Научная статья на тему 'Чем современному человеку может помочь искусство, или арт-терапия в мире постмодерна'

Чем современному человеку может помочь искусство, или арт-терапия в мире постмодерна Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
360
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / ИСКУССТВО / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕКРЕАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тишкина Е.И., Кирьянова С.И.

В статье установлены закономерности трансформации современного искусства, как одной из базовых форм культуры. На примере арт-терапии выявлены и проанализированы предпосылки практического применения искусства в современном социокультурном пространстве. Приводятся примеры арт-терапевтических практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чем современному человеку может помочь искусство, или арт-терапия в мире постмодерна»

130

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

бовать свои силы в разных сферах, расширить свои знания в той или иной сфере декоративно-прикладного творчества - все это является показателями к широкому применению комплексного подхода на занятиях декоративноприкладным творчеством.

Список литературы:

1. Общероссийская общественная организация «Союз педагогов-худож-ников» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://art-teachers.ru/file/ membership/94.doc.

2. Портал творчества «Творим сами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tvorim-sami.ru.

3. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://festival.1september.ru/artides/214267/.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011.

ЧЕМ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ИСКУССТВО, ИЛИ АРТ-ТЕРАПИЯ В МИРЕ ПОСТМОДЕРНА

© Тишкина Е.И.*, Кирьянова С.И.*

Курганский государственный университет, г. Курган

В статье установлены закономерности трансформации современного искусства, как одной из базовых форм культуры. На примере арт-терапии выявлены и проанализированы предпосылки практического применения искусства в современном социокультурном пространстве. Приводятся примеры арт-терапевтических практик.

Ключевые слова: постмодерн, искусство, арт-терапия, эмоциональная сфера, рекреационная функция.

Говоря о культуре, мы всегда имеем в виду неразрывную субъект - объектную связь: мы создаем культуру - культура создает нас. Культурные практики, которые мы используем, это проекция нашего миропонимания и объективация характеристик конкретного культурного периода. Популярная сегодня арт-терапия не является исключением.

* Доцент кафедры Культурологии, кандидат культурологии.

* Студент кафедры «Культурологии».

Современные проблемы художественной и музыкальной культуры

131

Постмодернизм объявил все притязания новоевропейской рациональности несостоятельными. Все ее попытки упорядочить и обустроить жизнь человека не увенчались успехом, поскольку в обмен на комфорт и веру в будущее, человечество сделало свое «сегодня» более уязвимым, нестабильным, чрезмерно функциональным и целесообразным.

Логоцентризм не смог избавить человека и от тех страхов, которые всегда жили, и будут жить внутри него. Наше подсознание оказалось более сложным явлением, а электрошоковая терапия и лечение холодом, несмотря на все попытки медицины конца XIX - первой половины XX веков, лишь продемонстрировали свою бесполезность. Именно поэтому постмодерн закрепил значимость эмоциональной сферы человека.

Эмоциональная сфера - одна из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Эмоции - это первое звено в общей цепи приспособительных процессов, наиболее быстро реагирующее на любые воздействия окружающей среды. В современном социокультурном пространстве все большее внимание концентрируется на личности человека, его индивидуальности, эмоциональном благополучие и создающих его факторах.

Большинство ученых сходятся во мнении, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить об актуальности тех или иных потребностей и интересов для индивида.

В связи с этим суждением на первый план выходит изучение эмоциональной сферы, а не сферы интеллекта.

Пресыщенность постмодернистского человека информацией, событиями и переменами, делает нас не просто «толстокожими», а сверх нечувствительными к доводам рассудка. В этой ситуации эмоциональная сфера - та маленькая лазейка, через которую можно достучаться до нашего «Я», заставить нас хотя бы попытаться понять самих себя.

Из всех культурообразующих форм именно искусство в наибольшей степени ориентировано на человеческие эмоции. Чувство, которое переживает человек не только созерцая, но и создавая произведение искусства, лучше всего определяет термин «катарсис». Он позволяет выявить внутреннюю связь между человеком, его творением и восприятием себя и мира. Таким образом, проблема «искусство для искусства», определившая философские и искусствоведческие споры начала ХХ века, сегодня уже не столь актуальна. Утилитарность постмодерна не могла не сказаться и на отношении к «прекрасному»: искусство, помимо сферы эстетической, начала осваивать и сферу практическую. А что может быть более практического, нежели наука?

Неслучайно в современной культурологии и социально-культурной деятельности функция рекреации выходит на первый план, и значительное внимание уделяется такому направлению, как арт-терапия. Традиционно ис-

132

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

кусство обращалось к науке за помощью в открытии своих законов и технической оснащённостью. Сегодня пришло время возвращать долги. Арт-терапия, соединяя в себе две базовые культурные формы: искусство и науку, -позволяет не только помогать человеку, но и открывает нам его новые грани. Этому способствует и то, что (как и все искусство постмодерна) арт-терапия тактильна как на телесном, так и на интеллектуальном уровне, поскольку одним из ее главных принципов является принцип игры.

В постмодернизме игра - мировоззренческий принцип. Любое явление, любой феномен может быть представлен игрой. В этом ест как свои положительные, так и отрицательные стороны. Но применительно к арт-терапии, трепетное отношение постмодернизма к игре дает нам возможность по новому подойти к проблеме социо-культурной поддержки человека в сложных жизненных ситуациях.

Игра позволяет человеку вновь пережить определенные ситуации, не изменяя при этом свои навыки поведения. А также она оказывает очень сильное влияние на развитие личности. Несмотря на то, что наше эмоциональное взросление сегодня замедленно, тем ни менее, играть мы перестаем очень рано. Мы остаемся «ненаигравшимися» на всю нашу жизнь. Методы арт-терапии позволяют нам вновь попасть в комфортное и безопасное пространство игры. Это пространство открывает нам то, что на самом деле мы можем очень многое, и в первую очередь мы можем быть такими, какими еще никогда не были в реальной жизни.

Использование творчества и игры как метода арт-терапии можно рассматривать как определенные копинг-стратегии. Взаимодействие личности с продуктами человеческого творчества: книгами, музыкой, фильмами, картинами, архитектурными сооружениями, другими предметами культуры и искусства, а также творческое самовыражение, как выяснилось, может помочь достичь душевного равновесия и нормализовать самочувствие человека [3, с. 52-53]. В процессе арт-терапии человек раскрывается как художник, творец, способный сам творить себя и свою жизнь.

Понимая различные линии, формы, цвета, размеры и расположение в пространстве элементов рисунка, как те эмоции, что выражаются ими, чувства, с которыми они могут быть связаны, арт-терапевт раскрывает то определенное содержание, которое автор подсознательно выразил в рисунке [5, с. 149]. Творчество выступает здесь важнейшим механизмом приспособления, рассматриваемом в более широком плане как необходимое личностное качество, способствующее адаптации человека в быстро меняющихся социальных условиях и его ориентированию во все более расширяющемся информационном поле, служит средством его социо -культурной поддержки.

Социо-культурная поддержка и рекреация представляют собой индивидуальную помощь, заботу и защищенность, дружескую поддержку, вклю-

Современные проблемы художественной и музыкальной культуры

133

ченность в некое сообщество, необходимую человеку в любой период жизни, особенно сопровождающийся какими-либо сложностями и трудностями. Каждый человек должен быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах, так как наша жизнь постоянно сопровождается различными изменениями. Зависимая, социально-инфантильная личность имеет мало шансов найти себе нишу в подобных условиях, лишь самостоятельные «люди возможностей», свободные и независимые. Именно такой человек является центральной фигурой гражданского общества, что делает общество заинтересованным в том, чтобы как можно больше детей превратилось в таких людей.

С этой точки зрения дошкольный и младший школьный возраст становится особо важным как период развития, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные воздействия среды.

Вместе с тем, как уже упоминалось в начале статьи, в наше время все более широко распространяется явление нестабильности эмоционального состояния детей, проявление у них негативных эмоциональных комплексов, что в будущем может проявиться в виде неврозов и различных расстройств психики.

Этому может препятствовать социо-культурная поддержка детей, в виде арт-терапии, направленной на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, стимуляцию и повышение их активности и самостоятельности, коррекцию самооценки, уровня самосознания, а также формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции [4, с. 32].

В отечественной и зарубежной практике арт-терапии используются разнообразные методы, помогающие корректировать эмоциональные нарушения у детей [2, с. 194]. Эти методы связывают интеллект ребенка и его чувства, потребности в рефлексии и жажду действия, его телесное и духовное. По своей сути, все эти методы и направления работы соответствуют различным видам творчества, способствующим реализации личности. Выделяют такие виды арт-терапии как изотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, драматерапия, куклотерапия, игротерапия, паркотерапия. Можно отдельно рассмотреть некоторые направления арт-терапии.

Изотерапия (рисунок, лепка) - наиболее распространенное и известное направление арт-терапии. Это лечебное воздействие, коррекция с помощью изобразительной деятельности. Методика изотерапии состоит из совмещения двух направлений работы - использование уже существующих произведений изобразительного искусства для анализирования и толкования их пациентами и побуждения пациентов к самостоятельному творческому выражению в виде различной изобразительной деятельности [1, с. 237].

134

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

Музыкальная терапия - представляет собой использование музыки и музыкального искусства в качестве средства влияния на здоровье человека. Множество проблем можно решить с помощью средств музыкотерапии, и, более того, часто мы сами их используем, не подозревая о научной подоплеке подобного метода рекреации. Во многих странах музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве. В школе, вузе и т.д.

Сказкотерапия - метод арт-терапии, использующий сказку, рассказ для развития творческих способностей, расширения сознания личности и совершенствования ее взаимодействия с окружающим миром. Сказка содержит в себе ресурс, который может помочь в решении каких-либо задач, проблем. Своевременно рассказанная ребенку сказка может иметь для него такое же значения, как для взрослого - консультация психолога.

Танцевально-двигательная терапия - междисциплинарная область, существующая на стыке психотерапии и танцевального искусства. Она использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцтерапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность через танец, как творческий процесс выражения своих эмоций и переживаний в движении.

Таким образом, в XXI веке практическое применение искусства не менее важно, чем его эстетическое значение. Выработав арт-практики, как прикладное направление, искусство дало человеку методы, с помощью которых мы можем формировать творческое отношение к жизни, со всеми ее проблемами и неожиданностями. Практики арт-терапии позволяют нам увидеть многообразие способов и средств достижения цели, раскрывают и развивают способности к творческому решению сложных жизненных задач, задействуют весь потенциал человека для целенаправленной реконструкции его личности. С их помощью человек открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, что дает ему умение складывать из разрозненных событий, явлений, представлений цельную картину окружающего мира, упорядочивать хаос и создавать из него нечто, наделенное смыслом.

Сформировав положительное отношение, как к себе, так и к окружающему миру, активную жизненную позицию, научившись правильно использовать свой личностный потенциал, человек по-настоящему понимает себя -а разве не в этом конечная цель искусства?

Список литературы:

1. Калягин В.А. Логопсихология. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

Современные проблемы художественной и музыкальной культуры

135

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.

3. Никольская И.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2009. - 668 с.

5. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия: пер. с англ. -СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.