вой; научное издание. - Пятигорск, ФГАОУ ВПО «СКФУ», филиал в г Пятигорске, 2015. - С. 7-19.
2. Боровикова Н.В. Совершенствование методов государственного регулирования экономики в современной России // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. -№ 14. - С. 43-47.
3. Курортно-туристский комплекс как объект управления / Под ред. Г.А. Карповой. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005.
4. Целевая федеральная программа Развитие особо охраняемого эколо-го-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод на период до 2020 г. утвержденная постановлением правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 342.
5. Официальный администрации сайт города-курорта Пятигорска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pyatigorsk.org.
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
© Хапаева А.А.1
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск
В статье обобщён опыт реализации механизма частно-государственного партнерства в реализации инвестиционной политики в Ставропольском крае.
Ключевые слова частно-государственное партнёрство, инвестиционная политика, Ставропольский край.
Инвестиционная политика в Ставропольском крае все более реализуется в формате частно-государственного партнерства.
Легитимной основой реализации ГЧП в Ставропольском крае, безусловно, является закон «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае» [1], устанавливающий цели, задачи, общие принципы организации отношений, складывающихся в рамках ГЧП на территории Ставропольского края, а также формы ГЧП.
Под государственно-частным партнерством в Ставропольском крае понимается совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия (со-
1 Студент 2 курса специальности 080304 Государственное и муниципальное управление.
трудничества) между Ставропольским краем либо Ставропольским краем и муниципальным образованием (муниципальными образованиями) Ставропольского края, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории Ставропольского края, развития инновационного, инвестиционного, инфраструктурного потенциала Ставропольского края.
Кроме того, легитимную основу развития ГЧП в крае, а также кластерного механизма инвестирования территориально и технологически сопряженных проектов создает Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 г. № 98-кз «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках», регламентирующий создание региональных парков как определяемую Правительством Ставропольского края часть его территории, имеющая единый проект планировки и предназначенная для размещения и функционирования индустриальных, туристско-рекреационных и технологических объектов и видов деятельности, в том числе на принципах ГЧП [2].
Между тем весьма конструктивной формой реализации ГЧП в крае являют собой индустриальные региональные парки.
Таблица 1
Перечень региональных индустриальных парков в Ставропольском крае
Место расположения Площадь, га Направление специальности
г. Невинномысск 206 промышленное производство, в том числе: перерабатывающее производство, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов; транспортно-ло-гистическое обслуживание
г. Георгиевск 54,1 промышленное перерабатывающее производство; транспортно-логистическое обслуживание; транснациональный конгрессно-ярморочный комплекс
г. Буденновск 60 промышленное производство; перерабатывающее производство
Изобильненский район 124,8 промышленное и перерабатывающее производство
Труновский район 318,3 пищевая и перерабатывающая промышленность; производство и переработка сельхозпродукции
Новоалександровский район 146,3 пищевая и перерабатывающая промышленность; переработка сельскохозяйственной продукции
Шпаковский район 207 промышленное производство в области автомобилестроения, смежные и сопутствующие производства, НИОКР в области автомобилестроения
г. Ставрополь 62 производство фармацевтических препаратов и материалов; производство изделий медицинского назначения
Александровский район 50,8
г. Кисловодск 88 производство электрической энергии
Красногвардейский район 101 промышленное перерабатывающее производство; овощеводство защищенного грунта
Ныне на территории Ставропольского края уже создано 11 индустриальных региональных парков с промышленной, нефтехимической, агропромышленной, фармацевтической специализациями (см. табл. 1).
Зарегистрировано 20 резидентов с проектами общей стоимостью около 35 млрд. рублей и планируемым созданием новых рабочих мест - порядка 9 тысяч. В том числе, в 2014 году зарегистрировано 3 новых резидента региональных парков с проектами общей стоимостью более 11 млрд. рублей, количество новых рабочих мест - 1228 [3].
Для резидентов региональных парков предусмотрены следующие меры государственной поддержки:
- снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5 % - на срок окупаемости инвестиционного проекта и на 2,5 % - после окупаемости инвестиционного проекта;
- снижение на 95 % ставки арендной платы за пользование объектами инфраструктуры, находящимися в государственной собственности Ставропольского края;
- освобождение организаций от уплаты налога на имущество, расположенное в пределах территории регионального парка;
- льготные условия подключения к инженерным коммуникациям;
- освобождение от уплаты земельного налога;
- выкуп земельных участков на льготных условиях;
- предоставление земельных участков без проведения процедуры торгов;
- оформление земельных участков в срок 45 дней;
- сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна» [2].
На данный момент определены перечни приоритетных инвестиционных проектов четырех уровней, закреплены ответственные кураторы за каждым проектом. Общее количество проектов составляет 678 на общую сумму 639 млрд. рублей, количество новых рабочих мест - более 70 тысяч.
Всего в перечень приоритетных проектов первого уровня, курируемых зам. Председателя Правительства СК вошли 19 проектов, 2 уровня (кураторы главы отраслевых министерств) - 28 проектов, третьего уровня, курируемые главами муниципальных образований - 114 проектов. Среди наиболее значимых следует отметить:
1. Строительство комплекса переработки газа Северного Каспия в этилен и его производные на базе предприятия химической промышленности «Ставролен», ОАО «ЛУКОЙЛ». Стоимость инвестиционного проекта - 109 000,0 млн. рублей. Количество создаваемых рабочих мест - 8000.
2. Создание регионального индустриального парка на территории города Невинномысска Ставропольского края. Ведется строительство
объектов инженерной инфраструктуры. Стоимость проекта -650,9 млн. рублей.
3. Для реализации проекта «Металлургический завод СтавСталь. 1-ая очередь. Комплекс прокатного цеха» также ведется строительство объектов инженерной инфраструктуры на общую сумму 790,767 млн. рублей.
4. Южный нанотехнологический центр - создание инновационной инфраструктуры и благоприятных условий для трансфера нанотех-нологических разработок в производство. Стоимость инвестиционного проекта - 1 338,9 млн. рублей. Количество создаваемых рабочих мест - 100.
Например, в 2014 году заключено 8 инвестиционных соглашений, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов общей стоимостью более 20 млрд. рублей и предполагающих создание свыше 1000 рабочих мест [3]. Между тем, исследование зарубежного и отечественного опыта формирования партнерских отношений между государством и бизнесом позволяет обобщить ряд перспективных для Ставропольского края инициатив, в том числе в сфере природопользования [4, 5].
Так, в условиях ограниченной практики развития и реализации проектов ГЧП в регионе следует опираться на централизованный подход в создании системы управления совместными проектами. В качестве уполномоченного органа на территории края предлагается Министерство экономического развития СК, а в статусе экспертов при разработке проектов ГЧП -специалисты из соответствующих отраслевых министерств и ведомств, департаментов и иных органов территориального управления. Предлагаемая управленческая структура будет направлена на формирование позитивного опыта развития ГЧП в различных сферах региона.
Подготовка и реализация отраслевых проектов ГЧП связана с поиском партнеров и отбором конкурсных заявок. Подобная деятельность в зависимости от структуры органов управления в регионе может осуществляться, как специальными конкурсными комиссиями, так и непосредственно компетентными отделами по управлению ГЧП при отраслевых министерствах и ведомствах. С подобной целью методические подходы к конкурсной оценке проектов ГЧП в развитии региона должны включать сравнительную оценку (социального, бюджетного и финансового эффекта) по качественным и количественным показателям, учитывая специфику отраслевого рынка [6].
Список литературы:
1. Закон СК «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае» от 12.10.2009 года № 67-кз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dumask.ru/legislation/regional/zakony/2009/14813/.
2. Закон Ставропольского края «О региональных индустриальных, ту-ристско-рекреационных и технологических парках» от 29 декабря 2009 г. № 98-кз.
3. К информации о ходе реализации государственных программ Ставропольского края за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/upload/file/otchet_2014_na_sayt_ %281 %29.77.
4. Медяник Н.В. Отношения природопользования в аспекте экономических интересов и стимулирования в рекреационных системах: монография / Н.В. Медяник; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2009. - 206 с.
5. Медяник Н.В. Природопользование в системе экономических интересов // Экономический журнал. - 2011. - Т. 4, № 24. - С. 93-102.
6. Штапова И.С. Методологические подходы к оценке структуры отраслевого рынка // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2009. - Т. 9, № 3. - С. 59-67.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ ГОРОДА-КУРОРТА ЕССЕНТУКИ
© Харсиева Т.А.1
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск
В статье обоснованы перспективы развития рекреационной сферы города-курорта Ессентуки, связанные с оптимизацией использования ландшафтно-рекреационного потенциала курортного парка, кластерным форматом, концессионным механизмом развития санаторно-курортной сферы.
Ключевые слова: рекреационная сфера, город-курорт Ессентуки, ча-стно-государственное-партнерство.
Российская Федерация обладает уникальным и разнообразным турист-ско-рекреационным потенциалом, который позволяет развивать все виды рекреации в большинстве регионов страны.
В особом ряду подобных специализированных территорий стоят Кавказские Минеральные Воды и в частности город-курорт Ессентуки.
Экономические интересы курорта Ессентуки традиционно связаны с лечением болезней желудочно-кишечного тракта, печени и болезней, свя-
1 Студент 2 курса направления подготовки 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление.