Научная статья на тему 'Частные учебные заведения в Тамбовской губернии в XIX веке'

Частные учебные заведения в Тамбовской губернии в XIX веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ / ПАНСИОНЫ / ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / EDUCATION / TRAINING / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PRIVATE SCHOOLS / BOARDS / TAMBOV PROVINCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акользина Марина Константиновна

Статья посвящена проблеме формирования сети частных учебных заведений в Тамбовской губернии в XIX в. Проанализированы преимущественно опубликованные и архивные источники, делопроизводственные документы, статистические данные, формулярные списки, нарративные источники. Актуальность работы определяется важностью изучения истории отечественной культуры и образования, новой биографической истории, влияния иностранцев на развитие сети частных школ в русской провинции. Изучение источников позволило представить полную картину функционирования частных учебных заведений, их размещения, содержания, состава учителей, отношения властей к руководству и учащимся. Новизна исследования определяется микроисторическим подходом к комплексному изучению темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акользина Марина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE TAMBOV PROVINCE IN THE XIX CENTURY

The author devoted this article to a problem of formation of network of private educational institutions of the Tambov province in the XIX century. The author analyzed mainly published and archival sources, office work documents, statistical data, official lists, narrative sources. The importance of studying of history of domestic culture and education, modern biographic history, influence of foreigners on development of network of private schools in the Russian province define the relevance of article. Studying of sources allowed to present a full picture of functioning of private educational institutions, their accommodations, contents, the list of teachers, the attitudes of the authorities towards the management and the pupil. The microhistorical approach to complex studying of a subject defines the novelty of research.

Текст научной работы на тему «Частные учебные заведения в Тамбовской губернии в XIX веке»

УДК 373.571 10. 20310/1810-231Х-2019-18-39-83-88

ЧАСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX ВЕКЕ

Акользина Марина Константиновна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина Россия, г. Тамбов е-mail: akolmarina@yandex.ru

Статья посвящена проблеме формирования сети частных учебных заведений в Тамбовской губернии в XIX в. Проанализированы преимущественно опубликованные и архивные источники, делопроизводственные документы, статистические данные, формулярные списки, нарративные источники. Актуальность работы определяется важностью изучения истории отечественной культуры и образования, новой биографической истории, влияния иностранцев на развитие сети частных школ в русской провинции. Изучение источников позволило представить полную картину функционирования частных учебных заведений, их размещения, содержания, состава учителей, отношения властей к руководству и учащимся. Новизна исследования определяется микроисторическим подходом к комплексному изучению темы.

Ключевые слова: образование, обучение, учебные заведения, частные школы, пансионы, Тамбовская губерния

Изменения в современной системе образования предполагают существование как государственных, так и негосударственных (частных) образовательных организаций. Современная система образования, определенная «Национальной доктриной образования в Российской федерации на период до 2025 года» предполагает обеспечение многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативность программ, а также личностно ориентированное обучение и воспитание [1].

Сегодня негосударственным, является образовательное учреждение, созданное в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами). Руководство таким образовательным учреждением может осуществлять непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся и воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Взаимоотношения частного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей

(законных представителей) должны регулироваться договором, в котором определены уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность такого учреждения в предусмотренных законом случаях [2].

Современная государственная политика актуализирует опыт дореволюционного отечественного образования при определении путей его дальнейшего развития. Поэтому, небезынтересно обратиться к историческому опыту функционирования частных учебных заведений. Исследование темы важно для понимания особенностей развития образования в современной провинции.

В настоящее время значительное число работ отечественных историков и педагогов посвящается анализу частного школьного образования в России в XIX в. [3-10]. Однако исследованию частных учебных заведений в провинциальных губерниях Российской империи уделяется недостаточное внимание, почти исключительно в контексте их размещения, содержания, условий жизни и быта учителей, отношения властей к руководству и учащимся [11-13]. Давно и плодотворно изучением темы занимаются тамбовские историки [14-19].

В XIX в., особенно в его первой половине, в Российской империи функционировали мно-

гочисленные частные школы, училища и пансионы. Это было связано с происходившими в тот период экономическими, политическими, социально-демографическими и культурными процессами, потребовавшими большого количества образованных людей [19-20]. Государственная школа не справлялась с запросами времени. Частные школы и пансионы открывались как в губернских городах, так и в уездных городах [21]. Их статус был ниже, чем школ государственных. Им выделялось меньше средств, преподаватели частных школ получали существенно меньше, чем их коллеги на государственной службе. Отношение к частному образованию было сложным, от поддержки до полного неприятия [22]. Деятельность таких учебных заведений на протяжении XIX в. регулировалась законодательством на государственном уровне [23].

Составившие основу источниковой базы исследования материалы, отложившиеся в фондах Государственного архива Тамбовской области [24], содержавшиеся в Памятной книжке Министерства народного просвещения на 1865 г. [25] позволили изучить деятельность частных учебных заведений в городах Тамбовской губернии, численность, национальную и конфессиональную принадлежность, образовательный уровень, занятия, семейное и материальное положение работавших в них учителей.

Основатели частных учебных заведений и работавшие в них учителя, должны были иметь удостоверения «о добром их поведении» от губернаторов, и от священников их вероисповедания, «что они известны ему своим благочестием». Вообще гражданским губернаторам было предписано наблюдать за поведением и нравственностью иностранцев и иностранок, содержавших частные учебные заведения, а также учителей и воспитателей. Губернаторы обязаны были сведения об учителях-иностранцах сообщать попечителям учебных округов, или, «смотря по важности и обстоятельствам», и прямо Министерству народного просвещения, «а родителей силою благонамеренных внушений убеждать к удалению из своих домов таких воспитателей, коих поведение или учение покажется им подозрительным» [26].

В 1812 г. иностранцы, в том числе военнопленные французской армии, стали обращаться к директору Тамбовской гимназии с просьбой о разрешении им открыть пансионы, но это стремление иностранцев «обучать благо-

родное русское юношество» было значительно ограниченно распоряжением правительства (от 12 июля 1812 г.) о том, чтобы дело воспитания русских детей поручалось самым надежным и испытанным иностранцам, которые имели право оставаться в России, а остальные «чтобы были поспешно высланы». В числе таких «проходимцев» был один из содержателей пансиона в Тамбове, о котором «министр известил, что в Тамбове открыл школу, под званием учителя наук, праздношатающийся из французов Филипп Фовель, присягнувший на подданство России». Палата уголовного суда приговорила запретить ему учить «пока у него не будет узаконенного аттестата». Вслед за этим было издано распоряжение о том, чтобы иностранцы подвергались экзаменам в Санкт-Петербурге в де Сианс академии, и в Московском университете, и только после этого они могли бы обучать детей русских дворян.

В августе 1815 г. в Тамбов прибыли «ви-зитаторы» с целью провести подробную ревизию народного училища в Тамбове, а также ревизию всех существующих в Тамбове частных школ и пансионов, во главе с профессором Реннером и его помощниками. В ходе этой ревизии было установлено, что частных учителей в Тамбове на то время насчитывалось 14 человек, в числе которых было 7 иностранцев.

Первый частный пансион для девочек при Тамбовской дирекции был открыт иностранкой (швейцарской подданной) Розалией фон Фицтум, которая имела свидетельство из Московского университета на учреждение пансиона, выданное 2 января 1833 г. Работали в нем учителя-иностранцы - Лев Гандалион, Федор Штурцваг, Иван Коломбо, «все имели право преподавать, поведения благонадежного» [27].

Открытие частных пансионов стало одним из вариантов покрытия недостатка ученических мест. В частности, в 1810-е гг. преподаватель Тамбовского дворянского учебного корпуса немец Крейц содержал еще и частный пансион. В 1820-е гг. частный пансион в Тамбове содержал Иосиф Гладт. Он ходатайствовал перед И. П. Менделеевым о разрешении преподавать в своем учебном заведении Закон Божий о. Анисимом из Покровского прихода. В 1822 г. просила разрешение на открытие в Тамбове пансиона «для образования женского пола» графиня фон Визер, с условием «о том, однакож, чтобы она выучилась по обещанию своему в течение года свободно объясняться на русском языке». В 1838 г. частную школу для

девочек открыла в Липецке Шарлотта Маюс (урожденная Линденштейн), которая имела свидетельство на право содержания пансиона в губернских и уездных городах, выданное Дерптским университетом. Еще до приезда в Липецк Шарлотта руководила женским пансионом в Рижской губернии [28].

Выпускницей Московского воспитательного дома со свидетельством на звание домашней учительницы была содержательница и учитель частного пансиона благородных девиц в Тамбове в 1840-е гг. Елизавета Христиановна Адамар. В нем имелось 2 класса с 24 учениками, детьми военных и чиновников [29]. Торжественное открытие пансиона Елизаветы Хри-стиановны Адамар (урожденной Кель) состоялось в Тамбове 6 августа 1840 г. Елизавета Христиановна в 1833 г. окончила Московский воспитательный дом, получив звание домашней учительницы. До открытия пансиона занималась педагогической деятельностью в доме своего мужа Августа Адамара. На обучение у Елизаветы Христиановны находились: «Антонина Хомяковская 9 лет, Софья Колескина 9 лет, Софья Коломбо 14 лет, Софья Булах 14 лет, Серафима Андреева 12 лет, Марья От-рокова 13 лет». Обучение в пансионе Е. Х. Адамар составляло 4 года с годовой оплатой за обучение в 300-800 рублей [30].

Екатерина Генш содержала пансион благородных девиц в Тамбове. В нем на 14 учениц приходилось 8 учителей. Кроме общеобразовательных предметов в пансионе преподавали немецкий и французский языки, музыку, танцы, рукоделие для девочек известных фамилий: дворянок (Слепцовы, Охлябинины, Саль-ковы, Дуплицкие, Ренненкампф) и купеческих дочерей (Малины). Франц Генш был директором такого же пансиона, только для мальчиков.

Содержателями частных учебных заведений в Тамбовской губернии в XIX в. были не только иностранцы. В пансионе Степаниды Поляковой в губернском центре содержались девочки из дворянских семей Лебедевых, Поздняковых, Хардиных, Калининых, Кургановых, Жихаревых и др. и дочери купцов Бородина, Праздникова, Назарова и др. [31].

На протяжении первой половины XIX в. в городах Тамбовской губернии занимались обучением детей грамоте частным образом, как правило, священнослужители. В Моршан-ске, где потребность в образовании была выше, «в своих домах» преподавали не только священники, дьячки и пономари, что было обыч-

ным для того времени, но и чиновники местной администрации, мещане, удельная крестьянка и даже дворовая девка, и келейная жительница скита. Иностранец Гладт не только давал уроки на квартире судьи Веселкина, но и «как слышно, хочет завести пансион». В доме городничего обучал детей иностранным языкам Иосиф Амер. В Усмани частными учителями были отставные солдаты. В Елатомском уезде при заводе Баташова обучал письму, чтению и арифметике детей мастеровых и крестьян отставной унтер-офицер [32].

В Козлове в 1820-30-е гг. были организованы частные школы пономаря Назарова, в которой обучалось 24 мальчика (дети купцов, мещан, однодворцев и ямщиков), мещанина Попова (20 учеников), однодворца Иноземцева (20 учеников), канцеляриста Полякова (6 учеников), прапорщика Каченова (4 ученика), школа для девочек вдовы Веры Поповой (16 учениц из купеческого и духовного сословий). В Усмани частные (домашние) школы содержали дьякон Афанасий Анохин и дьячок Петр Дмитриев. В Елатьме «по данному от начальства свидетельству обучал чтению и письму в нанятой им квартире» отставной унтер-офицер Куликов. В Липецке частное училище содержал коллежский секретарь Петр Ольшанский (26 учеников не только из дворян, но и из обер-офицеров, купеческих и мещанских детей, а также лиц «приказного звания»). Там же находилась и частная школа подпоручика Донорского [33].

Проведенное исследование свидетельствует о том, что частные учебные заведения в Тамбовской губернии в XIX в. получили широкое распространение, восполняя потребности населения провинции в качественном образовании.

Литература

1. Устинова Е. В. Частное школьное образование в России в контексте новой образовательной парадигмы: автореф. дис... д.п.н. Нижний Новгород, 2012.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Ст. 12.3; ст. 36.1; ст. 46.

3. Болотина М. В. Развитие среднего негосударственного образования в России во второй четверти XIX века: автореф. дис. канд. истор. наук. М., 2011.

4. Васильева 3. И. (под редакцией). История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2006.

5. Диссон Ю. Д. Лицеи и благородные пансионы в системе народного просвещения России в первой трети XIX века: автореф. дис... канд. исто-рич. наук. М., 2012.

6. Литарова Н. В. Частные средние учебные заведения в системе образования России конца XIX - начала XX века: автореф. дис. канд. педагог. наук. М., 1994.

7. Романенко Е. В. Эстетическое воспитание в системе частного образования XIX века: автореф. дис. канд. историч. наук. Ульяновск, 2009.

8. Сергеева С. В. Становление и развитие частного школьного образования в России: Последняя четверть XVШ в. - первая половина XIX в.: автореф. дис. докт. педагог. наук. М., 2003.

9. Филоненко Т. В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: Школьные системы XIX - первой трети XX вв.: автореф. дис... докт. истор. наук. Воронеж, 2004.

10. Шилина Е. В. Развитие образования в России в XIX веке: автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2008.

11. Дмитриева Н. А. Становление системы женского образования в российской провинции (1800-1880 гг.): на материалах Смоленской губернии: автореф. дис. канд. ист. наук. Брянск, 2008.

12. Егорова М. В. Учредители частных учебных заведений на Урале в пореформенный период // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. Вып. 12. С. 34-39.

13. Ожегова Е. Ю. Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.: автореф. дис. канд. ист. наук. Пенза, 2007.

14. Акользина М. К. Иностранная интеллигенция в Тамбовской губернии в первой половине XIX века // Историко-культурное наследие: проблемы исследования и преподавания. Тамбов, 2005.

15. Акользина М. К. Немцы в Тамбовской губернии в первой половине XIX века // Тенденции и практики современного краеведения (к 185-летию Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина) /отв. ред. Л. А. Пронина, Л. Н. Патрина, Р. М. Житин. Тамбов, 2016. С. 28-36.

16. Акользина М. К. Подготовка учителей в первой половине XIX века // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы /отв. ред. Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. Тамбов, 2016. С. 134-141.

17. Акользина М. К., Захарова А. М. Выходцы из германских государств в Тамбовской губернии в первой половине XIX века // Тамбов. Исторический портрет российского города. Тамбов, 2014.

18. Акользина М. К., Кожевникова У. В. Военнопленные французской армии в Тамбове в

1812-1813 гг. // Тамбов. Исторический портрет российского города. Тамбов, 2012.

19. Блинов В. И. Развитие образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. М., 2001.

20. Щербакова Г. В. Реформа российского образования в первой половине XIX в. М., 1993.

21. Записка министра народного просвещения графа Разумовского царю Александру I (25 мая 1811 г.) «О частных пансионах» // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т. 1. С. 706., Т. 2 (18251839). С. 200-250.

22. Прокофьева Е. А. Частная общеобразовательная школа дореволюционной России как предмет исторического изучения // Теоретические исследования 2008 года. М., 2008. С. 222-228.

23. Гач О. Б. О правах и правилах частных учебных заведений в дореволюционной России: К истории принятия закона 1914 года // Вестник ТГПУ. 2012. Вып. 11. № 126. С. 225-228.

24. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 4. Канцелярия Тамбовского губернатора, Ф. 105. Дирекция народных училищ Тамбовской губернии; Ф. 107. Тамбовская губернская мужская гимназия; Ф. 118. Тамбовский Александринский институт благородных девиц.

25. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год. СПб., 1865. Часть первая. Законы, уставы, положения и штаты.

26. Циркулярное предписание Министерства народного просвещения «О содержателях частных учебных заведений и обучающих в частных домах» от 8 июля 1831 года. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 687. Лл. 574-575.

27. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 1988.

28. ГАТО. Ф. 105. Ед. хр. 20, 30.

29. Вклад иностранцев в развитие культуры российской провинции в процессе межкультурных коммуникаций. Тамбовская губерния. Конец XVIII - начало XX в. / под ред. В. В. Канищева. Тамбов, 2010.

30. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 797. Лл. 17-17

об.

31. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 343-353.

32. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 145. Л. 25, 120. Ед. хр. 20. Лл. 148-149, 180.

33. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 68, Л. 312, 317, 319, 334-337. Ед. хр. 92. Л. 309.

References

1. Ustinova E. V. Chastnoye shkol'noye obrazovaniye v Rossii v kontekste novoj obrazovatel'noj paradigm [Private school education in Russia in the context of a new educational paradigm]: avtoref. dis... d.p.n. Nizhnij Novgorod, 2012.

2. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Feder-

al law «About Education in the Russian Federation» on 29.12.2012 N 273-FL]. St. 12.3; st. 36.1; st. 46.

3. Bolotina M. V. Razvitiye srednego negosudarstvennogo obrazovaniya v Rossii vo vtoroj chetverti XIX veka [Development of secondary nonstate education in Russia in the second quarter of the XIX century]: avtoref. dis... k.i.n. M., 2011.

4. Vasil'eva Z. I. (pod redaktsiej). Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli za rubezhom i v Rossii [History of education and pedagogical thought abroad and in Russia]. M., 2006.

5. Disson Yu. D. Litsei i blagorodnye pansiony v sisteme narodnogo prosveshcheniya Rossii v pervoj treti XIX veka [Lyceums and noble boards in the system of national education of Russia in the first third of the XIX century]: avtoref. dis. k.i.n. M., 2012.

6. Litarova N. V. Chastnye sredniye uchebnye zavedeniya v sisteme obrazovaniya Rossii kontsa XIX -nachala XX veka [Private average educational institutions in an education system of Russia in the end of XIX - the beginnings of XX century]: avtoref. dis. k. p. n. M., 1994.

7. Romanenko E. V. Esteticheskoye vospitaniye v sisteme chastnogo obrazovaniya XIX veka [Esthetic education in the system of private formation of XIX century]: avtoref. dis. k. i. n. Ulyanovsk, 2009.

8. Sergeeva S. V. Stanovleniye i razvitiye chastnogo shkol'nogo obrazovaniya v Rossii: Poslednyaya chetvert' XVIII v. - pervaya polovina XIX v. [Formation and development of private school education in Russia: The last quarter of the XVIII century -the first half of XIX century.]: avtoref. dis. d. p. n. M., 2003.

9. Filonenko T. V. Etapy razvitiya obshcheobrazovatel'noj shkoly v Rossii: Shkol'nye sistemy XIX - pervoj treti XX vv. [Stages of development of comprehensive school in Russia: School systems of XIX - the first third of XX centuries]: avtoref. dis. . d. i.n. Voronezh, 2004.

10. Shilina E. V. Razvitiye obrazovaniya v Rossii v XIX veke [Development of education in Russia in the XIX century]: avtoref. dis. k.i.n. M., 2008.

11. Dmitrieva N. A. Stanovleniye sistemy zhenskogo obrazovaniya v rossijskoj provintsii (18001880 gg.): na materialakh Smolenskoj gubernii [Formation of system of female education in the Russian province (1800-1880): on materials of the Smolensk province]: avtoref. dis. k.i.n. Bryansk, 2008.

12. Egorova M. V. Uchrediteli chastnykh uchebnykh zavedenij na Urale v poreformennyj period [Founders of private educational institutions in the Urals during the post-reform period] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004. Vyp. 12. S. 34-39.

13. Ozhegova E. Yu. Stanovleniye i razvitiye chastnogo shkol'nogo obrazovaniya v gubernskikh gorodakh Srednego Povolzh'ya v XIX - nachale XX vv. [Formation and development of private school education in the provincial cities of Central Volga area in XIX

- the beginning of the XX centuries]: avtoref. dis. k.i.n Penza, 2007.

14. Akol'zina M. K. Inostrannaya intelligentsiya v Tambovskoj gubernii v pervoj polovine XIX veka [The foreign intellectuals in the Tambov province in the first half of the XIX century] // Istoriko-kul'turnoye naslediye: problemy issledovaniya i prepodavaniya. Tambov, 2005.

15. Akol'zina M. K. Nemtsy v Tambovskoj gubernii v pervoj polovine XIX veka [Germans in the Tambov province in the first half of the XIX century] // Tendentsii i praktiki sovremennogo kraevedeniya (k 185-letiyu Tambovskoj oblastnoj universal'noj nauchnoj biblioteki im. A. S. Pushkina) / otv. red. L.A. Pronina, L. N. Patrina, R. M. Zhitin Tambov, 2016. S. 28-36.

16. Akol'zina M. K. Podgotovka uchitelej v pervoj polovine XIX veka [Training of teachers in the first half of the XIX century] // Professional'no-lichnostnoye razvitiye prepodavatelya i studenta: traditsii, problemy, perspektivy /otv. red. L. N. Makarova, I. A. Sharshov. Tambov, 2016. S. 134-141.

17. Akol'zina M. K., Zakharova A. M. Vykhodtsy iz germanskikh gosudarstv v Tambovskoj gubernii v pervoj polovine XIX veka [Natives of the German states in the Tambov province in the first half of the XIX century] // Tambov. Istoricheskij portret rossijskogo goroda. Tambov, 2014.

18. Akol'zina M. K., Kozhevnikova U. V. Voennoplennye frantsuzskoj armii v Tambove v 18121813 gg. [Prisoners of war of the French army in Tambov in 1812-1813] // Tambov. Istoricheskij portret rossijskogo goroda. Tambov, 2012.

19. Blinov V. I. Razvitiye obrazovaniya v Rossii v XVIII - nachale XX vv. pod vliyaniyem izmenenij vo vzglyadakh na tseli vospitaniya [Development of education in Russia in the XVIII - the beginning of the XX centuries under the influence of changes in views of the education purposes]. M., 2001.

20. Shcherbakova G. V. Reforma rossijskogo obrazovaniya v pervoj polovine XIX v. [Reform of Russian education in the first half of XIX century] M., 1993.

21. Zapiska ministra narodnogo prosveshcheniya grafa Razumovskogo tsaryu Aleksandru I (25 maya 1811 g.) «O chastnykh pansionakh» [The minister of national education count Razumovsky's note to the tsar Alexander I (on May 25, 1811) «About private boards»] // Sbornik postanovlenij po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. SPb., 1875. T. 1. S. 706., T. 2 (18251839). S. 200-250.

22. Prokof'eva E. A. Chastnaya obshcheobrazovatel'naya shkola dorevolyutsionnoj Rossii kak predmet istoricheskogo izucheniya [Private comprehensive school of pre-revolutionary Russia as subject of historical studying] // Teoreticheskiye issledovaniya 2008 goda. M., 2008. S. 222-228.

23. Gach O. B. O pravakh i pravilakh chastnykh uchebnykh zavedenij v dorevolyutsionnoj Rossii: K istorii prinyatiya zakona 1914 goda [About the rights

and rules of private educational institutions in pre-revolutionary Russia: To history of adoption of law of 1914] // Vestnik TGPU. 2012. Vyp. 11. № 126. S. 225228.

24. GATO (Gos. arkh. Tambovskoj oblasti). F. 4. Kantselyariya Tambovskogo gubernatora, F. 105. Direktsiya narodnykh uchilishch Tambovskoj gubernii; F. 107. Tambovskaya gubernskaya muzhskaya gimnaziya; F. 118. Tambovskij Aleksandrinskij institut blagorodnykh devits [SATR (State archive of Tambov region). T. 4. Office of the Tambov governor, T. 105. Directorate of national schools of the Tambov province; T. 107. Tambov provincial men's gymnasium; T. 118. Tambov Aleksandrinsky institution for young ladies].

25. Pamyatnaya knizhka Ministerstva narodnogo prosveshcheniya na 1865 god [The memorable book of the Ministry of national education for 1865]. SPb., 1865. Chast' pervaya. Zakony, ustavy, polozheniya i shtaty.

26. Tsirkulyarnoye predpisaniye Ministerstva narodnogo prosveshcheniya «O soderzhatelyakh chastnykh uchebnykh zavedenij i obuchayushchikh v chastnykh domakh» ot 8 iyulya 1831 goda [The circular

instruction of the Ministry of national education «About holders of private educational institutions and training in private houses» of July 8, 1831]. GATO. F. 4. Op. 1. Ed. khr. 687. Ll. 574-575.

27. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 1988.

28. GATO [SATR]. F. 105. Ed. khr. 20, 30.

29. Vklad inostrantsev v razvitiye kul'tury rossijskoj provintsii v protsesse mezhkul'turnykh kommunikatsij. Tambovskaya guberniya. Konets XVIII - nachalo XX v. [Contribution of foreigners to cultural development of the Russian province in the course of cross-cultural communications. Tambov province. The end of the XVIII - the beginning of the XX centuries] / pod red. V. V. Kanishcheva. Tambov, 2010.

30. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 797. Ll. 17-17 ob.

31. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 20. L. 343-353.

32. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 145. L. 25, 120. Ed. khr. 20. Ll. 148-149, 180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 68, L. 312, 317, 319, 334-337. Ed. khr. 92. L. 309.

* * *

PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE TAMBOV PROVINCE IN THE XIX CENTURY

Akolzina Marina Konstantinovna

Derzhavin Tambov State University Russia, Tambov e-mail: akolmarina@yandex.ru

The author devoted this article to a problem of formation of network of private educational institutions of the Tambov province in the XIX century. The author analyzed mainly published and archival sources, office work documents, statistical data, official lists, narrative sources. The importance of studying of history of domestic culture and education, modern biographic history, influence of foreigners on development of network of private schools in the Russian province define the relevance of article. Studying of sources allowed to present a full picture of functioning of private educational institutions, their accommodations, contents, the list of teachers, the attitudes of the authorities towards the management and the pupil. The microhistorical approach to complex studying of a subject defines the novelty of research.

Key words: education, training, educational institutions, private schools, boards, Tambov province

Об авторе:

Акользина Марина Константиновна, кандидат исторических наук, доцент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Akolzina Marina Konstantinovna, Candidate of History, Associate Professor of Linguistics and Humanitarian Pedagogical Education, Derzhavin Tambov State University, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.