ЧЕТВЁРТОЕ И ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
© Ивентьев С.И.*
ООО «Ника», г. Казань
В конце XX - начале XXI вв. были провозглашены четвёртое и пятое поколения прав человека, которые определили новый вектор развития иерархической системы общечеловеческих ценностей и прав человека.
Ключевые слова Любовь, человек, права человека, иерархия.
Согласно Новому энциклопедическому словарю изобразительного искусства, «иерархия, иерархическая композиция (греч. hierarchia, от hieros -«священный» и arche - «закон, власть») - правило соподчинения, композиция, в которой строго выдерживается соподчиненность элементов от высших к низшим, от главных по смыслу к второстепенным, менее значительным» [1]. Некоторые авторы под иерархией понимают порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево, принцип управления в централизованных структурах [2].
Юриспруденция, как и другие области человеческой деятельности, построена на иерархических системах (источники права, международная и национальные правовые системы, государственное устройство, система человеческих ценностей и прав человека, иерархия нормативных правовых актов и коллизий в праве, структура предприятия и государственного управления, система юридических наук и пр.).
Благодаря четвёртому и пятому поколениям прав человека, российская юриспруденция по-новому взглянула на человека, его материальные и нематериальные блага, расставив приоритеты в иерархической системе прав человека. Человек (физическое тело) стал рассматриваться не только как материальный носитель телесных материальных прав, но и как духовно-нравственная сущность, которой принадлежит определённый набор нематериальных прав и свобод.
Анализ становления прав человека показывает, что основу современной цивилизации до конца прошлого столетия составляли три поколения прав человека, которые были провозглашены в ходе буржуазных революций. К ним относят гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы человека и гражданина. Как нами отмечалось, это права телесной сущности человека или права тела [11, с. 72-75]. Три поколения прав человека - это так называемые западные ценности и свободы.
В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражда-
* Юрисконсульт, советник Российской Академии Естествознания, член Европейской Академии Естествознания и Российского Философского Общества.
нина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [3, с. 5-6].
К четвёртому поколению прав человека относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и другие права, вытекающие из духовно-нравственной сущности человека.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [4, с. 123-135].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
Некоторые авторы предлагают называть Божественные права и свободы человека просто природными правами [4, с. 36]. Как отмечает правозащитник И. Корнилов, «Наибольшее удивление вызывают «Божественные права и свободы», - терминология смущающая умы, хотя речь идет о философских категориях: энергия и информация» [12].
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
Впервые в современной теории прав человека появилось право человека на Любовь и право человека на рождение в Любви, что стало новшеством в современной юриспруденции.
Как отмечает по этому поводу Б.Н. Соваков, «делается своевременная попытка осмыслить божественную основу для толкования человеческой свободы как свободы личности, усмотреть её правовые основы. С этой целью делается сопоставление юридического, философского и богословского определений свободы, и далее делается выход на категорию любви, как субстанции того, что реализуется через свободу, и что роднит между собой столь разные на первый взгляд её определения» [4, с. 25].
Любовь в России была признана главной общечеловеческой Ценностью [8, с. 373-377]. Любовь стали относить не только к нравственной и духовной категориям (религиозной и философской), но и к правовой (юридической) категории, что является новым для отечественной и мировой юриспруденции.
Любовь является правовой ценностью и относится к главному источнику права [7, с. 25-30]. Любовь - основа национальной и мировой духовно-нравственной культуры [9, с. 143-146].
Любовь как общечеловеческая ценность и национальная идея нашей страны была уже заложена в Конституцию Российской Федерации, из преамбулы которой следует, что наши предки передали нам такие ценности, как Любовь, которая является основной ценностью пятого поколения прав человека, а также уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [10].
С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, была принята Декларация Божественных и духовно -нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010 г. (Декларация Любви), которая нормативно закрепила вышеперечисленные права [5]. Указанная Декларация относится к одному из источников права - к договору нормативного содержания, носящего всемирный и надгосударственный характер [6, с. 60-65].
Благодаря открытию четвёртого и пятого поколениям прав человека в юридическую науку были введены понятия «Любовь», «дух», «душа», «пространство души», «Пространство Любви», «духовное пространство» и другие категории, связанные с духовной сущностью человека.
Согласно экспертному заключению Департамента образования города Москвы, открытие четвёртого и пятого поколения прав человека и Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека ориентированы на органическое сочетание различных сторон человеческого сознания и деятельности, достижения синтеза духовно-нравственной и научной сфер в жизни человека и общества [4, с. 29-30].
В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, ранее существующая классификация прав человека была преобразована в следующую более полную, качественную и органичную иерархию (классификацию) прав человека:
ПРАВА ДУШИ и ДУХА:
1. Божественные права и свободы.
2. Духовно-нравственные права и свободы.
ПРАВА ТЕЛА:
3. Права солидарности.
4. Культурные права и свободы.
5. Гражданские права и свободы.
6. Социальные права и свободы.
7. Экономические права и свободы.
8. Политические права и свободы [4, с. 133].
Фундаментом всех прав и свобод человека и по своей значимости выступают Божественные права и свободы человека, так как они охватывают не только Человека и наш Мир, но и всю Вселенную. Как видно из изложенной классификации прав, приоритет прав возрастает снизу вверх [4, с. 133]. Все
религии и эзотерические учения Мира первое место всегда отводят вопросам Души и Духа, которые составляют основу человека.
При этом все элементы классификации взаимосвязаны между собой в той или иной мере в связи с тем, что человек не может гармонично существовать и развиваться без нематериальных и материальных благ и свобод. Можно казать, что указанное является одной из целей всей иерархической системы прав человека и её частей.
Через право человека на управление энергией (т.е. первый элемент системы - Божественные права и свободы человека) происходит управление всеми другими нижестоящими элементами классификации прав человека. Здесь речь идёт о влиянии человеческой мысли и энергии Любви на окружающий мир, а также о материализации мысли.
Система прав человека - это постоянно динамично развивающаяся структура, которая по мере развития человечества постоянно пополняется новыми элементами.
С учётом изложенного в иерархии общечеловеческих ценностей потребности человека, его Души, Духа и Тела, стали выглядеть в следующем приоритетном порядке: 1) Божественные (Бог, Любовь, Божественная энергия и информация, Сотворчество); 2) Духовно-нравственные (Вера в Бога, религия, мораль, творчество); 3) Витальные (биологические); 4) Социальные [4, с. 134].
Можно сказать, что открытые четвёртое и пятое поколения прав человека сгармонировали и сбалансировали существующие три поколения прав человека, а точнее - Запад и Восток.
Открытие четвёртого и пятого поколений прав человека - это духовно-нравственная потребность современной человеческой цивилизации, чтобы выжить. Четвёртое и пятое поколения прав человека стали катализатором нового этапа духовно-нравственного развития человека, дав ему совсем новый вектор.
Список литературы:
1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. IV: И-К. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 751 с.
2. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике / Рецензенты: канд. физ.-мат. наук А.С. Марков и д-р физ.-мат. наук И.В. Пот-тосин. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 543 с.
3. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина» [Электронный ресурс]. - Казань: ТИСБИ, 1999; переизд. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 143 с. - Режим доступа: http://iventev.narod.ru.
4. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография / С.И. Ивентьев. - Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. - 357 с.
5. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека / С.И. Ивентьев. - Бугульма: НО «ФОН-НАУКА», 2011. - 25 с.
6. Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права // Науковi шдсумки / Збiрка нау-кових праць. - Киев: НАИРА, 2010. - С. 60-65.
7. Ивентьев С.И. Любовь как главная правовая ценность // Социально-политические и культурные проблемы современности. Сборник статей / Под ред. А.В. Головина, Д.С. Петрова. - Алейск; Барнаул: Изд-во «Сизиф» Д.С. Петрова, 2011. - Вып. 2. - С. 25-30.
8. Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека // Система ценностей современного общества. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2010. - С. 373-377.
9. Ивентьев С.И. Любовь как основа национальной и мировой духовно-нравственной культуры // Духовно-нравственная культура как фактор модернизации российского общества XXI века (Третьи Хайкинские чтения): материалы Международной научно-практической конференции 23 ноября 2012 года / отв. ред.: Н.В. Медведев, Н.М. Аверин; М-во обр. и науки РФ [и др.]. - Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - С. 143-146.
10. Конституция РФ // Российская газета. - 25.12.1993.
11. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколения прав человека как основа духовного и нравственного возрождения человечества // «Роль сустль-них наук у забезпечент стабшьносп розвитку глобальних свггових процеав у ХХ1 ст.»: Матер1али м1жнародно! науково-практично! конференци (м. Кив, Укра!на, 12-13 квгтня 2013 року). - Ки!в: ГО «Кшвська наукова суспшьно-знавча оргатзащя», 2013. - С. 72-75.
12. Корнилов И. О правозащите в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wapkin.livejournal.com/1029125.html.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
«МОБИЛЬНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ» ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
© Куценко Т.М.*
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы документов, полученных с использованием сотовой связи, которые могут иметь значение для дел об административных правонарушениях. На основании
* Соискатель.