Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская грамотность / функциональная грамотность / история / урок / текст / «блочный кластер» / reading literacy / functional literacy / history / lesson / text / “block cluster”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буяров Дмитрий Владимирович, Киселева Яна Александровна

Введение. В статье рассмотрены способы формирования читательской грамотности на уроках истории, методы, приемы, формы реализации данного направления педагогической деятельности. Цель: проанализировать понятие «читательская грамотность», охарактеризовать пути развития читательской грамотности на уроках истории, определить значение приобретения читательских навыков обучающимися для успешного освоения учебного материала и применения знаний в повседневной жизни. Материалами и методами послужили нормативно-правовые акты в сфере образования, УМК по истории, исследования отечественных методистов. Методология исследования базировалась на сочетании различных способов организации образовательной деятельности учащихся, изучении истории проблемы, анализа и обобщения передового педагогического опыта в контексте формирования навыков читательской грамотности. При исследовании данной темы использовались общенаучные и специальные методы. В процессе работы были осуществлены изучение и анализ источников и литературы по представленной проблеме, применялся историко-типологический метод в контексте рассматриваемого вопроса, оформление результатов исследования было организовано в соответствии с принципами системности, объективности. Результаты исследования, обсуждения: в процессе исследования были определены основные типологии текстов в рамках учебного курса «история», структура читательской грамотности, проанализированы различные варианты и приведены конкретные примеры заданий, направленных на формирование читательских умений, приемы развития читательской грамотности у обучающихся, было апробировано использование «блочных кластеров» в контексте исторического образования. В заключении делается вывод о важности формирования читательской грамотности у обучающихся как одной из универсальных компетенций для решения проблем в будущей жизнедеятельности. Отдельно акцентируется внимание на возможности применения «блочных кластеров» в рамках развития читательской грамотности на уроках истории, отмечаются положительные характерные черты данного способа организации педагогической деятельности: универсальность, упорядоченность, наглядность, структурированность и другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буяров Дмитрий Владимирович, Киселева Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING LITERACY IN HISTORY LESSONS

Introduction. The article discusses the ways of forming reading literacy in History lessons, methods, techniques, forms of implementation of this direction of pedagogical activity. The purpose of the article is to analize the concept of “reading literacy”, to characterize the ways of developing reading literacy in History lessons, to determine the importance of acquiring reading skills by students for their future life. The materials and methods were normative legal acts in the field of education, teaching materials on history, research of domestic methodologists. The research methodology was based on a combination of various ways of organizing students' educational activities, studying the history of the problem, analyzing and generalizing advanced pedagogical experience in the context of the formation of reading literacy skills. General scientific and special methods were used in the study of this topic. In the course of the work, the study and analysis of sources and literature on the presented problem were carried out, the historical and typological method was used in the context of the issue under consideration, the design of the research results was organized in accordance with the principles of consistency, objectivity. Research results, discussions. In the course of the research, the main typologies of texts within the framework of the History course, the structure of reading literacy were identified, various options were analyzed and specific examples of tasks aimed at the formation of reading skills, methods for the development of reading literacy among students were tested, the use of “block clusters” in the context of historical education was tested. Conclusion. The conclusion is made about the importance of the formation of reading literacy among students as one of the universal competencies for solving problems in future life. Separately, attention is focused on the possibility of using “block clusters” in the framework of the development of reading literacy in History lessons, positive characteristic features of this method of organizing pedagogical activity are noted: universality, orderliness, visibility, structurality and so on.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

УДК 372.893

DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-3-334-347

Формирование читательской грамотности на уроках истории

Д. В. Буяров, Я. А. Киселева

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В статье рассмотрены способы формирования читательской грамотности на уроках истории, методы, приемы, формы реализации данного направления педагогической деятельности. Цель: проанализировать понятие «читательская грамотность», охарактеризовать пути развития читательской грамотности на уроках истории, определить значение приобретения читательских навыков обучающимися для успешного освоения учебного материала и применения знаний в повседневной жизни. Материалами и методами послужили нормативно-правовые акты в сфере образования, УМК по истории, исследования отечественных методистов. Методология исследования базировалась на сочетании различных способов организации образовательной деятельности учащихся, изучении истории проблемы, анализа и обобщения передового педагогического опыта в контексте формирования навыков читательской грамотности. При исследовании данной темы использовались общенаучные и специальные методы. В процессе работы были осуществлены изучение и анализ источников и литературы по представленной проблеме, применялся историко-типологический метод в контексте рассматриваемого вопроса, оформление результатов исследования было организовано в соответствии с принципами системности, объективности. Результаты исследования, обсуждения: в процессе исследования были определены основные типологии текстов в рамках учебного курса «история», структура читательской грамотности, проанализированы различные варианты и приведены конкретные примеры заданий, направленных на формирование читательских умений, приемы развития читательской грамотности у обучающихся, было апробировано использование «блочных кластеров» в контексте исторического образования. В заключении делается вывод о важности формирования читательской грамотности у обучающихся как одной из универсальных компетенций для решения проблем в будущей жизнедеятельности. Отдельно акцентируется внимание на возможности применения «блочных кластеров» в рамках развития читательской грамотности на уроках истории, отмечаются положительные характерные черты данного способа организации педагогической деятельности: универсальность, упорядоченность, наглядность, структурированность и другое.

Ключевые слова: читательская грамотность, функциональная грамотность, история, урок, текст, «блочный кластер»

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Буяров Д. В., Киселева Я. ^.Формирование читательской грамотности на уроках истории // Вестник Марийского государственного университета. Т. 17. № 3. С. 334-347. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-334-347

Formation of reading literacy in History lessons

D. V. Buyarov, Ya. A. Kiseleva

Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russian Federation

Abstract. Introduction. The article discusses the ways of forming reading literacy in History lessons, methods, techniques, forms of implementation of this direction of pedagogical activity. The purpose of the article is to analize the concept of "reading literacy", to characterize the ways of developing reading literacy in History lessons, to determine the importance of acquiring reading skills by students for their future life. The materials and methods were normative legal acts in the field of education, teaching materials on history, research of domestic methodologists. The research methodology was based on a combination of various ways of organizing students' educational activities, studying the history of the problem, analyzing and generalizing advanced pedagogical experience in the context of the formation of reading literacy skills. General scientific and special methods were used in the study of this topic. In the course of the work, the study and analysis of sources and literature on the presented problem were carried out, the historical and typological method was used in the context of the issue under consideration, the design of the research results was organized in accordance with the principles of consistency, objectivity. Research results, discussions. In the course of the research, the main typologies of texts within the framework of the History course, the structure of

reading literacy were identified, various options were analyzed and specific examples of tasks aimed at the formation of reading skills, methods for the development of reading literacy among students were tested, the use of "block clusters" in the context of historical education was tested. Conclusion. The conclusion is made about the importance of the formation of reading literacy among students as one of the universal competencies for solving problems in future life. Separately, attention is focused on the possibility of using "block clusters" in the framework of the development of reading literacy in History lessons, positive characteristic features of this method of organizing pedagogical activity are noted: universality, orderliness, visibility, structurality and so on.

Keywords: reading literacy, functional literacy, history, lesson, text, "block cluster"

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Buyarov D. V., Kiseleva Ya. A. Formation of reading literacy in History lessons. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 3, pp. 334-347. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-334-347

Введение

Читательская грамотность выступает фундаментом для формирования общей функциональной грамотности как способности человека использовать полученные знания для разрешения различных жизненных проблем и нормальной жизнедеятельности личности в общественных реалиях. В общей структуре функциональной грамотности читательская грамотность также является частью информационной грамотности [1, с. 128-132].

По мнению отечественных исследователей, читательская грамотность представляет собой «способность человека ясно понимать общее содержание текста и смысл отдельных слов, определять значимость полученной информации, использовать приемы анализа и интерпретации текста для адекватного восприятия идеи автора, осмысленно излагать свое мнение о прочитанном, для того чтобы расширить свои знания и возможности, критически оценивать позицию автора и особенности изложения им своих мыслей» [2, с. 206-210].

Данное направление научных исследований и применение их результатов на сегодняшний день является достаточно актуальным. Российская Федерация не занимает лидирующих позиций по уровню читательской грамотности. Примечательно, что мониторинг читательской грамотности PISA в 2018 г. показал, что Россия занимает 31 место из 79 стран. Специалисты, работающие в сфере образования, отмечают недостаточную степень сформированности навыков читательской грамотности у школьников. Отмечаются такие проблемы, как низкая скорость чтения, непонимание смысла прочитанного, затруднения при выявлении главной информации в прочитанном тексте, при преобразовании информации,

которая представлена в различных знаковых системах, и другие1.

Стремление обеспечить увеличение показателей эффективности образовательного процесса порождает необходимость уделить особое внимание исследованиям в области развития читательской грамотности у подрастающего поколения.

Цель данной статьи - проанализировать понятие «читательская грамотность», охарактеризовать способы формирования читательской грамотности на уроках истории, определить значение приобретения читательских умений обучающимися для их будущей жизни.

Материалы и методы

Тематика и проблематика исследований, связанная с читательской грамотностью, в последнее время привлекают внимание множества педагогов. Примером может служить работа Г. В. Глинкиной «Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов» [3, с. 26-33]. Г. В. Глинкина в своих работах уделяет особое внимание особенностям развития читательских умений учеников, которые необходимы для формирования универсальных учебных действий, а также роли разнообразных учебных дисциплин в складывании умений смыслового чтения текстов. Э. Е. Пантелеев в своем труде «Читательская грамотность как условие творческого саморазвития личности» дает оценку возможности творческого развития личности обучающегося в процессе формирования читательской грамотности [2, с. 206-210]. В современных

1 Проведение исследования PISA-2018 в России. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html (дата обращения: 25.05.2023).

исследованиях (И. А. Артасов [4], М. А. Белиц-кий [5], И. Е. Брякова [6], Е. Д. Войченко [7], Р. А. Дрожжин [8], Е. Г. Зимина1, Е. Н. Круглова [1], Г. М. Кулаева2, О. С. Нагорная [9], А. В. Поздеев3, А. А. Сорокин [10]) читательская грамотность представляется в разнообразных, схожих по смысловой нагрузке категориях: чтение в качестве одного из видов речевой деятельности, культура чтения, читательские умения, читательская компетенция, понимание текста и его интерпретация. Нередко читательскую грамотность определяют как базовый компонент личности. В зарубежных и российских исследованиях читательские навыки представляют в качестве части функциональной грамотности4, комплекса метакогнитивных знаний, ключевой компетенции личности [9, с. 33-39]. Но в то же время такое направление педагогической деятельности, как формирование читательской грамотности, исследовано еще недостаточно.

Исследование проводилось на основе изучения современной образовательной среды. В ходе практической деятельности и теоретического обобщения осуществлялось обращение к способам формирования читательской грамотности на уроках истории. Методология исследования была основана на сочетании различных способов организации образовательной деятельности учащихся, изучении истории проблемы, анализа и обобщения передового педагогического опыта в контексте формирования навыков читательской грамотности. В рамках организации педагогического процесса было апробировано применение «блочных кластеров» на уроках истории.

При исследовании данной темы использовались общенаучные и специальные методы. В процессе написания работы были осуществлены изучение и анализ источников и литературы

1 Зимина Е. Г. Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания : методическое пособие. Нижний Тагил : Уральское отделение РАЧ, 2021. 25 с.

2 Кулаева Г. М. Стратегии, приёмы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе : методические рекомендации для учителей средней школы. Оренбург : Оренбургская книга, 2021. 68 с.

3 Поздеев А. В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 9 класс : пособие для учителя. М. : ВАКО, 2021. 304 с.

4 Чудинова В. П. Читательская грамотность и поддержка

чтения: опыт разных стран. URL: http://www.unkniga.ru/ kultura/7134-chitatelskaya-gramotnost-i-podderzhka-chteniya-

opyt-raznyh-stran.html (дата обращения: 25.05.2023).

по данной проблеме. А также применялся исто-рико-типологический метод, который позволил классифицировать основные задания, направленные на формирование и развитие читательской грамотности. Написание работы осуществлялось в соответствии с принципом системности, подразумевающим раскрытие целостности объектов через изучение их внутренних связей, и принципом объективности, требующим непредвзятого отношения к предмету исследования.

Результаты исследования, обсуждения

Читательская грамотность является одним из компонентов функциональной грамотности5. Термин «читательская грамотность» появился в отечественной педагогике в начале 2000-х годов. Под читательской грамотностью понимается определение, предложенное в международном исследовании PISA. «Читательская грамотность -это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»6. Читательская грамотность не является синонимом высокой техники чтения или начитанности; она заключается в способности понимать, анализировать и использовать прочитанное, способствует развитию самостоятельного мышления и творчества у обучающихся. Работа учителя по развитию читательской грамотности у учеников опирается не только на непосредственно текст, она нацелена на умения извлекать дополнительную информацию, делать самостоятельные выводы.

Развитие читательской грамотности подразумевает формирование у учащегося способности к чтению и пониманию текстов, умение находить информацию из текста, интерпретировать и применять ее при решении учебных, учебно-практических задач в реальной действительности. В структуру читательской грамотности входят умения оценивать качество и достоверность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию [4, с. 43-50]. В целом структура может быть представлена через четыре уровня:

5 Термин «Функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 г.

6 PISA 2018 Draft Analytical Frameworks May 2016. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf (дата обращения: 25.05.2023).

1. «Ознакомительное чтение».

2. «Анализ».

3. «Интерпретация».

4. «Оценка и рефлексия» [2, с. 206-210].

Эти уровни в целом соответствуют основным группам читательских умений, на развитие которых и нацелена читательская грамотность:

1. Умения нахождения и извлечения информации из текста.

2. Умение интегрировать и интерпретировать текст.

3. Умение осмыслить и оценить текст.

4. Умения использовать знания, полученные из текста, в практических целях.

«История» входит в комплекс предметов, эффективное усвоение которых невозможно без обладания навыками читательской грамотности. В рамках данной дисциплины разворачивается активная работа с историческими источниками, материалом учебника, историческими картами, схемами, таблицами, диаграммами, графиками, изображениями. В контексте школьного исторического образования учащиеся работают с законодательными актами, публицистическими и литературными памятниками, документами личного происхождения (дневниками, мемуарами, эпистолярными источниками), статистическими материалами и др. [10, с. 12-20].

Примечательно, что в учебниках по истории могут быть представлены сплошные и несплошные тексты. Примерами сплошных текстов выступают:

1) описание;

2) повествование;

3) объяснение;

4) аргументация;

5) инструкция.

Несплошные тексты, в свою очередь, это:

1) диаграммы;

2) графики;

3) карты, схемы;

4) таблицы;

5) рисунки, фотографии1.

Однако такая типология текстов не является единственной. По способу предъявления информации тексты подразделяются на вербальные (словесный текст), невербальные (схема, карта, рисунок, график, диаграмма и др.), тексты смешанного типа. По дидактической цели выделяют

1 История России. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / под ред. А. В. Торкунова. М. : Просвещение, 2016. Ч. 1. C. 48-64.

тексты: информирующие (теоретические, иллюстрирующие и инструктирующие) и обучающие и контролирующие. По видам задач, которые позволяет решать учебный текст, текстовый материал классифицируют на тексты предметной, инструктивной, ценностной ориентации.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит определенный перечень положений2, непосредственно связанных с формированием у школьников читательской грамотности [7, с. 133-136]. Например, ФГОС ООО в рамках учебного курса «история» предполагает реализацию следующих предметных требований: развитие умений находить и критически анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках, давать оценку их полноте и достоверности, читать и анализировать историческую карту (схему); сопоставлять информацию из разных исторических источников, представлять историческую информацию в форме таблиц, схем, диаграмм и другое3.

Читательская деятельность находит свое проявление в читательских умениях. В рамках системы PISA акцентируется внимание на таких читательских умениях, как:

1. Способность найти и извлечь информацию.

2. Способность интегрировать и интерпретировать сообщения текста.

3. Способность осмыслить и оценить содержание и форму текста.

На основе рекомендаций ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» навыки читательской грамотности можно условно разделить на следующие группы:

1. Навыки читательской грамотности для 1-6-х классов - способность выделить главную мысль в тексте, найти в нем ответ на вопрос, пересказать прочитанное;

2. Навыки читательской грамотности для 7-8-х классов - способность составлять план и воспроизводить по нему прочитанный текст, решать задач по предложенному образцу;

3. Навыки читательской грамотности для 9-11-х классов - способность конспектировать и тезисно излагать изученный материал, применять новую

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 25.05.2023).

3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru/ fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 25.05.2023).

теоретическую информацию в других учебных ситуациях, подтверждать научные факты.

Особое внимание проверке уровня сформиро-ванности читательской грамотности отводится и в контрольно-измерительных материалах ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по истории. Из всего перечня заданий можно выделить следующие группы:

1. Задания на составление простого плана текста.

2. Задания на составление сложного плана текста.

3. Задания на поиск точного ответа в научном или учебном тексте.

4. Задания на понимание авторской позиции, выраженной в тексте.

5. Задания на проверку сформированности умения проиллюстрировать тезис теоретическим положением.

6. Задания на проверку сформированности умения проиллюстрировать тезис примером из собственного жизненного опыта;

7. Задания на проверку сформированности умения отличать фактический материал от авторской позиции, интерпретации, оценки.

8. Задания на проверку сформированности умения сформулировать собственную позицию и оценку информации, изложенной в тексте1.

В рамках педагогической деятельности по развитию читательской грамотности важная роль принадлежит определению начального уровня формирования данного параметра у учащихся и последующего изменения этого уровня. Сопоставление двух количественных и качественных характеристик позволяет сделать вывод об эффективности применяемых методов, приемов, технологий. С целью выявления и фиксации изменения показателей читательской грамотности ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» был представлен комплекс заданий по оценке читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов.

Задания, нацеленные на формирование читательской грамотности, могут быть ориентированы на совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, находить в тексте конкретные факты, сведения, сопоставлять информацию, представленную в текстовой и иллюстративной форме (в виде графиков, таблиц, рисунков, схем, карт, диаграмм), преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, умение исполь-

1 Зимина Е. Г. Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания : методическое пособие. Нижний Тагил : Уральское отделение РАЧ, 2021. С. 17-18.

зовать текстовую информацию для решения практической задачи, выявлять противоречия в предложенных текстах, определять цель автора текста, его отношение к описываемым событиям2.

Могут быть выделены следующие способы работы с текстом в рамках реализации направленности педагогической деятельности на формирование у обучающихся читательской грамотности: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология продуктивного чтения, технология «смыслового чтения» и так далее.

Весь процесс работы с текстом можно условно разделить на три этапа.

1. Предтекстовый этап.

Основной целью данного этапа выступает создание ориентировочной основы деятельности. Как отмечает Г. М. Кулаева: «На базе предтексто-вого этапа происходит определение цели и задач чтения, актуализация предшествующего опыта, формирование мотивов и установок чтения, выявление ключевых способов чтения и количества прочтений, прогнозирование содержания текста по заголовку, лингвистический комментарий»3. До начала чтения текста могут быть применены такие стратегии, как таблица «Плюс - минус -интересно», «Плюс - минус - вопрос», «Мозговой штурм», «Мозаика», «Верные-неверные утверждения», «Ориентиры предвосхищения», «Предваряющие вопросы», «Глоссарий», «Алфавит за круглым столом» и др.

2. Текстовый этап.

Главной задачей этого этапа выступает чтение и обработка информации. Текстовые задания ориентируют восприятие, способствуют формированию умения понимать и запоминать смысловую информацию. В рамках текстового этапа осуществляется сам процесс чтения, соотношение читаемого с готовым планом, проверка правильности прогнозов, соотношение названия произведения и жанра, стиля и типа речи, выделение ключевой информации в каждом абзаце. К текстовым стратегиям относятся стратегии, применяемые в процессе чтения: «Пузыри», «Чтение в парах», «Магнит», «Чтение с

2 Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по истории России. 8 класс : пособие для учителя. М. : ВАКО, 2021. С. 76-89.

3 Кулаева Г. М. Стратегии, приемы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе : методические рекомендации для учителей средней школы. Оренбург : Оренбургская книга, 2021.С. 11.

остановками», «Чтение с пометами», «Таймаут», «Прочти и выскажись», «Чтение в кружок», «Театр у микрофона» и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Послетекстовый этап.

Предназначение данного этапа - обеспечение глубокого понимания содержания текста, формирования личностного отношения к прочитанному. На базе послетекстового этапа происходит придумывание вопросов, ответы на которые есть в тексте, составление плана, выявление слов, предложений, в которых заключается главная мысль, истолкование главной мысли текста, обнаружение взаимосвязи между текстом и эпиграфом, диалог-обсуждение текста и другое. В заключительной части работы над текстом могут быть использованы следующие стратегии: «Батарея вопросов», «Где ответ?», «Проверочный лист».

На любой стадии применимы стратегии: кластер, таблица «Толстые и тонкие вопросы», «Бортовой журнал», «Дневники», «Таблица-синтез»1.

Основные приемы работы с текстом в рамках формирования читательской грамотности могут быть отражены в следующих положениях:

1. Определение в тексте ключевой мысли и основных идей.

2. Составление вопросов к тексту и формулирование ответов на них.

3. Комментированное (объяснительное) чтение текста.

4. Аналитическое чтение текста;

5. Представление текста в виде смысловых блоков.

6. Составление планов, тезисов, конспектов, вопросов по тексту.

7. Составление различных таблиц;

8. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

9. Оформление кластера, схемы, базирующейся на информации представленной в тексте.

10. Преобразование цифровой текстовой информации в графики, диаграммы.

11. Восстановление пропущенных элементов в тексте и др.

Такие приемы, как сравнение репродукций картин, составление рассказа-путешествия от

1 Кулаева Г. М. Стратегии, приемы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе : методические рекомендации для учителей средней школы. Оренбург : Оренбургская книга, 2021. С. 11-13.

первого лица, перевод исторического источника на современный литературный язык помогают заинтересовать учащихся и способствуют концентрации внимания школьников на рассматриваемых событиях, явлениях и процессах.

Прием «Автобусная остановка» привлекает учащихся своей необычной формой проведения. В данном случае класс делится на небольшие группы. Эти группы поочередно работают с разными текстами, отвечают на поставленные к ним вопросы в письменной форме, меняются местами и дополняют ответы предыдущей команды. По завершению такого «символического круга» команды знакомятся с внесенными дополнениями других команд к их первоначальному заданию и выступают с данным вопросом перед классом [5, с. 41-45].

В рамках опережающего домашнего задания учащимся может быть предоставлено следующее направление учебной активности - составление конспекта параграфа, который только еще предстоит разбирать на будущем занятии. Такая подготовка влечет за собой организацию «Урока наоборот», когда источником новой информации выступает не слово учителя, а выступления учащихся, опирающихся в процессе изложения материала на свой конспект [8, с. 164-167].

Примерами заданий по работе с текстом в рамках общего тематического блока «Российская империя в начале XX в.» могут выступать следующие рабочие листы (рис. 1, 2).

Важным компонентом процесса формирования читательской грамотности выступает организация работы над понятийным аппаратом, так как именно понятия выступают теми смысловыми единицами, от правильного толкования которых зависит понимание изучаемого текста. При работе с понятийным аппаратом могут быть применены такие приемы, как «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Составь предложение», «Найди ошибку», «Составь кроссворд», «Установи иерархию», «Заполни пропуски», «Распредели элементы», «Тонкий и толстый вопрос», «Ромашка Блума», «Дерево предсказаний», «Кто больше», «Переводчик», «Эссе», «Плюс и минус», «Угадай кто» и другие [6, с. 315-328].

Для для более эффективного формирования представления о ключевых аспектах, отраженных в рассматриваемом понятии, историческом событии, явлении, процессе целесообразно изобразить

изучаемый материал в форме «блочного кластера». В процессе создания такого кластера школьники смогут выявить ключевые смысловые связи, включенные в определение термина, взаимообу-

словленность явлений и процессов, причинно-следственные связи исторических событий, систематизировать текстовый материал с помощью введения информационных «блоков».

Прочитайге текст, который содержит две фактические ошибки.

«... 3 января 1905 г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Её поддержали все крупные предприятия Санкт-Петербурга. Забастовка находилась под контролем зубатовской организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавлял священник Никон. В его ... голове родилась мысль о встрече обиженного народа с его единственным заступником — царем-батюшкой. Возник план организовать мирное шествие и подать царю петицию о нуждах рабочих. Утром 9 января 1905 г. празднично одетые рабочие вместе с женами и детьми, неся иконы и портреты царя, двинулись с окраин к Таврическому дворцу ...».

Найдите фактические ошибки и исправьте их.

Рис. 1. Пример задания с использованием приема «Найди ошибку» / Fig. 1. Example of a task using the "Find an error" technique

Прочитайте отрывок из докладной записки Витте Николаю II (1900) и ответьте на вопросы.

Международное соперничество не ждет. Если ныне же не будет принято энергичных и решительных мер к тому, чтобы в течение ближайших десятилетий наша промышленность оказатсь в состоянии своими продуктами покрывать потребности России и Азиатских стран, которые находятся или должны находиться под нашим влиянием, то быстро растущая иноземная промышленность сумеет прорваться через наши таможенные преграды и водвориться как в нашем отечестве, так и в сказанных Азиатских странах, а, укоренившись в глубинах народного потребления, она может постепенно расчистить пути и для более тревожных иноземных политических влияний ...

В настоящее время более широкое и быстрое развитие промышленности становится первостепенною государственною задачею. Успешное выполнение ее требует целой совокупности направляющих и содействующих мероприятий со стороны разнообразных правительственных органов .... При ... сосредоточении по особому высочайшему повелению всех руководящих забот о нуждах промышленности в ведомстве министерства финансов, оно могло бы ближайшим образам наметить общий тан дальнейшего развития у нас промышленности и неукюнно следило бы за тем, чтобы все распоряжения и действия различных ведомств по этой части строго согласовывались с волей вашего величества...».

К каким последствиям, по мнению Витте, может привести экономическое отставание России от стран Запада?

Какому министерству он предлагает передать руководство промышленно-торговой политикой?

Чем Витте мотивисует свое предложение?

Рис. 2. Пример задания, предполагающего ответы на вопросы по тексту / Fig. 2. An example of a task involving answers to questions on the text

«Блочный кластер» представляет собой структурированное графическое изображение, в котором отражаются ключевые элементы рассматриваемых проявлений исторической действительности

в творческой пространственной интерпретации. Данный прием работы с информационным материалом позволяет учащемуся проявить креативное мышление. При знакомстве обучающихся с

технологией составления «блочного кластера» учителем может быть предложен перечень основных, фундаментальных блоков, который учащийся по мере формирования умения работы в данной системе вправе самостоятельно пополнять. Например, при анализе ключевых событий Первой русской революции учащимся может быть предложена структура таких блоков, как «причины» - «ход» - «итоги», которая в последующем может быть применена школьниками к большому «спектру» исторических событий. При работе с понятиями ученикам могут быть предложены информационные блоки: «ключевой параметр» (слово, несущее на себе основную смысловую нагрузку), «характеристики параметра» (определения ключевого слова), «взаимосвязанные элементы» (объекты, находящиеся между собой в причинно-следственной связи). Понятийная структура блоков, с учетом возрастных особенностей учащихся, может иметь более упрощенные названия (например, «главное слово», «определения», «связки-помощники», или же вопросная форма блоков: «Что?», «Какое?», и

комплекс вспомогательных вопросов «Как?», «Для чего?» и т. д.). Целесообразно закрепить за каждым блоков определенное место по отношению к другим блокам в контексте структурно-пространственной систематизации материала и ввести специфическую форму подачи материала с использованием геометрических фигур. Такое дополнение позволит ученикам лучше запомнить структуру блоков и заключенный в них событийный, терминологический ряд. «Блочный кластер» может быть применен на любом этапе урока. Творческая работа над кластером может предполагать постепенное («пролонгированное») заполнение предлагаемых блоков во время изучения темы в течение одного или нескольких уроков, ограниченное во времени создание «блочного кластера» в рамках отдельного этапа урока. Следовательно, здесь «блочный кластер» будет выступать своеобразным рабочим листом для обучающихся. Примером «блочного кластера - рабочего листа» может служить следующее графическое изображение (рис. 3), иллюстрирующее страны трех эшелонов модернизации.

Рис. 3. «Блочный кластер - рабочий лист» в рамках тематического блока «Российская империя в начале XX века» / Fig. 3. "Block cluster - worksheet" within the thematic block "The Russian Empire at the beginning of the XX century"

Также учителем в рамках учебной дисциплины «история» могут применяться составленные и заполненные «блочные кластеры» (рис. 4)1. Использование данных кластеров будет способствовать реализации принципа наглядности в обучении2' выступать примером при освоении данного спосо-

ба работы с информацией, поможет четко структурировать излагаемый материал, может повысит эффективность всего педагогического процесса3.

Примером представления понятия в рамках «блочного кластера» может служить следующая конструкция, изображенная на рисунке 5.

Рис. 4. Блочный кластер на тему «Портсмутская конференция. Договор с Японией» / Fig. 4. Block cluster on the topic "Portsmouth Conference. The Treaty with Japan"

В рамках темы «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907» развитие читательской грамотности может быть организованно с помощью сравнительной таблицы с пропусками (табл. 1).

В процессе изучения темы «Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 18941904» может быть применен следующий рабочий

лист (рис. 6), который предполагает обращение к текстам исторических источников и материалам, представленным в учебнике.

В рамках изучения такой темы, как «Серебряный век российской культуры» целесообразно организовать работу с учебником по рядам, по вариантам на базе определенного перечня вопросов (рис. 7, 8).

Рис. 5. «Блочный кластер» - понятие «Государственная дума» / Fig. 5. "Block cluster" - the concept of "State Duma"

1 История России. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / под ред. А. В. Торкунова. М. : Просвещение, 2016. Ч. 2. С. 82-88.

2 Поздеев А. В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 9 класс : пособие для учителя. М. : ВАКО, 2021. С. 173-177.

3 Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по истории России. 9 класс: пособие для учителя. М. : ВАКО, 2021. С. 293-302.

Таблица 1 / Table 1

Сравнительная таблица с пропусками на тему «Либеральные и правые партии, возникшие в 1905 г.» / Comparative table with omissions on the topic "Liberal and right-wing parties that emerged in 1905"

Параметры для сравнения / Parameters for comparison Кадеты / Cadets Октябристы / Octobrists Монархисты / Monarchists

Лидеры

Программа по рабочему вопросу Права рабочих на Права рабочих на определенная программа. противоречия

объявлялись

Программа по земельному вопросу Увеличение крестьянских наделов в результате Ликвидация крестьянского малоземелья в результате_

Программа по национальному вопросу Права наций на Сохранение национальных окраин, ограничение прав

Программа относительно государственного и общественного строя Превращение России в с ответственным перед законодательной властью Поддержка , сохранение

Ликвидация

Заполните пропуски в текстах 1. Из программы РСДРП 1903 г.: Первая часть программы предусматривала

_ революции: свержение _

_; _право и_

возвращение крестьянам _рабочий день, отмену _

решение задач _ и установление

_свободы; право

_. отмену

Вторая часть ориентировала на

2. Из программы ПСР1906 г.:

Главную задачу эсеры видели в_

свержение _и установление

термином _. Правом на его провозглашение, по их

_. Они выступали за

режима, который определяли

мнению, ооладало только предусматривала создание _ ПСР занимал

использование тактики

_. Эсеровская программа,

_. Центральное место в программе

_. Эсеры выступали за ликвидацию

и передачу земли_, считали необходимым

Рис. 6. Задание «Заполните пропуски» в рамках тематического блока «Российская империя в начале XX века» / Fig. 6. The task "Fill in the gaps" within the thematic block "The Russian Empire at the beginning of the XX century"

I карточка. Ответьте на вопросы (1 блок)

- Каковы достижения российской науки в такой области научных знаний, как физика?

- Какой вклад в науку внес В. И. Вернадский?

- Как звали ученого, теоретически обосновавшего возможность космических полетов?

- Кто в 1904 году получил Нобелевскую премию за исследования в области физиологии пищеварения?

- Каковы положительные и отрицательные стороны развития российского образования в начале XX века?

II карточка. Ответьте на вопросы (1 блок)

- Автором каких произведений является Л. Н. Толстой?

- Кто стал автором романа «Мать» и пьесы «Враги»?

- Какие модернистские течения сложились в русской поэзии?

- Какие деятели культуры в рассматриваемый исторический период были представителями такого направления, как символизм?

- Какие характерные черты могут быть выделены в таком направлении, как акмеизм?

III карточка. Ответьте на вопросы (1 блок)

- Кто из выдающихся художников рассматриваемого исторического периода входил в объединение «Мир искусства»?

- Авторами каких произведений является С. Т. Коненков?

- По проекту какого архитектора были возведены особняки А. Н. Рябушинского и З. Г. Морозовой?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Какой художник написал картину «Окно на даче»?

- Представителями каких течений в русской живописи являются М. З. Шагал, В. В. Кандинский?

Рис. 7. Карточки с вопросами для урока на тему «Серебряный век русской культуры» (работа по рядам) / Fig. 7. Cards with questions for the lesson on the topic "The Silver Age of Russian culture" (work in rows)

Ответьте на вопросы I карточка (2 блок)

- Как назывались гастрольные выступления русских артистов за границей, начавшиеся с постановки оперы «Борис Годунов»?

- Кто был их главным организатором? Ответьте на вопросы II карточка (2 блок)

- Как называлось объединение художников, писателей, поэтов, музыкантов, чья деятельность была тесно связана с организацией гастрольных выступлений русских артистов за границей?

- Кто из деятелей искусства состоял в этом объединении?

Рис. 8. Карточки с вопросами для урока на тему «Серебряный век русской культуры» (работа по вариантам) / Fig. 8. Cards with questions for the lesson on the topic "The Silver Age of Russian culture" (work on options)

Описанные выше приемы и методы по формированию читательской грамотности у обучающихся были апробированы в рамках педагогической деятельности авторов во втором полугодии 2022-2023 учебного года. Первоначально была проведена входная проверка, в которой приняли участие обучающиеся двух 9-х классов. Они должны были продемонстрировать «первичные» знания и умения работы с определенными заданиями. Некоторые из представленных заданий были знакомы ученикам, например, работа с текстом с ошибками, анализ таблиц и др. и вполне закономерно, что они продемонстрировали достаточно хорошие показатели. Некоторые задания были достаточно новыми и вызвали больше затруднений. Далее в течение полугодия обучающиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В контрольной группе занятия велись преимущественно по традиционным

технологиям, а в экспериментальной группе акцент делался на развитие читательской грамотности, в том числе с использованием нетрадиционных приемов и заданий. В конце учебного года был осуществлен выходной контроль, который подтвердил первоначальную гипотезу об эффективности заданий по развитию читательской грамотности. Действительно, навыки работы с различными заданиями на уроках истории у экспериментальной группы стали выше. Результативность выполнения заданий в контрольном и экспериментальном классе стала отличаться от 4 до 25 баллов. Подтверждением служит представленная ниже диаграмма (рис. 9)1.

1 Ответы учеников оценивались не по традиционной 5-балльной, а по 100-балльной шкале, в целях более дифференцированного анализа. В первом столбце представлены средние результаты двух 9-х классов в январе, а во втором и третьем -средние результаты, продемонстрированные в мае.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

90 90

94

82

85

88

70

54

58

46

25

27

42

12

17

Ответы на вопросы Заполнение таблицы Текст с ошибками Карточки с заданиями Блочный кластер по тексту

■ Входной контроль ■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа

Рис. 9. Сравнительные результаты входного и выходного контроля навыков читательской грамотности / Fig. 9. Comparative results of input and output control of reading literacy skills

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о важности формирования читательской грамотности на уроках истории. Читательские умения, как частное проявление информационной грамотности, выступают необходимым «фундаментом» для эффективного решения учебных, учебно-практических задач, жизненных проблем в реальной действительности. Формирование таких умений в целом предполагает приобретение обучающимися способности найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать текстовый материал, осмыслить и оценить содержание и форму текста.

С целью развития читательской грамотности в рамках педагогической деятельности могут быть применены разнообразные приемы: таблица «Толстые и тонкие вопросы», «Бортовой журнал», «Автобусная остановка», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Составь предложение», «Найди ошибку», «Составь кроссворд», «Установи иерархию», «Заполни пропуски», «Распредели элементы», «Тонкий и толстый вопрос», «Ромашка Блума», «Дерево предсказаний», «Кто

больше», «Переводчик», «Эссе», «Плюс и минус», «Угадай кто» и другие.

Эффективным способом формирования читательской грамотности выступает использование в рамках учебных занятий «блочных кластеров». Положительными критериями, обуславливающими возможность их применения в рамках педагогической деятельности, являются универсальность, упорядоченность, наглядность, структурированность и др.

Читательская грамотность выступает мета-предметным навыком, необходимым для работы с информацией в сфере учебной деятельности и в целом в рамках жизнедеятельности каждой личности. Данный навык может быть представлен в ряде универсальных учебных действий, способствующих формированию проектных и исследовательских компетенций обучающихся. Достижению положительного результата в рамках процесса формирования читательской грамотности способствует систематическая работа не только на уроках истории, но и в ходе внеурочной деятельности, отличающейся ярко выраженной исторической тематикой.

1. Круглова Е. Н. Читательская грамотность как важный индикатор функциональной грамотности // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 128-132. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.39509

2. Пантелеев Э. Е. Читательская грамотность как условие творческого саморазвития личности // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности : сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань : Центр инновационных технологий, 2016. С. 206-210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26401051 (дата обращения: 25.03.2023).

3. Глинкина Г. В. Читательская грамотность обучаемых как основа достижения предметных и метапредметных результатов // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск : Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, 2020, С. 26-33.

4. Артасов И. А., Мельникова О. Н. Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История» // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 43-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-chitatelskoy-gramotnosti-v-ramkah-predmeta-istoriya (дата обращения: 26.03.2023).

5. Белицкий М. А. Формирование читательской грамотности школьников на уроках истории в условиях обновленного содержания образования // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2 т. Курган : Курганский государственный университет, 2022. Т. 2. С. 41-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48604640 (дата обращения: 25.03.2023).

6. Брякова И. Е., Кулаева Г. М., Якимов П. А. Педагогические условия развития читательской грамотности обучающихся на уроках гуманитарного профиля // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 315-328. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.20

7. Войченко Е. Д. Формирование функциональной грамотности на уроках истории // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 12 (57). С. 133-136. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-istorii (дата обращения: 26.03.2023).

8. Дрожжин Р. А. Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа : Аэтерна, 2022. С. 164-167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47779121 (дата обращения: 26.03.2023).

9. Нагорная О. С. Функциональный контекст читательской грамотности и практики публичной истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2021. № 7. С. 33-39. DOI: https://doi.org/10.47639/2074-4935_2021_7_33

10. Сорокин А. А., Половникова А. В. Формирование функциональной грамотности при изучении истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 8. С. 12-20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=odipwp (дата обращения: 25.03.2023).

Статья поступила в редакцию 15.05.2023 г.; одобрена после рецензирования 20.06.2023 г.; принята к публикации 24.07.2023 г. Об авторах

Буяров Дмитрий Владимирович

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, философии, культурологии, Благовещенский государственный педагогический университет (675000, Российская Федерация, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 104), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8337-6817,

b uyarov_d@mail. ru

Киселева Яна Александровна

студент 4 курса историко-филологического факультета, Благовещенский государственный педагогический университет (675000, Российская Федерация, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 104), kmv100376@rambler.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Kruglova E. N. Chitatel'skaya gramotnost' kak vazhnyi indikator funktsional'noi gramotnosti [Reading literacy as the most important indicator of functional literacy]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2023, no. 1, pp. 128-132. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17513/snt.39509

2. Panteleev E. E. Chitatel'skaya gramotnost' kak uslovie tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti [Reader's literacy as a condition of creative self-development]. Andreevskie chteniya: sovremennye kontseptsii i tekhnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti : sbornik statei uchastnikov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem = Andreev's Readings: Modern concepts and technologies of creative self-development of a personality: collection of articles by participants of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, Center for Innovative Technologies Publ., 2016, pp. 206-210. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26401051 (accessed 25.03.2023). (In Russ.).

3. Glinkina G. V. Chitatel'skaya gramotnost' obuchaemykh kak osnova dostizheniya predmetnykh i metapredmetnykh rezul'tatov [Student's reading literacy as the basis for achieving subject and meta-subject results]. Pedagogika ipsikhologiya:problemy razvitiya

myshleniya. Razvitie lichnosti v izmenyayushchikhsya usloviyakh : materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem = Pedagogy and psychology: problems of thinking development. Personality development in changing conditions: Materials of the V All-Russian scientific and practical conference with international participation, Krasnoyarsk, Publ. house of Siberian State University of Science and Technology named after Academician M. F. Reshetnev, 2020, pp. 26-33. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43172333 (accessed 26.03.2023). (In Russ.).

4. Artasov I. A., Melnikova O. N. Otsenka chitatel'skoi gramotnosti v ramkakh predmeta "Istoriya" [Assessment of reading literacy in the frameworks of school subject "History"]. Pedagogicheskie izmereniya = Educational Measurements, 2020, no. 2, pp. 43-50. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-chitatelskoy-gramotnosti-v-ramkah-predmeta-istoriya (accessed 26.03.2023). (In Russ.).

5. Belitsky M. A. Formirovanie chitatel'skoi gramotnosti shkol'nikov na urokakh istorii v usloviyakh obnovlennogo soderzhaniya obrazovaniya [Organization of reading literacy of schoolchildren on History lessons in conditions of updated program of education]. Obrazovanie XXI veka: podkhody, tekhnologii, metodiki: sbornik nauchnykh statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. V 2 t. = Education of the XXI century: approaches, technologies, methods: collection of scientific articles of the International scientific and practical conference. In 2 vol., Kurgan, Publ. house of Kurgan State University, 2022, vol. 2, pp. 41-45. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48604640 (accessed 25.03.2023). (In Russ.).

6. Bryakova I. E., Kulaeva G. M., Yakimov P. A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya chitatel'skoi gramotnosti obuchayushchikhsya na urokakh gumanitarnogo profilya [Pedagogical conditions for the development of reading literacy of students in the humanities lessons]. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Prospects of Science and Education, 2022, no. 1 (50), pp. 315-328. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2022.L20

7. Voichenko E. D. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti na urokakh istorii [Formation of functional literacy at History lessons]. Vestnik nauki = Bulletin of Science, 2022, vol. 1, no. 12 (57), pp. 133-136. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-istorii (accessed 26.03.2023). (In Russ.).

8. Drozhzhin R. A. Formirovanie chitatel'skoi gramotnosti na urokakh istorii i obshchestvoznaniya [Formation of reading literacy in the lessons of History and Social science]. Nauchnye issledovaniya vysshei shkolypoprioritetnym napravleniyam nauki i tekhniki: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Scientific research of higher education in priority areas of science and technology: collection of articles of the International scientific and practical conference, Ufa, Aeterna Publ., 2022, pp. 164-167. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47779121 (accessed 26.03.2023). (In Russ.).

9. Nagornaya O. S. Funktsional'nyi kontekst chitatel'skoi gramotnosti i praktiki publichnoi istorii v shkole [The functional context of reading literacy and public history practice in school]. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole = Teaching of History and Social Science at School, 2021, no. 7, pp. 33-39. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.47639/2074-4935_2021_7_33

10. Sorokin A. A., Polovnikova A. V. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti pri izuchenii istorii i obshchestvoznaniya [Formation of functional literacy when learning history and society]. Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole = Teaching of History and Social Science at School, 2019, no. 8, pp. 12-20. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=odipwp (accessed 25.03.2023). (In Russ.).

The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 24.07.2023.

About the authors Dmitry V. Buyarov

Ph. D. (Philosophy), Associate Professor, Head of the Department of General History, Philosophy and Cultural Studies, Blagoveshchensk State Pedagogical University (104 Lenin St., Blagoveshchensk 675000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8337-6817, buyarov_d@mail.ru

Yana A. Kiseleva

Student of the Faculty of History and Philology, Blagoveshchensk State Pedagogical University (104 Lenin St., Blagoveshchensk 675000, Russian Federation), kmv100376@rambler.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.