ВЕСТНИЦ®,,
Iетшпита оциологии
176
СОЦИУМ И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.743
Выпускники школ как основа человеческого капитала региона (на примере Республики Тыва)
Ссылка для цитирования: Ойдуп Т. М., Кылгыдай А. Ч. Выпускники школ как основа человеческого капитала региона: на примере Республики Тыва // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. C. 176-188. DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.743
For citation: Oydup T. M., Kylgiday A. Ch. School graduates as the basis of the human capital of the region on the example of the Republic of Tyva. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 176-188. DOI: 10.19181/ vis.2021.12.3.743
AuthorlD РИНЦ: 138603
Кылгыдай
Ай-кыс Чамдаловна1
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл, Россия
AuthorlD РИНЦ: 619650
Аннотация. В современных условиях межрегиональной конкуренции остро встаёт вопрос привлечения и сохранения человеческого капитала региона. Республика Тыва в данном межрегиональном соперничестве существенно проигрывает. Небольшой выбор учебных заведений, высокая безработица, отставание региона в инфраструктурной обеспеченного сти - всё это в совокупности снижает привлекательность региона для своих выпускников и трудовых мигрантов из других регионов. Одним из главных ресурсов человеческого капитала любого региона являются выпускники школ 9 и 11 классов. Выпускники выбирают свою ^ будущую профессию, вуз, место для дальнейшего своего проживания (остаться в другом
0 городе или вернуться на малую родину). Тем самым они неосознанно определяют, какой ' регион получит новые человеческие ресурсы.
ГО В данной статье анализируются результаты опросов выпускников школ столицы Республики
01 Тыва - города Кызыла, проведённых в 2010 и 2019 гг. Сравнительный анализ показал, что ^ на фоне социально-экономических изменений, которые произошли в республике за деся-
тилетие, отмечаются перемены в предпочтениях выпускников при выборе будущих профессий. Можно отследить чёткую зависимость между увеличением предложений рабочих мест на рынке труда и ростом популярности определённых профессий. По результатам социологического исследования можно констатировать, что при сохранении текущей социально-экономической ситуации в Республике Тыва, большинство выпускников школ города Кызыла не станут основой для формирования человеческого капитала региона. Для республики остаются актуальными вопросы создания новых рабочих мест, повышения социальной привлекательности региона для дальнейшего проживания, что включает в себя решение жилищно-бытовых вопросов, а также вопросов повышения качества социального обслуживания населения, транспортной доступности, повышения уровня жизни населения. Всё перечисленное в совокупности будет способствовать формированию человеческого капитала региона.
Ключевые слова: человеческий капитал, выпускники, школа, регион, образование, Тыва
Для Республики Тыва изучение вопроса человеческого капитала актуально не только потому, что данный вопрос на сегодняшний день является мейнстримом социально-экономической политики любого региона, но и потому, что для Тывы вопрос обостряется из-за ряда внутренних застарелых причин: демографической, экономической и социальной.
Во-первых, демографическая причина. Численность населения Республики Тыва на 1 января 2019 г. составляла 324,4 тыс. чел., в городе Кызыле проживает практически половина всех жителей республики -117,9 тыс. чел. Доля населения моложе трудоспособного возраста составляет в республике 34,6%, в Кызыле - 26,9%, при этом наиболее многочисленная группа молодёжи - учащиеся общеобразовательных школ. Сохраняется высокая рождаемость, общий коэффициент которой продолжительный период держится на высоком уровне. По состоянию на 2018 г. он составлял 20,2, что позволило Тыве занимать второе место по стране. В совокупности всё перечисленное подводит к тому, что коэффициент демографической нагрузки насчитывал в 2019 г. 859 лиц на 1 тыс. чел. трудоспособного возраста, в том числе 643 - нетрудоспособного. Показатели превышают средние цифры по стране и по Сибирскому федеральному округу (СФО). Для сравнения - в Российской Федерации показатель демографической нагрузки на трудоспособное население составляет 785 лиц I и всего 331 лицо нетрудоспособного возраста. В СФО - 796 и 368 лиц СЧ соответственно. Например, в Республике Хакасия общий коэффициент ¡1 ^ нагрузки составляет 830, что наиболее приближено к данным Тывы, но ¡| коэффициент нагрузки лиц нетрудоспособного населения в расчёте на
¡1^—1 1 тыс. трудоспособного там значительно ниже и составляет 401 человек. ^ ^ Во-вторых, экономическая причина. В регионе отмечается ста-
5 ^О бильно высокий уровень безработицы среди населения, в 2017 г. он соста-I ^ вил 18,3%. Этот показатель самый высокий по СФО (7,3%) и на втором у ^ месте по Российской Федерации (5,1%), а выше только в Республике Ингушетия, где уровень зарегистрированной безработицы равен 27% .
В-третьих, причина социальная - сохраняется отток населения за пределы республики. Но стоит отметить, что, преодолев свой исторический максимум в минус 126 на 10 тыс. чел. в 2010 г., коэффициент постепенно снизился к 2018 г. и составил минус 30. Уезжает молодёжь, лица активного трудоспособного возраста, составляющие основу трудовых ресурсов. Примерно до 2010 г. наблюдалась тенденция отъезда высокообразованных специалистов, которые не смогли трудоустроиться по возвращению на родину после окончания учёбы. С 2010 г. и до настоящего времени к трудовой миграции присоединились жители даже со средним специальным образованием - строители, сварщики, плотники, средний медперсонал и другие. По месту нового жительства они устраиваются работать либо по специальности, либо выбирают любую другую приемлемую оплачиваемую работу - грузчика, продавца, кассира, водителя городского транспорта и др.
Решить эти и многие другие вопросы должна принятая Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, в которой прописаны мероприятия и проекты, призванные обеспечить динамичное развитие региона, привлечь дополнительные инвестиции, снизить напряжённость на рынке труда и сократить безработицу. К 2030 г. планируется, что базовый уровень безработицы составит 10,1% (целевой 7%). Будут созданы новые рабочие места по стратегическим сферам развития Республики Тыва, таким как разработка и освоение минерально-сырьевых запасов, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, расширение торговли, гражданского строительства, дорожно-транспортной инфраструктуры и др. Для реализации всего объёма намеченных приоритетных целей в первую очередь необходим человеческий капитал региона.
Изучение социально-экономического положения и развития региона малоэффективно без анализа жизненных планов, интересов, потребностей молодёжи в таких значимых сферах жизнедеятельности, как получение образования и дальнейшая трудовая деятельность. Необходимо выяснить корни сложившихся установок при выборе будущей профессии у молодых людей. Проблемы выбора образования и будущей профессии весьма значимы как с точки зрения определения жизненного пути каждого отдельного молодого человека, так и с точки зрения сохранения преемственности поколений в профессиях. Молодёжь является ресурсом формирования человеческого капитала региона. «Люди становятся «капиталом» в той мере, в какой превращаются в универсальный §1 ^ фактор производства и источник любых возможностей, подобно тому, ^ как ранее деньги превратились из средства товарообмена в денежный || ^ капитал, став универсальным носителем любых возможностей» [9, с. 10]. ^ ^ Формирование основ для качественного человеческого капитала
О начинается с первой ступени общего образования - со школы, а точнее, на этапе выбора будущей профессии. Таким этапом для школьников у 00 являются девятый и одиннадцатый классы, когда молодой человек готов Ш сделать первый шаг во взрослую жизнь. Каждый выпускник школы
сталкивается с проблемой выбора будущей профессии. Кем быть? На кого учиться? Этими вопросами задаётся он сам, его друзья, родители и учителя. Выпускники девятых классов поступают в средние профессиональные учебные заведения, а у одиннадцатиклассников есть возможность выбора в получении либо среднего профессионального, либо высшего образования.
Выбор профиля учебного заведения предопределяет будущий жизненный путь, который предстоит пройти молодому человеку, став его «социальным лифтом» [6]. «Образование позволяет ... в перспективе улучшить «качество жизни», завоевать определённый социально-экономический статус» [5, с. 94].
Таким образом, вопрос формирования человеческого капитала весьма актуален. С позиций человеческого потенциала регион обладает ресурсами, чему способствует высокая рождаемость, но станет ли данный ресурс капиталом для республики - это вопрос, на который сложно дать однозначный ответ.
Формирование человеческого капитала на этапе выбора будущей профессии начинается с образования. В современных условиях образование становится тем внутренним ресурсом молодого человека, который он может предложить на рынке труда, и чем качественней данный капитал, тем более конкурентным будет являться сам молодой человек. Но данная позиция, которую можно назвать рациональной и экономически обоснованной, не всегда отражается в реальных потребностях и стремлениях выпускников школ. Выяснить, какие профессии выбирают современные выпускники, чем они мотивируются при выборе специальности, мы попытались в ходе соцопроса школьников 9 и 11 классов города Кызыла. В ноябре 2010 и декабре 2019 гг. сотрудниками Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН было организовано анкетирование выпускников. В опросе 2010 г. приняло участие 311 чел., из которых 196 учащихся 9-х и 115 - 11-х классов. Количество учащихся на начало 2019-20 учебного года составляет 68265 детей. По г. Кызылу - 25117 учащихся. Цель опроса - узнать о планах школьников на ближайшую перспективу после окончания школы, о предпочтениях в выборе профессии.
Более 90% опрошенных выпускников собираются продолжить своё образование в учебных заведениях (институте, университете, колледже, техникуме и т. д.). Вторым по популярности был ответ «пойти Г^ служить в армию» и «работать», причём учащихся, которые в 2019 г.
по сравнению с 2010 г. выбрали «начать работать», стало больше почти
О
гм
на 15%. Также отмечается рост выпускников, намеривающихся соз-
ii гм
|| дать семью.
^ ^ В 2010 г. в числе приоритетных для выпускников были профес-
О сии: медицинский работник, юрист, экономист, психолог и др. В 2019 г. наблюдается смещение в сторону инженерных и военных профессий у 00 (см. табл. 1). Ш 01 СО 2
Таблица 1 (Table 1) Выбор будущих профессий в ответах выпускников, %
Choice of future professions in the responses of graduates,%
Ответы на вопрос: «После окончания школы, какую специальность ты хотел бы выбрать»? 2010 2019
Медицинский работник 24,1 19,6
Юрист 20,6 15,0
Психолог 8,7 4,0
Экономист 8,0 6,2
Дизайнер 8,0 8,1
Программист 7,4 11,8
Журналист 5,8 3,1
Менеджер 3,5 3,7
Бухгалтер 2,3 1,9
Геолог 2,3 2,2
Инженер 2,6 9,0
Технические специальности (сварщики, бульдозеристы, крановщики и др.) (далее - ТС) 1,9 3,4
Филолог 1,6 1,6
Работник торговли 1,0 1,2
Педагог 0,6 3,1
Строитель 0,6 1,6
Затрудняюсь ответить 9,3 8,4
Работник сельского хозяйства 0,0 0,0
Другое 13,4 19,3
(N О
При выборе будущей профессии школьники руководствуются разными мотивами. В таблице 2 представлены приоритетные профессии учащихся 9 и 11 классов с разбивкой по мотивационным группам. Получилось семь мотивационных групп.
Выпускники, которые выбирают профессию зоолога, руководствуются примером своих родителей или других уважаемых ими людей. Желают реализовать свою мечту в профессии будущие спасатели (МЧС), геологи, филологи-переводчики, архитекторы, госслужащие, фотографы, таможенники, сценаристы и рестораторы.
¡1 Гч1 Для учеников девятых и одиннадцатых классов, которые
¡1 гчГ хотят стать сотрудниками органов внутренних дел, кинологами
^¡о и военными, важно воплотить свою мечту в жизнь и пойти по стопам
§ родственников.
^ ^О Будущим строителям важно продолжить семейную дина-
^ стию в профессии, а также высокий заработок,
у ПО
Ш 01
СО 2
Таблица 2 (Table 2)
Выбор профессий в зависимости от мотивов выпускников 9 и 11 классов в 2019 г.
The choice of professions depending on the motives of graduates of years 9 and 11 in 2019
CM О
Мотивационные группы 9 класс 11 класс
Первая группа
«По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников» Зоолог Зоолог
Вторая группа
«Это моя мечта» МЧС (спасатель), филолог (переводчик), архитектор, геолог, госслужащий, фотограф, таможенник, сценарист, ресторатор МЧС, ресторатор, сценарист, таможенник, фотограф, госслужащий, геолог, архитектор, филолог
Третья группа
«По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников» «Это твоя мечта» МВД, кинолог, военный МВД, кинолог, военный
Четвёртая группа
«По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников» «Эта профессия хорошо оплачивается» Строитель Строитель
Пятая группа
«По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников», «Это твоя мечта», «Эта профессия хорошо оплачивается», «Эта профессия престижная» Журналист, работник торговли, менеджер Работник торговли, менеджер, журналист
Шестая группа
«Это твоя мечта», «Ты знаешь, что после получения диплома легко найдёшь работу», «Эта профессия хорошо оплачивается», «Эта профессия престижная» Педагог и психолог Педагог и психолог
Седьмая группа
«По этой профессии работает кто-то из твоих родителей или близких родственников», «Это твоя мечта», «Ты знаешь, что после получения диплома легко найдёшь работу», «Эта профессия хорошо оплачивается», «Эта профессия престижная» Бухгалтер, медицинский работник, инженер, экономист, юрист, дизайнер, ТС, программист Бухгалтер, инженер, экономист, медицинский работник, юрист, дизайнер, ТС, программист
Выбирая профессии журналиста, работника торговли и менеджера, дети мотивировались продолжением семейных традиций, своей мечтой, высоким заработком и престижностью профессии.
Стоит отметить, что только с шестой мотивационной группы для выпускников становится актуальным такой важный момент, как гарантированное трудоустройство после получения диплома. Так, например, для школьников, выбравших профессии педагога и психолога, кроме реализации мечты, престижности выбранной профессии и достойного заработка, важным является и трудоустройство по специальности.
И, наконец, самая мотивированная седьмая группа - выбор профессии бухгалтера, медицинского работника, инженера, экономиста, юриста, дизайнера, ТС, программиста. Выпускники уверены, что смогут трудоустроиться, заработок будет высоким, профессия престижная, они продолжат семейные традиции и воплотят в жизнь свои мечты.
Данная уверенность основана отчасти на объективном понимании положения дел на рынке труда региона. На сегодняшний день востребованными остаются медицинские работники (как врачи, так и средний медицинский персонал). В данном случае выбор школьников коррели-руется с социально-экономическими изменениями, которые произошли за десятилетний период в республике. Реализация крупных инвестиционных проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов за последние десять лет привела к тому, что возросли потребности в инженерных кадрах. В современных условиях развития научно-технического прогресса, повсеместной цифровизации и компьютеризации практически всех процессов жизнедеятельности человека, профессия программиста будет получать всё большую востребованность на рынке труда. Технические специальности (сварщики, бульдозеристы, крановщики и др.), так называемые профессии «человека труда», для которых не требуется получение высшего образования, также становятся высоко востребованными и высокооплачиваемыми; это накладывает отпечаток на то, что дети начинают всё чаще выбирать эти профессии. Данный факт подтверждается и результатами нашего исследования. С 2010 по 2019 гг. отмечается рост количества выпускников, желающих поступить в средние специальные образовательные учреждения. Если в 2010 г. 19,4% опрошенных выпускников выбрали техникумы и колледжи, то в 2019 г. их стало больше в два раза - 40%. Так, в исследованиях Д. Л. Константиновского и Е. С. Поповой [1, с. 6-26; 2, с. 5-19] отмечается, что в социальном поведении выпускников школ произошли значимые изменения: вектор выбора молодёжью образовательных и профессиональных траекторий поменял направление. Согласно сообщению ТАСС, по результатам опроса портала Superjob.ru «среди выпускников растёт
сч
^ спрос на получение знании в средних специальных учебных заведениях. || Если в 2010 г. только 8% опрошенных планировали поступать в кол-
¡1 Гч? леджи, то в 2019 г. доля таких россиян выросла до 27%» [1, с. 7]. 03 11 По результатам исследования, проведённого с 15 по 26 апреля 2019 г.
Центром исследования социальной структуры и социального расслоения ^ Института социологии РАН, в Республике Тыва отмечается высокая доля
^ ^ лиц с высшим образованием, но при этом «в настоящее время более трети У 0| респондентов с высоким уровнем образования вынуждены заниматься низ-СО 2 коквалифицированным трудом. Надо ли говорить, что <они> несут боль-
шие потери не только в профессиональном, но и в социальном отношении. Невостребованность на рынке труда некоторых специальностей, полученных респондентами в процессе профессионального обучения, повышает степень неэффективности использования специалистов высокого уровня, что позволяет говорить о дисбалансе спроса и предложения и в этом сегменте рынка» [7, с. 12]. Таким образом, можно сказать, что наличие высшего образования не гарантирует выпускнику трудоустройство после получения диплома при возвращении в родной регион.
Такие профессии, как бухгалтер, юрист, экономист, по данным Министерства труда и социального развития Республики Тыва, являются самыми невостребованными у работодателей. Тем не менее школьники, воспринимая информацию о рынке труда лишь частично, склоняются в пользу этих традиционно популярных профессий, что делает весьма низкой вероятность у выпускника профессионального учебного заведения найти работу по специальности. Но многие опрошенные школьники, уверенные в себе и своём будущем успешном трудоустройстве, упорно выбирают невостребованные на рынке труда профессии. Это позволяет нам сделать вывод, что эти выпускники не только самые мотивированные и их выбор обоснован, но и самоуверенные, что тоже не лишне, а может быть и нужно в современных условиях.
С формированием в Тыве в 2015 г. военного подразделения и дислокацией мотострелковой бригады, наиболее востребованными на рынке труда стали военные специальности (профессии) - «стрелок», «военный водитель», «водитель грузовых автомобилей», «пулемётчик» и др. Также наряду с реализацией новых промышленных проектов в республике востребованы квалифицированные кадры инженерно-технических специальностей, кадры для горнорудной промышленности.
Выбор будущей профессии - это очень важный вопрос для молодого человека и для всей республики. Для выпускника решается вопрос его дальнейшей жизни, и какой бы он ни сделал выбор в пользу той или иной профессии, он будет работать по этой специальности там, где она востребована. А вот в отношении региона вопрос не решается однозначно. Выпускник только тогда станет частью человеческого капитала для региона, когда после получения диплома он вернётся на родину и свою профессиональную деятельность будет осуществлять на территории республики. В противном случае республиканский человеческий капитал получит другой регион.
По результатам опроса «очевидно резкое снижение доли желающих ^ работать в родной республике: в 2010 г. о намерении работать в респу-|| блике заявили 39,2%, а в 2019 г. - всего 15,9% опрошенных. Больше
|| рчр половины планируют трудоустроиться за пределами республики - 58,3% 03 11 (2019 г.), в 2010 г. их было 35,1%» [3, с. 151; 4]. Выпускникам был задан вопрос: «После окончания учебного заведения (вуз, колледж ^ и др.) где ты планируешь найти работу?» и предложены варианты отве-
(У^ тов: в РеспУблике, в других городах Сибири, в других городах России, У 0| за границей. Результаты анализа ответов респондентов демонстрируют, ВО 2 что только будущие сотрудники ФСБ и артисты на 100% планируют
работать в республике. Большая часть выпускников, выбравших профессию военного, планируют вернуться в Тыву, но треть хотели бы трудиться в других городах России (см. табл. 3).
Таблица 3 (Table 3)
Выбор места проживания после получения диплома выпускниками в зависимости от их приоритетной профессии, %
Graduatesf choice of place of residence after graduation, depending on their priority profession, %o
CM О
Профессии/ специальности После окончания учебного заведения (вуз, колледж и др.) где ты планируешь найти работу?
В республике В других городах Сибири В других городах России За границей Затрудняюсь ответить
ФСБ 100,0
Артист 100,0
Военный 47,4 5,3 36,8 10,5
Юрист 20,8 8,3 45,8 4,2 20,8
Педагог 20,0 60,0 20,0
Строитель 20,0 60,0 20,0
ТС 18,2 27,3 27,3 9,1 18,2
Инженер 16,7 23,3 36,7 10,0 13,3
Бухгалтер 16,7 33,3 16,7 33,3
Дизайнер 15,4 3,8 42,3 23,1 15,4
Психолог 15,4 7,7 38,5 23,1 15,4
Экономист 15,0 15,0 45,0 20,0 5,0
Геолог 14,3 42,9 42,9
Медицинский работник 11,1 15,9 46,0 14,3 12,7
МЧС 11,1 22,2 55,6 11,1
МВД 9,1 9,1 63,6 18,2
Кинолог 3,9
Журналист 70,0 30,0
Менеджер 16,7 58,3 25,0
Программист 18,4 44,7 13,2 23,7
Работник сельского хозяйства
Работник торговли 25,0 50,0 25,0
Филолог 77,8 22,2
Архитектор 100,0
Госслужба 100,0
Гостиничный сервис 100,0
Зоолог 100,0
Лётчик 2,9
Повар 100,0
Ресторатор (владелец заведений общепита) 100,0
Сценарист 100,0
Таможенник 100,0
Фотограф 100,0
Таким образом, большинство выпускников школ после получения образования в профессиональных учебных заведениях не планируют возвращаться работать в Республику Тыва, стать частью человеческого капитала своей малой родины. Конечно, молодым умам свойственно планировать многое, мечтать о большем, этим и прекрасна молодость, когда вся жизнь ещё впереди, но факт остаётся фактом - значительная часть выпускников школ города Кызыла не хотела бы после получения диплома о специальном профессиональном образовании жить и работать в регионе. Объективной причиной данных установок является социально-экономическая ситуация и связанная с ней высокая безработица в регионе. Хорошо представляя, с какими трудностями придётся им столкнуться при поиске работы, боясь угрозы безработицы, выпускники хотели бы трудоустроиться в других регионах и городах страны и, возможно, даже за её пределами.
Особенно остро данная тема звучит на фоне того, что соседние регионы, такие как Красноярский край, Новосибирская область имеют положительную или очень низкую миграционную динамику. В 2010 г. был разработан план формирования человеческого потенциала Красноярского края до 2030 г. Одним из основных моментов развития человеческого потенциала региона рассматривается привлечение трудовых мигрантов из соседних регионов. Сокращение коэффициента миграционного прироста на 10 тыс. чел. населения в Красноярском крае может служить гипотетическим подтверждением того, что принятая стратегия развития человеческого потенциала Красноярского края работает, и это делает край привлекательным для жителей соседних регионов (см. табл. 4).
Таблица 4 (Table 4) Коэффициент миграционного прироста на 10 000 человек населения
Migration growth rate per 10,000 population
CM О
Регионы 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Республика Алтай -49 -28 -14 -17 -35 1 -10 4 -13 -16
Республика Тыва -93 -126 -125 -119 -110 -79 -76 -42 -33 -30
Республика Хакасия -17 -21 -19 -10 -6 11 6 4 -1 -17
Алтайский край -78 -33 -24 -26 -27 -14 -19 -27 -34 -32
Красноярский край -64 -15 28 13 5 3 10 17 3 -1
Иркутская область -76 -59 -28 -30 -35 -30 -25 -30 -25 -25
Кемеровская область -17 -13 -10 -17 -22 -19 -7 -10 -15 -31
Новосибирская область 12 26 81 80 73 50 45 55 38 29
Омская область -37 -31 -9 -16 -14 4 -9 -30 -50 -62
Томская область -17 75 79 45 35 21 1 2 -11 -6
Заключение
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Республике Тыва, и стратегические цели, поставленные для кардинального изменения текущего положения, указывают на актуальность и значимость
главного вопроса статьи, на проблему человеческого капитала региона. Можно отследить чёткую зависимость между увеличением предложений рабочих мест на рынке труда и ростом популярности определённых профессий. В республике началось активное освоение полезных ископаемых, заработали горнодобывающие комбинаты, а в приоритетах выпускников появилась такая профессия, как горный инженер. Военная часть повысила популярность военных профессий. Школьники и их родители адекватно реагируют на изменения на рынке труда, стараясь выбирать заведомо успешные специальности для дальнейшего трудоустройства, и соответствующе реагируют на отсутствие рабочих мест: не получается найти работу - уезжают в другие регионы или не возвращаются после окончания учёбы в республику.
Несомненно, вопрос формирования человеческого капитала шире тех аспектов, которые представлены здесь, и требуют дополнительной детальной проработки. За кадром остались проблемы социального обеспечения, медицинского обслуживания, доступности всех уровней образования (от дошкольного до высшего), жилищно-бытовой обеспеченности и многие другие вопросы, которые в совокупности позволяют составить общее представление, в каких условиях формируется человеческий капитал и являются ли данные условия конкурентными по сравнению с другими регионами.
Авторы считают достигнутой цель данной статьи: раскрыть устремления выпускников в выборе профессии и их дальнейшие планы на профессиональную деятельность; определить, будут ли они связаны с Республикой Тыва; пополнят ли выпускники в будущем человеческий капитал региона. По результатам социологического исследования можно констатировать, что при сохранении текущей социально-экономической ситуации в Республике Тыва большинство выпускников школ города Кызыла не станут будущей основой для формирования человеческого капитала региона.
Для республики остаются актуальными вопросы создания новых рабочих мест, повышения социальной привлекательности региона для дальнейшего проживания, что включает в себя решение жилищно-бытовых вопросов, повышения качества социального обслуживания населения, решения вопроса транспортной труднодоступности, повышения уровня жизни населения - всё это в совокупности поможет в решении вопросов формирования человеческого капитала региона, в том числе из числа выпускников школ.
<4
а» О
|| ^ Библиографический список
N гч1 _|
^ 1. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее уэ высшее // Мир
^ § России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6-26. Б01: 10.17323/1811-038Х-2020-29-2-6-26
X ' 2. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи
^ 00 к образованию в современной России // Общественные науки и современ-
Ш О! ность. 2016. № 1. С. 5-19. ВО 2
3. Кылгыдай А. Ч., Ойдуп Т. М. Профессиональная ориентация выпускников школ в Республике Тыва // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 151. DOI: 10.31857/S013216250009162-1
4. Ойдуп Т. М., Кылгыдай А. Ч. Профессиональные предпочтения учащихся выпускных классов общеобразовательных школ г. Кызыла (результаты социологического исследования) // Новые исследования Тувы. 2011. № 1. C. 89-103.
5. Скутнева С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 94.
6. Социальная стратификация и мобильность / / Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. А. Ю. Согомонов. Пер. с анг. М.: Политиздат, 1992. С. 295-425.
7. Социально-стратификационные процессы в Республике Тыва: [монография] / Отв. ред. З. Т. Голенкова, Ю. В. Голиусова, П. Е. Сушко. Москва-Кызыл: ФНИСЦ РАН, 2020. 128 с. DOI: 10.19181/ monogr.978-5-89697-332-4.2020
8. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/e5d7757d02 411b83d11bedda5f064078/61218rt.pdf (дата обращения: 14.06.2021).
9. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование 2030 / Аналитический доклад; под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. 126 с.
Статья поступила 16.08.2021
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ойдуп Тана Михайловна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл, Россия
Кылгыдай Ай-кыс Чамдаловна, научный сотрудник, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл, Россия
DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.743
^ School Graduates as the Basis of the Human Capital
g of the Region (On the Example of the Republic of Tyva)
|| cm To no M. Oyd up
II fs? Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS, Kyzyl, Russia
^Jo r—\ E-mail: [email protected]
^ § ORCID ID: 0000-0003-3125-3361
5 jO Ai-kys Ch. Kylgidoy
^ -v Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS, Kyzyl, Russia
y ^ E-mail: [email protected]
UJ ORCID ID: 0000-0003-4608-7968 CO 2
For citation: Oydup T. M., Kylgiday A. Ch. School graduates as the basis of the human capital of the region on the example of the Republic of Tyva. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 176-188. DOI: 10.19181/ vis.2021.12.3.743
Abstract. In the modern conditions of interregional competition, there arises the issue of attracting and preserving the human capital of the region. The Republic of Tyva is losing significantly in this interregional rivalry. The factors that reduce the attractiveness of the region for its graduates and labor migrants from other regions are a small selection of educational institutions, high unemployment, the region's lagging behind in infrastructure provision. Grades 9 and 11 students are one of the main sources of human capital in any region. Graduates choose their future profession, university, place for their further residence (stay in another city or return to their small homeland). Thus, they unconsciously determine which region will receive new human resources.
This article analyses the results of surveys of school graduates in the capital of the Republic of Tyva - the city of Kyzyl, conducted in 2010 and 2019. Comparative analysis showed that against the background of socio-economic changes that have taken place in the republic over the decade, the preferences of graduates when choosing future professions have changed. One can trace a clear relationship between the increase in the supply of jobs in the labor market and the growing popularity of certain professions. According to the results of sociological research, it can be stated that while maintaining the current socio-economic situation in the Republic of Tyva, the majority of school graduates in the city of Kyzyl will not become the basis for the formation of the region's human capital. For the republic, the issues of creating new jobs, increasing the social attractiveness of the region for further living, that includes solving housing and household issues, as well as improving the quality of social services for the population, transport accessibility, and improving the standard of living of the population, remain relevant. All of the above in aggregate will contribute to the formation of the region's human capital.
Keywords: human capital, graduates, school, region, education, Tyva
ïî
References
1. Konstantinovskiy D., Popova E. Vocational vs Higher Education. Mir Rossii, 2020: 29: 2: 6-26. (in Russ.). DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26
2. Konstantinovskij D. L., Popova E. S. The Intention of Young People to Higher Education as an Important Resource of Innovative Development of Russia. Obshhestvennye nauki i sovremen-nost, 2016: 1: 5-19 (in Russ.).
3. Kylgydaj A. Ch., Oydup T. M. Professional orientation of school graduates in the Tuva Republic. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2020: 4: 149-153. (in Russ.). DOI: 10.31857/ S013216250009162-1
4. Oydup T. M., Kylgydaj A. Ch. Professionalnye predpochtenija uchashhihsja vypusknyh klassov obshheobrazovatelnyh shkol g. Kyzyla (po rezultatam sociologicheskogo issledovanija) [Professional preferences of graduate class students in Kyzyl's schools (results of sociological research)]. Novye issledovaniia Tuvy. 2011: 1: 89-103 (in Russ.).
5. Skutneva S. V. Strategii zhiznennogo samoopredelenija molodezhi v trudovoj sfere [Strategies of youth life self-determination in labor sphere]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2006: 10: 88-94 (In Russ.).
6. Socialnaja stratifikacija i mobilnost [Social stratification and mobility]. Sorokin P. A. Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo. Moscow, Politizdat, 1992: 295-425 (in Russ.).
7. Socialno-stratifikacionnye processy v Respublike Tyva: (monografija) [Socio-stratification processes in the Republic of Tyva]. Ed. by Z. T. Golenkova, Ju. V. Goliusova, P. E. Sushko. Moscow, FNISC RAN, 2020: 128 (in Russ.). DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-332-4.2020
8. Strategy of socio-economic development of the Republic of Tyva until 2030. Ministry of Economic Developmentof the Russian Federation. Accessed 14.06.2021. URL: https://www.econ-omy.gov.ru/material/file/e5d7757d02411b83d11bedda5f064078/61218rt.pdf (in Russ.).
p^ 9. Chelovecheskij kapital Krasnojarskogo kraja: Forsajt-issledovanie - 2030. Analiticheskij
^^ doklad [The human capital of the Krasnoyarsk Territory: Foresight research-2030]. Ed. by
V. S .Efimov. Krasnojarsk, Sibirskij federal'nyj universitet, 2010: 126 (in Russ.).
s cm The article was submitted on: August 16. 2021
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Tana M. Oydup, Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher, Tuvinian ^ (yÇ Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of RAS, Kyzyl, Russia
y Ol Ai-kys Ch. Kylgiday, Researcher, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources
GÛ Z of Siberian Branch of RAS, Kyzyl, Russia