, у современных подростков отмечаются значительный интерес к некоторым формам игровой деятельности, которые Л.С. Выготский выделял как характеристики игры дошкольника, а именно удовлетворение нереализуемых в повседневной жизни потребностей, создание воображаемой ситуации, придумывание определенных правил, реализуемых через советующие роли. [6]
В работах педагогов и психологов описывается эффективный педагогический опыт, в котором именно игра (специально организованная взрослыми) оказывается в центре жизни старших подростков, позволяет получить особый опыт общения и самовыражения. [12], [13]
Подытоживая, можно сделать вывод: библиотека должна выйти за рамки привычных и устоявшихся способов работы с подростками, поскольку они перестали приносить желаемый результат - приобщение к чтению, повышение читательской активности. На наш взгляд, сочетание классических и инновационных технологий может дать наилучший результат. А информационные технологии дают дополнительные возможности библиотеке и могут стать ее верным помощником и опорой в работе, особенно с подростками.
Проведение занятий с подростками по приобщению их к чтению поэтический произведений также имеет свою специфику. Поэзия -художественное изображение жизни особый взгляд особое восприятия мира. Поэзия вся в нюансах, в подтексте, в оттенках, она субъективна, эмоциональна по своей природе и способна вызывать сильные эмоции в ответ. Л. С. Выготский рассматривал взаимосвязь между развитием литературного творчества и переходным возрастом, подчёркивал возрастающую для данного
возраста роль слова, позволяющего передавать сложные отношения, особенно внутреннего характера, а также - движения, динамику, сложность событий. [7] У еще не взрослого, но уже и не у ребенка вдруг проявляется утраченная было тонкость в восприятии собственного и чужого внутреннего мира, зарождается такое новое, непонятное пока чувство, как любовь, обретают неведомые оттенки прежние детские впечатления. Не случайно именно на подростковый возраст приходится желание начать сочинять стихи выражая свои мысли и чувства именно в поэзии, а не прозе. Однако, результаты социологических исследований, к сожалению, показывают, что только 3,6 % регулярно читающей молодежи, в числе последних прочитанных произведений, называют стихотворение [9]. Согласно исследованиям, проведенным В.П. Чудиновой, поэзию и русскую классику предпочитает лишь один человек из десяти, а мероприятия, которые проводятся в библиотеках (встречи с поэтами, презентации поэтических сборников, музыкально-поэтические вечера, конкурсы чтецов и т.д.), как правило, являются популярными среди читателей с уже развитым интересом к поэзии. [18] Таким образом можно говорить о тенденции потери интереса к стихам в подростковый период даже у подростков со сформированным позитивным отношением к книге и чтению.
Возможно, сложность поэзии для подростков заключается в том, что современный подросток жаждет чего-то нового, он любит нарушать стереотипы и хочет создавать новые традиции. Даже если в более младшем возрасте стихи его привлекали, в подростковый период эти же стихи могут отталкивать, воспринимаясь как детское занятие, зачастую ассоциируясь со школьной программой, чем-то далеким, непонятным, нудным. Однако, игровой характер поэзии - игра со словом, рифмой, смыслом - по-прежнему остается привлекательным для подростка так же, как и в ситуации с художественной литературой.
Так же сложность в восприятии стиха для подростка может отчасти объясняться высокой долей субъективности, как в понимании данного вида произведения, так и изложении его сути - содержания. Содержание стиха — это не тема и даже не сюжет, — это мировосприятие поэта, чистая эмоция, пропущенная сквозь призму личного опыта и восприятия поэта. Порой подростку сложно понять стихотворение из-за разности опыта: в его жизненном арсенале еще не появились такие понятия, он еще не столкнулся с подобными проблемами, либо, столкнувшись с ними в условиях современной реальности и культуры, имеет другой на нее ответ. Личностная система ценностей поэта, концепция его мировоззрения и особенности его личностного восприятия подростку не понятны. Здесь субъективизм поэзии может служить как ее успеху, так и неудаче у читателя.
Различие в социально исторических реалиях так же имеют значение, ведь стихи несут на себе отпечаток не только личности поэта, но и контекст -исторический, культурный, бытовой - того времени, в котором поэт жил и творил. Наверное, поэтому подросткам больше нравится современная поэзия, чем традиционная, классическая. При этом, качество поэтического произведения может не являться решающим фактором, влияющим на выбор
подростка-читателя. Так многие стихотворения, которые, по мнению литературоведов не являются «настоящей поэзией», тем не менее, очень нравятся подросткам. Таким образом можно сказать о парадоксальности ситуации с поэзией, сложившейся у современного подростка: с одной стороны, подростковый возраст - именно тот период, когда у ребенка начинает развиваться лирическое восприятие мира, период бурных эмоций и чувств, склонности к драматическим переживаниям, с другой стороны, именно в этом возрасте, вырастая из детской поэзии, подросток не находит для себя интереса в поэзии взрослой. Чудакова М. О. пишет, что поэзия очень нужна подросткам, в первую очередь как «лекарство - первая любовь, первое предательство, школьные проблемы — вот что волнует подрастающее поколение. Ответы на эти вопросы они должны находить в «своих» стихах, а не погружаться сразу в мир «взрослой поэзии» [17]. Поэзия может привлекать не как мотив чтения, а как «собеседник», как возможность опосредованного перенятия опыта, осознания того факта, что человек не одинок в этом мире, и оказывается такие же вопросы и переживания в свое время волновали кого-то еще, что тот другой человек - поэт - когда-то думал и чувствовал нечто подобное. [8]
Если подросток сможет найти стих «по себе», который заинтересует и затронет его личностные смыслы, мотивы и переживания - поэзия может не только привлечь интерес подростка к себе как жанр литературы, но и помочь пережить эмоциональную дисгармонию и диссонанс, вызванный проблемами переходного возраста, жизненными неурядицами подростка и внутренними противоречиями.
Опираясь на исследования, показавшие расхождение в выборе наиболее читаемых книг среди подростков разных регионов России [1], мы предполагаем, что, если библиотека активно «рекламирует» определенную литературу, при условии, что она не противоречит внутренней мотивации и потребностям подростка и не выпадает из области его интересов, эти книги начинают входить в круг его чтения. Таким образом, при правильной подаче стихов они также могут найти отклик и интерес среди читателей-подростков. «Доработки» требует именно метод знакомства. Особенности жанра поэзии, также, как и особенности возраста данной категории читателя диктуют свои нюансы в выборе средств и методов по привлечению интереса к этого рода литературе. Поэзию нужно «пробовать», требуется некоторая «примерка» стиха, чтобы найти «своего» поэта, «свое стихотворение» - совпадение и некоторое родство «душ», мировосприятия читателя и автора. И залог успеха в библиотечной работе с такими сложными категориями как «подросток» и «поэзия» в том, чтобы помочь наглядно проиллюстрировать, дать прочувствовать и понять стих, сориентировать в обилии произведений и помочь найти не просто «свою» книгу, а собеседника в поэзии для современного подростка. Привлечение подростков к поэзии на занятиях в библиотеке возможно при условии соответствия программы литературно-поэтических занятий с подростками определенным критериям:
- тщательный отбор материала соответственно психологическим особенностям возраста: поэзия должна быть интересна, понятна, близка современным подросткам;
- комбинирование классических и инновационный методов и способов подачи материала;
- сочетание наглядности слова (выразительное чтение) с наглядностью зрительной: наглядно проиллюстрировать образ и эмоциональное содержание за счет создания особого пространства, путем переноса эмоциональных ассоциаций, образов и настроения от произведения, тем самым создавая особую атмосферу (музыкой, светом, голосом, декорированием, предметами быта и обихода, произведениями искусства и др.);
- создание диалога не только между участниками занятия и его ведущим, но и участниками занятия между собой; между участниками занятия и самим поэтом, его поэзией, ее образами, и смыслами.
Структура занятий должна обязательно включать в себя следующие
части:
1. Знакомство с особенностями творчества поэта на фоне социально-культурных событий эпохи, в которой он жил и творил.
2. Выразительное чтение и слушание стихов.
3. Поэтические игры.
Программа занятий «Поэзия - проза жизни» была апробирована одним из авторов данной статьи - Белоус Юлией Юрьевной - в МКУК ЦБС Калининского района г. Новосибирска. Эта программа предназначена для старших подростков (от 16 до 18 лет). Участниками программы стали члены литературного интернет-клуба «Чернильница». Занятия проводятся раз в неделю, в течение 1,5-2 часов. Общая продолжительность программы 7 недель. Оптимальное количество участников в группе: 10 - 15 человек.
Цель занятий была сформулирована как знакомство с русской литературой и культурой через творчество русских поэтов, посредством создания возможности творческого «диалога» читателя с поэтом, осознанного восприятия и понимания его поэзии в культурно-историческом контексте.
Тематика занятий:
1) «Это - круто налившийся свист, это - щелканье сдавленных льдинок... - Занимательное стиховедение» (вводное занятие, знакомство с наиболее яркими стихами А.С. Пушкина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Маяковского, И. Бродского, Ах Астаховой, А. Ардовой, В. Полозковой и др.).
2) «Золотой век Русской поэзии: поэты пушкинского круга» (занятие по творчеству А.С. Пушкина).
3) «И серебряный месяц ярко, над серебряным веком плыл» (занятие по творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой).
4) «Нам рифма строить и жить помогает» (занятие по творчеству В. Маяковского).
4) «Цвет настроения Бродский: какая она поэзия лириков в эпоху физиков» (занятие по творчеству И. Бродского).
5) «Искусство поэзии требует слов: какая она современная русская поэзия» (занятие по творчеству современных поэтов: Н. Гааль, В. Гафта, Ах Астаховой, А. Ардовой, В. Полозковой, Д. Арбениной и др.).
6) «Это - ночь, леденящая лист, это - двух соловьев поединок. -послесловие» (завершающее занятие, подведение итогов).
Необходимые материалы:
1. рЯ-коды, развешенные по стенам, пройдя по которым можно будет прочитать или увидеть\услышать стих, критическую статью, книжную подборку, виртуальный раздаточный материал, свод правил общения в общем «ватсап» чате, информационный материал по теме занятий, сопровождаемый аудио-видео файлами и изображениями (музыка, картины, чтение стихов вслух от проекта «Живая классика»).
2. Книжная выставка оформленная как шкаф с домашней библиотекой, с поэтическими сборниками соответствующего периода. Литературная выставка должна быть вписана как часть интерьера, как часть обстановки, а не скучная чужеродная конструкция (мы предлагаем оформить ее как книжный шкаф, который может стоять дома и у советского интеллигента, и у Пушкина в его кабинете, и у советского пролетария, и у каждого участника программы).
В ходе занятия чтение стихов сопровождается другими видами деятельности: обсуждением, свободным общением («открытый микрофон»), литературными играми.
Обсуждение. Примерные темы для обсуждения: сравнение стихов данного периода с предыдущим; что важнее форма или содержание стиха; ломаная рифма «цепляет» или «отторгает»; параллели с современной поэзией и др.
Открытый микрофон. Обсуждение в виде свободного общения (может сопровождаться чаепитием, просмотром журналов, сопутствующих книг и прочего наглядного материала).
Литературные игры. Игры разрабатываются на основе литературного материала. Они могут быть как достаточно универсальными, так и специфическими, основанными на творчестве того или иного поэта. Приведем примеры игр, которые особенно заинтересовали подростков.
Игра «Пушкин ли». Распечатываем портрет Пушкина, с отрывками из его стихов. Среди подлинных стихов поэта прячем видоизмененные его же стихи (меняем рифму, слово, или сочиняем нечто близкое по рифме). Ребятам предлагается отгадать, где рука гения, а где подделка. Подобным образом проводятся игры и по творчеству других поэтов.
Игра «Несколько малоизвестных фактов о Пушкине». Берем реальные, но малоизвестные факты из жизни поэта, к ним добавляем несколько выдуманных, но звучащих правдоподобно, перетасовываем и красиво оформляем на магнитной доске. Предлагаем ребятам отгадать, где правда, а где ложь о А. С. Пушкине (магнитами прикрепляем галочки («верно» и минусы («неверно»). Подобным образом проводятся игры и по фактам из жизни других поэтов.
Игра «Ахматова - пазл». Выбираем строфу из стихотворения поэта, разбиваем ее на отдельные строчки и досочиняем к выбранным строкам подходящую рифму (максимально похоже). Получаем несколько стихов, из которых в каждом стихе только одна строчка принадлежит поэту. Ребята конечно же не знают какая, и цель игры, читая стихи и не пользуясь дополнительными источниками, угадать или вспомнить, где же строка автора, и собрать стих воедино, как пазл. Подобным образом можно играть со стихами других поэтов.
Игра «Рифмы под Маяковского». Берем несколько рифмованных пар стихотворения Маяковского и даем два задания: сначала сочинить стих, максимально похожий на стиль поэта, но без употребления прочих слов, использованных в стихе (помимо отобранных для задания рифм участникам), а, затем сочинить стихотворение, максимально непохожее на ритмику стиха В. Маяковского.
Игра «Буриме по Бродскому». Ребятам предлагается взять за основу буриме стих Иосифа Бродского. Стих читается, а также вывешивается на доску (атмосферно выглядит, если стих написан мелом непосредственно на стене книжного стеллажа, обработанного специальной меловой краской). Затем из этого стихотворения вычленяются все существительные (здесь мы намеренно отступаем от классического варианта игры «Буриме» и берем не рифмованную связку, а лишь одно существительное - это позволит лучше и нагляднее продемонстрировать особенности поэтики Бродского). Задача не просто сочинить стих, используя существительные из стихотворения поэта (не менее половины от имеющихся), но также и постараться повторить стиль Бродского. Ребятам дается 15 минут на подготовку затем идут импровизированные выступления с места (повторяем атмосферу «квартирников»). Далее задача противоположная - используя эти же существительные сочинить как можно менее похожее стихотворение на стихи Бродского. Также можно ограничить тематику будущего произведения, например, можно писать стихи только о любви или природе, или философские размышления о жизни.
Игра «Найди поэтического двойника». Подбираем наиболее похожие по стилю стихи, можно разные по рифме, но сходные по содержанию, тематике, образу или вызванной эмоции. Или ищем двойников для современных поэтов из поэтов классиков (можно пользоваться книгами с выставки, интернетом, собственной памятью).
Игра «Стихотворные каверзы». Выбираем 6 стихов - по одному стихотворению А. Пушкина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Маяковского, И. Бродского и А. Ардовой (с каждым из этих стихов мы уже познакомились на предыдущих занятиях). Каждую стихотворную строку переделываем по принципу «перевертыша» - противоположную по смыслу. Цель игры отгадать автора и стихотворение).
Разработанная программа литературных занятий проводилась уже с мотивированными читателями - членами интернет клуба «Чернильница», который задумывался как обычный кружок чтения по интересам, но под давлением современных реалий трансформировался в виртуальный, где
сначала основной упор был сделан на творчество: рисование комикса, поделки на книжную тему, создание буктрейлеров, книг натюрмортов и обсуждение книг жанра фантастики, фэнтэзи, которыми в основном увлекались члены клуба. Но на третий год существования клуба от его участников поступил запрос на проведение настоящих литературных занятий в стенах библиотеки на конкретную тему - поэзия.
К сожалению, из-за пандемии коронавируса библиотеке пришлось перейти на удаленную работу: произошла некоторая перестройка в ходе организации и проведения занятий. В реальных декорациях мы успели и смогли провести только первое занятие, остальные же мы были вынуждены проводить онлайн. Так как занятия пришлось перенести полностью в виртуальное пространство, пришлось пожертвовать некоторыми декорациями, а, следовательно, и атмосферой. Дома не у всех была возможность организовать отдельное пространство, и когда дело доходило до сольных выступлений стеснялись, сбивались, кое-кто отказывался, поэтому далее мы решили для желающих предоставлять возможности демонстрировать уже готовые записи выступления и больший акцент сделать на игры. В связи с самоизоляцией и особенностями долгого нахождения в ограниченном пространстве, участники клуба с энтузиазм восприняли возможность такого общения, и даже в свободное от запланированных виртуальных литературных занятий умудрялись играть между собой (кто по парам, кто по группам) в уже предложенные игры, добавив в них свои элементы.
После проведения программы участникам было предложено пройти анкетирование. По его результатам можно сделать некоторые выводы:
- изначальный самостоятельный выбор темы занятий - поэзия, основывался на интересе к данному виду литературы. Анализ ответов на вопрос: «Почему вам интересна именно тема?», показал, что всему виной социальные сети и видео-платформы («ВКонтакте», «^оиТиЬе» и пр.). Сейчас, помимо постоянного мелькания стихов в виде текста, видео и даже песенных интерпретаций во время свободного серфинга пользователей по интернет-пространству, появилась новая мода среди старших подростков делиться ссылками на наиболее интересные с их точки зрения стихи и видео, где эти стихи красиво, эмоционально и с выражением читают, как сами авторы, так и известные актеры театра и кино, певцы и просто любители. Причем этими стихами может быть как классика, так и стихи популярного современного поэта или блогера (некоторые участники наших занятий и современный реп отнесли к поэтическому жанру);
- участники программы литературных занятий нашли ее для себя полезной и интересной, из наиболее понравившихся элементов отметили: литературные игры, возможность обсудить полученный материал и пересмотреть его потом, поделиться с друзьями, найти аналогии в современных стихах, возможность выступить и почитать свои стихи или стихи поэтов;
- более двух третей подростков ответили, что порекомендовали бы эту программу своим друзьям (большинство ответивших отрицательно на данный вопрос объяснили это тем, что среди друзей нет тех, кто любит читать или кому нравятся стихи);
- у большинства оправдались ожидания от программы, но на уточняющий вопрос о степени удовлетворенности от занятий, определили ее в районе от 70% до 80%, что мы связываем с существенным изменением в форме проведения занятий;
- во время занятий предпочтение отдавалась стихам современных авторов, а также большим интересом пользовались стихи 60-х годов и серебряного века, посвящённые личным переживаниям, где поэт делится своими мыслями, философскими взглядами, отголосками опыта, и гораздо с меньшим интересом были восприняты стихи, посвящённые красотам природы или любовным томлениям. Также участники литературных занятий отметили привлекательность стихов необычной формы, где есть игра со словом и рифмой;
- все участники занятий попросили повторить данную программу литературных занятий в следующем году, уже с обязательным «вселением» в соответствующую временную эпоху, чтобы самим иметь возможность потрогать все, что видели на экране монитора, и прочувствовать соответствующую обстановку, но с новыми литературными играми и новыми поэтами.
Таким образом, можно заключить, что особенность работы с подростками для приобщения их к чтению поэзии - это, во-первых, привлечение современных технологий (возможность проведения онлайн занятий и QR-коды, благодаря которым читатель может и после занятия пересмотреть понравившийся материал, найти аудио и видеозаписи прочтения стихов, о которых шла речь на занятии, интересные ссылки на ресурс или информацию о поэте), во-вторых, включение подростков в игру в поэзию, и в-третьих, успех занятий основывался на применении наглядной иллюстрации всеми сопутствующими материалами (предметами быта соответственного временного периода, произведениями искусства, инсталляциями, призванными рождать соответствующие образы и вызывать соответствующие эмоции). Важная составляющая данной программы - неожиданность, желание с первых занятий удивить участников, разрушить обыденную ассоциацию и представление о том, что такое поэзия, и что такое литературное занятие, да и о том, что такое библиотека, подать информацию под новым непривычным углом зрения, чтобы ее участники гадали, а что будет дальше?! Задавали себе вопрос, а почему именно так оформлено, так сказано, такое поставлено?! Значительная ответственность за поддержание интереса на протяжении всей программы литературных занятий лежит на необычных литературных играх, а также воссоздании атмосферы, в которой творили поэты, «декораций», позволяющих прочувствовать, «потрогать» и сделать нагляднее материал, рассматриваемый на занятиях.
Итак, можно говорить о положительном опыте реализации программы литературных занятий для подростков, посвящённых не слишком популярной теме среди читателей данного возраста - поэзии. Мы отметили возросший интерес участников программы к данной литературе: они стали добавлять сборники стихов к своим привычным читательским запросам.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Березина А.В. К проблеме подросткового чтения // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. -Москва : Российская государственная детская библиотека, 2020. - С. 16-29.
2. Березина А.В., Макарова А.О. По следам великих путешественников / Методическое пособие по проведению литературных занятий. - Москва: Российская государственная детская библиотека, 2017.
3. Березина А.В. Чтение подростков: проблемы и перспективы // Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования. - Москва : Российская государственная детская библиотека, 2016. - С. 48-55.
4. Богданова О. Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -Москва : Академия, 2008.
5. Владимирова А. Чтение у подростков только на пятом месте / Российская газета. - Федеральный выпуск. — 2020. — № 39(8093).
URL: https://rg.ru/2020/02/24/issledovanie-chtenie-u-podrostkov-tolko-na-piatom-meste.html (дата обращения 06.01.2020).
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.
7. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры : избр. психол. труды / Л. С. Выготский ; ред. М. Г. Ярошевский ; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. - Москва : Институт практической психологии, 1996.
8. Гандлевский С. Сухой остаток : сборник. Избр. стихотворения. Эссе / С. Гандлевский. Санкт-Петербург. : Лениздат, 2013.
9. Дадали Н.В., Илле М.Е. Чтение художественной литературы в петербурге / Чтение в библиотеках России: Исследовательские проекты библиотек по чтению / Составители: Степанова А.С., Ялышева В.В. Информационное издание Выпуск № 7. Санкт-Петербург, 2007. - С. 100-109. URL: http://nlr.ru/prof/reader/images/Docum/Knig-polka/cht-brpdf (дата обращения 06.01.2020).
10. Колосова Е. А. Чтение Российских детей и подростков в трансформирующемся обществе. // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - - № 7 (150). - С. 123-130.
11. Пеннак Д. Как роман: педагогическое эссе. - Москва : Самокат, 2016.
12. Прихожан А.М. К проблеме подростковой игры // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-podrostkovoy-igry-
1/viewer (дата обращения 06.01.2020)
13. Рубцова О. В. Сюжетно-роевая игра как средство развития ролевой идентичности старших подростков //
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-rolevoy-identichnosti-starshih-podrostkov/viewer (дата обращения 06.01.2020)
14. Собкин В.С., Катина О.М. О литературном развитии школьников: к вопросу о социокультурной динамике чтения // Социология образования. Труды по социологии образования / Сер. Социокультурные проблемы современного образования /Под редакцией В. С. Собкина. Москва, 2011. - С. 205-216
15. Тихомирова И. И. Психология чтения школьников : учебно-методическое пособие для педагоговбиблиотекарей / И. И. Тихомирова, Г. А. Иванова. - Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2016.
16. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В.П. Чудинова. - Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012.
17. Чудакова М. О. Литература в школе: читаем или проходим? : книга для учителя / М. О. Чудакова ; ред. Т. Тимакова. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Время, 2014.
18. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. - Москва : КомКнига, 2007.
19. Шолпо И. Л. Как научить подростка читать : практические советы учителю литературы 5-7-х классов / Инна Шолпо. - Москва : ЛомоносовЪ, 2009.
CВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Березина Александра Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник отдела социологии психологии и педагогики детского чтения РГДБ Ьеге7та@г§ёЬ. ги
Белоус Юлия Юрьевна, ведущий библиотекарь МКУК ЦБС Калининского района