Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / РЕСПУБЛИКА ТЫВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ойдуп Т.М.

Статья посвящена вопросам формирования человеческого капитала Республики Тыва с точки зрения его качественного обновления новыми специалистами. Формирование трудового потенциала республики почти полностью зависит от собственных ресурсов, от выпускников школ и их выбора: высшего или среднего специального образования, места дальнейшего проживания и трудоустройства. Статистические данные свидетельствуют, что общая тенденция повышения роста популярности среднего профессионального образования в РФ имеет место и в Тыве. Анализ данных социологических опросов 2010 и 2021 гг., проведенных по единой методике, показал изменение профессиональных ценностей выпускников и их мотивов выбора будущих профессий. В качестве отрицательной тенденции можно выделить рост миграционных настроений среди всех выпускников независимо от типа образования и профессии, которую они хотели бы получить. Доля выпускников, планирующих остаться жить и работать в республике, сократилась в два раза. Таким образом, через 5-7 лет, если современные выпускники смогут реализовать свои намерения уехать в другие регионы страны, республика недополучит больше половины от возможных новых квалифицированных специалистов, как с высшим, так и со средним образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL OF THE REPUBLIC OF TUVA: FUTURE SPECIALISTS OF HIGHER AND SECONDARY QUALIFICATIONS

The paper discusses the formation of human capital of the Tyva Republic in terms of its qualitative renewal with new specialists. The recruitment mostly depends on its own resources, on school graduates and their choice: higher or secondary vocational education, place of further residence and employment. Based on statistical data and forecast calculations, it has been established that the trend of increasing popularity of secondary vocational education in the country is also present in Tyva. The analysis of the data of sociological surveys conducted in 2010 and 2021 using the same methodology has shown changes in the professional values of graduates and their motives for choosing future professions. The negative trend is an increase in migration attitudes among all graduates, regardless of the type of education and profession they would like to pursue. The share of graduates planning to stay and work in the republic has halved. Thus, in 5-7 years, if today’s graduates are able to realize their intentions to leave for other regions of the country, the human capital of the republic will miss more than half of the possible new qualified specialists, both with higher and secondary education.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

Человеческий капитал Республики Тыва:

будущие специалисты высшей и средней квалификации 23

DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-n-23-39

Человеческий капитал Республики Тыва: будущие специалисты высшей и средней квалификации

Т.М. ОЙДУП, кандидат социологических наук. E-mail: tana_o@mail.ru Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования человеческого капитала Республики Тыва с точки зрения его качественного обновления новыми специалистами. Формирование трудового потенциала республики почти полностью зависит от собственных ресурсов, от выпускников школ и их выбора: высшего или среднего специального образования, места дальнейшего проживания и трудоустройства. Статистические данные свидетельствуют, что общая тенденция повышения роста популярности среднего профессионального образования в РФ имеет место и в Тыве. Анализ данных социологических опросов 2010 и 2021 гг., проведенных по единой методике, показал изменение профессиональных ценностей выпускников и их мотивов выбора будущих профессий. В качестве отрицательной тенденции можно выделить рост миграционных настроений среди всех выпускников независимо от типа образования и профессии, которую они хотели бы получить. Доля выпускников, планирующих остаться жить и работать в республике, сократилась в два раза. Таким образом, через 5-7 лет, если современные выпускники смогут реализовать свои намерения уехать в другие регионы страны, республика недополучит больше половины от возможных новых квалифицированных специалистов, как с высшим, так и со средним образованием.

Ключевые слова: человеческий капитал; высшее образование;

среднее профессиональное образование; выпускники школ; Республика Тыва

Введение

Человеческий капитал региона представляет собой совокупность человеческого потенциала его жителей, их здоровья, а также уровня знаний, опыта и умений, которые формируются в первую очередь на основе внутренних резервов местного населения. Обновляется и накапливается человеческий капитал главным образом за счет учащейся молодежи, выпускников школ, средних профессиональных образовательных учреждений (СПОУ) и вузов. От того, насколько полно он прирастет молодыми специалистами, зависит будущее того или иного региона.

Научных работ по оценке человеческого капитала отдельных небольших регионов немного, чаще всего они рассматриваются в сравнении с другими субъектами. Так, междисциплинарное исследование социально-экономических и социокультурных факторов, влияющих на качество и динамику человеческого капитала на уровне отдельных территорий на примере Енисейского макрорегиона (Красноярский край, республики Тыва и Хакасия), свидетельствует, что уровень человеческого капитала в Тыве в целом ниже, чем в Республике Хакасия и в Красноярском крае [Vorontsova et г1., 2020].

Анализ человеческого капитала экономически активного населения Тывы, проведенный Институтом социологии ФНИСЦ РАН в рамках исследования «Особенности социальной стратификации в Республике Тыва», выявил «высокий уровень образования населения республики (как занятого, так и незанятого) в различных областях знаний, подкрепленный квалифицированными профессиональными умениями и навыками, но низкую степень эффективности использования этих ресурсов» [Голенкова и др., 2020. С. 59].

Представляет интерес обзор исследований проблемы человеческого потенциала республики. Авторы заключают, что имеет место «наличие интереса исследователей к проблеме человеческого потенциала, человеческого развития Тувы. Однако он достаточно фрагментарный, бессистемный и, очевидно, нуждается как в уточнении проблемного поля, так и соответствии исследований основной концепцией, пониманием перспектив ее развития с поправкой на российские реалии» [Ламажаа и др., 2022. С. 11].

Актуальность и значимость данной работы усиливаются тем обстоятельством, что исследований профессиональных предпочтений выпускников школ республики до сих пор проводилось крайне мало. Первые из них были осуществлены социологами Института истории, филологии и философии СО АН СССР совместно с учеными, работниками просвещения Тувы в 1973, 1978, 1986, 1988 гг. [Костюк и др., 1980; Городское население Тувинской АССР, 1981; Очерки социального развития Тувинской АССР, 1983; Молодежь Тувы, 1988]. Заинтересованность в получении образования и профессии выпускников 8-х и 10-х классов общеобразовательных школ изучалась на основе массового

анкетирования, анализа статистической информации и информации о жизненном пути выпускников после окончания школы.

Более поздние исследования, в рамках которых проводился анализ трудовых склонностей и мотивации населения, опубликованы Г Ф. Балакиной, З. В. Анайбан [Балакина, Анайбан, 1995]. Позднее тема получила свое развитие в исследованиях вопросов адаптации населения к новым социально-экономическим реалиям [Балакина, Кылгыдай, 2015] и др.

Несмотря на значимость перечисленных исследований, можно прийти к выводу, что проблеме формирования человеческого капитала Тывы не уделено должного внимания. Кроме того, в последние годы объектом исследования была трудоспособная часть населения, школьники оставались вне поля зрения ученых.

Главными пунктами при оценке человеческого капитала в данной работе являются уровень образования населения и его включенность в производственный процесс региона. На основе данных из опросов выпускников школ анализируются процессы формирования человеческого капитала Республики Тыва, оценивается его будущее состояние.

Современные тенденции

Одним из самых важных факторов эффективного развития экономики региона является наличие трудовых ресурсов, обладающих достаточным уровнем образования и производственных навыков. Эксперты и специалисты в сфере образования отмечают ежегодный рост популярности среднего профессионального образования (СПО) среди выпускников российских школ. Во-первых, в этом случае отпадает необходимость сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ), подготовка к которому стоит больших усилий и нервного напряжения. Выпускники колледжей при вузах могут при желании поступить в «свой» вуз, не сдавая ЕГЭ. Во-вторых, из-за финансовых трудностей стоимость высшего образования недоступна для большинства выпускников школ и их родителей, а обучение в средних профессиональных образовательных учреждениях (СПОУ) стоит значительно меньше, чем в вузах. Кроме того, можно поступить и на бюджетные места, так как конкурс в СПОУ, как правило, не превышает 2,5 человека на место, что сравнительно немного. В-третьих, современная молодежь мыслит более прагматично и понимает,

что за короткий срок обучения в СПОУ можно получить реальную хорошо оплачиваемую профессию. В-четвертых, в последние годы ведется активная пропаганда рабочих профессий, популяризация среднего профессионального образования (например, соревнования WorldSkills), что повышает его престижность. Все это в совокупности дает положительный эффект.

Названные причины роста популярности СПО не снижают значимости высшего образования. Было бы несправедливо утверждать, что высшее образование теряет свои позиции, хотя бы потому, что есть профессии, где без высшего образования не обойтись. В целом, можно сказать, что современное состояние рынка труда, с одной стороны, и рынка образовательных услуг - с другой, сложилось таким образом, что рабочие места поглощают относительно больше работников со средним специальным, чем с высшим образованием.

Республиканские особенности

Общероссийская тенденция к увеличению доли учащихся в среднетехнических учебных заведениях нашла свое отражение и в Республике Тыва. Так, по данным республиканского Министерства образования, с 2012 по 2021 гг. число учащихся 11-х классов сократилось на 39%, а 9-х выросло на 6,5%. За аналогичный период число поступивших в СПОУ Тывы выросло с 1911 до 3474 человек, т.е. на 82%. На основе этих данных мы построили линейные регрессионные тренды, позволяющее сделать прогнозную линейную экстраполяцию выявленных тенденций до 2025 г. (рисунок).

Ожидаемое увеличение числа учащихся 9-х классов и СПОУ можно объяснить высокой рождаемостью в республике в предыдущие годы, а сокращение учащихся 11-х классов говорит о снижении популярности обучения в старшем школьном звене. Также можно предположить, что возрастающая ориентация школьников на получение среднего профессионального образования является реакцией на сформировавшуюся тенденцию рынка труда Тывы, в результате которой специалисты с высшим (и даже несколькими высшими) образованием вынуждены устраиваться на относительно низкоквалифицированные профессии, по причине отсутствия востребованности в специалистах с высшей квалификацией. Молодое поколение, предвидя будущие проблемы

с трудоустройством, заранее планирует получить ту специальность, по которой гарантированно найдёт работу.

Учащиеся 9-х классов -■-Учащиеся 11-х классов

Поступившие в СПОУ РТ -----Прогноз учащихся 9-х классов

Прогноз учащихся 11-х классов ------------- Прогноз поступивших в СПОУ РТ

Источник. По данным Министерства образования и науки Республики Тыва за 2021 год (дата обращения: 24.11.2021).

Численность выпускников школ (9-е и 11-е классы), поступивших в СПОУ РТ, и тренды их динамики в 2012-2025 гг., чел.

Тенденцию нарастания избытка специалистов с высшим образованием на рынке труда республики отметили ученые Института социологии ФНИСЦ РАН в ходе исследования 2019 г., посвященного изучению проблем бедности и социально-структурных изменений в регионе. Авторами сделан вывод, что «в Тыве существует проблема перепроизводства как в целом специалистов - работников с высшим уровнем образования, так и специалистов определенного профиля» [Голенкова и др., 2020. С. 50]. «По данным статистики, на рынке труда Тывы в настоящее время преобладает потребность в профессиях, не требующих высокого уровня образования, и эта потребность увеличивается... Эти статистические показатели подтверждаются данными исследования - три года назад по профессиям низкой квалификации работали 33,6% респондентов. За три года рост составил 2,8%. В этой ситуации часть респондентов, имеющих высокий уровень образования, вынуждена заниматься низкоквалифицированным

трудом. Конечно, у этих работников полученная квалификация значительно выше требований выполняемой работы, что понижает уровень функциональности самого труда» [Там же. С. 48].

На конец 2020 г. доля работников с высшим образованием среди занятого населения Республики Тыва (38,4%) занимает первую позицию в Сибирском федеральном округе1 среднее профессиональное образование имеют 42,7%2. В то же время регион отличается самым высоким показателем уровня безработицы в СФО - 19%3. Число зарегистрированных безработных с 7,7 тыс. чел. в 2010 г. выросло до 17,6 тыс. в 2020 г.,4 т.е. на 228%. (отметим, что заметный рост в 2020 г. был по всей стране из-за ситуации с пандемией СОУТО-19). Регион занимает 82-ю позицию в РФ по уровню занятости, 83-ю - по уровню безработицы5.

Сложившаяся ситуация на рынке труда республики говорит о том, что между спросом и предложением специалистов произошел разрыв. Для выявления его причин целесообразно проанализировать истоки тенденции. Какую специальность выбрать, в какое учебное заведение поступать, учащиеся и их родители решают еще в школе. В этой связи актуальным и целесообразным является проведение социологического опроса выпускников 9-х и 11-х классов школ на предмет их профессиональной ориентации, выяснение их отношения к разным типам учебных заведений, мотивация при выборе профессии и пр.

Методика

Опросы были проведены в 2010 и в 2021 гг. в городе Кызыле Республики Тыва. Это самый крупный город, административный образовательный и культурный центр региона, в котором сосредоточены большинство учебных заведений и рабочих мест. Здесь проживает более трети населения республики. В опросе участвовали учащиеся только 9-х и 11-х классов школ, представляющих каждый микрорайон города. Если в школах имелась градация

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат.сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с. https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 22.01.2022).

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

классов по углубленному обучению тех или иных предметов, опрашивались все типы классов.

В 2010 г. было опрошено 311 респондентов (44,1% юношей и 55,9% девушек), в 2021 г. - 475 учащихся (47,8% юношей и 52,2% девушек).

Опрос проводился на основе анкеты на русском языке. Пять из 10 вопросов раскрывали отношение школьника к теме исследования, а оставшиеся - его социальные характеристики: пол, класс, школа, национальность, город.

За 11 лет, прошедших между двумя опросами, в стране изменилась система среднего образования. До 2013 г. подготовка специалистов среднего звена подразделялась на два уровня - начальное и среднее профессиональное образование. Учреждения НПО и СПО объединялись под общим термином среднее специальное учебное заведение (ССУЗ). После 2013 г. начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию6. Средние профессиональные образовательные учреждения, которые представлены на данный момент техникумами и колледжами, являются законными правопреемниками ССУЗов, в этой связи и при анализе результатов опроса 2010 г. и 2021 г. учебные заведения среднего образования будут обозначаться как СПОУ, подразумевая действовавшие средние специальные учебные заведения и профессиональные училища (2010 г.) и действующие во второй «волне» колледжи, техникумы (2021 г.).

Таким образом, рассматривается два уровня образования -средний, который представлен СПОУ, и высший - вузы.

Результаты опроса

Сравнивая результаты опросов 2010 и 2021 гг., можно отметить, что доля выпускников, которые планируют после школы продолжить обучение в высших учебных заведениях, сократилась почти на 15% и примерно на эту же величину выросла доля

6 Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций. URL: http://xn-273-84d1f.xn - p1ai/voprosy_i_otvety/ nachalnoe-professionalnoe-obrazovanie-priravneno-novym-zakonom-k-srednemu (дата обращения: 01.06.2022).

желающих поступить в средние профессиональные образовательные учреждения (табл. 1). Таким образом, общероссийская тенденция роста популярности СПО отмечается и в Республике Тыва. «В образовательных и профессиональных траекториях молодежи России произошли значимые изменения. С 2015 г. охват программами среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена превысил охват программ высшего образования и продолжает расти» [Константиновский, Попова, 2020].

Таблица 1. Распределение выбора типа учебного заведения выпускников для продолжения обучения в 2010, 2021 гг., %

Тип учебного заведения 2010 2021

9-й класс 11-й класс 9-й класс 11-й класс

Вуз 71,4 95,7 40,7 89,4

СПОУ 19,4 45,2 5,7

Затрудняюсь ответить 9,2 4,3 14,1 4,8

По данным Министерства образования Республики Тыва, с 2012 по 2021 гг. прирост учащихся в СПОУ составил 82%, их общая численность достигла 3474 чел. Число студентов в Тувинском государственном университете за аналогичный период выросло только на 14%. Спрос на профессиональное образование удовлетворяется функционирующими на территории региона 17 учебными заведениями среднего профессионального образования, готовящими специалистов для большинства отраслей народного хозяйства республики: строительство, транспорт, сельское хозяйство, добыча природных ресурсов, культура, медицина и др.

Если в 2010 г. СПО выбирали только учащиеся 9-х классов, а высшее образование хотели получить примерно равное число представителей 9-х и 11-х классов, то в 2021 г картина изменилась. Можно сказать, что отмечается рост популярности среднего специального образования: в числе желающих получить СПО появились выпускники 11-х классов (10,4%), а доля девятиклассников, планирующих поступать в вуз, сократилась на 12 п.п. (табл. 2).

Среди выпускных классов 2010 и 2021 гг., которые выбирают высшие учебные заведения, больше девушек, чем юношей, а среднее специальное образование больше предпочитают юноши (табл. 2).

Таблица 2. Выбор вуза или СПОУ у выпускников в 2010, 2021 гг., %

Выпускники 2010 2021

вуз | СПОУ вуз | СПОУ

Распределения по классам

9-й класс 56,0 100,0 33,2 89,6

11-й класс 44,0 66,8 10,4

Распределения по полу

Юноши 39,2 63,2 47,0 55,2

Девушки 60,8 36,8 53,0 44,8

После окончания обучения в школе подавляющее большинство опрошенных планируют продолжить свое образование в вузах и СПОУ Тем не менее в 2021 г. увеличилась доля школьников и 9-х и 11-х классов, которые планируют пойти работать (табл. 3).

Таблица 3. Планы выпускников 9-х и 11-х классов в 2010, 2021 гг.

после окончания школы, учитывая сделанный выбор вуз/СПОУ, %

Вариант ответа 2010 2021

вуз СПОУ вуз СПОУ

9-й класс

Продолжить свое образование в учебных заведениях (Вуз, СПОУ) 95,0 97,4 97,0 92,0

Пойти служить в армию 15,0 21,1 6,9 25,0

Работать 17,1 10,5 27,7 25,9

Создать семью 3,6 10,5 5,0 4,5

Затрудняюсь ответить 1,4 2,6 1,0 0,9

11-й класс

Продолжить свое образование в учебных заведениях (Вуз, СПОУ) 100,0 95,6 92,3

Пойти служить в армию 8,2 7,9

Работать 10,0 25,1 15,4

Создать семью 0,9 3,4 7,7

Затрудняюсь ответить 0,9 1,0

Примечание. Здесь и в табл. 4, 5 суммы долей превышают 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько ответов.

Выбор профессии - ключевой вопрос, с которым сталкиваются все выпускники, поскольку этим они определяют свою будущую жизнь.

В 2010 г учащиеся 9-х классов, которые планировали поступать в вуз, делали свой выбор профессии в следующем порядке предпочтений: медицинского работника, юриста, экономиста и психолога, журналиста и др. В 2021 г на первое место вышла

профессия программиста, за ней идут юрист и медицинский работник.

Девятиклассники, которые планировали получить среднее профессиональное образование в 2010 г., выбирали в первую очередь профессии юриста, медицинского работника, психолога, программиста, рабочие профессии (сварщики, бульдозеристы, крановщики и др.). В 2021 г. самой популярной стала профессия программиста, далее рабочие профессии, медики переместились на третье место, а юристы - на четвертое.

Выбор учащихся 11-х классов в 2010 г. концентрировался только на поступлении в вузы на специальности медицинских работников, юристов, психологов, дизайнеров. В 2021 г. вторым после медицинского работника стала профессия программиста, которая по популярности сравнялась со специальностью юриста.

Если в 2010 г. никто из выпускников 11-х классов не планировал поступать в СПОУ, то в 2021 г. получить среднее профессиональное образование для выпускников одиннадцатых классов стало приемлемым. Свой выбор они отдавали в первую очередь профессиям медицинского работника, далее с существенно меньшим приоритетом - профессиям юриста, дизайнера, программиста, бухгалтера.

Таким образом, за анализируемый период, во-первых, обучение в СПОУ для выпускников 11-х классов стало рассматриваться как вполне допустимый вариант; во-вторых, в два раза повысилась популярность у профессии программиста (будущих абитуриентов вузов и СПОУ); в-третьих, у учащихся девятых классов повысился интерес к рабочим профессиям (табл. 4).

Таблица 4. Профессии, которые выбирали учащиеся 9-х и 11-х классов в 2010, 2021 гг., %

Профессия 2010 2021

вуз СПОУ вуз СПОУ

9-й класс

Бухгалтер 2,1 2,6

Геолог 2,1 5,3

Журналист 9,3 2,6 1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инженер 0,7 2,6 8,4 2,9

Медицинский работник 25,7 10,5 17,2 10,7

Менеджер 1,4 5,3 6,9 2,7

Педагог 1,4 2,0 1,8

Окончание табл.4

Профессия 2010 2021

вуз СПОУ вуз СПОУ

Программист 7,9 7,9 19,7 17,9

Психолог 8,6 7,9 3,9 4,5

Работник сельского хозяйства 0,5 0,9

Работник торговли 1,4 2,6 1,0 1,8

Строитель 0,5 1,8

Рабочие профессии (сварщики, бульдозеристы, крановщики и д.р.) 0,7 7,9 1,0 12,5

Филолог 3,0

Экономист 9,3 2,6 8,4 3,6

Юрист 20,0 15,8 19,2 5,4

Дизайнер 9,3 5,3 7,9 2,7

11-й класс

Бухгалтер 1,8 1,0 7,7

Геолог 1,8 2,0

Журналист 3,6 1,0

Инженер 5,5 4,0

Медицинский работник 29,1 24,8 53,8

Менеджер 4,5

Педагог 2,0

Программист 6,4 19,8 7,7

Психолог 10,0 6,9

Работник сельского хозяйства

Работник торговли

Строитель 0,9 1,0

Рабочие профессии (сварщики, бульдозеристы, крановщики и д.р.) 7,7

Филолог 4,5

Экономист 7,3 2,0

Юрист 25,5 11,9 7,7

Дизайнер 9,1 4,0 7,7

Результаты опроса свидетельствуют, что за рассмотренный период изменились мотивы выбора будущей профессии. Девятиклассники и одиннадцатиклассники, которые в 2010 г планировали поступать в вуз, ориентировались, как показали последующие события на региональном рынке труда, в первую очередь на реализацию своей мечты, на престиж профессии и только потом на оплату труда. В 2021 г., согласно текущей конъюнктуре рынка труда, - хорошая заработная плата стала главным доминирующим мотивом выбора профессии. Желание осуществить свою мечту

переместилось на второе место, а престижность будущей профессии - на третье. Выпускники, которые планируют поступать в СПОУ, выбирая будущие профессии, мотивируются такими же аргументами, как у абитуриентов вузов (табл. 5).

В 2021 г мотивы выбора профессии сильно не отличались ни между выпускниками 9-х и 11-х классов, ни между абитуриентами вузов и СПОУ Можно заключить, что современная молодежь стала прагматичнее и больше преследует решение материальных задач, чем их сверстники 11 лет назад.

Таблица 5. Мотивы выбора будущей профессии выпускниками в 2010, 2021 гг., %

Мотив выбора профессии 2010 2021

вуз | СПОУ вуз | СПОУ

9-й класс

По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников 18,6 13,2 19,8 10,7

Это твоя мечта 47,9 31,6 36,6 33,9

Ты знаешь, что после получения диплома легко найдешь работу 16,4 10,5 13,9 15,2

Эта профессия хорошо оплачивается 25,0 18,4 37,6 42,9

Эта профессия престижная 32,9 26,3 22,8 17,0

Затрудняюсь ответить 13,6 15,8 13,9 11,6

11-й класс

По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников 20,9 15,8 30,8

Это твоя мечта 50,9 40,4 23,1

Ты знаешь, что после получения диплома легко найдешь работу 22,7 25,6 46,2

Эта профессия хорошо оплачивается 32,7 45,3 30,8

Эта профессия престижная 40,0 28,6

Затрудняюсь ответить 4,5 7,4

Как определяются место учебы и выбор региона будущего приложения своего труда? Девятиклассники, которые планировали поступать и в вузы, и в СПОУ, в 2010 г. с небольшим перевесом выбирали вариант ответа «Другие города России», но отдавали предпочтение своей республике в качестве будущего места трудоустройства. К 2021 г половина респондентов хотела бы остаться работать в других городах России. Ситуация с учениками одиннадцатых классов обстояла иначе. В 2010 г почти половина опрошенных планировали связать свою трудовую деятельность с республикой. В 2021 г. половина опрошенных

одиннадцатиклассников, выбирающих поступление в вуз, хотели бы жить и работать в других городах страны, а у планирующих получить СПО нет однозначного решения, они могут остаться в республике либо уехать в другие города Сибири или России (табл. 6).

Таблица 6. Выбор будущего региона для трудоустройства после окончания обучения в вузе или СПОУ, %

Выбор региона для трудоустройства 2010 2021

вуз СПОУ вуз СПОУ

9-й класс

В республике 34,3 36,8 10,9 18,8

В других городах Сибири 9,3 15,8 12,9 16,1

В других городах России 30,0 28,9 52,5 46,4

За границей 7,9 7,9 12,9 2,7

Затрудняюсь ответить 18,6 10,5 10,9 16,1

11-й класс

В республике 46,4 16,7 23,1

В других городах Сибири 10,9 9,9 23,1

В других городах России 18,2 50,2 23,1

За границей 10,0 9,9

Затрудняюсь ответить 14,5 13,3 30,8

Триггерами роста миграционных настроений молодого поколения за анализируемый одиннадцатилетний период можно назвать высокую безработицу в регионе, а также низкую обеспеченность дошкольными учреждениями и средними школами, высокие цены на жилье. В Республике Тыва отмечается самый низкий охват детей детскими дошкольными учреждениями в Сибирском федеральном округе, он составлял в 2021 г 62,1% (на 1 тыс. детей приходится только 495 мест). По данному показателю Тыва находится на 82-м месте в общероссийском рейтинге. В республике самая большая в стране доля детей (38,3%), которые обучаются во вторую и третью смены (регион по этому показателю занимает 85-е место). Обеспеченность тувинцев жильем составляет 14,3 м2 на чел., в то время как в соседней Хакасии и Красноярском крае приходится по 26,3 м2 и 25,9 м2 соответственно.

Строительство нового жилья преимущественно ведется по программе по расселению и ликвидации аварийного жилищного фонда. Ввод новых домов позволяет нарастить дополнительные квадратные метры, но в целом происходит замена

старых квадратных метров на новые без существенного прироста общего метража. Активно ведется индивидуальное строительство, которое, к сожалению, осложняется высокими ценами на земельные участки и строительные материалы, поскольку 90% стройматериалов привозные. Индивидуальное жилье, как правило, не имеет подключения к центральным коммунальным сетям (водоснабжение, канализация, тепло), поскольку те перегружены и не имеют резервов для расширения. Владельцы индивидуальных домовладений либо самостоятельно благоустраивают свои дома, либо довольствуются минимальным набором благ. Ограниченный ввод коммерческого жилья привел к тому, что цены на недвижимость существенно выше, чем в любом сибирском регионе и сопоставимы с ценой за квадратный метр на вторичном рынке недвижимости Москвы.

Таким образом, по полному кругу объектов социальной инфраструктуры, необходимых для начала организации жизни молодого специалиста (жилье, детские сады, школы) регион не может предложить благоприятных условий. Ситуация усугубляется сложностями в трудоустройстве, с которыми сталкиваются дипломированные специалисты. Текущее положение в республике не может не повлиять на мнение выпускников школ о перспективах возвращения на малую родину после окончания учебы. Дальнейшее игнорирование данных вопросов может привести к тому, что человеческий капитал республики не будет обновляться молодыми специалистами, как с высшим, так и со средним профессиональным образованием.

Заключение

С помощью методов социологического анализа и обработки статистических показателей нам удалось провести оценку прогнозируемого состояния человеческого капитала Республики Тыва и представить ее возможное развитие.

Общероссийская тенденция роста популярности среднего профессионального образования отмечается и в Республике Тыва, при сохранении прочих равных условий будет наблюдаться рост числа учащихся СПОУ, сокращение количества выпускников 11-х классов.

Изменились профессиональные предпочтения у будущих учащихся вузов и СПОУ, например, по данным опроса 2021 г.,

на первое место вышла профессия программиста, медицинские специальности сохраняют популярность, а юристы и экономисты стали менее популярны. Возрос интерес к рабочим профессиям, таким как сварщики, бульдозеристы, крановщики и др.

Современная молодежь стала более осознанно относиться к финансовому самообеспечению, что проявляется в росте числа желающих совмещать работу и учебу, а при выборе профессии на первое место вышел уровень заработной платы.

В качестве отрицательной тенденции можно выделить рост миграционных настроений среди всех опрошенных выпускников независимо от типа образования, которое они хотели бы получить и по какой профессии работать. Доля опрошенных учащихся Кызыла, планирующих остаться жить и работать в республике, сократилась в два раза. Таким образом, через 5-7 лет, если современные выпускники смогут реализовать свои намерения уехать в другие регионы страны, то человеческий капитал республики недополучит весомую часть от возможного числа новых квалифицированных специалистов.

Литература

Балакина Г. Ф., Анайбан З. В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. Новосибирск: Наука. Сиб.отд., 1995. С. 68-69.

Балакина Г. Ф., Кылгыдай А. Ч. Этнорегиональные модели адаптации к рынку труда в Туве. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2015. 160 с.

Голенкова З. Т. и др. Социально-стратификационные процессы в Республике Тыва / Отв. ред. З. Т. Голенкова, Ю. В. Голиусова, П. Е. Сушко. М. - Кызыл: ФНИСЦ РАН, 2020. 128 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-332-4.2020

Городское население Тувинской АССР / Отв. ред. В. И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1981, 223 с.

Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 2. С. 6-26. DOI: 10.17323/1811-038Х-2020-29-2-6-26

Костюк В. Г., Траскунова М.М., Константиновский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.

Кылгыдай А. К.Ч., Ойдуп Т. М. Профессиональная ориентация выпускников школ в Республике Тыва // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 149-153. DOI: 10.31857^013216250009162-1

Ламажаа Ч. К., Валиахметов Р.М., Самба А. Д.-Б. Проблемное поле исследований человеческого потенциала Тувы: обзор литературы и мнения экспертов (2020-2021) // Новые исследования Тувы. 2022. № 2. С. 6-19. DOI: https://www. doi.Org/10.25178/nit.2022.2.1

Молодежь Тувы. Социальный портрет / З. В. Анайбан, В. С. Золототрубов, В. А. Кочергин и др. Новосибирск, 1988. 194 с.

Очерки социального развития Тувинской АССР / Отв. ред. Ю. Л. Аранчын. Новосибирск: Наука, 1983. 262 с.

Vorontsova I. P., Semenova А. R., Vitkovskaya L. K., Drobyshev I. A. (2020) Evaluation of Human Capital in the Macroregion (on the Example of the Yenisey Siberia). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. No. 13(11). Pp. 1808-1818. DOI: 10.17516/1997-1370-0686

Статья поступила 24.02.2022 Статья принята к публикации 14.07.2022

Для цитирования: Ойдуп Т.М. Человеческий капитал Республики Тыва: будущие специалисты высшей и средней квалификации // ЭКО. 2022. № 11. С. 23-39. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2022-11-23-39

Summary

Oidup, T.M., Cand. Sci. (Sociology). E-mail: tana_o@mail.ru

Federal State Budgetary Scientific Institution Tuva Institute of Integrated Natural Resources Development, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Kyzyl

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Human capital of the Republic of Tuva: Future Specialists of Higher and Secondary Qualifications

Abstract. The paper discusses the formation of human capital of the Tyva Republic in terms of its qualitative renewal with new specialists. The recruitment mostly depends on its own resources, on school graduates and their choice: higher or secondary vocational education, place of further residence and employment. Based on statistical data and forecast calculations, it has been established that the trend of increasing popularity of secondary vocational education in the country is also present in Tyva. The analysis of the data of sociological surveys conducted in 2010 and 2021 using the same methodology has shown changes in the professional values of graduates and their motives for choosing future professions. The negative trend is an increase in migration attitudes among all graduates, regardless of the type of education and profession they would like to pursue. The share of graduates planning to stay and work in the republic has halved. Thus, in 5-7 years, if today's graduates are able to realize their intentions to leave for other regions of the country, the human capital of the republic will miss more than half of the possible new qualified specialists, both with higher and secondary education.

Keywords: Human capital; higher education; secondary vocational education; school graduates; Tyva Republic

References

Balakina, G.F. and Anaiban, Z.V. (1995). Modern Tuva: sociocultural and ethnic processes. Novosibirsk. Nauka Publ. Pp. 68-69. (In Russ.).

Balakina, G.F. and Kylgydai, A. Ch. (2015). Ethno-regional models of adaptation to the labor market in Tuva. Kyzyl: TuvlKOPR SO RAN. 160 p. (In Russ.).

Golenkova, Z.T. et al. (2020). Socio-stratification processes in the Republic of Tyva. Ed. T. Golenkova, Yu. V. Goliusova, P. E. Sushko. Moscow - Kyzyl: FNISTs RAN Publ. 128 p. (In Russ.). DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-332-4.2020

Urban population of the Tuvan ASSR. (1981). Ed. V. I. Boiko. Novosibirsk. Nauka Publ. 223p. (In Russ.).

Konstantinovskii, D.L., Popova, E.S. (2020). Vocational vs higher education

Mir Rossii. Sodologiya. Etnologiya. T. 29. No. 2. Pp. 6-26. (In Russ.). DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26

Kostyuk, V.G., Traskunova, M.M., Konstantinovskii, D.L. (1980). Youth of Siberia: education and choice of profession. Novosibirsk. Nauka Publ. 192 p. (In Russ.).

Kylgydai, A. K. Ch., Oidup, T.M. (2020). Professional orientation of school graduates in the context of socio-economic transformation: a sociological analysis Sociologicheskie issledovaniya. No. 4. Pp. 149-153. (In Russ.). DOI: 10.31857/ S013216250009162-1

Lamazhaa, Ch.K., Valiakhmetov, R.M., Samba, A.D.-B. (2022). The problem field of studying human development in Tuva: a survey of literature and expert opinions (2020-2021). New Research of Tuva, No. 2. Pp. 6-19. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.2.1

Youth of Tuva. Social portrait (1988). / Z. V. Anaiban, V. S. Zolototrubov, V. A. Kochergin et al. Novosibirsk. 194 p. (In Russ.).

Essays on the social development of the Tuva ASSR. (1983). / Ed. Iu. L. Aranchyn. Novosibirsk. Nauka Publ. 262 p. (In Russ.).

Vorontsova, I.P., Semenova, A.R., Vitkovskaya, L.K., Drobyshev, I.A. (2020). Evaluation of Human Capital in the Macroregion (on the Example of the Yenisey Siberia). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. No. 13(11). Pp. 1808-1818. DOI: 10.17516/1997-1370-0686

For citation: Oidup, T.M. (2022). Human capital of the Republic of Tuva: Future Specialists of Higher and Secondary Qualifications. ECO. No. 11. Pp. 23-39. (In Russ.). DOI: 10.30680/Eœ0131-7652-2022-11-23-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.