Научная статья на тему 'Читательская грамотность как вид функциональной грамотности младшего школьника'

Читательская грамотность как вид функциональной грамотности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грамотность / функциональная грамотность / читательская грамотность / младший школьник / читательская грамотность младшего школьника / literacy / functional literacy / reading literacy / junior high school student / reading literacy of a junior high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Ирина Николаевна Разливинских, Милованова Любовь Анатольевна, Ногина София Михайловна

В статье актуализирована проблема развития читательской грамотности как способности личности, обеспечиваю-щей успешную социализацию ребенка младшего школьного возраста за счет навыков смыслового чтения и умений извлекать нужную информацию для дальнейшего её преобразования в соответствии с той или иной задачей. Проведен понятийно-терминологический анализ понятия «читательская грамотность» в контексте исследования исторического аспекта и родового понятия «функциональная грамотность». Результаты проведенного анализа позволили авторам определить свой подход к формулировкам ключевых понятий исследования «грамотность» и «функциональная грамотность». Рассмотрев виды функциональной грамотности, авторы определяют соотношение данного понятия с понятием читательской грамотности как родового и видового, уточняя, что функциональная грамотность является системным феноменом, содержащим в своей структуре два блока подсистем – интегративный и предметный. Именно в содержание предметного блока входит читательская грамотность. Изучение трактовок понятия «читательская грамотность» применительно к обучающимся школы позволило авторам не только продемонстрировать свой подход к определению данного понятия применительно к младшему школьному возрасту, но и выделить его основные признаки. Итоговым этапом исследования стало определение структуры читательской грамотности младшего школьника, включающей три компонента: мотивационный (стремление к освоению основ читательской деятельности для успешного выполнения познавательных задач); 2) когнитивный (совокупность знаний, позволяющих осуществлять читательскую деятельность); 3) деятельностно-практический (совокупность умений, обеспечивающих успешность читательской деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Ирина Николаевна Разливинских, Милованова Любовь Анатольевна, Ногина София Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reader's literacy as a type of a younger student’s functional literacy

The article actualizes the problem of the development of reader’s literacy as an individual's ability to ensure the successful socialization of a junior schoolchild due to the skills of semantic reading and the ability to extract the necessary information for its further transformation in accordance with a particular task. The conceptual and terminological analysis of the concept THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING AND UPBRINGING ISSN 2542-0291 JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 3 (59) 2023 95 of “reader's literacy” is carried out in the context of the historical aspect and the generic concept of “functional literacy”. The results of the analysis allowed the authors to determine their approach to the formulations of the basic concepts “literacy” and “functional literacy”. The authors determine the relationship of this concept with the concept of reader’s literacy as generic and specific, specifying that functional literacy is a systemic phenomenon containing two blocks of subsystems in its structure – integrative and subject. Reader’s literacy is included in the subject block. The study of the interpretations of the concept of “reader's literacy” in relation to school students allowed the authors not only to demonstrate their approach to the definition of this concept in relation to primary school age but also to highlight its main features. The final stage of the study was the definition of the structure of read’s literacy of junior schoolchildren which includes three components: motivational (the desire to master the basics of reading activity for the successful completion of cognitive tasks); 2) cognitive (a set of knowledge that allows you to carry out reading activities); 3) activity-practical (a set of skills that ensure the success of reading activity).

Текст научной работы на тему «Читательская грамотность как вид функциональной грамотности младшего школьника»

19. Vinogradova N.F., Kochurova E.Je., Kuznecova M.I., et al. Funkcional'naja gramotnost' mladshego shkol'nika: kn. dlja uchitelja [Functional literacy of a primary school student]. In Vinogradovoj N.F. (ed.). Moscow: Ventana-Graf, 2017. 288 p.

20. Shevkin A.V. Tekstovye zadachi po matematike: 5-6 [Text tasks in mathematics: 5-6]. Moscow: ILEKSA, 2011. 106 p. URL: http://borisova-irino4ka.narod.ru/olderfiles/2/tekstovye_zadachi_po_matematike.pdf (Accessed 14.08.2023).

21. JuNESKO. Otchety General'noj konferencii. 20-ja sessija. Parizh, 24 oktjabrja - 28 nojabrja 1978; Rezoljucii [UNESCO. Reports of the General Conference. 20th session. Paris, October 24-November 28, 1978; Resolutions]. Parizh: JuNESKO, 1979. 202 p. URL: https://treaties.un.org/doc/source/docs/unesco_res_5_9.2_1-E.pdf (Accessed 06.06.2023).

22. PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. OECD Publishing, 2013. URL: https://www.moe.gov.ae/Ar/ImportantLinks/InternationalAssessments/Docu-ments/PISA2021/ENG/framework/PISA2012_Assessment%20and%20Analytical%20Framework.pdf (Accessed 28.07.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И. Н. Семёнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: semenova_i_n@mail.ru.

Е. А. Шорохов, студент 2-го курса по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Математика и информатика», ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: e.shorokhov773@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I. N. Semenova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Mathematics Teaching Methods, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: semenova_i_n@mail.ru.

Е. A. Shorokhov, 2nd year student of Pedagogical Education (with two training profiles). Mathematics and Informatics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: e.shorokhov773@mail.ru.

Читательская грамотность как вид функциональной грамотности младшего

школьника

В статье актуализирована проблема развития читательской грамотности как способности личности, обеспечивающей успешную социализацию ребенка младшего школьного возраста за счет навыков смыслового чтения и умений извлекать нужную информацию для дальнейшего её преобразования в соответствии с той или иной задачей. Проведен понятийно-терминологический анализ понятия «читательская грамотность» в контексте исследования исторического аспекта и родового понятия «функциональная грамотность». Результаты проведенного анализа позволили авторам определить свой подход к формулировкам ключевых понятий исследования «грамотность» и «функциональная грамотность». Рассмотрев виды функциональной грамотности, авторы определяют соотношение данного понятия с понятием читательской грамотности как родового и видового, уточняя, что функциональная грамотность является системным феноменом, содержащим в своей структуре два блока подсистем - интегративный и предметный. Именно в содержание предметного блока входит читательская грамотность. Изучение трактовок понятия «читательская грамотность» применительно к обучающимся школы позволило авторам не только продемонстрировать свой подход к определению данного понятия применительно к младшему школьному возрасту, но и выделить его основные признаки. Итоговым этапом исследования стало определение структуры читательской грамотности младшего школьника, включающей три компонента: мотиваци-онный (стремление к освоению основ читательской деятельности для успешного выполнения познавательных задач); 2) когнитивный (совокупность знаний, позволяющих осуществлять читательскую деятельность); 3) деятельностно-практи-ческий (совокупность умений, обеспечивающих успешность читательской деятельности).

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, читательская грамотность, младший школьник, читательская грамотность младшего школьника.

Reader's literacy as a type of a younger student's functional literacy

The article actualizes the problem of the development of reader's literacy as an individual's ability to ensure the successful socialization of a junior schoolchild due to the skills of semantic reading and the ability to extract the necessary information for its further transformation in accordance with a particular task. The conceptual and terminological analysis of the concept

УДК 373.3

DOI: 10.52772/25420291 2023 3 94

Наталья Сергеевна Стерхова, Ирина Николаевна Разливинских, Любовь Анатольевна Милованова, София Михайловна Ногина

г. Шадринск

Natalia Sergeevna Sterkhova, Irina Nikolaevna Razlivinskikh, Lyubov Anatolyevna Milovanova, Sofia Mikhailovna Nogina

Shadrinsk

of "reader's literacy" is carried out in the context of the historical aspect and the generic concept of "functional literacy". The results of the analysis allowed the authors to determine their approach to the formulations of the basic concepts "literacy" and "functional literacy". The authors determine the relationship of this concept with the concept of reader's literacy as generic and specific, specifying that functional literacy is a systemic phenomenon containing two blocks of subsystems in its structure -integrative and subject. Reader's literacy is included in the subject block. The study of the interpretations of the concept of "reader's literacy" in relation to school students allowed the authors not only to demonstrate their approach to the definition of this concept in relation to primary school age but also to highlight its main features. The final stage of the study was the definition of the structure of read's literacy of junior schoolchildren which includes three components: motivational (the desire to master the basics of reading activity for the successful completion of cognitive tasks); 2) cognitive (a set of knowledge that allows you to carry out reading activities); 3) activity-practical (a set of skills that ensure the success of reading activity).

Keywords: literacy, functional literacy, reading literacy, junior high school student, reading literacy of a junior high school student.

Введение. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года одним из направлений деятельности учителя начальных классов становится развитие функциональной грамотности ребёнка младшего школьного возраста. Данная способность является многогранной и сложно структурной, включая в себя разные виды грамотности, в том числе, читательскую грамотность - один из базовых компонентов. Читательская грамотность - способность личности, развиваемая и необходимая человеку на протяжении всей его жизни в сферах общения и деятельности. Суть данного вида читательской грамотности состоит в том, что он обеспечивает успешную социализацию ребенка за счет навыков смыслового чтения и умений извлекать нужную информацию для дальнейшего её преобразования в соответствии с той или иной задачей.

Многие дети, придя в начальную школу, не только не владеют навыками смыслового чтения и извлечения информации, но и не умеют читать. Данный фактор существенно затрудняет адаптацию и социализацию ребенка в начальной школе.

В то же время чтение обеспечивает следующие возможности для успешного развития личности младшего школьника:

- расширяет и позволяет более глубоко развиваться познавательной сфере ребенка;

- обеспечивает благоприятную почву для формирования и коррекции основных мыслительных операций, среди которых анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.;

- позволяет пополнять и расширять кругозор младшего школьника, создавая базу для становления способности воспринимать тексты со смыслом, выделять в них главное и второстепенное, запоминать логику изложения материала и т.д.;

- обеспечивает успешность становления ключевых видов речевой деятельности, перечень которых составляют письмо, говорение и слушание.

Современными учеными доказано, что сформированная читательская грамотность связана тесным образом и обусловливает качество протекания процессов развития других базовых видов функциональной грамотности, среди которых можно выделить орфографическую, математическую, информационную, финансовую, естественно-научную и другие.

Стоит отметить, что вопросы развития читательской грамотности ребенка были интересны ученым уже во второй половине XX столетия.

Так психологическую базу для изучения обозначенной проблемы составили исследования А.Г. Асмолова, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г. А. Цукерман и других.

Среди ученых-педагогов, внесших существенный вклад в развитие рассматриваемой проблемы, можно отметить работы Л.В. Занкова, С. Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И. Д. Фрумина, Ш.А. Амонашвили и т.д.

Особый интерес для нашей работы представляют научные изыскания:

- Б.С. Гершунского, считающего данный вид грамотности стартовым уровнем развития человеческой культуры [7];

- Л.М. Перминовой, указывающей, что читательская грамотность гражданина обусловливает социально-экономическое развитие страны [15];

- Н.Н. Сметанниковой, исследовавшей читательскую грамотность ребенка в контексте инструмента получения образования [22];

- О.В. Колесовой, Е.Г. Гуцу, Е.Г. Деменевой и др., предложивших конкретные диагностические методики измерения и развития читательской грамотности младших школьников [9] и т.д.

Однако в данный период времени педагоги начальных школ испытывают существенные затруднения в реализации данного направления работы, обозначенного в ФГОС НОО 2021 года. Подобные затруднения, в первую очередь, вызваны недостаточной проработанностью вопроса на уровне программно-методического обеспечения процесса развития читательской грамотности учащихся младших классов.

Исследовательская часть. Исследование различных аспектов грамотности официально начинается в XX веке. В указанный период времени обозначенная проблема в разных ее ипостасях стала предметом исследований теоретиков и практиков во всем мире.

Значительный вклад в изучение указанной проблемы внесли такие отечественные исследователи, как: Э.Г. Азимов, А.Г. Асмолов, С.Г. Верш-ловский, Л.С. Выготский, Г.С. Ковалева, М.И. Куз-

нецова, А.А. Леонтьев, О.Л. Обухова, Е.Ю. Поло-женкова, С.А. Тангян, Т.В. Тимкова, И. Д. Фрумин, Г.А. Цукерман и др.), так и зарубежные (Smith, Mikulecky, Kibby, & Dreher и др.) учёные.

При этом значение грамотности, как понятия, раскрывается исследователями в самых разнообразных контекстах.

В соответствующей литературе термин «грамотность» может быть представлен как:

- обладание знаниями и умениями, необходимыми для успешной жизни и деятельности: при чтении, письме, вычислении, а также владение умением оперировать знаковыми системами естественных и искусственных языков при осмыслении, нужным для решения тех или иных задач [23, с. 7];

- владение навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного (изучаемого) языка, характеризующее уровень социально-культурного развития личности [ 1; 21; 10];

- уровень образованности, демонстрирующий владение личностью способностью использовать основные способы познавательной деятельности (чтение, письмо, счет) [20].

Рассмотрев представленные формулировки определения понятия «грамотность», можно выделить ряд следующих признаков, характеризующих его сущность:

- грамотность человека формируется в процессе получения образования;

- грамотность характеризует ее носителя как человека, обладающего определённым набором знаний и умений, необходимых ему для успешной жизни и деятельности;

- грамотность является той самой базой, которая необходима человеку на протяжении всей жизни, поскольку базовые навыки чтения, письма, счета и др. лежат в основе успешного освоения самыми разными видами деятельности;

- грамотность необходима человеку для решения тех или иных познавательных и практических задач.

Итак, грамотность - сложное личностное образование, характеризующее набор базовых академических знаний, умений и навыков, лежащих в основе чтения, письма, вычисления и т.д., освоенных в школьном детстве и необходимых на протяжении всей жизни для решения тех или иных познавательно-практических задач.

В широком смысле грамотность представляется в психологических, научно-педагогических и

методических работах как функциональная и является родовым по отношению ко всем остальным видам грамотности.

Следует отметить, что проблема развития функциональной грамотности личности активно развивалась на протяжении второй половины 20-первых десятилетий 21 столетий, а представления о ней в научной среде претерпевали существенные изменения и в плане её соотношения с традиционной грамотностью, и в плане изменения ее структуры и основных функций.

Анализ материалов зарубежных [14; 31; 35; 36] и отечественных документов [16; 17; 18; 19], а также ряда работ отечественных исследователей (П.Р. Атутова, Б.С. Гершунского, В.А. Ермоленко, А.М. Новикова, С.А. Тангяна, др.) [4; 6; 8; 12; 24] показывает, что развитие обозначенной проблемы условно проходило в пять этапа (рисунок 1).

Далее обратимся к анализу понятия «функциональная грамотность».

Рассмотрев ряд работ ученых, перечисленных выше, мы выделили несколько из них, которые, по нашему мнению, отражают ключевые признаки дефиниции «функциональная грамотность» (рис. 2.).

Анализ формулировок понятия «функциональная грамотность, представленных на рисунке 2 позволяет сделать несколько умозаключений:

1. Функциональная грамотность является сложным самостоятельным понятием, являющимся родовым по отношению к понятиям, которые оно в себе интегрирует и может иметь в свою структуре разные виды грамотности, личностны образования и различные виды готовности человека к успешной адаптации и функционированию в стране и обществе.

2. Функциональная грамотность может быть рассмотрена учеными в нескольких ипостасях: 1) как способность личности использовать имеющиеся академические знания, умения и навыки в реальных условиях для осуществления жизнедеятельности в той или иной культурной среде; 2) как система знаний и умений, лежащих в основе чтения и письма, обеспечивающая полноправное и эффективное участие в различных сферах жизни общества и страны; 3) как набор определенных компе-тентностей, необходимый для полноценного функционирования личности в современном обществе.

3. Обладателями функциональной грамотности могут быть уже обучающиеся общеобразовательных школ, получившие определенный набор академических знаний, умений, навыков (компе-тентностей).

Гзтап (кон. 1960-х-нач. 1970-х гг. XX столетня)

II этап (сер. 19 70-х-нач.19В0-х гг. XX столетия)

Ш этап (сер. 10 50-х-кон. 1990-х гг. XX столетня)

IV этап (нач. XXI столетня)

V этап (20-е гг. XXI столетня-...)

1) феномен функциональной грамотности обеспечивает полноценное представление науки о традиционной грамотности как существенное дополнение последней;

2) сама же функциональная грамотность - важный факпгр обеспечения успешности овладения грамотного чтения н письма, с одной стороны, и повышением производительности труда, с другой стороны._

1) утверждение ЮНЕСКО формулировки «функционально неграмотный человек» - человег. который -:<ие может участвовать во всех видах деятельности., где грамотность необходима для эффективного функционирования его социальной группы и общества, где также следует продолжать использовать навыки чтения, письма и счета для своего собственного развития и для развития общины»):

2) представление о проблеме развития функциональной грамотности личности как проблеме развитых стран,

обособление указанной проблемы от традиционной грамотности;

4) расширение структуры и содержания функциональной грамотности с учетом всех сторон общественной жизни (экономической, политической, гражданской, общественной, культурной);

5) установление зависимости успелгвостн развития функциональной грамотности от условий развития социума._

1) установление связи функциональной грамотности с уровнем владения письменным словом, общего образования, изменениями в сфере труда;

2) появление научных представлений о двухуровневой структуре функциональной грамотности, включающей глобальные и локальные компоненты;

появление понимания функциональной грамотности как основы ■«пожизненного»- образования личности._

1) дополнение структуры и со держания функциональной грамотности новыми видами грамотности, связанными с общественжыян реформами и преобразованиями, и новыми потребностями страны (информационной, коммуникационной, финансовой н другими грамотностямн, креативностью и креативным мышлением н т.д.);

2) появление понимания функциональной грамотности как гаранта безопасности жизнедеятельности человека._

1) постановка целей, связанных с обеспечением конкурентоспособности выпускников образовательных организаций веек уровней президентом Российской Федерации: развитие функциональной грамотности граждан РФ в течение всей жизни; уделенне отдельного внимания в общеобразовательных организациях созданию возможностей дтя саморазвития и самообразования обучающихся; для полноценного формирования у учащихся функциональной грамотности педагогическим составам лпеол необходимо работать с каждым ее компонентом;

2) формулировка задачи развития функциональной грамотности в обновленном ФГОС НОО третьего поколения 2021 года._

Рис. 1. Основные этапы эволюции проблемы развития функциональной грамотности личности

Сфера деятельности ученьд

Филология

Философия

Педагогика

Методика

Трактовка понятия «функциональная грамотность»

- система знаний, необходимая для ориентирования личности б современном мире. ннтегрнруюл*ая е себе знания всех сфер деятельности, проявляющиеся как в явной, так н в латентной форме [5].

- способность личности к успЕпгвой социальной ориентации, синтезирующая в себе содержание двух сфер - полученного личностью образования и разнохарактерной деятельности [7]._

- свободное владение навыками и умениями чтения н письма, необходимое дтя получения информации из текста, проявляющееся в его понимании, компрессии, трансформации и т.д. и дальнейшем использовании дтя решения определенных задач 2];

- степень готовности личности к выполнению определённых функций, возложенных на неё социумом, либо взятых ею на себя добровольно. Структура функциональной грамотности носит интегрированный характер, включая в себя элементы других видов грамотности и личностные образования, среди которых: лексическая н гражданско-правовая грамотности; способность личности соблюдать нормы общественной жизни н правила безопасности, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотности; культура общения; лнчностно-професснональная готовность; профессионально-технологическая готовность н мн.др. [3]:

- способность личности, развиваемая сопряженно с процессом развития общества, характеризующаяся соответствующим уровнем знаний н умений, лежащих в основе чтения и письма, обеспечивающая полноправное н эффективное участие в различных сферах жизни общества и страны, содействующая нх прогрессу н непосредственному развитию самой личности

1Ш_______

- способность человека вступать в отношения с внешней средой, обеспечивающая ему оптимальную скорость адаптации и жизнедеятельности в ней. измеряемая через тог или иной уровень знаний, умений и навыков, составляющий содержание данной способности [26];

- способность личности использовать нмеюлщеся знания, умения н навыки в реальных условиях, фиксирующая минимальный уровень её готовности к жизнедеятельности в той нпн иной культурной среде [2В]:

- система фоновых знаний компетентного читателя (либо носителя определённого иностранного языка), сопровождающая процесс понимания контекста, имплицитной информации, идеи, не выраженной в словесной форме [29];

- набор определенных компетентностей, необходимый пятнадцатилетним подросткам дтя полноценного функционирования в современном обществе (под колшетентностью в данном случае имеется ввиду способность школьников использовать б жизненных ситуациях академические знания и умения! Г301._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Современные подходы к трактовке понятия «функциональная грамотность»

Для нас функциональная грамотность - сложное интегративное личностное образование, характеризующее успешность адаптации, социализации и функционирования личности в различных сферах жизни и деятельности, имеющее в своей структуре различные виды грамотности (лексическую, читательскую, математическую, финансовую, информационную, коммуникационную и др.); способности личности (соблюдать нормы общественной жизни и правила безопасности; лич-ностно-профессиональную и профессионально-технологическую готовности и мн.др.).

Вопрос о структуре функциональной грамотности во многом остается открытым. Анализ многочисленных работ, посвященных данной проблеме [2; 5; 11; 25; 27], показал, что единственное, в чем ученые пришли к единому мнению - в выделении двух групп компонентов - интегративных и базовых. Для того, чтобы продемонстрировать представления большинства ученых о структуре функциональной грамотности и месте в её структуре читательской грамотности мы составили рисунок 3.

Рис. 3. Современные подходы к определению структуры функциональной грамотности и месте в ней читательской грамотности

Из рисунка 3, графически представляющего результаты проведенного теоретического анализа, можно выделить следующие аспекты, важные для данной работы:

- функциональная грамотность является системным феноменом, содержащим в своей структуре два блока подсистем - интегративный и предметный. Содержание интегративного блока функциональной грамотности представлено видами грамотности, без которых не могут развиваться и функционировать предметные виды грамотности - читательская, математическая, лингвистическая, информационная, коммуникативная и т. д. В свою очередь, содержание предметного блока функциональной грамотности включает гражданско-правовую, естественно-научную, финансовую, поведенческую, творческую и другие виды грамотности.

- одним из видов функциональной грамотности является, входящих в интегративный блок её структурных компонентов, как раз, является исследуемая нами читательская грамотность.

Итак, официально термин «читательская грамотность» появился в отечественной образовании

достаточно недавно, благодаря ряду международных диагностик, в проведении которых Российская Федерация принимала участие, начиная с 90-х годов XX-го столетия. Данный термин был заимствован из материалов исследования PISA изначально как «грамотность чтения» [36]. Содержание данного термина применительно к детям опиралось на Международное исследование грамотности взрослых [32].

Дефиниция читательской грамотности, использованная в материалах исследований PISA-2000, сформулировалась под влиянием современных теорий чтения, а также моделей понимания текста и теорий решения читательских задач и была представлена как характеристика языковой личности, понимающей текст благодаря неким, полученным ранее фоновым знаниям, позволяющим воспринимать и интерпретировать данный текст в зависимости от социокультурных характеристик контекста чтения и самого читателя [36].

В таблице 1 мы представили ряд трактовок понятия «читательская грамотность», чтобы в дальнейшем выделить его основные признаки, используя их для формулировки рабочего определения данного понятия в рамках нашей работы.

Таблица 1

Современные интерпретации понятия «читательская грамотность»

Источник/автор Краткая характеристика интерпретации понятия «читательская грамотность»

PISA - «способность личности понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения определенных целей, расширения знаний и возможностей, участия в социальной жизни» [34].

PIRLS - «способность личности понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, заданных обществом и ценных для индивида» [33]. Учащимся младших классов чтение необходимо, чтобы учиться, участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах, а также для получения удовольствия» [33].

ФГСО НОО 2021 года - «способность младшего школьника к пониманию и использованию письменных текстов, размышления о них, позволяющая ребёнку младшего школьного возраста успешно решать познавательные задачи, расширять кругозор и принимать активное участие в социальной жизни» [17].

Н.Ф. Виноградова и др. - в широком смысле - «потребность личности в читательской деятельности, обеспечивающей успешность её социализации, а также получения дальнейшего образования и осуществления саморазвития» [28];

- в узком смысле - «готовность ребенка к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации, обобщению представленной в них информации» [28].

В.И. Громов - « потребность человека в читательской деятельности, реализуемая впоследствии в успешной социализации, получении образования и активизации саморазвития» [29].

Г.С. Ковалева и др. - «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для успешного достижения познавательных целей, расширению возможностей активного участия в жизни общества» (Г. С. Ковалевой) [13].

Анализ материалов, размещенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

- читательская грамотность в большинстве представленных формулировок выступает как способность личности к пониманию и использованию письменных текстов;

- читательская грамотность необходима человеку е только для размышления над прочитанным, но и для успешного выполнения познавательных задач;

- высокий уровень развития читательской грамотности обеспечивает личности успешность расширения возможностей участия в различных сферах жизни общества;

- применительно к младшему школьнику читательская грамотность выступает как готовность ребенка данного возраста к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации, обобщению представленной в них информации.

В данной работе мы рассматриваем читательскую грамотность как качество личности учащегося младших классов, позволяющее ему читать, осмысливая прочитанное, а также адекватно воспринимать, анализировать, оценивать, интерпретировать и обобщать информацию, представленную в данных текстах.

Рассмотрев понятие читательской грамотности, далее стоит обратиться к анализу структуры данного качества личности.

Стоит отметить, что в настоящее время среди ученых не сложилось единого мнения в данном вопросе, поскольку в структуре рассматриваемого качества личности младшего школьника исследователи выделяют самые разные составляющие через:

1) совокупность умений беглого чтения, толкования текста в буквальном смысле, оценки языка и формы сообщения, поиска информации и ее извлечения, преобразования данных от частных явлений к обобщенным, формулирования основных идей и выводов, общего понимания текста, размышления о содержании и оценка, соотнесения с внетекстовой информацией (А. А. Кычкина) [30];

2) систему взаимодополняющих аспектов: понимания текста на уровне фактической информации, данной в тексте; оценки языка, стиля, жанра; ориентации в тексте; преобразования данных от частных явлений к обобщенным; формулирования основных идей и выводов;

общего понимания текста; размышления о содержании и оценки и т.д. [3];

3) совокупность умений найти в тексте информацию, изложенную в явном виде; сделать простые умозаключения; интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста; оценить содержание и форму текста [25; 26].

Более детально, на наш взгляд, умения читательской грамотности структурируются в измерительных материалах PISA и PIRLS.

Так, согласно требованиям PISA в структуре читательской грамотности младшего школьника выделяются три большие группы умений: 1) поиска и извлечения информации; 2) интеграции и интерпретации информации; 3) осмысления и оценки информации текста [36]. Каждая из указанных групп умений расписана в названных материалах детально.

В свою очередь, согласно требованиям PIRLS, в структуре читательской грамотности младшего школьника выделяются четыре группы умений читательских умений, среди которых: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста [33].

Успешность развития читательской грамотности младшего школьника зависит от ряда условий, среди которых стоит выделить такие, как:

1) ситуации, в которых осуществляется чтение - жизненные обстоятельства, предполагающие решение проблемы или достижение той или иной цели с опорой на текст (личные, учебные, общественные, деловые);

2) тексты, с помощью которых решается та или иная задача (либо проблема) (сплошные -информация представляется исключительно вербальным способом; несплошные - информация представляется невербальным способом в виде таблиц, схем, рисунков и т.д.; смешанные - внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате).

3) уровень развития читательских умений (уровень готовности ребёнка выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать) [25].

Заключение. Функциональная грамотность представляет собой сложное интегративное личностное образование, характеризующее успеш-

ность адаптации, социализации и функционирования личности в различных сферах жизни и деятельности, имеющее в своей структуре различные виды грамотности (лексическую, читательскую, математическую, финансовую, информационную, коммуникационную и др.); способности личности (соблюдать нормы общественной жизни и правила безопасности; личностно-профессиональную и профессионально-технологическую готовности и мн.др.).

Понятие «функциональная грамотность» является родовым по отношению ко всем остальным видам грамотности и может быть представлено как система, содержащая в своей структуре два блока подсистем - интегративный и предметный. Содержание интегративного блока функциональной грамотности представлено видами грамотности, без которых не могут развиваться и функционировать предметные виды грамотности - читательская, математическая, лингвистическая, информационная, коммуникативная и т. д. В свою очередь, содержание предметного блока функциональной грамотности включает гражданско-правовую, естественнонаучную, финансовую, поведенческую, творческую и другие виды грамотности.

В контексте нашей работы читательская грамотность исследуется применительно к младшему школьному возрасту и представляет, с одной стороны, вид функциональной грамотности, входящий в интегративный блок её структурных компонентов; с другой стороны - качество личности учащегося младших классов, позволяющее ему читать, осмысливая прочитанное, а также адекватно воспринимать, анализировать, оценивать, интерпретировать и обобщать информацию, представленную в данных текстах.

В структуре читательской грамотности младшего школьника мы выделяем три компонента: 1) мотивационный (стремление к освоению основ читательской деятельности для успешного выполнения познавательных задач); 2) когнитивный (совокупность знаний, позволяющих осуществлять читательскую деятельность - знание техник чтения, знания методик успешного запоминания материала, знания вариантов анализа текста и т.д.); 3) деятельностно-практический (совокупность умений, обеспечивающих успешность читательской деятельности - поиска и извлечения информации; интеграции и интерпретации информации; осмысления и оценки информации текста и т.д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст : непосредственный.

2. Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся : учеб.-метод. пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев ; науч. ред. И.Ю. Алексашина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2019. -160 с. - Текст : непосредственный.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. -Москва : Просвещение, 2011. - 159 с. - Текст : непосредственный.

4. Атутов, П.Р. Политехническое образование и рынок труда / П.Р. Атутов. - Текст : непосредственный // Учащаяся молодежь и рынок : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Брест, 27-29 окт. 1992 г.). - Москва : НИИ трудовой подготовки и профориентации, 1992. - С. 26-28.

5. Бунеев, Р.Н. Понятие функциональной грамотности / Р.Н. Бунеев. - Текст : непосредственный // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла : сб. материалов. - Москва : Баласс, Издательский дом РАО, 2003.

- С. 34-36.

6. Гершунский, Б.С. Грамотность для XXI века / Б.С. Гершунский. - Текст : непосредственный // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 58-64.

7. Гершунский, Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Б.С. Гершунский. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с. - Текст : непосредственный.

8. Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность в современном контексте / В.А. Ермоленко. - Москва : Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 2002. - 120 с. - Текст : непосредственный.

9. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования / О.В. Колесова, Е.Г. Гуцу, Н.Н. Деменева, Е.В. Кочетова, Т.В. Маясова. - Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 2 (44). - С. 240-254.

10. Краткий словарь современной педагогики / сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина [и др.] ; под. ред. Л.Н. Юмсуновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.

- Текст : непосредственный.

11. Кузнецова, Н.М. Функциональная грамотность. Концептуальная основа и возможности формирования : метод. пособие / Н.М. Кузнецова. - Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. - 64 с. - Текст : непосредственный.

12. Новиков, А.М. Профессиональное образование России: перспективы развития / А.М. Новиков. - Москва : ИЦПНПО РАО, 1997. - 254 с. - Текст : непосредственный.

13. Новый взгляд на грамотность: по результатам международных исследований. РКЛ-2000 / Г.С. Ковалева [и др.].

- Москва : Логос, 2004. - 292 с. - Текст : непосредственный.

14. Пересмотренная рекомендация о Международной стандартизации статистики в области образования : принята в г. Париже 27.11.1978 на 20-ой сессии Генер. конф. ЮНЕСКО. - Текст : электронный // Сейчас.ру: новости России и мира. - URL: http://www.lawmix.ru/abrolaw/14970 (дата обращения: 10.10.2023).

15. Перминова, Л.М. Естественнонаучная грамотность: дидактический подход / Л.М. Перминова. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2017. - № 3. - С. 52-60.

16. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об организации работы по повышению функциональной грамотности : письмо от 14 сент. 2021 г. № 03-1510. - URL: https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2021/10/03-1510-ot-14.09.2021.pdf (дата обращения: 24.02.2023). - Текст : электронный.

17. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ от 31 мая 2021 г. № 286 : ред. от 8 нояб. 2022 г. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_389561/?ysclid=leplrl1ia9612238422 (дата обращения: 01.03.2023). - Текст : электронный.

18. Российская Федерация. Министерство просвещения. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся : приказ от 6 мая 2019 г. № 590/219. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342082/?ysclid=lfkrbvh97b239851053 (дата обращения: 01.03.2023). - Текст : электронный.

19. Российская Федерация. Президент (2012; В.В. Путин). О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ от 7 мая 2018 г. № 204. - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf (дата обращения: 09.03.2023). - Текст : электронный.

20. Словарь педагогического обихода / под ред. проф. Л.М. Лузиной. - Псков : ПГПИ, 2003 - 71 с. - Текст : непосредственный.

21. Словарь психолого-педагогических понятий : справ. пособие для студентов всех специальностей оч. и заоч. форм обучения / авт.-сост. Т.Г. Каленникова, А.Р. Борисевич. - Минск : БГТУ, 2007. - 68 с. - Текст : непосредственный.

22. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - Москва : Баласс, 2011. - 128 с. - Текст : непосредственный.

23. Современное российское профессиональное образование : слов.-справ. / Федер. ин-т развития образования ; авт.-сост. В.И. Блинов [и др.]. - Москва : Федеральный ин-т развития образования, 2010. - 23 с. - Текст : непосредственный.

24. Тангян, С.А. Образование на пороге XXI века / С.А. Тангян. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 1995. -№ 1. - С.11-13.

25. Формирование функциональной грамотности обучающихся : метод. пособие / сост. Л.Н. Храмова, О.Б. Лобанова, А.В. Фирер [и др.]. - Красноярск : Литера-принт, 2021. - 130 с. - Текст : непосредственный.

26. Формирование читательской грамотности у младших школьников (из опыта работы педагогов Липецкой области) / под ред. Е.Е. Пановой. - Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. - 116 с. - Текст : непосредственный.

27. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добря-кова, К.А. Баранников [и др.]. - Москва : НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с. - Текст : непосредственный.

28. Функциональная грамотность младшего школьника : кн. для учителя / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова [и др.] ; под ред. Н.Ф. Виноградовой ; Ин-т стратегии развития образования Рос. акад. образования. -Москва : Вентана-Граф, 2018. - 286 с. - Текст : непосредственный.

29. Читательская грамотность современного школьника : сб. лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. - Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. - 224 с. - Текст : непосредственный.

30. Чтение - образовательная программа «длиною в жизнь» : метод. пособие / авт.-сост. А.А. Кычкина. - Махачкала : Методическая лаборатория по формированию читательской грамотности Института развития образования Республики Дагестан, 2022. - 157 с. - Текст : непосредственный.

31. OECD. Assessment and Analytical Framework. - Paris : OECD Publishing, 2019. - Text : direct.

32. PIAAC (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies). - URL: http://piaac.ru/ (accessed: 20.06.2023). - Text : electronic.

33. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). - URL: https://pirls.bc.edu/ (accessed: 20.06.2023). - Text : electronic.

34. PISA 2009. Assessment Framework. Key competencies in reading, mathematics and science. - URL: http://www.oecd.org (accessed: 20.06.2023). - Text : electronic.

35. Progress in International Reading Literacy Study. - URL: https://pirls.bc.edu/. - Text : electronic.

36. PISA 2021 Creative Thinking Framework (Third Draft). - 2019. - 56 p. - URL: https://www.anep.edu.uy/sites/de-fault/files/images/Archivos/publicaciones-direcciones/DSPE/pisa/2021/publicaciones/Publicaciôn (accessed: 20.06.2023). -Text : electronic.

37. PISA. Programme for International Student Assessment. - URL: https://www.oecd.org/pisa/ (accessed: 20.06.2023). -Text : electronic.

REFERENCES

1. Azimov Je.G., Shhukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow: IKAR, 2009. 448 p.

2. Aleksashina I.Ju., Abdulaeva O.A., Kiselev Ju.P. Formirovanie i ocenka funkcional'noj gramotnosti uchashhihsja: ucheb.-metod. posobie [Formation and evaluation of functional literacy of students]. Aleksashina I.Ju. (ed.). Sankt-Peterburg: KARO, 2019. 160 p.

3. Asmolov A.G., Burmenskaja G.V., Volodarskaja I.A., et al. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema zadanij: posobie dlja uchitelja [Formation of universal educational actions in primary school: from action to thought]. In A.G. Asmolova (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2011. 159 p.

4. Atutov P.R. Politehnicheskoe obrazovanie i rynok truda [Polytechnic education and the labor market]. Uchashhajasja molodezh' i rynok: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Brest, 27-29 okt. 1992 g.) [Students and the market]. Moscow: NII trudovoj podgotovki i proforientacii, 1992, pp. 26-28.

5. Buneev R.N. Ponjatie funkcional'noj gramotnosti [The concept of functional literacy]. Obrazovatel'naja sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla: sb. materialov [Educational system "School 2100". Pedagogy of common sense]. Moscow: Balass, Izdatel'skij dom RAO, 2003, pp. 34-36.

6. Gershunskij B.S. Gramotnost' dlja XXI veka [Literacy for the XXI century]. Sovetskajapedagogika [SovietPedagogy], 1990, no. 1, pp. 58-64.

7. Gershunskij B.S. Filosofija obrazovanija: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij [Philosophy of Education]. Moscow: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1998. 432 p.

8. Ermolenko V.A. Funkcional'naja gramotnost' v sovremennom kontekste [Functional literacy in a modern context]. Moscow: In-t teorii obrazovanija i pedagogiki Ros. akad. obrazovanija, 2002. 120 p.

9. Kolesova O.V., Gucu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Majasova T.V. Issledovanie chitatel'skoj gramotnosti mladshih shkol'nikov na sovremennom jetape razvitija obrazovanija [Research of reading literacy of younger schoolchildren at the present stage of education development]. Perspektivy nauki i obrazovanija [Prospects of science and education], 2020, no. 2 (44), pp. 240-254.

10. Sanzhieva T.B. (eds.) Kratkij slovar' sovremennoj pedagogiki [A short dictionary of modern pedagogy]. Ulan-Udje: Iz-datel'stvo Burjatskogo gosuniversiteta, 2001. 100 p.

11. Kuznecova N.M. Funkcional'naja gramotnost'. Konceptual'naja osnova i vozmozhnosti formirovanija: metod. posobie [Functional literacy. Conceptual basis and possibilities of formation]. Lipeck: GAUDPO LO «IRO», 2021. 64 p.

12. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie Rossii: perspektivy razvitija [Professional education in Russia: development prospects]. Moscow: ICPNPO RAO, 1997. 254 p.

13. Kovaleva G.S., et al. Novyj vzgljad na gramotnost': po rezul'tatam mezhdunarodnyh issledovanij. PISA-2000 [A new look at literacy: based on the results of international studies PISA-2000]. Moscow: Logos, 2004. 292 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Peresmotrennaja rekomendacija o Mezhdunarodnoj standartizacii statistiki v oblasti obrazovanija: prinjata v g. Parizhe 27.11.1978 na 20-oj sessii Gener. konf. JuNESKO [Revised recommendation on International Standardization of Statistics in the field of education]. Sejchas.ru: novosti Rossii i mira [Now.ru: Russian and World news]. URL: http://www.lawmix.ru/abrolaw/14970 (Accessed 10.10.2023).

15. Perminova L.M. Estestvennonauchnaja gramotnost': didakticheskij podhod [Natural Science literacy: a didactic approach]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in Education], 2017, no. 3, pp. 52-60.

16. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob organizacii raboty po povysheniju funkcional'noj gramotnosti: pis'mo ot 14 sent. 2021 g. № 03-1510 [Russian Federation. Ministry of Education. On the organization of work to improve functional literacy]. URL: https://pkiro.ru/wp-content/uploads/2021/10/03-1510-ot-14.09.2021.pdf (Accessed 24.02.2023).

17. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija: prikaz ot 31 maja 2021 g. № 286: red. ot 8 nojab. 2022 g. [Russian Federation. Ministry of Education. On the approval of the Federal State educational standard of primary general education]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/7ysclidHeplrl1ia9612238422 (Accessed 01.03.2023).

18. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Federal'naja sluzhba po nadzoru v sfere obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii Metodologii i kriteriev ocenki kachestva obshhego obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah na osnove praktiki mezhdunarodnyh issledovanij kachestva podgotovki obuchajushhihsja: prikaz ot 6 maja 2019 g. № 590/219 [Russian Federation. Ministry of Education. Federal Service for Supervision of Education and Science. On approval of the Methodology and criteria for assessing the quality of general education in general education organizations based on the practice of international studies of the quality of training of students]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_342082/?ysclid=lfkrbvh97b239851053 (Accessed 01.03.2023).

19. Rossijskaja Federacija. Prezident (2012; V.V. Putin). O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Ros-sijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz ot 7 maja 2018 g. № 204 [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. URL: http://static.kremlin.ru/me-dia/acts/files/0001201805070038.pdf (Accessed 09.03.2023).

20. In L.M. Luzinoj (ed.) Slovar' pedagogicheskogo obihoda [Dictionary of pedagogical everyday life]. Pskov: PGPI, 2003. 71 p.

21. Kalennikova T.G., Borisevich A.R. Slovar' psihologo-pedagogicheskih ponjatij: sprav. posobie dlja studentov vseh spe-cial'nostej och. i zaoch. form obuchenija [Dictionary of psychological and pedagogical concepts]. Minsk: BGTU, 2007. 68 p.

22. Smetannikova N.N. Obuchenie strategijam chtenija v 5-9 klassah: kak realizovat' FGOS: posobie dlja uchitelja [Teaching reading strategies in grades 5-9: how to implement Federal State Educational Standard]. Moskva: Balass, 2011. 128 p.

23. Blinov V.I., et al. Sovremennoe rossijskoe professional'noe obrazovanie: slov.-sprav. [Modern Russian vocational education]. Moscow: Federal'nyj in-t razvitija obrazovanija, 2010. 23 p.

24. Tangjan S.A. Obrazovanie na poroge XXI veka [Education on the threshold of the XXI century]. Pedagogika [Pedagogy], 1995, no. 1, pp.11-13.

25. Hramova L.N. (eds.) Firer Formirovanie funkcional'noj gramotnosti obuchajushhihsja: metod. posobie [Formation of functional literacy of students]. Krasnojarsk: Litera-print, 2021. 130 p.

26. In Panovoj E.E. (ed.) Formirovanie chitatel'skoj gramotnosti u mladshih shkol'nikov (iz opyta raboty pedagogov Lipeckoj oblasti) [Formation of reading literacy among younger schoolchildren (from the experience of teachers of the Lipetsk region)]. Lipeck: GAUDPO LO «IRO», 2020. 116 p.

27. Frumin I.D., Dobrjakova M.S., Barannikov K.A., et al. Universal'nye kompetentnosti i novaja gramotnost': chemu uchit' segodnja dlja uspeha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendencijah transformacii shkol'nogo obra-zovanija [Universal competencies and new literacy: what to teach today for tomorrow's success. Preliminary conclusions of the international report on trends in the transformation of school education]. Moscow: NIU VShJe, 2018. 28 p.

28. Vinogradova N.F., Kuznecova M.I., Romanova V.Ju., et al. Funkcional'naja gramotnost' mladshego shkol'nika: kn. dlja uchitelja [Functional literacy of a younger student: a book for a teacher]. In N.F. Vinogradovoj (ed.). Moscow: Ventana-Graf, 2018. 286 p.

29. Gromova V.I. (ed.) Chitatel'skaja gramotnost' sovremennogo shkol'nika: sb. luchshih praktik [Reading literacy of a modern schoolboy]. Saratov: GAU DPO «SOIRO», 2021. 224 p.

30. Kychkina A.A. Chtenie - obrazovatel'naja programma «dlinoju v zhizn'»: metod. posobie [Reading - educational program "life-long"]. Mahachkala: Metodicheskaja laboratorija po formirovaniju chitatel'skoj gramotnosti Instituta razvitija obrazovanija Respubliki Dagestan, 2022. 157 p.

31. OECD. Assessment and Analytical Framework. Paris : OECD Publishing, 2019.

32. PIAAC (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies). URL: http://piaac.ru/ (Accessed 20.06.2023).

33. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). URL: https://pirls.bc.edu/ (Accessed 20.06.2023).

34. PISA 2009. Assessment Framework. Key competencies in reading, mathematics and science. URL: http://www.oecd.org (Accessed 20.06.2023). - Text : electronic.

35. Progress in International Reading Literacy Study. URL: https://pirls.bc.edu/.

36. PISA 2021 Creative Thinking Framework (Third Draft). 2019. 56 p. URL: https://www.anep.edu.uy/sites/de-fault/files/images/Archivos/publicaciones-direcciones/DSPE/pisa/2021/publicaciones/Publicacion (Accessed 20.06.2023).

37. PISA. Programme for International Student Assessment. URL: https://www.oecd.org/pisa/ (Accessed 20.06.2023). СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

H.С. Стерхова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk.net.

И.Н. Разливинских, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: Razlivinskikh@yandex.ru.

Л.А. Милованова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: milovanova-45@mail.ru.

С.М. Ногина, магистрант второго года обучения, программа «Начальное образование», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: soni17041999@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.S. Sterkhova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: uliana@shadrinsk.net.

I.N. Razlivinskikh, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: Razlivinskikh@yandex.ru.

L.A. Milovanova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department Chair of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: milovanova-45@mail.ru.

S.M. Nogina, 2nd year Master's student, Primary Education program, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: soni17041999@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.