Научная статья на тему 'Перспективные направления социально-экономического развития городов-курортов'

Перспективные направления социально-экономического развития городов-курортов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хапаева А. А.

Главным ориентиром социально-экономического развития городов-курортов является создание правовых, экономических, социальных и административных условий для рационального использования потенциала муниципального образования, поддержки организаций малого и среднего бизнеса, наиболее эффективно использующих местный потенциал в интересах улучшения качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хапаева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления социально-экономического развития городов-курортов»

нистрации сельского поселения Дальнее Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики) // Экономика и управление: практические аспекты Материалы научно-практической конференции. -Кисловодск, 2014. - С. 157-160.

4. Штапова И.С., Мельников В.В. Генезис понятия «стратегическое планирование» // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -С. 518.

5. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Кибанова. - М., 2013. - 445 с.

6. Медяник Н.В., Мельников В.В. Глобальные тренды и стратегические приоритеты развития туристских дестинаций в регионах России (на материалах Ставропольского края) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 399.

7. Мельников В.В. Стратегическое планирование деятельности государственных предприятий на основе системы сбалансированных показателей // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 14. - С. 82-86.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ-КУРОРТОВ

© Хапаева А.А.1

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск

Главным ориентиром социально-экономического развития городов-курортов является создание правовых, экономических, социальных и административных условий для рационального использования потенциала муниципального образования, поддержки организаций малого и среднего бизнеса, наиболее эффективно использующих местный потенциал в интересах улучшения качества жизни населения.

Ключевые слова городская агломерация, предприятия градообразующего значения, инвестиционный климат.

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы территориальной оптимизации рекреационного комплекса. Развитие городов КМВ определяется возможностью использования существующих комму-

1 Студент 2 курса специальности 080304 Государственное и муниципальное управление. Научный руководитель: Шибиченко Г.И.

нального и жилищного фонда, инженерных сетей и коммуникаций, а также наличием строительной базы, тогда как при сооружении предприятий в малых городах необходимо предусматривать капитальные вложения на развитие инфраструктуры. Вместе с тем более широкие масштабы приобретает в них коммунально-жилищное строительство, острее становится и решение проблемы внутригородского транспорта, осуществление мер по охране окружающей среды. Нерегулируемый рост городских агломераций КМВ приводит к возникновению многих социальных, экономических и экологических проблем. В частности создается угроза санитарно-гигиеническому состоянию территории в связи с растущей концентрацией населения и интенсивным автомобильным движением. Санитарно-защитные зоны, рассчитанные на первоначальные, более скромные размеры (расселения), оказываются недостаточными. Чрезвычайно обостряются транспортные проблемы. Особенно сложными они оказываются в центре городов, где резко снижаются скорости движения. Проблемой является и необходимость строительства очистных сооружений. Наряду с этим, из курортной зоны и зоны санитарной охраны курорта необходимо вынесение ряда объектов, не совместимых с деятельностью курорта. Таким образом ущерб от неорганизованной деятельности связан с негативными социально-экономическими последствиями [1].

Социально-экономическое развитие происходит на основе составления программы социально-экономического развития территории, которая разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. В этой программе должны быть сформулированы основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения [2].

Для развития предпринимательства, малого бизнеса, особенно в сферах торговли и бытового обслуживания населения Администрациями городов-курортов определены следующие стандартные, но эффективные действия:

1) проведение мероприятий по благоустройству, архитектурно-эстетическому оформлению рынка, прирыночных территорий, сети розничной торговли на территории города;

2) проведение работы по ужесточению контроля за соблюдением торговыми предприятиями правил торговли, санитарно-эпидемиологических норм, оборотом алкогольной продукции;

3) реализация комплекса мер по поддержке предприятий потребкооперации на территории города;

4) организация регулярных встреч представителей малого бизнеса с депутатами представительного органа власти и Администрацией;

5) проведение гибкой налоговой политики с целью поддержки вновь создаваемых предприятий малого бизнеса;

6) оказание консультативно-методической поддержки представителям малого бизнеса [3].

Конечной целью социально-экономического развития муниципального образования является наиболее эффективное использование местного потенциала в интересах стабильного улучшения качества жизни населения. И поэтому осуществление постоянной информированности местного населения о целях и задачах плана развития муниципального образования, организация сбора и обсуждения предложений, поступающих от населения и различных местных сообществ необходимо и полезно для каждого жителя города. Так как они должны осознавать, что разработка стратегии развития муниципального образования - их общее дело, и они - его участники [4].

Применительно к деятельности администраций городов-курортов по управлению муниципальным имуществом необходимо отметить, что данную деятельность можно осуществлять в сфере оказания услуг населению муниципальными предприятиями и учреждениями. При этом необходимо принимать предложения населения касательно управления данными организациями, анализировать информацию и - по возможности - внедрять в практику управления муниципальным имуществом рациональные предложения. Управление по «слабым сигналам» населения даёт возможность местной власти:

- видеть оценку населением её деятельность по обозначенному направлению;

- видеть, как данная оценка меняется с течением времени и в случае принятия определённых решений;

- при обеспечении освещения данной деятельности в средствах массовой информации развивать институты демократии в станице через пробуждение у населения веры в способность влиять на процессы решения вопросов местного значения.

Внедрение данного опыта практически не влечёт за собой приложения каких бы то ни было ощутимых финансовых или кадровых ресурсов. Достаточно в рамках одного из структурных подразделений мэрии добавить штатную единицу - сотрудника, который выполнял бы функции социолога и занимался обеспечением описанного выше процесса. Плюс, определённые расходы на освещение процесса управления «по слабым сигналам» населения в СМИ.

Что же касается ветхого и аварийного жилищного фонда и водопровод-но-канализационной сети, свойственных как Пятигорску, так и остальным городам КМВ, то здесь возможно только два пути:

- повышение расходов на капитальный ремонт, что требует резкого увеличения доходной части местного бюджета;

- активизация работы с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт.

С одной стороны, второй вариант оправдан, так как в результате разграничения вопросов ведения муниципальные образования оказались заложниками своего положения. Во многом это связано с тем, что процесс шёл «сверху». С другой стороны, капитальный ремонт - это обслуживание объектов собственности, а это прямая обязанность собственника. Поэтому «выбивание» средств из федерального или областного бюджета представляется довольно сложным. Следовательно, остаётся перераспределение средств расходной части местного бюджета либо общее увеличение доходной части бюджета, в том числе за счёт повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий [4].

Таким образом, существующие сегодня основные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления и муниципального управления, могли быть частично решены: ликвидировать существующие сегодня трудности в управлении муниципальной собственности полностью не представляется возможным, поскольку это требует слишком кардинальных действий.

Информатизация муниципального образования представляет собой сложный социальный процесс, затрагивающий интересы, практически, всего населения муниципального образования. Для ее проведения необходимо преодоление ведомственных барьеров, концентрация усилий и всеобщая заинтересованность в информатизации, так как сегодня - это важное составляющее звено в достижении целей Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования.

Так, отделы народного образования, районные финансовые отделы, БТИ, отделы районной государственной статистики, комитеты по земельным ресурсам и другие подразделения ведут собственные базы данных, информационное наполнение которых, безусловно, может представлять интерес для специалистов районной администрации, отслеживающих соответствующие направления работы. Но преобладание ведомственного функционально - ориентированного подхода к построению этих локальных баз данных затрудняет возможность их использования руководством района для выполнения конкретных практических задач [5]. Кроме того, необходимость сбора и обработки информации различными структурами по одному и тому же объекту учета (например, земля, недвижимость, население и др.) приводит не только к дублированию работ, дополнительным финансовым затратам, но и не позволяет оптимально и разумно использовать уже имеющиеся в наличии информационные ресурсы. Это порождает определенные проблемы, связанные с недостатком информации в нужный момент в процессе подготовки и принятия конкретных решений.

Список литературы

1. «Специфика реализации государственной политики в сфере рекреации и туризма в СКФО» / Под общей редакцией Н.В. Медяник, И.С. Штапо-

вой; научное издание. - Пятигорск, ФГАОУ ВПО «СКФУ», филиал в г. Пятигорске, 2015. - С. 7-19.

2. Боровикова Н.В. Совершенствование методов государственного регулирования экономики в современной России // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. -№ 14. - С. 43-47.

3. Курортно-туристский комплекс как объект управления / Под ред. Г.А. Карповой. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005.

4. Целевая федеральная программа Развитие особо охраняемого эколо-го-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод на период до 2020 г. утвержденная постановлением правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 342.

5. Официальный администрации сайт города-курорта Пятигорска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pyatigorsk.org.

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

© Хапаева А.А.1

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск

В статье обобщён опыт реализации механизма частно-государственного партнерства в реализации инвестиционной политики в Ставропольском крае.

Ключевые слова частно-государственное партнёрство, инвестиционная политика, Ставропольский край.

Инвестиционная политика в Ставропольском крае все более реализуется в формате частно-государственного партнерства.

Легитимной основой реализации ГЧП в Ставропольском крае, безусловно, является закон «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае» [1], устанавливающий цели, задачи, общие принципы организации отношений, складывающихся в рамках ГЧП на территории Ставропольского края, а также формы ГЧП.

Под государственно-частным партнерством в Ставропольском крае понимается совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия (со-

1 Студент 2 курса специальности 080304 Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.