Научная статья на тему 'Вклад провинциального купечества в развитие системы образования в Тамбовской губернии в XIX веке'

Вклад провинциального купечества в развитие системы образования в Тамбовской губернии в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
333
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА / КУПЦЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / DISTRICT SCHOOLS / MERCHANTS / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акользина Марина Константиновна

Статья посвящена проблеме взаимодействия купечества уездных городов и учебных заведений в Тамбовской губернии в XIX в., в период формирования и развития системы образования, прежде всего, начального, в нашем крае. В этот период открывались учебные заведения в городах губернии: в 1786 г. четырехклассное Главное народное училище было открыто в Тамбове, в нем могли учиться дети купцов и мещан. В 1789 г. открылись малые двухклассные училища в г. Козлове, Моршанске и Елатьме. Это стало результатом деятельности императрицы Екатерины II по реформированию системы образования в Российской империи, предусматривавшей учреждение в городах двух типов общеобразовательных учреждений: малые народные училища в уездных городах и главные народные училища в губернских центрах. Проанализирована роль купечества уездных городов Тамбовской губернии в становлении первых учебных заведений, в развитии региональной системы образования. Рассмотрены мотивы благотворительной деятельности торгово-промышленного населения городов, частью которой было попечение в области образования, вклады частных лиц в оснащение и благоустройство учебных заведений, массовое участие купечества, заинтересованного в обучении своих детей, в развитии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF PROVINCIAL MERCHANTS TO DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE TAMBOV PROVINCE IN THE XIX CENTURY

The author devoted this article to a problem of interaction of merchants of the district cities and educational institutions in the Tambov province in the XIX century, during formation and development of an education system, first of all, initial, in our region. During this period educational institutions in the cities of the province were opened: in 1786 the four-class Main national school was opened in Tambov, children of merchants and petty bourgeoisies could study in it. In 1789 small two-great schools in Kozlov, Morshansk and Elatma were opened. It became result of activity of the empress Catherine II on reforming of an education system in the Russian Empire providing establishment in the cities of two types of educational institutions: small national schools in the district cities and the main national schools in the provincial centers. The author analyzed role of merchants of the district cities of the Tambov province in formation of the first educational institutions, in development of a regional education system and considered motives of charity of the commerce and industry population of the cities which part was a care in the field of education, deposits of individuals to equipping and improvement of educational institutions, mass participation of the merchants interested in training of the children, in development of education.

Текст научной работы на тему «Вклад провинциального купечества в развитие системы образования в Тамбовской губернии в XIX веке»

УДК 373.167

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-87-91

ВКЛАД ПРОВИНЦИАЛЬНОГО КУПЕЧЕСТВА В РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX ВЕКЕ

Акользина Марина Константиновна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов e-mail: akolmarina@yandex.ru

Статья посвящена проблеме взаимодействия купечества уездных городов и учебных заведений в Тамбовской губернии в XIX в., в период формирования и развития системы образования, прежде всего, начального, в нашем крае. В этот период открывались учебные заведения в городах губернии: в 1786 г. четырехклассное Главное народное училище было открыто в Тамбове, в нем могли учиться дети купцов и мещан. В 1789 г. открылись малые двухклассные училища в г. Козлове, Моршанске и Елатьме. Это стало результатом деятельности императрицы Екатерины II по реформированию системы образования в Российской империи, предусматривавшей учреждение в городах двух типов общеобразовательных учреждений: малые народные училища в уездных городах и главные народные училища в губернских центрах. Проанализирована роль купечества уездных городов Тамбовской губернии в становлении первых учебных заведений, в развитии региональной системы образования. Рассмотрены мотивы благотворительной деятельности торгово-промышленного населения городов, частью которой было попечение в области образования, вклады частных лиц в оснащение и благоустройство учебных заведений, массовое участие купечества, заинтересованного в обучении своих детей, в развитии образования.

Ключевые слова: образование, учебные заведения, уездные училища, купцы, благотворительность

В современной исторической науке чрезвычайно активизировался интерес как к истории предпринимательства в провинциальных городах, так и истории становления и развития системы образования. Новизна настоящего исследования определяется микроисторическим подходом к комплексному изучению этих научных направлений.

Основу источниковой базы исследования составили материалы, отложившиеся в фондах Государственного архива Тамбовской области [1], содержавшиеся в Памятной книжке Министерства народного просвещения [2].

24 января 1803 г. был издан императорский указ Правительствующему Сенату «Об устроении училищ и распространении наук», включавший в себя «Предварительные правила народного просвещения» [3], ставшие основой реформы образования в России в начале XIX в. [4]. Согласно уставу 1804 г. в Российской империи создавалась стройная и последовательная система управления всеми учебными заведениями. Народное образование делилось на четыре ступени: приходские училища; уездные училища; гимназии; университеты. Согласно

«Предварительным правилам народного просвещения» в приходских училищах обучали чтению, письму и первым действиям арифметики, также учитель наставлял детей «в главных началах Закона Божия, в благонравии, в обязанностях к государю, начальству и ближнему», старался дать им «правильное понятие о вещах» [5]. Особенно приветствовалось участие православного духовенства в обучении детей: «приходские священники и церковнослужители могут и должны исправлять должность учителя». В уездных училищах, куда поступали ученики из приходских, изучали грамматику русского языка, историю и географию, «первоначальные основания геометрии и естественных наук, наставления в должностях человека и гражданина», получали «практические знания, полезные для местной промышленности и потребностей края». Учебный год начинался с окончанием полевых работ и продолжался до их начала в следующем году.

Становление и развитие системы образования в Тамбовской губернии с самого начала проходило при активном участии купечества. Торгово-предпринимательские слои населения,

заинтересованные в обучении своих детей, заботились о развитии образования. Большинство учеников Малых народных училищ, открытых в 1787 г. в г. Козлове, Моршанске и Елатьме, составляли именно купеческие дети. Сыновья купцов уездных городов губернии получали образование в гимназии в г. Тамбове. Учились купеческие дети и в частных учебных заведениях. Например, в г. Липецке в школе Петра Ольшанского в 1828 г. из 37 учеников было 12 детей купцов. В частной школе для девочек в Козлове учились дочери богатых и влиятельных купцов Кожевниковых, Придоро-гиных, Гладышевых, Баженовых, Вороновых. В Тамбове в пансионе благородных девиц, где обучались дворянки, в числе учениц значились дочери известных купцов и фабрикантов Ма-линых. В пансионе Степаниды Поляковой в г. Тамбове вместе с дворянскими девочками учились и купеческие [6].

Эти учебные заведения содержались на средства местного бюджета, выделяемые городскими думами (хозяйственные суммы, деньги на дрова учителям для отопления квартир, на свечи, на приобретение учебной литературы и периодических изданий, на канцелярские расходы, на оплату сторожа и др.). Ежемесячно городская дума выделяла на содержание училища 90 руб. и еще 150-450 руб. вносили купцы-благотворители. Периодически выделялись суммы на ремонт и уборку помещений. Например, «нанятым женщинам за мытье полов в классных комнатах» было выплачено 4,5 руб., печнику мещанину Михаилу Голян-дину «за починку печей» 28 руб. Довольно часто крупные суммы на развитие училища выделяли частные лица. Так, в Моршанске в феврале 1832 г. благотворительный взнос в 6050 руб. «ассигнациями, золотом и серебром» сделал Яков Дмитриев Малюгин, торгующий крестьянин1 Корчевского уезда Тверской губернии вотчины графини Юлии Павловны Самойловой. В мае того же года внес в фонд училища 6 тыс. руб. серебром торгующий крестьянин Яков Михайлович Тальников из сельца Высокое Муромского уезда [7].

К другим источникам содержания относились пожертвования от почетных смотрителей и частных лиц. Так во время открытого испытания в Елатомском Малом народном училище

1 Официально признанная сословная группа, которая, как и купечество, занималась торговлей и предпринимательством

30 июля 1808 г. городской голова Наставин пожертвовал 10 руб. на покупку учебников десяти бедным ученикам, каждому по 1 руб.: Ивану, Василию и Егору Паганиным, Ивану Воеводину, Петру Овцыну, Ивану Дубинину, Ивану Бабину, Андрею и Павлу Гнеушевым, и Дмитрию Халтурину [8]. Детям бедных родителей учебники выдавались «безденежно». В поименном списке учеников тамбовского Главного народного училища, получивших бесплатно учебники по естественной, всемирной и российской истории, священной истории значатся купеческие дети второклассники Матвей и Василий Малины, третьеклассники Степан Аносов и Николай Толмачев.

В феврале 1820 г. при преобразовании Моршанского Малого народного училища в уездное благотворителями было пожертвовано в пользу училищной библиотеки и бедных учеников около 1 тыс. руб., из них 200 руб. внес городской голова купец Григорий Белу-гин. Торжественный завтрак на этом мероприятии финансировало «градское общество»

[9].

Довольно часто крупные суммы на развитие училища выделяли частные лица. Так, в 1808 г. городской голова купец 2-й гильдии Петр Петрович Тихонов «движимый усердием к пользе общей... доставил от своего избытка» для обучения детей по 30 комплектов учебной литературы (в каждый входили «Букварь», «Правила для учащихся» и «Сокращенный катехизис»), которые были розданы бесплатно детям бедных родителей. Кроме того, он подарил «для всегдашнего употребления ученикам, снискавшим навык в чтении» 10 экземпляров «Изъяснений праздничных Евангелий»2, а для обучавшихся письму 10 экземпляров «лучших российских прописей в переплете» и две стопы белой писчей бумаги, а обучающимся «для навыку по купеческой коммерции» 10 образцов бухгалтерских книг. По мнению учителя Протопопова, «сим мера благодеяний его не исполнилась». В 1809 г. купец приобрел для училища на 100 руб. «разных лучших сочинений» книг. В сентябре этого же года П. П. Тихонов привез в училище «разных в лучшем французском переплете исторических к образованию нравственному пособствующих книг»

2 Сидоровский Иван Иванович (1748-1795 гг.). Изъяснения воскресных и праздничных евангелий для употребления в народных училищах. 2-е изд. СПб.: Тип. Брейткопфа, 1788; 1801.

еще на 463 руб. Об этом благотворительном вкладе было сообщено начальству, т.е. попечителю Казанского учебного округа [10]. Так был создан благотворительный фонд для поддержки народного училища в Моршанске.

В 1831 г. почетный смотритель Моршан-ского уездного училища барон Фитингоф активно занялся сбором средств на переустройство учебного заведения и организацию коммерческого класса «исключительно для образования детей купеческого сословия» [11]. Он обратился с рапортом в Министерство народного просвещения «находя весьма много нужного к улучшению онаго с тщательнейшим убеждением моим к благомыслящему дворянскому сословию и почетному моршанскому и иногороднему торгующему в городе Моршан-ске купечеству» с просьбой о содействии пожертвованиями «по возможности каждого» на постройку нового здания училища. Практически все купцы города внесли пожертвования: от 10 до 250 руб. золотом или серебром, редко - ассигнациями. В марте 1831 г. поименный список дарителей был представлен в правление Императорского Московского университета. Сбор средств проходил в несколько этапов. В феврале 1831 г. было собрано 1893 руб. серебром, которые поместили на хранение в мор-шанском уездном казначействе. В числе первых жертвователей были дворяне и наиболее состоятельные купцы с солидными вкладами от 50 до 250 руб. золотом и серебром: князь Павел Сергеевич Голицын, Алексей Тюлюкин, Кондратий Михайлов, Карп Касалапов, Трофим Загороднов и др. Кроме местных купцов, в сборе денег участвовали и иногородние торговцы (владимирские, коломенские, костромские, московские, муромские, мышкинские, пучежские, саратовские, тамбовские, тульские, ярославские, шацкие).

Вопрос об открытии в Моршанском уездном училище коммерческого отделения рассматривался в городской думе в 1831 г. Городской голова купец Ермил Федоров Тюлюкин «содействовал должным усердием, личной готовностью к доставлению упомянутой пользы» для уездного училища. Помощник попечителя Харьковского учебного округа поддержал проект местного купечества «столь важного по влиянию его на торгующий класс жителей, нуждающихся в настоящее время в свойственном роду его занятий образовании» [12]. Влиятельные местные купцы активно участвовали в выборе помещений для училища, строительстве новых и ремонте уже имеющихся училищных зданий, предоставляли строительные ма-

териалы, нанимали мастеровых, занимались подрядами.

Самыми крупными были вложения Е. И. Платицына (1 тыс. руб.) и Н. Е. Смесо-ва (1,8 тыс. руб.). На эти деньги были изготовлены две «большие под черный мрамор и в хорошей вызолоченной раме» доски с указанием имен дарителей. Моршанский купец 3-й гильдии Яков Морозов пожертвовал на имеющийся в училище портрет государя императора деревянную позолоченную резную раму «с изображением вверху оной таковой же резной и вызолоченной короны» стоимостью 60 руб. Об этом пожертвовании было сообщено в правление Московского университета.

Купцы вносили деньги не только на постройку нового здания для училища, но и на ремонт квартиры учителя, замену рам и стекол, а также на оснащение училища мебелью и учебными принадлежностями. Так, купцы Тихон Андреев Попов, Андрей Яковлев Скосы-рев и мещанин Федор Трифонов Трякин оплатили ремонт «по выспрошенной столяром цене» 17 и покупку 10 ученических столов, кресел и стола для учителей, скамеек и досок на сумму в 105 руб. Кроме этого, на внесенные ими 160 руб. были приобретены 30-фунтовый звонок и стенные часы с футляром, а также произведена покраска школьной мебели «под цвет красного дерева». Купец Кондратий Михайлов снабжал училище сальными свечами, Александр Полосин поставлял писчую бумагу и сургуч. Для пошива одежды сторожу училища купцы дали холст, шинельное сукно, купили медные пуговицы, перчатки, сапоги, шапку и лакированный козырек, оплатили работу портного.

Занимались купцы и обучением детей грамоте частным образом. Так, в 1822 г. в г. Елатьме Тамбовской губернии «бывшего купца и фабриканта Марка Васильева Карже-вина дочь Олимпиада в наемной квартире обучает детей разным искусствам, а вместе с тем наукам и рисованию» [13]. Рисование в Козловском уездном училище преподавал учитель Шубин «из купцов».

Единичными были случаи обучения купеческих детей в высших учебных заведениях. Так, сын моршанского купца 3-й гильдии, Ни-кифор Мясоедов, «по окончании полного курса учения в Санкт-Петербургском университете поступил на службу» [14]. Это единственный случай такого продвижения за всю первую половину XIX в.

Таким образом, развитие системы образования в Тамбовской губернии в XIX в. происходило при непосредственном участии купечества уездных городов.

Литература

1. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 4. Канцелярия Тамбовского губернатора; Ф. 105. Дирекция народных училищ Тамбовской губернии.

2. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год. СПб., 1865.

3. ПСЗРИ. Т. 27 (1802-1803). СПб.: Типография 2 отделения Его Императорского Величества канцелярии, 1830. С. 437-442.

4. Земляная Т. Б., Павлычева О. Н. Состояние начального и среднего образования в Российской Империи в первой половине XIX века // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 1. С. 76-85;

5. Земляная Т. Б., Павлычева О. Н. Образовательная реформа в Российской Империи 1803-1804 гг. // Журнал научно-педагогической информации. 2010. № 12. С. 17-28.

6. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 1.

7. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 30. Л. 343; Ед. хр. 68. Лл. 125-126.

8. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 130.

9. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 191.

10. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 280.

11. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 157, 202203.

12. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 104. Лл. 1-109.

13. ГАТО. Ф. 105. Оп. 1. Ед. хр. 415. Л. 9.

References

1. вАТО (Gos. arkh. Tambovskoj oblasti). F. 4. Kantselyariya Tambovskogo gubernatora; F. 105.

Direktsiya narodnykh uchilishch Tambovskoj gubernii.

2. Pamyatnaya knizhka Ministerstva narodnogo prosveshcheniya na 1865 god [The memorable book of the Ministry of national education for 1865.]. SPb., 1865.

3. PSZRI. T. 27 (1802-1803) [Complete collection of laws of the Russian Empire. Vol. 27 (18021803)]. SPb.: Tipografiya 2 otdeleniya Ego Imperatorskogo Velichestva kantselyarii, 1830. S. 437-442.

4. Zemlyanaya T. B., Pavlycheva O. N. Sostoyaniye nachal'nogo i srednego obrazovaniya v Rossijskoj Imperii v pervoj polovine XIX veka [Condition of primary and secondary education in the Russian Empire in the first half of the XIX century] // Zhurnal nauchno-pedagogicheskoj informatsii. 2011. № 1. S. 76-85.

5. Zemlyanaya T. B., Pavlycheva O. N. Obrazovatel'naya reforma v Rossijskoj Imperii 18031804 gg. [Educational reform in the Russian Empire 1803-1804] // Zhurnal nauchno-pedagogicheskoj informatsii. 2010. № 12. S. 17-28.

6. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 1.

7. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 30. L. 343; Ed. khr. 68. Ll. 125-126.

8. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 130.

9. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 3. L. 191.

10. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 20. L. 280.

11. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 3. L. 157, 202-203.

12. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 104. L l. 1-109.

13. GATO [SATR]. F. 105. Op. 1. Ed. khr. 415.

L. 9.

* * *

CONTRIBUTION OF PROVINCIAL MERCHANTS TO DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE TAMBOV PROVINCE IN THE XIX CENTURY

Akolzina Marina Konstantinovna

Derzhavin Tambov State University, Russia, Tambov e-mail: akolmarina@yandex.ru

The author devoted this article to a problem of interaction of merchants of the district cities and educational institutions in the Tambov province in the XIX century, during formation and development of an education system, first of all, initial, in our region. During this period educational institutions in the cities of the province were opened: in 1786 the four-class Main national school was opened in Tambov, children of merchants and petty bourgeoisies could study in it. In 1789 small two-great schools in Kozlov, Morshansk and Elatma were opened. It became result of activity of the empress Catherine II on reforming of an education system in the Russian Empire providing establishment in the cities of two types of educational institutions: small national schools in the district cities and the main national schools in the provincial centers. The author analyzed role of merchants of the

district cities of the Tambov province in formation of the first educational institutions, in development of a regional education system and considered motives of charity of the commerce and industry population of the cities which part was a care in the field of education, deposits of individuals to equipping and improvement of educational institutions, mass participation of the merchants interested in training of the children, in development of education.

Key words: education, educational institutions, district schools, merchants, charity

Об авторе:

Акользина Марина Константиновна, кандидат исторических наук, доцент кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Akolzina Marina Konstantinovna, Candidate of History, Associate Professor of the Linguistics and Humanitarian Pedagogical Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.