Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ МОЛОДЕЖИ ТУВЫ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ МОЛОДЕЖИ ТУВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тува / высшее образование / образовательная миграция / целевое обучение / высококвалифицированные кадры / Tuva / higher education / educational migration / government-sponsored tuition / highly qualified professionals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харунов Рамиль Шатмуратович, Харунова Марианна Монге-Байыровна

Доступ к высшему образованию является ключевым фактором для достижения престижного социального статуса в информационном обществе. Авторы статьи выделили три основных направления получения высшего образования выпускниками Тувы учеба в Тувинском государственном университете, в вузах других регионов Российской Федерации и в зарубежных странах. Образовательная миграция имеет в Туве давние традиции еще со времен Тувинской Народной Республики (1921–1944 гг.). В тот период основная часть специалистов, необходимых республике, обучалась за рубежом, в основном в СССР. Готовые специалисты возвращались на родину и внесли весомый вклад в развитие республики. Эта тенденция сохранялась в советский период в виде целевого обучения. В настоящее время происходит значительный отток из Тувы молодежи, которая стремится получить профессиональное образование в наиболее престижных учебных заведениях, расположенных за пределами республики. Эта массовая образовательная миграция приводит к серьезным последствиям для регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MIGRATION AS LIFE STRATEGY OF TUVA’S YOUTH

Access to higher education is a key factor in achieving a prestigious social status in the knowledge-based society. The authors of the article identified three main options for where high school graduates of Tuva can pursue their higher studies: in Tuvan State University, universities of other parts of the Russian Federation, or abroad. Educational migration has a long tradition in Tuva going back to the time of the Tuvan People's Republic (1921–1944). At that time, the bulk of the professionals needed for the republic were trained abroad, mainly in the USSR. Qualified professionals returned to their homeland to make a significant contribution to the development of the republic. This trend continued throughout the Soviet period in the form of a government-sponsored tuition. Nowadays, there is a significant outflow of young people from Tuva who are striving to pursue a professional higher education in the most prestigious educational institutions outside of the republic. This massive educational migration has serious consequences for the labor market in Tuva.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ МОЛОДЕЖИ ТУВЫ»

Самба Анна Демир-Баадыровна, старший научный сотрудник, государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт медико-социальных проблем и управления Республики Тыва», г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: sundui2012@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Homushku Sayday Alekseevna, Head of the Center for Advanced Training, State Budgetary Institution «Research Institute of Medical and Social Problems and Management of the Republic of Tyva». Kyzyl, Russia. E-mail: homushku.sayday@mail.ru.

Samba Anna Demir-Baadyrovna, Senior Researcher, State Budgetary Institution «Research Institute of Medical and Social Problems and Management of the Republic of Tyva». Kyzyl, Russia. E-mail: sundui2012@yandex.ru.

УДК 314.723 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-32-36

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

МОЛОДЕЖИ ТУВЫ

Харунов Р. Ш., Харунова М. М.-Б.

Аннотация. Доступ к высшему образованию является ключевым фактором для достижения престижного социального статуса в информационном обществе. Авторы статьи выделили три основных направления получения высшего образования выпускниками Тувы - учеба в Тувинском государственном университете, в вузах других регионов Российской Федерации и в зарубежных странах.

Образовательная миграция имеет в Туве давние традиции еще со времен Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.). В тот период основная часть специалистов, необходимых республике, обучалась за рубежом, в основном в СССР. Готовые специалисты возвращались на родину и внесли весомый вклад в развитие республики. Эта тенденция сохранялась в советский период в виде целевого обучения.

В настоящее время происходит значительный отток из Тувы молодежи, которая стремится получить профессиональное образование в наиболее престижных учебных заведениях, расположенных за пределами республики. Эта массовая образовательная миграция приводит к серьезным последствиям для регионального рынка труда.

Ключевые слова: Тува, высшее образование, образовательная миграция, целевое обучение, высококвалифицированные кадры.

EDUCATIONAL MIGRATION AS LIFE STRATEGY OF TUVA'S YOUTH Kharunov R. Sh., Kharunova M. M.-B.

Annotation. Access to higher education is a key factor in achieving a prestigious social status in the knowledge-based society. The authors of the article identified three main options for where high school graduates of Tuva can pursue their higher studies: in Tuvan State University, universities of other parts of the Russian Federation, or abroad.

Educational migration has a long tradition in Tuva going back to the time of the Tuvan People's Republic (1921-1944). At that time, the bulk of the professionals needed for the republic were trained abroad, mainly in the USSR. Qualified professionals returned to their

homeland to make a significant contribution to the development of the republic. This trend continued throughout the Soviet period in the form of a government-sponsored tuition.

Nowadays, there is a significant outflow of young people from Tuva who are striving to pursue a professional higher education in the most prestigious educational institutions outside of the republic. This massive educational migration has serious consequences for the labor market in Tuva.

Keywords: Tuva, higher education, educational migration, government-sponsored tuition, highly qualified professionals.

Социальное неравенство и социальный статус в информационном обществе определяется доступом к качественному образованию, которое становится для людей стратегическим ресурсом и источником благополучия. В этом отношении выпускники школ из Республики Тыва находятся в неравном положении в сравнении с выпускниками из многих других регионов и этому есть несколько причин, которые мы рассмотрим далее.

Можно выделить три основных направления получения высшего образования выпускниками Тувы - учеба на месте проживания, образовательная миграция за пределы республики либо в другое государство [Харунов, 2007: 190]. Тувинский государственный университет (ТувГУ) является единственным вузом в республике и в ближайшей перспективе надеяться на рост количества университетов в Туве не приходится. Это безальтернативный местный и доступный способ получить высшее образование в пределах республики, но количество бюджетных мест в нем ограничено, к тому же один университет не может предоставить весь спектр привлекательных для абитуриентов специальностей. Помимо этого, несмотря на постоянный рост научно-образовательного уровня, ТувГУ объективно не может конкурировать в качестве и престижности, например, с МГУ и СПбГУ, или с ближайшим Сибирским федеральным университетом.

В связи с данными обстоятельствами большая часть выпускников из Тувы ежегодно выезжает на учебу за пределы республики в другие российские вузы, как правило, на целевые места. Можно выделить и еще один путь - получение образования за рубежом, который выбирают несколько десятков человек, в основном в Китай, Турцию и Монголию. Зарубежное образование не является массовой тенденцией для жителей Тувы, поэтому в рамках данной статьи мы не будем рассматривать его подробнее.

В соответствии с темой детальнее остановимся на образовательной миграции, которая представляет собой перемещения людей в пределах государства и за границу с целью получения образования различного уровня и занимает в России третью позицию по распространенности после трудовой миграции и миграции по семейным и личным обстоятельствам [Борзунов, Туркулец, Мальцева 2017: 12]. Самая мигрирующая возрастная когорта - от 17 до 25 лет, когда происходит движение по направлению «школа - вуз», а потом «вуз - рынок труда», что зачастую приводит к перераспределению населения на региональном и всероссийском уровнях.

Образовательная миграция имеет в Туве давние традиции еще со времен Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.). В тот период система образования не могла обеспечить потребности ТНР в квалифицированных кадрах и основная часть специалистов, необходимых республике, обучалась за рубежом, в основном в СССР.

Тува с первых дней независимости находилась под покровительством Советской России и оказалась связанной с ней множеством политических, финансовых, торговых и культурных отношений. Первые студенты были направлены в 1925 году в Коммунистический университет трудящихся Востока. Большое значение имело обучение национальных кадров Тувы в соседних регионах, с которыми республику связывали традиционные культурные и экономические отношения, - это Хакасия,

Горный Алтай (Ойротия) и Бурятия. Всего за этот период в СССР было направлено на учебу около 1000 человек. Многие из них, стали интеллектуальной элитой Тувы и работали во всех отраслях народного хозяйства республики. При их непосредственном участии определялись важнейшие решения социально-политических, экономических и культурных задач государственного строительства в ТНР.

В октябре 1944 года Тува добровольно вошла в состав СССР на правах автономной области. Несмотря на сложные послевоенные годы, Совет министров СССР нашел возможность открыть в 1952 году Кызылский учительский институт, позднее переименованный в Кызылский государственный педагогический институт, а с 1995 года - Тувинский государственный университет.

Так же продолжилась практика обучения в вузах за пределами Тувинской автономной области - через целевое обучение - систему подготовки специалистов по направлениям национальных субъектов, когда абитуриенты зачислялись в вуз вне конкурса в рамках предоставленных заказчику мест и были обязаны вернуться на место, откуда были отправлены на учебу.

Зачисление в вузы по целевым программам в 1990-е годы для Республики Тыва не прекратилось даже после распада СССР, и было продолжением советской традиции, гарантировавшей поступление с минимальным конкурсом и бесплатным обучением для студентов, заручившихся направлением от республики. На фоне снижения численности выпускников школ, вызванного демографическим спадом рождаемости, вузы ведут между собой острую конкурентную борьбу за абитуриентов. Прогнозные данные Росстата свидетельствуют о сокращении численности возрастной группы 17-30 лет. Эта отрицательная динамика будет наблюдаться вплоть до 2024 г. [Габдрахманов, Никифорова, Лешуков, 2019: 8].

При этом недостаток абитуриентов в своем регионе компенсируется за счет прибывающих из других регионов, в том числе из Тувы. Имеющиеся данные о возрастной структуре населения в регионах РФ позволяют с определенной достоверностью предположить, какую численность 18-летних можно ожидать в ближайшие три и восемь лет. Максимальный прирост ожидается в Республике Тыва: в 2021 г. он составит 30% к численности 2016 г., а в 2026 г. — 76% к численности 2016 г. (в 2016 г. в Туве 18-летних было 4129 чел.) [Габдрахманов, Никифорова, Лешуков, 2019: 15].

По данным ежегодного мониторинга Минобрнауки Республики Тыва по выявлению граждан с высшим образованием, количество выпускников вузов по итогам 2013 года составило - 2321 чел., из которых 960 чел. (41 %) выпускники ТувГУ; по итогам 2014 года соответственно - 2736 чел., из которых 1132 чел. (41 %) выпускники ТувГУ; в 2015 году составило - 3428 чел., из которых 1407 чел. (41 %) выпускники ТувГУ. Количество людей, ежегодно получающих высшее образование в Тувинском государственном университете, остается на стабильном уровне - 41 %1. Таким образом, процентное соотношение получающих высшее образование в Туве (ТувГУ) и за пределами Тувы в среднем получается 40 % и 60 %.

В дальнейшем эта тенденция не изменилась, для сравнения можно сопоставить цифры контингента в ТувГУ, который составляет в среднем 6000 тыс. человек очной и заочной форм обучения (2015-2020 годы), и данные по базе Минобрнауки Республики Тыва, согласно которой на 30 мая 2018 года за пределами республики обучалось 7556 студентов из Тувы в 190 высших учебных заведениях2. Большая часть абитуриентов из

1 В Туве обсудили доступность высшего образования / Кызыл-онлайн, - 2018 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kyzyl-online.ru/novosti/obrazovanie/v-tuve-obsudili-dostupnost-vysshego-obra.html (дата обращения: 01.04.2020).

2 Глава Тувы членам правительства «Вы лично должны быть озабочены вопросом поступления наших детей в вузы» / Туваонлайн, - 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

34

Тувы поступает на целевое обучение, или на места по общему конкурсу в вузы за пределами республики.

Такая практика продолжалась вплоть до 2019 года, когда Минобрнауки обратило внимание на то, что конкурс среди поступающих в вузы по целевому обучению очень низкий, а количество обучающихся по ним достаточно велико - около 13 % студентов. Поэтому был изменен порядок установления квот на целевое обучение: их определяет не учредитель вуза, а правительство РФ, с целью создать здоровую конкуренцию за целевые места и конкурс, соответствующий конкурсу на бюджетные места. При этом был уточнён срок трудоустройства студентов - целевиков: если ранее он не был определён и фактически не контролировался, то с 2019 года студент направляется в вуз с обязательством отработать у заказчика целевого обучения не менее трёх лет и на определённых им условиях, а при нарушении ему грозят штрафные санкции.

В феврале 2019 года правительство Российской Федерации обнародовало перечень специальностей, по которым будет вестись целевое обучение. Всего в список включено 500 профессий, по которым выпускники должны будут отработать по распределению или вернуть государству средства, потраченные на их обучение3. Таким образом, путь к высшему образованию через целевое обучение хоть и значительно усложнился, но не прекратился.

Значительный вклад в доступе к высшему образованию в Туве внес принятый по инициативе Главы РТ Шолбана Кара-оола в 2014 г. губернаторский проект «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием на 2014-2020 годы», который был определен одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки Республики Тыва. Численность участников проекта за 2014-2017 гг. составила 4791 чел., из них выпускники школ - 4305 чел., выпускники СПО - 486 чел. Всего за этот период поступили 2226 чел. (46,4%): в 2014 г. - 1269 чел. (55,5%), в 2015 г. - 488 чел. (36,3%), в 2016 г. - 254 чел. (41,5%), в 2017 г. - 215 чел. (39 %), что составляет 46,4 %, из них не продолжили обучение в вузе 38 чел. (1,7%) [Харунова, 2020: 59].

Выпускники школ из Тувы имеют такие же приоритеты, как и в других регионах: высокий уровень профессионального образования, гарантирующий удачное трудоустройство после окончания ВУЗа, успешная карьера, достойный заработок, и пр. Все те ожидания, которые можно свести к фразе - «надежда на лучшую жизнь». Единственный вуз (ТувГУ) в республике не может принять всех выпускников, желающих получить высшее образование. Во многом по этой причине происходит отток из Тувы молодежи, которая стремится получить профессиональное образование в наиболее престижных учебных заведениях, расположенных за пределами республики. Эта массовая образовательная миграция приводит к серьезным последствиям для экономики республики, так как региональный рынок труда не может предоставить молодым специалистам конкурентоспособные места и тем самым мотивировать их вернуться обратно.

Абитуриенты из Республики Тыва получают доступ к высшему образованию различными путями, но здесь нередко срабатывает перефразированный принцип - «где учился - там и пригодился». За время обучения через научные, профессиональные и деловые отношения они обрастают социальными связями. Студенты из Тувы, которые остаются после окончания вузов в принимающем регионе, увеличивают его социально-демографический потенциал.

https://www.tuvaonline.ru/2018/05/30/glava-tuvy-cЫenam-pravitelstva-vy-lichno-dolzhny-byt-ozabocheny-voprosom-postupleniya-nashih-detey-v-vuzy.html (дата обращения: 01.04.2020).

3 Распоряжение правительство Российской Федерации от 11 февраля 2019 № 186-р «Об утверждении перечня специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты» (с изменениями на

4 марта 2020 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/552332396 (дата обращения: 01.04.2020).

Получив престижную профессию, успев поработать за высокую зарплату, выпускники из Тувы зачастую не стремятся к возвращению на родину, даже обучившись на целевых местах. Таким образом, регион, который и так занимает последние позиции в федеральных рейтингах по экономическому развитию и уровню жизни, теряет свой самый ценный человеческий ресурс. Можем еще отметить, что это проблема всех сибирских регионов - потеря высокообразованной молодежи, которая оседает в более развитых, конкурентных и инновационных центрах России. В перспективе это ведет к ослаблению регионального рынка труда и является одной из причин отставания в социально-экономическом развитии.

Список литературы:

Борзунов С. А., Туркулец И. А., Мальцева В. А. Образовательная миграция в России: сущность и региональные особенности // Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ДВГУПС. Под общей редакцией С.Е. Туркулец и Е.В. Листопадовой. - 2017. - С. 12-15

«От волги до Енисея...»: образовательная миграция молодежи в России / Н. К. Габдрахманов, Н. Ю. Никифорова, О. В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. 48 с. (Современная аналитика образования. № 5 (26)).

Харунов Р. Ш. Стратегии доступа к высшему образованию в Туве // Система высшего образования в социальном развитии Центральной Азии. М.; Иркутск: Наталис, 2007. С. 190-203.

Харунова М. М.-Б. В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 1. Социальные и гуманитарные науки, № 3 (64), 2020. С. 53-65.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Харунов Рамиль Шатмуратович, кандидат исторических наук, заведующий филиалом Алдын-Дошка Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: rkharunov@gmail.com

Харунова Марианна Монге-Байыровна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории математического моделирования Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: ondar18@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Kharunov Ramil Shatmuratovich, Candidate of History, Head, Aldyn-Doshka branch, Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail rkharunov@gmail.com

Kharunova Marianna Monge-Bairovna, Candidate of History, Leading Research Fellow, Laboratory of Mathematical Modeling, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences. Kyzyl, Russia. E-mail: ondar18@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.