Научная статья на тему 'Рынок труда Тувы: образовательные, профессиональные ориентации выпускников школ г. Кызыла'

Рынок труда Тувы: образовательные, профессиональные ориентации выпускников школ г. Кызыла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИЯ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / LABOR MARKET / UNEMPLOYMENT / YOUTH / PROFESSION / SCHOOL GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кылгыдай Ай-Кыс Чамдаловна, Ойдуп Тана Михайловна

Статья о ситуации на рынке труда республики в целом, молодежной безработице, о том, что для решения вопросов трудоустройства, занятости, все более важное значение приобретают вопросы профессиональной подготовки соискателей работы, увеличения доли сознательного выбора профессии молодежью еще со школьной скамьи, что сократит время перерыва между окончанием школы и поступлением на работу.The paper considers the situation on the labor market of the republic as a whole, youth unemployment. Solving the problems of employment and unemployment are enclosed in the issues of vocational training for job seekers and percentage rise of conscious choice of young people beginning from school that becoming increasingly important and time interval cut between graduation and employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда Тувы: образовательные, профессиональные ориентации выпускников школ г. Кызыла»

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ.

ПСИХОЛОГИЯ [ECONOMICS. SOCIOLOGY. PSYCHOLOGY]

УДК 331.54

DOI 10.24411/2658-4441-2020-10004

А.Ч. КЫЛГЫДАЙ, Т.М. ОЙДУП

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

РЫНОК ТРУДА ТУВЫ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ г. КЫЗЫЛА

Статья о ситуации на рынке труда республики в целом, молодёжной безработице, о том, что для решения вопросов трудоустройства, занятости, всё более важное значение приобретают вопросы профессиональной подготовки соискателей работы, увеличения доли сознательного выбора профессии молодёжью ещё со школьной скамьи, что сократит время перерыва между окончанием школы и поступлением на работу.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, молодёжь, профессия, выпускники школ.

Табл. 6. Библ. 2 назв. С. 44-49.

A.Ch. KYLGYDAY, T.M. OYDUP Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS (Kyzyl, Russia)

LABOR MARKET OF TUVA: EDUCATIONAL, PROFESSIONAL ORIENTATIONS OF SCHOOL-GRADUATES OF KYZYL CITY

The paper considers the situation on the labor market of the republic as a whole, youth unemployment. Solving the problems of employment and unemployment are enclosed in the issues of vocational training for job seekers and percentage rise of conscious choice of young people beginning from school that becoming increasingly important and time interval cut between graduation and employment. Keywords: labor market, unemployment, youth, profession, school graduates

Tables 6. References 2. P. 44-49.

Претерпевшие серьёзные изменения структура экономики и система занятости, высокая безработица всё больше выступают в качестве факторов социального риска, поскольку в отличие от других рынков рынок труда имеет социальную направленность: с одной стороны, доходы от трудовой деятельности являются основой благосостояния большей части населения, с другой — безработица ведёт к негативным последствиям, выражающимся в росте социальной напряжённости, ухудшении социально-экономических показателей.

Республика Тыва входит в число 10 регионов РФ с наибольшим уровнем безработицы (табл. 1). Уровень безработицы в Туве составил в 2018 г. 19,1 % в сравнении с 4,6 % по России (в 4 раза больше).

Длительные поиски работы, или застойная безработица (когда человек ищет работу более года), является одним из важных показателей безработицы, отражающим сложную ситуацию на рынке труда. В Туве в 2017 г. среднее время поиска работы на рынке труда составило более 10,1 месяцев, удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более — 53,9 %, что свидетельствует в целом о значительном увеличении «стажа» безработицы.

Проблема трудоустройства рано или поздно встаёт перед каждым человеком, поэтому немаловажно, с какой мотивацией подходит человек к поиску работы, какие, на его взгляд, условия необходимы для успешного трудоустройства (Кылгыдай, Ойдуп, 2015, с. 43).

При вступлении человека на рынок труда важным фактором формирования занятости является конкурентоспособность работника, которая является ключевой категорией в современной экономике. В равной степени это относится и к проблеме занятости молодёжи. Недостаточная квалификация, либо наличие профессии, не имеющей текущего или перспективного спроса — главные причины сегодняшней неконкурентоспособности молодых работников. Вступление молодёжи на рынок труда сопровождается рядом особенностей и проблем, прежде всего связанных с незавершив-шимся процессом формирования профессиональных навыков и моделей трудового поведения. Неблагоприятны трудовые перспективы молодых людей, ищущих работу не имея не только профессионального, но и законченного среднего образования, они подвергаются реальной опасности навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного труда, что чревато переходом его в маргинальные слои общества.

Так же причиной молодёжной безработицы является приток на рынок труда специалистов — выпускников высших и средних учебных заведений, на специальности которых отсутствует спрос со стороны работодателей. На рынке труда республики предложение рабочей силы превышает над спросом (табл. 2).

Устремления молодёжи, их интересы приходят в явный конфликт с потребностями рынка труда. С одной стороны, большое количество молодых людей, окончивших профессиональные учебные заведения, остаются без работы, с другой — многие вакансии хронически не заполняются, остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о соответствии качества и уровня современной подготовки к реалиям сегодняшнего дня, мировым стандартам.

В решении проблемы молодёжной занятости не менее

Таблица 1. 10 регионов РФ с наибольшим уровнем безработицы, в 2018 г.*

Регионы РФ Уровень безработицы, %

Респ. Ингушетия 26,4

Карачаево-Черкесская респ. 12,0

Респ. Тыва 19,1

Респ. Дагестан 10,6

Чеченская респ. 13,8

Респ. Алтай 10,2

Кабардино-Балкарская респ. 9,4

Респ. Северная Осетия-Алания 8,7

Респ. Бурятия 8,9

Забайкальский кр. 10,2

Примечание. * Уровень занятости населения различных регионов РФ в 2018 году: https://ir-center.ru/sznregion/index. asp

Таблица 2. Наиболее невостребованные специальности (профессии) (по данным сайта:

http://tuva.regiontrud.ru/home/soiskatel/nvostrprof.aspx)

1. Профессии с начальным профессиональным образованием: продавцы

бухгалтеры повара

операторы ЭВМ

2. Профессии со средним профессиональным образованием: юристы

бухгалтеры экономисты воспитатели ДОУ учителя начальных классов

3. Профессии с высшим профессиональным образованием: юристы

экономисты бухгалтеры

важна роль общеобразовательной школы, где формируются способности у учащихся старших классов активно встраиваться в жизнь трансформирующегося общества в момент, когда они находятся на важном этапе социального, профессионального и личностного самоопределения.

С проблемой выбора будущей профессии рано или поздно сталкивается каждый ученик школы, а учащиеся выпускных классов стоят в одном шаге от принятия такого важного решения. Окончание школы — первый возрастной рубеж в жизни молодого человека, на котором можно получить достаточно глубокую социологическую информацию о молодом поколении, вступающем во взрослую жизнь. «Момент выбора (уровня образования, вида профессиональной деятельности) — средство перевода возможностей в действительность и первый шаг к определённости в социально-профессиональной сфере» (Рассадина, 2014, с. 295).

Результаты проведённых Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН социологических исследований1 в школах г. Кызыла, позволяют в определённой мере раскрыть динамику изменения интересов, проанализировать общие черты и особенности профессиональной ориентации школьников. Объектом исследований явились выпускники 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ г. Кызыла, то есть те группы молодёжи, для которых проблемы выбора дальнейших жизненных путей наиболее актуальны.

В современных реалиях образование необходимо для успешной самореализации и создания достойного уровня жизни для себя и своей семьи. Понимание этого прослеживается и у выпускников школ. Как показывают наши исследования, основная масса выпускников школ г. Кызыла, ориентируются на дальнейшее образование: в 2010 г. — 95,8 % опрошенных, в 2019 г. — 94,1 %, причём в большей мере на учёбу в высших учебных заведениях, нежели в техникумах, колледжах (табл. 3).

Изучение предпочтений, по каким специальностям хотели бы получить подготовку выпускники школ, выявило, что за прошедший между двумя обследованиями период, произошла тенденция смещения профессиональных предпочтений в сторону инженерно-технических специальностей: выбирающих профессию инженера стало в три раза больше (с 2,6 % в 2010 г. до 9,0 % в 2019 г.), предпочитающих технические специальности стало больше в 1,8 раза, строителя в 2,6 раза, и желающих стать программистами стало больше на 1,6 раза (табл. 4). Наблюдается снижение в ориентациях на профессии социальной сферы: стало меньше желающих стать врачом, юристом, психологом, журналистом.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «В какое учебное заведение ты планируешь поступать?», %

2009 2019

Высшее учебное заведение (университет, институт, академия) 80,4 64,5

Среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум, училище) 12,2 24,0

Затрудняюсь ответить 7,4 11,5

1В период с 22 по 27 ноября 2010 г. и с 9 по 19 декабря 2019 г. Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН был проведён опрос учащихся 9 и 11 классов школ г. Кызыла, целью которого являлось получение информации о планах в выборе профессии выпускных классов общеобразовательных школ. При расчёте выборки были учтены следующие параметры: месторасположение школы (по районам города), количество 9 и 11 классов, численный состав выпускных классов, а также национальный состав учащихся, пол. В опросе 2010 г. выборочная совокупность составила 311 человек — учеников 9 и 11 классов: по 196 и 115 человек соответственно. Были опрошены ученики девятых классов мужского и женского пола по 49,0 и 35,7 %, и ученики одиннадцатых классов по 51,0 % и 64,3 % соответственно. Отклонения выборочной совокупности не превышает 5 %, выборочная совокупность репрезентативна, а ошибки выборки случайны. В опросе 2019 г. выборочная совокупность составила 321 человек — учеников 9 и 11 классов: по 192 и 129 человек соответственно. Были опрошены ученики девятых классов мужского и женского пола по 53,1 и 46,9 %, и ученики одиннадцатых классов по 47,3 и 52,7 % соответственно.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «После окончания школы, какую специальность ты

хотел бы выбрать»? (сумма ответов превышает 100 %, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов)

2010 2019

Бухгалтер 2,3 1,9

Геолог 2,3 2,2

Журналист 5,8 3,1

Инженер 2,6 9,0

Медицинский работник 24,1 19,6

Менеджер 3,5 3,7

Педагог 0,6 3,1

Программист 7,4 11,8

Психолог 8,7 4,0

Работник сельского хозяйства 0 0

Работник торговли 1,0 1,2

Строитель 0,6 1,6

Технические специальности (сварщики, бульдозеристы, крановщики и д.р.) 1,9 3,4

Филолог 1,6 1,6

Экономист 8,0 6,2

Юрист 20,6 15,0

Дизайнер 8,0 8,1

Затрудняюсь ответить 9,3 8,4

Другое 13,4 19,3

Привлекательной как для девушек, так и юношей стала профессия военного (в 2010 г. — 4,2 % , в 2019 г. — 5,8 % опрошенных). Немаловажную роль в этом имеет, по нашему мнению, формирование в Туве 55-ой отдельной мотострелковой бригады ВС РФ в 2015 г. Выбор профессии военного в сознании школьников, предположительно, связан с возможностями высокого заработка, получения (приобретения) жилья, социальных гарантий, по нашему мнению, молодое поколение уже со школьной скамьи ориентировано на достижение материального благополучия. Также для выпускников школ привлекательными является обучение в учебных заведениях ФСБ, МВД, МЧС, окончание которых даёт гарантированное трудоустройство. По данным Министерства труда и социальной политики Республики Тыва наиболее востребованы профессии стрелка — 609 вакансий, военного водителя — 248 вакансий и др. (прил. 1).

Количество респондентов, выбравших специальность медицинского работника в качестве своей будущей профессии в 2019 г. снизилось в 1,2 раза. Снижение интереса к медицинской профессии возможно связано с не выдерживающим конкуренции с другими регионами относительно низким уровнем заработной платы в республике, недостаточными мерами социальной поддержки молодых специалистов (обеспечение жильём, местами в дошкольных учреждениях и т. д.). В настоящее время в Туве наблюдается миграция высококвалифицированных медицинских кадров в другие регионы России, чему способствует успешно действующая с 2012 г. программа «Земский доктор», благодаря которой, многие переехавшие молодые специалисты, решают жилищные вопросы на новом рабочем месте.

Дальнейшее развитие общественного производства и всех Таблица 5. Динамика ответов выпускников школ

иных сфер социальной жизни за- , о мотивах выбора будущей профессии

^ ^ (сумма ответов превышает 100 %, так как по методике

кономерно связано с изменения- опроса можно было выбрать несколько вариантов)

ми в общественном сознании населения, структуре и содержании его ориентаций на образование как средство профессионального и социального самоопределения молодёжи.

При выборе будущей профессии, выпускники школ г. Кызыла руководствуются различными доводами (табл. 5). Наиболее сильным мотивом является стремление респондентов реализовать свою

2010 2019

По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников 18,0 20,2

Это твоя мечта 46,3 47,4

Ты знаешь, что после получения диплома легко найдёшь работу 17,7 23,1

Эта профессия хорошо оплачивается 27,3 36,1

Эта профессия престижная 33,4 30,8

Затрудняюсь ответить 10,3 10,0

мечту. Далее опрошенные ориентируются на высокую заработную плату, престижность профессии, гарантированное трудоустройство после получения диплома, а также преемственность поколений. Для 4,9 % опрошенных школьников, выбранная профессия интересна и она нравится. Для небольшого числа ребят (0,6 %) будущая профессия — это выбор и желание их родителей.

Современной тенденцией в сфере занятости и рынка труда Тувы является кадровый дефицит в экономике при сохранении значительных масштабов безработицы. Проблема связана в значительной степени с рассогласованием в подготовке специалистов в системе профессионального образования, с одной стороны, и спросом на рабочую силу и структурой рабочих мест в экономике, — с другой. В этой связи актуальность приобретают задачи изучения молодёжного ресурса труда: образовательные, профессиональные ориентации учащейся молодёжи. Сбалансированность профессиональной ориентированности с запросами современной интенсивно развивающейся экономики является одним из важных условий эффективности развития сферы труда, социально-экономического развития региона в целом.

Таким образом, чтобы не возникали противоречия с объективными потребностями экономики и профессиональной ориентацией молодёжи, важно заблаговременное развёртывание работы в области социальной и профессиональной их ориентации, так как процесс формирования профессиональных склонностей начинается с проявления направленного интереса к определённой области знаний, виду деятельности.

Приложение 1. Наиболее востребованные профессии в Республике Тыва

(по данным сайта: http://tuva.regiontrud.ru/home/soiskatel/vostrprof.aspx)

Профессия Число вакансий

Стрелок 609

Разнорабочий 269

Водитель военный 248

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оператор 153

Водитель грузовых автомобилей 100

Пулемётчик 98

Врач 94

Санитар 58

Гранатомётчик 50

Воспитатель дет. сада (яслей-сада) 41

Медицинская сестра 36

Учитель начальных классов 36

Повар 35

Учитель музыки 32

Связист 30

Чабан 26

Учитель английского языка 24

Фельдшер 23

Учитель русского языка и литературы 22

Учитель математики 18

Музыкальный руководитель 17

Педагог дополнительного образования 17

Маляр 16

Логопед 15

Воспитатель 15

Профессия Число вакансий

Охранник 14

Повар детского питания 13

Сварщик 12

Учитель физики 11

Учитель по физической культуре 10

Учитель информатики 10

Резчик гипсокартонных листов 10

Врач-педиатр 10

Психолог 9

Тренер-преподаватель по спорту 9

Хореограф 9

Учитель родного языка и литературы 7

Продавец продовольственных товаров 7

Концертмейстер 7

Врач-невролог 7

Акушерка 7

Инженер 6

Лаборант 6

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 6

Электромонтёр 6

Риэлтор 5

Специалист 5

Скотник 5

Обработчик рыбы 5

Врач-офтальмолог 5

ЛИТЕРАТУРА

Кылгыдай А. Ч., Ойдуп Т.М. Особенности трудового поведения населения Республики Тыва

// Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 43. - С. 43-53. Рассадина Т.А. Профессиональный выбор молодёжи как индикатор институциональных проблем в системе школа - вуз - рынок труда // Социально-гуманитарные знания. - 2014. -№ 2. - С. 295-303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.