WW^WW^V РРГМПНД пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл
РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Научная статья УДК 332.1
Б01: 10.24412/2227-9407-2024-6-101-114 ББ№ АУЮРХ
Человеческий капитал в сельском хозяйстве: особенности и цифровая трансформация
Анзор Мусаевич СаидовАсия Камильевна Субаева2
1 Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтурсынулы, Костанай, Республика Казахстан
2 Чистопольский филиал «Восток» Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева - КАИ, Татарстан, Россия
1 [email protected]://orcid.org/0000-0002-6937-4663
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6237-8074
Аннотация
Введение. В статье проанализировано текущее состояние и уровень сельскохозяйственного человеческого капитала. В ней рассматриваются особенности человеческого капитала в сельскохозяйственном секторе и предлагаются задачи исследований по формированию человеческого капитала в аграрном секторе, с выявлением ключевых проблем и возможностей отрасли, представлена зависимость конкурентоспособности человеческого капитала от уровня цифровых компетенций, а также подчеркивается необходимость для сельскохозяйственных предприятий адаптироваться к технологическому прогрессу, чтобы оставаться конкурентоспособными. Материалы и методы. При анализе результатов работы отрасли сельского хозяйства использовались официальные статистические данные Российской Федерации, научные исследования ученых по данной проблематике и собственные аналитические исследования экономических и социальных аспектов развития промышленности. Комплексное использование методов научного исследования позволило всесторонне и полно реализовать принципы исследования.
Результаты. Приведены основные результаты исследования, подчеркивающие значимость цифровых компетенций в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора. Определены различные уровни цифровых навыков и их влияние на общую конкурентоспособность человеческого капитала. Обсуждение. В ходе обсуждения рассматриваются последствия цифровой трансформации для сельского хозяйства и роль цифровых компетенций в формировании будущего отрасли. Рассматриваются проблемы и возможности, связанные с внедрением цифровых технологий в сельскохозяйственную практику. Заключение. В заключение дано обобщение основных выводов и подчеркнута необходимость инвестирования в развитие цифровой составляющей человеческого капитала сельского хозяйства. Предлагается создание сельскохозяйственных цифровых центров в качестве стратегического подхода к повышению уровня человеческого капитала в сельском хозяйстве и обеспечению устойчивого развития отрасли.
Ключевые слова: конкурентоспособность, производительность, сезонность, сельское хозяйство, уровень образования, цифровая трансформация, цифровые компетенции, человеческий капитал
Для цитирования: Саидов А. М., Субаева А. К. Человеческий капитал в сельском хозяйстве: особенности и цифровая трансформация // Вестник НГИЭИ. 2024. № 6 (157). С. 101-114. Б01: 10.24412/2227-9407-2024-6101-114. ББ№ АУЮРХ
© Саидов А. М., Субаева А. К., 2024
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
Human capital in agriculture: features and digital transformation
Anzor M. Saidov18, Asiya K. Subaeva2
1 Kostanay Regional University named after Akhmet Baitursynuly, Kostanay, Republic of Kazakhstan
2 Chistopol branch « Vostok» of the Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI, Tatarstan, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6937-4663
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6237-8074
Abstract
Introduction. The article reflects the current state and level of human capital in agriculture. The features of human capital in agriculture are considered. The research objectives are formulated to allow for the formation of human capital in agriculture, identifying the key problems and opportunities of the industry, and also emphasizes the need for agricultural enterprises to adapt to technological progress in order to remain competitive.
Materials and methods. When analyzing the results of the agricultural industry, the official statistical data of the Russian Federation, scientific research of scientists on this issue and our own analytical studies of economic and social aspects of industry development were used. The integrated use of scientific research methods made it possible to comprehensively and fully realize the research principles.
Results. The main results of the study are presented, emphasizing the importance of digital competencies in increasing the competitiveness of the agricultural sector. The different levels of digital skills and their impact on the overall competitiveness of human capital are identified.
Discussion. The discussion examines the implications of digital transformation for agriculture and the role of digital competencies in shaping the future of the industry. The problems and opportunities associated with the introduction of digital technologies into agricultural practice are considered.
Conclusion. In conclusion, a summary of the main findings is given and the need to invest in the development of digital competencies among agricultural workers is emphasized. The creation of agricultural digital centers is proposed as a strategic approach to increasing the level of human capital in agriculture and ensuring sustainable development of the industry.
Keywords: human capital, agriculture, digital transformation, seasonality, education level, digital competencies, productivity, competitiveness
For citation: Saidov A. M., Subaeva A. K. Human capital in agriculture: features and digital transformation // Bulletin NGIEI. 2024. № 6 (157). P. 101-114. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-6-101-114. EDN: AYKJFX
Введение
Россия по-прежнему остается аграрной страной, треть ее населения живет в сельской местности. Сельское хозяйство, составляющее значительную часть экономики Российской Федерации, включает в себя широкий спектр отраслей, тесно взаимосвязанных по экономическим и производственным параметрам.
Для облегчения анализа структуру сельского хозяйства принято разделять на пять ключевых направлений:
- первое направление включает в себя промышленную поддержку сельского хозяйства. Это, прежде всего, тракторы, комбайны, сеялки, опрыскиватели и другая сельскохозяйственная техника. Важную роль играет легкая промышленность, обес-
печивающая сельское хозяйство одеждой, обувью и упаковочными материалами. Неотъемлемой частью первого направления является сельскохозяйственное строительство, которое включает в себя возведение ферм, складов, теплиц, а также развитие ирригационных систем и водохранилищ;
- второе направление непосредственно охватывает растениеводство и животноводство. В растениеводстве используются различные технологии, от традиционного земледелия до современных методов гидропоники и вертикального земледелия. В животноводстве важен баланс между высококачественной продукцией и здоровьем животных;
- третье направление связано с переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания. Пищевая промышленность преоб-
VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW
¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И ОМГЛСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
разует сырье в продукты, доступные потребителю. Это широкий спектр производств, включающий молочную промышленность, мясоперерабатывающую, мукомольную, консервную, сахарную, маслобойную и т. д. ;
- четвертое направление включает в себя производственную инфраструктуру, обеспечивающую нормальное функционирование сельского хозяйства. Это производство удобрений, пестицидов, ветеринарных услуг, ремонтных мастерских и транспортных систем. Важную роль играют научные исследования и разработки, направленные на развитие новых технологий в сельском хозяйстве;
- пятое направление включает в себя рыночную инфраструктуру. Сюда входят оптовые и розничные рынки, торговые сети и логистические центры. Современное сельское хозяйство все больше ориентируется на предпочтения потребителей, что требует развития систем маркетинга и рекламы.
Эти пять направлений тесно связаны между собой: промышленное снабжение обеспечивает сельское хозяйство средствами производства; сельское хозяйство обеспечивает сырьем пищевую промышленность; производственная инфраструктура обеспечивает бесперебойную работу всех направлений; рыночная инфраструктура занимается реализацией сельскохозяйственной продукции [1].
Сельское хозяйство играет важную роль в экономике и является приоритетным направлением для обеспечения национальной продовольственной безопасности и достижения стратегических целей, таких как увеличение объемов и качества сельскохозяйственного производства, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, эффективного использования ресурсов и развитие инфраструктуры [2].
Повышение продуктивности животноводства и урожайности сельскохозяйственных культур предполагает внедрение современных методов селекции, использование высокоурожайных пород и сортов растений, а также внедрение передовых технологий выращивания и ухода. Повышение производительности позволяет увеличить объемы сельскохозяйственного производства и снизить зависимость от импорта. Для оптимизации производственных процессов и снижения затрат решающее значение имеет повышение эффективности использования ресурсов. Рациональное использование земли, воды и энергии, а также внедрение современных технологий орошения и внесения удобре-
ний способствуют повышению урожайности и качества продукции при меньших затратах [3].
Развитие сельскохозяйственной инфраструктуры (дорог, хранилищ, оросительных систем) повышает эффективность производственных процессов и уменьшает зависимости от импорта [4].
Только качественный человеческий капитал, то есть люди, обладающие специальным опытом, навыками и знаниями могут решить все эти задачи.
Гипотеза исследования заключается в том, что сельское хозяйство в условиях цифровой трансформации требует формирования человеческого капитала, обладающего не только специфическими для отрасли компетенциями, но цифровыми навыками.
Целью данного исследования является анализ текущего состояния и особенностей формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве в условиях цифровой трансформации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи исследования:
- проанализировать текущее состояние человеческого капитала сельского хозяйства РФ;
- выявить особенности формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве;
- разработать рекомендации по формированию цифровых компетенций в сельском хозяйстве.
Материалы и методы
Для проведения исследования применялись общенаучные логические методы исследования: классификация, обобщение, сравнение, структурный анализ и синтез информации. Научно-теоретическое исследование осуществлялось на основе анализа работ отечественных ученых по проблемам формирования человеческого капитала в сельскохозяйственном секторе в различных технологических укладах.
Основные источники данных: официальные статистические данные о производительности труда в сельском хозяйстве, образовательном уровне и другие показатели экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в стране.
Совокупность представленных научных методов экономических исследований на основании официальных данных позволили провести исследование в соответствии с принципами комплексности, адекватности и достоверности. По итогам проведенного комплексного анализа были выявлены основные проблемы и сформированы направления повышения человеческого капитала сельского хозяйства.
^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^
nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_
Результаты
Сегодня аграрный рынок труда предъявляет совершенно новые требования к качеству рабочей силы, и это усиливает значимость формирования и развития человеческого капитала не только для индивидуума, но и для предприятия, отрасли, региона и государства в целом.
Человеческий капитал неразрывно связан с человеком и базируется на инвестициях в обучение, науку, культуру персонала и информационную систему для повышения интеллектуального потенциала и конкурентного преимущества предприятия [5].
«Человеческий капитал в сельском хозяйстве - это способность работников сельского хозяйства, практически использовать свое образование, опыт и природные способности для переработки сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания, получения дохода и обеспечения себя и своей семьи» [6, с. 31-37].
Так же как всем отраслям экономики, человеческому капиталу сельского хозяйства присуще эволюционное развитие, причем особенности его формирования и эксплуатации зависят от уровня
По сравнению со странами с похожими условиями ведения сельского хозяйства, производительность труда в российском сельском хозяйстве заметно ниже. Как в растениеводстве, так и в животноводстве отсутствует современное оборудование и автоматизация, в значительной степени используется ручной труд. В растениеводстве распространены
развития самой отрасли, в которой осуществляется производство.
Анализ состояния человеческого капитала России свидетельствует о разрыве между образованием и навыками в сельском хозяйстве, что ведет к снижению качества рабочей силы и общей деградации человеческого капитала. Массовая миграция из сельских районов из-за снижения уровня жизни усугубляет ситуацию. Среди сельской молодежи одновременно наблюдается снижение уровня грамотности и заметный культурно-моральный упадок. Это объясняется неразвитостью сельской инфраструктуры, нехваткой финансовых средств у работников сельского хозяйства на проведение досуга и отсутствием должных инвестиций в образование подрастающего поколения. Отсутствие трудовой мотивации у сельскохозяйственного персонала неизбежно приводит к низкой производительности труда отрасли [7].
Справедливости ради, следует отметить, что в последние годы уровень производительности труда в сельскохозяйственных предприятиях РФ меняется в положительную сторону (за период 2018-2023 годы темпы прироста производительности труда выросли на 4,6 % (рисунок 1).
устаревшие технологии, некачественные семена и недостаточные меры борьбы с болезнями и вредителями.
Особенностью повышения производительности труда в сельском хозяйстве Российской Федерации является снижение среднегодовой численности занятых за последние двадцать лет в 2 раза. Также
Рис. 1. Темпы роста (снижения) производительности труда в сельском хозяйстве Fig. 1. Rates of growth (decrease) in labor productivity in agriculture Источник: составлено на основании данных
WW^WW^V рргмпнд пкн&я iiптрдг птдя яwnнпмикд
РЕ! И ОПАЛ ID ПАЯ И 01 РАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА
наблюдается сложная ситуация с сокращением количества специалистов сельскохозяйственных организаций. Сельские кадры сильно стареют, и усиливается дефицит специалистов.
За рассматриваемый динамический период наблюдается снижение выпуска лиц с высшим сельскохозяйственным образованием (снижение на 11 % с 2000 по 2023 год). Данная тенденция связана, прежде всего, с нежеланием молодежи строить карьеру в сельском хозяйстве, предпочитая профессиональное образование (рост на 32,3 % с 2017 по 2023 год). Эти тенденции в сельском хозяйстве свидетельствуют о проблемах в формировании человеческого капитала, создавая угрозу как для текущего уровня производительности, так и для будущих перспектив агропромышленного сектора.
Для того, чтобы сформировать цифровые компетенции, необходимые для работников сельскохозяйственной сферы, необходимо выявить особенности человеческого капитала в сельскохозяйственном секторе.
1. Одной из существенных причин нестабильности доходов сельскохозяйственных работников является зависимость от сезонной занятости, которая негативно сказывается на доходах сельских жителей. Доходы сельскохозяйственных работников часто колеблются в зависимости от таких факторов, как урожайность, погодные условия и рыночные цены. В сельских районах, как правило, меньше возможностей для трудоустройства, что снижает конкуренцию на рынке труда и, соответственно,
На рисунке 2 приведены данные Росстата о выпуске специалистов для сельского хозяйства государственными учебными заведениями.
уровень заработной платы. Сельскохозяйственный сектор часто страдает от недостатка инвестиций, что приводит к низкой заработной плате. В некоторых регионах отсутствуют эффективные программы поддержки фермеров и сельскохозяйственных работников, что еще больше усугубляет их финансовые проблемы. Низкий уровень доходов ограничивает возможности для инвестиций в социальную инфраструктуру, а отсутствие таких инвестиций делает сельскую жизнь менее привлекательной, что, в свою очередь, сказывается на экономической активности и доходах населения [8].
2. Сезонный характер сельскохозяйственных работ приводит к неравномерной нагрузке и значительному стрессу для работников, занятых в сельском хозяйстве. Выращивание сельскохозяйственных культур предполагает частую смену задач, часто на больших территориях, что требует значительных физических и умственных затрат. Сельскохозяйственный труд требует высокой физической активности и выносливости, особенно во время рутинных работ, таких как посадка и сбор урожая. Она часто связана с работой на открытом воздухе, что подвергает работников воздействию переменчивых погодных условий и различных рисков. Отрасли растениеводства, такие как овощеводство, садоводство и виноградарство, демон-
31 29 27 25 23 21 19 17
29,4
26,2
24,8 23,6 23,3 23,7 24,3
21,6 22,5 22,3 21,7
19,8
2000
2017
2018
2019
2020
2023
Выпуск специалистов высшими учебными заведениями
Выпуск специалистов средними специальными учебными заведениями
Рис. 2. Выпуск специалистов для сельского хозяйства в РФ, тыс. человек Fig. 2. Graduate of specialists for agriculture in the Russian Federation, thousand people Источник: составлено на основании данных
! REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS
стрируют широкий спектр методов и приемов ручного труда [9].
3. Человеческий капитал в сельском хозяйстве должен знать особенности биологических и природных процессов. Земельные ресурсы в сельском хозяйстве имеют уникальные характеристики, которые отличают их от других факторов производства и требуют особого понимания со стороны специалистов этой отрасли. Понимание этих особенностей позволяет аграриям эффективно использовать землю и максимизировать продуктивность сельскохозяйственных систем. Например, земля как природный ресурс отличается от капитала и труда, являющихся продуктами человеческой деятельности. Однако плодородие почвы, определяющее продуктивность сельскохозяйственных культур, зависит от вмешательства человека. Фермеры, используя знания, опыт и технологии, могут улучшить плодородие почвы. Так как не все районы подходят для сельскохозяйственного производства, сельхозпроизводители должны разбираться в подборе и использовании участков с наилучшими условиями для сельскохозяйственных культур [10].
Также не малое значение имеют факторы урожайности сельскохозяйственных культур, такие как местоположение, размер, рельеф земельного участка и эффективность использования земли. Так как некоторые естественные препятствия для обработки земли, такие как крутые склоны или заболоченные участки, могут ограничивать хозяйственную деятельность. Сельскохозяйственным работникам необходимо знать типы почв и применять соответствующие методы обработки, посева и внесения удобрений для повышения производительности, так как качество почвы на разных участках может различаться, и это может привести соответственно к различиям в урожайности даже при одинаковых инвестициях. Земли в сельском хозяйстве используются для различных целей, включая производство зерна, животноводство, садоводство и лесное хозяйство. Для каждой из этих целей требуются особые условия и методы управления землей. Сельхозпроизводители должны понимать эти требования и принимать обоснованные решения о том, как использовать свои земли, чтобы удовлетворить рыночный спрос и обеспечить устойчивость сельского хозяйства. Понимание сельскохозяйственными работниками уникальных характеристик земельных ресурсов имеет решающее значение для эффективного управления этим жизненно важным активом и обеспечения продовольственной безопасности для растущего населе-
ния планеты. Работники сельского хозяйства должны обладать знаниями, навыками и способностью к адаптации, необходимыми для того, чтобы использовать землю, сохраняя ее продуктивность и экологическое здоровье для будущих поколений [11].
Сельскохозяйственные производители должны учитывать погодные условия и различия в сроках цветения и созревания культур, выбирая, какие культуры выращивать. Важно знать, как эффективно использовать удобрения и пестициды, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. Развитие человеческих ресурсов в сельском хозяйстве зависит от сектора. Например, в растениеводстве работа на полях ведется с ранней весны до поздней осени. В животноводстве требуются специальные знания и опыт, чтобы защитить работников от возможных болезней, передающихся от животных, и обеспечить правильное использование технологий.
4. У многих современных аграрных организаций отсутствует должный интерес к формированию человеческого капитала предприятия. Поэтому в сельском хозяйстве существуют различные виды бизнеса с разным уровнем технологического развития. Небольшие фермы, которые в основном полагаются на ручной труд, предъявляют невысокие требования к человеческому капиталу, полагаясь на выносливость и базовые знания. Крупным компаниям требуются высококвалифицированные специалисты, способные применять современные технологии. Инновационные компании, напротив, уделяют особое внимание постоянному повышению квалификации сотрудников и использованию передовых технологий. Это подчеркивает разнообразие сельскохозяйственного сектора и необходимость разработки индивидуальных стратегий управления человеческим капиталом для удовлетворения его меняющихся потребностей [12].
Предприятия отрасли недопонимают экономическую выгоду от развитого человеческого капитала, и потому существуют различия в требованиях к качеству человеческого капитала на предприятиях отрасли. Для формирования качественного человеческого капитала сельского хозяйства необходима заинтересованность каждого предприятия в высоком уровне её совокупного корпоративного человеческого капитала, и потому главными факторами положительного экономического роста сегодня являются приоритеты развития человеческого капитала и инвестиции, вложенные в человека.
5. Ограниченный доступ к образованию и сложности в освоении новых технологий, особенно
WW^WW^V рргмпнд пкнд я и птрагïtfra я яwnunмикл
РЕ1 ИипАЛРПАЯ И 01 ГАСЛЕРАЯ ЭКипиМИКА
в сельской местности, где образовательная инфраструктура может отсутствовать или быть недостаточно развитой, также является существенной особенностью формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве. Технологический прогресс играет важную роль в сельском хозяйстве. Из-за удаленности от научных, образовательных, консалтинговых и других инновационных организаций сельскохозяйственные предприятия сталкиваются с трудностями при внедрении новых технологий, таких как знания в области систем точного земледелия, дистанционного зондирования и генетической модификации, которые позволят аграриям оптимизировать использование земли, повысить урожайность и снизить воздействие на окружающую среду. Работники сельского хозяйства должны обладать знаниями о современных сельскохозяйственных технологиях и оборудовании, используемом для обработки почвы, посевов и уборки урожая. Сельскохозяйственные работники должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки, следить за новыми тенденциями и технологическими разработками в отрасли [13].
6. Еще одна особенность человеческого капитала в аграрном секторе - отсутствие эффективного и взаимовыгодного сотрудничества между учебными
заведениями и работодателями. Без прочных партнерских отношений между учебными заведениями и работодателями у студентов остается все меньше возможностей для прохождения практики, стажировки и других форм практического обучения на рабочем месте. Такой опыт крайне важен для студентов, чтобы получить представление о реальном мире, применить свои теоретические знания и повысить свою трудоспособность. Одним из основных последствий отсутствия сотрудничества является несоответствие между навыками, которым обучают в учебных заведениях, и теми, которые требуются работодателям. Этот разрыв приводит к тому, что выпускники не обладают практическими навыками и знаниями, необходимыми для успешной работы в выбранной ими области. Отсутствие регулярной обратной связи с работодателями может привести к тому, что образовательные программы не будут соответствовать текущим или будущим требованиям рынка труда. Работодатели упускают возможность повлиять на образовательный процесс, чтобы лучше подготовить будущих сотрудников к реалиям рабочего места [14].
Обсуждение Обобщая выделенные особенности человеческого капитала в сельском хозяйстве, представим следующую их классификацию (рис. 3).
Рис. 3. Основные особенности человеческого капитала сельского хозяйства Fig. 3. Main features of human capital in agriculture Источник: составлено автором
^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^
nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_
Нынешние социально-экономические условия в сельскохозяйственном секторе требуют принятия срочных и глубоких мер по развитию человеческого капитала как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу. Крайне важно усовершенствовать систему формирования кадров, чтобы она всесторонне отвечала меняющимся потребностям рынка труда в
сельском хозяйстве. Эта система должна охватывать весь цикл профессионального роста, начиная с привития детям фундаментальных сельскохозяйственных знаний и навыков и заканчивая продвинутыми академическими программами [15].
Модель формирования человеческого капитала сельского хозяйства представлена в таблице 1.
Таблица 1. Модель формирования человеческого капитала работников сельского хозяйства Table 1. Model of human capital formation for agricultural workers
Виды формируемого человеческого капитала / Types of formed human capital
Общее образование / General education
Профессиональное образование / Professional education
Трудовая деятельность / Work experience
Культурно-нравственный капитал / Cultural and moral capital
Интеллектуальный капитал / Intellectual capital Организационно-предпринимательский капитал / Organizational and entrepreneurial capital Трудовой капитал / Labor capital
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT
Личные усилия и собственный труд / Personal efforts and own work Затраты семьи и забота родителей (родственников) / Family expenses and parental care (relatives)
Инвестиции предприятий / Investments of enterprises Государственные бюджетные инвестиции / State budget investments
Источник: составлено автором
Образование - это фундамент человеческого капитала и инвестиция в будущее. Оно формирует человеческий капитал, который является основой успешной карьеры, материального благополучия и самореализации. Начальным этапом в формировании человеческого капитала является общее образование. Школа не только учит математике и литературе, но и закладывает основы культурного и нравственного капитала. Школа учит человека думать, анализировать, понимать свою роль в обществе. В школе человек усваивает морально-этические нормы и начинает разбираться в гражданских правах и обязанностях. Школа дает знания в области естественных, социальных и гуманитарных наук, создавая прочный фундамент для будущей профессиональной подготовки [16].
Профессиональное образование/приобретение профессиональных знаний и навыков на рабочем месте, в колледжах и университетах - следующий этап в развитии человеческого капитала. Это шаг к специализации, где теоретические знания дополняются практическим опытом, формируя квалифика-
цию, рабочий капитал и профессиональные навыки. Важно не только обладать теоретическими знаниями, но и уметь применять их на практике, решать реальные производственные задачи и работать в команде. Успешное окончание профессионального обучения подтверждается дипломами, сертификатами и аттестатами, которые являются своеобразным паспортом в мир профессий [17].
Интеллектуальный капитал - это способность к творческому самовыражению, включая создание новых знаний, разработку инновационных технологий, а также разработку новых видов установок и оборудования. Люди, занятые в различных сферах производства товаров и услуг, будь то исследователи, конструкторы, изобретатели или новаторы, решают профессиональные задачи творчески, используя свои умственные способности.
Организационный и предпринимательский капитал проявляется в людях с предпринимательским духом. Тех, кто готов рисковать, видеть возможности и управлять бизнесом. Организационный и предпринимательский капитал - это особый вид
VWWWWW рргипнд пкнля u птрд г/ifra я чwnнпмnie л VWWWWW
¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, ГЕ1 И ОПАЛЬНАЯ И и1 ГАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА
человеческого капитала, который включает в себя знания в области менеджмента, маркетинга и финансов, а также такие качества, как лидерство, креативность, умение принимать решения и ответственность [18].
Важно понимать, что формирование и развитие человеческого капитала - это не разовая деятельность, а непрерывный процесс. Повышение квалификации, приобретение новых знаний и навыков - все это оказывает влияние на человеческий капитал, повышая его стоимость и конкурентоспособность.
В настоящее время человеческий капитал в сельском хозяйстве тесно переплетается с использованием цифровых навыков. Опыт как мировых, так и отечественных сельскохозяйственных предприятий показывает, что внедрение цифровых технологий приводит к быстрым изменениям во всех аспектах производства и распределения, начиная с сельскохозяйственных операций и заканчивая доставкой продукции потребителям. Повышение уровня цифровых навыков сельскохозяйственных
работников не только повысит производительность труда, но и создаст новые возможности для трудоустройства, что приведет к появлению дополнительных источников дохода. Для эффективного внедрения робототехники, искусственного интеллекта и других передовых технологий в сельском хозяйстве необходимо сформировать новое поколение человеческого капитала, обладающего цифровыми компетенциями [19].
Решением проблемы формирования человеческого капитала, обладающего способностью использовать технологические инновации в своей профессиональной деятельности, является создание на базе региональных вузов Аграрных цифровых центров по формированию развитого человеческого капитала сельского хозяйства с разноуровневыми цифровыми компетенциями. Уровень цифровой компетенции работника влияет на его конкурентоспособность [20].
В таблице 2 представлена зависимость конкурентоспособности человеческого капитала от уровня его цифровых компетенций.
Таблица 2. Зависимость конкурентоспособности человеческого капитала от уровня цифровых компетенций
Table 2. Dependence of the competitiveness of human capital on the level of digital competencies
Уровень / Level
Первый / First
Второй/ Second
Третий / Third
Базовые цифровые навыки / Basic digital skills
Продвинутые цифровые навыки / Advanced digital skills
Специализированные цифровые навыки / Specialized digital skills
Инновационные и стратегические цифровые навыки / Innovative and strategic digital skills Источник: составлено автором
Четвертый / Fourth
Пользователь ПК, офисные программы / PC user, office software
Анализ данных, облачные сервисы, цифровые карты и GPS / Data analysis, cloud services, digital maps and GPS Программирование, кибербезопасность, управление проектами, сенсорные технологии / Programming, cybersecurity, project management, sensor technologies Разработка ИИ, цифровые стратегии, новые технологии, аналитика больших данных / Artificial intelligence development digital strategies, new technologies, big data analytics
Конкурентоспособность человеческого капитала (100 %) / Competitiveness of human capital (100 %)
40
60
80
90
Таблица 2 наглядно показывает, как повышение уровня цифровых компетенций способствует увеличению конкурентоспособности человеческого капитала сельского хозяйства.
К цифровым компетенциям первого уровня относится умение пользоваться операционными системами, такими как Windows или macOS, а также базовая компьютерная грамотность, включая знание
^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг
nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_
основных приложений и системных функций. Сюда также входит умение пользоваться текстовыми редакторами, такими как Microsoft Word или Google Docs, для создания и редактирования документов, а также программами для работы с электронными таблицами, такими как Microsoft Excel или Google Sheets, для обработки данных.
К цифровым компетенциям второго уровня относится умение использовать электронные таблицы для сложных расчетов и анализа данных, а также знания о базах данных для хранения и управления информацией, навыки хранения данных в облачных хранилищах и совместной работы над документами в режиме реального времени. На промежуточном уровне цифровой компетентности работники владеют технологиями GPS и ГИС, разбираются в специализированных приложениях для мониторинга урожая и поголовья скота.
К цифровым компетенциям третьего уровня относятся цифровые навыки по использованию специализированного программного обеспечения для управления фермой и сельскохозяйственными процессами, умение использовать программное обеспечение для планирования и управления проектами, позволяющее эффективно распределять ресурсы и отслеживать выполнение задач, навыки использования Интернета вещей (IoT) для мониторинга и управления условиями выращивания, такими как температура, влажность и свет, с помощью различных датчиков и автоматизированных систем.
К цифровым компетенциям четвертого уровня относится умение использовать технологии машинного обучения для анализа больших данных и прогнозирования урожайности, а также разрабатывать системы поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта. Способность разрабатывать и внедрять цифровые стратегии для повышения эффективности и устойчивости сельского хозяйства, интегрируя различные цифровые системы в единую экосистему управления. Способность анализировать большие объемы данных для принятия управленческих решений с помощью аналитических платформ и специализированного про-
граммного обеспечения для обработки и визуализации данных.
Заключение
Формирование человеческого капитала в сельском хозяйстве становится все более актуальным и требует переоценки подходов в свете цифровой революции. Важность цифровых компетенций становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора.
Сельское хозяйство, как и другие отрасли, переживает трансформацию под влиянием цифровых технологий. На всех этапах сельскохозяйственного производства происходят стремительные изменения, требующие новых инновационных знаний и навыков.
Цифровые компетенции становятся неотъемлемой частью профессионального роста и развития сельскохозяйственного персонала. От базовых навыков работы с компьютером и владения офисным программным обеспечением до продвинутых навыков анализа данных и использования цифровых технологий в сельском хозяйстве, работникам необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки.
Создание сельскохозяйственных цифровых центров на базе региональных университетов представляет собой эффективный механизм формирования и развития цифровых компетенций сельскохозяйственного персонала. Это позволяет обеспечить сельскохозяйственные предприятия квалифицированными кадрами, а также способствует инновационному развитию сельского хозяйства.
Сельское хозяйство в цифровой экономике должно активно инвестировать в развитие цифровых компетенций своих сотрудников. Это позволит не только повысить эффективность производства, но и создать новые рабочие места, а также обеспечить устойчивое развитие отрасли в целом.
Формирование человеческого капитала, обладающего цифровыми компетенциями, будет содействовать развитию сельского хозяйства Российской Федерации, повысит производительность труда и выведет его на качественно новый уровень.
Примечания:
1 Темпы роста (снижения) производительности труда в сельском хозяйствев 2023 г. (Российский статистический ежегодник). Москва 2023 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения 15 мая 2024 г.).
2 Численность воспитанников, обучающихся, студентов по уровням образования по субъектам Российской Федерации в 2023 г (Российский статистический ежегодник). Москва 2023 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения 20 мая 2024 г.).
VWWWWW рргипнд пкнля u птрд г tifra я ч кп нп м и к л VWWWWW
РЕ1 иОПАЛЬНАЯ И О i гАСЛЕРАя жипимпкА
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Деревянко Ю. О. Проблемы формирования и развития человеческого капитала в сельской местности // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы. В 2-х частях, Горно-Алтайск, 10-11 июня 2020 года / Под общей редакцией Т. А. Куттубаевой, А. В. Глотко. Том Часть 2. Горно-Алтайск : ГорноАлтайский государственный университет. 2020. С. 178-181. EDN PSNNUG.
2. Сочнева Е. Н., Шадрин В. К., Кравцов Д. И. Развитие сельского хозяйства как важная задача обеспечения продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. 2024. Т. 11. № 1. С. 39-58. DOI 10.18334/ppib.11.1.120624. EDN JVQCRD.
3. Водянников В. Т., Субаева А. К., Александрова Н. Р. Модернизация технического ресурса аграрного сектора экономики России в условиях санкционных ограничений // Экономика сельского хозяйства России. 2024. № 2. С. 29-36. DOI: 10.32651/242-29. EDN OHZCLU.
4. Коптева Ж. Ю., Томакова И. А. Управление человеческим капиталом в условиях цифровой трансформации АПК // Вестник НГИЭИ. 2022. № 5 (132). С. 77-88. DOI 10.24412/2227-9407-2022-5-77-88. EDN EUNVPX.
5. Саидов А. М. Основные факторы формирования и управления человеческим капиталом, влияющие на эффективность деятельности промышленных предприятий // АПК России. 2017. Т. 24. № 1. С. 111-118. EDN YKDOXP.
6. Богатова А. В., Постнова М. В. Особенности человеческого капитала в сельском хозяйстве // Научный вестник Технологического института - филиала ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина». 2014. № 13. С. 31-37. EDN SXZAFN.
7. Субаева А. К., Низамутдинов М. М., Желнина А. В., Мусалов Н. Р. Подготовка цифровых кадров сельского хозяйства Республики Татарстан // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики. Казань : Казанский государственный аграрный университет, 2023. С. 531-538. EDN KMQKSP.
8. Кузьмич Н. П. Изменение условий труда в аграрной сфере в результате цифровой трансформации сельского хозяйства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2023. № 3 (97). С. 201-207. DOI 10.33938/233-201. EDN LDOZCK.
9. Ушачев И. Г., Еремеев В. И., Жуков Н. И. Сельскохозяйственные кадры: дефицит при избытке // АПК: экономика, управление. 2017. № 2. С. 15-26. EDN XSTQCL.
10. Соколов С. В. Человеческий капитал сельских территорий в формате проблем цифровизации экономики // Социально-экономические системы в условиях глобальных трансформаций: проблемы и перспективы развития. Нальчик : ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский ГАУ», 2022. С. 39-42. EDN MWYXDK.
11. Мнацаканян А. Г., Огий О. Г., Харин А. Г. Состояние и перспективы рынка труда в первичном секторе российского агропромышленного комплекса в условиях цифровизации экономики // Известия КГТУ. 2020. № 56. С. 193-206. EDN VNWRQZ.
12. Башкатова П. В. Роль кадрового потенциала в цифровой трансформации сельского хозяйства // Научный журнал молодых ученых. 2021. № 3 (24). С. 61-64. EDN XINFNS.
13. Саидов А. М. Формирование человеческого капитала перерабатывающей отрасли через развитие дуальной системы образования в РК // Достижения науки - агропромышленному производству. ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет». Том Часть 1. Челябинск: Южно-Уральский государственный аграрный университет, 2016. С. 186-193. EDN WNMYWL.
14. Захарова Е. А., Саидов А. М. Оценка эффективности формирования человеческого капитала в организациях АПК на основе дуальной системы обучения в Республике Казахстан // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 7. С. 73-77. EDN GPMTIO.
15. Якимович М. Ф., Кузьмич Н. П. Инструменты повышения эффективности кадровой политики организации // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 1. С. 189-193. EDN NULNUN.
16. Коваленко Е. Г., Марабаева Л. В., Терентьев К. С. Интегрированная система воспроизводства человеческого капитала аграрной сферы экономики региона // Вестник НГИЭИ. 2023. № 8 (147). С. 130-142. DOI 10.24412/2227-9407-2023-8-130-142. EDN OAMXNT.
17. Глотко А. В., Чернобровина А. Б., Кузнецова И. Г. Экономика образования и человеческий капитал // Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». Новосибирск : Новосибир-
Вестник НГИЭИ. 2024. № 6 (157). C. 101-114. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 6 (157). P. 101-114. ISSN 2227-9407 (Print)
^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг
Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMILb_
ский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2023. 248 с. ISBN 978-5-7014-1091-4. EDN DUBYRZ.
18. Авдуевская Е. А. Воспроизводство человеческого капитала в целях обеспечения экономической безопасности региона в контексте цифровой трансформации // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (48). С. 18-21. EDN UCYLXA.
19. Мурашова Н. В. Формирование механизма цифровой трансформации сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2021. № 9 (124). С. 129-138. DOI 10.24412/2227-9407-2021-9-129-138. EDN KLGCHG.
20. Анищенко А. Н., Левина Е. В. Цифровая компетентность как основа конкурентоспособности работника на рынке труда агропромышленного комплекса в условиях киберэкономики // Экономика и социум: современные модели развития. 2020. Т. 10. № 3. С. 233-246. DOI 10.18334/ecsoc. 10.3.111143. EDN XLNENC.
Дата поступления статьи в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 17.04.2024;
принята к публикации 18.04.2024.
Информация об авторах: А. М. Саидов - старший преподаватель кафедры, Spin-код: 1751-2487; А. К. Субаева - д.э.н., доцент кафедры, Spin-код: 9620-3509.
Заявленный вклад авторов: Саидов А. М. - сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста. Субаева А. К. - общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
REFERENCES
1. Derevyanko Yu. O. Problemy formirovaniya i razvitiya chelovecheskogo kapitala v sel'skoj mestnosti [Problems of formation and development of human capital in rural areas], Upravlenie regionom: tendencii, zakonomernosti, problemy [Regional management: trends, patterns, problems], Gorno-Altaisk: Gorno-Altaisk State University, 2020. pp. 178-181. EDN PSNNUG.
2. Sochneva E. N., Shadrin V. K., Kravcov D. I. Razvitie sel'skogo hozyajstva kak vazhnaya zadacha obespech-eniya prodovol'stvennoj bezopasnosti strany [Development of agriculture as an important task of ensuring food security of the country], Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost' [Food Policy and Security], 2024, Vol. 11, No. 1, pp. 39-58, DOI 10.18334/ppib.11.1.120624, EDN JVQCRD.
3. Vodyannikov V. T., Subaeva A. K., Aleksandrova N. R. Modernizaciya tekhnicheskogo resursa agrarnogo sektora ekonomiki Rossii v usloviyah sankcionnyh ogranichenij [Modernization of technical resources of the agricultural sector of the Russian economy under sanctions restrictions], Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [Agricultural Economics of Russia], 2024, No. 2, pp. 29-36, DOI: 10.32651/242-29, EDN OHZCLU.
4. Kopteva Zh. Yu., Tomakova I.A. Upravlenie chelovecheskim kapitalom v usloviyah cifrovoj transformacii APK [Human capital management in the context of digital transformation of the agro-industrial complex], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2022, No. 5 (132), pp. 77-88, DOI 10.24412/2227-9407-2022-5-77-88, EDN EUNVPX.
5. Saidov A. M. Osnovnye faktory formirovaniya i upravleniya chelovecheskim kapitalom, vliyayushchie na effektivnost' deyatel'nosti promyshlennyh predpriyatij [The main factors in the formation and management of human capital affecting the efficiency of industrial enterprises], APK Rossii [Agroindustrial complex of Russia], 2017, Vol. 24, No. 1, pp. 111-118, EDN YKDOXP.
6. Bogatova A. V., Postnova M.V Osobennosti chelovecheskogo kapitala v sel'skom hozyajstve [Features of human capital in agriculture], Nauchnyj vestnik Tekhnologicheskogo instituta - filiala FGBOU VPO Ul'yanovskaya GSKHA im. P. A. Stolypina [Scientific bulletin of the Technological Institute - branch of the Ulyanovsk State Agricultural Academy named after P. A. Stolypin], 2014, No. 13, pp. 31-37, EDN SXZAFN.
7. Subaeva A. K., Nizamutdinov M. M., Zhelnina A. V., Musalov N. R. Podgotovka cifrovyh kadrov sel'skogo hozyajstva Respubliki Tatarstan [Training of digital personnel in agriculture of the Republic of Tatarstan],
112
VWWWWW рргипнд пкнля и птрдгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW
¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ1 И ОПАЛ ID ПАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Razvitie buhgalterskogo ucheta i audita v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Development of accounting and auditing in the digital economy], Kazan. May 24-25, 2022. Kazan: Kazan State Agrarian University, 2023. pp. 531-538, EDN KMQKSP.
8. Kuz'mich N. P. Izmenenie uslovij truda v agrarnoj sfere v rezul'tate cifrovoj transformacii sel'skogo hozyajst-va [Changing working conditions in the agricultural sector as a result of the digital transformation of agriculture], Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve [Economics, labor, management in agriculture], No. 3 (97), pp. 201-207, DOI 10.33938/233-201, EDN LDOZCK.
9. Ushachev I. G., Eremeev V. I., Zhukov N. I. Sel'skohozyajstvennye kadry: deficit pri izbytke [Agricultural personnel: shortage with surplus], APK: ekonomika, upravlenie [AIC: economics, management], 2017, No. 2, pp. 15-26, EDN XSTQCL.
10. Sokolov S. V. CHelovecheskij kapital sel'skih territorij v formate problem cifrovizacii ekonomiki [Human capital of rural areas in the format of problems of digitalization of the economy], Social'no-ekonomicheskie sistemy v usloviyah global'nyh transformacij: problemy i perspektivy razvitiya [Socio-economic systems in the context of global transformations: problems and development prospects], Nalchik: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kabardino-Balkarian State Agrarian University, 2022, pp. 39-42, EDN MWYXDK.
11. Mnacakanyan A. G., Ogij O. G., Harin A. G. Sostoyanie i perspektivy rynka truda v pervichnom sektore rossijskogo agropromyshlennogo kompleksa v usloviyah cifrovizacii ekonomiki [State and prospects of the labor market in the primary sector of the Russian agro-industrial complex in the context of digitalization of the economy], Izvestiya KGTU [News of KSTU], 2020, No. 56, pp. 193-206, EDN VNWRQZ.
12. Bashkatova P. V. Rol' kadrovogo potenciala v cifrovoj transformacii sel'skogo hozyajstva [The role of human resources in the digital transformation of agriculture], Nauchnyj zhurnal molodyh uchenyh [Scientific journal of young scientists], 2021, No. 3 (24), pp. 61-64. EDN XINFNS.
13. Saidov A. M. Formirovanie chelovecheskogo kapitala pererabatyvayushchej otrasli cherez razvitie dual'noj sistemy obrazovaniya v RK [Formation of human capital in the processing industry through the development of a dual education system in the Republic of Kazakhstan], Dostizheniya nauki - agropromyshlennomu proizvodstvu [Achievements of science - agro-industrial production], Volume Part 1, Chelyabinsk: South Ural State Agrarian University, 2016, pp. 186-193, EDN WNMYWL.
14. Zaharova E. A., Saidov A. M. Ocenka effektivnosti formirovaniya chelovecheskogo kapitala v organizaci-yah APK na osnove dual'noj sistemy obucheniya v Respublike Kazahstan [Assessing the effectiveness of human capital formation in agricultural organizations based on a dual training system in the Republic of Kazakhstan], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, No. 7, pp. 73-77, EDN GPMTIO.
15. Yakimovich M. F., Kuz'mich N.P. Instrumenty povysheniya effektivnosti kadrovoj politiki organizacii [Tools for increasing the efficiency of an organization's personnel policy], Rossijskij ekonomicheskij byullyuten [Russian Economic Bulletin], 2022, Vol. 5, No. 1, pp. 189-193, EDN NULNUN.
16. Kovalenko E. G., Marabaeva L. V., Terent'ev K. S. Integrirovannaya sistema vosproizvodstva chelovecheskogo kapitala agrarnoj sfery ekonomiki regiona [Integrated system for the reproduction of human capital in the agricultural sector of the regional economy], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2023, No. 8 (147), pp. 130-142, DOI 10.24412/2227-9407-2023-8-130-142, EDN OAMXNT.
17. Glotko A. V., Chernobrovina A. B., Kuznecova I. G. Ekonomika obrazovaniya i chelovecheskij kapital [Economics of Education and Human Capital], Novosibirskij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i upravleniya «NINH» [Novosibirsk State University of Economics and Management «NINKh»], 20236 248 p. ISBN 978-5-70141091-4. EDN DUBYRZ.
18. Avduevskaya E. A. Vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala v celyah obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti regiona v kontekste cifrovoj transformacii [Reproduction of human capital in order to ensure the economic security of the region in the context of digital transformation], Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya [Science and Humanities Studies], 2023, No. 4 (48), pp. 18-21, EDN UCYLXA.
19. Murashova N. V. Formirovanie mekhanizma cifrovoj transformacii sel'skogo hozyajstva [Formation of a mechanism for digital transformation of agriculture], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2021, No. 9 (124), pp. 129-138, DOI 10.24412/2227-9407-2021-9-129-138, EDN KLGCHG.
Вестник НГИЭИ. 2024. № 6 (157). C. 101-114. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 6 (157). P. 101-114. ISSN 2227-9407 (Print)
^^WWW^^WW вггтмл! лмп сггтппл т сглилмггг
nZUlUWAL ¿ELI ипяь CLUlVUMILb_
20. Anishchenko A. N., Levina E. V. Cifrovaya kompetentnost' kak osnova konkurentosposobnosti rabotnika na rynke truda agropromyshlennogo kompleksa v usloviyah kiberekonomiki [Digital competence as the basis for employee competitiveness in the labor market of the agro-industrial complex in the context of the cyber economy], Ekonomika i socium: sovremennye modeli razvitiya [Economy and society: modern development models], 2020, Vol. 10, No. 3, pp. 233-246, DOI 10.18334/ecsoc.10.3.111143, EDN XLNENC.
The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 17.04.2024; accepted for publication 18.04.2024.
Information about the authors: A. M. Saidov - senior lecturer of the department, Spin code: 1751-2487;
A. K. Subaeva - Dr. Sci. (Economy), Associate Professor of the Department, Spin code: 9620-3509.
Authors' stated contribution: Saidov A. M. - collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text. Subaeva A. K. - general project management, analysis and addition of the article text.
The authors declare no conflict of interest.