Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА'

ЧЕЛОВЕК, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА»

ЛИТЕРАТУРА. Рудомино M. В. Синтез и свойства фосфорорганиче-ских комплексов. Автореф. дисс. М., 1968. — Соловкин А. С., Цветкова 3. Н. Успехи химии, 1962, т. 31, с. 1394. Тихонова Л. И. Ж- неорганической химии, 1967, № 4, с. 939. — Торчинская О. Л., Разумовский Н. О. и др. В кн.: Распределение и биологическое действие радиоактивных изотопов. М., 1966, с. 488. — I п t о г г е В. J., Martell А. Е., J. Am. ehem. Soc., 1960, v. 82, p. 358.

Поступила 25/X11 I 972 года

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

\|

УДК 61 4:[б:008

Проф. А. М. Изуткин

ЧЕЛОВЕК. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

Кафедра философии и научного коммунизма Горьковского медицинского института им. С. М. Кирова

Современная научно-техническая революция преобразует экономическое бытие и сознание людей, наполняет новым содержанием трудовую деятельность, изменяет положение человека на производстве и в быту, вызывает существенные структурно-динамические сдвиги в состоянии здоровья и воспроизводства населения. В этих условиях перед социальной гигиеной встают новые теоретические проблемы, возрастает ее роль в укреплении здоровья трудящихся.

В самом деле высокоразвитому социалистическому обществу должен соответствовать и высокий уровень состояния здоровья населения. Да и сама потребность в более быстрой и доступной реализации всей полноты «человеческих проявлений жизни» (К. Маркс), в том числе и потребность в психо-физиологическом совершенстве, в связи с техническим и научным прогрессом значительно возросла. На современном этапе наше общество нуждается не просто в поддержании здоровья, а в резком повышении физического и духовного потенциала человека, в создании условий для удовлетворения потребности быть всесторонне здоровым. Вместе с тем все более полное удовлетворение запросов человека в области здравоохранения представляет собой одно из необходимых условий стимулирования творческой деятельности человека, решающий фактор всестороннего и ускоренного прогресса общества.

Новые теоретические подходы к гигиеническим исследованиям — закономерный и объективный процесс, связанный с научно-техническим прогрессом и возрастанием роли человека во всех его жизненных проявлениях.

Под влиянием технического прогресса гигиенистам приходится учитывать весь комплекс психо-физиологической и социальной деятельности работника в единстве не с отдельной машиной, а с технически сложной и подчас противоречивой средой. Но дело не только в этом. Функционирование автоматизированной техники и ее влияние на физическое и психическое состояние работников преломляются через систему макро- и микросоциальных отношений, в которые вступают люди в процессе производства. Поэтому перед социальными гигиенистами, исследующими проблему научно-технического прогресса и здоровья, встает задача более глубокого изучения человека в системе общественных отношений.

Теоретический анализ социальных общностей, групп и коллективов — главная, как нам кажется, сфера научных изысканий социал-гигиенистов в настоящее время. Действительно, если раньше производство служило по преимуществу условием приложения простого физического труда, то сейчас его характер меняется, оно направлено на увеличение доли затрат психической и умственной энергии. Научно-технический прогресс выдвинул на первый план такие стороны бытия человека, которые касаются эмоций, настроений, морально-психических характеристик, умения творчески мыслить и действовать. Все эти качества личности, указывающие на ее социальную природу и в определенном смысле формирующие ее общественное здоровье, и обусловливают перемещение спектра гигиенических исследований с индивида на коллектив.

Какие конкретно вопросы стоят перед гигиенистами в плане исследования групповых, коммуникативных связей? Роль социальной гигиены важна в разработке методов формирования здоровых коллективистских отношений на производстве и в быту. Сюда относятся вопросы, касающиеся воспитания у коллектива «гигиенической зрелости», создания на предприятиях, в учреждениях, семье и школе нормальных психо-гигиенических отношений, нахождение оптимальных методов гигиенического управления поведением человека и коллектива, гигиенического регулирования этого поведения.

Остановимся более подробно на проблеме гигиенического регулирования.

Человек начинает регулировать свою жизнедеятельность уже на первых этапах своего существования. Но стремление его сделать «свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» 1 в век научного и технического прогресса количественно и качественно возрастает. Поэтому расширяются и углубляются масштабы гигиенического регулирования.

Социально-гигиеническое регулирование связано с воспитанием у человека способности предвидеть психо-физиологические последствия технического прогресса. Это рациональные, научно обоснованные методы активного воздействия на физический и духовный мир человека с целью предупреждения заболеваний и укрепления здоровья. Это, наконец, созидание нового типа связи человека с окружающей природой и социальной средой, изменение интереса, мотиваций, установок и формирование на основе этого динамического стереотипа здоровой жизни.

В период научно-технической революции у человека возрастает не только потребность быть здоровым, но и ответственность за его сохранение и укрепление. В связи с этим гигиеническое регулирование предполагает воспитание у индивида ответственности, когда он осознает не только цель и средства деятельности, но и все многообразие факторов технической и социальной среды, обусловливающих нормальное, гармоническое развитие личности.

Проблема гигиенического регулирования, включающая методы физиологического, психологического и педагогического воздействия на человека как часть коллектива, приобрела особое значение в период экономического и технического прогресса. Если еще в прошлом веке достаточно было «самопроизвольной» биологической и психологической настройки организма на перемены в производстве, то сейчас приспособление человека к изменяющимся условиям технической среды происходит на основе сознательного воспитания и регулирования поведения личности в процессе труда. Новая ситуация на производстве требует от социал-гигиенистов иного подхода к вопросам организации труда, профессионального подбора, способностей потребностей человека.

При изучении вопросов гигиенического регулирования жизнедеятельностью индивида и коллектива необходимо учитывать, что социальная

'К-Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, с. 565.

ориентация человека, как и вся его жизнь в целом, претерпевает в настоящее время существенные изменения. Совершенствуются знания, опыт и способности людей; другими становятся материальные и моральные стимулы к труду; меняются интересы и потребности. При этом важно помнить, что человек не только испытывает на себе воздействие социальных и пси-хо-физиологических последствий научно-технической революции, но и в свою очередь выступает в качестве созидательной, творческой силы в развитии техники и совершенствовании социальных отношений. Эта активная роль человека, к сожалению, остается иногда за пределами внимания социал-гигиенистов.

Нередко можно наблюдать, когда они рассматривают человека как объект технического прогресса, а не как его субъект, забывая, что развитие техники, ее положительное или от рицательное влияние на состояние здоровья не могут быть правильно поняты в отрыве от преобразующей деятельности человека.

На XXIV съезде КПСС указывалось, что «великое дело — строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека» 1. Проблема гармонического развития человека, сочетающего в себе физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту — важнейшая сфера социально-гигиенических исследований.

Из всех сторон, формирующих всесторонне развитую личность, хотелось бы отметить лишь ту, которая связана с гигиеническим обоснованием процесса интеграции профессий в трудовой деятельности человека.

Развитие унификации и универсализации в условиях автоматизированного производства ведет к общности и сходству в смежных профессиях, к слиянию узких профессий в более широкие, к овладению каждым работником' несколькими профессиями. Несомненно, что эта объективная тенденция развития человека должна быть изучена с позиций гигиенически обоснованного контроля. И здесь необходимо гигиеническое регулирование тех возможностей, которые заключены в естественной и социальной природе человека. Так, гигиенисты совместно с физиологами и социальными психологами должны уделять серьезное внимание изучению подвижности нервных процессов как естественной основы воспитания. Наряду с этим важно знать и те средства гигиенически целесообразного стимулирования трудовой активности работника, которые заключены в его социальных отношениях. И в том и другом случае речь идет опять-таки об управлении процессом всестороннего развития людей, которые, по выражению В. И. Ленина, «умеют все делать».

Вопросы социально-гигиенического регулирования тесно связаны с превращением социальной гигиены в непосредственную производительную силу, в важнейший фактор экономического прогресса.

Формирование всесторонне развитой личности есть в то же время процесс созидания новых качеств у рабочей силы, способной трудиться более производительно. Потребность в более быстром и доступном достижении всей полноты гармонически здоровой жизни перерастает в условиях социализма в потребность более продуктивной трудовой деятельности. В материалах XXIV съезда КПСС всестороннее воспитание и развитие способностей человека как производительной силы рассматривается в качестве единого взаимообусловленного процесса. Социально-гигиенический анализ этого процесса имеет большое не только гуманистическое, но и экономическое значение. И это вполне естественно, поскольку воспроизводство здоровой рабочей силы является одним из решающих факторов развития производства.

Следует отметить, что экономическая функция медицины вообще и социальной гигиены, в частности, недооценивается в нашей литературе. Этот упрек следует отнести как к ученым, так и особенно к организато-

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 83.

рам здравоохранения, руководителям предприятий и учреждений. Не все наши руководящие кадры имеют навыки анализа экономических потерь вследствие заболеваемости, слабо представляют себе пути и средства бережливого расходования здоровья — общественного богатства страны.

Роль социальной гигиены как производственной силы общества вытекает из предмета и внутренних особенностей функционирования этой науки. Социальная гигиена имеет дело с личным и общественным здоровьем человека, с изучением его физических и психических свойств. Но как раз через реализацию этих свойств и осуществляется в процессе труда созидание материальных и духовных ценностей. Поэтому от психо-физиологи-ческого состояния человека во многом зависит производительность его труда. По этой же причине раскрытие социально-гигиенического механизма общественного здоровья является по существу процессом гуманистическим и экономическим одновременно.

Гигиенический аспект изучения природы человека в единстве с экономическим в современных условиях приобретает новое содержание, поскольку соединение человека, науки и производства в период научно-технической революции происходит на качественно новом уровне. Сейчас особенно современно звучат высказывания Карла Маркса о том, что «действительное богатство— это развитая производительная сила всех индивидов»1, что «развитие общественного индивида — вот что выступает в качестве основного устоя производства и богатства» 2. Далее, в условиях технического прогресса принципиально новое значение приобретает цена времени. В среднем тысяча минут в сутки отпущена человеку для активной деятельности. Огромное богатство! В минуту наша страна производит более 16 тыс. м тканей, 1200 пар кожаной обуви, сотни тонн металла и цемента, более 100 т минеральных удобрений, на миллионы рублей другой продукции 3.

Из этих цифр видно, что каждый больной человек — огромная экономическая и морально-политическая потеря, ибо при этом утрачивается одна из возможностей произвести новые материальные и духовные ценности.

Здоровье человека, продолжительность его жизни при социализме не просто способствуют развитию производства, но и порождают новую массовую силу для его расширенного и ускоренного воспроизводства. Объяснение этого факта надо видеть и в том, что здравоохранение при социализме носит не частный, а общественный характер. Поэтому-то его воздействие на экономику значительно возрастает.

В условиях социализма укрепление здоровья трудящихся для достижения определенных экономических результатов не является самоцелью, ибо эти результаты в конечном счете обращаются на дальнейшее удовлетворение потребностей народа. В этом заключается принципиальное различие экономических исследований в области здравоохранения при социализме и капитализме.

Отсюда ясно, что выдвигаемая в применении к марксизму антиномия сциентизма и гуманизма надуманна и несостоятельна. Анализ экономических проблем в связи с совершенствованием работника марксизм подкрепляет всесторонним развитием человека на основе удовлетворения его потребностей. В качестве главной задачи текущей пятилетки XXIV съезд КПСС выдвинул значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа. Поэтому было бы серьезной ошибкой экономические потребности развития нашего общества рассматривать вне интересов и запросов личности, сводить проблему человека к совокупному общественному индивиду.

1 Из неопубликованных рукописей К-Маркса. Большевик, 1939, № 11 — 12, с. 64.

2 Из неопубликованных рукописей К- Маркса. Большевик, 1939, с. 62.

8 «Правда» от 25/Х 1970 года.

Говоря о некоторых новых тенденциях развития социальной гигиены в период научно-технического прогресса, следует подчеркнуть, что определяющей стороной здесь является интеграция гигиенических знаний на основе обобщающих выводов общественных наук (педагогика, социальная психология, эстетика, политэкономия и др.). Конечно, социальная гигиена как пограничная дисциплина использует и данные естественных наук, поскольку она изучает социальные условия в связи с биологическими законами жизнедеятельности человека. Однако тенденция обществоведения в гигиене сейчас превалирует над тенденцией природоведения. Социальная гигиена становится важнейшим разделом той части человековедения, которая рассматривает личность как субъект труда, общения и познания.

Дальнейший процесс социализации гигиены обнаруживается и в том, что в ее логическом аппарате все большее значение приобретают такие категории, как общественное здоровье, трудовое долголетие, социальная профилактика, духовное и нравственное здоровье и др.

Современная научно-техническая революция вызывает у человечества много надежд. Вместе с тем порождается немало тревог и опасений, возникают новые, подчас противоречивые проблемы. Бесспорно, что технический прогресс облегчает труд человека. Но не ведет ли он к одностороннему умственному совершенствованию личности в ущерб ее здоровому физическому напряжению и развитию? Успехи науки и техники способствуют увеличению свободного времени, расширению досуга. Но всегда ли они используются в интересах здоровья личности? Современная индустрия способна преобразовать жизнь и быт людей, сделать их более комфортабельными и гигиеничными. Но не отравляется ли при этом природная среда обитания человека отходами производства?

Некоторые буржуазные социологи и гигиенисты полагают, что все эти противоречия научно-технического прогресса неустранимы, в связи с чем увеличение травматизма и заболеваемости представляет собой неизбежный спутник цивилизации.

Марксизм не отрицает социально-гигиенических противоречий, обусловленных научно-техническим прогрессом. В неантагонистической форме они наблюдаются и при социализме. Однако марксизм не ограничивается констатацией, а показывает конкретно-исторический характер, вскрывает социально-экономическую основу этих противоречий, намечает пути их преодоления.

Одним из важнейших средств разрешения противоречий в системе «человек — техника — коллектив» при социализме является дальнейший научный поиск в области социальной гигиены. Органическое сочетание научных достижений с преимуществами социализма будет способствовать созданию благоприятных условий для труда, отдыха и здоровья населения, всестороннему развитию способностей и творческой активности трудящихся, гармоническому прогрессу нашего общества.

В заключение необходимо сделать 2 принципиальных замечания. Роль микросреды для здоровья человека не может быть правильно понята вне ее взаимосвязи с макросредой, с отношениями, господствующими в обществе. Социально-экономическая структура общества как целостного организма — определяющий фактор развития и функционирования конкретной микросреды личности. Это, во-первых. Во-вторых, следует иметь в виду, что под воздействием научно-технической революции наряду с возрастанием гигиенической роли группового общения действует и другая, противоположная тенденция, связанная с прогрессирующим влиянием на физическое и психическое здоровье личности широкой, можно сказать, глобальной социальной среды. Здесь обнаруживается общая закономерность усложнения всей системы биосоциальных связей человека, тенденция к расширению и обогащению форм социального общения как групповых и классовых, так и общечеловеческих. поступила 12/п 1973 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.