Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ НАУКА И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ НАУКА И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ НАУКА И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 614.001.11

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ НАУКА И'ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А. М. Изуткин заведующий кафедрой диалектического и исторического материализма и научного коммунизма

Горьковский медицинский институт

Современный этап общего кризиса капиталистической системы характеризуется обострением идеологической борьбы во всех областях общественной жизни. «В современном мире, — говорится в Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина», — идет острейшая борьба двух идеологий — социалистической и буржуазной, борьба, отражающая непримиримость классовых позиций пролетариата и буржуазии, социализма и капитализма»1. Эта борьба охватила и науку, в особенности те ее разделы, предметом изучения которых является человек. Мы рассмотрим некоторые аспекты проявления идеологической борьбы в области социальной гигиены.

Характеризуя современное состояние медицины за рубежом, необходимо учитывать, что за последние десятилетия расширился фронт социологических исследований в здравоохранении. Это объясняется возрастанием в XX веке роли социально-психологических условий в возникновении и распространении заболеваемости среди населения. Коренные преобразования в общественной жизни, повышение социальной и территориальной мобильности населения, возросший уровень интеллектуализации и технизации жизни людей вызывают существенные изменения в динамике и структуре заболеваемости и демографических процессах. В этих условиях стало очевидным, что управление взаимодействием общества и состоянием здоровья людей лежит в сфере комплексных социально-биологических исследований с использованием методов общественных наук.

Но социологическая ориентация современной медицины с определенной идеологической направленностью определяется не только теоретическими и практическими запросами самого здравоохранения. В нашу эпоху, ознаменовавшуюся новым этапом в развитии общего кризиса капитализма, буржуазия использует все рычаги экономического, политического и идеологического воздействия на ученых с тем, чтобы превратить науку в послушное орудие борьбы против истины и прогресса. Буржуазные идеологи стремятся использовать науку в узкоклассовых интересах, толкая ученых на путь идеализма и мистики. И надо сказать, что в современном капиталистическом мире есть такие «ученые» и в их числе медики, которые являются соучастниками «мозговых» трестов, разрабатывающих идеологическую стратегию империализма. Эти тресты используют реакционные выводы некоторых представителей здравоохранения для обоснования антикоммунистических рабочих «концепций». Примером может служить деятельность западногерманского гигиениста Нидермайера, неотомистские концепции которого перекликаются с домыслами идеологов современного антикоммунизма. Чтобы избежать социалистического переустройства общества, угрожающего, по его мнению, личности и всему человечеству, надо следовать указаниям папских энциклик. В антикоммунистическом духе решаются Нидер-майером и вопросы социальной гигиены. В своем учебнике он пытается доказать, что «проблемы гигиены не могут быть разрешены на путях социализма», что «для разрешения гигиенических вопросов необходимо отказаться от учения Маркса и следовать указаниям церкви.

1 О подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Постановление ЦК КПСС. «Коммунист», 1968, № 12, с. 9.

Нельзя также забывать, что среди зарубежных медиков были и есть такие, которые хотят использовать медицину и гигиену для оправдания реакционных направлений, вроде социал-дарвинизма,теории Мальтуса, расизма и др.

Обострение идеологической борьбы в медицине за рубежом является следствием не только социально-экономических условий, но и все возрастающего влияния на здравоохранение буржуазной идеологии и прежде всего эмпирической социологии и философии. В буржуазных странах углубился кризис в сфере социологии и морали, в сознании и поведении людей. О «состоянии душевного беспокойства», «психологии на грани катастрофы», «растущем морально-психологическом кризисе» пишут многие западные социологи. Предпринимаются попытки использовать медицину для разрешения назревших задач капиталистического общества, превратить ее в «важную и полезную лабораторию для социологов с самыми различными теоретическими интересами»1. Необходимо в связи с этим отметить, что некоторые идеалистические теории в медицине и гигиене, как, например, фрейдизм и неофрейдизм, все чаще служат не теоретическим обоснованием лечения собственно психических заболеваний, а средством оказания социальной помощи людям от той напряженности, которая существует в мире. Так, Г. Уэллс указывает, что «главным интересом психоанализа стала максимальная цель трансформации характера. Новый тип пациентов скорее жалуется на «несчастье», «тревогу» и «чувство одиночества» ...чем на специфические невротические или патофизиологические симптомы»2. Психоанализ становится одним из инструментов в идеологическом арсенале современной буржуазии для «лечения» недугов капиталистического общества.

Наряду с «омедициниванием» социологии в буржуазных странах идет процесс социологизации медицины, который имеет вполне определенную классово-политическую ориентацию. Неизбежно сталкиваясь с общественными и идеологическими проблемами, зарубежные гигиенисты в своих исследованиях обращаются к эмпирической буржуазной социологии, нередко заимствуя из нее идеалистические теории о сущности человека, выражающие интересы буржуазии.

Линия взаимосвязи буржуазной социологии и здравоохранения обнаруживается в общности мышления зарубежных социологов и гигиенистов по таким принципиальным проблемам теории медицины, как социально-биологическая, вопрос о причинах возникновения так называемых болезней цивилизации, о характере противоречий между обществом и природными свойствами человека в связи с научно-техническим прогрессом, о понимании направленности развития общества и др. «Наведение мостов» между эмпирической буржуазной социологией и гигиеной с далеко идущими теоретическими и практическими выводами осуществляется и в сфере психоэмоциональной жизни людей. Так, социометрический метод в буржуазной социологии широко применяется для обоснования и решения теоретических проблем групповой психотерапии. В свою очередь обобщающие выводы представителей психотерапии объективно служат классовым интересам буржуазии, поскольку одной из главных задач малой психотерапии является приспособление людей к существующим капиталистическим условиям. Подобное приспособление может, по мнению Дж. Морено, сделать человеческие отношения стерильными и созидательными 3. Не случайно то, что представители современных направлений в изучении малых групп в социологии и медицине видят в них и преграду для распространения идей коммунизма (Дж. Морено), и условие для создания «оптимального общества будущего» (К- Левин), и, наконец, средство усиления эксплуатации и создания видимости классового мира (Э. Мэйо).

1 Социология сегодня (Проблемы и перспективы). М., 1965, с. 256.

2 Н. К. Wells. The Failure of Psychoanalyst. New York, 1963, p. 140.

3 Cm. Handbook of group Psychotherapy. New York, 1966, p. 158.

Взаимопроникновение буржуазной социологии и медицины отмечается и на уровне прикладных гигиенических исследований. Показательна в этом отношении связь теории «человеческих отношений» и промышленной медицины. Апологеты капитализма, внедряя на производстве «человеческие отношения», учитывают возрастание роли психоэмоциональных факторов, которые приобрели в век научно-технический революции особую социальную ценность. Оказалось, что эти факторы можно измерить звонкой монетой и использовать для увеличения прибыли. Но психологические взаимоотношения между людьми имеют немаловажное значение и для здоровья, которое, кстати говоря, также является важной доходной частью капиталистических монополий. Имея в виду здравоохранительную роль психологических факторов, медики (сознательно или неосознанно) принимают активное участие в налаживании человеческих отношений, в улучшении морального климата на производстве и тем самым вступают в разносторонние контакты с предпринимателями. Не случайно поэтому, что буржуазные идеологи в установлении человеческих отношений на предприятиях придают важное значение совместным действиям администрации, социологов, культурных антропологов, психологов, гигиенистов. Так, замыкается круг между предпринимателями и службой здравоохранения, между реакционной буржуазной социологией и реформистской буржуазной гигиеной.

Велика зависимость развития медицины от философских теорий, господствующих в буржуазном обществе. Особенно большое влияние на врачебное мышление и теорию медицины оказывают экзистенциализм и неотомизм. При рассмотрении таких вопросов, как психосоматическое единство, соотношение физиологии и патологии, роль интуиции в медицине, понимание морального кризиса в системе врач—больной, сущность деперсонализации, отчужденности и др., многие зарубежные медики полностью опираются на представления экзистенциалистов о так называемых пограничных ситуациях человеческого бытия (страх, смерть и др.), о безысходности всего происходящего, о чувстве постоянной заботы и тревоги современного человека, потерявшего свободу социальной и естественной жизнедеятельности.

Заимствуя антинаучные теории, проповедуемые буржуазными социологами и философами, зарубежные медики и гигиенисты в своих исследованиях, прикрываясь абстрактными рассуждениями о цивилизации и человеке, решают многие социальные вопросы здоровья и воспроизводства населения с позиций идеализма, эклектически и узкоутилитарно. Сводя социальные причины болезней к эмпирическому описанию несущественных деталей повседневной жизни, социал-гигиен исты и психогигиенисты на Западе уходят в сторону от разрешения коренных общественных проблем здравоохранения. Если гигиенисты и пытаются делать обобщения, то они, как правило, не раскрывают основных причинных связей и закономерностей, лежащих в основе заболеваемости населения. В этих условиях острые социальные проблемы здравоохранения просто обходятся или остаются нерешенными, несмотря на обилие фактов, собранных при изучении заболеваемости среди населения.

В современных теориях буржуазных гигиенистов определилась линия антигуманизма и пессимизма, что находит свое отражение в теоретическом обосновании невозможности осуществления комплексных, профилактических мероприятий в период научно-технического прогресса. Поиски лучшего приспособления к социальной действительности, а не ее практически революционное изменение — вот к чему сводятся усилия зарубежных гигиенистов. Этот принцип лежит в основе и теории «болезней цивилизации». Общие причины возникновения современной патологии сторонники данной теории видят в дисгармонии ритмов природной жизни человека и ритмов, создаваемых новым образом жизни цивилизованного общества. Однако в силу своей классовой ограниченности буржуазные социал-гигиенисты не в состоянии вскрыть подлинные источники той действительно существующей

угрозы человеческому здоровью, которую несет современная капиталистическая цивилизация. Пессимистически истолковывая социальные и психофизиологические последствия научно-технического прогресса, западные деятели здравоохранения, идя по стопам своих теоретических наставников — буржуазных социологов, утверждают, что этот прогресс стал неуправляемым, стихийным, отрицательные последствия которого предвидеть невозможно.

Марксизм вопреки утверждениям идеологов социального и гигиенического пессимизма отнюдь не является наивным оптимизмом. «Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма»1, — говорил В. И. Ленин. Марксисты не отрицают противоречий (в том числе и социально-гигиенических), которые заключены в научно-техническом прогрессе. Но они в отличие от буржуазных социологов и медиков не ограничиваются лишь констатацией этих противоречий, а показывают их конкретно-исторический характер, вскрывают их социально-экономическую основу и намечают пути преодоления.

Таким образом, развитие современной теоретической гигиены неотделимо от борьбы материализма и идеализма, выражающих противоположные методологические подходы к объяснению биологических и общественных вопросов здравоохранения. Усиление этой борьбы в наши дни и ее причины необходимо искать прежде всего в социально-экономической системе буржуазного общества, а также в расширении связи медицины с буржуазной социологией и философией. Сопоставление философских, социологических и социал-гигиенических теорий в буржуазных странах показывает, что между ними существует глубокая общность исходных методологических установок, обусловленных идеалистическим пониманием жизни человека и общества. Во взаимосвязи гигиены с социологией и философией в буржуазном мире наиболее полно обнаруживается партийность социал-гигиениче-ской науки, ее зависимость от господствующей буржуазной идеологии. Поэтому зарубежные гигиенисты не являются бесстрастными исполнителями истины, их исследования несут определенную идеологическую нагрузку, которая связана с запросами буржуазного общества.

Идеализм в социальной гигиене служит отражением не только соци-ально-классовых и идеологических отношений, господствующих в буржуазном обществе. Важность идеалистических выводов в науке заключена также в одностороннем, метафизическом понимании ее представителями природы общества и человека. В силу этого было бы неправильно всех гигиенистов, делающих идеалистические выводы, считать сознательными проводниками идей реакционной буржуазии.

При оценке вглядов ученых-гигиенистов надо иметь в виду объективную и субъективную стороны. В современных буржуазных странах есть медики, которые объективно и субъективно оказываются соучастниками реакционных направлений, разрабатываемых буржуазными идеологами. Вместе с тем нельзя буржуазным гигиенистам во всех случаях приписывать сознательное, своекорыстное стремление защищать интересы определенного класса. Между субъективным сознанием медика и объективным значением его идей может быть и разрыв. Гигиенисты до поры до времени могут не сознавать, интересам какого класса соответствуют их взгляды и действия. Вот почему очень важно отличать медиков-идеалистов, которые сознательно и преднамеренно защищают интересы буржуазии, от медиков, идеализм которых не является сознательным убеждением, когда они не видят интересов монополистов или «субъективно» не преследуют их защиту.

Поэтому, подвергая всесторонней и принципиальной критике высказывания буржуазных ученых, склоняющихся к идеализму, следует внимательно изучать и сохранять богатый фактический материал, который они способны дать. Признавая сильное влияние на медицину, в особенности на ее теоретические и социальные разделы, буржуазных философских и идеоло-

1 В. И Ленин. Сочинения. Изд. 5-е, т 10, с. 355. 12 «

гических концепций, нельзя впадать в крайность и сводить борьбу мнений в медицине и гигиене лишь к борьбе идеологий, объяснять, любое теоретическое обобщение в этой науке как отражение идеологической борьбы. Нельзя также без научного анализа отвергать те или иные положения в медицине только потому, что буржуазные идеологи делают из них идеалистические выводы. . ..

Игнорирование зарубежных достижений в естествознании, вульгаризаторские ошибки в понимании принципа партийности в этой области наносят огромный вред, так как все это мешает использованию достижений науки других стран, сводит на нет творчество прогрессивных ученых капиталистических стран, вносящих большой вклад в общечеловеческий прогресс.

Выводы

1. Развитие Iсоциальной гигиены неотделимо от борьбы материализма и идеализма, выражающих противоположные методологические подходы к объяснению общественных проблем здравоохранения.

2. На современном этапе в сфере теоретических аспектов социальной гигиены резко обострилась идеологическая борьба как проявление общего кризиса буржуазной идеологии, результат обострения классовых противоречий и углубившейся связи социальной гигиены с буржуазной эмпирической социологией и философией.

3. Идеализм в социальной гигиене имеет не только классовые, но и гносеологические корни. Преодолевая идеализм и метафизику в социальной медицине, необходимо выделять и поддерживать все ценное, что могут дать зарубежные ученые для развития гигиенической науки.

Поступила 2/ХП 1968 г.

УДК 613*32

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВ НОВЫХ КАТИОННЫХ ФЛОККУЛЯНТОВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

Б. Р. Витвицкая

Кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова

11.

Возрастающая потребность в доброкачественной питьевой воде ставит новые задачи перед технологией подготовки ее. Благодаря успешному развитию химии полимеров оказалось возможным применение новых реагентов — флоккулянтов, в связи с чем возникает вопрос об установлении допустимых уровней остаточных количеств их в питьевой воде, подаваемой населению.

Катионные флоккулянты ВА-2 и ВА-3 синтезированы на основе полистирола, ВА-2Т и ВА-ЗТ — на основе поливинилтолуола путем обработки монохлорметиловым эфиром и дальнейшим аминированием триметиламином (ВА-2, ВА-2Т) и пиридином (ВА-3, ВА-ЗТ)1. Поданным Академии коммунального хозяйства им. К- Д. Памфилова (Ю. И. Вейцер и Р. М. Стерина, 1965, 1967), все эти соединения обладают высокими флоккулирующими свойствами и имеют значительное преимущество перед анионным флоккулян-том — полиакриламидом, так как могут быть использованы для обработки воды без применения минерального коагулянта (сернокислого алюминия). Однако для использования названных новых перспективных флоккулянтов

1 Авторское свидетельство 173138. Бюллетень изобретений, 1965, № 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.