НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ THE NEW RESEARCH OF TUVA
www.nit.tuva.asia №2 ^^ 2022 Novye issledovaniia Tuvy
DOI: 10.25178/nit.2022.2.14
Статья
Профессиональные предпочтения выпускников школ столиц республик Тыва, Алтая и Хакасии как основа формирования человеческого капитала регионов (2021 г.)
Тана М. Ойдуп
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Российская Федерация,
Ирина Н. Трошкина
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Российская Федерация
В статье рассматриваются результаты социологического опроса 2021 г. выпускников школ трех российских регионов по их приоритетам в выборе профессии. Эмпирическую базу исследования составили материалы опроса учащихся 9 и 11 классов, проведенного в республиках Тыва, Горный Алтай и Хакасия (1087 чел., выборка многоступенчатая). Опрос проводился методом анкетирования.
Исследование вопроса о влиянии национальности на профессионально-моти-вационные установки у выпускников Республик Алтай, Тыва, Хакасия существенных отличий не показало. Выявленные нами различия больше обусловлены особенностями и спецификой социально-экономического развития республик.
Особое внимание уделено вопросу выбора региона для будущего места работы, что раскрывает желания школьников остаться работать в своем регионе, пополняя человеческий капитал родной республики, либо переехать в другой регион и там организовать трудовую деятельность. Выяснилось, что 70% из них не планируют возвращаться в свой регион. Это приведет к тому, что республики начнут испытывать дефицит в молодых квалифицированных специалистах.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; выпускник школы; человеческий капитал; Республика Тыва; Республика Алтай; Республика Хакасия
Для цитирования:
Ойдуп Т. М., Трошкина И. Н. Профессиональные предпочтения выпускников школ столиц республик Тыва, Алтая и Хакасии как основа формирования человеческого капитала регионов (2021 г.) // Новые исследования Тувы. 2022, № 2. С. 198-210. DOI: https://www.doi.Org/10.25178/nit.2022.2.14
Ойдуп Тана Михайловна — кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН. Адрес: Россия, 667007, г. Кызыл, ул. Интернациональная, д. 117а. Тел.: +7 (913) 342-62-62. Эл. адрес: [email protected] Трошкина Ирина Николаевна — кандидат философских наук, заведующая сектором экономики и социологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Адрес: Россия, 655017, г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 23. Тел.: + 7 (913) 056-94-56. Эл. адрес: [email protected]
OYDUP, Tana Mihailovna, Candidate of Sociology, Leading Researcher, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS. Postal address: 117a Internacionalnaya St., Kyzyl, 667007, Russia. Tel.: +7 (913) 34262-62. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-312S-3361 TROSHKINA, Irina Nikolaevna, Candidate of Philosophy, Head, Department of Economics and Sociology, Khakass Research Institute for Language, Literature, and History. Postal address: 23 Shchetinkin St., Abakan, 655017, Russia. Tel.: + 7 (913) 056-94-56. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1650-0590
www.nit.tuva.asia
№2
2022
Novye issledovaniia Tuvy
Article
Vocational choices of secondary school graduates in the capitals of Tuva, Altai and Khakassia as a basis of building human capital
in the region (2021)
Tana M. Оydup
Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources, Siberian Branch, RAS, Russian Federation,
Irina N. Troshkina
Khakass Research Institute for Language, Literature, and History, Russian Federation
The article reviews the outcomes of a sociological survey offered in 2021 to secondary school graduates in three regions of Russia, who were asked about their priorities in vocational choices. The questionnaires filled by students of 9th and 11th grade in the republics of Tuva, Altai and Khakassia (1087 respondents all in all, in a multiround sampling) formed the empirical basis of our study.
The issue of whether ethnicity is a factor which informs vocational and motivational choices among school graduates in the republics of Altai, Tuva and Khakassia came up largely negative. The distinctions observed have more to do with the regions' social and economic development.
A special focus was made on how respondents plan to choose a region for their employment to come. These choices are important since they reveal whether school graduates wants to stay in the region they were born in, thus enriching its human capital, or to move to another region in hopes of a better employment. The study showed that 70% of the respondents would rather leave and not come back. This may in due time lead to a deficiency in young qualified professionals in the regional economy.
Keywords: vocational choice; secondary school graduate; human capital; Republic of Tuva; Republic of Altai; Republic of Khakassia
На сегодняшний день профессиональные предпочтения выпускников школ являются актуальным направлением планирования и формирования человеческого потенциала территорий. Человеческий капитал представляет собой совокупность ресурсного потенциала его жителей, качество которого зависит от совокупности внешних и внутренних факторов. Исследования в России данных проблем проводят социологи, экономисты и др. (Социально-стратификационные ... , 2020; Человеческий капитал: ... , 2017; Развитие человеческого ... , 2011; и др.). Используя разные методы анализа и расчетов, проводя междисциплинарные исследования, они получают оценку человеческого капитала страны или отдельного региона.
В этой связи возникает интерес, какие профессии выбирают современные выпускники — жители российских регионов, чем они мотивируются, готовы ли пополнять человеческий капитал своих регионов; могут ли территориальные производства рассчитывать в будущем на пополнение молодых специалистов из числа своих юных жителей. Проблема профессиональной ориентации выпускников связана с целым комплексом намерений, который должен осознать учащийся для определения своего будущего, поиска своего места в современном динамичном мире.
Особую значимость представляют исследования профессиональной ориентации в регионах Российской Федерации, население которых является этнически смешанным, поскольку это определяет их этносоциальные особенности.
Ф
For citation:
Oydup T. M. and Troshkina I. N. Professional'nye predpochteniia vypusknikov shkol stolits respublik Tyva, Altaia i Khakasii kak osnova formirovaniia chelovecheskogo kapitala regionov (2021 g.) [Vocational choices of secondary school graduates in the capitals of Tuva, Altai and Khakassia as a basis of building human capital in the region (2021)]. New Research of Tuva, 2022, no. 2, pp. 198-210. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2022.2.14
Введение
www.nit.tuva.asia
№2
2022
Novye issledovaniia Tuvy
Рассмотрим три республики в составе Сибирского федерального округа, три региона Южной Сибири: Тува, Алтай и Хакасию, столицы соответственно — Кызыл, Горно-Алтайск и Абакан. Республики имеют и сходства, и различия в социально-экономическом развитии, и эти факторы влияют на ее жителей, определяя настроения не только взрослого населения, но и подрастающего поколения. Формирование кадрового потенциала национальных регионов происходит преимущественно за счет внутренних резервов, за счет молодого поколения — школьников и студентов.
Что думают по этому поводу сами школьники, какие у них планы на будущее и готовы ли они стать частью человеческого капитала своей малой родины? Ответы на эти вопросы мы выясняли с помощью метода социологического исследования. Оно проводилось с ноября по декабрь 2021 г. в трех столицах республик. Выборка была многоступенчатая: во-первых, опрос проводился только в столицах, которые являются основными центрами занятости населения, объектов образования и пр.; во-вторых, для охвата всего города школы выбирались по территориальному признаку (например, мы выбрали школы в каждом микрорайоне города Кызыла); в-третьих, в опросе участвовали учащиеся только 9 и 11 классов — выпускных классов; в-четвертых, если в школах имелась градация классов по углубленному обучению, например, «лицейские» и «простые», то опрашивались все типы классов.
Таким образом, в опросе в общей сумме по трем регионам приняли участие 1087 учащихся 9 и 11 классов общеобразовательных школ, в том числе 574 девятиклассника и 513 одиннадцатиклассника, из которых 42,6% мальчики и 57,4% девочки. В Абакане было опрошено 68,1% ребят русской и 22,5% хакасской национальностей, 0,7% тувинцев и 8,7% пришлось на долю других национальностей; в Горно-Алтайске: 70,1% русских, 16,3% алтайцев и 13,6% ребят другой национальности; в Кызыле доля опрошенных русских школьников составила 10,7%, тувинцев — 85,5%, хакасов — 0,2%, других национальностей — 3,6%.
Обзор литературы
Актуальность и значимость исследования повышает тот факт, что комплексные межрегиональные исследования профессиональных предпочтений выпускников школ республик Сибири ранее не проводились, вопросы рассматривались отдельно по регионам.
Например, в Республике Тыва первой работой, в рамках которой проводился анализ трудовых склонностей и мотивации населения, можно назвать исследование Г. Ф. Балакиной, З. В. Анай-бан «Современная Тува: социокультурные и этнические процессы» (Балакина, Анайбан, 1995). Далее в разные годы тема продолжила свое развитие в исследованиях вопросов адаптации населения к новым социально-экономическим реалиям (Балакина, Кылгыдай, 2015), поиска взаимосвязи профессиональных предпочтений и экономической культуры населения (Дабиев, 2018) и др.
В Республике Алтай вышли публикации с результатами исследования реформирования профессионального образования (Тонжеракова, 2012, 2013), ценностных ориентаций учащихся1, концепций национальной школы (Энеева, Жерносенко, 2013) и др.2
В Хакасии значительное внимание уделялось истории становления и развития среднего профессионального образования в работах: Д. И. Нагрузова (Нагрузов, 1968), С. П. Ултургашева3, В. А. Асо-чакова (Асочаков, 1983), О. Н. Бобровского (Бобровский, 2014: 49-53), А. Н. Мохова и Л. А. Моховой (Мохов, Мохова, 2009) и др. Рассматривались вопросы реформирования системы профессионального образования (Боргояков, 2009), особенности профессионального самоопределения (Батурина, 2014), оценка качества профессиональных компетенций обучающихся (Дьяченко, 2021).
1 Политические ценности и установки школьников регионов Юго-Западной Сибири и Северного Казахстана в контексте цифрового общества / Я. Ю. Шашкова, С. Ю. Асеев, Т. А. Асеева, Д. А. Казанцев. Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2019. 53 с.
2 Концепция национальных школ Республики Алтай. Горно-Алтайск: Ком. образования Правительства Респ. Алтай, 1993.
3 Ултургашев С. П. Возникновение и развитие среднего профессионального образования // Был всегда нацелен на будущее: к 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1996. С. 15-18.
www.nit.tuva.asia
№2
2022
Novye issledovaniia Tuvy
Пожалуй, в качестве единственного примера межрегионального исследования по вопросам формирования трудовых предпочтений можно привести исследование З. В. Анайбан и С. П. Тюхтеневой, целью которого было изучение степени адаптации основных этнических групп к новым социально-экономическим условиям жителей Горного Алтая, Тувы и Хакасии (Анайбан, Тюхтенева, 2008).
Таким образом, исследование профессиональных ориентаций выпускников школ Тувы, Хакасии и Алтая имеет актуальность не только в качестве межрегионального исследования, но и позволит восполнить научное знание об этносоциальных процессах в каждом регионе.
Методика
Опрос проводился методом анкетирования на основе вопросника, составленного авторами. Анкета на русском языке, которая состояла из 10 вопросов, 5 раскрывали отношение школьника к теме исследования, а оставшиеся вопросы его социальные характеристики: пол, класс, школа, национальность, город. Анкетирование велось дистанционным способом, а именно распространялась ссылка на электронную анкету, размещенную на платформе Гугл, через директоров школ, завучей по учебной и внеучебной части, классных руководителей, это позволило авторам статьи, во-первых, получить доступ к школьникам и дистанционно узнать их мнение в современных условиях коронавирусных ограничений; во-вторых, обеспечить адресность распространения анкеты.
Методика исследования была ранее апробирована в 2010 и 2019 гг. В опросе принимали участие школьники города Кызыла, в целом было опрошено 632 учащихся, а результаты были представлены в виде научных статей в журналах и докладов на конференциях (Ойдуп, Кылгыдай, 2011, 2021; Кыл-гыдай, Ойдуп, 2020), а данные исследований оформлены и зарегистрированы в виде базы данных1.
Первоначально мы планировали опрашивать выпускников непосредственно перед экзаменами во второй половине учебного года, так как можно предположить, что в первой половине большинство еще не определилось с будущей специальностью, но современные школьные правила сдачи экзаменов подталкивают ребят сделать выбор как можно раньше, чтобы начать подготовку к выбранному предмету. Поэтому обозначенные сроки для проведения опроса выпускников наиболее оптимальные. В начале учебного года школьники уже знают, какие предметы буду сдавать и у них еще нет того учебного и психологического напряжения, которое они будут испытывать непосредственно перед сдачей экзаменов. Это в целом благоприятно сказывается на качестве полученных полевых результатов.
Планы на будущее
Первый выбор, который делает школьник независимо от того, какой класс он заканчивает 9-й или 11-й, это чем он планирует заниматься после окончания школы. В первую очередь после школы выпускники трех республик планируют продолжить свое образование в учебных заведениях. Этот вариант ответа выбрали почти 95% опрошенных школьников трех регионов. Работать собираются 33,6% школьников Абакана, 35,7% Горно-Алтайска, и всего 26,9% Кызыла (табл. 1).
Среди желающих пойти служить в армию больше школьников из Тувы, а создать семью больше желающих в Абакане. В Горно-Алтайске равные доли планирующих служить Родине и обзавестись своей семьей.
Таким образом, абсолютное большинство опрошенных респондентов планируют продолжить свое образование, получить либо средне-специальное, либо — высшее. Примерно треть опрошенных показывают намерение начать трудовую деятельность сразу после получения аттестата. Большой перевес количества ответов в пользу дальнейшего обучения свидетельствует о том, что выпускники планируют свою жизнь, правильно расставляя приоритеты, понимая, что дипломированный специалист имеет большую ценность на рынке труда, чем работник без специального образования.
1 Ойдуп Т. М., Кылгыдай А. Ч. Профессиональные ориентации выпускников школ города Кызыла Республики Тыва. Свидетельство о регистрации базы данных 2021621742, 16.08.2021. Заявка № 2021621175 от 08.06.2021.
www.nit.tuva.asia
Таблица 1. Планы выпускников 9 и 11 классов после окончания школ, в % от общего числа респондентов в каждом регионе. Table 1. 9th and 11th grade schooleavers and their post-school plans,
% of total graduates in the region.
№2 ^^ 2022 Novye issledovaniia Tuvy
Варианты ответов Город
Абакан Горно-Алтайск Кызыл
Продолжить свое образование в учебных заведениях (институте, университете, колледже, техникуме и т. д.) 94,3 94,2 93,9
Работать 33,6 35,7 26,9
Пойти служить в армию 7,2 5,8 12,0
Создать семью 9,4 5,8 3,8
Затрудняюсь ответить 2,4 1,9 1,1
Другое 1,0 - 2,8
Прим.: сумма процентов в ответах превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.
Будущая профессия
Второй выбор, который должны сделать выпускники школ — выбрать кем бы они хотели в будущем работать, т. е. выбрать профессию.
У выпускников школ трех республик на первом месте профессии (по убывающей): медика, юриста, программиста (табл. 2). В десятку наиболее популярных также входят дизайнер, педагог, психолог, экономист, инженер, менеджер и технические специалисты (сварщики, крановщики и др.). Военные, представители полиции и МЧС тоже пользуются популярностью. Остальные профессии интересны менее 10% респондентов.
Наличие тех или иных инфраструктурных объектов в регионе тоже формирует выбор школьников. Например, в ответах школьников из Тувы и Алтая нет таких специальностей как машинист поезда, работник РЖД1, т. к. Тува и Алтай не имеют такого вида транспорта и соответствующей инфраструктуры. А у выпускников из Хакасии такие профессии присутствуют, поскольку эта республика «подключена» к железнодорожной сети страны.
Появление новых направлений трудовой деятельности диктует запрос на новые специальности и это, в свою очередь, формирует определенный интерес у школьников. Это послужило появлению в ответах ребят таких профессий как тату-мастер2, трейдер3, нутрициолог4, геймдизайнер5, ютубер6.
В целом можно сказать, что нет существенной разницы в предпочтениях в выборе профессии у ребят из разных городов (табл. 2).
1 ОАО «Российской железной дороги».
2 Тату-мастер — специалист по нанесению художественной татуировки.
3 Трейдер (от англ. trader 'торговец') — торговец, действующий по собственной инициативе и стремящийся извлечь прибыль непосредственно из процесса торговли. Обычно подразумевается торговля ценными бумагами (акциями, облигациями, фьючерсами, опционами) на фондовой бирже.
4 Нутрициолог — это специалист, который помогает нормализовать питание, в том числе для снижения веса.
5 Геймдизайнер — специалист, отвечающий за разработку правил и содержания игрового процесса создаваемой компьютерной игры.
6 Ютубер (ютюбер, ютьюбер; англ. YouTuber) — человек, снимающий и публикующий видеоролики на ви-деохостинговой платформе YouTube.
www.nit.tuva.asia
Таблица 2. Выбор будущих профессий школьниками из разных городов, в % от общего числа респондентов в каждом регионе. Table 2. Vocational choices of schooleavers from different regions,
% of total respondents per region.
№2 ^^ 2022 Novye issledovaniia Tuvy
Профессии Город
Абакан Горно-Алтайск Кызыл
Медицинский работник 17,0 16,2 18,7
Программист 9,0 9,7 17,5
Юрист 11,6 9,1 12,4
Дизайнер 5,2 7,8 5,7
Педагог 4,4 5,8 1,7
Экономист 4,1 2,6 5,1
Психолог 4,1 3,9 4,8
Инженер 3,3 5,8 5,3
Менеджер 3,3 2,6 3,6
Технические специальности (сварщики, бульдозеристы, крановщики и д.р.) 2,4 06 4,0
Филолог 1,5 2,6 1,1
Журналист 2,0 1,3 1,1
Геолог 0,7 - 0,8
Работник сельского хозяйства 0,4 - 0,6
Работник торговли 0,4 - 0,8
Строитель 0,7 1,3 0,8
Бухгалтер - - 0,6
Затрудняюсь ответить 12,2 13,0 9,7
Прим.: сумма процентов в ответах превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.
Выбирая будущую профессию, школьники руководствуются различными мотивами, например, для школьников из Республики Алтай в первую очередь важна реализация своей мечты, на втором месте — уровень заработной платы. Для школьников из Хакасии и Тувы на первом месте — размеры заработной платы и на втором месте — возможность воплотить свою мечту в жизнь. Престижность будущей профессии примерно одинаково важна для всех опрошенных школьников. «Уверенность в будущем трудоустройстве» расположилась на четвертом месте. На последнем месте желание продолжить трудовую династию по примеру родителей или близких родственников (табл. 3).
При выборе будущей профессии не отмечается существенного перевеса какой-то определенной сферы у выпускников одного из трех регионов. Во всех регионах популярны и менее популярны одни и те же профессии. То же самое можно сказать и о мотивах выбора. Большинство учащихся хотят, чтобы будущая профессия хорошо оплачивалась, была престижной и можно было реализовать свою мечту.
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ THE NEW RESEARCH OF TUVA
www.nit.tuva.asia №2 ^^ 2022 Novye issledovaniia Tuvy
Таблица 3. Мотивы выбора будущей профессии, в % от общего числа респондентов в каждом регионе.
Table 3. Motivation for vocational choices, % of total respondents per region.
Вариант ответа Город
Абакан Горно-Алтайск Кызыл
По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников 12,0 9,1 14,7
Это твоя мечта 42,4 46,8 38,1
Ты знаешь, что после получения диплома легко найдешь работу 22,5 20,1 20,2
Эта профессия хорошо оплачивается 43,2 44,8 42,7
Эта профессия престижная 29,7 29,9 22,9
Другое 2,8 1,2 4,2
Затрудняюсь ответить 15,5 14,3 10,5
Прим.: сумма процентов в ответах превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.
Учебное заведение
Третий выбор — выбор учебного заведения в зависимости от его типа: высшее или средне-специальное. Опрос показал, что ценность высшего образования остается значимой для 64% выпускников Кызыла и Горно-Алтайская и для 75,8% Абакана (табл. 4). Тем не менее, статистические данные свидетельствуют, что ежегодно растет число учащихся профессиональных образовательных учебных заведений среднего образования.
Таблица 4. Выбор учебного заведения, в % от общего числа респондентов в каждом регионе.
Table 4. The choice of post-school education, % of total respondents per region.
Вариант ответа Город
Абакан Горно-Алтайск Кызыл
Высшее учебное заведение (университет, институт, академия) 75,8 64,3 64,0
Среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум, училище). 15,7 29,2 26,3
Затрудняюсь ответить 8,5 6,5 9,7
Итого 100 100 100
Например, в Республике Тыва с 2012 по 2021 гг. прирост учащихся СПО составил 82%, с 1911 студентов увеличился до 3474 студентов. Прирост студентов в Тувинском государственном университете за аналогичный период составил только 14%.
В Республике Хакасия отмечается прирост обучающихся СПО, и сокращение абитуриентов в высших учебных заведениях. Система среднего профессионального образования республики включает в себя 13 учреждений, в том числе 12 государственных, 1 частную (частное образовательное учреждение профессионального образования «Саянский техникум СТЭМИ») и 1 образовательную организацию высшего образования (Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова), 2 филиала высших образовательных учреждений (Саяно-Шушенский и Хакасский технический институт Сибирского
www.nit.tuva.asia
№2
2022
Novye issledovaniia Tuvy
федерального университета). Увеличение учащихся в данных учреждениях за последнее девятилетие составило 0,7% — с 13,5 до 13,6 тыс. чел.1 В тоже время в вузах численность студентов сократилась на 40,7% — с 13,5 до 8,0 тыс. чел. Рост удельного веса учащихся СПО обусловлен как расширением перечня специальностей (медицина —сестринское и лечебное дело, педагогика, туризм; в частном СПО — медицина, правоохранительная деятельность), различных форм обучения с 2020/2021 гг. в частном СПО (очно-заочной и заочной)2, так и «демографическими волнами», сложностью поступления в вузы. Приоритетными направлениями подготовки специалистов в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 г., утвержденной законом Республики Хакасия от 12.02.2020 № 01-ЗРХ, являются — туристское, промышленное, строительное, энергетическое и агропромышленное. Это соотносится с показателями значительного увеличения числа обучающихся в 6 учреждениях республики (Абаканский строительный техникум, филиал Черногорского горностроительного техникума, Черногорский техникум торговли и сервиса; техникум коммунального хозяйства и сервиса, Хакасский колледж технологий, экономики и сервиса, Саянский техникум экономики, менеджмента и информатики).
В Республике Алтай насчитывается 9 государственных учреждений СПО, в т. ч. 1 федеральное казенное (ФК ПОУ № 276 ФСИН)3. За десятилетний период прирост числа таковых учебных заведений составил 80% — с 5 до 9 ед. Численность обучающихся возросла с 1454 до 6816 чел. (прирост 369%), при этом количество студентов единственного вуза региона — Горно-Алтайского государственного университета сократилась на 13,2% — с 3,0 до 2,6 тыс. чел.4 Профессиональное обучение молодежи осуществляется по 76 программам подготовки специалистов среднего звена (на основании ежегодного регионального заказа), где приоритетными направлениями являются: сельское хозяйство, строительство, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, образование, здравоохранение, предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства, информационные технологии, искусство и культура. Наибольшее количество обучающихся по программам СПО приходится на Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М. З. Гнездилова (41,8%), в состав которого в 2016 г. вошли 3 иных учреждения такого же уровня, медицинский колледж (13,8%)5.
Как мы видим, сложилась парадоксальная ситуация, когда большинство выпускников школ считают важным высшее образование, но в реальности прирост показывают ссузы, а не вузы. Приоритетность высшего образования имеет место быть, поскольку есть сферы, где без высшего образования не обойтись. Отчасти ценность вузов сохранилась, возможно, благодаря традициям советского образования, на которых воспитывались родители школьников, когда высшее образование считалось важным, было доступным и общепринятым.
Современные же реалии корректируют желания выпускников и их родителей. Сложная система сдачи ЕГЭ, которая требует немало моральных усилий от учащихся, высокая стоимость обучения в вузах приводят к тому, что, несмотря на все стремления школьников, они вынуждены остановить свой выбор на среднем образовании. Одновременно в последние годы ведется активная пропаганда повышения престижа рабочей профессии, отсюда популяризация среднего образования. Активно проводятся мероприятия и соревнования WorldSkiUs6. Все в совокупности стало причиной прироста учащихся ссузов больше по сравнению с динамикой численности студентов вузов.
1 Итоговый отчет Министерства образования и науки Республики Хакасия за 2021 г. С. 6. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Республики Хакасия. URL: https://kh.r-19.ru/authorities/ministry-of-education-and-science-of-the-republic-of-khakassia/docs/3722/125613.html (дата обращения: 05.02.2022).
2 Оперативные данные учреждений среднего профессионального образования РХ (2012-2021 гг.). Были получены по запросу ХакНИИЯЛИ от учреждений СПО Республики Хакасия.
3 Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 276 Федеральной службы исполнения и наказания.
4 Основные показатели деятельности общеобразовательных учреждений. Статсборник 2020/2021 гг. [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Республики Алтай. URL: https://minobr-ra.ru/bitrix/activities/ ЬШх/статсборник%202020-21%20учебный%20год%20(1)^осх (дата обращения: 01.02.2022).
5 Республика Алтай в цифрах [Электронный ресурс] // Сайт Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай URL: https://mt04.ru/novosti/novosti_obyavlenia/3232/ (дата обращения: 01.02.2022).
6 WorldSkills (Ворлдскиллс) — международное общественное движение, которое во всем мире объединяет людей, которые хотят что-то изменить. Его основная миссия — создавать условия для людей, которые хотят профессиональной самореализации.
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ THE NEW RESEARCH OF TUVA
www.nit.tuva.asia №2 ^^ 2022 Novye issledovaniia Tuvy
Выбор будущего места жительства
Четвертый выбор — где выпускники школ планируют работать после получения диплома: вернуться на родину, переехать в другой регион Сибири или России, а возможно и выехать на пределы страны.
Ответы респондентов свидетельствуют, что после окончания учебного заведения меньше 16% респондентов планируют найти работу в своих республиках (табл. 5).
Таблица 5. Выбор будущего места жительства для трудоустройства после окончания обучения, в % от общего
числа респондентов в каждом регионе. Table 5. Employment-related residence choices after graduation,
% of total respondents per region.
Вариант ответа Город
Абакан Горно-Алтайск Кызыл
В республике 11,6 16,2 16,0
В других городах Сибири 8,7 14,3 12,6
В других городах России 53,5 45,5 47,6
За границей 12,4 12,3 8,4
Затрудняюсь ответить 13,8 11,7 15,4
Итого 100 100 100
Анализируемые регионы — ярко выраженные национальные республики, поэтому важно понимать различия в предпочтениях в зависимости от этнической принадлежности школьников.
Результаты опроса показали, что для всех республик характерна одна общая тенденция — больше половины опрошенных выпускников всех национальностей планируют жить и работать в других городах России. Так ответили школьники и Кызыла, и Абакана, и Горно-Алтайска. «Продолжить работать в республике» только третий по популярности ответ после варианта «В других городах Сибири» и наравне с вариантом ответа «За границей».
Среди выпускников Абакана, которые планируют остаться работать в республике, примерно равная доля русских и хакасов, 11,9% и 12,6% — соответственно, 7,5% составляет доля школьников других национальностей. В Горно-Алтайске число желающих остаться выпускников русской национальности больше, чем коренных жителей — алтайцев. Соотношение составляет 19,4% к 4% соответственно. Также превышает доля ребят других национальностей над ответами ребят-алтайцев. В Кызыле 18% опрошенных тувинцев, 11,8% ребят другой национальности хотели бы работать в республике, но в то же время только 2% опрошенных школьников русской национальности планируют свое будущее с республикой (диаграмма 1).
Результата опроса выявили высокие миграционные настроения у выпускников во всех трех регионах. На фоне статистических показателей реального миграционного оттока населения (в 2018 г. коэффициент миграционного прироста на 10 тыс. чел. населения в Республике Алтай составил -15, в Тува -30, в Хакасии -17)1, у школьников уже на этапе выпуска нет желания связывать свою будущую трудовую деятельность со своими регионами.
Складывается достаточно пессимистическая картина перспективы формирования человеческого капитала в республиках. В то же время в высокой миграционной активности выпускников можно увидеть положительную тенденцию нивелирования социальных различий между провинциальными детьми и их сверстниками из крупных мегаполисов и центральных регионов страны. Как нам кажется, это стало результатом, во-первых, введения единых стандартов образования, учебников, критериев оценки знаний, экзаменов ОГЭ и ЕГЭ на всей территории страны; во-вторых, благодаря Интернету появился равный доступ к источникам новых знаний у выпускников всех регионов, в том числе отдаленных. Молодые люди уверены, что успешно социализируются в других регионах и будут востребованы на рынке труда.
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Р32. Стат. сб. / Росстат. М., 2020. С. 92.
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ THE NEW RESEARCH OF TUVA
www.nit.tuva.asia №2 2022 Novye issledovaniia Tuvy
l Другие l Алтайцы Тувинцы lХакасы l Русские
Абакан Горно-Алтайск Кызыл
Диаграмма 1. Ответы респондентов о намерении остаться/вернуться после получения образования в зависимости от этнической принадлежности, в % от общего числа респондентов в каждом регионе. Diagram 1. Respondents' opinions on whether they are going to return after completing education, in line with ethnicity,
% of total respondents per region.
Заключение
Можно констатировать, что у выпускников школ столиц республик Алтай, Республики Тыва, Республики Хакасия при выборе будущей профессии не наблюдается существенных отличий между школьниками разных республик. Выявленные нами различия больше обусловлены особенностями и спецификой социально-экономического развития республик.
В качестве региональных особенностей, которые получили единичные проявления для каждой республики, можно выделить следующие. Например, в Хакасии школьники ориентируются на профессии, которые обслуживают железные дороги. В Республике Тыва и Горном Алтае железных дорог нет, нет потребностей в подобных кадрах, потому и школьники не ориентированы на эти специальности. Среди опрошенных в Кызыле выпускников отмечаются предпочтения в профессии спортсмена, тренера, так как в регионе популярны национальные виды спорта, и спортивному развитию уделяется большое значение. В Республике Алтай учащиеся указывали профессии туристический агент, менеджер туристической сферы и др. Это объясняется тем, что в последние годы регион пользуется большим интересом у туристов, и развитию туризма уделяется особое внимание региональными властями и бизнесом.
В десятку самых востребованных профессий, по мнению школьников столиц трех регионов, вошли медицинские работники, юристы и программисты, дизайнеры, инженеры, менеджеры, педагоги, психологи, экономисты и технические специалисты, такие как сварщики, бульдозеристы, крановщики и др. Стоит обратить внимание, что в десятку вошли профессии, для которых не требуется высшего образования. Данный факт подтверждается ответами на вопрос о выборе типа будущего учебного заведения, в которое планируют поступать. Для половины опрошенных выпускников трех регионов отмечается значимость высшего образования, а для остальных — среднего специального.
Мотивы выбора будущих профессий у школьников трех регионов тоже схожие: они хотят реализовать свои мечты, знают, что с выбранной профессией можно трудоустроиться и зарабатывать.
В ходе нашего исследования мы выяснили: общее настроение выпускников во всех регионах таково, что около 70% опрошенных не планируют связывать свою будущую жизнь с работой на территории своей малой Родины. Мы видим, что во всех трех регионах присутствуют высокие миграционные настроения. Если делать анализ по национальному признаку, то в Республике Тыва у ребят русской
www.nit.tuva.asia
№2
2022
Novye issledovaniia Tuvy
национальности миграционные настроения самые высокие, чем в других республиках. В Республике Алтай доля желающих остаться русских больше, чем алтайцев, а в Хакасии — доли равны. Очевидно, что человеческий капитал Республики Тыва может пополняться национальными кадрами и специалистами других национальностей, в Хакасии возможно формирование многонационального состава будущего человеческого капитала, а в Республике Алтай можно предположить, что специалистами преимущественно русской национальности.
Если планы современных выпускников будут реализованы, и 70% из них не вернутся в свой регион, то в ближайшие 5-7 лет республики начнут испытывать трудности с человеческими ресурсами. Они будут испытывать дефицит в квалифицированных специалистах. Конечно, формирование человеческого капитала — это комплексная проблема социально-инфраструктурного обеспечения регионов, вопросов безработицы и наличия рабочих мест, уровня жизни, комфортной и безопасной среды для проживания и многое другое. Но все эти условия в совокупности и влияют на выбор молодого поколения при планировании своего будущего.
Анайбан, З. В., Тюхтенева, С. П. (2008) Этнокультурная адаптация населения Южной Сибири (современный период). М. : Институт востоковедения РАН. 217 с.
Асочаков, В. А. (1983) Культурное строительство в Хакасии (1917-1937). Абакан : Хакасское отделение Красноярского книжного издательства. 180 с.
Балакина, Г. Ф., Анайбан, З. В. (1995) Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 140 с.
Балакина, Г. Ф., Кылгыдай, А. Ч. (2015) Этнорегиональные модели адаптации к рынку труда в Туве. Кызыл : ТувИКОПР СО РАН. 160 с.
Батурина, Е. В. (2014) Особенности профессионального самоопределения обучающихся основного общего и среднего профессионального образования в Республике Хакасия // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации / отв. ред. Е. Л. Руднева. Кемерово : Изд-во Кузбасского института развития профессионального образования. 232 с. С. 104-107.
Бобровский, О. Н. (2014) Народное образование в Хакасии. Абакан : Хакасское книжное издательство. 72 с.
Боргояков, С. А. (2009) Профессиональное образование Хакасии: проблемы становления // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 1. С. 49-53.
Дабиев, Д. Ф. (2018) Профессиональные предпочтения населения Тувы в контексте экономической культуры // Новые исследования Тувы. № 2. С. 132-148. DOI: https://www.doi.org/10.25178/rnt.2018.2.7
Дьяченко, Н. С. (2021) Оценка качества профессиональных компетенций обучающихся в организациях среднего профессионального образования в условиях стандартов Worldskills Russia // Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт. Материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. В. А. Адольф. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. 151 с. С. 25-28.
Кылгыдай, А. Ч., Ойдуп, Т. М. (2020) Профессиональная ориентация выпускников школ в Республике Тыва // Социологические исследования. № 4. С. 149-153. DOI: https://www.doi.org/10.31857/S013216250009162-1
Мохов, А. Н., Мохова, Л. А. (2009) Краткие очерки истории народного образования Хакасии. Абакан : Хакасское книжное издательство. 209 с.
Нагрузов, Д. И. (1968) Развитие науки, высшего и среднего специального образования в Хакасии // Вопросы социально-экономического развития Хакасии (история, экономика, культура, наука) / отв. ред. С. П. Ултургашев. Абакан : Хакас. отделение Красноярского кн. изд-ва. 180 с. С. 123-140.
Ойдуп, Т. М., Кылгыдай, А. Ч. (2011) Профессиональные предпочтения учащихся выпускных классов общеобразовательных школ г. Кызыла (по результатам социологического исследования) // Новые исследования Тувы. № 1. С. 89-103.
Ойдуп, Т. М., Кылгыдай, А. Ч. (2021) Выпускники школ как основа человеческого капитала региона (на примере Республики Тыва) // Вестник Института социологии. Т. 12. № 3. С. 176-188. DOI: https://www.doi.org/10.19181/ vis.2021.12.3.743
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
www.nit.tuva.asia
№2
2022
Novye issledovaniia Tuvy
Развитие человеческого капитала территорий: организационно-экономические механизмы (2011) / под ред. Е. А. Музыченко. Новосибирск : Изд-во СибАГС. 240 с.
Социально-стратификационные процессы в Республике Тыва (2020) / под ред. З. Т. Голенкова. М. ; Кызыл: ФНИСЦ РАН. 128 с.
Тонжеракова, А. А. (2012) Реформирование системы профессионального образования Республики Алтай // Уровень жизни населения регионов России. № 6 (172). С. 67-70.
Тонжеракова, А. А. (2013) Условия формирования и факторов развития современной региональной системы профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. № 1 (38). С. 318-320.
Человеческий капитал: теория, исторический опыт и перспективы развития (2017) / под ред. И. Н. Шапкина. М. : РУСАЙНС. 282 с.
Энеева, Л. А., Жерносенко, И. А. (2013) Инновационные школы регионов России: культуротворческая модель. Барнаул : С. С. Жерносенко. 133 с.
Anaiban, Z. V. and Tiukhteneva, S. P. (2008) Etnokul'turnaia adaptatsiia naseleniia Iuzhnoi Sibiri, (sovrem. period) [Ethnocultural adaptation of the population of Southern Siberia in the contemporary period]. Moscow, Institut Vostokovedeniia RAN. 217 p. (In Russ.).
Asochakov, V. A. (1983) Kul'turnoe stroitel'stvo v Khakasii (1917-1937) [Cultural construction in Khakassia (1917-1937)]. Abakan, Khakass branch of the Krasnoyarsk Book Publishing House. 180 p. (In Russ.).
Balakina, G. F. and Anaiban, Z. V. (1995) Sovremennaia Tuva: sotsiokul'turnye i etnicheskie protsessy [Contemporary Tuva: Socio-cultural and ethnic processes]. Novosibirsk, Nauka Publ. 137 p. (In Russ.).
Balakina, G. F. and Kylgydai, A. Ch. (2015) Etnoregional'nye modeli adaptatsii k rynku truda v Tuve [Ethno-regional models of adaptation to the labour market in Tuva]. Kyzyl, TuvIKOPR SO RAN. 160 p. (In Russ.).
Baturina, E. V. (2014) Osobennosti professional'nogo samoopredeleniia obuchaiushchikhsia osnovnogo obshchego i srednego professional'nogo obrazovaniia v Respublike Khakasiia [Features of professional self-determination of students of basic general and secondary vocational education in the Republic of Khakassia]. In: Professional'noe obrazovanie i zaniatost' molodezhi: XXI vek. Sistema professional'nogo obrazovaniia v usloviiakh modernizatsii [Vocational education and youth employment: the XXI century. The system of vocational education in the conditions of modernization] / ed. by E. L. Rudneva. Kemerovo, Publishing house of the Kuzbass Institute for the Development of Vocational Education. 232 p. Pp. 104-107. (In Russ.).
Bobrovskii, O. N. (2014) Narodnoe obrazovanie v Khakasii [Public education in Khakassia]. Abakan, Khakass Book Publishing House. 72 p. (In Russ.).
Borgoiakov, S. A. (2009) Professional'noe obrazovanie Khakasii: problemy stanovleniia [Vocational education in Khakassia: problems of formation]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, no. 1, pp. 49-53. (In Russ.).
Dabiev, D. F. (2018) Professional'nye predpochteniia naseleniia Tuvy v kontekste ekonomicheskoi kul'tury [Career preferences of Tuva population in the context of economic culture]. New Research of Tuva, no. 2, pp. 132-148. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2018.2.7
D'iachenko, N. S. (2021) Otsenka kachestva professional'nykh kompetentsii obuchaiushchikhsia v organizatsiiakh srednego professional'nogo obrazovaniia v usloviiakh standartov Worldskills Russia [Assessment of the quality of professional competencies of students in secondary vocational education organizations under the conditions of World-skills Russia standards]. In: Podgotovka budushchikh pedagogov k professional'noi deiatel'nosti v usloviiakh tsifrovizatsii: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt [Preparation of future teachers for professional activity in the conditions of digitalization: domestic and foreign experience]. Proceedings of a Research and Practical Conference / ed. by V. A. Adol'f. Krasnoiarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev. 151 p. Pp. 25-28. (In Russ.).
Kylgydai, A. Ch. and Oidup, T. M. (2020) Professional'naia orientatsiia vypusknikov shkol v Respublike Tyva [Professional Orientation of School Graduates in the Context of Socio-Economic Transformations: A Sociological Analysis]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 4, pp. 149-153. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.31857/S013216250009162-1
Mokhov, A. N. and Mokhova, L. A. (2009) Kratkie ocherki istorii narodnogo obrazovaniia Khakasii [Brief essays on the history of public education in Khakassia]. Abakan, Khakass Book Publishing House. 209 p. (In Russ.).
Дата поступления: 17.02.2022 г.
REFERENCES
www.nit.tuva.asia
№2
2022
Novye issledovaniia Tuvy
Nagruzov, D. I. (1968) Razvitie nauki, vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniia v Khakasii [Development of science, higher and secondary special education in Khakassia]. In: Voprosy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Khakasii (istoriia, ekonomika, kul'tura, nauka) [Issues of socio-economic development of Khakassia: history, economy, culture, science] / ed. by S. P. Ulturgashev. Abakan, Khakass branch of the Krasnoyarsk Book Publishing House. 180 p. Pp. 123-140. (In Russ.).
Oidup, T. M. and Kylgydai, A. Ch. (2011) Professional'nye predpochteniia uchashchikhsia vypusknykh klassov obshcheobrazovatel'nykh shkol g. Kyzyla (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniia) [Professional preferences of graduate class students in Kyzyl's schools (results of sociological research)]. New Research of Tuva, no. 1, pp. 89-103. (In Russ.).
Oidup, T. M. and Kylgydai, A. Ch. (2021) Vypuskniki shkol kak osnova chelovecheskogo kapitala regiona (na primere Respubliki Tyva) [School graduates as the basis of the human capital of the region: the case of the Republic of Tuva]. Bulletin of the Institute of Sociology, vol. 12, no. 3, pp. 176-188. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.743
Razvitie chelovecheskogo kapitala territorii: organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy [Development of human capital in various territories: organizational and economic mechanisms] (2011) / ed. by E. A. Muzychenko. Novosibirsk, SibAGS Publ. 240 p. (In Russ.).
Sotsial'no-stratifikatsionnye protsessy v Respublike Tyva [Socio-stratification processes in the Republic of Tuva] (2020) / Z. T. Golenkova et al. ; ed. by Z. T. Golenkova, Yu. V. Goliusova and P. E. Sushko. Moscow ; Kyzyl, FCTAS RAS. 128 p. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-332-4.2020
Tonzherakova, A. A. (2012) Reformirovanie sistemy professional'nogo obrazovaniia Respubliki Altai [Reforming the vocational education system of the Altai Republic]. Uroven' zhizni naseleniia regionov Rossii, no. 6 (172), pp. 67-70. (In Russ.).
Tonzherakova, A. A. (2013) Usloviia formirovaniia i faktorov razvitiia sovremennoi regional'noi sistemy pro-fessional'nogo obrazovaniia [Conditions of shaping and developing of the contemporary regional system of vocational education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia, no. 1 (38), pp. 318-320. (In Russ.).
Chelovecheskii kapital: teoriia, istoricheskii opyt i perspektivy razvitiia [Human capital: theory, historical experience and development prospects] (2017) / ed. by I. N. Shapkina. Moscow, RUSAINS. 282 p. (In Russ.).
Eneeva, L. A. and Zhernosenko, I. A. (2013) Innovatsionnye shkoly regionov Rossii: kul'turotvorcheskaia model' [Innovative Schools of Russian Regions: Cultural model]. Barnaul, S. S. Zhernosenko Publ. 133 p. (In Russ.).
Submission date: 17.02.2022.