Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИВ ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ: КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЯ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ?'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИВ ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ: КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЯ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Вера Анатольевна, Ощепкова Марина Анатольевна

Работа учителя в условиях инклюзивного образования требует специальной подготовки. В федеральные государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования включена общепрофессиональная компетенция, отражающая способность выпускника использовать методы и технологии индивидуализации в образовательном процессе, в том числе, к обучающимся с особыми образовательными потребностями. Современная система образования обращена к проблеме использования приемов индивидуализации в условиях инклюзивного обучения. Педагогическая наука ищет пути преодоления сложностей, которые возникают в работе педагога инклюзивного класса на уровне начальной школы, вынужденного организовывать деятельность обучающихся в рамках двух государственных образовательных стандартов - для детей группы «норма» и детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная деятельность учителя инклюзивного класса характеризуется высокой степенью неопределенности. Сложность работы в инклюзивном классе возрастает в связи с включением в требования к результатам начального общего образования такого нового образовательного результата, как функциональная грамотность. В статье с применением метода ситуационного анализа (case study) рассмотрена возможность подготовки студента педагогического университета к решению профессиональных задач с высокой степенью неопределенности, возникающих в процессе формирования функциональной грамотности в инклюзивном классе. На основе разработанной в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете педагогической технологии формирования функциональной грамотности, студенткой создан курс внеурочной деятельности с использованием приемов индивидуализации (обращаясь к одному аспекту читательской грамотности). Работа представляет научную ценность, затрагивая проблему подготовки учителя к формированию функциональной грамотности в условиях инклюзивного образования. Работа имеет практическую значимость, так как разработанный курс внеурочной деятельности с применением приемов индивидуализации может использоваться в практике деятельности инклюзивных классов, в которых обучаются дети группы «норма» и дети с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Вера Анатольевна, Ощепкова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING FUNCTIONAL LITERACY IN THE INCLUSIVE CLASS:HOW TO PREPARE A TEACHER TO INDIVIDUALIZATION?

The work of a teacher in an inclusive education requires special training. The federal state educational standards of higher pedagogical education include general professional competence, which reflects the ability of a graduate to use the methods and technologies of individualization in the educational process, including for students with special educational needs. The modern education system addresses the problem of using individualization techniques in the context of inclusive education. Pedagogical science is looking for ways to overcome the difficulties that arise in the work of an inclusive class teacher at the elementary school level, who is forced to organize the activities of students within the framework of two state educational standards - for children of the “norm” group and children with disabilities. The professional activity of an inclusive class teacher is characterized by a high degree of uncertainty. The complexity of working in an inclusive classroom increases due to the inclusion of such a new educational outcome as functional literacy in the requirements for the results of primary general education. Using the method of situational analysis (case study), the article considers the possibility of preparing a student of a pedagogical university for solving professional problems with a high degree of uncertainty that arise in the process of developing functional literacy in an inclusive class. On the basis of the pedagogical technology for the formation of functional literacy developed at the Perm State Humanitarian Pedagogical University, a student created a course of extracurricular activities using individualization techniques (addressing one aspect of reading literacy). The article is of scientific value, touching upon the problem of preparing a teacher for the formation of functional literacy in the context of inclusive education. The paper has practical significance: the developed course of extracurricular activities using individualization techniques can be used in the practice of inclusive classes, in which children of the “norm” group and children with mental retardation study.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИВ ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ: КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЯ К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ?»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 53-69. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 14. P. 53-69.

Научная статья УДК 376.112.4

doi: 10.24412/2712-827Х-2023-14-53-70

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ: КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЯ

К ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ?1

1 2 Вера Анатольевна Захарова , Марина Анатольевна Ощепкова

1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, zaharova_va@pspu.ru

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.П. Чегодаева», Нытва, Россия, marinaalik87@mail.ru

Аннотация Работа учителя в условиях инклюзивного образования требует специальной подготовки. В федеральные государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования включена общепрофессиональная компетенция, отражающая способность выпускника использовать методы и технологии индивидуализации в образовательном процессе, в том числе, к обучающимся с особыми образовательными потребностями. Современная система образования обращена к проблеме использования приемов индивидуализации в условиях инклюзивного обучения. Педагогическая наука ищет пути преодоления сложностей, которые возникают в работе педагога инклюзивного класса на уровне начальной школы, вынужденного организовывать деятельность обучающихся в рамках двух государственных образовательных стандартов - для детей группы «норма» и детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная деятельность учителя инклюзивного класса характеризуется высокой степенью неопределенности. Сложность работы в инклюзивном классе возрастает в связи с включением в требования к результатам начального общего образования такого нового образовательного результата, как функциональная грамотность. В статье с применением метода ситуационного анализа (case study) рассмотрена возможность подготовки студента педагогического университета к решению профессиональных задач с высокой степенью неопределенности, возникающих в процессе формирования функциональной грамотности в инклюзивном классе. На основе разработанной в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете педагогической технологии формирования функциональной грамотности, студенткой создан курс внеурочной деятельности с использованием приемов индивидуализации (обращаясь к одному аспекту читательской грамотности). Работа представляет научную ценность, затрагивая проблему подготовки учителя к формированию функциональной грамотности в условиях инклюзивного образования. Работа имеет практическую значимость, так как разработанный курс внеурочной деятельности с применением приемов индивидуализации может использоваться в практике деятельности инклюзивных классов, в которых обучаются дети группы «норма» и дети с задержкой психического развития.

© Захарова В.А., Ощепкова М.А., 2023

1 Публикация подготовлена в рамках государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации (номер KPZU-2021-003) «Условия развития функциональной грамотности среди обучающихся в рамках реализации образовательных программ начального общего образования».

Ключевые слова: функциональная грамотность, индивидуализация, общее образование, высшее образование, педагогическое образование, инклюзивное образование, начальная школа.

Для цитирования: Захарова В.А., Ощепкова М.А. Формирование функциональной грамотности в инклюзивном классе: как подготовить учителя к индивидуализации? // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 14. С. 53-69. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-53-69

Original article

DEVELOPING FUNCTIONAL LITERACY IN THE INCLUSIVE CLASS: HOW TO PREPARE A TEACHER TO INDIVIDUALIZATION?

1 2 Vera A. Zakharova , Marina A. Oshchepkova

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, zaharova_va@pspu.ru MBOU "Secondary school No. 3 named after Yu.P. Chegodaev", Nytva, Russia, Россия, marinaalik87@mail.ru

Abstract. The work of a teacher in an inclusive education requires special training. The federal state educational standards of higher pedagogical education include general professional competence, which reflects the ability of a graduate to use the methods and technologies of individualization in the educational process, including for students with special educational needs. The modern education system addresses the problem of using individualization techniques in the context of inclusive education. Pedagogical science is looking for ways to overcome the difficulties that arise in the work of an inclusive class teacher at the elementary school level, who is forced to organize the activities of students within the framework of two state educational standards - for children of the "norm" group and children with disabilities. The professional activity of an inclusive class teacher is characterized by a high degree of uncertainty. The complexity of working in an inclusive classroom increases due to the inclusion of such a new educational outcome as functional literacy in the requirements for the results of primary general education. Using the method of situational analysis (case study), the article considers the possibility of preparing a student of a pedagogical university for solving professional problems with a high degree of uncertainty that arise in the process of developing functional literacy in an inclusive class. On the basis of the pedagogical technology for the formation of functional literacy developed at the Perm State Humanitarian Pedagogical University, a student created a course of extracurricular activities using individualization techniques (addressing one aspect of reading literacy). The article is of scientific value, touching upon the problem of preparing a teacher for the formation of functional literacy in the context of inclusive education. The paper has practical significance: the developed course of extracurricular activities using individualization techniques can be used in the practice of inclusive classes, in which children of the "norm" group and children with mental retardation study.

Keywords: functional literacy, individualization, general education, higher education, teacher education, inclusive education, primary school.

For citation: Zakharova V.A., Oshchepkova M.A. Developing functional literacy in the inclusive class: how to prepare a teacher To individualization? Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;14:53-69. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-53-69

Введение

Цель статьи - соотнести изменения в требованиях к результатам общего образования (в частности, появление такого нового образовательного результата начального и основного общего образования, как функциональная грамотность) и требований к подготовке будущего учителя в педагогическом университете, отражая специфику работы учителя в инклюзивном классе.

Современная система образования выдвигает новые требования к подготовке учителя. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования содержат среди требований к результатам освоения образовательной программы бакалавриата общепрофессиональную компетенцию ОПК-6 - способность «использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями» [Приказ Минобрнауки от 22.02.2018 № 125; Приказ Минобрнауки от 22.02.2018 № 121].

В «Основных требованиях к подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)» выделяется аналогичная общепрофессиональная компетенция ОПК-6 [Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 N АЗ-1100/08]. В числе индикаторов достижения ОПК-6 разработчиками «Ядра высшего педагогического образования» указаны:

- «осуществление отбора психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применение их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся» (ОПК-6.1.);

- «применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся» (ОПК 6.2.) [Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 N АЗ-1100/08].

Формирование указанной компетенции в подготовке учителя начальных классов для работы в условиях инклюзивного образования сопровождается сложностями, часть из которых обусловлена спецификой нормативного регулирования деятельности начальной школы, другая часть - недостаточной разработанностью соответствующих методик и технологий. В обновленных редакциях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предусмотрена возможность инклюзивного образования, в рамках которого дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) обучаются совместно в классе с детьми без нарушений развития (далее - дети группы «норма»).

Специфика нормативного регулирования обучения детей с ОВЗ в начальных классах состоит в следующем. Если на уровне основного общего образования (5-9 классы) обучение детей с ОВЗ и детей группы «норма» регулируется одним федеральным государственным образовательным стандартом [Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287] и соответствующей федеральной образовательной программой [Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993], то для уровня начального общего образования (1-4 классы) таких нормативных документов несколько:

- обучение детей группы «норма» определяется обновленной редакцией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее -ФГОС НОО) [Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286], и соответствующей федеральной программой [Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992];

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС для детей с ОВЗ) [Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598] и соответствующей адаптированной программой [Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023] или федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) [Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599] и соответствующей адаптированной программой [Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026].

Сочетание в работе учителя инклюзивного класса нескольких государственных образовательных стандартов и программ представляет собой определенную сложность и требует целенаправленной подготовки педагога для такого класса.

Еще большую сложность вызывает собственно процесс преподавания в условиях инклюзии, который требует использования технологий, методов и приемов, обеспечивающих возможности индивидуализации. Современные учителя понимают значимость индивидуализации в процессе инклюзивного образования, но затрудняются отобрать соответствующие приемы и выстроить процесс работы в классе, в котором одновременно обучаются дети без нарушений развития (далее - дети группы «норма») и дети с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития (далее - ЗПР).

Особую значимость индивидуализация образования приобретает в связи с необходимостью достижения такого нового результата начального общего образования, как функциональная грамотность, указанном как результат обучения детей группы «норма» [Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992] и детей с ОВЗ [Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023]. В педагогических источниках встречаются отдельные публикации российских и белорусских ученых по проблеме формирования функциональной грамотности у детей с ЗПР [Коробинцева, Лапшина 2022] и подготовки учителя к такой деятельности [Хитрюк 2022]. Специфика формирования функциональной грамотности в условиях инклюзивного класса недостаточно изучена.

Исследование вносит вклад в развитие общей и профессиональной педагогики: в общепедагогическом аспекте раскрывает возможности реализации принципа индивидуализации в процессе формирования функциональной (читательской) грамотности в условиях инклюзивного образования; в профессионально педагогическом аспекте открывает перспективу рассмотрения проблемы формирования общепрофессиональной компетенции, связанной со способностью использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе лиц с особыми образовательными потребностями.

Материалы и методы

В процессе исследования использован метод ситуационного анализа (кейс-стади). Ситуационный анализ в методологии науки рассматривается как метод исследования, направленный на изучения отдельного случая, с учетом места и времени происходящего. В типологии ситуационных исследований А. Лейпхарта наша работа может быть отнесена к исследованиям отдельных случаев (кейсов) для проверки и подтверждения ранее разработанной теории [Варганова 2006]. Мы соотносим рассматриваемую ситуацию с разработанной типологией заданий для подготовки учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся: в рамках подготовки к решению соответствующих профессиональных задач предлагается использовать задания на знание, применение и рассуждение двух видов (в условиях определенности и в условиях неопределенности) [Захарова, Безукладников 2022; Селькина, Худякова 2022]. Рассматриваемая ситуация отражает специфику подготовки педагога к решению профессиональных задач в условиях неопределенности.

Отмечая низкую степень разработанности проблемы индивидуализации в инклюзивном классе, можно признать, что процесс подготовки учителя к подобной профессиональной деятельности характеризуется высокой степенью неопределенности. При этом возможно включение мотивированных студентов, имеющих опыт работы в инклюзивном классе, в решение обозначенной проблемы при выполнении научно-исследовательской работы. Настоящая публикация на основе осмысления конкретного случая позволяет рассмотреть возможности подготовки педагога к индивидуализации образовательного процесса в инклюзивном классе.

Исследование проведено совместно со студенткой, обучающейся по программе бакалавриата в заочной форме обучения и являющейся действующим учителем, аттестованным на первую квалификационную категорию. В процессе освоения программы бакалавриата студентка включалась в деятельность педагогического университета в рамках государственного задания на научно-исследовательскую работу и конкретизировала разработанную в Пермском государственном педагогическом университете (далее - ПГГПУ) педагогическую технологию формирования функциональной грамотности младших школьников [Захарова 2022], разработав курс внеурочной деятельности, направленный на формирование читательской грамотности у детей, обучающихся в условиях инклюзивного класса. Программа курса внеурочной деятельности включает целенаправленное использование приемов индивидуализации.

В процессе исследования отражены результаты эмпирического исследования -опытной проверки разработанной программы курса внеурочной деятельности с использованием приемов индивидуализации. При подготовке публикации также применялись методы теоретического исследования: обобщение, систематизация.

Результаты

Краткая характеристика условий ситуационного анализа (кейса) подготовки учителя. В процессе подготовки учителей начальных классах в рамках реализации программ бакалавриата студенты ПГГПУ включаются в исследовательскую деятельность, тематика которой определяется интересами студента и научными интересами кафедры. Соавтор настоящей публикации, М.А.Ощепкова, после получения среднего педагогического

образования, начала работу учителем в инклюзивном классе, и являясь студенткой педагогического вуза, заинтересовалась изучением соответствующей проблемы. После проведения анализа теоретического аспекта исследования принято решение о проведении эмпирического исследования, включающего анкетирование педагогов-практиков, а также разработку и опытную проверку курса внеурочной деятельности с использованием приемов индивидуализации для инклюзивного класса. Исследование вписалось в тематику научной работы кафедры по проблеме формирования функциональной грамотности, конкретизировано в аспекте читательской грамотности.

Разработка программы курса. Актуальность разработки курса внеурочной деятельности с использованием приемов индивидуализации для инклюзивного класса аргументирована проведенным анкетированием учителей начальных классов. Результаты анкетирования показали, с одной стороны, положительное отношение опытных и молодых учителей к индивидуализации, с другой - отсутствие эффективных технологий реализации принципа индивидуализации, отсутствие соответствующих теоретических знаний, потребность в методических материалах [см. Ощепкова, Захарова 2023]). С учетом результатов анкетирования принято решение о разработке курса внеурочной деятельности для учащихся инклюзивного класса.

Ключевая идея разработанного курса состоит в том, что в условиях инклюзивного обучения важно оказывать индивидуальную помощь ученикам. Дети с задержкой психического развития отстают в процессе формирования элементарной читательской грамотности, что затрудняет процесс формирования функциональной читательской грамотности (смыслового чтения). Необходимо выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ученик был успешен. Целесообразно ввести в процесс обучения приемы индивидуализации. Используя приемы индивидуализации систематически, педагог вовлекает в учебный процесс каждого обучающегося, учитывает его возможности, образовательные потребности и индивидуальные особенности. В свою очередь, включение приемов индивидуализации в образовательный процесс предоставляет возможности для повышения уровня самостоятельности выполнения задания каждым учеником.

Разработка курса внеурочной деятельности проведена на основе описанных учеными ПГГПУ общепедагогических подходов к формированию функциональной грамотности младших школьников [Сравнительный анализ 2021; Основания дидактических решений 2021]. Курс внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» подготовлен для 2-го класса. Цель - организация самостоятельного чтения младших школьников. Тематическое планирование разработано с использованием приемов индивидуализации (см. таблица 1).

Спецификой разработанного курса выступает детализация приемов индивидуализации для применения в условиях инклюзивного обучения. Таким образом, каждый обучающийся - ребенок с ЗПР и ребенок группы «норма», - получает возможность удовлетворить свои образовательные потребности и проявить индивидуальность при выполнении одного и того же задания, но с выбором форм его представления. Такая форма представления результата позволяет каждому ребенку быть успешным, повышает учебную мотивацию и самостоятельность младшего школьника.

Таблица 1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности для инклюзивного класса (2 класс)

№ Тема занятия Содержание занятия Приемы индивидуализации

1. Король сказок Выставка книг. Конкурс на лучшего Разноуровневые задания: 1 вариант -

Г.Х. Андерсен рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Литературные игры, тест. Рассказ о писателе основной уровень, 2 вариант - более сложный, 3 вариант - продвинутый

2. Сказки из Выставка книг. Конкурс на лучшего Работа в малой группе. Возможность

Германии - рассказчика, конкурс «Угадай-ка!» участия в коллективной работе,

сказки братьев высказывания своего мнения,

Гримм проявлении способностей

3. Страна Выставка книг. Планирование самостоятельной

фантазеров - Игровые задания. деятельности ученика с учетом его

рассказы Самостоятельное чтение и пересказ индивидуальных возможностей и

Н. Носова особенностей. Отбор учебного материала

4. Сказочник леса - Путешествие в сказочный лес Выбор способа презентации

НИ. Сладков Н.И. Сладкова. Чтение и инсценирование. продуктов детской деятельности

5. На все цвета Выставка книг. Характеристика Вариативное домашнее задание.

радуги - персонажей по их описанию и Задание на выбор, либо задание,

рассказы и поведению. Первичные обобщения о подразумевающее творческий

сказки специфике рассказов и личности подход

Е. Пермяка автора

6. Почемучкины Выставка энциклопедий. Совместная деятельность, поиск,

книжки Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос». Соревнования в парах, групповая работа всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Обучение в команде, обучение в сотрудничестве, прием «пила», прием «учимся вместе» (технология продуктивного сотрудничества, авторы: Р. Славин, Р. Джонсон, Д. Джонсон

7. Почемучкины Соревнования в парах, групповая Ученик пробует разобраться в

книжки работа - игра «Что? Где? Когда?» материале сам, учитель помогает, но лишь в том случае, если ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями. Создание разноуровневых учебных материалов (Технология индивидуального обучения Ю.А. Макарова)

8. Дрессированные Выставка книг. Характеристика Кластер. Графическая форма

животные - персонажей по их описанию и организации информации с

Л. Дуров «Мои поведению. Первичные обобщения о выделением основных смысловых

звери» специфике рассказов и личности автора единиц, связей между ними

№ Тема занятия Содержание занятия Приемы индивидуализации

9. М. Пришвин о Творческий конкурс «Какие чудеса я Установление непосредственной

птицах видел в природе». Защита творческих проектов. Создание устных и изобразительных иллюстраций. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы связи учебного материала с жизненным опытом, активная познавательная и творческая совместная деятельность, практические задания (проекты) нацеленные на решение одной общей проблемы

10. Собаки - мои Творческий конкурс «Какие чудеса я Обучение путем решения

друзья - по видел в природе». Защита творческих конкретных задач-ситуаций (кейсов).

книгам проектов. Создание устных и Акцент делается на выработку

М. Пришвина изобразительных иллюстраций. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы новых знаний, на сотворчество учителя и ученика

11. Н. Артюхова о Работа над образами персонажей. Создание ситуации успеха.

детях Чтение по ролям, инсценирование Составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности

12. Мифы древней Путешествие в прошлое на машине «Найди свой способ»: учащийся

Греции. времени. Выставка книг самостоятельно ищет и

Самый демонстрирует свой способ выхода

известный герой из проблемной ситуации,

мифов нестандартный, новый для него способ решения задания

13. Мифы древней Конкурс на лучшего знатока «Фишбоун»: графическая техника

Греции. Самый древнегреческих героев. Чтение и представления информации, анализ

известный герой пересказ. Литературная викторина явления через выделение проблемы,

мифов выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу

14. Полюбуйся, весна наступает. Стихи о весне Конкурс стихов о весне «Синквейн»: составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу

15. Моя первая Выставка книг. Подготовка Прием с использованием Интернет-

зоология по иллюстрации обложки и аннотации. технологии: при работе с сетевыми

книгам Характеристика персонажей по их ресурсами учащемуся задаются

Е. Чарушина описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование общие векторы поиска информации, а уровень ее сложности и творческого применения зависит от его способностей

№ Тема занятия Содержание занятия Приемы индивидуализации

16. Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля Творческий конкурс «Чудеса природы родного края». Защита творческих проектов. Создание устных и изобразительных иллюстраций. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы Определение целей исследовательской деятельности, выдвижение проблемы, формулировка гипотезы решения проблемы, уточнение выявленных проблем, выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, анализ результатов и обсуждение возможного применения полученных результатов

17. Мои достижения Выставка детских работ. Демонстрация результатов работы в свободной форме «Портфель ученика». Демонстрация своих достижений. Выбор формы творческого представления результатов каждым учеником

Обоснование выбора методов оценки результатов использования приемов индивидуализации в условиях инклюзивного образования. В процессе исследования важно оценить динамику продвижения каждого ученика. Согласно педагогической технологии формирования функциональной грамотности, разработанной в ПГГПУ, индивидуализированное взаимодействие в зоне актуального и в зоне ближайшего развития ученика целесообразно выстроить с нарастанием уровня самостоятельного выполнения действия учащимся: выполнение с помощью учителя, если ученик не может его выполнить самостоятельно; выполнение с помощью одноклассника; самостоятельное выполнение задания [Захарова 2022: 12]. На этой основе разработана карта наблюдений, позволяющая отследить уровень самостоятельности выполнения заданий обучающихся. Также учитываются мотивация и правильность выполнения заданий (см. таб. 2, 3).

Таблица 2. Структура отражения диагностируемых показателей в карте наблюдения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ ученика Диагностируемые показатели

Мотивация Самостоятельность выполнения задания Правильность выполнения заданий

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Таблица 3. Цветовое обозначение уровней достижения показателей в карте наблюдения

Высокий Средний Низкий

Карта наблюдения использовалась на занятиях курса внеурочной деятельности, связанного с формированием смыслового чтения. Смысловое чтение - одна из предпосылок формирования функциональной читательской грамотности - использования чтения для решения практических жизненных задач [Шабалина, Скрипова 2021].

Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Это внимательное вчитывание и проникание в смысл с помощью анализа текста. Прежде всего, понятие смысловое чтение понимается как анализ прочитанного, умение выделять главную мысль и на основе этого строить свои суждения. Функциональная читательская грамотность включает в себя умение интерпретировать читаемое [Шабалина, Скрипова 2023]. Данное умение явилось значимым показателем успешности освоения учениками программы нашего курса внеурочной деятельности. Для диагностики использовались «Тестовые задания для определения уровня понимания текста» (А.В. Сапа).

Результаты опытной проверки разработанной программы. Опытная проверка проводилась на базе одной из школ г. Нытва Пермского края. Результаты анализа данных карты наблюдений и диагностики «Тестовые задания для определения уровня понимания текста» А.В. Сапа, позволяют констатировать:

по показателю мотивации:

- в экспериментальном классе среди детей с ОВЗ: доля учеников с низкой мотивацией уменьшилась с 66 % до 0 %, с высокой мотивацией увеличилась с 0 % до 66 %; среди детей группы «норма»: доля учеников с низкой мотивацией уменьшилась с 22 % до 9 %, с высокой мотивацией увеличилась с 35 % до 52 %;

- в контрольном классе среди детей с ОВЗ: доля учеников с низкой мотивацией осталась на том же уровне; среди детей группы «норма»: доля учеников с высокой мотивацией уменьшилась с 40 % до 36 %;

по показателю самостоятельного выполнения задания:

- в экспериментальном классе среди детей с ОВЗ: доля учеников с низкой самостоятельностью выполнения заданий уменьшилась со 100 % до 0 %, с высокой самостоятельностью увеличилась с 0 % до 34 %; среди детей группы «норма»: доля учеников с низкой самостоятельностью уменьшилась с 22 % до 0 %, с высокой самостоятельностью увеличилась с 30 % до 52 %;

- в контрольном классе среди детей с ОВЗ: доля учеников с низкой самостоятельностью уменьшилась с 50 % до 0 %; среди детей группы «норма»: доля учеников с высокой самостоятельностью осталась на том же уровне;

по показателю правильности выполнения заданий:

- в экспериментальном классе среди детей с ОВЗ: доля учеников с высокой правильностью выполнения заданий увеличилась с 34 % до 66 %; среди детей группы «норма»: доля учеников с низкой правильностью выполнения заданий уменьшилась с 17 % до 0 %, с высокой правильностью выполнения заданий увеличилась с 39 % до 65 %;

- в контрольном классе среди детей с ОВЗ: доля учеников со средней правильностью выполнения заданий осталась на том же уровне; среди детей группы «норма»: доля учеников с высокой правильностью выполнения заданий уменьшилась с 40 % до 36 %.

Таким образом, результаты опытной проверки показали положительную динамику показателей мотивации, правильности и самостоятельности выполнения заданий в экспериментальном классе, в сравнении с контрольным классом.

Подготовленный в процессе исследовательской деятельности продукт позволяет признать способность студентки использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. Студентка нашла решение профессиональной задачи в условиях неопределенности, обусловленных неразработанностью проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников в инклюзивном классе. Заданными в данной ситуации явились образовательный результат (функциональная грамотность) и педагогическая технология, разрабатываемая в ПГГПУ; вариативными - выбор тематики курса, отбор приемов индивидуализации, содержания и структуры курса, диагностических методик.

Обсуждение

Формирование функциональной грамотности - новый результат начального общего образования. Достижение данного результата возможно на основе использования принципа индивидуализации в образовательном процессе. Особую значимость принцип индивидуализации приобретает в условиях инклюзивного образования.

Необходимость подготовки учителя к реализации принципа индивидуализации определена требованиями к результатам высшего педагогического образования (общепрофессиональная компетенция ОПК-6 и индикаторы ее достижения). В то же время подготовка учителя к реализации принципа индивидуализации в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся в инклюзивном классе, сопровождается определенными сложностями.

Сложность такой подготовки обусловлена, с одной стороны, комплексностью нормативного регулирования: учитель инклюзивного класса действует на основании нескольких образовательных стандартов (ФГОС для детей группы «норма» и ФГОС детей с ОВЗ). С другой стороны, соответствующие педагогические технологии с применением индивидуализации в инклюзивных классах находятся в стадии разработки.

Индивидуализация обучения оценивается современными педагогами положительно: они видят в ней потенциал для развития каждого обучающегося. Однако педагоги отмечают ряд ограничений: недостаток времени, отсутствие заранее подготовленных индивидуальных заданий, большое количество учеников в классе, разный уровень развития обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ.

Изменения требований к результатам общего образования могут выступать методологической основой для пересмотра требований к результатам, содержания и технологий подготовки учителя. Профессиональные задачи, которые решает учитель в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся в инклюзивных классах, сложны и характеризуются высокой степенью неопределенности. Проблема подготовки учителя к решению профессиональных задач в условиях неопределенности представляет научный интерес, целесообразно ее дальнейшее исследование и обсуждение.

Заключение

Настоящая публикация содержит ситуационный анализ возможностей подготовки учителя к решению профессиональных задач в условиях неопределенности за счет включения студентки, имеющей опыт преподавания в инклюзивном классе, в

исследовательскую деятельность, сопряженную с научной работой педагогического университета. На основе разработанных в ПГГПУ методологических оснований и педагогической технологии формирования функциональной грамотности студенткой разработан курс внеурочной деятельности для обучающихся инклюзивного класса с включением приемов индивидуализации. Спецификой курса выступает детализация возможных приемов индивидуализации в условиях инклюзивного обучения. Каждый обучающийся (ребенок с ОВЗ и ребенок группы «норма») получает возможность удовлетворить свои образовательные потребности. Это позволяет каждому ребенку быть успешным, по мере возможностей получать помощь от учителя или одноклассников и становиться самостоятельным, повышает мотивацию к обучению. Подготовленный курс внеурочной деятельности и материалы к нему (программа, конспекты занятий, диагностические методики) могут использоваться учителями начальных классов.

Таким образом, в аспекте общей педагогики исследование, результаты которого раскрыты в настоящей публикации, показывает возможность формирования функциональной (читательской) грамотности младших школьников на основе реализации принципа индивидуализации в условиях инклюзивного образования.

В аспекте профессиональной педагогики публикация отражает возможности формирования одной из общепрофессиональных компетенций будущих учителей начальной школы, связанной индивидуализацией образовательного процесса применительно к преподаванию в инклюзивном классе. В этом плане настоящее исследование не претендует на полноту раскрытия исследуемой проблемы, выступая одним из компонентов серии публикаций, посвященных проблеме подготовки учителя к формированию функциональной грамотности младших школьников.

Список литературы

1. Варганова Г.В. Кейс-стадис как метод научного исследования [Электронный ресурс] // Библиосфера. 2006. 2. С. 36-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9162815 (дата обращения: 15.05.23).

2.Захарова В.А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7-16. DOI 10.24412/2712-827X-2022-9-7-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48049696 (дата обращения: 15.05.23).

3.3ахарова В.А., Безукладников К.Э. Типология заданий для формирования функциональной грамотности в подготовке учителя английского языка и начальных классов [Электронный ресурс] // Язык и культура. 2022. № 60. С. 156-175. DOI 10.17223/19996195/60/9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50179309 (дата обращения: 15.05.23).

4.Коробинцева М.С., Лапшина Л.М. Читательская грамотность обучающихся с задержкой психического развития как элемент функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции, Челябинск, 09-10 февраля 2022 года. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022. С. 217-221. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49703187 (дата обращения: 15.05.23).

5.Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников [Электронный ресурс]. Коллективная монография / К.Э. Безукладников, И.Н. Власова, Д.Л. Готлиб [и др.]; Под общей редакцией М.А. Худяковой, науч. редакторы К.Э. Безукладников, В.А. Захарова. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-

педагогический университет», 2021. 252 с. (Условия формирования функциональной грамотности младших школьников). ISBN 978-5-907459-30-4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48243049 (дата обращения: 15.05.23).

б.Ощепкова М.А., Захарова В.А. Актуальность разработки технологических и методических аспектов индивидуализации образования в начальной школе // Проблемы образования: история, современность, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск: Новый проект, 2023. С. 122-125.

7.Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.05.23)

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 15.05.23).

9.Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50362) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/ . (дата обращения: 15.05.23).

10.Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» [Электронный ресурс]. URL:

https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=nAFVwQ&base= LAW&n=385941&dst=100009&field=134#7npJsiT84jbyU4p (дата обращения: 15.05.23).

11.Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_

409505/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb 18f1a01961 (дата обращения: 15.05.23).

12.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050028 (дата обращения: 12.12.22) (дата обращения: 15.05.23).

13.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 15.05.23).

14.Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/ (дата обращения: 15.05.23).

15.Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/406586955/#block_1000 (дата обращения: 15.05.23).

16.Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405965157/ (дата обращения: 15.05.23).

17.Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/ (дата обращения: 15.05.23).

18.Селькина Л.В., Худякова М.А. Учебные задания как средство формирования функциональной математической грамотности младших школьников [Электронный ресурс] // Пути достижения целевых ориентиров в начальном общем образовании: воспитание, обучение, развитие: Сборник статей по материалам XIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Пермь, 01 марта 2022 года / Под общей редакцией О.В. Шабалиной. Том Часть 1. Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2022. С. 156-163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50353096 (дата обращения: 15.05.23).

19.Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников [Электронный ресурс]: коллективная монография / К.Э. Безукладников, Д.Л. Готлиб, К.А. Занина [и др.]. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2021. 170 с. (Условия формирования функциональной грамотности младших школьников). ISBN 978-5-907459-29-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48245992 (дата обращения: 15.05.23).

20.Хитрюк В.В. Подготовка педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся в контексте принципа инклюзии в образовании [Электронный ресурс] // Адукацыя i выхаванне. 2022. № 4(364). С. 23-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53699949 (дата обращения: 15.05.23).

21.Шабалина О.В. Скрипова Ю.Ю. Комплекс заданий как средство формирования читательской грамотности младших школьников [Электронный ресурс] // Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы: Материалы международной научно-практической конференции, Ярославль, 01-02 ноября 2022 года. Ярославль: Изд-во «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2023. С. 233-242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50302720 (дата обращения: 15.05.23).

22.Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности // Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников [Электронный ресурс]: коллективная монография. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2021. С. 81-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48246101&pff=1 (дата обращения: 15.05.23).

References

1. Varganova G.V. Kejs-stadis kak metod nauchnogo issledovaniya [Case study as a method of scientific research]. Bibliosfera. 2006, no 2, pp. 36-42. (In Russ.). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9162815 (accessed: 15.05.23).

2. Zaharova V.A. Vybor klyuchevyh elementov pedagogicheskoj tekhnologii formirovaniya funkcional'noj gramotnosti v nachal'noj shkole [The choice of key elements of pedagogical technology for the formation of functional literacy in primary school]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2022, no 9, pp. 7-16. DOI 10.24412/2712-827X-2022-9-7-16. (In Russ). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48049696 (accessed: 15.05.23).

3.Zaharova V. A., Bezukladnikov K. E. Tipologiya zadanij dlya formirovaniya funkcional'noj gramotnosti v podgotovke uchitelya anglijskogo yazyka i nachal'nyh klassov [Typology of tasks for the formation of functional literacy in the preparation of an English teacher and primary school]. YAzyk i

kul'tura. 2022, no 60, pp. 156-175. DOI 10.17223/19996195/60/9. (In Russ). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50179309 (accessed: 15.05.23).

4.Korobinceva M. S., Lapshina L. M. CHitatel'skaya gramotnost' obuchayushchihsya s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya kak element funkcional'noj gramotnosti [Reading literacy of students with mental retardation as an element of functional literacy]. Funkcional'naya gramotnost' kak osnova razvitiya garmonichnoj lichnosti v sovremennyh usloviyah: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. CHelyabinsk, 09-10 fevralya 2022 goda. CHelyabinsk: Biblioteka A. Millera, 2022, pp. 217221. (In Russ). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49703187 (accessed: 15.05.23).

5. Bezukladnikov K.E., Vlasova I.N., Gotlib D.L.. Osnovaniya didakticheskih reshenij, napravlennyh na formirovanie funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov [Foundations of didactic solutions aimed at the formation of functional literacy of younger students]. Kollektivnaya monografiya. Perm', Izd-vo "Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet", 2021, 252 p. (Usloviya formirovaniya funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov). ISBN 978-5-907459-30-4. (In Russ).Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48243049 (accessed: 15.05.23).

6.Oshchepkova M.A., Zaharova V.A. Aktual'nost' razrabotki tekhnologicheskih i metodicheskih aspektov individualizacii obrazovaniya v nachal'noj shkole [The relevance of the development of technological and methodological aspects of the individualization of education in primary school]. Problemy obrazovaniya: istoriya, sovremennost', perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Bryansk, Novyj proekt, 2023, pp.122-125. (In Russ).

7.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 19, 2014, no. 1598 "On approval of the federal state educational standard for primary general education for students with disabilities"]. (In Russ). Available at: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed: 15.05.23).

8.Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. № 1599 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obrazovaniya obuchayushchihsya s umstvennoj otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami)" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1599 "On approval of the federal state educational standard for the education of students with mental retardation (intellectual disabilities)"]. (In Russ). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (accessed: 15.05.23).

9.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 121 (red. ot 08.02.2021) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie" [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated February 22, 2018 No. 121 (as amended on February 8, 2021) "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of study 44.03.01 Pedagogical education"]. (In Russ). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/ (accessed: 15.05.23).

10.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 125 (red. ot 08.02.2021) "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki)" [Decree of the Ministry of Education and Science of Russia dated February 22, 2018 No. 125 (as amended on February 8, 2021) "On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of study 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)"]. (In Russ). Available at:

https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=nAFVwQ&base=LAW&n=385941&dst=100009&f ield=134#7npJsiT84jbyU4p (accessed: 15.05.23).

11.Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 14.12.2021 № AZ-1100/08 "O napravlenii informacii" (vmeste s "Metodicheskimi rekomendaciyami po podgotovke kadrov po programmam pedagogicheskogo bakalavriata na

osnove edinyh podhodov k ih strukture i soderzhaniyu ("YAdro vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya")" [Letter of the Ministry of Education of Russia dated December 14, 2021 No. AZ-1100/08 "On the direction of information" (together with the "Methodological recommendations for training personnel in pedagogical bachelor's programs based on unified approaches to their structure and content ("The Core of Higher Pedagogical Education")"]. (In Russ). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_409505/96c60c 11ee5b73882df84a7de3c4fb 18f1a01961 (accessed: 15.05.23).

12.Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education"]. (In Russ). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (accessed: 15.05.23).

13.Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard for basic general education"]. (In Russ). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (accessed: 15.05.23).

14.Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 16 noyabrya 2022 g. № 992 "Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 16, 2022 No. 992 "On Approval of the Federal Educational Program of Primary General Education"]. (In Russ). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/ (accessed: 15.05.23).

15.Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 24 noyabrya 2022 g. N 1023 "Ob utverzhdenii federal'noj adaptirovannoj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya dlya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 24, 2022 N 1023 "On approval of the federal adapted educational program of primary general education for students with disabilities"]. (In Russ). Available at: https://base.garant.ru/406586955/#block_1000 (accessed: 15.05.23).

16.Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 24 noyabrya 2022 g. № 1026 "Ob utverzhdenii federal'noj adaptirovannoj osnovnoj obshcheobrazovatel'noj programmy obuchayushchihsya s umstvennoj otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami)" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 24, 2022 No. 1026 "On approval of the federal adapted basic general education program for students with mental retardation (intellectual disabilities)"]. (In Russ). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405965157/ (accessed: 15.05.23).

17.Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 16 noyabrya 2022 g. № 993 "Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 16, 2022 No. 993 "On Approval of the Federal Educational Program of Basic General Education"]. (In Russ). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/ (accessed: 15.05.23).

18.Sel'kina L. V., Hudyakova M. A. Uchebnye zadaniya kak sredstvo formirovaniya funkcional'noj matematicheskoj gramotnosti mladshih shkol'nikov [Learning tasks as a means of developing functional mathematical literacy of younger students]. Puti dostizheniya celevyh orientirov v nachal'nom obshchem obrazovanii: vospitanie, obuchenie, razvitie. Sbornik statej po materialam HIII Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm', part. 1, Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet", 2022, pp. 156-163. (In Russ). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50353096 (accessed: 15.05.23).

19. Bezukladnikov K.E., Gotlib D.L., Zanina K.A. Sravnitel'nyj analiz podhodov, programm i metodik formirovaniya funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov [Comparative analysis of approaches, programs and methods for the formation of functional literacy of younger students]. Kollektivnaya monografiya. Perm', Izd-vo "Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet", 2021, 170 p. ISBN 978-5-907459-29-8. (In Russ). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48245992 (accessed: 15.05.23).

20.Hitryuk V.V. Podgotovka pedagogov k formirovaniyu funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya v kontekste principa inklyuzii v obrazovanii [Training of teachers for the formation of functional literacy of students in the context of the principle of inclusion in education]. Adukacyya i vyhavanne. 2022, no. 4(364), pp. 23-30. (In Russ). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53699949 (accessed: 15.05.23).

21.SHabalina O. V. Skripova YU. YU. Kompleks zadanij kak sredstvo formirovaniya chitatel'skoj gramotnosti mladshih shkol'nikov [A set of tasks as a means of developing the reading literacy of younger students]. Funkcional'naya gramotnost': novye didakticheskie resheniya i metodicheskie imperativy. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. YAroslavl', Izd-vo «YAroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.D. Ushinskogo», 2023, pp. 233-242. (In Russ). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50302720 (accessed: 15.05.23).

22.SHabalina O. V., Skripova YU. YU. CHitatel'skaya gramotnost' kak komponent funkcional'noj gramotnosti [Reading Literacy as a Component of Functional Literacy]. Sravnitel'nyj analiz podhodov, programm i metodik formirovaniya funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov. Kollektivnaya monografiya, Perm', Izd-vo "Permskij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet", 2021, pp. 81-116. (In Russ). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=48246101&pff=1 (accessed: 15.05.23).

Информация об авторах В.А.Захарова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра теории и технологии обучения и воспитания младших школьников, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

М.А.Ощепкова — учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.П. Чегодаева».

Information about the authors V.A. Zakharova — Ph.D. (Education), Associate Professor, Department of Theory and Technology of Teaching and Upbringing of Yunger Schoolchildren, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

M.A. Oshchepkova - Primary School Teacher, MBOU "Secondary school No. 3 named after Yu.P. Chegodaev".

Статья поступила в редакцию 19.02.2023; одобрена после рецензирования 15.03.2023; принята к публикации 20.04.2023.

The article was submitted 19.02.2023; approved after reviewing 15.03.2023; accepted for publication 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.