Научная статья на тему 'Частота потребления сладких газированных напитков населением разных возрастных групп Российской Федерации'

Частота потребления сладких газированных напитков населением разных возрастных групп Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1935
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
Ключевые слова
FREQUENCY OF CONSUMPTION / SWEET CARBONATED DRINKS / BODY MASS INDEX / QUESTIONNAIRES / ЧАСТОТА ПОТРЕБЛЕНИЯ / СЛАДКИЕ ГАЗИРОВАННЫЕ НАПИТКИ / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Ханферьян Р.А., Выборная К.В., Раджабкадиев Р.М., Евстратова В.С., Наливайко Н.В.

В статье проанализирована частота потребления сладких газированных напитков различными возрастными группами (от 12 до 60 лет) населения всех федеральных округов РФ. Установлены общие закономерности по частоте потребления указанных напитков независимо от региона. Около 5-8% населения различного возраста и пола потребляют сладкие газированные напитки с достаточно высокой частотой (5-6 раз в неделю). Анализ показал отсутствие зависимости индекса массы тела от частоты потребления газированных напитков и отсутствие гендерных и возрастных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ханферьян Р.А., Выборная К.В., Раджабкадиев Р.М., Евстратова В.С., Наливайко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frequency of consumption of sweet carbonated drinks by the population of different age groups of the Russian Federation

The article analyzes the frequency of consumption of sweet carbonated beverages by various age groups (from 12 to 60 years) of the population of all Federal districts of Russian Federation. The presence of general regularities in the frequency of consumption of these drinks, regardless of the region, was established. About 5-8% of the population of different age and sex groups consumed sweet carbonated drinks with a fairly high frequency (5-6 times a week). The analysis showed that there was no dependence of the body mass index on the frequency of consumption of carbonated beverages and the absence of gender and age differences.

Текст научной работы на тему «Частота потребления сладких газированных напитков населением разных возрастных групп Российской Федерации»

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Для корреспонденции

Ханферьян Роман Авакович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией иммунологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Адрес: 109240, г. Москва, Устьинский проезд, д. 2/14 Телефон: (495) 698-53-45 E-mail: khanferyan@ion.ru

Ханферьян Р.А.1, Выборная К.В.1, Раджабкадиев Р.М.1, Евстратова В.С.1, Наливайко Н.В.1, Семин В.Б.1, Галстян А.Г.2

Частота потребления сладких газированных напитков населением разных возрастных групп Российской Федерации

1 ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва

2 ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности», Москва

1 Federal Research Centre of Nutrition, Biotechnology and Food Safety, Moscow

2 All-Russian Scientific Research Institute of Brewing, Nonalcoholic and Wine Industry, Moscow

В статье проанализирована частота потребления сладких газированных напитков различными возрастными группами (от 12 до 60 лет) населения всех федеральных округов РФ. Установлены общие закономерности по частоте потребления указанных напитков независимо от региона. Около 5-8% населения различного возраста и пола потребляют сладкие газированные напитки с достаточно высокой частотой (5-6 раз в неделю). Анализ показал отсутствие зависимости индекса массы тела от частоты потребления газированных напитков и отсутствие гендерных и возрастных различий.

Ключевые слова: частота потребления, сладкие газированные напитки, индекс массы тела, анкетирование

The article analyzes the frequency of consumption of sweet carbonated beverages by various age groups (from 12 to 60 years) of the population of all Federal districts of Russian Federation. The presence of general regularities in the frequency of consumption of these drinks, regardless of the region, was established. About 5-8% of the population of different age and sex groups consumed sweet carbonated drinks with a fairly high frequency (5-6 times a week). The analysis showed that there was no dependence of the body mass index on the frequency of consumption of carbonated beverages and the absence of gender and age differences.

Keywords: frequency of consumption, sweet carbonated drinks, body mass index, questionnaires

Для цитирования: Ханферьян Р.А., Выборная К В., Раджабкадиев Р.М., Евстратова ВС., Наливайко Н.В., Семин В.Б., Галстян А.Г. Частота потребления сладких газированных напитков населением разных возрастных групп Российской Федерации // Вопр. питания. 2017. Т. 86. № 3. С. 55-58.

Статья поступила в редакцию 03.03.2017. Принята в печать 02.05.2017.

For citation: Khanferyan R.A., Vybornaya K.V., Radzhabkadiev R.M., Evstratova V.S., Nalivayko N.V., Semin V.B., Galstyan AG. Frequency of consumption of sweet carbonated drinks by the population of different age groups of the Russian Federation. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2017; 86 (3): 55-8. (in Russian) Received 03.03.2017. Accepted for publication 02.05.2017.

Frequency of consumption of sweet carbonated drinks by the population of different age groups of the Russian Federation

Khanferyan R.A.1, Vybornaya K.V.1, Radzhabkadiev R.M.1, Evstratova V.S.1, Nalivayko N.V.i, Semin V.B.i, Galstyan A.G.2

Проблема влияния на здоровье сладких газированных напитков за последние годы стала привлекать огромное внимание диетологов и врачей многих специальностей. Особое внимание уделяется возможному влиянию частого потребления сладких газированных напитков на развитие и течение важнейших алиментарно-зависимых заболеваний, таких как ожирение и сахарный диабет 2 типа (СД2) [1-4]. Напитки и фруктовые соки с высоким содержанием сахара рядом исследователей характеризуются как возможные факторы риска развития указанных патологий. В одном из последних обзоров приводится метаанализ о потреблении сладких напитков и связи их потребления с развитием СД2 у населения США и Великобритании. В исследовании установлено, что практически половина населения этих стран с различной частотой потребляет сладкие газированные напитки [1, 5].

В систематизированном обзоре был проведен ме-таанализ и показано, что частое потребление подслащенных сахаром напитков ассоциировалось с СД2. Напротив, связь между потреблением сладких фруктовых соков, а также напитков с сахарозаменителями и СД2 была менее очевидной [6].

Известно также, что наряду с СД2 и ожирением содержащиеся в напитках сахара могут быть фактором риска развития кардиологической патологии. Так, высокое содержание фруктозы в рационе приводит к существенному увеличению концентрации в крови триглицеридов, общего холестерина и липопротеидов низкой плотности [7].

Несмотря на наличие многих, главным образом зарубежных, исследований о возможной связи частого потребления сладких газированных напитков или подслащенных фруктовых соков с риском СД2 [8-11], а также других алиментарно-зависимых заболеваний, указанная проблема требует более тщательного рассмотрения. И в первую очередь необходим анализ частоты потребления сладких газированных напитков в различных регионах России. Это особенно актуально, учитывая масштабы нашей страны, значительные региональные, национальные особенности, а также социокультурные различия.

Цель исследования - анализ частоты потребления сладких газированных напитков разными возрастными группами (от 12 до 60 лет) населения в различных федеральных округах РФ.

Материал и методы

Анкетирование проведено у 11 850 лиц обоего пола в 24 городах в 8 федеральных округах РФ. Наибольшее количество анкетируемых было в Центральном (17,2% от общего числа) и Северо-Западном округах (18,4%). Выборка в каждой возрастной группе обследованных (12-17 лет, 18-30 лет, 31 год - 45 лет, 46-60 лет) составляла не менее 150 лиц каждого пола. Распределение по половому признаку внутри выборки носило равномерный характер с небольшим превалированием лиц женского пола (53,6%).

Перед проведением анкетирования было проведено информирование анкетируемых лиц о правилах заполнения анкет. При повторном визите проводили анкетирование либо путем персонального опроса, либо осуществляли компьютерный сбор информации в присутствии подготовленного специалиста. Опросы респондентов проводили специально обученные сотрудники-интервьюеры. Оценку фактического потребления пищи детьми в возрасте 12-17 лет проводили со слов и в присутствии родителей. Для расчета индекса массы тела (ИМТ) респондентов были собраны антропометрические данные [масса тела, длина тела стоя (рост)].

Обработку первичного материала, а также статистическую обработку данных проводили с использованием специально разработанной компьютерной программы, а также программы SPSS Statistics v.20,0.

Результаты и обсуждение

Анкетирование показало (см. таблицу), что частота потребления газированных напитков населением в различных регионах достаточно близка. На рис. 1 в качестве примера показана частота потребления сладких

Употребляют

67%

раз в неделю

2-3 раза в день -1%

"1 раз в день 1%

5-6 раз в неделю 12%

Рис. 1. Потребление безалкогольных газированных напитков в Центральном федеральном округе РФ (п=2043)

раз

и чаще день

Ханферьян Р.А., Выборная К.В., Раджабкадиев Р.М. и др.

Частота потребления сладких газированных напитков в разных федеральных округах РФ

Федеральный округ Не употребляют/употребляют, % 1-3 раза в месяц 1 раз в неделю 5-6 раз в неделю

Центральный 33/67 21 16 12

Северо-Западный 45/55 19 14 12

Приволжский 42/58 20 14 11

Сибирский 37/63 19 17 11

Дальневосточный 38/62 20 13 13

Уральский 41/59 18 16 12

Северо-Кавказский 42/58 19 13 11

Южный 35/65 19 15 13

35 30 25 20 15 10 5 0

Г

т

60

50

40

30

20

10

т

1

1

II ш ШМЖ Гж ■ I . т

ВПП1 ■ ■11

Ни разу 1-3 раза или менее в месяц 1 раза в месяц

ИМТ 15-20 ■

1 раз 2-4 раза 5-6 раз в неделю в неделю в неделю

Ни разу

ИМТ 20-25

а

ИМТ 25-30

или менее в месяц 1 раза в месяц

ИМТ 15-20 I

1-3 раза 1 раз 2-4 раза 5-6 раз в неделю в неделю в неделю

ИМТ 20-25

ИМТ 25-30

Рис. 2. Зависимость индекса массы тела (ИМТ, кг/м2) от частоты потребления сладких газированных безалкогольных напитков (в %) у мужчин (а) и женщин (б) 18-30 лет

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5

г

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5

Ни разу 1-3 раза или менее в месяц 1 раза в месяц

ИМТ 15-20 I

1 раз 2-4 раза 5-6 раз в неделю в неделю в неделю

Ни разу 1-3 раза 1 раз 2-4 раза 5-6 раз

или менее в месяц в неделю в неделю в неделю 1 раза в месяц

ИМТ 20-25

а

ИМТ 25-30

ИМТ 15-20

ИМТ 20-25

ИМТ 25-30

Рис. 3. Зависимость индекса массы тела (ИМТ, кг/м2) от частоты потребления сладких газированных безалкогольных напитков (в %) у мужчин (а) и женщин (б) 31 года - 45 лет

0

0

газированных напитков в Центральном федеральном округе. Данные таблицы демонстрируют, что наиболее часто сладкие газированные напитки употребляет население Центрального и Южного федеральных округов (соответственно 67 и 65%). Необходимо отметить, что практически во всех округах только примерно 1/5 часть населения из числа лиц, употребляющих газированные сладкие напитки, крайне редко их потребляет (1-3 раза в месяц) и от 11 до 13% данной категории лиц употребляет указанные напитки до 5-6 раз в неделю. Таким образом, расчеты показывают, что в различных федеральных округах России около 5-8% населения различного возраста и пола употребляют сладкие газированные напитки с достаточно высокой частотой.

Последующий анализ не выявил какой-либо зависимости ИМТ от частоты приема сладких безалкогольных напитков. На рис. 2 и 3 представлены в качестве примеров данные исследования в двух возрастных группах (18-20 и 31 год - 45 лет) анкетируемых. Показано, что повышенный ИМТ (>25) у лиц и женского, и мужского пола разных возрастных групп не коррелирует с частым приемом сладких газированных напитков.

Таким образом, частота потребления сладких газированных напитков населением, проживающим в различных федеральных округах, примерно одинакова. Достаточно частое потребление указанных напитков (до 5-6 раз в неделю) характерно для 5-8% населения РФ. В исследовании не обнаружено зависимости ИМТ от частоты потребления сладких газированных напитков.

Сведения об авторах

Ханферьян Роман Авакович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией иммунологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Москва) E-mail: khanferyan@ion.ru

Выборная Ксения Валерьевна - научный сотрудник лаборатории спортивной антропологии и нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Москва) E-mail: dombim@mail.ru

Раджабкадиев Раджаб Магомедович - младший научный сотрудник лаборатории иммунологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Москва) E-mail: 89886999800@mail.ru

Евстратова Виктория Сергеевна - младший научный сотрудник лаборатории иммунологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Москва) E-mail: vik.evstratova@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наливайко Наталья Владимировна - лаборант-исследователь лаборатории иммунологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Москва) E-mail: molchimary@rambler.ru

Семин Василий Борисович - младший научный сотрудник лаборатории иммунологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Москва) E-mail: 12gooolwill12@gmail.com

Галстян Арам Генрихович - член-корреспондент РАН, доктор технических наук, заведующий межотраслевым научно-техническим центром мониторинга пищевых продуктов ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой продукции» (Москва) E-mail: 9795029@mail.ru

Литература/References

1. Basu S., McKee M., Galea G., Stuckler D. Relationship of soft drink consumption to global overweight, obesity, and diabetes: a cross-national analysis of 75 countries. Am J Public Health. 2013; 103: 2071-7.

2. Stanhope K.L. Role of fructose-containing sugars in the epidemics of 7. obesity and metabolic syndrome. Annu Rev Med. 2012; 63: 329-43.

3. Weed D.L., Althuis M.D., Mink P.J. Quality of reviews on sugar-sweetened beverages and health outcomes: a systematic review. Am J Clin 8. Nutr. 2011; 94: 1340-7.

4. Greenwood D.C., Threapleton D.E., Evans C.E.L., et al. Association between sugar-sweetened and artificially sweetened soft drinks and type 2 diabetes: systematic review and dose-response meta-analy- 9. sis of prospective studies. Br J Nutr. 2014; 112: 725-34.

5. Bleich S.N., Wolfson J.A., Vine S., Wang Y.C. Diet-beverage con- 10. sumption and caloric intake among US adults, overall and by body weight. Am J Public Health. 2014; 104: e72-8.

6. Imamura F., O'Connor L., Ye Zh., Mursu J., Hayashino Y., Bhupathi- 11. raju S.N., et al. Consumption of sugar sweetened beverages, artifi-

cially sweetened beverages, and fruit juice and incidence of type 2 diabetes: systematic review, meta-analysis, and estimation of population attributable fraction. BMJ. 2015; 351: h3576. doi: 10.1136/bmj. h3576.

DiNicolantonio J.J., Lucan S.C. The wrong white crystals: not salt but sugar as aetiological in hypertension and cardiometabolic disease. Open Heart. 2014; 1 (1): e000167.

Gardner C., Wylie-Rosett J., Gidding S.S. et al. Nonnutritive sweeteners: current use and health perspectives: a scientific statement from the American Heart Association and the American Diabetes Association. Circulation. 2012; 126: 509-19.

Slavin J.L., Lloyd B. Health benefits of fruits and vegetables. Adv Nutr. 2012; 3: 506-16.

Malik V.S., Popkin B.M., Bray G.A., Despres J.-P., Hu F.B. Sugar-sweetened beverages, obesity, type 2 diabetes mellitus, and cardiovascular disease risk. Circulation. 2010; 121: 1356-64. Xi B., Li S., Liu Z., et al. Intake of fruit juice and incidence of type 2 diabetes: a systematic review and meta-analysis. PloS One 2014; 9: e93471.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.