УДК [028:001]:378
В. Я. Аскарова
Читателеведческая подготовка специалиста библиотечноинформационной деятельности: в преддверии разработки образовательного стандарта четвертого поколения
Читатель как ключевое звено библиотечно-информационной деятельности. Необходимость введения в новом стандарте учебных дисциплин, посвященных читателю и управлению чтением.
Ключевые слова: читателеведение, образовательные стандарты библиотечно-информационной деятельности, библиотечно-информационное образование
ViolettaYa. Askarova
Reading management training of LIS specialists:
the development of the educational standard of the fourth generation
Reader as a key element of the library and information activities. Necessity of introducing of academic disciplines devoted reader and reading management to a new educational standard.
Keywords: reading management, educational standard of the fourth generation, LIS education
При разработке стандарта третьего поколения по специальности Библиотечно-информационная деятельность важно избежать допущенных ранее просчетов. К таковым мы относим, прежде всего, отсутствие в базовой части образовательного стандарта третьего поколения учебных курсов, связанных с читателем и его деятельностью. Здесь практически нет дисциплин, содержащих слова «чтение», «читатель», «дети», что создает неоправданные перекосы в профессиональной подготовке специалистов, дегуманизирует библиотечную профессию. Приоритеты образовательной деятельности отданы различным технологиям в отрыве от понимания того, что ценность каждой из них определяется тем, насколько она изоморфна потребностям человека, в какой мере создает ему лучшие условия для пользования библиотечно-информационными ресурсами с максимальным удобством и минимумом затрат. Произошло смещение цели деятельности на ее средства.
С этой ситуацией нельзя смириться; читатель должен быть системообразующим элементом всей системы профессиональной подготовки, потому что все, что делается в библиотеке, объективно подчинено его социальным, личностным потребностям, их удовлетворению и возвышению. Знания о читателе важны не только для категории библиотечных специалистов, занимающихся непосредственным обслуживанием читателей и различными формами культурно-просветительской деятельности, но и для тех, кто занимается комплектованием и расстановкой фонда, созданием справочно-поискового аппарата, электронных ресурсов библиотеки,
52
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
определением содержания ее работы, оборудованием и дизайном библиотечного помещения, пиар-деятельностью и т. д. Читатель с его потребностями, запросами, желаниями, проблемами, возможностями, затруднениями является отправной точкой для всех профессиональных решений. Такой читателецентричный подход, известный со времен Н. А. Рубакина, представляется наиболее адекватным для развития гармоничного взаимодействия читателя и библиотеки.
В преддверии разработки нового образовательного стандарта обозначим наиболее принципиальные позиции, связанные с выстраиванием читателеведческого знания в процессе подготовки библиотечных специалистов высшей квалификации. Тем более, что после некоторого невнимания к читателю, ослабления интенсивности читателеведческих исследований, фигура читателя в XXI столетии вновь стала осознаваться как чрезвычайно значимая, определяющая как для развития книжного дела, так и для цивилизационных процессов в целом. Это предопределило рост научного интереса к читателю и его деятельности. Известный итальянский историк К. Гинзбург так сказал о значимости фигуры читателя: «Читатель, долгое время растворенный до полной неразличимости в истории книги, теперь понемногу проступает на ее поверхности...».
Прежде всего, на наш взгляд, необходимо вернуть читателю его право называться читателем, а не аморфным пользователем библиотеки или потребителем услуг. Почему мы так легко отказались от милого обозначения человека читающего, который ввел в обиход русский писатель П. Котошихин еще в конце XVII столетия? Или оно вдруг показалось старомодным в обществе потребления, где «пользователь» и «потребитель» - центральные фигуры?
Сразу уточним, что принятое сейчас и вошедшее в профессиональные справочные издания обозначение человека, прибегающего к ресурсам библиотеки -«пользователь» - вызывает возражение прежде всего в силу его предельной размытости. В самом общем значении слова пользователь - это лицо или учреждение, пользующееся чем-либо, эксплуатирующее что-либо (инструкции по использованию бытовой техники обычно адресуются, как правило, пользователю). Применительно к библиотекам под «пользованием» имеется в виду использование ее услуг зарегистрированными и незарегистрированными в библиотечной документации субъектами. Потребитель - это лицо, потребляющее продукты, услуги и т. д. Трудно смириться с тем, что человеком, приходящим в библиотеку за новыми смыслами, открытиями, содержательным досугом движут исключительно инстинкты пользования и потребления.
В русском языке принято использовать более дифференцированные обозначения человека, выполняющего ту или иную функцию или обращающегося в целях получения той или иной услуги. В сфере образования - учащийся, школьник, студент; в сфере здравоохранения - пациент; в сфере торгово-коммерческого сервиса - клиент, в сфере ЖКХ - жилец и т. д. Мы ведь не говорим о пользователях школ,
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
53
Уровни библиотечно-информационного образования
больниц, магазинов, хотя они таки прибегают к материальным и нематериальным ресурсам названных учреждений. А в библиотеку люди все же обращаются ради реализации читательской деятельности (реальной или предполагаемой в дальнейшем) во всех ее проявлениях независимо от того, намерены ли они быть зарегистрированными в библиотечной документации и к каким ресурсам собираются прибегать - бумажным или электронным.
Обозначенные терминологические проблемы имеют и научное значение. Как назвать обобщающую науку, нацеленную на изучение человека, который является адресатом книгоиздания, книгораспространения, библиотечно-информационной деятельности? Читателеведение, чтениеведение, пользователеведение?
Назовем учебные дисциплины, которые, с нашей точки зрения, должны присутствовать в образовательном стандарте четвертого поколения. Прежде всего, в начальном периоде обучения курс нужен «Основы профессионального чтения». Его значимость связана прежде всего с необходимостью проникновения специалиста, по роду деятельности связанного с бумажными и электронными документами, в процессы, связанные с текстовой деятельностью. Студент должен понимать, что такое чтение, какие факторы определяют его качество, какие затруднения могут возникать при восприятии текста. Прежде всего это важно потому, что чтение - базовая интеллектуальная технология, без которой невозможен образовательный процесс, тем более - в вузе. Студент-библиотекарь обязан добиваться высокого качества собственного чтения, знания особенностей текстовой деятельности. Это важно и для сугубо профессиональных целей: в целях грамотного библиографирования, экспертирования и реферирования документов, использования их в культурно-просветительской работе и т. д. Будущий библиотекарь должен владеть стратегиями работы с ключевыми словами, приемами сжатия текста, уметь строить граф-схемы различных типов текста, выполнять их экспертную оценку и т. д. Обозначенные умения и владения пригодятся библиотечному специалисту и в проведении занятий по обучению читателей различным приемам эффективного чтения, что особенно актуально для вузовских, школьных, юношеских и детских библиотек. В ЧГАКИ этот курс используется и для включения студентов в процесс чтения периодической профессиональной литературы.
В подготовке бакалавров должен быть и курс «Введение в читателеведение». Цель этой дисциплины - дать студентам широкое представление об историко-культурном процессе развития чтения, проследить его динамику в контексте различных взаимосвязей ментального, религиозного, национального, экономического, политического и иного характера. Это даст возможность понять логику развития чтения в мировом пространстве, увидеть движущие силы этого процесса. Если раньше была возможность изучать эти проблемы в историко-культурном контексте лишь на материале отечественных исследований, то сейчас мы располагаем источниками, которые позволяют рассмотреть (к сожалению, с неизбежными лакунами и
54
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
ограничениями) основные вехи его эволюции в ракурсе событий мирового уровня. Здесь могут решаться следующие задачи:
- демонстрация студентам на материале чтения единства мира в его многообразии, взаимосвязанности происходящих в нем процессов, значения чтения для развития человеческой цивилизации;
- отслеживание эволюционных процессов в сфере чтения на основе понимания особенностей его динамики в контексте широкого спектра явлений письменной культуры, книжного дела, образовательной ситуации и широкого спектра факторов общественной жизни;
- выявление общего и особенного в развитии чтения в различных странах;
- расширение общекультурного и профессионального кругозора студентов.
Иными словами, это должна быть мировая история чтения с древнейших времен до наших дней. В ЧГАКИ ведется работа по созданию учебного пособия по этому предмету. Основные разделы пособия - «Зарождение и развитие чтения на Древнем Востоке (Шумер, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай)», «Развитие чтения в культуре античности», «Особенности средневековой модели чтения» (западноевропейская модель, особенности реализации средневековой модели чтения в Древней Руси), «Чтение в эпоху Возрождения», «Революция чтения» в Европе XVIII столетия» и т. д.
Для магистратуры представляется необходимым курс «Читателеведение». Его отличие от курса, читаемого в бакалавриате, заключается в акцентуации на научных подходах, развивающихся в русле этой интегративной дисциплины, обобщающей достижения различных наук, исследующих те или иные аспекты чтения. Студентам важно показать многогранность предметной области чтения, чтобы подготовить их к исследовательской работе.
Если рассматривать читателеведение в контексте изучения книжного процесса, его предназначение - исследование проблем, бытующих на линиях «автор-читатель», «издатель-читатель», «книга-читатель», «книготорг-читатель», «библиотека-читатель», «сетевое пространство-читатель». В данном случае читателеведение трактуется в узком, книговедческим смысле слова и соотносится с книговедением как «часть-целое».
Вместе с тем отдельные дисциплины также имеют свои читателеведческие аспекты; существуют, например, социология, психология, физиология чтения. Сформировалось и литературоведческое направление читателеведения, которое изучает преимущественно имплицитного читателя, присутствующего в сознании автора, а также исследует историко-социальные факторы, определяющие функционирование художественных произведений в различные эпохи. Свои предметные области в сфере чтения имеют также социальная философия, герменевтика, социальная информатика, история, культурная антропология, культурология, семиотика, лингвистика, педагогика, физиология. Каждая названная наука разрабатывает
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
55
Уровни библиотечно-информационного образования
свой аспект читателеведения и важно показать магистрантам возможности каждой из них.
Отметим, что с течением времени круг научных дисциплин, которые осознают проблемы чтения как значимые для себя, расширяется. Обратим внимание и на то, что узко дисциплинарные исследования проблем чтения практически невозможны; сам феномен чтения в силу своей сложности не терпит одностороннего подхода, он необъясним с позиции одной науки. Здесь возможны разные комбинации: социология и литературоведение; история и социология; психология и педагогика; социология и литература; психология и социальная информатика и т. д. Каждая названная наука обладает своими гносеологическими возможностями, исследовательскими методами, традициями, что и будет предметом рассмотрения.
Думается, что заслуживает распространения и накопленный в магистратуре ЧГАКИ опыт преподавания курса «Поддержка и развитие чтения: мировой опыт». Первоначально предполагалось, что в рамках этого курса речь идет о различных формах стимулирования читательской деятельности в рамках соответствующей программно-проектной деятельности. Однако логика освоения дисциплины показала, сколь важно изучать данные вопросы в контексте национальных традиций, своеобразия исторического процесса в той или иной стране, особенностей социальной, культурной, образовательной политики, устоявшегося отношения к библиотеке и ее возможностям и т. д. Стало очевидным, что в системе деятельности по поддержке и развитию чтения для каждой страны значим свой набор факторов, которые подлежат выявлению и анализу. В результате курс приобрел явные историко-культурологические очертания, что, несомненно, обогащает познания студентов. Выявился и развивающий потенциал курса; студенты становятся активными субъектами образовательного процесса, разрабатывая в ходе изучения дисциплины совместное электронное учебное пособие. Его составными элементами являются структурированные тексты и электронные презентации, рассказывающие о ситуации в сфере поддержки и развития чтения в государствах Северной Америки, Западной и Северной Европы и странах Юго-Восточной Азии. Пособие создается по принципу Википедии: магистранты каждого курса, пользуясь плодами трудов предшественников, корректируют и дополняют сделанное ранее, вносят в него что-то свое. В истекшем году такая работа была очень удачно дополнена выездом студентов в образовательно-профессиональный тур в Скандинавские страны.
В аспирантуре предполагается сместить акцент на изучение самых последних, наиболее актуальных исследований, чтобы ввести молодых ученых в научный поиск, стимулировать их научное мышление, показать важность читателеведческой составляющей в системе библиотековедческого, библиографоведческого, книговедческого и социогуманитарного знания в целом. Соответственно и курс будет называться «Современное читателеведение». Предполагается обсуждение последних достижений различных наук в сфере чтения, например: «Новое в социологии
56 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
чтения: критический анализ», «Современные поиски психолого-педагогических исследований в области чтения», «Чтение быстрое, рациональное, эффективное, стратегиальное: что нового?» и т. д. В качестве основных форм учебной работы планируется использовать дискуссии, круглые столы с приглашением специалистов в сфере смежных наук.
В заключение подчеркнем обязательность присутствия в образовательном стандарте дисциплин, связанных с состоянием детско-юношеского чтения, спецификой библиотечного взаимодействия с этой приоритетной категорией читателей. На сегодняшний день здесь ситуация катастрофическая: специалисты по библиотечной работе с детьми практически не воспроизводятся. Возможно именно сейчас настало время, когда нужно задуматься о возрождении кафедр, специализирующихся на работе с юными читателями.
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
57